Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





психология 2 страница



2. Позитивная стадия. Поворот не совершается внезапно, с сегодня на завтра, а происходит постепенно и начинается с того, что перед подростком открываются новые источники радостиf к которым он до этого времени не был восприимчив к которых он в детском возрасте не знал* Сюда относится прежде всего пережи­вание природы. Известноt что ребенок обладает слабым чувством природы. Правда, он подвергается бессознательно действию кра­сот природыР и он весело прыгает при виде первого весеннего солкца. Но сознательное переживание природы как чего-то кра­сивого, прекрасного появляется впервые у подростка: оно со­ставляет одно из основных переживаний юности> будучи в это время более интенсивным, чем в какое бы то ни былр другое время, К переживанию природы присоединяются в качестве источников радости, там, где для этого даны условия, искусство и наука. Широкий мир ценностей, служащий для взрослого человека источником высокого счастья, раскрывается впервые, как какое-то откровение, на пороге юности. Ко всему этому присоединяется, наконец, любовь, теперь уже сознательно на-правленная на дополняющее *ты*» тогда как до этого времени она была смутной и неустойчивой; о ходе ее развития мы еще будем говорить.

Открытие нового мира ценностей означает первый поворот к положительному, к радостному утверждению жизни, которое начинает с этого времени постепенно овладевать сознанием юно­ши, С другой стороны, любовь дает выход самому тяжелому напряжению. Витальное и психическое благосостояние, необык­новенная живость и чувство внутренней свободы являются нор­мальными свойствами этого возраста.

Всем этим мы» конечно, не хотим сказать, что в первом периоде совершенно отсутствуют светлые стороны, а во втором — теневые. Об этом не может быть и речи. Стремление к деятельности и одушевление, мечтательное обожание и сексу-

ально неосознанные любовные порывы являются чрезвычайно характерными положительными проявлениями первой стадии, и обратно — радостное жизнеощущение юности часто уже омра­чается разочарованиями, повседневными обязанностями, мыс­лями о профессии и мировоззрении* страстями и заботами о куске хлеба. Тем не менее остается в силе положение, что подросток больше страдает, чем радуется, что он чувствует себя разорванным, что его развитие протекает негармонично, что он идет ощупью и нуждается в руководителе, который вывел бы его из хаоса, И обратно — остается в силе положение* что жажда жизни, чувственная радость и неведомые дотоле жизненные силы изнутри располагают юношу к жизнеутверждению. Таким образом» психическая пубертатность характеризуется, как своей основной чертой, негативностью, юность же — позитивностью.

Мы указали на возраст 17 лет, как на начало юности. Эта граница проявляется в кривой роста. Быстрота роста достигает своего высшего пункта у девочек в начале, у мальчиков в конце 18-го года. До этого времени, однако> развитие подростка не протекает одинаковым ритмом. Понижение работоспособности во время негативной фазы наблюдается у обоих полов в совер­шенно различные моменты, В то время как латентный период до телесной пубертатности является у мальчиков более длитель­ным, у девочек уже после окончания пубертатности начинается психически тягостное время ожидания* После периода духовно­го подъема большинство из них погружается сначала вследствие совершенно неудовлетворительного воспитания в кокетство и флирт, более же утонченные страдают в ожидании подлинного вступления в жизнь* в ожидании мужа, брака или профессии» ибо как раз в наиболее восприимчивый в духовном отношении период после преодоления негативной фазы и воараста мечты, т.е. в 16—17 лет, прежнее воспитание ничего не могло дать девочке: опо заканчивалось как раз там, где оно должно было столкнуться.с высшими требованиями. У юноши же период от негативной фазы, составляющей ядро пубертатного возраста* к зрелому состоянию совершается быстрее: почти непосредственно после пубертатного цериода для него начинается уже зрелая жизнь, и лишь в течение короткого периода депрессии он явля­ется нам в виде флиртующего гимназиста или усердно выполня­ющего правила' своей корпорадяи молодого студента. Девочки того же возраста к нему большей частью холодны, ибо в 17—18 лет* когда юноша достигает высшей точки духовного подъема

