Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Юнг К.Гюстав 8 страница



 

 

 

Он не может выйти из хтонической тюрьмы, потому что еще не готов делать что-то, что должен. (Это некое важное личное дело, даже долг, и причина многих опасений. ) Львы, как дикие животные, указывают на скрытые аффекты. Образ льва играет важную роль в алхимии и часто используется в том же значении. Это "огненное" животное, которое может обозначать опасность быть проглоченным бессознательным.

 

47. СОН:

 

Мудрый старик указывает место на земле, отмеченное особым образом.

 

 

 

Возможно, это то место, где окажется сновидец в случае самореализации (подобно 42-му сну).

 

48. СОН:

 

Знакомый выигрывает приз, вращая гончарный круг. Гончарный круг установлен на земле, а гончар лепит посуду "земные" сосуды, которые могут символизировать человеческие тела. Будучи круглым, гончарное колесо возвращает нас к теме вращения и ассоциируется с творческой активностью Самости.

 

49. СОН:

 

Вращающееся звездное колесо. В кардинальных точках круга картинки четырех времен года.

 

 

 

Как до того было обозначено место, теперь определяется время. Место и время - необходимые компоненты любой определенности. Интерес к ним возникал еще вначале (в 7, 8 и 9-м снах). Положение во времени и пространстве - часть человеческой реальности. Времена года, относящиеся к чет-

 

 

 

 

 

==139

 

 

 

 

 

вертям круга, обозначают годовой цикл. Год - символ первозданного целостного человека. " Мотив вращения указывает на динамический аспект символа круга.

 

 

 

50. СОН:

 

Незнакомый человек дает сновидцу драгоценный камень. Но тут на него нападает племя индейцев. Он убегает (ночной кошмар), и ему удается спастись. Незнакомая женщина говорит ему, что не всегда будет так: иногда ему придется оставаться на месте.

 

 

 

 

 

К оглавлению

 

==140

 

 

 

 

 

Когда определено место и время, человек быстро приближается к истине.

 

 

 

Это причина драгоценного подарка, но также страха принять решение, который лишает сновидца сил, необходимых, чтобы следовать своему намерению.

 

51. СОН:

 

Чувство сильного напряжения. Много людей ходят по большому центральному продолговатому залу, который имеет четыре маленьких зала по сторонам. Движение по большому залу левостороннее, а по маленьким правостороннее. В середине расположена восьмиконечная звезда. В центре каждого маленького зала помещены чаши с красной, желтой, зеленой и разноцветной водой. Вода вращается влево. Возникает беспокоящий вопрос: хватит ли воды?

 

 

 

Цвета еще раз указывают на подготовительную стадию. Беспокоящий вопрос здесь: достаточно ли воды жизни, энергии, либидо, чтобы достичь центральной звезды (то есть сердцевины, сути, или "ядра"; смотри следующий сон). Движение в продолговатом зале все еще идет влево, то есть сознание движется к бессознательному. Центр, следовательно, еще недостаточно осознан. Движение вправо в маленьких залах,  которые являют образ четверки (кватернера), показывает, что четыре функции выявлены для сознания.

 

 

 

Четверка обычно характеризуется четырьмя цветами радуги. Поразительно, что здесь отсутствует голубой, а также мы неожиданно покидаем плоскость квадрата. Горизонталь здесь проявляет себя как вертикаль. Таким образом, мы имеем дело с "нарушенной" мандалой. Доминанта горизонтали над вертикалью указывает на то, что сознание "я" выше всего, что ведет к потере высоты и глубины.

 

 

 

 

 

==141

 

 

 

 

 

"Нарушенные" мандалы встречаются время от времени. Они состоят из всех форм, происходящих от круга, квадрата и правильного креста, а также от тех, которые основаны не на четырех, но на трех или пяти. В исключительных случаях встречаются числа шесть и двенадцать. Двенадцать может быть основано как на четырех, так и на трех. Двенадцать месяцев и двенадцать знаков Зодиака - символические круги повседневного использования.

 

 

 

Тройка предполагает доминанту идеи и воли (Троица), а пятерка - физического человека (материализма).

 

52. СОН:

 

Квадратный танцевальный зал. Люди движутся по кругу влево. Неожиданно раздается приказ: "К центру!" Но сновидец сначала идет в соседнюю комнату, чтобы расколоть там несколько орехов. Потом люди спускаются по веревочным лестницам к воде.

