|
|||||||
психология 7 страницаинстинктивные процессы с мыслительным содержанием и тем самътм сделать их доступными для сознания и подверженными контролю. Когда при внезапном возрастании либидо индивид отступает на этот примитивный уровень страха перед силой инстинктов, покой инстинктивных процессов и процессов Я должен быть потревожен. Ниже я опишу две из наиболее важных особенностей пубертатного периода и покажу их связь с этим процессом регрессии Я. Наиболее примечательные явления в жизни подростков в конечном счете связаны с их отношениями с объектом. Здесь особенно заметен конфликт между двумя противоположными тенденциями. Мы уже видели, что вытеснение, вызванное общей враждебностью по отношению к инстинктам, обычно выбирает для своих атак фантазии предпубертатного периода на тему инцеста» Подозрительность и аскетизм Я исходно направлены против фиксаций субъекта на всех объектах любви его детства. Результатом этого, С одной стороны, является стремление молодого человека к изоляции; начиная с этого времени, он живет с членами своей семья, как с чужими людьми* Но врожденная враждебность Я по отношению к инстинктам направлена не только на его отношение к внешним объектам любви; она направлена также и на его отношения со Сверх-Я. В той мере, в какой Сверх-Я в этом периоде все еще насыщено исходящим от отношений с родителями либидо> оно само рассматривается как подозрительный инцестньхй объект и становится жертвой последствий аскетизма* Я отчуждается также и от Сверх-Я. Для молодых людей это частичное вытеснение Сверх-Я, отчужденность от часта его содержания является одной из величайших неприятностей подросткового периода. Основным следствием разрыва отношений между Я и Сверх-Я становится возрастание опасности, грозящей со стороны инстинктов- Индивид становится асоциальным. До возникновения этого нарушения тревога сознания и чувство вины, возникающие вследствие отношения Я к Сверх-Я, были наиболее сильными союзниками Я в его борьбе против инстинктов. В начале пубертатного периода часто заметны преходящие попытки осуществить сверхнасыщенность всех содержаний Сверх-Я. Возможно, этим объясняется так называемый «идеализм* подростков. Возникает следующая ситуация: аскетизм, сам являющийся- следствием возрастания опасности со стороны инстинктов, ведет к разрыву связи со Сверх*Я it тем самым делает неэффективными защитные меры, осуществляв S5 адые тревогой Сверх-Я. В результате этого Я еще сильнее отбрасывается на уровень чистой инстинктивной тревоги и характерных для этого уровня примитивных защитных механизмов* Самой зо ля дня и разрыв с объектами любви, однако» ке являются единственными тенденциями* возникающими в отношении подростков к объектам* Разнообразные новые привязанности занимают место вытесненных фиксаций на детских объектах любви. Иногда индивиды привязываются к молодым людям своего возраста, и в этом случае связь приобретает форму страстной дружбы или влюбленности; иногда они привязываются к старпп™, которых признают лидерами и которые явно являются замещением покинутых родительских объектов. Эти отношения любви страстны и исключительны, но кратковременно Людей выбирают как объекты и покидают безотносительно к их чувствам:* а на их место выбирают новых. Покинутые объекты быстро и прочно забываются, но форма привязанности к ним сохраняется в мельчайших деталях и обычно воспроизводится в отношении к новому объекту с точностью» похожей на навязчивость. Помимо згой поразительной верности объекту любви имеет ся одна особенность отношений с объектом в подростковом возрасте. Подросток стремится не столько обладать объектом в обычном физическом смысле слова, сколько максимально уподобиться человеку, который в данный момент занимает в его привязанностях центральное место. Непостоянство молодежи общеизвестно* Почерк, речь, прическу, одежду и самые разные привычки она меняет намного легче, чем в любой другой период жизни» Часто одного взгляда на подростка достаточно, чтобы сказать, кто его старший друг, которым он восхищается. Но способность к изменению идет еще дальше* Со сменой одного образца на другой меняются жизнен-ная философия, религиозные и политические взгляды, и, сколь бы часто они ни менялись, подростки всегда в равной мере твердо и: страстно