Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Юнг К.Гюстав 12 страница



 

   

 

***

 

Когда в 1938 году я написал первый вариант этой работы, я, естественно, не знал, что двумя годами позже христианская версия материнского архетипа подымется до ранга догматической правды. Христианская "богиня Небес", очевидно, потеряла все свои олимпийские качества, кроме яркости, доброты

 

 

 

 

 

==204

 

 

 

 

 

и вечности, и даже ее человеческое тело - вещь, наиболее подверженная материальной порче, - приобрело нетронутость эфира. Богатство разнообразных аллегорий Богоматери тем не менее сохранило связь с ее языческими образами - Изидой (Ио) и Семелой. Не только Изида и младенец Гор стали праобразами христианских икон, но также и сожжение Семелы, первоначально смертной матери Диониса, предвосхитившей Вознесение Девы Марии. Далее, сын Семелы - это умирающий и воскресающий бог и младший из олимпийцев. Сама Семела похожа на богиню земли, так же как и Дева Мария - земля, в которой родился Христос. У психолога естественно возникает вопрос: что стало с характерным отношением образа Матери к земле, темноте, безднам телесного человека с его животными страстями и инстинктивной натурой к материи вообще? Догмат Вознесения пришелся на времена, когда достижения науки и техники, соединились с рационалистическим и материалистическим взглядом на мир, угрожая духовному и психическому наследству человека мгновенным уничтожением. Человечество вооружилось в ужасном страхе перед чудовищным преступлением. В потрясающем контрасте к этому разрушительному ходу вещей Божья Матерь воцарилась на небесах; действительно, ее Вознесение можно интерпретировать сегодня как обдуманный выпад против материалистической доктрины, которая побудила хтонические силы к мятежу. Как появление Христа в свое время создало реального Дьявола и противника Бога из того, кто изначально был сыном Бога, обитавшим на небесах, так сегодня, наоборот, божественный образ отделился от первозданной хтонической реальности и занял позицию противостояния титаническим силам земли и подземного мира, которые были освобождены.

 

 

 

Подобно тому как Богоматерь была лишена всех существенных признаков материнства, материя оказалась полностью лишенной души, и это в то время, когда физика устремляется к открытиям, которые если не полностью "дематериализуют" материю, то по крайней мере наделяют ее собственными свойствами и делают ее отношение к душе проблемой, которую уже нельзя отложить в долгий ящик. Потрясающий прогресс науки привел прежде всего к развенчиванию Разума и одновременно к обожествлению материи, так что та же самая необходимость научного подхода теперь вынуждает перебросить мост через огромный пролив, открывшийся между двумя способами

 

 

 

 

 

==205

 

 

 

 

 

мировосприятия. Психолог склонен видеть в догме Вознесения символ, который в некотором смысле предшествует такому процессу развития. Для него взаимоотношения земли и материи - одно из неотъемлемых качеств материнского архетипа. И когда образ этого архетипа оказывается прямо на небесах, в сфере духа, это указывает на союз земли и неба, материи и духа. Современный научный подход, конечно, осуществляется с другой стороны: в самой материи видится эквивалент духа, но этот "дух" предстает лишенным большинства своих известных качеств, так же как земная материя теряет присущие ей черты при входе в небеса. Тем не менее способ союза двух принципов постепенно проясняется.

 

 

 

В конкретном смысле вознесение - это абсолютная противоположность материализму, которая ничуть не уменьшает напряжение между полярностями, а наоборот, доводит его до предела.

 

 

 

Однако в символическом смысле вознесение в теле - это признание материи, которая в последний период отождествлялась со злом только из-за всепоглощающей "пневматической" тенденции человека. Сами по себе дух и материя нейтральны, или, скорее, обладают способностью к тому, что человек называет добром или злом. Хотя эти наименования очень относительны, подразумеваемые под ними реальные противоположности - часть энергетической структуры физического и психического мира, и без них невозможно существование. Нет утверждения без отрицания. Несмотря на эту крайнюю оппозицию или благодаря ей, одно не может существовать без другого - как это формулирует классическая восточная философия; ян (свет, тепло, сухость, мужской принцип) содержит в себе семена инь (темноты, холода, влаги, женского принципа), и наоборот. Материя, следовательно, содержит семена духа, а дух - семена материи. Долгое время известные "синхронистические феномены", которые сегодня подтверждены экспериментами Рина, указывают в этом направлении. "Психизация" материи ставит под сомнение абсолютную нематериальность духа, так как он тогда наделяется некоей субстанциальностью. Догмат Вознесения, провозглашенный в эпоху величайшего политического раскола, который когда-либо знала история, является симптомом компенсации, отражающим стремление науки к единой кар-

