Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





психология 7 страница



инстинктивные процессы с мыслительным содержанием и тем самътм сделать их доступными для сознания и подверженными контролю.

Когда при внезапном возрастании либидо индивид отступает на этот примитивный уровень страха перед силой инстинктов, покой инстинктивных процессов и процессов Я должен быть потревожен. Ниже я опишу две из наиболее важных особенно­стей пубертатного периода и покажу их связь с этим процессом регрессии Я.

Наиболее примечательные явления в жизни подростков в конечном счете связаны с их отношениями с объектом. Здесь особенно заметен конфликт между двумя противоположными тен­денциями. Мы уже видели, что вытеснение, вызванное общей враждебностью по отношению к инстинктам, обычно выбирает для своих атак фантазии предпубертатного периода на тему инцеста» Подозрительность и аскетизм Я исходно направлены против фик­саций субъекта на всех объектах любви его детства. Результатом этого, С одной стороны, является стремление молодого человека к изоляции; начиная с этого времени, он живет с членами своей семья, как с чужими людьми* Но врожденная враждебность Я по отношению к инстинктам направлена не только на его отношение к внешним объектам любви; она направлена также и на его отношения со Сверх-Я. В той мере, в какой Сверх-Я в этом периоде все еще насыщено исходящим от отношений с родителями либидо> оно само рассматривается как подозрительный инцестньхй объект и становится жертвой последствий аскетизма* Я отчуждается так­же и от Сверх-Я. Для молодых людей это частичное вытеснение Сверх-Я, отчужденность от часта его содержания является одной из величайших неприятностей подросткового периода. Основным следствием разрыва отношений между Я и Сверх-Я становится возрастание опасности, грозящей со стороны инстинктов- Индивид становится асоциальным. До возникновения этого нарушения тре­вога сознания и чувство вины, возникающие вследствие отноше­ния Я к Сверх-Я, были наиболее сильными союзниками Я в его борьбе против инстинктов. В начале пубертатного периода часто заметны преходящие попытки осуществить сверхнасыщенность всех содержаний Сверх-Я. Возможно, этим объясняется так назы­ваемый «идеализм* подростков. Возникает следующая ситуация: аскетизм, сам являющийся- следствием возрастания опасности со стороны инстинктов, ведет к разрыву связи со Сверх*Я it тем самым делает неэффективными защитные меры, осуществляв

S5

адые тревогой Сверх-Я. В результате этого Я еще сильнее отбра­сывается на уровень чистой инстинктивной тревоги и характер­ных для этого уровня примитивных защитных механизмов*

Самой зо ля дня и разрыв с объектами любви, однако» ке явля­ются единственными тенденциями* возникающими в отношении подростков к объектам* Разнообразные новые привязанности зани­мают место вытесненных фиксаций на детских объектах любви. Иногда индивиды привязываются к молодым людям своего возра­ста, и в этом случае связь приобретает форму страстной дружбы или влюбленности; иногда они привязываются к старпп™, кото­рых признают лидерами и которые явно являются замещением покинутых родительских объектов. Эти отношения любви страст­ны и исключительны, но кратковременно Людей выбирают как объекты и покидают безотносительно к их чувствам:* а на их место выбирают новых. Покинутые объекты быстро и прочно забывают­ся, но форма привязанности к ним сохраняется в мельчайших деталях и обычно воспроизводится в отношении к новому объекту с точностью» похожей на навязчивость.

Помимо згой поразительной верности объекту любви имеет ся одна особенность отношений с объектом в подростковом воз­расте. Подросток стремится не столько обладать объектом в обычном физическом смысле слова, сколько максимально уподо­биться человеку, который в данный момент занимает в его привязанностях центральное место.

Непостоянство молодежи общеизвестно* Почерк, речь, при­ческу, одежду и самые разные привычки она меняет намного легче, чем в любой другой период жизни» Часто одного взгляда на подростка достаточно, чтобы сказать, кто его старший друг, которым он восхищается. Но способность к изменению идет еще дальше* Со сменой одного образца на другой меняются жизнен-ная философия, религиозные и политические взгляды, и, сколь бы часто они ни менялись, подростки всегда в равной мере твердо и: страстно убеждены в правоте столь легко принятых ими взглядов, В этом отношении они напоминают тип пациен­тов, описанный Хелен Дойч в клинической работе по психоло­гии взрослых как пограничный между неврозом и психозом» Она называет их людьми типа «как если бы* («als ob* Typus), потому что в каждом новом отношении с объектом они живут так, как если бы они действительно проживали свою собствен­ную жизнь и выражали свои собственные чувства, мнения и взгляды.

