Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Юнг К.Гюстав 5 страница



 

 

 

В Китае это тянь - небо - с четырьмя космическими элементами, вращающимися вокруг него.

 

 

 

Подобным образом в западных мандалах средневекового хритианства в центре на троне восседает божество вместе с символическими фигурами четырех евангелистов.

 

 

 

 

 

==85

 

 

 

Символы наших снов очень сильно контрастируют с этими высокими метафизическими идеями, так как в центре площади должна быть установлена обезьяна. Здесь мы снова встречаемся с обезьяной, которая впервые появилась в 22-м видении первой серии. В том сне она вызвала панику, но также призвала на помощь вмешательство интеллекта. Сейчас ее надо <сконструировать>, а это может значить только то, что вместе с ней надо вновь вернуться к антропоиду - человеку архаической действительности. Ясно, что левосторонний путь ведет не к царству богов и вечных идей, но к естественной истории, к инстинктивным, звериным основам человеческого существа.

 

 

 

Говоря классическим языком, мы имеем дело с Дионисийской мистерией.

 

 

 

==86

 

Квадрат соответствует теменосу, где происходит драма, но на этот раз показывают пьесу не о сатирах, но об обезьянах. Внутренняя часть золотого цветка - это место посадки зерна, где образуется <драгоценное тело>. Синонимичный термин - <земля предков> - также может содержать намек на то, что искомый продукт - результат объединения прошлых стадий развития человечества.

 

 

 

Духи предков играют важную роль в примитивных ритуалах. Обновления. Аборигены центральной Австралии даже отождествляют себя со своими мифическими предками периода альхеринга (подобного гомеровской эре).

 

 

 

Индейцы пуэбло в Таосе, готовясь к ритуальным танцам, также отождествляют себя с солнцем, чьими детьми они себя считают. Атавизм этого отождествления с предками и животными можно психологически трактовать как интеграцию бессознательного, действительное. Омовение в источнике жизни, где каждый снова становится рыбой, бессознательной, как во сне, дурмане или смерти. Отсюда сон рождения, дионисийская оргия и ритуальная смерть во время инициации. Естественно, это всегда происходит в некоем священном месте. Мы можем легко перевести эти идеи в конкретику теории Фрейда: теменос тогда будет маткой, а ритуал - возвратом к зачатию. Но такая трактовка будет лишь невротической ошибкой людей, которые остались слишком инфантильными или не понимают, что подобные ритуалы практиковались с незапамятных времен взрослыми людьми, чьи действия никак не могут быть объяснены возвратом к детству. В противном случае высочайшие

 

 

 

 

 

==87

 

 

 

и самые значительные достижения человечества сводились бы к извращенным желаниям ребенка, и само слово <детский> потеряло бы всякий смысл.

 

 

 

Поскольку алхимия с философской точки зрения занималась проблемами, слишком тесно связанными с теми, которые интересуют современную психологию, возможно, стоит несколько углубиться в мотив человекоподобной обезьяны посреди квадратной площади.

 

 

 

В большинстве случаев алхимия отождествляет трансформирующую субстанцию с живым серебром или Меркурием. Химически этот термин означает ртуть, но философски он значит дух живой или даже мировую душу, так что Меркурий сливается с Гермесом, богом откровений. Гермес ассоциируется с идеей круга и квадрата, как можно видеть из папируса>, где он именуется <круглым и квадратным>. Гермес также связан с числом четыре, потому есть <четырехголовый Гермес>. Эти его атрибуты были известны в средние века, что, например, показывает работа Картари. Он говорит: <фигура Гермеса на квадратном постаменте, в которой не обозначено ничего, кроме головы и мужского члена, означает, что солнце - это голова мира и сеет семена всех вещей, четыре стороны прямоугольника имеют то же значение, что четыре стороны света или четыре сезона года, где два равноденствия и два солнцестояния делят на четыре части весь зодиак>.

 

 

 

 

 

==88

 

 

 

Легко заметить, почему меркурий становится явно подходящим символом для мистической трансформации алхимии: в нем заложен круг и квадрат - одновременно целостность и множественность, полнота, состоящая из четырех частей (четырех элементов). Поэтому гностический первозданный человек, состоящий из четырех частей, так же как и христос пантократор, является образом камня.