 

 

 

Пришло время добраться до сердцевины, или сути, но у сновидца есть еще несколько "крепких орешков", которые ему надо расколоть в маленьком квадрате (соседней комнате): речь идет об одной из четырех функций. Тем временем процесс спускается до "воды". Вертикаль удлиняется, и из неправильного четырехугольника мы вновь получаем квадрат, который обозначает полную симметрию сознательного и бессознательного со всеми психологическими следствиями.

 

53. СОН:

 

Сновидец находится в пустой квадратной комнате, которая вращается.

 

 

 

Голос говорит: "Не выпускайте его. Он не заплатил!" Это относится к неадекватной самореализации в личных делах, о чем уже говорилось ранее, которая в этом случае является одним из сущностных условий индивидуации. Как можно было ожидать после подготовительного акцента на вертикали предыдущего сна, квадрат полностью восстановлен.

 

 

 

Причина волнений заключалась в непонимании требований бессознательного (вертикали), которое привело к нивелировке личности (лежащий прямоугольник).

 

 

 

После этого сна сновидец создал шесть мандал, в которых он пытался определить правильную длину вертикали, форму вращения и распределение цветов. За этой работой последовал сон, который приводится несокращенным.

 

 

 

 

 

==142

 

 

 

 

 

54. СОН:

 

Я прихожу в странный роскошный дом - "Дом собраний". На заднем плане множество горящих свечей, выстроенных в любопытную форму с четырьмя выдающимися кверху углами. Снаружи, у двери дома, стоит старый человек. Люди входят, ничего не говорят и неподвижно стоят, ожидал, пока все соберутся. Человек у двери говорит о посетителях дома: "Когда они выйдут снова, они очистятся ". Я и сам вхожу в дом и нахожу, что я прекрасно сосредоточился. Затем голос говорит: "То, что вы делаете, опасно. Религия не та цена, которую нужно заплатить, чтобы избавиться от женского образа, потому что от этого образа нельзя избавиться. Горе тем, кто заменяет религией обратную сторону жизни души: они впали в ошибку и будут прокляты.

 

 

 

Религия - не замена; она должна быть дополнением другой активности души, как ее высшее завершение. Вне полноты жизни отложи подальше религию; тогда будешь благословен". Когда звенящим голосом произносится последняя фраза, я слышу отдаленную музыку, простые аккорды органа. Что-то напоминает мне "Музыку огня" Вагнера. Когда я покидаю дом, я вижу пылающую гору и чувствую: огонь, который не выходит наружу, это священный огонь.

 

 

 

Сновидец отметил, что этот сон оказал на него мощное воздействие.

 

 

 

Действительно, это сон небесного свойства, и мы не ошибемся, если предположим, что он символизирует новый этап самосознания. Голос, как правило, носит характер абсолютного авторитета и появляется в решительные моменты.

 

 

 

Дом, вероятно, соответствует квадрату, который является "местом собрания".

 

 

 

Четыре сверкающие точки на заднем плане снова указывают на квадрат. Замечание об очищении относится к преобразующей функции запретной области теменоса. Та полнота, которой в предыдущем сне препятствовала

 

 

 

 

 

==143

 

 

 

 

 

неуплата, естественно, требует женского образа, поскольку Анима символизирует четвертую, нижнюю функцию, женскую, так как она связана с бессознательным. Какая требуется "плата", зависит от природы нижней и ее вспомогательной функции, а также от взаимоотношений между ними. Эта плата может быть реальной или символической, но разуму не дано решать, какой она будет.

 

 

 

 

 

==144

 

 

 

 

 

Суждение, что религия не может заменить "обратную сторону жизни души", многих, конечно, удивит как радикальное новшество. В соответствии с этим вера приравнивается к целостности и религия даже мыслится проявлением воссоздания себя в "полноте жизни".

 

 

 

Слабый отзвук "Музыки огня" - мотив Локи - также имеет разгадку, поскольку что же значит "полнота жизни"? Что значит "целостность"? Я чувствую, что здесь есть все причины для тревоги, так как человек как целостное создание, включает и свою Тень. Четвертая функция не просто так была отделена от остальных и изгнана в царство вечного огня. Не говорит ли неканоническое высказывание нашего Господа: "Тот, кто вблизи Меня, вблизи огня" (апокрифическое Евангелие)? Подобная двусмысленность не предназначена для взрослых детей; так, Гераклит в древности был назван "темным" оттого, что он говорил слишком просто, называя жизнь "вечно живым огнем". И потому это неканоническое высказывание для тех, кто имеет уши, чтобы слышать.