У девочки, которую я анализировала, механизм, лежащий в основе этих процессов трансформации, был особенно ясен. Не­сколько раз за один лишь год она переходила от одной дружбы к другой, от девочек к мальчикам и от мальчиков к пожилой женщине. В каждом случае она не просто становилась безраз­личной к покинутому объекту любви, но испытывала к нему выраженную и сильную неприязнь, граничащую с презрением, и чувствовала, что любая случайная или неизбежная встреча с ним почти невыносима. После большой аналитической работы мы обнаружили, что эти чувства по отношению к бывшим друзьям вовсе не были ее собственными. Каждый раз, когда девочка меняла объект любви, она считала себя обязанной под* страивать свое поведение и взгляды под поведение и взгляды своего нового друга во всем, связанном с ее внутренней и внеш­ней жизнью. Она начинала переживать не свои собственные эмоции, а эмоции своего нынешнего друга. Неприязнь к людям, которых она раньше любила, в действительности не была ее собственной. При помощи процесса эмпатии она разделяла чув­ства своего нового друга* Таким образом, она выражала ре­вность, которую, как ока воображала» он чувствовал ко всем* кого она раньше любила, или его (а не ее собственное) презрение к возможным соперникам.

Психологическая ситуация в подобных фазах пубертата может быть описана очень просто. Эта етрае*ная « мимолетная фиксация любви вообще не является отношением к объекту в том смысле, в котором мы используем этот термин, говоря о взрослых. Это — идентификация самого примитивного типа, такая, с какой мы встречаемся при исследовании развития в раннем детстве, еще до существования всякой объектной любви, Таким образом, непосто­янство в пубертатном периоде означает не внутренние изменения в любви или убеждениях индивида, а* скорее, утрату личности вследствие изменений в идентификации.

Процесс, выявленный при анализе поведения пятнадцатилет­ней девочки, возможно, прольет некоторый свет на ту роль, кото­рую играет эта склонность к идентификации. Моя пациентка была очень красивой, очаровательной девочкой и всегда играла замет­ную роль в своем окружении, ко, несмотря на это, ее терзала неистовая ревность к сестре* которая была еще ребенком. В пубер­татном периоде пациентка утратила все свои прежние интересы и была охвачена единственным желанием — вызывать любовь и восхищение мальчиков и мужчин, бывших ее друзьями. Она

S7

безумно влюбилась — на расстоянии — в мальчика, который был намного старше ее и которого она иногда встречала на вечеринках и на танцах* В это время она написала мне письмо, в котором выражала сомнения и тревоги в связи со своей влюб­ленностью»

* Пожалуйста, скажите мне, — писала она, — как мне вести себя, когда я встречаю его. Быть ли мне серьезной или веселой? Как я ему больше понравлюсь — если покажу, что умна, или если прикинусь глупой? Что Вы мне посоветуете — говорить все время о нем или говорить и о себе тоже?*.* Когда пациентка в следующий раз встретилась со мной, я устно ответила на ее вопросы, Я сказала, что, по-видимому, нет необходимости пла­нировать свое поведение заранее* Разве она не сможет в нужный момент быть самой собой я вести себя в соответствии с тем* что она чувствует? Она ответила> что такой способ никогда не срабо­тает > и произнесла длинную речь па тему о необходимости приспосабливаться к предпочтейиям и желаниям других людей. Она сказала, что только так можно быть уверенной в том» что :*ебя полюбят, «, несмотря на то, что этот мальчик любил ее, она гросто не могла вести себя естественно.

Вскоре после этого пациентка описала фантазию * в которой нарисовала что-то вроде конца света. «Что будет, — спросила она, — если все умрут?* Она прошлась по всем своим друзьям и отношениям и наконец вообразила, что осталась одна на всей Земле. Ее голос, выразительность интонаций и детали описания говорили о том, что эта фантазия была выполнением ее жела­ния. Она рассказывала с наслаждением, и фантазия не вызыва­ла у нее никакого беспокойства.