 

 

 

 

 

==206

 

 

 

 

 

тине мира. В некотором смысле развитие и того и другого предвосхитила алхимия в образе священного брака), но только в символической форме. Тем не менее символ имеет большое преимущество, будучи способен соединить разнородные и даже несоизмеримые факторы в единый образ. С упадком алхимии символическое единство духа и материи отошло на второй план, и в результате современный человек чувствует себя оторванным от корней и чуждым в мире, лишенном души.

 

 

 

Алхимик видел единство противоположностей в символе дерева, и потому неудивительно, что бессознательное современного человека, который более не чувствует себя дома в своем мире и не может основывать свое существование ни на прошлом, которого больше нет, ни на будущем, которого еще нет, должно обратиться к символу космического дерева, укоренившегося в мире и растущего до небес - дерева, которое также является человеком.

 

 

 

В истории символов это дерево описывается как сама жизнь, врастающая в то, что вечно и неизменно, что произрастает из союза противоположностей и своим вечным присутствием делает возможным этот союз. Похоже, что лишь через опыт символической реальности человек, напрасно ищущий свою "экзистенцию" и делающий из этого философию, находит путь обратно в мир, в котором он больше не странник.

 

 

 

 

 

==207

 

 

 

 

 

 

 

00.htm - glava24

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ДУХА В СКАЗКАХ

 

Одно из правил научного подхода - считать объект известным лишь в той степени, в какой исследователь способен высказать о нем научно обоснованные утверждения. Слово "обоснованные" в данном случае означает, что они могут быть подкреплены фактами. Объект исследования здесь - естественный феномен. Сегодня в психологии один из наиболее важных объектов исследования - это утверждение, в особенности его форма и содержание, и этот последний аспект, по-видимому, наиболее важен для изучения природы души. Первая задача научного подхода, которая обычно состоит в описании и упорядочении событий, при более близком рассмотрении здесь упирается в законы их проявления в нашей жизни. Исследовать сущность наблюдаемого явления в естественной науке возможно лишь тогда, когда имеется архимедова внешняя точка опоры'. Для души такой точки опоры не существует наблюдать душу может только сама душа. Следовательно, знание психической сущности невозможно для нас, по меньшей мере в современном смысле.

 

 

 

Это не исключает возможности, что атомная физика будущего может предоставить нам такую архимедову точку. Для нашего времени, однако, путем самых напряженных умственных изысканий можно установить только то, о чем можно утверждать: вот так ведет себя душа. Честный исследователь осторожно ограничится этим, не поднимая вопроса о сущности души. Я думаю, не будет лишним познакомить читателя с теми ограничениями, которые психология накладывает на себя саму, так как тогда он будет в состоянии понять суть опытного подхода современной психологии, что бывает не всегда. Этот подход не исключает существования веры, убеждений и некоторых аксиом, без которых описание было бы безосновательным. Несмотря на

 

 

 

 

 

==208

 

 

 

 

 

значимость психологии в личной и общественной жизни, она почти не располагает средствами доказать свою значимость в научном смысле. Можно жаловаться на эту неспособность науки, но все равно это не даст ей возможности перепрыгнуть через собственную тень.

 

00.htm - glava25

1. О СЛОВЕ "ДУХ"

 

Слово "дух" обладает таким широким рядом значений, что необходимо приложить усилия, чтобы объяснить все, что оно может означать. Мы говорим, что дух - это принцип, который противоположен материи. Под этим мы понимаем нематериальную субстанцию, или форму существования, которая на высшем и наиболее универсальном уровне называется Богом. , Мы представляем себе эту нематериальную субстанцию также как движущий фактор психических феноменов или даже самой жизни. Этот взгляд опровергает антитезис: дух и природа. Здесь понятие духа ограничивается сверхъестественным и антиприродным, теряя свою сущностную связь с душой и жизнью.