убеждены в правоте столь легко принятых ими взглядов, В этом отношении они напоминают тип пациентов, описанный Хелен Дойч в клинической работе по психологии взрослых как пограничный между неврозом и психозом» Она называет их людьми типа «как если бы* («als ob* Typus), потому что в каждом новом отношении с объектом они живут так, как если бы они действительно проживали свою собственную жизнь и выражали свои собственные чувства, мнения и взгляды. У девочки, которую я анализировала, механизм, лежащий в основе этих процессов трансформации, был особенно ясен. Несколько раз за один лишь год она переходила от одной дружбы к другой, от девочек к мальчикам и от мальчиков к пожилой женщине. В каждом случае она не просто становилась безразличной к покинутому объекту любви, но испытывала к нему выраженную и сильную неприязнь, граничащую с презрением, и чувствовала, что любая случайная или неизбежная встреча с ним почти невыносима. После большой аналитической работы мы обнаружили, что эти чувства по отношению к бывшим друзьям вовсе не были ее собственными. Каждый раз, когда девочка меняла объект любви, она считала себя обязанной под* страивать свое поведение и взгляды под поведение и взгляды своего нового друга во всем, связанном с ее внутренней и внешней жизнью. Она начинала переживать не свои собственные эмоции, а эмоции своего нынешнего друга. Неприязнь к людям, которых она раньше любила, в действительности не была ее собственной. При помощи процесса эмпатии она разделяла чувства своего нового друга* Таким образом, она выражала ревность, которую, как ока воображала» он чувствовал ко всем* кого она раньше любила, или его (а не ее собственное) презрение к возможным соперникам. Психологическая ситуация в подобных фазах пубертата может быть описана очень просто. Эта етрае*ная « мимолетная фиксация любви вообще не является отношением к объекту в том смысле, в котором мы используем этот термин, говоря о взрослых. Это — идентификация самого примитивного типа, такая, с какой мы встречаемся при исследовании развития в раннем детстве, еще до существования всякой объектной любви, Таким образом, непостоянство в пубертатном периоде означает не внутренние изменения в любви или убеждениях индивида, а* скорее, утрату личности вследствие изменений в идентификации. Процесс, выявленный при анализе поведения пятнадцатилетней девочки, возможно, прольет некоторый свет на ту роль, которую играет эта склонность к идентификации. Моя пациентка была очень красивой, очаровательной девочкой и всегда играла заметную роль в своем окружении, ко, несмотря на это, ее терзала неистовая ревность к сестре* которая была еще ребенком. В пубертатном периоде пациентка утратила все свои прежние интересы и была охвачена единственным желанием — вызывать любовь и восхищение мальчиков и мужчин, бывших ее друзьями. Она S7 безумно влюбилась — на расстоянии — в мальчика, который был намного старше ее и которого она иногда встречала на вечеринках и на танцах* В это время она написала мне письмо, в котором выражала сомнения и тревоги в связи со своей влюбленностью» * Пожалуйста, скажите мне, — писала она, — как мне вести себя, когда я встречаю его. Быть ли мне серьезной или веселой? Как я ему больше понравлюсь — если покажу, что умна, или если прикинусь глупой? Что Вы мне посоветуете — говорить все время о нем или говорить и о себе тоже?*.* Когда пациентка в следующий раз встретилась со мной, я устно ответила на ее вопросы, Я сказала, что, по-видимому, нет необходимости планировать свое поведение заранее* Разве она не сможет в нужный момент быть самой собой я вести себя в соответствии с тем* что она чувствует? Она ответила> что такой способ никогда не сработает > и произнесла длинную речь па тему о необходимости приспосабливаться к предпочтейиям и желаниям других людей. Она сказала, что только так можно быть уверенной в том» что :*ебя полюбят, «, несмотря на то, что этот мальчик любил ее, она гросто не могла вести себя естественно. Вскоре после этого пациентка описала фантазию * в которой нарисовала что-то вроде конца света. «Что будет, — спросила она, — если все умрут?