Однако я напомнила девочке о ее страстном желании быть любимой. Днем раньше одной лишь мысли о том, что один из друзей не любит ее, что она теряет его любовь, было достаточно > чтобы погрузить ее в отчаяние. Но кто же будет любить ее, если она будет единственной уцелевшей из всего рода человеческого? Она спокойно отбросила мое напоминание о ее давешних печа­лях, *В этом случае я буду любить себя сама*> — сказала она, словно освободившись наконец от всех своих тревог, и испусти­ла глубокий вздох облегчения.

Это маленькое, сделанное на одной пациентке, аналитиче­ское наблюдение укалывает, как мне кажется, на нечто, весьма характерное для некоторых связей с объектом в пубертатном периоде* Разрыв старых отношений, враждебность к и нет инк-

S8

так и аскетизм — все это отвлекает либидо от внешнего мира. Подростку троэнт опасность сместить свое объектное либидо с окружающих людей на себя. Так же, как он регрессировал в своем Яч он может регрессировать и в своей либндозной жизни от объектной любви к нарциссизму» Он избегает этой опасности судорожными усилиями, направленными на установление ново-го контакта с внешними объектами, даже если это может быть сделано только через его нарциссизм, т.е. при помощи ряда идентификаций, В соответствии с таким представлением эмоци­ональные связи с объектом в подростковом возрасте представля­ют собой стремление к выздоровлению — и в этом отношении подростки также напоминают психотических больных в тот момент, когда их состояние в очередной раз начинает меняться к худшему.

При описании пубертатного периода я столько раз сравнива­ла его характеристики с серьезным заболеванием, что {хотя это исследование и не претендует на полноту) мне, видимо, следует сказать несколько слов о нормальности и анормальности проис­ходящих в этот период процессов.

Мы видели, что основой сравнения пубертатного периода с началом обострения психического заболевания является фено­мен, приписываемый нами количественными изменениями ка-тексиса* В обоих случаях повышенный либидозный катексис Око прибавляется к инстинктивной опасности, заставляя Я уд­ваивать свои усилия для защиты любым возможным способом. В психоанализе всегда понимали, что в человеческой экизни из-за этих количественных процессов каждый период возраста­ния либидо может стать началом невротического или психотиче­ского заболевания*

Кроме того, пубертат и обострение психоза напоминают друг друга возникновением примитивных защитных установок, кото­рые мы связываем со страхом Я перед силой инстинктов — тревогой, которая отбрасывает назад больше, чем: любая объек­тивная тревога или тревога сознания.

Впечатление о нормальности иди анормальности процессов, происходящих в пубертате у каждого отдельного индивида, бу­дет, по-видимому, зависеть от доминирования какой-нибудь из перечисленных мною тенденций или нескольких из них. Аске­тический подросток выглядит для нас нормальным до тех пор, пока его интеллектуальные функции свободны и у него есть ряд здоровых связей с объектами. Это же относится и к подросткам ,

интеллектуализирутющими инстинктивные процессы, к подрост­кам идеалистического типа и к тем, кто безудержно мчится от одной пламенной дружбы к другой. Но если аскетическая установ­ка упорно поддерживается, если: процесс интеллектуализации пре­обладает во всей психической жизни и если отношения к другим людям основаны исключительно на сменяющихся идентификаци­ях * учителю или аналитику будет трудно определять из наблюде­ния, в какой мере это следует рассматривать как переходную фазу нормального развития, а в какой — уже как патологическую,

Литература

1. Bernfetd S. Uber eine typische Form der mannlichen Pubertat // Imago. 1923. J* 9.

2. Freud S. Three езэауз on the theory of sexuality // Standard

Edition, V, 7, L,, 1905,

3. Freud S* Formulations of the principles of mental functioning // Standard Edition. V, 12. L., 1911.

4. Jones E. Einige Frobleme des jugendlichen Alters // Imago. 1923. Bd. IX.

К.ХОРНИ

ЖЕНСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ1

Изменение личности у девочек в подростковом возрасте

(Сообщение впервые представлено на заседании Американской Ортопсихиатрической Ассоциации в 1934 году)