 

 

 

Западная алхимия по происхождению во многом из Египта; итак, обратим внимание на эллинистический образ гермеса Трисмегиста, который, до того как стать помощником средневекового Меркурия, был наследником Египетского Тота.

 

 

 

 

 

==89

 

 

 

Символ Тота - бабуин, таким образом, он предстает в образе Обезьяны. > Эта идея прошла через Бесчисленные издания <книги Мертвых> и дошла до нашего времени. В существующих алхимических текстах, - которые за редким исключением принадлежат к нашей эре, - древняя связь между Тотом-Гермесом и обезьяной исчезла, но она все еще существовала во времена римской империи. Меркурий, однако, имеет черты сходства с дьяволом (во что мы здесь не будем углубляться) -и, таким образом, обезьяна еще раз попадает в сферу меркурия как (божественная обезьяна).

 

 

 

Сущность трансформирующей себя субстанции - быть с одной стороны, слишком обычной, даже презираемой (это иллюстрирует ряд атрибутов, общих с дьяволом, таких, как змея, дракон, лев, василиск и орел), но, с другой стороны, имеющей великую ценность, если не сказать - божественность.

 

 

 

Трансформация ведет нас из глубин на высоты, от архаического и детского к мистическому величайшему человеку.

 

 

 

Если рассмотреть серьезно символизм ритуалов обновления, он указывает далеко за пределы чисто архаического и детского к внутреннему стремлению психики человека, которая является продуктом всей жизни предков и восходит к животному уровню, - отсюда символизм предков и животных. Ритуалы - это попытки преодолеть разрыв между сознанием и бессознательным, реальным источником жизни, и привести индивидуума к согласию с природной подоплекой унаследованного им способа действий. Достигали результата эти ритуалы обновления или нет, но они не Только не умерли в доисторические времена, но еще даже и не родились. Рассматриваемый случай

 

 

 

 

 

К оглавлению

 

==90

 

 

 

доказывает, что, даже если разум невероятно далек от древних понятий и ритуалов, бессознательное приближает их во снах. Сознание не возникло бы без своей автономии, но это его качество вызывает угрозу изоляции, так как в отрыве от бессознательного оно приводит к непреодолимому разрыву с инстинктом. Утрата инстинкта - источник бесконечных ошибок и заблуждений.

 

 

 

 

 

==91

 

 

 

Тот факт, что сновидец находится не в центре, но в стороне, Ясное указание на то, что происходит с <я>: оно более не требует Себе центрального места, но должно удовлетворяться положением спутника - планеты, вращающейся вокруг солнца. Центральное место оставлено для обезьяны, которая уже почти создана. Обезьяна принадлежит к антропоидам и из-за сходства с человеком Является подходящим символом той части души, которая восходит к до-человеческому в человеке. Далее, мы видели, что бабуин С головой собаки ассоциируется с тотом-гермесом; это высшая из обезьян, из-

 

 

 

 

 

==92

 

 

 

вестных египтянам, и ее божественные свойства делают ее наиболее подходящим символом для той части бессознательного, которая переходит на сознательный уровень.

 

 

 

Утверждение, что человеческая душа владеет слоями, которые лежат ниже сознания, вероятно, не вызывает возражений. Но таким же образом там могут Быть уровни, лежащие выше Сознания, ограниченного Рамками греха нарушения величия человека. Согласно моему опыту разум занимает лишь относительно центральную позицию и должен примириться с фактом, что бессознательная душа проникает в него Так, как если бы она была по Обе его стороны. Содержание бессознательного отбрасывает его назад к физиологическим состояниям, с Одной стороны, и к архетипической данности - с другой. Но он движется вперед При помощи интуиции, которая определяется частично архетипически и частично возвышенными ощущениями, показывающими относительность времени и места для бессознательного. Однако я должен позволить читателю, окончив рассмотрение всей серии снов и тех проблем, которые оно открывает, сформировать собственное суждение об этой гипотезе.

 

 

 

 

 

==93

 

 

 

Следующий сон приведен несокращенным, в первоначальной форме.