* Она прошлась по всем своим друзьям и отношениям и наконец вообразила, что осталась одна на всей Земле. Ее голос, выразительность интонаций и детали описания говорили о том, что эта фантазия была выполнением ее желания. Она рассказывала с наслаждением, и фантазия не вызывала у нее никакого беспокойства. Однако я напомнила девочке о ее страстном желании быть любимой. Днем раньше одной лишь мысли о том, что один из друзей не любит ее, что она теряет его любовь, было достаточно > чтобы погрузить ее в отчаяние. Но кто же будет любить ее, если она будет единственной уцелевшей из всего рода человеческого? Она спокойно отбросила мое напоминание о ее давешних печалях, *В этом случае я буду любить себя сама*> — сказала она, словно освободившись наконец от всех своих тревог, и испустила глубокий вздох облегчения. Это маленькое, сделанное на одной пациентке, аналитическое наблюдение укалывает, как мне кажется, на нечто, весьма характерное для некоторых связей с объектом в пубертатном периоде* Разрыв старых отношений, враждебность к и нет инк- S8 так и аскетизм — все это отвлекает либидо от внешнего мира. Подростку троэнт опасность сместить свое объектное либидо с окружающих людей на себя. Так же, как он регрессировал в своем Яч он может регрессировать и в своей либндозной жизни от объектной любви к нарциссизму» Он избегает этой опасности судорожными усилиями, направленными на установление ново-го контакта с внешними объектами, даже если это может быть сделано только через его нарциссизм, т.е. при помощи ряда идентификаций, В соответствии с таким представлением эмоциональные связи с объектом в подростковом возрасте представляют собой стремление к выздоровлению — и в этом отношении подростки также напоминают психотических больных в тот момент, когда их состояние в очередной раз начинает меняться к худшему. При описании пубертатного периода я столько раз сравнивала его характеристики с серьезным заболеванием, что {хотя это исследование и не претендует на полноту) мне, видимо, следует сказать несколько слов о нормальности и анормальности происходящих в этот период процессов. Мы видели, что основой сравнения пубертатного периода с началом обострения психического заболевания является феномен, приписываемый нами количественными изменениями ка-тексиса* В обоих случаях повышенный либидозный катексис Око прибавляется к инстинктивной опасности, заставляя Я удваивать свои усилия для защиты любым возможным способом. В психоанализе всегда понимали, что в человеческой экизни из-за этих количественных процессов каждый период возрастания либидо может стать началом невротического или психотического заболевания* Кроме того, пубертат и обострение психоза напоминают друг друга возникновением примитивных защитных установок, которые мы связываем со страхом Я перед силой инстинктов — тревогой, которая отбрасывает назад больше, чем: любая объективная тревога или тревога сознания. Впечатление о нормальности иди анормальности процессов, происходящих в пубертате у каждого отдельного индивида, будет, по-видимому, зависеть от доминирования какой-нибудь из перечисленных мною тенденций или нескольких из них. Аскетический подросток выглядит для нас нормальным до тех пор, пока его интеллектуальные функции свободны и у него есть ряд здоровых связей с объектами. Это же относится и к подросткам , интеллектуализирутющими инстинктивные процессы, к подросткам идеалистического типа и к тем, кто безудержно мчится от одной пламенной дружбы к другой. Но если аскетическая установка упорно поддерживается, если: процесс интеллектуализации преобладает во всей психической жизни и если отношения к другим людям основаны исключительно на сменяющихся идентификациях * учителю или аналитику будет трудно определять из наблюдения, в какой мере это следует рассматривать как переходную фазу нормального развития, а в какой — уже как патологическую, Литература 1. Bernfetd S. Uber eine typische Form der mannlichen Pubertat // Imago. 1923. J* 9. 2. Freud S. Three езэауз on the theory of sexuality // Standard Edition, V, 7, L,, 1905, 3. Freud S* Formulations of the principles of mental functioning // Standard Edition. V, 12. L., 1911. 4. Jones E. Einige Frobleme des jugendlichen Alters // Imago. 1923. Bd. IX. К.