или владеющего им порыва страсти, девочка проникается, как правило, сознанием своей взрослости и начинает вступать в жизнь и становится членом общества. Многое, что юноша вслед­ствие своей поздней пубертатности переживает вместе с другим, девочка вследствие более ранней пубертатности переживает в последовательности одно за другим, а частью — впервые во втором периоде созревания, в юности, так, например, искусство и природ у, а также подлинную любовь. Поэтому юность у девоч­ки протекает более спокойно, чем у мальчика, у которого в юности еще разьсгрьгаается и проявляется пубертатное возбуж­дение*

Конец юности определить трудно* Римляне относили его к 31-му году. Это имеет известное основание, поскольку процесс психического формирования до относительной стабилизации ха­рактера продолжается все это время* В настоящее время конец юности относят к 21-му году или 24-м годам, так как уже в это время наблюдаются известная стабилизация и определенные черты зрелости. Первый период бури и натиска в это время уже отзвучал, стало ясным общее направление будущей жизни, вы­брана определенная точка опоры, и интенсивность первых уси­лий и исканий, связанных с мировоззрением, профессией и формированием собственной личности, ослабевает, уступал мес­то более спокойному темпу прогресса. Первые мощные пережи­вания любви, природы, искусства и творчества уже испытаны, первое общее социальное оформление уже произошло. Самый бурный период жизненного развития человека лежит позади.

В. ШТЕРН

«СЕРЬЕЗНАЯ ИГРА* В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

1о переходное состояние между ребенком и взрослым, которое характеризует подростка, накладывает свой от­печаток не только на течение его мыслей и чувств, на его стремления и идеалы, но и на его образ действий. Целый ряд форм поведения, свойственных этому возрасту, мы сумеем пра­вильно понять только тогда, когда мы будем рассматривать их как промежуточные формы между детской игрой и серьезной н ответственной деятель костью взрослого. Для этой промежуточ­ной формы подходит название «серьезной игры*.

Сделаем предварительно несколько теоретических замеча­ний. Сущность игры можно понять только в свете персоналисти-ческой теории. Это значит, что переживание как таковоеТ как оно дано в момент своего сознательного проявления, приобрета­ет свой смысл и свое положение в жизни личности как целого, только когда мы исходим из этого целого. Вряд ли можно найти человеческую функцию, для которой необходимость персонали-стической интерпретации была бы так неоспорима, как для игры, ибо именно в игре с первого взгляда кажется, что все исчерпано в момент переживания; ведь здесь перед нами дея­тельность, которая не имеет никакой осознанной цели* лежащей вне ее самой, деятельность, которая находит свое удовлетворе­ние в себе самой, в самом своем течении> и которая после своего окончания кажется + исчерпанной** И, однако» мы знаем, что это относится лишь к одной сто роке игры, а именно — к ее

I Педология юности* Сб. статей. М,—Л.: Гос. уч,-пед. изд-во. 1931

сознательной и, следовательно, поверхностной стороне; что игра — без того, чтобы это знал или к этому стремился играющий — имеет определенное значение для дальнейшей жизни человека; что момент игры вплетается в прошлое и будущее единой исто­рии развития личности.

На такого рода скрытые связи, которые идут в прошедшее, мы уже указывали в прежних работах; здесь мы будем рассмат­ривать только значение игровой деятельности для будущего,

«Предваряющий характер* (Vorcharakter) игры, если можно так выразится, заключает в себе, по крайней мере, три смысло­вых момента: предварительное упражнение, предварительное выражение (Vorausdruck) и предварительная проба (Yortastung).

ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ УПРАЖНЕНИЕ (см. теорию игры К. Гросса), В игре выступают рано такие влечения я интересы, «срок* которых в их серьезном смысле наступает значительно позже; таким путем происходит подготовка к жизненно важным способам деятельности, приемам, духовным установкам и т.д. Напомнкм общеизвестные примеры: игры в куклы у девочекt строительные и военные игры мальчиков.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ ВЫРАЖЕНИЕ. В то же время в осо­бенностях игры обнаруживаются индивидуальные черты харак­тера, темперамента и одаренности; эти черты в обычной жиани ребенка еще не проявляются заметно, да и не имеют еще повода для своего выявления; в игровой же деятельности они выступа­ют» так сказать, пророчески и имеют поэтому прогностическое значение.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ПРОБА стоит в известной противопо­ложности к предварительному упражнению, ибо последнее предва­ряет готового человека; предварительная проба, напротив, проистекает из нерешительности и неуверенности по поводу того» что должно выйти. Здесь человек берется то за ту, то за другую деятельность, отдается ей с большей или меньшей энергией, иног­да со страстью, чтобы быстро перейти к другой, так как первая оказалась несоответствующей жизненной линии личности. Там, где эта нащупывающая, экспериментирующая деятельность гос­подствует, там отдельные способы деятельности уже не являются формами предварительного выражения; можно оказаться в боль­шом заблуждении, если на основании той или иной эпизодической формы деятельности сделать заключение относительно структуры будущей личности.

В поведении подростка мы имеем дело прежде всего с предва­рительными пробами, ибо подросток потерял уже самоуверенность ребенка; путь, который должен привести его к его собственной жизненной форме, идет через бесформенность, сквозь чащу, по окольным путям и ложным тропинкам; подросток пробует и испы­тывает самые различные виды деятельности, чтобы затем снова и снова оставлять их, причем все это не сознается им как простая проба, а воспринимается с иллюзией серьезной и окончательной деятельности.

Подросток смотрит с известным пренебрежением на детские игры в узком смысле этого слова; с игрушкой, еще недавно столь любимой, он уже не хочет иметь никакого дела. Все вещи, за которые он принимается, носят серьезный характер, и намере­ния его также серьезны; и, однако, это не есть серьезная в полном смысле этого слова, а только предварительная +проба*, иначе говоря* «серьезная игра**

В предварительной пробе подросток узнает, в какой степени его умение не соответствует его стремлениям; он учится мало-по­малу умерять свои цели и закалять свои силы, В том обстоятельст­ве, что он прежде, чем научиться этому, переживает много неудач, нет никакого вреда, поскольку эта игровая подготовка к жизни совершается на невинном материале, как это должно быть при действительной игре. Точно так же в процессе пробы устанавлива­ет подросток свое отношение к отдельным видам интересов, кото­рые в нем бродят и среди которых то один, то другой стремится на время гегемонии. Только практически испытывая его, он сможет узнать, имеет ли он дело с областью, лишь поверхностно интересу­ющей его, а в действительности чуждой его существу, — в этом случае, испробовав ее раз, он ее изживает, освобождается от нее, — или же в ней заключены тенденции, действительно определяющие будущее его личности- Продолжая идти ощупью, он может уже в пределах этой тенденции сужать постепенно неопределенный круг возможностей пока не выкристаллизуется с полной ясностью и определенностью та форма деятельности, которая ему адекватна: он стал взрослым.

Формы и виды юношеской серьезной игры чрезвычайно многообразны. Мы прежде всего выясним на примере отдельных реальных сфер интересов подростка характерные черты его серь­езной игры, а затем осветим то формальное проявление этих черт, которое в любой области деятельности может привести к интересу спортивного характера.

22                              .

и

О «серьезной игре* мы говорим в том случае, когда имеется налицо субъективная серьезность, без того, чтобы ей соответст­вовало объективно серьезное значение деятельности. Эта субъек­тивная серьезность имеет самые различные степени. Так, если мы возьмем серьезные игры любовного характера, то здесь, например> кокетство или флирт явно обнаруживают еще свой чисто игровой характер, между тем как мечтательное поклоне­ние, всецела наполняющее юное существо, обладает уже высшей степенью субъективной серьезности,

Но и последняя форма является серьезной игрой, как и вообще юношеская эротика в большей части ее проявлений, ибо она обнаруживает несоответствие между непосредственным со­держанием сознания и более глубоким его значением. Подлин­ный личностный смысл эротики заключается в подготовке к браку, продолжению рода и родительству, следовательно к цели, которая предполагает не только полное созвучие между любовью и сексуальностью, — созвучие* которое у подростка большей частью еще отсутствует, но также и полную ответственность за последствия, вытекающие из половой любви. Между тем эроти­ческое сознание подростка носит совсем иной характер. В нем любовь является самоцелью; томление, мечта или страсть на­столько поглощают собой юного человека, что всякие мысли о дальнейшем отпадают или даже отвергаются, как профанадия.