ри анализе взрослых женщин с невротическими рас­стройствами или трудным характером нередко обнаружи­ваются два типичных варианта развития. Рассмотрим характерные черты каждого из них;

1, Первые изменения личности произошли в подростковом воз­расте, хотя во всех случаях конфликты, породившие их* имели место в раннем детстве. Часто у девочек-подростков не было внешних проявлений, тревоживших окружающих и производящих впечатле­ние патологии, представляющей опасность для будущего девочки или требующей лечения. Эти проявления воспринимались окружаю­щими как преходящие трудности > естественные в этот период, или даже как желательные и многообещающие признаки,

2. Начало психопатологических изменений приблизительно совпадало с началом менструаций. Эта связь не была явной, так как пациентки или не осознавали совпадения, или, даже если они видели совпадение по времени, то не придавали ему значе­ния, потому что не заметили или * забыли» тот психический смысл, который имела для них менструация. Изменение лично­сти, в отличие от невротических симптомов, развивается посте­пенно» и это также маскировало реальную связь. Обычно только

1 Хорни К. Жейская психология. С.-дб.: Восточно-Европейский Институт Психоавализа> 1993.

после того, как пациентки осознавали, какое эмоциональное влияние на них оказало начало менструаций, они внезапно начинали видеть эту связь. Исходя из этого> л склонна выделить четыре типа изменений личности:

1 — девочка вовлекается в сублимационную активность; у

нее развивается отвращение к эротике;

2 — девочка вовлекается в эротическую сферу (помешана на мальчиках); теряется интерес и способность к работе;

3 — девочка становится эмоционально обособленной, приоб­ретает установку «наплевать на все*, ни во что не вкладывает

душу;

4 — у девочки развиваются гомосексуальные тенденции.

Моя классификация неполна н не включает, конечно, целый ряд существующих возможностей (например, развитие прости­тутки и правонарушительннцы), и касается только тех измене­ний, которые я имела возможность наблюдать непосредственно или могла реконструировать у взрослых пациенток, которые приходили для лечения. Кроме того, это деление произвольно, как неизбежно будет всякое деление по типу поведения, подра-умевающее фиктивный «чистый тип поведения», тогда как еальность всегда допускает любую смесь черт и любые проме-

суточные состояния.

Девочки первой группы проявляли естественный интерес к анатомическим и функциональным различиям полов и к загадкам размножения- Этих девочек влекло к мальчикам и они любили с ними играть. Ко времени пубертата они неожи­данно углубляются в размышления, в религию, этику, искус­ство или науку, теряя интерес к эротической сфере. Обычно девочка, проходящая через такие изменения» в это время не приходит для лечения, потому что семья в восторге от ее серьезности и отсутствия желания флиртовать. Трудности еще не очевидны. Они проявятся позже, особенно после замужест­ва* Патологическую природу таких перемен легко проглядеть по двум причинам: 1 — от человека в эти годы ждут именно интенсивного развития интереса к умственной деятельности; 2 — сама девочка по большей части не осознает, что действи­тельно испытывает отвращение к сексуальности — она только чувствует, что теряет интерес к мальчикам и ей больше не нравятся такцы, вечеринки, флирт и она постепенно уходит от этого.

Вторая группа дает почтя противоположную картану. Очень одаренныеt многообещающие девочки теряют интерес ко всему, кроме мальчиков, не могут сосредоточиться и бросают любую умственную деятельность, едва занявшись ею. Они полностью вовлекаются в эротическую сферу* Такую перемену» как и проти­воположную ей предыдущую» тоже считают «естественной* и за­щищают с помощью похожей рационализации: для девочки в этом возрасте «нормально* переключиться на мальчиков* танцы и флиргг. Это, конечно, так* но как насчет вот таких наклонностей? Девочка судорожно влюбляется в одного мальчика за другим» реально не интересуясь ни одним, и после того, как уверится в том, что мальчик завоеван, бросает его или провоцирует его бросить ее. Она чувствует себя ужасно непривлекательной, несмотря на все доказательства противоположного, и обычно уклоняется от реаль­ных сексуальных отношений, выставляя в качестве рационализа­ции общественные запреты, хотя реальная причина — ее фригидность, что выясняется, если она наконец рискнет сделать такой шаг. Она впадает в депрессию или ждет несчастья, когда вокруг нет мужчин, чтобы ею восхищаться. С другой стороны, ее небрежное отношение к работе вовсе не является * естественным* следствием того* что в связи с сосредоточенностью на мальчиках другие интересы отодвинулись на задний план, как это подразуме­вает ее защита- Девочка на самом деле очень честолюбива и страдает от чувства неспособности что-то завершить.