 

 

 

Мотив Огненной горы можно встретить со времен Книги Еноха.

 

 

 

В месте наказания ангелов Енох видит семь звезд, соединенных в цепь, "как огромные горы, горящие огнем". Первоначально семь звезд были семью великими вавилонскими богами, но во времена откровения Еноха они стали семью Арканами - правителями "этого мира", осужденными падшими ангелами. Контраст с этим опасным мотивом образует намек на чудеса Иеговы на горе Синай, и по другим источникам число семь ни в коей мере не кажется зловещим, так как именно на седьмой горе западной земли находится дерево, дающее плоды жизни, то есть древо познания.

 

 

 

 

 

==145

 

 

 

 

 

55. СОН:

 

Серебряная чаша с четырьмя орехами по сторонам. Этот сон показывает, что некоторые проблемы, поставленные в 52-м сне, решены, хотя не полностью. Сновидец представлял цель, которая должна быть теперь достигнута, как круг разделенный на четыре, где четверти были окрашены в четыре цвета. Вращение шло в левую сторону.

 

 

 

Хотя это удовлетворяло требованиям симметрии, не была осознана полярность функций, - несмотря на последний, очень впечатляющий сон, - потому что в рисунке красный и синий, зеленый и желтый были рядом друг с другом, а не напротив. Из этого мы можем заключить, что "реализация" - это встреча с сильным внутренним сопротивлением, частично философского и частично этического характера. То, что у сновидца неадекватное понимание полярностей, показывает факт, что орехи все еще надо расколоть, а также то, что они все одинаковые, неразличимые между собой.

 

 

 

 

 

==146

 

 

 

56. СОН:

 

Четверо детей держат большое черное кольцо. Они движутся по кругу.

 

 

 

Появляется темная, неизвестная женщина и говорит, что она придет снова, так как это - праздник солнцестояния.

 

 

 

В этом сне возникают элементы 44-го сна: дети и темная женщина, которая прежде была злой колдуньей. Солнцестояние указывает на поворотную точку. В алхимии работа завершается осенью. Дети, боги-гномы, приносят кольцо - то есть символ полноты все еще во власти ребяческих творческих сил. Заметим, что дети также играют конкретную роль в алхимической работе: определенная часть работы носит название - детская игра.

 

 

 

Принимая во внимание, что работа, по единодушному свидетельству всех посвященных, чрезвычайно трудна, это может быть эвфемизмом или, возможно, символическим определением. Следовательно, надо указать на сотрудничество с теми "инфантильными" или бессознательными силами, которые олицетворяют кабиры и карлики.

 

 

 

 

 

==147

 

 

 

 

 

57. МЫСЛЕННОЕ ВИДЕНИЕ:

 

Темное кольцо с яйцом посередине. Яйцо в алхимии обозначает хаос и плен первоматерии, содержащий в себе мировую душу. Из яйца, символизируемого круглым сосудом, подымается орел или феникс - освобожденная душа, идентичная Антропосу, который заключен в объятиях Физиса.

 

 

 

58. МЫСЛЕННОЕ ВИДЕНИЕ:

 

Черный орел выходит из яйца и несет в клюве кольцо, превращающееся в золото. Потом сновидец на корабле, а впереди летит птица.

 

 

 

Орел символизирует высоту (до того подчеркивалась глубина: люди спускались к воде). Это означает охват всей мандалы, вместе с тем контроль сновидца, который плывет на корабле за птицей.

 

 

 

Птицы символизируют мысль и полет мысли. В целом это фантазии и интуитивные идеи, которые олицетворяет крылатый Меркурий, Морфей, гении или ангелы. Корабль - это средство передвижения, которое несет сновидца по морю в глубины бессознательного. Как предмет, сделанный руками,

 

 

 

 

 

==148

 

 

 

 

 

он имеет значение системы, или метода (или способа: например, Махаяна и Хинаяна - Большая и Малая повозки, две школы буддизма). Полет мысли опережает выработку метода, который следует за ней. Люди не могут, как боги, ходить по мосту радуги, но должны проходить под ним, какие бы мысли у них ни были. Орел, синонимы которого - феникс или ворон, - хорошо известный алхимический символ. Даже камень часто изображается с крыльями, символизирующими интуицию, или духовный (воздушный) потенциал.