«Нащупывающий* характер эротической серьезной игры об­наруживается в широте круга и объектов любви и многообразии ее форм. Юношеская любовь еще совершенно не фиксирована как в отношении характера ее объектов, которые могут быть то старшими, то ровесниками, то того же пола, то другого, брюнет­ками и блондинками, кроткими и пылкими и т.д., так и в смысле формы эротического отношения, которое может быть чувственным или духовным, мечтательным или домогающимся, кокетничающим или страстным. Получается впечатление, что в некоторых из этих любовных эпизодов изживаются путем отре-гулирования более поверхностные формы эротики и таким обра­зом из многообразия возможностей постепенно вырабатываются более глубокие и адекватные индивидууму формы.

Таким образом, пубертатная эротика является по своему смыслу школой любви' без связанных с ответственностью послед­ствий в будущем- В том обстоятельстве, что требование, относя-

щееся ко всякой серьезной игре, а именно — совершать пробу на безвредном материале» не всегда осуществляется, -— в этом обсто­ятельстве заключается ее трагическая сторона* Такие тяжелые и неожиданные явления, как разрушение здоровья вследствие из­лишеств, половые болезни, беременность, самоубийство из-за несчастной любви, показывают, что серьезная игра слишком рано потеряла свой игровой характер.

Выбор супруга и выбор профессии являются двумя главны­ми решениями определяющими судьбу человека. Но в то время как выбор супруга наступает уже в фазе зрелости и таким образом предоставляет юношескому периоду-подготовиться к этой дели в процессе серьезной игры, выбор профессии должен быть совершен у большинства людей в течение пубертатного периода* Он является, следовательно, по своей природе вполне серьезным актом.

В условиях примитивной культуры, где юный человек дол­жен, как нечто само собой разумеющееся,войти в свое сословие или в один из немногих существующих видов профессиональной деятельности* этот акт не заключает в себе никакой трудной проблемы. Но чем сложнее становятся жкзненные отношения, чем необозримее профессиональные возможности и чем диффе­ренцированнее сами люди, тем менее самоочевидным становится выбор профессии и тем менее зрелым является подросток для этого серьезного акта. Поэтому выбор профессии и подготовка к ней становится для многих вначале также серьезной игрой: они бросаются в ту или иную профессию» не зная ни ее характера, ни степени своей пригодности к ней; они работают в ней субъектив­ной серьезностью, затем бросают ее и пробуют другую; вторая также оказывается не чем иным, как «пробой», и иногда прохо­дит несколько лет, пока не наступает окончательное решение, т.е* пока человек не находит своей жизненной профессии. Как велико число молодых студентов, которые, будучи еще на пер­вых семестрах, меняют специальность и факультет!

У женской молодежи подготовка к профессии выступаеГ в качестве серьезной игры в другом смысле. В соответствии с субъективной установкой своего сознааия девочки относятся к вопросу о своей будущей профессии также серьезно, часто даже серьезнее, чем мальчики; многие бросаются с рвением и предан­ностью за4профессиональную подготовку» как если бы дело шло здесь о единственно важной с точки зрения их будущего задаче. Но именно это «как если бы* указывает на бессознательно

 

игровой характер этой подготовки* В их личностной основе, как правило, не профессия> а брак является подлинной целью девиче­ских стремлений. В какой мере профессиональное рвение юношеско­го периода является у девочек лишь поверхностной серьезностью, показывает огромное количество, девочек, которые позднее выходят замуж я бросают — по желанию или по необходимости — свою профессиональную деятелькость или подготовку. Легкость, с которой они оставляют свои занятия, даже если до этого они отдавались им с огромным интересом, поражает не только других, но часто и их самих. Игровая серьезность профессии бледнеет перед подлинной серьезностью того призванияf которое их теперь наполняет, а именно — призвания супруги и матери.