ХОРНИ ЖЕНСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ1 Изменение личности у девочек в подростковом возрасте (Сообщение впервые представлено на заседании Американской Ортопсихиатрической Ассоциации в 1934 году) ри анализе взрослых женщин с невротическими расстройствами или трудным характером нередко обнаруживаются два типичных варианта развития. Рассмотрим характерные черты каждого из них; 1, Первые изменения личности произошли в подростковом возрасте, хотя во всех случаях конфликты, породившие их* имели место в раннем детстве. Часто у девочек-подростков не было внешних проявлений, тревоживших окружающих и производящих впечатление патологии, представляющей опасность для будущего девочки или требующей лечения. Эти проявления воспринимались окружающими как преходящие трудности > естественные в этот период, или даже как желательные и многообещающие признаки, 2. Начало психопатологических изменений приблизительно совпадало с началом менструаций. Эта связь не была явной, так как пациентки или не осознавали совпадения, или, даже если они видели совпадение по времени, то не придавали ему значения, потому что не заметили или * забыли» тот психический смысл, который имела для них менструация. Изменение личности, в отличие от невротических симптомов, развивается постепенно» и это также маскировало реальную связь. Обычно только 1 Хорни К. Жейская психология. С.-дб.: Восточно-Европейский Институт Психоавализа> 1993. после того, как пациентки осознавали, какое эмоциональное влияние на них оказало начало менструаций, они внезапно начинали видеть эту связь. Исходя из этого> л склонна выделить четыре типа изменений личности: 1 — девочка вовлекается в сублимационную активность; у нее развивается отвращение к эротике; 2 — девочка вовлекается в эротическую сферу (помешана на мальчиках); теряется интерес и способность к работе; 3 — девочка становится эмоционально обособленной, приобретает установку «наплевать на все*, ни во что не вкладывает душу; 4 — у девочки развиваются гомосексуальные тенденции. Моя классификация неполна н не включает, конечно, целый ряд существующих возможностей (например, развитие проститутки и правонарушительннцы), и касается только тех изменений, которые я имела возможность наблюдать непосредственно или могла реконструировать у взрослых пациенток, которые приходили для лечения. Кроме того, это деление произвольно, как неизбежно будет всякое деление по типу поведения, подра-умевающее фиктивный «чистый тип поведения», тогда как еальность всегда допускает любую смесь черт и любые проме- суточные состояния. Девочки первой группы проявляли естественный интерес к анатомическим и функциональным различиям полов и к загадкам размножения- Этих девочек влекло к мальчикам и они любили с ними играть. Ко времени пубертата они неожиданно углубляются в размышления, в религию, этику, искусство или науку, теряя интерес к эротической сфере. Обычно девочка, проходящая через такие изменения» в это время не приходит для лечения, потому что семья в восторге от ее серьезности и отсутствия желания флиртовать. Трудности еще не очевидны. Они проявятся позже, особенно после замужества* Патологическую природу таких перемен легко проглядеть по двум причинам: 1 — от человека в эти годы ждут именно интенсивного развития интереса к умственной деятельности; 2 — сама девочка по большей части не осознает, что действительно испытывает отвращение к сексуальности — она только чувствует, что теряет интерес к мальчикам и ей больше не нравятся такцы, вечеринки, флирт и она постепенно уходит от этого. Вторая группа дает почтя противоположную картану. Очень одаренныеt многообещающие девочки теряют интерес ко всему, кроме мальчиков, не могут сосредоточиться и бросают любую умственную деятельность, едва занявшись ею. Они полностью вовлекаются в эротическую сферу* Такую перемену» как и противоположную ей предыдущую» тоже считают «естественной* и защищают с помощью похожей рационализации: для девочки в этом возрасте «нормально* переключиться на мальчиков* танцы и флиргг. Это, конечно, так* но как насчет вот таких наклонностей? Девочка судорожно влюбляется в одного мальчика за другим» реально не интересуясь ни одним, и после того, как уверится в том, что мальчик завоеван, бросает его или провоцирует его бросить ее. Она чувствует себя ужасно непривлекательной, несмотря на все доказательства противоположного, и обычно уклоняется от