 

 

 

17. Сон:

 

 

 

Все дома имеют что-то общее со сценическими декорациями. Упоминается имя Бернарда Шоу. Предполагается постановка пьесы. На одной из декораций надпись по-английски и по-немецкй это единая католическая церковь. Это церковь господа. Все, кто чувствуют себя инструментами господа, могут войти. Ниже напечатано мелкими буквами : <Церковь была основана Иисусом и Павлом> - как твердая уверенность в ее незыблемости. Я сказал моему другу: <Пошли, взглянем на все это>. Он ответил: <Я не понимаю, почему столько людей должны собираться вместе, когда они испытывают религиозные чувства>. Я ответил: <Как протестант, ты никогда и не поймешь>. Какая-то женщина одобрительно кивнула. Тут я увидел на стене церкви прокламацию: <Солдаты! Когда вы чувствуете себя в руке господней, не обращайтесь прямо к нему.

 

 

 

Господа нельзя достигнуть словами. Мы также серьезно советуем вам не вступать между собой в споры о свойствах господа. Это бесполезно, поскольку все ценное и значимое невыразимо>.

 

 

 

Подпись: папа (имя неразборчиво) И вот мы вошли. Внутренняя часть похожа на мечеть, особенно на Софию: нет сидений - удивительный эффект пространства, нет образов, только обрамленные узорами тексты украшают стены (как тексты корана в софии). Один из текстов гласит: <не льсти своему благодетелю>. Женщина, которая прежде соглашалась со мной, разражается слезами и кричит: <тогда ничего не останется!> Я отвечаю: <мне это кажется правильным>, но она исчезает. Сначала передо мной колонна, и я ничего не вижу. Потом я меняю место и вижу толпу людей. Я не отношусь к ней и стою один. Но люди не похожи друг на друга, и я могу различить их лица. Они все говорят в один голос: <мы исповедуем, что мы во власти господа. Небесное царство внутри нас>. Они повторяют это трижды с большой торжественностью. Затем начинает играть орган, и они поют фугу Баха с хоралом. Но первоначальный текст опускается, время от времени звучит только голос, потом повторяются слова: <Все остальное бумага>.

 

 

 

 

 

==94

 

 

 

Когда хорал затихает, начинается обычная часть церемонии, она почти похожа на студенческую вечеринку. Люди радостные и не держат дистанции. Мы ходим, здороваемся, общаемся; и вино (из епископата) служит освежающим напитком. Пьют за здравие церкви, и, чтобы выразить радость по поводу увеличения числа членов, громкоговоритель выдает мелодию с припевом: <Чарльз с нами сейчас>. Священник обьясняет мне: <эти простые развлечения одобрены и разрешены. Мы должны адаптироваться к американским методам. С такой большой толпой, как у нас здесь, это неизбежно.

 

 

 

но мы принципиально отличаемся от американской церкви нашей решительно антиаскетической тенденцией>. После этого я проснулся с чувством глубокого облегчения.

 

 

 

К несчастью, я должен удержаться от полного комментария этого сна и ограничиться нашей темой. Теменос стал святым храмом (в соответствии с тем, что говорилось ранее). И значит, события далее характеризуются как <религиозные>. Гротескно-юмористическая сторона Дионисийской мистерии выявляется в так называемой <обычной> части церемонии, где пьют за здоровье церкви. Надпись на полу в орфическо-дионисийской святыне гласила: <Только не вода!> можно мимоходом упомянуть Дионисийские реликвии в Церкви, такие, как рыба и символизм вина, печать с распятием и надписью <Орфей-рыбак> и многое другое. <Антиаскетическая> тенденция отмечает точку расхождения с христианской церковью, здесь определяемой как американская (смотри комментарий к 14-му сну первой серии). Америка - вотчина рациональных идей практического интеллекта, который желал бы привести мир к истине при помощи <правды мозга> (это Мнение самого сновидца). Этот взгляд поддерживается современной формулой <интеллект = дух>, но при этом забывается о том, Что <дух> никогда не являлся сферой <деятельности> человека или его функцией. Движение влево подтверждается этим как возврат из современного мира к идеям дохристианского поклонения Дионису, когда аскетизм в христианском смысле был неизвестен. В то же время это движение не приводит к выходу из святого места, но остается

 

 

 

 

 

==95

 

 

 

внутри него, другими словами, оно не теряет священного Характера. Оно не приводит к падению в хаос и анархию, оно смыкает церковь с Дионисийскими таинствами, так же как они смыкаются в историческом процессе. Можно сказать, что сознание уверенно проходит исторический путь в обратном направлении, чтобы достичь дохристианского уровня. Следовательно, это не впадение в ересь, а систематический спуск в подземный мир , к психологическому царству мертвых .