 

 

 

Подобное ограничение содержится в представлении Спинозы о духе, как качестве Единой субстанции. Гилозоизм идет даже дальше, утверждая, что дух - это свойство материи.

 

 

 

Широко распространен взгляд на дух как высший, а душу как низший принцип активности. И наоборот, алхимики мыслили дух как связь души и тела, рассматривая его как растительный дух - жизненный, или нервный, сок. Равно популярен взгляд, что дух и душа - это, в сущности, одно и то же, и их различие носит случайный характер. Вундт понимает дух как "внутреннее существование, безотносительное к любой связи с внешним бытием".

 

 

 

Другие наделяют дух некоторыми психическими способностями, функциями или качествами, такими, как способность мыслить и рассуждать, противопоставляя его "душевным" чувствам. Здесь дух вбирает в себя все явления рациональной мысли, включая интеллект, волю, память, воображение, творческую силу и вдохновение, вызываемое идеями. Далее, дух имеет значение духовности, и, когда мы говорим, что личность "духовна", это означает, что

 

 

 

 

 

==209

 

 

 

 

 

человек всесторонне развит и полон идей, порожает блеском остроумия и неожиданными поворотами мысли. Кроме того, дух выражает некоторое отношение и лежащий в основе его принцип: например, говорят, что некто "воспитан в духе Песталоцци" или что "дух Веймара - это бессмертное наследие Германии". Особый случай - это "дух времени", "дух века", который выступает причиной определенных взглядов, суждений и действий коллективного характера. Затем есть "объективный дух"4, под которым подразумевается весь объем культурного наследия человечества, и в особенности его интеллектуальные и религиозные достижения.

 

 

 

Как показывает употребление этого слова в языке, дух в смысле некоего качества тяготеет к персонификации: дух Песталоцци мы конкретно воспринимаем как его призрак или образ, а дух Веймара олицетворяют тени Гете и Шиллера. Это происходит потому, что слово "дух" все еще ассоциируется со значением души умершего и образом привидения. "Холодное дыхание духов" указывает, с одной стороны, на древнюю связь что означает "холодный", а с другой стороны, на первоначальное значение слова, что просто означает "воздух в движении". Также слова анима и амимус родственны ветру. Немецкое слово, по-видимому, в большей степени связано с вспениванием и возбуждением, отсюда родство со словами пена, дрожжи, привидение, а также нельзя отрицать эмоциональные параллели страшный, ужасный и потрясенный, ошеломленный. С незапамятных времен эмоции рассматривались как одержимость, отчего мы до сегодняшнего дня говорим о возбужденном человеке, что он одержим дьяволом и что в него вселился злой дух. ' Согласно прежним взглядам, духи, или души, мертвых подобны пару или дыму и у алхимиков дух - это тонкая, неуловимая, активная и оживляющая субстанция, такая, как спирт или субстанции стихий. На этом уровне понятие духа включает дух соли, аммиака и т. д.

 

 

 

Этот перечень значений и оттенков смысла слова "дух" делает сложным для психолога выделить концептуальное ядро этого понятия, но, с другой стороны, облегчает задачу его описания, так как многообразие форм создает

 

 

 

 

 

К оглавлению

 

==210

 

 

 

 

 

живую и конкретную картину рассматриваемого феномена. Мы здесь имеем дело с функциональным комплексом, который первоначально, на примитивной стадии сознания, рассматривался как невидимое присутствие, подобное дыханию. Вильям Джейж дал нам живой пример этого первозданного феномена в своей работе "Разнообразие религиозного опыта". Интеллект дикарей вполне естественно представляет невидимое присутствие как духа или демона. Души, или духи, мертвых идентичны с душевной активностью живущих; они просто являются ее продолжением. Взгляд, что душа - это дух, основан на этом. Когда в индивидууме протекает психический процесс, и он ощущает это как свое, это относится к его собственному духу. Но если с ним происходит нечто, что кажется ему странным, тогда это дух кого-то другого, который может быть причиной одержимости. В первом случае дух соответствует субъективному отношению, во втором - общественному мнению, духу времени или первозданному, не обязательно человеческому, но человекообразному отношению, которое мы называем бессознательным.