У третьего типа девочек запреты касаются как работы, так и любви* Это не всегда легко заметить* Поверхностному наблюда­телю девочка может показаться хорошо приспособленной к жиз­ни. У нее нет трудностей в установлении контактовt она дружит с девочками и мальчиками, очень развита, откровенно разгова­ривает на сексуальные темы, делает вид, что у нее совсем нет никаких затруднений, и иногда вступает в те или иные сексу­альные отношения у не вовлекаясь в них эмоционально. В неко­тором роде» она — отстраненный наблюдатель над самой собой, зритель в собственной жизни* Она может не признаваться себе в своем равнодушии, но, по крайней мере иногда, она остро созна­ет, что у нее нет глубокой, настоящей эмоциональной привязан­ности ни к кому и ни к чему. Ничто для нее не имеет значения. Есть сильное противоречие между ее витальностью, одаренно­стью и ее замкнутостью. Обычно она чувствует, что жить ей пусто и скучно.

аз

Четвертую группу характеризовать легче всего. В нее входят девочки, отвернувшиеся от мальчиков полностью и пылко дружа­щие с девочками. Сексуальный характер этой дружбы может быть сознательным, а может и не быть таковым. Если девочка осознает сексуальный характер своих наклонностей, она может страдать от сильного чувства вины, ощущая себя преступницей. Бе отношение к учебе или работе обычно изменчиво* Она честолюбива и времена­ми проявляет большие способности, ей часто не хватает напористо­сти или она впадает в нервное расстройство* в промежутках между двумя периодами продуктивности.

Перед нами четыре очень разных типа, но даже поверхност­ный наблюдатель> если будет достаточно точным, увидит, что у всех четырех есть одна общая тенденция: неуверенность в себе, как в женщине, конфликтные или антагонистические отноше­ния с мальчиками и неспособность + любить* — что бы ни подразумевалось под этим словом. Бели они не отказываются от женской роли совсем, они бунтуют против нее или превозносят ее — преимущественно в саркастической форме. Во всех случаях с сексуальностью связано больше вины, чем признается: *Не тот свободен, кто смеется над своими цепями* (Шиллер),

Психоаналитические наблюдения обнаруживают еще одно поразительное сходство этих типов женщин, настолько сильное, что оно заставляет забыть на врем л о всех их различиях.

Они чувствуют вражду ко всем людям вообще, хотя и раз­лично проявляющуюся по отношению к мужчинам и женщи­нам. В то время» как враждебность к мужчинам может быть разной интенсивности и мотивации, и проявляется вовне срав­нительно легко, враждебность к женщинам абсолютно деструк­тивна, а потому глубоко скрыта в подсознании. Они сами могут лишь смутно догадываться об этой вражде, но никогда не осоз­нают ее силы и разрушительности ее последствий,

У всех четырех групп жекпщкы имеется сильнейшая защит­ная установка по отношению к мастурбации. В процессе анализа им лишь иногда удается вспомнить, что они вроде бы занима­лись этим в раннем детстве, но чаще — вообще отрицается, что это могло когда-либо быть. Они довольно честны на этот счет на сознательном уровне* Они, как правило, не мастурбируют в зрелом возрасте или делают это в сильно замаскированно виде, и, обычно, на сознательном уровне, не чувствуют желания мас­турбировать* Как будет показано нюке, мощные импульсы тако-

го рода существуют, но полностью отделены от остальной части их личности и связаны с сильнейшим чувством вины и страха, а потому их всегда трудно выявить.

