Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Юнг К.Гюстав 4 страница



 

 

 

Движение без инерции показывает, что это космические часы, даже трансцендентальные; и в любом случае возникает вопрос об их качествах, который

 

 

 

 

 

==65

 

 

 

оставляет нас в некотором сомнении относительно того, управляются ли законами времени и пространства психические явления, выражаемые мандалой. И это указывает на что-то совершенно непохожее на привычное "я", и через пропасть между ними даже трудно перебросить мост: центр личности находится на другом плане, чем "я", так как, в отличие от него, он имеет свойство "вечности", или "безвременья".

 

10. СОН:

 

Сновидец находится в Петергофштатте в Цюрихе с доктором, человеком с острой бородкой и женщиной-куклой ". Это неизвестная женщина, которая не говорит и к которой не обращаются. Вопрос: кому из троих принадлежит женщина?

 

 

 

На башне Святого Петра в Цюрихе есть часы с очень большим циферблатом. Петергофштатт - это ограниченное стенами пространство, теменос в истинном смысле этого слова, огороженная территория, прилегающая к зданию церкви. Циферблат часов разделен на 4 четверти, как горизонт. Во сне сам сновидец олицетворяет свое "я", "человек с острой бородкой" - это его служитель-интеллект, а "женщина-кукла" - Анима. Так как кукла - детская вещь, это хороший пример того, что природа Анимы не относится к "я", про нее также известно, что с ней нельзя общаться. Эта негативная характеристика (присутствующая в 6-м и 7-м снах) указывает на неадекватные отношения между сознанием и бессознательным, как и вопрос: кому принадлежит женщина? "Доктор" также относится к "не-я": возможно, он содержит намек на меня, хотя я в это время и не общался с пациентом. "Человек с острой бородкой",  напротив, принадлежит к "я". Ситуация в целом описывает психические функции, как они представлены на диаграмме. Диаграмма показывает четыре функции сознания. Мышление, высшая функция, является центром светлой половины круга, в то время как чувство, низшая функция, занимает темную половину. Две вспомогательные функции частично светлые и частично темные.

 

 

 

 

 

==66

 

 

 

Если мы рассмотрим психологические функции как они представлены на рисунке, наиболее развитая из них является носителем "я" и имеет свойственную ей вспомогательную функцию. С другой стороны, "низшая" функция бессознательна и потому воспринимается сознанием как "не-я". Она тоже имеет вспомогательную функцию. Поэтому возможно представить четырьмя ли юностями четыре функции как компоненты индивидуальности в целом (включая бессознательное). Эта целостность включает "я" и "не-я". Поэтому центр круга, который выражает эту целостность, будет соотноситься не с "я", но с самобытностью. (Центр в круге - хорошо известная аллегория природы Бога. ) В философии Упанишад самобытность (Самость) - это один из аспектов личного атмана, но в то же время она имеет космическое и метафизическое свойство ни<)личностного Атмана.

 

 

 

Мы встречаем подобные идеи н гностицизме: я упомяну идею об Антропосе, Плероче, Монаде и искре света в "Трактате о аконе" Брукиана: "Это Моноген, который существует в Монаде, находится в Сете и явился из того мести, которого не знает никто... Из него вышла Монади, подобия кораблю, нагруженному всеми вещими, и пoлю, ни котором растут все деревья, и городу, где обитают все человеческие расы... Такова природа Монады, и в ней все; существуют 12 Моиад как корона над ее головой... И в покрове, который окружает ее как защитная башня, есть 12 врат... И это город-мать Единородного".

 

 

 

В объяснение я должен добавить, что Сет - это имя Бога, означающее "создатель". Моноген - это сын Бога. Соотнесение Монады с полем и с городом соответствует идее теменоса.

 

 

 

Кроме того, на Монаде корона, аналогия чему была в 1-м сне первой серии и будет в 35-м сне этой серии.