 

 

 

В конечном итоге все эти символы иллюстрируют факт трансцендентного сознания, который мы называем Собой. Этот мысленный образ похож на мгновенный снимок эволюционного процесса, ведущего к следующей стадии.

 

 

 

 

 

==149

 

 

 

 

 

 

 

 

 

00.htm - glava08

3. ВИДЕНИЕ МИРОВЫХ ЧАСОВ

 

59. "ВЕЛИКОЕ ВИДЕНИЕ":

 

Вертикальный и горизонтальный круги с общим центром. Это мировые часы. Их держит черная птица.

 

 

 

Вертикальный круг - голубой диск с белой окантовкой, он разделен на 4*8=32 части. На нем вращается стрелка.

 

 

 

Горизонтальный круг состоит из 4 цветов. На нем стоит маленький человек с маятником, а вокруг - золотое кольцо, которое раньше было черным (тогда его несли дети).

 

 

 

Часы показывают три ритма времени: 1. Малый ритм: стрелка на голубом вертикальном диске продвигается на одну тридцать вторую (1/32). 2. Средний ритм: во время одного полного обращения стрелки горизонтальный круг смещается на 1/32. 3. Великий ритм: один полный оборот золотого кольца, равный 32 оборотам стрелки.

 

 

 

 

 

К оглавлению

 

==150

 

 

 

Этот замечательный сон произвел глубокое и продолжительное впечатление на сновидца, впечатление "самой возвышенной гармонии", как он сам назвал его. Мировые часы могут быть образом, подобным гномам кабирам, то есть четырем детям, или четырем маленьким человечкам, с маятниками. Это трехмерная мандала - мандала пространственная, символизирующая самореализацию (которая действительно имела место). Человек стал тем, кто он есть на самом деле.

 

 

 

Почему видение этой забавной фигуры вызвало ощущение "возвышенной гармонии" понять сложно; однако это становится вполне объяснимым, как только мы обращаемся к сравнительному историческому материалу. Сложно проникнуть в суть дела, когда значение образа совершенно непонятно. Если в его смысл нельзя проникнуть, а форма и цвет не имеют никакой связи с эстетическими критериями, не удовлетворяя нашу потребность в прекрасном, мы оказывается в растерянности. Мы должны тогда предположить, что образ выражает некий неизвестный психический факт, который стремится выявить видимым образом не связанные части души.

 

 

 

 

 

==151

 

 

 

 

 

Видение действительно очень абстрактно. Похоже, что одна из основных идей - взаимодействие двух независимых систем через их общий центр. И если мы начнем, как и ранее, с предположения, что центр и его окружение представляют целостность души и Самость, тогда фигура скажет нам, что в точке Самости происходит взаимодействие двух независимых систем, которые функционально связаны между собой и управляются законом  "трех ритмов". Самость - по определению центр и все охват систем сознания и подсознания. Но управление их функций тремя ритмами я не могу обосновать.

 

 

 

Я не знаю, на что намекают эти ритмы. Но я не сомневаюсь, что эти намеки оправданы. Единственная аналогия, которую я могу предположить, - это три руля, благодаря которым четыре стихии превращаются одна в другую или синтезируются в пятую (квинтэссенцию): 1-й - земля в воду, 2-й - вода в воздух, 3-й - воздух в огонь. Мы едва ли ошибемся, если предположим, что наша мандала обозначает стремление к самому полному союзу противоположностей, включая мужскую триаду и женскую квадратуру по аналогии с алхимическим гермафродитом.

 

 

 

Так как образ содержит космический аспект - мировые часы, мы должны предположить, что это мелкомасштабная модель пространства-времени или, даже возможно, воплощение их источника. И следовательно, это модель четырехмерная по своей природе, хотя мы видим только три ее измерения.