 

 

 

Я встречал нечто похожее во сне на священника, который довольно критично относился к своей вере: приходя ночью в церковь, он обнаруживает развороченной всю стену хоров. Алтарь и руины обвиты лозой, полной гроздьев винограда, а сквозь брешь светит луна.

 

 

 

Еще одному человеку, который много занимался религиозными вопросами, приснился такой сон: огромный готический храм, почти полностью темный. Служат большую мессу. Вдруг стена придела храма разрушается. Ос-

 

 

 

 

 

==96

 

 

 

лепительный солнечный свет проникает внутрь вместе с большим стадом козлов и коров. (это больше напоминает культ митры, но митра ассоциируется с раннехристианской церковью, так же как и Дионис. ) Довольно интересно, что церковь разбираемого сна - храм многих вер, так как София - это очень древняя церковь христиан, Вплоть до недавнего времени, однако, служившая мечетью. И это Согласуется с целью сна: попытаться объединить христианские и Дионисийские религиозные идеи. Очевидно, это должно произойти без того, чтобы одно исключало другое и были разрушены какие либо ценности. Это крайне важно, так как в священном тайном месте должна быть произведена <обезьяна>. Такое кощунство могло легко привести к опасному предположению,  что левостороннее движение это дьявольское искушение , а обезьяна Черт, так как дьявол действительно считался обезьяной бога. Тогда бы левостороннее движение было извращением божественной правды с целью поместить <его темное величество> на место бога. Но бессознательное не имеет таких черных помыслов - оно лишь пытается восстановить в мире религии утраченного Диониса, которого недостает современному человеку. В конце 22-го сна, где впервые появилась обезьяна, было сказано, что всем должен править свет, - и нам следует добавить: всем, что включает властителя тьмы с его рогами и копытами - на самом деле Дионисийского корибанта, который неожиданно поднялся до ранга князя.

 

 

 

Дионисийский элемент должен разобраться с эмоциями и переживаниями, которые не находят подходящего религиозного выхода из-за преобладания в христианстве аполлонийской культуры и этики. Средневековые карнавалы и игра в лапту были сравнительно рано выведены за пределы церкви; следовательно, карнавал стал светским и его божественный экстаз исчез из святых пределов. Скорбь, серьезность, суровость и благонадежная духовная игра остались. Но опьянение, наиболее прямая и опасная форма одержимости, уводит от богов и раскрывает человеческий мир с его нуждами и пафосом. Языческая религия встречает эту опасность, давая место пьяному экстазу внутри культа. Гераклит, без сомнения, видит, что стоит за этим, когда говорит: <Но Аид - тот же самый Дионис, в честь которого они впадают в безумие и проводят праздники винных бочек>. По этой причине на оргии было дано религиозное дозволение, как бы для того, чтобы отвести опасность, которая угрожала из Аида. Однако наше разрешение оставляет ворота ада широко открытыми.

 

 

 

 

 

==97

 

 

 

18. СОН:

 

Сложные церемонии на квадратной площади, цель которых - превращение животных в людей. Надо избавиться от двух змей, движущихся в противоположных направлениях. На площади звери, например, лисы и собаки.

 

 

 

Люди прогуливаются вокруг площади и должны позволить животным в четырех углах кусать их за ноги. Если они убегут, все пропало. Потом появляются другие животные - козлы и ибисы. В четырех углах ползают четыре змеи. Затем собрание рассеивается. Два священника приводят огромную рептилию и дотрагиваются ею до головной части бесформенного животного или живой массы. Оттуда моментально подымается видоизмененная человеческая голова. Голос провозглашает: "Все это попытки существования".

 

 

 

Почти можно сказать, что этому сну сопутствует объяснение того, что происходит на площади. Требуется превратить животных в людей - "бесформенная живая масса" должна быть преображена в человеческую голову путем магического контакта с рептилией. Куча животных или живая масса обозначает толщу унаследованного бессознательного, которое должно быть соединено с сознанием. Это осуществляется путем церемониального использования рептилии, предположительно змеи. Идея трансформации и обновления в образе змеи - широко распространенный архетип.

 

Это змея-целительница, олицетворение бога. 0 ней говорится в мистериях Сабазия: "Золотая змея должна войти в посвящаемого и вновь выйти

 

 

 

 

 

==98

 

 

 

наружу из нижних частей тела". У офитов змеей был Христос. И возможно, наиболее важное развитие символизма змеи мы находим в кундалини-йоге.

