Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Юнг К.Гюстав 6 страница



 

 

 

Хотя мужское и женское начала едины, они тем не менее олицетворяют несовместимые противоположности, которые в действии могут вступить в борьбу не на жизнь, а на смерть. Эта первозданная пара противоположностей символизирует любую возможную пару противоположных начал: тепло и холод, свет и тьму, север и юг сухость и влажность, добро и зло, сознательное и бессознательное. В психологии этих функций есть две сознательные и, значит, мужские функции - разделяющая и вспомогательная, которые в снах представляются, скажем, отцом и сыном, в то время как бессознательные проявляются как мать и дочь. Так как конфликт между двумя вспомогательными функциями не столь велик, как между двумя основными, возможно, чтобы третья функция - бессознательная вспомогательная - поднялась до сознания и представилась мужской. Она, однако, сохраняет следы низшей функции, действуя как род связи с тьмой бессознательного. Это проявилось в психологическом факте, что Святой Дух еретически интерпретируется как София, будучи посредником рождения во плоти, позволяющим божеству сиять во тьме мира. Без сомнения, эта ассоциация заставила заподозрить в Святом Духе женское начало; так, Мария была темной землей или полем "девственной землей, не орошенной никакими дождями", как ее называет Тертуллиан.

 

 

 

Четвертая функция сливается с подсознанием, и когда она осознается, она тянет за собой в сознание все неосознанное. И тогда мы должны прийти к согласию с подсознанием, попытавшись создать синтез противоположнос-

 

 

 

 

 

==106

 

 

 

 

 

тей. Сначала разражается яростный конфликт, подобный тому, который переживает всякий здравомыслящий человек, когда становится очевидным, что он вынужден проглотить кучу абсурдных суеверий. В нем все протестует, и он отчаянно сопротивляется тому, что ему кажется убийственной чепухой.

 

 

 

Эта ситуация объясняет следующий сон.

 

19. СОН:

 

Жестокая борьба между двумя людьми. Этот сон описывает конфликт.

 

 

 

Сознание защищает свои позиции и пытается подавить бессознательное. Первым результатом этого служит изгнание четвертой функции, но поскольку она соединена с третьей, то не исключена возможность потерять и ее. Существует опасность вернуться к прежнему состоянию, где только две функции были сознательными, а другие две - бессознательными.

 

20. СОН:

 

Двое мальчиков в пещере. Третий падает в нее, как в трубу. Пещера олицетворяет тьму и уединение бессознательного; два мальчика соответствуют двум бессознательным функциям. Теоретически третья может быть вспомогательной, что указывает: сознание полностью поглощено анализирующей функцией. Счет становится 1:3 в пользу бессознательного. Мы можем, следовательно, ожидать новых завоеваний с его стороны и возращения к прежней позиции. "Мальчики" - намек на мотив гномов, что будет рассмотрено ниже.

 

21. СОН:

 

Большой прозрачный шар содержит много маленьких шаров. Сверху вырастает зеленое растение.

 

 

 

Шар, сфера - это целое, которое охватывает свои части. Целостная жизнь, которая должна привести к окончанию бесполезной борьбы, становится снова возможной. В кундалини - йоге название "зеленое лоно" - это имя Ишвары (Шивы), проявляющегося из скрытого состояния.

 

 

 

 

 

==107

 

 

 

 

 

22. СОН:

 

Сновидец в американском отеле. Он входит в лифт, чтобы подняться на третий или четвертый этаж. Ему приходится там ждать в толпе других людей.

 

 

 

Его друг тоже там, он говорит, что сновидец не должен заставлять темную неизвестную женщину ждать так долго внизу, следует позаботиться о ней.

 

 

 

Друг дает темной женщине нераспечатанную записку с текстом: "Спасение не в отказе от участия или в бегстве. Также оно не в бездействии. Спасение в полной сдаче своих позиций, причем глаза всегда должны смотреть в центр". На обороте записки рисунок: венок или колесо с восемью спицами.

 

 

 

Появляется лифтер и говорит, что комната сновидца на 8-м этаже. Он едет в лифте на седьмой или восьмой этаж. Незнакомый рыжеволосый мужчина, стоящий там, приветствует его по-дружески.