Чем объясняется чрезвычайная враждебность к женщинам? Только отчасти она объяснима историей их жизни. Да, матери предъявляются упреки — в недостатке тепла, защиты понима­ния, в предпочтении брата, в чересчур суровых пуританских сек­суальных запретах. Все это более-менее подтверждается фактами, но и сами женщины чувствуют, что существующая подозритель­ность, пренебрежение и ненависть к женщинам несоразмерны * проступкам* матери.

Реальная подоплека выясняется из их отношения к женщи­не-аналитику* Опускал технические детали, опуская не только индивидуальные различия, но также различие в видах защиты, характерных для обсуждаемых типов, мы постепенно получаем следующую картину: каждая пациентка считает, что аналитик ее не любит, что на самом деле она полна злобных намерений, что она мешает ей быть счастливой и достичь успехаt и, в особенности, что она осуждает ее сексуальную жизнь и вмеши­вается в нее или хочет вмешаться.

По мере того* как обнаруживается, что все это — реакпсия на чувство вкны и выражение страха пациентки, постепенно при* ходит понимание, что у нее есть причина бояться, потому что ее реальное поведение в процессе анализа диктуется сильнейшим противодействием и желанием нанести поражение аналитику, даже если это будет ее собственным поражением.

Поведение пациентки является, однако» выражением враж­дебности, существующей лишь на уровне реальности. Полный объем враждебности выясняется, только если последовать за пациенткой в ее фантастическую жизнь — в сновидения и мечты. Там ее враждебность сохранилась в самых жестоких архаических формах.

Грубые, примитивные импульсы, сохранившиеся в фантази­ях, позволяют понять глубину чувства вины перед матерью и материнским образом. Более того, эти фантазии в конце концов позволяют понять, почему мастурбация была полностью прекра­щена и даже в настоящее время все еще окрашена ужасом* Как правило» оказывается, что злобные фантазии неизменно сопро­вождали мастурбацию и таким образом возбудили связанное с ней чувство вины. Другими словами, чувство вины касалось нее физического процесса как такового, а фантазий. Однако арекра-

i

щен мог быть только физический процесс и подавлено стремле­ние к нему* Фантазии продолжали жить в глубине и, вытеснен­ные в раннем возрасте, сохранили свой инфантильный характер. Пациентка не осознает существования этих фантазий* но про­должает отвечать на них чувством вины.

Однако физическая сторона мастурбации также валена. От нее исходят сильнейшие страхи, суть которых — страх, что мастурбация нанесла невосполнимый ущерб, травму, от которой нельзя поправиться. Содержание этого страха никогда не было у пациенток сознательным, но оно нашло,многочисленные выра­жения в разнообразных ипохондрических проявлениях, касаю­щихся всего тела с головы до пят — страхов, что с тобой что-то не в порядке, как с женщиной, страхов, что ты не сможешь выйти замуж и иметь детей, и наконец, общего во всех случаях страха — что ты непривлекательна. Хотя эти страхи восходят непосредственно к физической мастурбации, они могут быть доняты только исходя из ее психологического содержания.

Страх говорит: «У тебя были жестокие разрушительные фантазии о твоей матери и других женщинах. Поэтому ты должна бояться* что и они хотят разрушить тебя точно таким же образом: < Око за око, зуб за зуб*«

Тот же самый страх возмездия ответствен за то, что пациен­тка вначале не чувствует себя спокойной и с аналитиком. Вопре­ки в большинстве случаев сознательно существующей вере, что доктор — добрая к заслуживает доверия, она не может избавить­ся от глубокого убеждения, что меч, висящий над ней, должен упастьv Она не может не думать о том, что аналитик, по ее представлениям, злобен и хочет лишь мучить ее. Ей приходится идти по узкой тропе между угрозой вызвать неудовольствие аналитика и опасностью обнаружить свои собственные враждеб­ные побуждения.