 

 

 

Согласно своей изначальной природе воздуха и ветра, дух всегда является активным, крылатым, подвижным существом, как то, что оживляет, стимулирует, возбуждает, воспламеняет и вдохновляет. Говоря современным языком, дух - это динамический принцип, по этой самой причине ставший антитезисом материи как всего статичного и инертного. В своей основе это антитезис жизни и смерти. Его последующее развитие привело к знаменательному противопоставлению духа и природы. Хотя дух рассматривается по сути как живой и оживляющий, мы реально не ощущаем природу бездуховной и мертвой. Следовательно, мы здесь имеем дело с христианским постулатом о духе, жизнь которого настолько выше жизни природы, что по сравнению с ним последняя не лучше смерти.

 

 

 

Это особенное развитие идеи духа основывается на познании того, что невидимое присутствие является психическим феноменом, то есть собственным духом человека, и что он состоит не только из основ жизни, но и из созданных ею форм. К первым относятся образы и расплывчатые представления, которые возникают в нашем внутреннем поле зрения, ко вторым - мышление и причины, которые организуют мир образов. Таким образом, трансцендентный дух накладывается на первоначальную,

 

 

 

 

 

==211

 

 

 

 

 

естественную жизнь духа и даже занимает позицию ее противоположности, как если бы последняя была чисто природной. Трансцендентный дух или становится сверхъестественным и пронизывающим мир космическим принципом порядка и того, что мы называем Богом, или, по меньшей мере, становится атрибутом Единой субстанции (как у Спинозы) или одной из персонификаций верховного божества (как в христианстве).

 

 

 

Соответствующее развитие духа в обратном, гилозоистическом направлении - от большего к меньшему - появляется в антихристианских выпадах материализма. Предпосылки этого обратного движения - исключительная уверенность в отождествлении духа с психическими функциями, зависимость которых от мозга и метаболизма становится все более явной. Нам только остается дать Единой субстанции другое имя и назвать ее материей, чтобы прийти к идее, что дух полностью зависим от питания и окружения и высшей его формой является интеллект, или разум. Это означает, что первоначальное ощущение душевного присутствия заняло свое место в физиологии человека и писатели, подобные Клагу, могут найти в образе Духа противника души. Последнее подразумевает, что изначальная свобода духа была отнята у него после того, как он стал вспомогательным качеством материи.

 

 

 

Но так или иначе свойства "бога из машины" у Духа должны быть сохранены - если не в самом духе, тогда в синонимичной ему душе, ускользающей и неуловимой, как бабочка или звуки Эоловой арфы.

 

 

 

Хотя материалистическое понятие духа нигде не занимает господствующего положения, он присутствует, вне сферы религии, в области феноменов сознания. Дух, понимаемый как "субъективный дух", начал означать чисто внутренние душевные феномены, в то время как понятие "объективного духа" не подразумевает универсальный ум или Бога, но просто обозначает интеллектуальное и духовное наследие, которое заполняет наши институты и составляет содержание библиотек. Дух утратил свою первоначальную природу, независимость и свободу везде, за исключением религиозной сферы, где, по меньшей мере принципиально, его первозданный характер остается нетронутым.

 

В этом резюме мы описали сущность, которая является нам как непосредственно воспринимаемый психический феномен, отличающийся от других проявлений души, которые, как наивно полагают, обусловлены физичес-

 

 

 

 

 

==212

 

 

 

 

 

кими влияниями. Связь между духом и физическими условиями непосредственно не проявлена, и по этой причине он наделяется нематериальностью в гораздо большей степени, чем психические явления в более узком смысле слова. Последним не только приписывается физическая зависимость, но и сами они наделяются разновидностью материи, как показывают идеи тонкого тела и китайской души куей. Из-за тесной связи, которая существует между некоторыми психическими процессами и их физическими параллелями, мы не можем примириться с нематериальностью души.

 

 

 

В противовес этому общественное мнение настаивает на нематериальности духа, хотя некоторые согласны с тем, что ему также присуща своя собственная реальность. И неясно, почему предполагаемая "материя", которая выглядит уже совершенно иначе, чем тридцать лет назад, одна должна быть материальной, а дух нет. Хотя идея нематериальности не исключает реального существования, общественное мнение, несомненно, связывает реальность с материальностью. Дух и материя могут быть формами одного и того же трансцендентального бытия. Тантристы говорят, что материя - не что иное, как конкретизация мыслей Бога. И единственная непосредственно ощутимая реальность - это психическая реальность нашего сознания, которую мы сегодня можем назвать по происхождению и духовной, и материальной.