 

 

 

Потом ситуация меняется. Говорят, что в Швейцарии революция: партия военных агитирует за "полный переход влево". Утверждение, что левая сторона всегда слишком слаба, опровергается тем, что это лишь до того, пока на нее не перешли полностью. Появляются солдаты в старой униформе, все они встречают рыжеволосого человека. Они шомполами заряжают свои ружья, становятся в круг и готовятся стрелять в центр. Но в конце концов они не стреляют и, похоже, уходят. Сновидец пробуждается в ужасе.

 

 

 

Тенденция восстановить состояние целостности, уже указанная предыдущим сном, опять противоречит разуму который имеет полностью противоположную ориентацию. Поэтому естественно, что события происходят "в Америке". Лифт движется вверх, как свойственно чему-то, что поднимается "вверх" из подсознания. То, что движется, это содержание бессознательного, то есть мандала, характеризуемая числом четыре. Поэтому лифт подымается на 4-й этаж, но, поскольку на четвертую функцию наложено табу, он подымается только "на третий или четвертый". Это случается не только со сновидцем, но и со многими другими, кто должен ожидать вместе с ним, пока

 

 

 

 

 

==108

 

 

 

 

 

четвертая функция будет принята. Хороший друг обращает его внимание на то, что он не должен заставлять ждать женщину то есть Аниму, которая ожидает его "внизу", в бессознательном. Действительно, это не только личная, но и коллективная проблема, так как активизация бессознательного стала в последнее время столь заметна, что, как предвидел Шиллер, возникли вопросы, которые в прошлом веке даже не снились. Ницше в "Заратустре" решает отвергнуть "змею" и "уродца", и это отражает героическую борьбу его сознания, которая привела, что довольно логично, к коллапсу предсказанному в той же книге.

 

 

 

Совет, дающийся в записке, глубок настолько, насколько здесь это требуется, и к нему нечего добавить. После того как он болееменее усвоен сновидцем, акцент смешается. Необходимо учесть, что сама проблема четвертой функции осознана, по крайней мере в первом приближении, так как сновидец достигает седьмого или восьмого этажа, а это указывает на то, что четвертая функция представляется уже восьмеркой, а не четвертью, и значит явно в двое сократилась.

 

 

 

Достаточно любопытно, что колебания перед последним шагом к целостности также заметны во второй части "Фауста", в сцене с гномами кабирами, где выходят из воды "сверкающие русалки", нереиды и тритоны, которые ассоциируются с морем и волнами бессознательного. Нереиды и тритоны поют:

 

 

 

Мы породили великих кабиров,

 

Чтобы украсить наш праздник.

 

Где господствует их священная власть,

 

Успокаивается гнев Нептуна.

 

Невидимые творцы-гномы, покрытые капюшонами, скрываются в темных сундуках, но также появляются на берегу моря в виде маленьких фигурок Й; представляя интуитивную сторону бессознательного, управляют навигацией, то есть погружением во тьму и неопределенность. Это также боги изобретательства, маленькие и незаметные, как импульсы бессознательного, но обладающие такой же великой властью.

 

Нереиды и тритоны:

 

Трое из них последовали за нами,

 

Но четвертый отказался слушаться,

 

Он сказал, что он полноправный хозяин

 

И сам о себе подумает.

 

 

 

 

 

==109

 

 

 

 

 

Для чувствительной натуры Гете высшим принципом оказывается ощущение, а в таком случае мышление должно играть невыгодную роль и погрузиться во тьму, что отражает первая часть "Фауста". По модели Гете мышление становится четвертой (запретной) функцией. Из-за смешения с бессознательным оно принимает гротескную форму кабиров, так как гномы - хтонические божества, они составляют контраст небесным богам и дурачат их (здесь можно вспомнить "обезьяну Бога").

 

Нереиды:

 

 

 

На самом деле их должно быть семь.

 

Сирены:

 

 

 

А где же остальные трое?

 

Нереиды и тритоны:

 

 

 

Мы не знаем, спросите на Олимпе.

 

 

 

Там можно увидеть восьмого,   Хотя о нем никто и не помышляет: Он подобен нам по грации, Но не столь совершенен в беге.

 

Мы узнаем, что "на самом деле" гномов семь; но снова возникает некоторая трудность с восьмым, как было с четвертым. По контрасту с предыдущим акцентом на низком происхождении кабиров во тьме моря выясняется, что их можно найти на Олимпе: они вечно стремятся из глубин к высотам и всегда находятся и внизу, и вверху. Их страшный облик - содержание бессознательного, которое прорывается к свету и является тем "сокровищем, которое трудно достичь". Эта гипотеза немедленно подтверждается.