 

 

 

Встреча пастуха со змеей в "Заратустре" Ницше соответственно могла иметь фатальный конец (не единственный такого рода: вспомним пророчество о смерти канатного танцора).

 

 

 

"Бесформенная живая масса" напоминает идеи алхимического "хаоса", бесформенной или смешанной материи или массы, которая содержит божественные семена жизни со времен сотворения мира. В соответствии с этим взглядом, Адам был создан таким же способом: в первый час Бог создал пыль, во второй - сделал из нее бесформенную массу, потом вылепил члены и т. д.

 

 

 

Но если нужно преобразовать живую массу, необходима циркумамбуляция, то есть исключительная концентрация в центре - месте творческого преобразования. В течение процесса животные кого-то "кусают", то есть мы должны предоставить себя животным импульсам бессознательного, не отождествляясь с ними и не "убегая", так как побег из мира бессознательного не даст процессу преобразования достичь своей цели. Мы должны оставаться на своем месте, и это означает здесь, что процесс, вызванный самонаблюдением сновидца, должен произойти во всех его ответвлениях, и затем сознание должно воспроизвести его, чтобы лучше понять. Это часто вызывает почти невыносимое напряжение из-за абсолютной несоразмерности сознательной жизни и бессознательного процесса, которая ощущается только в глубине души и никак не затрагивает видимую сторону жизни.

 

 

 

Принцип сознательной жизни таков: "В уме нет ничего, чего прежде не было бы в чувствах". Но принцип бессознательной жизни - это полная автономия души, отраженная в игре образов не в мире, но в ней'самой, даже если она использует образные возможности видимого мира, чтобы прояснить свои образы. Данные ощущений здесь не являются определяющей причиной , скорее они выбираются и используются самой душой так, что в результате рациональный порядок космоса постоянно и грубо нарушается. Но чувственный мир столь же разрушительно воздействует на глубокие психические процессы, когда он врывается в них. Если же, с одной стороны, не нано-

 

 

 

 

 

==99

 

 

 

сится оскорбление здравому смыслу, а с другой - не подавляется творческая игра образов, то и тогда нужен осторожный и предусмотрительный синтез, чтобы завершить парадоксальный союз непримиримых противоположностей.

 

 

 

Таковы алхимические параллели сна.

 

 

 

Сосредоточение внимания в центре и предостережение против "бегства" имеют явные параллели в алхимической работе: необходимость сосредоточиться и размышлять подчеркивается снова и снова. Тенденция убежать, однако, относится не к деятелю, но к трансформируемой субстан-

 

 

 

 

 

К оглавлению

 

==100

 

 

 

 

 

ции. Меркурий убегает и именуется беглым слугой или оленем. Сосуд должен быть хорошо запечатан, чтобы то, что внутри, не могло "сбежать". Ириний Филалет говорит об этом слуге: "Вы должны быть очень осторожны, когда вы управляете им, так как при любой возможности он улизнет и оставит вас в мире несчастья". Философы того времени не гнались за гипотезами, и все, что они приписывали субстанции, исходило из психологического источника их ожиданий. На основе различия между материалом сна и его средневековыми аналогами мы можем оценить психологический прогресс: "убегание" теперь, очевидно, является характеристикой сновидца и не проецируется более на неизвестную субстанцию. "Убегание", таким образом, стало вопросом совести. Этот аспект осознавался алхимиками в такой степени, в какой они подчеркивали необходимость особого религиозного призвания к их работе. Но никто не может освободить их от подозрения, что они исполь-

 

 

 

 

 

==101

 

 

 

 

 