реальных сексуальных отношений, выставляя в качестве рационализации общественные запреты, хотя реальная причина — ее фригидность, что выясняется, если она наконец рискнет сделать такой шаг. Она впадает в депрессию или ждет несчастья, когда вокруг нет мужчин, чтобы ею восхищаться. С другой стороны, ее небрежное отношение к работе вовсе не является * естественным* следствием того* что в связи с сосредоточенностью на мальчиках другие интересы отодвинулись на задний план, как это подразумевает ее защита- Девочка на самом деле очень честолюбива и страдает от чувства неспособности что-то завершить. У третьего типа девочек запреты касаются как работы, так и любви* Это не всегда легко заметить* Поверхностному наблюдателю девочка может показаться хорошо приспособленной к жизни. У нее нет трудностей в установлении контактовt она дружит с девочками и мальчиками, очень развита, откровенно разговаривает на сексуальные темы, делает вид, что у нее совсем нет никаких затруднений, и иногда вступает в те или иные сексуальные отношения у не вовлекаясь в них эмоционально. В некотором роде» она — отстраненный наблюдатель над самой собой, зритель в собственной жизни* Она может не признаваться себе в своем равнодушии, но, по крайней мере иногда, она остро сознает, что у нее нет глубокой, настоящей эмоциональной привязанности ни к кому и ни к чему. Ничто для нее не имеет значения. Есть сильное противоречие между ее витальностью, одаренностью и ее замкнутостью. Обычно она чувствует, что жить ей пусто и скучно. аз Четвертую группу характеризовать легче всего. В нее входят девочки, отвернувшиеся от мальчиков полностью и пылко дружащие с девочками. Сексуальный характер этой дружбы может быть сознательным, а может и не быть таковым. Если девочка осознает сексуальный характер своих наклонностей, она может страдать от сильного чувства вины, ощущая себя преступницей. Бе отношение к учебе или работе обычно изменчиво* Она честолюбива и временами проявляет большие способности, ей часто не хватает напористости или она впадает в нервное расстройство* в промежутках между двумя периодами продуктивности. Перед нами четыре очень разных типа, но даже поверхностный наблюдатель> если будет достаточно точным, увидит, что у всех четырех есть одна общая тенденция: неуверенность в себе, как в женщине, конфликтные или антагонистические отношения с мальчиками и неспособность + любить* — что бы ни подразумевалось под этим словом. Бели они не отказываются от женской роли совсем, они бунтуют против нее или превозносят ее — преимущественно в саркастической форме. Во всех случаях с сексуальностью связано больше вины, чем признается: *Не тот свободен, кто смеется над своими цепями* (Шиллер), Психоаналитические наблюдения обнаруживают еще одно поразительное сходство этих типов женщин, настолько сильное, что оно заставляет забыть на врем л о всех их различиях. Они чувствуют вражду ко всем людям вообще, хотя и различно проявляющуюся по отношению к мужчинам и женщинам. В то время» как враждебность к мужчинам может быть разной интенсивности и мотивации, и проявляется вовне сравнительно легко, враждебность к женщинам абсолютно деструктивна, а потому глубоко скрыта в подсознании. Они сами могут лишь смутно догадываться об этой вражде, но никогда не осознают ее силы и разрушительности ее последствий, У всех четырех групп жекпщкы имеется сильнейшая защитная установка по отношению к мастурбации. В процессе анализа им лишь иногда удается вспомнить, что они вроде бы занимались этим в раннем детстве, но чаще — вообще отрицается, что это могло когда-либо быть. Они довольно честны на этот счет на сознательном уровне* Они, как правило, не мастурбируют в зрелом возрасте или делают это в сильно замаскированно виде, и, обычно, на сознательном уровне, не чувствуют желания мастурбировать* Как будет показано нюке, мощные импульсы тако- го рода существуют, но полностью отделены от остальной части их личности и связаны с сильнейшим чувством вины и страха, а потому их всегда трудно выявить. Чем объясняется чрезвычайная враждебность к женщинам? Только отчасти она объяснима историей их жизни. Да, матери предъявляются упреки — в недостатке тепла, защиты понимания, в предпочтении брата, в чересчур суровых пуританских сексуальных