 

 

 

 

 

К оглавлению

 

==110

 

 

 

 

 

Сирены:

 

 

 

Слава древних времен поблекла, Честь осталась героям прошлого.

 

 

 

Но если у них было золотое руно, У нас есть кабиры.

 

Золотое руно - цель путешествия аргонавтов, губительного поиска, который является одним из многочисленных синонимов достижения недосягаемого. Тейлз мудро заметил в связи с этим:

 

   

 

То, чего люди больше всего ищут на земле, -

 

Это та ржавчина, которая придает цену монете.

 

Бессознательное - это всегда ложка дегтя в бочке меда, скелет в чаше совершенства, болезненная ложь всех идеалистических утверждений, земная природа, затуманивающая печалью кристалл ясности, которого мы жаждем.

 

 

 

С алхимической точки зрения ржавчина, такая как ярь-медянка, - это болезнь металла. Но в то же время эта проказа - истинная первоматерия, основа приготовления философского золота. В"Философском розариуме" говорится: "Наше золото - это не обычное золото. То, что ты ищешь, - это ярь-медянка, зелень, покрывающая бронзу, как проказа тело. А потому я говорю, что в бронзе совершенна тишь ярь-медянка, потому что эта зелень наиболее прямым путем преобразуется в самое совершенное золото.

 

 

 

Шутливое замечание Тейлза, что лишь ржавчина придает металлу его истинную ценность, - это алхимический парадокс, который, по сути, означает лишь, что нет света без тени и нет духовной полноты без несовершенства.

 

 

 

Чтобы оформить себя, жизнь призывает не к совершенству, но к полноте, и без страдания из-за недостатков нет ни прогресса, ни восхождения.

 

 

 

Проблема трех и четырех, семи и восьми, которую подымает Гете, была великой загадкой алхимии и исторически восходит к текстам, приписываемым Христианосу. В руководстве по производству "чудесной воды" сказано: "Еврейские пророки провозглашали: "Один становится двумя, два - тремя, а

 

 

 

 

 

==111

 

 

 

 

 

из двойки выходит Единый как четвертое. В алхимической литературе это высказывание приписывается пророчице Марии, которая называется иудейкой, сестрой Моисея, и, вероятно, связана с Марией гностической традиции.

 

 

 

Епифаний удостоверяет существование трудов этой Марии, а именно "Великих вопросов" и "Малых вопросов", где описывается видение, как Христос на горе побуждает женщину выйти из себя и снова сливается с ней. " Возможно, не случайно учение Марии обращается к теме алхимической свадьбы в диалоге с философом Аросом, откуда фраза, часто повторяемая позже: "Камедь Марии с камедью в законном браке". Первоначально слово

 

 

 

 

 

==112

 

 

 

 

 

"камедь" или "гумми-арабик" (сок деревьев, используемый в медицине, клей) использовалось как тайное имя для обозначения трансформируемой субстанции в связи с ее свойствами липкости. Так, Кунрат утверждает, что "красная камедь - это смола мудрого", синоним трансформируемой субстанции. Эта субстанция как жизненная сила сравнивается другим автором с мировым клеем , который является посредником между духом и телом и союзом обоих. Старый учебник "Советы браку" объясняет, что "философский человек" состоит из "четырех природ камня". Три из них земные, но четвертая это "вода камня, а именно вязкое золото, которое называется красной камедью и которым окрашиваются три земные природы". '~ Мы узнаем отсюда, что камедь - четвертая природа; она двойственная - и мужская и женская - и в то же время одна, и это жидкость ртути. Таким образом, союз двоих предстает в некотором роде как самооплодотворение, характеристика, которая всегда приписывается дракону Меркурия. Из этого понятно,  кто такой "философский человек" - это первозданный андрогин, или Антропос гностицизма подобный индийскому Пуруше. Упанишады говорят о нем: "Он был настолько велик, что вбирал в себя и мужчину, и женщину. Он разделил себя (Атман) на двоих, и возникли муж и жена. Он соединил свои части, и возникли люди" (1, 4:3). Общие корни таких идей - в мифологических представлениях о двуполом первочеловеке.