 

 

 

Характерные черты духа - это, во-первых, принцип свободного движения и активности, во-вторых, способность к немотивированному воспроизведению образов независимо от чувственного восприятия и, в-третьих, к самостоятельной манипуляции этими образами. Эта духовная сущность первобытному человеку является извне; но по мере развития она занимает свое место в сознании человека и становится подчиненной функцией, очевидно теряя свой изначально независимый характер. Этот характер сохраняется лишь в наиболее консервативных формах мировоззрения, то есть в религии.

 

 

 

Спуск духа в сферу человеческого сознания раскрывается в мифе о божественном уме, который попадает в объятия природы. Этот процесс, продолжающийся веками, вероятно, неизбежен, и религии оказываются не в лучшем положении, если провозглашают возможность затормозить эволюцию. Их задача - не препятствовать неизбежному ходу вещей, но направлять его та-

 

 

 

 

 

==213

 

 

 

 

 

ким путем, чтобы он не причинял вреда душе. Поэтому религия должна прояснять человеку происхождение и изначальный характер духа, а человек не должен забывать, как он творит и чем наполняет свое сознание. Не он создает дух, а скорее дух делает его творцом, все время мобилизуя его, преподнося ему удачные идеи, наполняя энтузиазмом и вдохновением. Дух настолько пронизывает все существо человека, что возникает серьезная опасность поверить, что человек действительно создает дух и "обладает" им.

 

 

 

Но на самом деле изначальный феномен духа берет власть над человеком и, хотя он является желанным объектом человеческих устремлений, сковывает его свободу, как и физический мир, тысячами цепей, становясь навязчивой властью идеи. Дух угрожает наивно мыслящему человеку распылением личности, и мы имеем самые ужасные и поучительные примеры этого.

 

 

 

Эта опасность становится тем больше, чем больше мы забываем, что развитие нашего отношения к природе должно идти параллельно с развитием отношения к духу чтобы установилось необходимое равновесие. Если внешнее не компенсируется внутренним, результатом является ничем не ограниченный материализм в паре с маниакальным величием или выделением независимой личности, которая становится идеалом масс в тоталитарном государстве, Как можно видеть, популярная современная идея духовного зла согласуется с христианским взглядом, который рассматривает ее с точки зрения общего блага как самого Бога. На самом деле это также идея злого духа. Но мы не можем сейчас придерживаться этой последней идеи, так как дух не обязательно зол; мы должны его назвать безразличным к морали или нейтральным. Когда Библия говорит: "Бог есть дух", это звучит как определение его субстанции или как его качество. Но Дьявол, похоже, также наделен этой особой духовной субстанцией, хотя злой и извращенной. Изначальная идентичность субстанции Бога и Дьявола все еще отражается в идее падшего ангела, так же как и в связи Иеговы и Сатаны в Ветхом Завете. Эхом этой первобытной связи может служить молитва: "Не введи нас во искушение" - так как разве это не задача искусителя, Дьявола?

 

 

 

Это подводит нас к той точке отсчета, которую мы еще не рассматривали в ходе наших рассуждений. Чтобы сформировать картину проявления в психике понятия "дух", мы воспользовались культурными и бытовыми поняти-

 

 

 

 

 

==214

 

 

 

 

 

ями, которые являются продуктом человеческого сознания. Но мы должны также иметь в виду, что вследствие изначальной свободы, которую нельзя отрицать в психологическом смысле, дух способен неожиданно менять свои проявления.

 

00.htm - glava26

11. АРХЕТИП ДУХА В СНАХ

 

Психические проявления духа сразу обнаруживают свою архетипическую природу; другими словами, феномен, который мы называем "духом", обусловлен независимым праобразом, всегда присутствующим в подсознательном содержимом человеческой души. Как обычно, я впервые столкнулся с этой проблемой, изучая сны своих пациентов. Меня удивил особый вид отцовского комплекса, носящий "духовный" характер: образ отца возникал в связи с утверждениями, действиями, тенденциями, импульсами, мнениями, духовный характер которых едва ли можно отрицать. В мужчине позитивный комплекс отца очень часто вызывает определенное доверие к авторитету и отчетливое желание склониться перед всеми духовными догмами и ценностями, в то время как в женщине он пробуждает живейшие духовные стремления и интересы. В снах именно от фигуры отца исходят твердые убеждения, предсказания и мудрые советы. Неосознанный характер этого источника способствует тому что часто он является просто в виде авторитетного голоса, который изрекает истины в конечной инстанции. По большей части духовный фактор символизирует фигура "старого мудрого человека".