запретах. Все это более-менее подтверждается фактами, но и сами женщины чувствуют, что существующая подозрительность, пренебрежение и ненависть к женщинам несоразмерны * проступкам* матери. Реальная подоплека выясняется из их отношения к женщине-аналитику* Опускал технические детали, опуская не только индивидуальные различия, но также различие в видах защиты, характерных для обсуждаемых типов, мы постепенно получаем следующую картину: каждая пациентка считает, что аналитик ее не любит, что на самом деле она полна злобных намерений, что она мешает ей быть счастливой и достичь успехаt и, в особенности, что она осуждает ее сексуальную жизнь и вмешивается в нее или хочет вмешаться. По мере того* как обнаруживается, что все это — реакпсия на чувство вкны и выражение страха пациентки, постепенно при* ходит понимание, что у нее есть причина бояться, потому что ее реальное поведение в процессе анализа диктуется сильнейшим противодействием и желанием нанести поражение аналитику, даже если это будет ее собственным поражением. Поведение пациентки является, однако» выражением враждебности, существующей лишь на уровне реальности. Полный объем враждебности выясняется, только если последовать за пациенткой в ее фантастическую жизнь — в сновидения и мечты. Там ее враждебность сохранилась в самых жестоких архаических формах. Грубые, примитивные импульсы, сохранившиеся в фантазиях, позволяют понять глубину чувства вины перед матерью и материнским образом. Более того, эти фантазии в конце концов позволяют понять, почему мастурбация была полностью прекращена и даже в настоящее время все еще окрашена ужасом* Как правило» оказывается, что злобные фантазии неизменно сопровождали мастурбацию и таким образом возбудили связанное с ней чувство вины. Другими словами, чувство вины касалось нее физического процесса как такового, а фантазий. Однако арекра- i щен мог быть только физический процесс и подавлено стремление к нему* Фантазии продолжали жить в глубине и, вытесненные в раннем возрасте, сохранили свой инфантильный характер. Пациентка не осознает существования этих фантазий* но продолжает отвечать на них чувством вины. Однако физическая сторона мастурбации также валена. От нее исходят сильнейшие страхи, суть которых — страх, что мастурбация нанесла невосполнимый ущерб, травму, от которой нельзя поправиться. Содержание этого страха никогда не было у пациенток сознательным, но оно нашло,многочисленные выражения в разнообразных ипохондрических проявлениях, касающихся всего тела с головы до пят — страхов, что с тобой что-то не в порядке, как с женщиной, страхов, что ты не сможешь выйти замуж и иметь детей, и наконец, общего во всех случаях страха — что ты непривлекательна. Хотя эти страхи восходят непосредственно к физической мастурбации, они могут быть доняты только исходя из ее психологического содержания. Страх говорит: «У тебя были жестокие разрушительные фантазии о твоей матери и других женщинах. Поэтому ты должна бояться* что и они хотят разрушить тебя точно таким же образом: < Око за око, зуб за зуб*« Тот же самый страх возмездия ответствен за то, что пациентка вначале не чувствует себя спокойной и с аналитиком. Вопреки в большинстве случаев сознательно существующей вере, что доктор — добрая к заслуживает доверия, она не может избавиться от глубокого убеждения, что меч, висящий над ней, должен упастьv Она не может не думать о том, что аналитик, по ее представлениям, злобен и хочет лишь мучить ее. Ей приходится идти по узкой тропе между угрозой вызвать неудовольствие аналитика и опасностью обнаружить свои собственные враждебные побуждения. Так как для нее характерен страх фатальности нападения, легко понять, почему она чувствует жизненную необходимость защищаться. Так она и поступает, становясь уклончивой и пытаясь одержать победу над аналитиком* Враждебность, таким образом, во всяком случае, в верхнем слое представляет собой защиту* Подобным же образом, большая часть ее ненависти к матери тоже представляет собой чувство вины перед ней и желание оградить себя от страха* связанного с виной, путем упреждающего нападения* Когда этот слой наконец аналитически прорабатывался t главные источники вралсды к матери становились эмоционально доступными для вербализации* Но их следы были