 

 

 

Как столица, Монада женского рода, подобно падме или лотосу, базовой форме ламаистской мандалы, золотому цветку Китая и розе Запада. Сын Бо-

 

 

 

 

 

==67

 

 

 

га, Бог обитают в цветке. В книге Откровения мы находим агнца в центре Небесного Иерусалима. А копский текст говорит, что Сет обитает в наиболее сокровенной нише Плеромы, города с четырьмя вратами (подобном индусскому городу Брахмы на мировой горе Меру). В каждых вратах - Монада" (подобно ваджра-мандале, где большой дордж находится в центре и окружен 12 маленькими дорджами, подобно тому как "над головой Монады корона из 12 Монад". Более того, дордж есть во всех четырех воротах). Части тела Антро-

 

 

 

 

 

==68

 

 

 

поса, рожденного Аутогеном или Моногеном (Единородным), соответствуют четырем воротам города. Монада - это искра света и образ Отца, подобный Моногену. Моноген стоит на тетрапезе, подобной тетраморфу, основанию церкви, плоскости с 4 колоннами, соответствующими четвертым евангелистам.

 

 

 

Идея философского камня имеет с этим несколько точек соприкосновения. В "Философском розариуме" камень утверждает: "Я излучаю свет, но и тьма произошла из меня. Следовательно, ничто, достойное плодоношения, не может расцвести в мире, не движимое мной и не соединившись с моим сыном. "("Ego gingo lumen, tenebrae autem naturae meae sunt... me igitur et filio meo conjuncto, nihil melius ас venerabilius in mundo fieri potest"). Подобно этому, Моноген называется "темным светом", остатком solniger, черного Солнца алхимии.

 

 

 

В следующем отрывке из "Золотого трактата" проведена интересная параллель между философским камнем и Моногеном, который рождается в лоне матери-города и идентичен увенчанной короной и покрытой вуалью Монаде: "Король правит и говорит: "Я в короне и украшен диадемой, я одет в

 

 

 

 

 

==69

 

 

 

королевские одежды и приношу радость в сердце, ибо, прикованный к рукам и груди моей матери и ее субстанции, я побуждаю свою субстанцию сдержаться и успокоиться, заставляя проявиться оккультное; и все, что сокрыли философы, возникнет в нас. Услышь эти слова и пойми, сохрани их и размышляй над ними и не ищи ничего другого. Человек возник от принципа Природы, которая телесна, а не из какой другой субстанций.

 

 

 

"Король" относится к камню. То, что камень является правителем, очевидно из следующей цитаты Гермеса в "Философском розариуме": "Философ - не мистер камня, но скорее его министр" (" Es sic Philosophus non est Magister lapidis, sed potius minister"). Подобным образом конечный продукт камня в виде увенчанного короной гермафродита называется загадка власти (aenigma regis).

 

 

 

К оглавлению

 

==70

 

 

 

==71

 

 

 

Немецкие стихи, относящиеся к этой загадке, таковы:

 

 

 

"Здесь родился император всех почестей, Выше которого не может быть рожден Ни искусством, ни действием природы, Ни в лоне живущего творения, Философы говорят о нем как о своем сыне, И все, что они делают при помощи него, совершается".

 

Последние две строки имеют прямую аналогию с цитатой из Гермеса. Похоже на то, что алхимикам пришла в голову идея, что Сын, который в соответствии с классической (и христианской) традицией вечно обитает в Отце и обнаруживает себя как дар Бога человечеству, - это что-то, что человек должен произвести из своей собственной природы, конечно, с помощью Бога (Deo concedente). Ересь этой идеи очевидна.

 

 

 

Женская природа низшей функции происходит из ее загрязнения бессознательным. Из-за своей женской характеристики бессознательное воплощается в женский образ (у мужчины); у женщины - в мужской.

 

 

 

Предположив действительную значимость этого и предшествующих снов, которой, несомненно, проникся и сновидец, и утверждая далее, что это значение более или менее согласуется со взглядами, изложенными в комментарии, мы достигаем высшей точки интроспективной интуиции, смелость которой не оставляет желать лучшего. Но даже вечный двигатель - для неподготовленного сознания неперевариваемое блюдо и, вероятно, слишком высокий полет мысли.

 

11. СОН:

 

Сновидец, доктор, пилот и неизвестная женщина путешествуют на аэроплане. Неожиданно шарик крокета разбивает зеркало - прибор, необходимый для ведения самолета, - и аэроплан падает на землю. Возникает все тот же самый вопрос: кому принадлежит женщина?