 

 

 

Четвертая натура в тексте "Советы браку" подводит к идее Антропоса, которая обозначает целостность человека, то есть понятие единого сушества, которое существовало до человека, и в то же время символизирует его цель.

 

 

 

Одно объединяет три как четвертое и таким образом производит синтез четырех в единое. И похоже, мы сталкиваемся с тем же самым в случае семи и восьми, хотя этот мотив реже встречается в литературе. Однако он присутствует в труде Парацельса "Объяснение ко всей астрономии", к которому Гете имел доступ. "Один - это властитель, шесть - его подданные, а восьмой - это также властитель" - и представляет собой нечто большее, чем первый. Один король, шесть - его слуги и сыновья, таков Король-Солнце и шесть планет, или гомункулов металлов, как показано в "Повести о драгоценной жемчужине" Петруса Бонуса.

 

 

 

 

 

==113

 

 

 

 

 

Как суть вещей, восьмой не появляется в этом тексте; похоже, Парацельс изобрел его сам. Но так как восьмой еще могущественнее первого, корона предположительно принадлежит ему. Во второй части "Фауста" восьмой, который обитает на Олимпе, имеет прямую аналогию с текстом Парацельса и с его описанием "астрологии Олимпа" (то есть структуры - астрального тела).

 

 

 

Возвращаясь к нашему сну, мы находим в критической точке - на седьмом или восьмом этаже - рыжеволосого человека, аналог "мужчины с острой бородкой" и значит - проницательного Мефистофеля, который магически меняет декорации, поскольку он связан с чем-то, чего Фауст никогда не видел, - "высшим сокровищем", бессмертным центром "я". " Он преображается в солдат, представителей единообразия, или коллективного мнения, которое молчит перед чем-то, "не соответствующим" привычному. Для коллективно-

 

 

 

 

 

==114

 

 

 

 

 

го мнения числа три и семь священны, но четыре и восемь - это уже чертовщина, что-то низшее и просто глина, которая, по твердому убеждению бонз всех мастей, не имеет права на существование. Надо "до конца податься в левую сторону", которая обозначает бессознательное и все то мрачное, что исходит из него. По неизвестным, то есть не установленным во сне, причинам разрушительная атака в "центр", куда, по совету в записке, "надо обратить взгляд", сошла на нет. На рисунке с обратной стороны записки центр изображен как колесо с восемью спицами.

 

 

 

23. СОН:

 

Квадратное пространство. Сновидец сидит напротив неизвестной женщины, чей портрет он рисует. То, что он рисует, однако, не лицо, а листики трехлистного клевера или искривленные кресты четырех цветов: красного, желтого, зеленого и голубого.

 

 

 

После этого сна сновидец невзначай нарисовал круг раскрасив его четвертинки в эти цвета. Получилось колесо с восемью спицами. В середине его был голубой цветок с четырьмя лепестками. В короткий промежуток време-

 

 

 

 

 

==115

 

 

 

 

 

ни за этим последовало множество рисунков с любопытными изображениями в центре: все они возникли из необходимости отыскать структуру, адекватно отражающую природу центра. Эти рисунки частично основывались на зрительных впечатлениях, частично - на интуитивных ощущениях и частично - на снах.

 

 

 

Надо отметить, что колесо - любимый символ алхимии для кругового процесса циркуляции. По этой аналогии оно означает, во-первых, подъем и спуск, например, птиц, символизирующий движение воздуха (и трансформируемой субстанции в "Изумрудной скрижали"), а во-вторых, вращение Вселенной как образец алхимической работы и годовой цикл, в рамках которого происходит работа. Алхимик был осведомлен о связи между вращением и рисованием кругов. Современная моральная аллегория колеса говорит о том, что подъем и спуск означает, помимо прочего, нисхождение Бога к человеку и восхождение человека к Богу (например, в одном из обетов святого Бернара: "Своим нисхождением Он установил для нас радостное и невредимое восхождение"). Далее, колесо символизирует добродетели, необходимые для работы: постоянство, обязательность, умеренность, беспристрастность, хладнокровие, скромность.

 

 

 

Мистические ассоциации с колесом играют немалую роль у Якова Беме.