видны с самого начала: за исключением пациенток второй группы, которые все же вступали в соревнование с другими девочкалли, хотя и с ужасным пренебрежением* все пацнентки тщательно избегали соревнования. Когда появлялась 1*а сцене другая женщина — они немедленно уходили со сцены* Убежденные в собственной непривлекательности» они чувствовали себя хуже всех других* Из сражения с этими другими они вынесли склонность избегать открытого соревнования» которую можно было наблюдать и в отношении к психоаналитику. Реально существующая борьба мотивов прячется у них за чувства заведомого проигрыша* Даже если в конце концов они не могут не признать своих соревновательных намерений по отношению к аналитику, они делают это только в отношении интеллекта и способности к работе, избегая сравнений, которые указали бы на соревнование с ней как с женщиной. Они, например, упорно вытесняют пренебрежительные мысли о внешности аналитика или ее одежде и приходят в страшное замешательство, если такого рода мысли всплывают на поверхность. Необходимость избегать открытого соревнования появляется именно потому, что в детстве имело место особенно сильное соперничество с матерью или старшей сестрой. Чрезмерной усиление естественной соревновательности дочери с матерью или старшей сестрой обычно было вызвано одним из следующих факторов: преждевременное сексуальное развитие и знакомство с половой жизнью; запугивание в детстве, не давшее развиться чувству уверенности в себе; супружеские конфликты между родителями, вынуждавшие дочь встать ка сторону одного из низе; открытое или замаскированное отвержение матерью; демонстративная сверхпри-вязанкость отца к маленькой девочке — от окружения искренней заботой до открггых сексуальных посягательств. Если схематично обобщить факты, мы увидим, как возникает порочный круг: ревность и соперничество с матерью или сестрой — враждебные импульсы, постоянно оживающие в фантазиях — вина к страх нападения и наказания — защитная враждебность — усиление страха и вины. Как я уже говорила, вина и страх, идущие из этих источников , наиболее сильно закреплены в фантазиях, связанных с мастурбацией. Эти вина и страх, однако, не ограничиваются фантазиями, но распространяются в большей или меньшей степени на все сексуальные стремления и сексуальные отношения. Они окружают половые отношения атмосферой вины и ожидания несчастья, И именно они в значительной степени ответственны за то, что отношения с мужчинами остаются неудовлетворительными. Есть и другие причины такого результата, непосредственно связанные с отношением пациенток к мужчинам вообще. Я упомяну о них только кратко, потому что не они являются главной темой этой статьи* У женщины вообще может сохраняться обида на мужчин, идущая от детского разочарования, и тайное желание отомстить. Впоследствии, из-за ощущения собственной непривлекательности, они предчувствуют отвержение со стороны мужчин и* естественно, реагируют враждебностью, В той степени:, в которой они отвернулись от слишком конфликтной женской роли, они часто развивают маскулинные стремления и переносят свою установку на соперничество с собственным полом на отношения с противоположным полом, меряясь теперь силами более с мужчинами* чем с женщинами. Если женщина» в которой возникают все эти импульсы, действительно стремит-ся к маскулинной роли, то у нее может развиться сильная зависть к мужчинам одновременно с пренебрежительным отношением к их мужским способностям* Что происходит, когда девочка такого склада вступает в пубертат? В течение всего пубертата идет нарастание лкбидоноз-ных напряжений — сексуальные желания становятся все настойчивее и неизбежно наталкиваются на стену вины и страха. У подростка уже есть реальная возможность приобрести опыт сексуальных-переживаний. Это усиливает чувство вины и страха. В это время начинаются менструации, которые для девочки, страшащейся травматических последствий мастурбации, на эмоциональном уровне означают подтверждение того, что они. действительно причинила себе ущерб. Теоретическое звание того, что такое менструация * ничего не меняет, потому что знание лежит на поверхности, а страх — в глубине, и они не соприкасаются. Ситуация обостряется. Желание и искушение сильны, не менее силен и страх.
|
|||||||
|