Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Юнг К.Гюстав 7 страница



Звездная ночь. Голос говорит: "Сейчас начнется ". Сновидец спрашивает: "Что же начнется?" Голос отвечает: "Может начаться вращение". Падающая звезда оставляет интересный след - завиток в левом направлении. Сцена меняется, сновидец попадает в довольно убогий ночной клуб. Хозяин похож на беспардонного мошенника, с ним девицы, напоминающие проституток. Начинается спор о левом и правом. Сновидец наконец оставляет клуб и едет по периметру парка в такси. Потом он снова входит в бар. Хозяин говорит: "То, что говорят о левом и правом, меня не удовлетворяет. Есть ли действительно в человеческом обществе левое и правое?" Сновидец отвечает: "Существование левого не противоречит существованию правого. Оба существуют в одном. Левое - зеркальное отражение правого. Когда я чувствую это так, как отражение в зеркале, я наедине с самим собой. В человеческом обществе нет правого и левого, но есть симметричные и кривобокие люди.

 

 

 

Кривобоки те, кто живет лишь одной стороной себя, неважно - левой или правой. Они все еще в детском возрасте". Хозяин говорит: "Теперь стало намного лучше" - и продолжает о делах.

 

 

 

Я привел этот сон полностью, потому что это превосходная иллюстрация того, как идеи последних снов восприняты сновидцем. Идея симметрии лишается космического характера и переводится в психологические термины, выражается социальными символами. "Правое" и "левое" звучат здесь почти как политические лозунги.

 

 

 

Начало сна, однако, имеет космический характер. Сновидец замечает любопытный след падающей звезды, в точности соответствующий линии, которую он нарисовал в картинке цветка с восемью лепестками. Завиток очерчивал край лепестков. Таким образом, падающая звезда прочертила границу так называемого цветка, который охватил все звездное небо. То, что должно начаться, - это циркуляция света. Этот космический цветок в точности соответствует розе в "Раю" Данте.

 

 

 

 

 

==122

 

 

 

 

 

"Космическая" природа ощущения - как разновидность внутреннего опыта, которая может быть понята только психологически, - носит наступательный характер и сразу вызывает реакцию "снизу". Очевидно, космический аспект оказался слишком "высок" и скомпенсировался низменным, так что симметрия двух миров стала просто симметрией двух картин человеческого общества, а в действительности - самого сновидца. Когда хозяин заме-

 

 

 

 

 

==123

 

 

 

 

 

чает, что психологическое понимание последнего "стало много лучше", он дает оценку которая подразумевает: "но все еще не достаточно хорошо".

 

 

 

Спор о левом и правом, который начинается в баре, - это конфликт, возникающий в душе самого сновидца, которому нужно осознать симметрию.

 

 

 

Он не в состоянии сделать этого, потому что обратная сторона выглядит столь подозрительно, что он не может изучить ее поближе. В этом причина магического вращения - движения вокруг сквера: он должен остаться внутри и увидеть "в лицо" свое зеркальное отражение, не убегая. Он делает это, как может, хотя и не так, как этого желала бы другая сторона. Отсюда такая прохладная оценка его заслуг.

 

27. МЫСЛЕННОЕ ВИДЕНИЕ:

 

Круг с зеленым деревом посередине. В кругу разгорается жестокий бой между дикарями. Они не видят дерева.

 

 

 

Очевидно, конфликт между левым и правым еще не разрешен. Он продолжается, поскольку дикари находятся все еще "в детском состоянии" и потому "кривобоки": они знают лишь левое и правое, но не третье, которое стоит выше их конфликта.

 

 

 

28. МЫСЛЕННОЕ ВИДЕНИЕ:

 

Круг, внутри его ступеньки, ведущие к бассейну с фонтаном посередине.

 

 

 

Когда недостает какого-то существенного компонента бессознательного, подсознательный процесс возвращается к прежним символам, как в данном случае. Здесь символизм восходит к 13- му сну, где мы встретили сад философов с фонтаном алхимической воды. Круг и бассейн подчеркивают характер мандалы, розы средневекового символизма. "Философский сад из роз" один из любимейших символов алхимии.

 

 

 

 

 

==124

 

 

 

 

 

29. МЫСЛЕННОЕ ВИДЕНИЕ:

 

Букет роз, затем знак, но он должен быть другим. Букет роз похож на фонтан. Значение первого знака, возможно дерева, неясно, а исправленный вариант представляет восьмилепестковый цветок. Видимо, была исправлена ошибка, которая как-то нарушала целостность розы. "

 

 

 

30. СОН:

 

 

 

Сновидец сидит за круглым столом с темной незнакомой женщиной.