 

 

 

Подобно алхимикам, он тоже оперирует колесами Иезекииля, говоря: 'Мы видим, что духовная жизнь обращена к себе самой, так же как природная жизнь обращена вовне и смотрит на себя. Мы можем сравнить ее с круглым сферическим колесом, которое вращается во все стороны, как колеса Иезекииля". Он продолжает объяснение: "Колесо природы вращается внутрь себя снаружи; так как Бог обитает внутри и имеет подобный образ, хотя это лишь природная аналогия, подобная той, что Бог воплощает себя в образе мира: так как Бог везде и потому обитает в себе самом. Внешнее колесо - это Зодиак со звездами, планетами и т. д. " Колесо для Беме - это также представление о вечной воле. Это Мать-Природа, или "разум матери, который побуждает ее

 

 

 

 

 

==116

 

 

 

 

 

постоянно творить и работать; и это звезды с планетарными орбитами вечного астрала, который только духовен; и мудрость Бога, из которой происходят вечные души, входящие в творение". "Свойство" колеса - это жизнь в форме "четырех управителей" - четырех стихий, "которые колесо разума, астрал, наделяет волей и желанием, так что вся сущность становится одним, как разум человека. Даже обладая душой и телом, человек един, потому что он сотворен подобно единой сущности". Но природа с ее четырьмя стихиями также является целостностью, имеющей душу. " Алхимия сильно повлияла на мистицизм Беме. Так, он говорит: "Рождение подобно вращению колеса, которое вызывает в сере Меркурий". "Рожденный" - это золотой ребенок архетип божественного ребенка, создатель которого - Меркурий. И сам Меркурий является "огненным колесом сущности" в форме змеи. Вулкан воспламеняется "огненным колесом", когда он "отрывается" от Бога, отчего происходят желание и грех, которые являются гневом Бога. Душа тогда становится червяком, подобным "огненной змее", лярвой и чудовищем. " Интерпретация колеса у Беме раскрывает некоторые секреты алхимии и таким образом важна с психологической точки зрения: колесо появляется здесь как понятие полноты и самодостаточности, которая составляет сущность мандального символизма.

 

 

 

Идея "центра", которую подсознание постоянно внедряет в рассудок сновидца, - это начало обретения точки опоры, которая обладает определенным очарованием. Следующий рисунок - это вновь голубой цветок, но разделенный на 8 лепестков, затем последовали рисунки четырех гор, окружающих кратер озера, и пяти красных колец, лежащих на земле; внутри них росло дерево, а вокруг обвивалась зеленая змея, ползущая влево.

 

 

 

Неспециалиста, возможно, озадачит серьезное внимание, уделяемое этой проблеме. Но некоторые сведения из йоги и средневековой философии камня объяснят его. Как уже говорилось, квадратура круга - это один из методов получения камня; другой же состоял в использовании воображения, что несомненно доказывает следующий текст: "Обрати внимание, чтобы твоя дверь

 

 

 

 

 

==117

 

 

 

 

 

была хорошо и плотно закрыта, так чтобы тот, кто внутри, не мог убежать и ты - если пожелает Бог - достиг цели. Природа действует постепенно, и ты должен поступать так же: пусть твое воображение будет целиком ведомо природой. И наблюдай в согласии с природой, которая возрождает материю в недрах земли. И представляй все это правдиво, а не в фантазиях". '" Хорошо закрытый сосуд - это мера предосторожности, очень часто упоминаемая в алхимии и аналогичная магическому кругу. В обоих случаях смысл в том, чтобы защитить то, что внутри, от вторжения внешнего и смешения с ним и помешать ему исчезнуть. В "Философском розариуме" говорится: "Ничто не входит в камень, что бы не проявилось; поэтому, если нечто внешнее попадет в него, он будет поврежден". Воображение должно пониматься как реальная власть создавать образы в отличие от "фантазии", которая здесь означает несущественную мысль. "Фантазия" - это нечто нелепое.

 

 

 

Воображение - активное обращение к внутренним образам второй натуры, личный подвиг мысли, которая не плодит бесполезные и беспочвенные фантазии, не играет объектами, но пытается выявить внутренние факты и запечатлеть их в образах, соответствующих их природе. Эта деятельность не случайно называется работой. Тщательное и осторожное обращение сновидца с объектами своего внутреннего опыта является именно работой: подобие этого алхимической работе достаточно очевидно для всякого, кто знаком с алхимией. Более того, аналогия этого рождается в самих снах, что покажет 24-й сон.