 

Доктор, пилот и неизвестная женщина принадлежат к "не-я", поскольку все они незнакомцы. Следовательно, сновидцу осталась в распоряжение лишь одна из его функций, которая связана с "я", то есть бессознательное значительно расширило свои владения. В крокете мяч кидают в корзину. 8-е видение первой серии говорит, что люди не ходят по радуге (не летают?), но должны пройти под ней. Те, кто ходит поверху, свалятся на землю. Это по-

 

 

 

 

 

==72

 

 

 

хоже на то, что полет все-таки слишком высок. В крокет играют на земле, а не в воздухе. Мы не должны подыматься над землей с помощью "духовной" интуиции и убегать от суровой реальности, как часто случается с людьми, которые обладают блестящей интуицией. Мы никогда не сможем достичь уровня наших прозрений и потому не должны себя с ними отождествлять.

 

 

 

Только боги ходят по мосту радуги; смертный человек принадлежит земле и должен подчиняться ее законам. В свете возможностей, раскрываемых интуицией, человеческая материальность - жалкое несовершенство; но это несовершенство - часть его внутреннего существа, его реальности. Он состоит не только из высших идеалов и стремлений, но и из ненавистных факторов его существования, таких, как наследственность и нечленимая последовательность памяти, которая кричит ему вослед: "Ты это сделал, и вот ты кто!" Человек может потерять свой древний хвост динозавра, но взамен на его душе висит цепь, связующая его с землей - гомеровская цепь-'" данных условий, которая весит так тяжело, что лучше оставаться связанным с ними, даже рискуя не стать ни героем, ни святым. (История дает нам некоторое право, не придавать абсолютной ценности этим нормам коллектива. ) То что мы связаны с землей, не означает, что мы не должны расти; напротив, это conditio sine qua non - необходимое условие роста. Ни одно благородное высокое дерево не отказывалось от своих темных корней, так как оно растет не только вверх, но и вниз. Вопрос, куда мы направляемся, бесспорно, важен, но не менее важным мне кажется вопрос, кто туда идет. А кто всегда предполагает откуда. Владение высотой требует величия, но любой может себя преодолеть.

 

 

 

Трудность в том, чтобы поразить мертвый центр (ключевой сон - 8-й: стрельба в цель). Для этого существенно знание о двух сторонах человеческой личности, об их целях и происхождении. Эти два аспекта не могут быть отделены друг от друга высокомерием или трусостью.

 

 

 

"Зеркало" как "необходимый инструмент вождения", без сомнения, относится к интеллекту, который постоянно убеждает нас отождествлять себя со своими размышлениями. Зеркало - одна из любимых аналогий Шопенгауэра для и интеллекта. Определение "инструмент вождения" - лучшее выражение

 

 

 

 

 

==73

 

 

 

этого, так как он действительно является лучшим проводником человека в море, где нет дорог. Но когда земля уходит из-под его ног и он начинает рассуждать в пустоте, очарованный высоким полетом интуиции, ситуация становится опасной.

 

 

 

Здесь сновидец и три фигуры сна снова формируют квадрат. Неизвестная женщина, или Анима, снова представляет "низшее", то есть недифференцированную функцию, которая в случае сновидца является чувством. Крокетный мяч связан с мотивом круга и, значит, является символом полноты, которая здесь показана как враждебная интеллекту (зеркалу). Очевидно, сновидец пока находится во власти интеллекта, и это препятствует процессу индивидуации. Парацельс в трактате "О долгой жизни" описывал четверку как Шеол (чистилище), а самобытность как Адеха (от Адама - первый человек). И то и другое, как подчеркивал Парацельс, вызывают столько трудностей в "работе", что Адех может восприниматься даже как нечто враждебное.

 

12. СОН:

 

Сновидец с отцом, матерью и сестрой в опасной ситуации на трамвайной остановке.

 

 

 

Снова образуется квадрат с другими четырьмя фигурами. Сновидец попадает в детство, в то время, откуда до полноты еще далеко. Полнота представлена семьей, и ее компоненты олицетворяются членами семьи. Но это ситуация опасна для взрослого, потому что она регрессивна: она означает расщепление личности, которое древние люди ощущали как "потерю души". В этом разделении компоненты личности, которая сложилась с таким трудом, снова растворяются во внешнем мире. Человек теряет чувство вины в обмен на детскую невинность; он может снова ругать за это беспомощного отца и нелюбящую мать, и, как бабочку в сачок, его ловит неизбежная причинная связь, не давая заметить, что он потерял моральную свободу". Но как бы мно-

 

 

 

 

 

==74

 

 

 

го родители ни согрешили против ребенка, человек, который действительно стал взрослым, примет их пороки как условия своего развития, которые надо иметь в виду Только глупца интересуют ошибки других людей, так как он не может их исправить. Мудрый человек думает только о своих ошибках. Он спросит себя: почему все это произошло со мной? И чтобы найти ответ на этот роковой вопрос, заглянет в собственное сердце.