 

 

 

Число ритма 32 может происходить от умножения 4х8, так как мы знаем из опыта, что принцип четверки, находящийся в центре мандалы, часто выражается числами 8, 16, 32 и т. д. на ее периферии. Число 32 играет важную роль в Каббале. Так, в "Сефер Йецира" мы читаем: "Иегова, Бог Израиля и царь мира... запечатлел свое имя на 32 тайных путях мудрости". Они состоят из "10 счислений и 22 основных букв"(1:2). Значение 10счислений таково: 1 - дух Бога Живого; 2 - воздух от духа; 3 - вода от воздуха; 4 - огонь от воды; 5 - 10 - высота, глубина, восток, запад, юг и север. Корнелиус Агриппа упоминает, что ученые евреи приписывают число 32 Мудрости, потому что столько есть путей мудрости, описанных Авраамом".

 

 

 

 

 

==152

 

 

 

 

 

Франк устанавливает связь между числом 32 и каббалистической троицей - Кетером, Хокмой и Биной: "Эти три лица содержат и соединяют в себе все, что существует, и они соединены в седом Старце, предшественнике дней, так он есть все и все есть он. Иногда он изображается с тремя головами, а иногда похож на мозг который разделен на три части и распространяет свою власть над телом путем 32 пар нервов, так же как Бог распространяет себя во Вселенной посредством 32 чудесных путей"".

 

 

 

Эти 32 оккультных канала также упомянуты Кнорром фон Розенротом, который называет Хокму "высшим путем, включающим в себя все", по свидетельству Книги Иова (28:7): "Стези туда не знает хищная птица, и не видал ее глаз коршуна". Алленди в своем очень ценном труде по символизму чисел пишет: "32... это разделение, которое появляется в органическом мире; это не творческий процесс, но скорее план устройства различных форм сотворенных вещей, который моделирует создатель, - как произведение 8~4". Можно ли приравнять это каббалистическое число к 32 счастливым предзнаменованиям ребенка Будды (махавиджняна), я не знаю.

 

 

 

Что касается интерпретации на основе сравнительного исторического материала, мы оказывается в более благоприятной позиции, по крайней мере в отношении основных аспектов фигуры. Мы имеем в нашем распоряжении, во-первых, полный мандальный символизм трех континентов, а во-вторых, особый мандальный символизм, развившийся под влиянием астрологии преимущественно на Западе.

 

 

 

 

 

==153

 

 

 

На рисунке 85: гороскоп с Зодиаком, домами и планетами (1515). Гороскоп представляет собой мандалу (часы) с темным центром (Землей) и левосторонним вращением по "домам" и планетарным фазам.

 

 

 

Церковные мандалы, в особенности те, которые помещаются на полу перед алтарем, часто используют символику зодиакальных животных или сезонов года. Близка к этому идея отождествления Христа с церковным календарем, фиксированным полюсом которого он является (так как Рождество совпадает с зимним солнцестоянием). Сын Человеческий предвосхищает идею самостоятельной индивидуальности; отсюда гностическое смешение Христа с другими синонимами для обозначения Самости, согласно Ипполиту.

 

 

 

 

 

==154

 

 

 

 

 

Христос восседает на троне с эмблемами четырех евангелистов - тремя животными и ангелом.

 

 

 

В манускрипте 7 века и в некоторых других памятниках римской куль~ы мы видим евангелистов с головами зодиакальных животных. Здесь также прослеживается связь с символизмом Гора: есть изображения Гора как отца со своими четырьмя сыновьями или Осириса с четырьмя сыновьями Гора.

 

 

 

 

 

==155

 

 

 

 

 

Гор олицетворял собой восходящее солнце, и Христу ранние христиане поклонялись как светилу.

 

 

 

Мы находим примечательные параллели этого сна у Гильома де Дигулевиля, настоятеля монастыря в Шали и нормандского поэта, который независимо от Данте сочинил три "паломничества" между 1330 и 1355 годом: "Паломничества человеческой жизни, души и Иисуса Христа". Последняя песнь - "Паломничества души" - содержит видение Рая, состоящего из семи больших сфер, каждая из которых содержит семь маленьких сфер. (Подобная идея присутствовала в 21-м сне, где большой шар содержал много маленьких. ) Все сферы вращаются, и это движение называется веком. Небесные века - прототипы земных столетий. Ангел, который ведет поэта, объясняет:

 

 

 

 

 

==156

 

 

 

 

 

"Когда святая Церковь в конце молитв говорит: "Во веки веков", она подразумевает не земное время, но вечность". В то же время века - это сферические пространства, где обитают блаженные. Веки и Небеса - одно и то же. На высшем Небе из чистого золота восседает на круглом троне Царь, блистающий ярче солнца. Он в короне из драгоценных камней. Позади него, на квадратном троне из коричневого драгоценного камня, сидит Царица, которая молится за грешников.