 

 

 

Иногда эту роль играет "реальный" дух, то есть образ умершего, реже - гротескные фигуры, подобные гномам, или говорящие животные. Образы гномов, согласно моей практике, являются главным об-разом женщинам; поэтому мне кажется логичным, что в пьесе Эрнста Барлаха "Мертвый день" (1912) гномообразный облик Штрайссбарта ("Короткобородого") ассоциируется с матерью, так же как Бес ассоциировался в Карнаке (город в Египте прим. перев. ) с матерью-богиней.

 

 

 

 

 

==215

 

 

 

 

 

У обоих полов Дух также может принимать образ мальчика или юноши.

 

 

 

У женщин он соответствует так называемому "доброму" Анимусу, указывающему на возможность сознательного духовного усилия. Для мужчин его значение не столь просто. Он может быть положительным и в этом случае обозначает "высшую" личность, Самость или сына царей у алхимиков. Но он также может быть отрицательным, и тогда он обозначает инфантильную Тень. " В обоих случаях мальчик олицетворяет некую форму Духа. Седобородый старец и мальчик сливаются в один образ. Оба они играют важную роль в алхимии как символы Меркурия.

 

 

 

Я никогда со стопроцентной уверенностью не сказал бы, что образы Духа в снах нравственно безупречны. Очень часто они являют все признаки двойственности, если не откровенного обмана. Однако я должен подчеркнуть, что великий план, по которому строится бессознательная жизнь души, столь недоступен нашему пониманию, что мы никогда не знаем, какое зло может быть необходимо, чтобы оно превратилось в свою противоположность, и какое добро, возможно, ведет ко злу. Иногда духовное испытание, о котором говорит Иоанн, может быть лишь терпеливым и осторожным стремлением увидеть, каков будет ход вещей.

 

 

 

Образ старого мудрого человека может появляться так органично не только в снах, но и в мысленных образах (то, что мы называем "активным воображением"), что он берет на себя роль гуру как часто происходит, видимо, в Индии. Старый мудрец появляется в снах в облике мага, доктора, священника, учителя, профессора, дедушки или любого авторитетного человека.

 

 

 

Архетип Духа в образе человека, карлика или животного всегда возникает в ситуации, когда необходимы понимание, самоанализ, хороший совет, планирование и т. д. , но человеку не хватает на это своих ресурсов. Архетип Мудреца компенсирует это состояние духовного дефицита неким содержанием, призванным заполнить пустоту Хороший пример этого - сон о черном и белом магах, который скомпенсировал духовные проблемы студента теологического факультета. Я не знал сновидца лично, что исключает возможность моего влияния на него. Вот что ему приснилось:

 

 

 

 

 

==216

 

 

 

 

 

Он стоит перед тонкой высокой фигурой, называемой "белым магом", которая тем не менее одета в длинное черное одеяние. Маг только что закончил долгую дискуссию словами: "Поэтому нам требуется помощь черного мага".

 

 

 

Тогда внезапно отворилась дверь и появился Другой старец, "черный маг", который тем не менее был одет в белую одежду. Он также выглядел благородным и возвышенным. Черный маг, очевидно, хотел заговорить с белым, но его останавливало присутствие сновидца. На это белый маг сказал, указывая на сновидца: "Говори, он невинен". Тогда черный маг поведал странную историю о том, как он нашел потерянные ключи от рая и не знает, как их использовать. Он пришел к белому магу за объяснением тайны ключей. Он сказал ему, что король страны, в которой он живет, ищет для себя подходящую могилу. Его подданным удалось выкопать старый саркофаг, который содержал останки девушки. Король открыл саркофаг, выбросил кости и закопал пустой саркофаг, чтобы впоследствии его использовать. Но лишь только на кости упал дневной свет, существо, которому они принадлежали, девушка - превратилась в черную лошадь, которая ускакала в пустыню. Черный маг преследовал ее до песков, и далее, после многих превратностей и трудностей, он нашел ключи от рая.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.