 

 

 

 

 

==75

 

 

 

В предыдущем сне средством передвижения был аэроплан, в этом - трамвай. Тип транспорта обозначает характер движения или способ, которым сновидец движется вперед во времени, - иными словами, как он живет своей психической жизнью, индивидуальной и коллективной, своими или заимствованными средствами, спонтанно или механически. В аэроплане его везет незнакомый пилот, то есть он продвигается вперед на интуиции бессознательного. (Ошибка в том, что слишком часто для управления используется зеркало. ) Но в этом сне он едет в общественном транспорте, в котором ездят все, то есть он ведет себя как все другие. И в то же время он один из четверки, а это означает, что в обоих случаях он принимает в расчет бессознательное, жаждущее полноты.

 

13. СОН:

 

В море лежит сокровище. Чтобы достать его, надо пролезть в узкое отверстие. Это опасно, но глубоко внизу сновидец находит товарища. Он погружается в темноту и открывает в глубине прекрасный сад, симметричный, с фонтаном посередине.

 

 

 

"Сокровище, которое трудно достать", скрывается в океане бессознательного, и только смелый может его достичь. Я предполагаю, что сокровище это также попутчик, тот, кто в жизни на нашей стороне; во всяком случае, это близкая аналогия к одинокому "я", которое находит себе партнера, так как сначала индивидуальность - это незнакомое "не-я". Есть три известных примера темы попутчиков мистического путешествия: ученики на дороге в Эммаус, Кришна и Арджуна в Бхагавад-Гите, Моисей и Эль-Кхидр в 18-й суре Корана (подробный анализ последнего примера смотри во второй части этой книги "Архетипы и коллективное бессознательное" в части "Психология перерождения". Я далее предполагаю, что сокровище в море, компаньон и сад с фонтаном - это одна и та же вещь: природа Самости. Поскольку сад - это еще один теменос, а фонтан - источник живой воды, упомянутый в Евангелии от Иоанна (7:38), который в Коране Моисей также ищет и находит и около него Эль-Кхидра,  "одного из Наших служителей, которому Мы дали благоволение и мудрость" (сура 18). По легенде, на земле около Эль-Кхидра росли весенние цветы, хотя вокруг была пустыня. В исламе образ теменоса с фонтаном возник под влиянием раннехристианской архитектуры монашес-

 

 

 

 

 

==76

 

 

 

кого двора с ритуальной умывальней в центре. Подобные фонтаны в саду часто встречаются в западных монастырях. Это также "розовый сад философов", о котором мы знаем из трактатов по алхимии и множества надписей на прекрасных надгробных памятниках. "Обитель дома" (смотри комментарии к 10-му сну) - это товарищ. Центр и круг, олицетворяемые фонтаном и садом, являются аналогиями камня, который, помимо прочих, относится к живым

 

 

 

 

 

==77

 

 

 

вещам. В "Философском розариуме" камень говорит: "Защити меня, и защищу тебя. Дай мне мое, чтобы я мог помочь тебе". Здесь камень - хороший друг и помощник тех, кто помогает ему, и это указывает на отношения компенсации.

 

 

 

Крушение на земле уводит в глубины моря, в бессознательное, и сновидец достигает укрытия теменоса, где можно спастись от распыления личности, вызванного впаданием в детство. Ситуация подобна 4-му сну и 5-му видению первой серии, где магический круг защищает от бессознательного и множества женских фигур.

 

 

 

Источник жизни, подобно Эль-Кхирду, хороший товарищ, хотя и не без своих опасностей. Это символ жизненной силы, которая вечно возобновляется (на рисунке: ванна с чудесным источником воды между двух колонн, под соединением Солнца и Луны), и часов, которые никогда не отстают. Неканоническое высказывание Господа утверждает: "Тот, кто вблизи Меня, вблизи огня". Также эзотерический Христос является источником огня.

 

 

 

И возможно, не без ссылки на вечно живой огонь Гераклита философы-алхимики считали нашу воду огнем. Источник означает не только поток жизни, но ее энергию, ее теплоту, секрет страсти, про которую говорится, что она "горит". Все растворяющая наша вода - существенный компонент производства камня. Но ее источник под землей, и значит, путь ведет вниз: только внизу мы можем найти огненный источник жизни. Эти глубины составляют природную историю человечества, его причинную связь с миром инстинкта. Пока эта связь не обнаружится, не будет ни камня, ни своей самобытности.