На примере различных общественных организаций юношест ва обнаруживается другая сторона серьезной игры, а именно — столь частое несоответствие между субъективным сознанием важности данной деятельности и незначительностью результата. Это несоответствие может часто показаться стороннему наблюда­телю прямо странным, и он легко будет осуждать эту деятель­ность, потому что ему неясно значение этих серьезных игр именно как школы и как предварительной пробы.

Когда при основании какого-либо юношеского общества уча-стыики в течение недели спорят относительно программы и устава, когда они возбужденно дискутируют до поздней ночи о выборахt о ведении протокола, о третейском разборе какого-ни­будь незначительного случая, — едва ли с меньшей серьезно-стью1 чем это делают в действительном парламенте или трибунале, — то, конечно, результаты вряд ли соответствуют этой трате сил» времени и одушевления. Но это — одна из форм учения, которая при известных условиях может быть более плодотворной, чем школьное учение, ибо она является самовос­питанием к самоответственности. Пусть юношеская организа­ция через год распадется, не оставив никакого следа своей деятельности; она все же существовала не напрасно, ибо ее участники развивали на ней свое общественное сознание и уп­ражняли свое стремление к борьбе; они научались не только теоретически понимать общественные взаимоотношения и взаи­модействия, но усваивать их чувством и волей» Считать такого рода юношеское объединение бесцельным и излишним на том основании, что от него *нет никакого толка*, что у него *нет никакого постоянства*, что оно «приводит к растрате времени*,

по меньшей мере так же неосновательно, как если бы кто-нибудь счел бессмысленными постройки детей на песке на том основа­нии, что ближайший ветер разрушит эти постройки.

С этой точки зрения нужно иначе смотреть и на юношеское движение и школьное самоуправление* Поверхностному взгляду и здесь бросается в глаза прежде всего несоответствие меэкду большими намерениями и действительными результатами; но более глубокий взгляд поймет, что подлинный смысл этой дея­тельности в значительной мере как раз предполагает внешнюю безрезультатность. Если бы согласование средств и целей было с самого начала безупречным, тогда все должно было бы сводить­ся к простому перенятию н подражанию способам поведения, существующим среди взрослых* Но это было бы нечто совершен­но не похожее на юность. Поскольку юноша стремится поднять­ся над уровнем предшествующего поколения, поскольку он хочет достичь новых целей новыми средствами, поскольку он даже старое и вечное хочет заново воссоздать из себя самого — постольку блуждание, искание наощупь и порождение через сотню разочарований являются необходимым условием того, чтобы он достиг в конце концов надлежащей согласованности средств и целей, хотения и умения.

Что вытекает отсюда для педагогики переходного возраста?

Подготовляющей и «пробной* серьезной игре нужно предо­ставить возможно большую свободу, но, конечно, так, чтобы она соответствовала смыслу игры, т*е, чтобы она совершалась на ♦безвредном* материале. Так, если школьное самоуправление настолько вмешивается в самую сущность школьной жизни, что это угрожает устойчивости школьной организации, то аго, прав-да> отвечает его непосредственной кажущейся цели* но менее всего соответствует его действительному смыслу, заключающе­муся в самовоспитании. То же относится к организации подрост* ков, которая получила бы возможность активно вмешиваться в политику. Здесь ка педагогику пубертатного возраста ложатся трудные задачи, отличные от задач педагогики раннего возра­ста; она в такой же мере должна остерегаться того, чтобы просто подавлять стремления, вытекающие нз природы подростка, на том основании» что они могут иметь вредные последствия, как и того, чтобы предоставлять эти стремления собственному тече­нию, без руководства, и давать им возможность превращаться в ответственную серьезную деятельность. Проблема + вождя* сно­ва встает здесь во всей своей трудности,