 

 

 

В сне, давшем начало рисункам, нет никакого намека надвижение влево.

 

 

 

Напротив, сновидец снова находится в теменосе, лицом к лицу с незнакомой женщиной, которая олицетворяет четвертую, или "нижнюю", теневую функцию. Эта функция должна быть выявлена, и в "Философском розариуме" предписания для приготовления камня таковы: "Извлеки тень из луча: затем возьми ее четвертую часть, то есть одну часть фермента и три части несовершенного тела". 0 тени там же сказано: "Основа искусства - это Солнце и его тень".

 

 

 

 

 

==118

 

 

 

 

 

Этот сон предвосхищает рисунок голубого цветка с четырьмя лепестками: то, что сон еще персонифицирует в виде женщины, сам сновидец уже воспроизводит как абстрактную диаграмму Это может служить намеком на то, что смысл персонификации может быть представлен в совершенно иной форме. Эта другая форма (трехлистный клевер, искаженный крест) возвращает нас к тузу треф в 16-м сне, где мы указывали на его подобие неправильному кресту Здесь эта аналогия подтверждается.

 

 

 

В этом сне символ христианской Троицы расцвечен четырьмя цветами алхимии. В "Философском розариуме" говорится: "Хищник провозгласил громким голосом: "Я черно-белый и красножелтый". С другой стороны, подчеркивается, что камень содержит в себе все цвета. Это можно понимать так,

 

 

 

 

 

==119

 

 

 

 

 

что четверка отражает цвета камня в предварительной стадии. Это подтверждается в "Философском розариуме": "Наш камень состоит из четырех элементов".

 

 

 

То же относится к философскому золоту: "В золоте четыре элемента содержатся в равных пропорциях". Суть в том, что четыре цвета сна представляют переход от тройки к четверке, и значит - к квадратуре круга, которая, согласно алхимикам, соответствует круглой форме камня или его совершенной простоте. Поэтому рецепт приготовления камня, приписываемый Раймундусу, гласит: "Возъмите тело наиболее простое и крутое, берите не треу-

 

 

 

 

 

К оглавлению

 

==120

 

 

 

 

 

гольник и квадрат, но круг, так как круг более прост, чем треугольник.

 

 

 

Простое тело не имеет углов, как первая и последняя среди планет, как Солнце среди звезд".

 

24. СОН:

 

Два человека беседуют о кристаллах, уделяя особое внимание алмазу.

 

 

 

Здесь нам с трудом удастся избежать мысли о камне. Этот сон имеет исторический подтекст, который указывает на то, что мы и в самом деле столкнулись с "труднодостижимым сокровищем". В своей работе сновидец доходит до бессознательного воспроизводства усилий герметической философии. Более подробно об алмазе будет рассказано ниже в связи с 37, 39 и 50-м снами.

 

25. СОН:

 

Ставится вопрос о сооружении центральной части здания, а также фигуры в зеркальной симметрии к этой части.

 

 

 

Слово "сооружение" указывает на синтетический характер работы, а также на трудоемкий характер строительства, забирающий энергию сновидца. Симметричность - ответ на конфликт 22-го сна (выравнивание движения влево). Каждая сторона должна в совершенстве уравновешивать другую как образ в зеркале, и образ "центра", очевидно, обладает способностью отражения - это стекло, кристалл или поверхность воды.

 

 

 

Подобно тому как правая сторона обозначает мир сознания и его принципы, так "отраженная" картина мира относится к левой стороне. И наоборот, мы можем сказать: через отражение рефлексии правое проявляется как обратная сторона левого. Поэтому кажется, что левое обладает большей ценностью, чем правое, то есть подсознание и его немыслимый порядок становятся зеркальным отражением разума и его содержимого, хотя все еще неясно, что из них отражает и что отражается. Чтобы сделать следующий шаг, мы должны рассмотреть центр как точку пересечения двух миров, которые сообщаются друг с другом, но перевернуты, как отражение в зеркале.

 

 

 

 

 

==121

 

 

 

 

 

Идея создания симметрического мира указывает на кульминационный момент в проблеме принятия бессознательного и включение его в общую картину мира. Бессознательное здесь носит "космический характер".

 

 

 

26. СОН:

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.