 

14. СОН:

 

Сновидец приходит с отцом в аптеку. Ценные вещи здесь стоят сравнительно дешево, а дороже всего - особая вода. Отец рассказывает ему о стране, откуда привезена вода. В конце концов сновидец пересекает Рубикон на поезде.

 

 

 

Обычная аптека, с ее пробирками, склянками, настойками и ее камнем божественным и дьявольским - последний явный остаток "кухонных" принадлежностей тех алхимиков, которые видели в даре Святого Духа - драгоценном подарке - лишь химеру производства золота. Особая вода буквально -

 

 

 

 

 

==78

 

 

 

наша вода. Легко понять, почему именно отец приводит к истоку жизни, так как это не природный ее исток. Мы можем сказать, что отец представляет страну или землю, откуда распространяется эта жизнь. Но, образно говоря,

 

 

 

 

 

==79

 

 

 

он является <бесформенным духом>, который посвящает сновидца в значение жизни и объясняет ее секреты согласно учению древних. Он является передатчиком традиционной мудрости. Но в наши дни педагогика отцов выполняет Эту роль только в снах, где появляется архетипическая фигура старого мудреца. Воду жизни добыть легко: каждый владеет ею, но не знает ей цены. <spernitur a stultis> - ее презирают глупцы, утверждающие, что все хорошее где-то далеко, а источник в их душе это <всего лишь> их жизнь. Как камень это <pretio quoque vilis> (сокровище малой цены), как драгоценность в Прометее Спиттлера, она отвергнута всеми, от высших чинов церкви и академиков до крестьян и выброшена на улицу где поднял ее и положил в карман Ахазуерус. Сокровище уходит обратно в бессознательное. Но сновидец что-то заметил и с мужественным устремлением пересек Рубикон. Он осознал, что поток и огонь жизни нельзя недооценивать и что они в высшей степени необходимы для достижения полноты. Но пересечение Рубикона не в этом.

 

 

 

15. Сон:

 

 

 

Четыре человека пересекают реку: сновидец, его отец, его друг и незнакомая женщина.

 

 

 

Поскольку друг - это человек, которого сновидец хорошо знает, он, как и отец, принадлежит к сознательному миру <я>. Происходит нечто исключительно важное: в 11-м сне три фигуры, относящиеся к бессознательному, против одной - сновидца, а теперь ситуация переменилась: три образа сновидца против одного неизвестного (незнакомой женщины). Бессознательное стало слабее. Причиной этого стало <погружение> сновидца, которое связало поверхностную и более глубокую сферы, то есть его сознание решилось принять не только бестелесно-абстрактным бытие, но и мир тела и инстинкта, реальность проблем, поставленных любовью и жизнью, и действовать в соответствии с этим. Этот Рубикон был перейден. Путь к себе - это не только духовная проблема, но проблема жизни.

 

 

 

16. Сон:

 

 

 

Множество людей. Они движутся влево вокруг площади. Сновидец не в центре, но в стороне. Говорят, что на площади должна быть сконструирована обезьяна.

 

 

 

 

 

К оглавлению

 

==80

 

 

 

Здесь впервые появляется квадрат. Он возник из круга при помощи четырех человек (что подтвердится позже). Камень), красная краска и философское золото, квадратура круга была проблемой, которая долго занимала средневековые умы. Она была символом алхимической работы, так как разделяла первозданное хаотическое единство на четыре элемента и затем соединяла их снова в более высокое единство.

 

 

 

Единство представлено кругом, а четыре элемента - квадратом. Воссоздание одного из четырех является результатом процесса дистилляции и сублимации (очищения и возгонки), который имеет так называемую <циркулярную> (круговую) форму и извлекает <душу> и <дух> в их чистейшем состоянии. Результат этого процесса в целом называется <квинтэссенцией> (пятой сущностью, полученной в дополнение к четырем элементам стихий),

 

 

 

 

 

==81

 

 

 

хотя это отнюдь не единственное имя для всегда желанного и всегда скрытого единого. Как говорили алхимики, у него тысяча имен, как и у первоматерии . Генрих Кунрат говорил об этой круговой очистке: <через круговое вращение четверки элементов она новь приводится к высшему и наипростейшему единству сверх- совершенной монады католичества. . . > Дух (ум) и душа должны быть отделены от тела, и это равносильно смерти; поэтому Павел из Тарсуса сказал:<желаю раствориться и быть с Христом>. Следовательно, мой дорогой философ, ты должен уловить дух и душу в магнезии>.