зовали молитвы или упражнения в благочестии ради того, чтобы вызвать чудо, - среди них были и такие, которые стремились иметь в числе своих друзей Святого Духа! Однако, чтобы судить их, мы должны обратить внимание на многочисленные письменные свидетельства того, что они понимали: речь идет только об их личной трансформации. Например, Герхард Дорн восклицает: "Превратимся в живые философские камни!" Как только сознание и бессознательное соприкасаются друг с другом, они отталкиваются друг от друга во взаимном антагонизме. Так две змеи в начале сна расползаются в разные стороны, и потому их нужно убрать, то есть решительно остановить конфликт между сознанием и бессознательным и заставить сознание выдерживать напряжение путем циркумамбуляции (концентрации в центре). Очерченный таким образом магический круг мешает бессознательному ускользнуть, так этот побег был бы равносилен психозу. И вместе с автором "Философского розариума" мы можем сказать: "Немало погибло на нашей работе". Сон показывает, что сложность мыслить парадоксами, на что способно только сверхсознание, преодолена. Змеи более не убегают, но расположились в четырех углах, и вступил в силу процесс преображения, или интеграции. Во сне достигнуто, или по меньшей мере предчувствуется, просветление, разумное познание центра. Это возможное достижение - в том случае, если оно будет сохранено, то есть сознание не потеряет способность соприкосновения с центром в будущем - означает обновление личности. Так как это состояние, реальность которого не может быть оценена никакими внешними критериями, любая дальнейшая попытка объяснить и описать его обречена на провал, так как лишь те, кто имел такой опыт, в состоянии понять и удостоверить его реальность. Например, "счастье" - это такая ценность, которой жаждут все, и все же нет ни единого объективного критерия, который бы несомненно доказал, что это состояние действительно существует. Так часто обстоит дело с важнейшими вещами, о которых нам приходится иметь лишь субъективное представление.

 

 

 

Расположение змей в четырех углах - показатель упорядоченности бессознательного. Это подобно тому, как если бы мы столкнулись с планом Земли до ее существования, разновидностью пифагорейского тетрактиса. Я очень часто встречал число четыре в соотношении с ним. Возможно, это

 

 

 

 

 

==102

 

 

 

 

 

объясняет универсальность и магическое значение креста или круга, разделенного на 4. В нашем случае смысл его, похоже, в регулировании животных инстинктов ради того, чтобы не допустить провала в бессознательное.

 

 

 

Это может служить опытным обоснованием того, почему крест побеждает власть тьмы.

 

 

 

В этом сне бессознательному удалось сделать мощный рывок, угрожающе расположив свое содержание прямо около области сознания. Сновидца, похоже, глубоко захватила таинственная церемония синтеза, и он, несомненно, будет долго помнить о ней. Опыт показывает, что это приводит к серьезному конфликту с разумом, потому что человек, даже если желает, не всегда может изыскать интеллектуальные или моральные силы, необходимые для того, чтобы действительно разрешить парадокс.

 

 

 

Как показывает взгляд на историю средневекового мышления, вся современная ментальность замешана на христианстве (неважно, верим мы в христианство или нет). Следовательно, создание обезьяны в сакральном месте, как предполагается во сне, вызывает некоторый шок, причину которого большинство людей попытается отбросить в темноту непонимания. Другие бездумно пройдут мимо глубоких бездн Дионисийской мистерии и с радостью согласятся с трактовкой сна на основании теории Дарвина, которая послужит защитой против мистического объяснения. Только немногие почувствуют коллизию между двумя мирами и поймут, что она означает. Сон ясно говорит, что в месте, где, согласно традиции, обитает божество, появляется обезьяна. Такая замена почти столь же плоха, как черная месса.

 

 

 

В европейском символизме квадрат, обозначающий землю в Китае, падму или лотос в Индии, имеет черты йони - женского начала. Бессознательное для мужчины подобно женскому началу и потому олицетворяется Анимой.

 

 

 

Анима также обозначает "низшие" функции и поэтому часто имеет теневой

 

 

 

 

 

==103

 

 

 

==104

 

 

 

характер, и действительно, она иногда символизирует само зло. Она также, как правило, является четвертой фигурой (смотри 10, 11 и 15-й сны). Она темное лоно материи, которая имеет, по сути, двойную природу.

 

 

 

Христианское божество едино в трех лицах. Четвертое лицо в христианской драме - это, несомненно, Дьявол. В более безобидной психологической версии это просто низшая функция. С точки зрения морали - это грех человека, функция, принадлежащая ему и предположительно мужская. Женский элемент в божестве воспринимается как нечто темное, и интерпретация Святого Духа как Софии считается ересью. Поэтому в христианской мета-

 

 

 

 

 

==105

 

 

 

 

 

физической драме участвуют только актеры мужского рода, что присуще и другим древним мистериям. Но женский элемент, очевидно, должен где-то быть - таким образом, он предположительно находится в темноте. Во всяком случае, там его помещают китайские философы - в инь.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.