При этом следует считаться также с субъективной серьезно­стью подростков, ибо в ней сказывается смутное чувство шэд ро­стка, что тот что он делает, важно для его будущего развития. Предположим, что кружок юношей разбирает конфликт между двумя сотоварищами» возникший по какому-нибудь незначи­тельному вопросу чести; в процессе этого разбора вырабатывают­ся понятия о справедливости и несправедливости, о чести я искуплении; таким образом в мальчиках воспитываются мо­ральные ценности и суждения, и это служит в дальнейшем для разрешения проблем, имеющих объективное значение*

III

Наконец мы должны включить в наше понятие «серьезная игра* обширную, но пока еще мало исследованную область спорта. Мы не рассматриваем здесь спорт с точки зрения телесного уп­ражнения* закаливания и т.п., а подходим к нему исключительно как к жизненной форме личности personale Lebensform и оьггаем-ся выяснить ее своеобразное проявление у подростков. Спорт и игра находятся в тесной связи друг с другом; тем важнее отграни­чить их друг от друга и увидеть в спорте своеобразную форму слияния игрового начала с серьезностью.

Спорт не является, конечно, атрибутом исключительно юно­шеской поры, но в ней он играет совершенно особую роль. Пробуж­дение интереса к спорту в собственном смысле замечается впервые в пубертатном периоде; и этот интерес может при известных условиях именно у юноши стать господствующей страстью, в то время как у взрослого, если не считать индивидуальных случаев, спортивные интересы занимают место лишь наряду с профессио­нальными и другими интересами.

Перед началом периода созревания ребенок, далее занимаясь 4спортом► , например, плаванием, футболом, делает это совер­шенно «играючи*; он удовлетворен самим процессом действия, У подростка же спорт становится длительной задачей, пробуж­дающей его к достижению все больших и больших успехов; он становится, таким образом, одной из тех «регулятивных идей», которые могут впервые выступить лишь на этой стадии разви­тия* В спорте такого рода регулятивная идея переживается в ее наиболее примитивной обнаженной форме, а именно — как чисто количественная бесконечность задачи. Отдельный резуль­тат — победа» рекорд — оценивается как чисто временная оста­новка, как пункт в бесконечном ряду достижений; он

измеряется отношением к собственным прежним, менее совер­шенным достижениям, которые теперь преодолены* и к одновре­менным достижениям других, имеющих большую или меньшую степень; но он служит в то же время стимулом к дальнейшим повышениям уровня, посредством которых достигается дальней­шее преодоление самого себя и других ит,д,

Еще быстрее бежать или грести, еще дальше бросить мяч, еще большее расстояние проплыть — вот цели, которые, как только они достигаются, сейчас нее снова уничтожают себя, чтобы: быть замещенными еще более высокой степенью совершенства* Нигде понятие * идеала», как постоянно приближающейся, но никогда вполне недостижимой деятельности, не выступает в такой простой форме, как здесь. Восприятие и полагание этого идеала не требуют собственно духовной продуктивности, как в каждом другом идеа­ле; в условиях данного момента, в уже осуществленном действии даны все предпосылки идеала; их нужно лишь представить себе изменившимися в их намерениях* Мы имеем здесь, таким обра­зом, чистый идеал власти и борьбы, свободный в своей абсолютно­сти от всякого содержания, ибо в конце концов для сущности спорта и для типического своеобразия спортивной страсти являет­ся относительно безразличным, в какой именно области удовлетво­ряет юйюша свою жажду количественного повышения и преодоления*

Насколько характерной является эта черта юношеской пси­хики, показывает не только го рвение, с которым бесчисленное количество подростков сами предаются спорту, но и массовое участие юношей в качестве зрителей в спортивных состязаниях. Это участие отнюдь не является простым * созерцанием *, как в театре или даже в кино; это — страстное участие с внутренним соучастием и партийностью; поэтому оно занимает молодых людей гораздо дольше самого состязания. Тот, кто хочет дать оценку юношеству как массовому явлению, должен прежде все­го принять во внимание эту черту; не только в англо-саксонских странах, но и у нас мы стоим здесь перед сферой интересов, по сравнению с которой просто по объему все другие сферы, как искусство, религия, самоуправление, далее юношеское движе­ние, оказываются незначительными.