 

 

 

Дух (или ум вместе с душой) - это тернариус, или число три, который должен быть отделен от тела и после очищения последнего возвращен обратно. Очевидно, тело - это четвертое. Здесь Кунрат ссылается на отрывок из Псевдо-Аристотеля, где круг вновь возникает из треугольника, обращенного в квадрат. Эта идея представлена у Майера.

 

 

 

Майер интерпретирует тернариус несколько иначе: <философы полагают, что квадрат должен быть возвращен к треугольнику, то есть к уму, телу и душе. Они соответствуют трем цветам, которым предшествует красный цвет: тело, или земля, имеет черноту Сатурна, ум имеет белый цвет луны, подобно воде, а душа, или воздух, - желтого солнечного цвета. В этом случае треугольник будет совершенным, но он должен превратиться в круг, то есть в неизменный красный цвет>. Здесь четвертым мыслится огонь, вечный огонь.

 

 

 

Восточные, и особенно ламаистские, Мандалы обычно содержат квадратную основу земли, или ступу. Мандала, построенная на основании жесткой формы, на самом деле представляет из себя план здания. В квадрате заключена идея дома, или храма, или внутреннего пространства. Согласно

 

 

 

 

 

==82

 

 

 

ритуалам, ступа всегда должна вращаться вправо, потому что движение влево неправильно. Левая, <зловещая> - это бессознательная сторона. Следовательно, левостороннее движение эквивалентно движению в направлении бессознательного, а движение вправо верно и имеет целью сознание. На востоке эти бессознательные представления постепенно, после долгой практики, вылились в определенные формы, которые должны быть приняты умом как таковые. Йога, как мы ее знаем на практике, проделала во многом тот же путь: она настраивает на фиксированные формы сознания. Ее наиболее важная западная параллель - это <духовные упражнения> Игнатия Лойолы, которые также выражают установленную концепцию спасения души.

 

 

 

Концепция правильна, пока символ жестко привязан к бессознательной ситуации. Психологическая правота восточной и западной йоги кончается только там, где бессознательный процесс - предвосхищающий будущие из-

 

 

 

 

 

==83

 

 

 

менения сознания развивается настолько, что производит оттенки смысла, которые уже не могут быть адекватно выражены традиционным символом.

 

 

 

Тогда, и только тогда мы можем сказать, что символ утратил свое значение.

 

 

 

Такой процесс означает постепенный сдвиг бессознательного взгляда человечества на мир. Он происходит веками и не имеет ничего общего с интеллектуальной критикой этого взгляда. Религиозные символы - это явления жизни, факты, а не интеллектуальные мнения. Если церковь упрекают за то, что она так долго утверждала, что солнце вращается вокруг земли, и изменила взгляд только в 19 веке, то она всегда может сослаться на психологическую правду: для миллионов людей солнце действительно вращается вокруг земли, и только в 19 веке большая часть человечества утвердилась в интеллектуальном убеждении, что земля - это планета. К сожалению, нет <истины>, пока нет людей, готовых ее воспринять.

 

 

 

Предположительно левостороннее движение людей по площади указывает, что процесс создания квадратуры круга находится в стадии движения к бессознательному, в переходной точке, и ведет к еще не сформулированной цели. Это один из тех путей в центре <не-я>, по которым также ходили средневековые исследователи. В <философском розариуме> говорится: <вне мужчины и женщины проводится круг и из него извлекается квадрат, а из квадрата треугольник. Опиши вокруг треугольника круг и обретешь философский камень>.

 

 

 

 

Современный интеллект, конечно, рассматривает все это как чепуху.

 

 

 

Но мы не можем пройти мимо факта, что это переплетение идей действительно существует и играло важную роль на протяжении многих веков. Пора психологам понять подобные идеи, оставив рассуждения о бессмыслице и суевериях неспециалистам.

 

 

 

 

 

==84

 

 

 

Подобно тому как ступа сохраняет святыни буддизма в их внутренней святости, так внутри ламаистского квадрата, или Китайского квадрата земли, есть святая святых со своим магическим деятелем, космическим источником энергии, будь это бог Шива, Будда, Бодхисаттва или великий учитель.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.