 

 

 

 

 

==157

 

 

 

 

 

Подымая глаза к золотым небесам, паломник видит чудесный круг цвета сапфира; он выходит с одной стороны золотых небес и входит в другую, целиком охватывая золотое небо. Этот маленький круг трех фугов в диаметре, движется по большому горизонтальному кругу, как катящееся колесо. Этот большой круг пересекает золотое кольцо Небес. Пока Гильом был поглощен этим зрелищем, неожиданно появились три духа, одетые в пурпур, с золотыми коронами и гирляндами, и вошли в золотые небеса. Этот момент, как сказал ему ангел, был праздником, подобным именинам святых на земле:

 

 

 

 

 

==158

 

 

 

 

 

Круг, который ты видишь, - это календарь,

 

Который совершает свой оборот,

 

Указывает дни празднования святых.

 

Каждый из них в свою очередь входит на Небо,

 

У каждой звезды есть свой день,

 

И каждому солнцу принадлежит сфера

 

Тридцати дней Зодиака.

 

Три фигуры - святые, чьи именины праздновались. Маленький круг, который вошел в золотые Небеса, был трех футости, что делает круг календарем.

 

 

 

Но почему круг имеет размер, кратный трем, и почему появляются три фигуры, остается тайной. Нам естественно думать о трех ритмах, которые отмечает стрелка времени на голубом диске, и это входит в нашу систему представлений так же необъяснимо, как календарь принадлежит золотому небу.

 

 

 

 

 

==159

 

 

 

 

 

Проводник продолжает посвящать Гильома в значение знаков Зодиака со ссылками на священную историю и заканчивает тем, что в знаке Рыб будет праздноваться праздник двенадцати рыбаков, где все двенадцать предстанут перед Троицей. Тогда Гильом внезапно понимает, что он никогда на самом деле не понимал смысла Троицы, и он обращается к ангелу за разъяснениями. Ангел отвечает: "Есть три главных цвета: зеленый, красный и желтый.

 

 

 

Эти цвета соединяются в божественной ткани водяного шелка и в перьях многих птиц: взгляни на павлина. Всемогущий царь, который сводит три эти цвета в одно, - не может ли он заставить одну субстанцию стать тремя?" Золото - королевский цвет, приписывается Богу Отцу, красный - Сыну, поскольку он символизирует его кровь, а Святому Духу - оживляющий и успокаивающий зеленый. Потом ангел предостерегает Гильома от дальнейших вопросов и исчезает. Поэт пробуждается и благополучно обнаруживает себя в своей постели - так заканчивается "Паломничество души".

 

 

 

Однако здесь надо было бы задать еще один вопрос: "Вот три цвета, но где четвертый?" Почему нет синего? Этот цвет также отсутствует в "нарушенной" мандале 51-го сна. Любопытно, что календарь, который пересекает золотые небеса, голубой, как и вертикальный диск трехмерной мандалы. Мы можем заключить, что синий цвет, используемый для вертикали, символизирует высоту и глубину (голубое небо наверху, синее море внизу) и что исчезновение вертикали превращает квадрат в прямоугольник, что ведет к чему-то похожему на "раздувание" сознания. Поэтому вертикаль обозначает бессознательное. Но бессознательное в мужчине имеет женские характеристики, и голубой - это традиционный цвет божественного покрова Девы Марии.

 

 

 

Гильом был так поглощен Троицей в ее троичном аспекте короля, что он совершенно забыл о королеве. Фауст молится ей такими словами: "Госпожа мира! Дай мне постичь твой секрет в распростертом покрове лазурного небосвода!" Голубой неизбежно отсутствует у Гильома в тетраде радужного сектора из-за его женской природы. Но, как и женщина, Анима символизирует вы-

 

 

 

 

 

К оглавлению

 

==160

 

 

 

 

 

соту и глубину мужчины. Без голубого вертикального круга золотая мандала остается бесплотной и плоской, чистой абстракцией. Только с обретением времени и пространства (здесь и сейчас) она становится реальностью. Полнота реализуется только в моменте - в моменте, который Фауст искал всю жизнь.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.