Указанную примитивность инстинктов, связанных со спор­том, можко рассматривать как главную причину этого колос­сального интереса к спорту. Но в то же время спорт служит и тому, чтобы упорядочивать и очищать эти инстинкты; это совер-

шается посредством того, что их цели превращаются в идеалы, а их осуществления — в правила; таким путем и спорт приобрета­ет характер серьезной игры.

Прежде всего подвергаются этому облагораживающему влия­нию индивидуальное стремление к власти, которое лшпается своей брутальной и беспорядочной формы: преодолеть других может толь­ко тот, кто преодолевает себя самого; победа над другими имеет своей предпосылкой победу над своим собственным прежним несо­вершенством. Бесконечность задачи побуждают волю к максималь­ным усилиям («Training*), которые никогда не могут совершенно ослабеть, потому что ни одна цель не является последней.

Социальный инстинкт находит здесь делый ряд возможно­стей для своего развития и воспитания* Сознание непосредствен­ной принадлежности к большому и однородному коллективу редко может переживаться так интенсивно, как здесь, именно вследствие простоты участвующих здесь чувств* В то же время эта принадлежность нигде так мало не связана нормами, как здесь; так приучается каждый подросток, занимающийся спор­том, подчиняться закономерности общественного института, ко-торая создана не им самим, но которую он безусловно признает. То, что спортивные правила могут быть мелкими и неважными, — это в данном случае безразлично: они являются тем * безвред­ным* материалом, на котором индивидуум игровым образом проникает в нормативные связи вообще. Твердые правила чрез­вычайно упрощают развитие определенных функций личности: честолюбие и соревнование, включение индивидуального темпа в общий ритм (гимнастика, гребля), отдельные приемы и целые серии действий, даже внешнее положение и осанка (*fair play*) в широкой мере не зависят от свободного выбора и решения индивидуума: они подчинены всеобщим нормам, которые каж­дый может усвоить и применить в качестве масштаба для оцен­ки отдельного случая.

Тесная общность, существующая между товарищами по спор­ту в отношении интересов, умений и т,пм ведет в свою очередь к известному обособлению узкого спортивного коллектива от более широкого социального круга. Специфический спортивный жаргон становится таинственным языком, понятным лишь посвященным. Вырабатываются групповой эгоизм и групповое высокомерие, от­части в качестве компенсаторных функций по отношению к силь­но ограниченной индивидуальной свободе.

Когда мы примем все это во внимание, нам станет понятным то особое значение, какое может приобрести спорт для подростка с относительно примитивной духовной структурой. Однако не следу­ет закрывать глаза к ва пределы и опасности этого явления.

Одностороннее подчеркивание количественного момента, числа очков, рекорда приводит к выделению чисто формального принципа власти, которое может нанести ущерб собственно цен­ностному содержанию жизни. Чисто спортивный принцип имеет в своей основе оценку умения как такового совершенно незави­симо от области его применения; там, где он один господствует, нет никакого существенного различил между непрерывным мно­гократным пробеганием на велосипеде вокруг арены, измерени­ем телесной ловкости при* плавании или катании на коньках и умением сыграть вслепую несколько партий в шахматы. Ибо материальное содержание служит лишь средством для показа количественной меры, А так как к тому же «бесконечность задачи* требует, чтобы ей безгранично отдавались, то чисто спортивная установка может привести таким путем к душевному опустошению. Сфера деятельности, которая — часто совершенно случайно — выбирается в качестве объекта спортивной страсти, начинает восприниматься мономанически; не только в том смысле» что она с трудом допускает рядом с собой возникновение других интересов; но и в том, что она сама упрощается, напол­няясь чисто количественным содержанием,



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.