Так как для нее характерен страх фатальности нападения, легко понять, почему она чувствует жизненную необходимость защищаться. Так она и поступает, становясь уклончивой и пы­таясь одержать победу над аналитиком* Враждебность, таким образом, во всяком случае, в верхнем слое представляет собой защиту* Подобным же образом, большая часть ее ненависти к матери тоже представляет собой чувство вины перед ней и желание оградить себя от страха* связанного с виной, путем упреждающего нападения*

Когда этот слой наконец аналитически прорабатывался t главные источники вралсды к матери становились эмоционально доступными для вербализации* Но их следы были видны с самого начала: за исключением пациенток второй группы, которые все же вступали в соревнование с другими девочкалли, хотя и с ужасным пренебрежени­ем* все пацнентки тщательно избегали соревнования. Когда появля­лась 1*а сцене другая женщина — они немедленно уходили со сцены* Убежденные в собственной непривлекательности» они чувствовали себя хуже всех других* Из сражения с этими другими они вынесли склонность избегать открытого соревнования» которую можно было наблюдать и в отношении к психоаналитику. Реально существующая борьба мотивов прячется у них за чувства заведомого проигрыша* Даже если в конце концов они не могут не признать своих соревно­вательных намерений по отношению к аналитику, они делают это только в отношении интеллекта и способности к работе, избегая сравнений, которые указали бы на соревнование с ней как с женщи­ной. Они, например, упорно вытесняют пренебрежительные мысли о внешности аналитика или ее одежде и приходят в страшное замеша­тельство, если такого рода мысли всплывают на поверхность.

Необходимость избегать открытого соревнования появляется именно потому, что в детстве имело место особенно сильное сопер­ничество с матерью или старшей сестрой. Чрезмерной усиление естественной соревновательности дочери с матерью или старшей сестрой обычно было вызвано одним из следующих факторов: преждевременное сексуальное развитие и знакомство с поло­вой жизнью; запугивание в детстве, не давшее развиться чувству уверенности в себе; супружеские конфликты между родителями, вынуждавшие дочь встать ка сторону одного из низе; открытое или замаскированное отвержение матерью; демонстративная сверхпри-вязанкость отца к маленькой девочке — от окружения искренней заботой до открггых сексуальных посягательств. Если схематично обобщить факты, мы увидим, как возникает порочный круг: ре­вность и соперничество с матерью или сестрой — враждебные импульсы, постоянно оживающие в фантазиях — вина к страх нападения и наказания — защитная враждебность — усиление страха и вины.

Как я уже говорила, вина и страх, идущие из этих источни­ков , наиболее сильно закреплены в фантазиях, связанных с мастурбацией. Эти вина и страх, однако, не ограничиваются фантазиями, но распространяются в большей или меньшей сте­пени на все сексуальные стремления и сексуальные отношения.

Они окружают половые отношения атмосферой вины и ожида­ния несчастья, И именно они в значительной степени ответственны за то, что отношения с мужчинами остаются неудовлетворительными.

Есть и другие причины такого результата, непосредственно связанные с отношением пациенток к мужчинам вообще. Я упомяну о них только кратко, потому что не они являются главной темой этой статьи* У женщины вообще может сохра­няться обида на мужчин, идущая от детского разочарования, и тайное желание отомстить. Впоследствии, из-за ощущения соб­ственной непривлекательности, они предчувствуют отвержение со стороны мужчин и* естественно, реагируют враждебностью, В той степени:, в которой они отвернулись от слишком конфликт­ной женской роли, они часто развивают маскулинные стремле­ния и переносят свою установку на соперничество с собственным полом на отношения с противоположным полом, меряясь теперь силами более с мужчинами* чем с женщинами. Если женщина» в которой возникают все эти импульсы, действительно стремит-ся к маскулинной роли, то у нее может развиться сильная зависть к мужчинам одновременно с пренебрежительным отно­шением к их мужским способностям*

Что происходит, когда девочка такого склада вступает в пубертат? В течение всего пубертата идет нарастание лкбидоноз-ных напряжений — сексуальные желания становятся все на­стойчивее и неизбежно наталкиваются на стену вины и страха. У подростка уже есть реальная возможность приобрести опыт сексуальных-переживаний. Это усиливает чувство вины и стра­ха. В это время начинаются менструации, которые для девочки, страшащейся травматических последствий мастурбации, на эмо­циональном уровне означают подтверждение того, что они. дейст­вительно причинила себе ущерб. Теоретическое звание того, что такое менструация * ничего не меняет, потому что знание лежит на поверхности, а страх — в глубине, и они не соприкасаются. Ситуация обостряется. Желание и искушение сильны, не менее силен и страх.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.