 

 

 

Когда процесс достигает кульминации как в ясности, так и в богатстве ассоциаций, которые вызывает сон, за этим следует возвращение к образам прошлого. Из снов видно, что сновидец ощущает постоянное требование полноты личности как что-то неприятное, так как ее осуществление повлечет за собой далеко идущие практические последствия (личный характер которых выходит за рамки данного исследования).

 

 

 

Круглый стол вновь указывает на круг всеохвата, и Анима выступает как олицетворение четвертой функции, в особенности в ее "темном" аспекте, который всегда дает о себе знать, когда что-то конкретизируется - готовится к воплощению и преобразуется в действительность. "Темный" означает "хтонический", то есть конкретный и земной. В этом также источник страха, который вызывает возвращение.

 

 

 

 

 

==125

 

 

 

 

 

31. СОН:

 

Сновидец сидит за круглым столом с мужчиной неприятного вида. На столе стоит стакан с клейкой массой.

 

 

 

Этот сон представляет шаг вперед по сравнению с прошлым, так как сновидец принял "темное" как свою собственную темноту, создав образ своей личной Тени. Хотя тема этого исследования не позволяет дать полную теорию психологии снов, я должен сделать несколько пояснительных замечаний. Сидеть за одним столом означает быть вместе, поддерживать взаимоот-

 

 

 

 

 

==126

 

 

 

 

 

ношения и связи. Круглый стол указывает, что люди собрались вместе с целью всеохвата. Если фигура Анимы (персонифицированное подсознание) отделена от сознания "я", это означает, что существует особый слой личного бессознательного между "я" и Анимой. Существование пласта личного бессознательного говорит о том, что часть информации личности, которая должна быть осознана, не может быть осознана по неким не слишком хорошим причинам. Следовательно, существует неадекватный или даже неосознанный образ Тени. Тень соответствует негативному образу "я" и вбирает в себя все те качества, которые мы находим нежелательными или болезненными для нас. Будучи неосознанными, Тень и Анима сливаются друг с другом, образуя состояние, которое в снах представляется как "свадьба" или подобным образом. Но если существование Анимы (или Тени) принято и понято, происходит разделение этих фигур, как в случае сновидца. Тень тогда осознается как принадлежащая к "я", а Анима - как не принадлежащая.

 

 

 

Анима, таким образом, освобождается от проецируемого на нее морального несовершенства и приобретает свою собственную оживляющую и творческую функцию. " Это символизирует стакан с необычным содержимым, которое мы, подобно сновидцу, можем сравнить с недифференцированной "живой массой" 18-го сна. Там ставился вопрос постепенного преобразования примитивно-животной природы в нечто человекообразное. И здесь мы можем ожидать чего-либо подобного, так как похоже, что спираль внутреннего развития дошла до той же точки, только на более высоком уровне.

 

 

 

Стакан соответствует алхимическому единому сосуду.

 

 

 

Содержимое сосуда - это живая, полуорганическая смесь, из которой возникает тело камня, наполненное духом и жизнью, или странная фигура "Фауста" - гомункулус. Мы знаем, что это не только "камень", пос-

 

 

 

 

 

==127

 

 

 

 

 

кольку он состоит "из животного, растительного и неорганического", "из тела, души и духа", более того он растет "из плоти и крови". ' Гермес в "Изумрудной скрижали" говорит: "Ветер носит его в своем дыхании". Потому "ветер - это воздух, воздух - это жизнь, жизнь - это душа". "Камень - это посредник между совершенными и несовершенными телами и то, чья природа сама стремится к совершенству через искусство". Камень называется камнем невидимого.

 

 

 

Сон поднимает вопрос о центре жизни и реальности - о так называемом рождении этого центра. То, что это рождение должно произойти из аморфной массы, имеет параллели в алхимической идее о первоматерии как хаотической, бесформенной массе, содержащей семена жизни. Как уже было сказано, ей приписываются свойства камеди и клея, она называется сердцевина и мазь. Хотя клейкая масса во сне связана с современными представлениями о питательной среде, медузоподобных растениях и т. д. , атавистические ассоциации со старыми алхимическими идеями также остаются, оказывая мощное, хотя и неосознанное влияние на выбор символов.

 

32. СОН:

 

Сновидец получает письмо от неизвестной женщины. Она пишет о болях в животе.

 

 

 

 

 

==128

 

 

 

 

 

В первозданном лесу стаи обезьян. Потом открывается панорама белоснежных ледников.

 

 

 

Анима сообщает, что в центре, отвечающем за создание жизни, протекает болезненный процесс. Это более не стакан, содержащий жизненную массу, но точка, обозначенная как "чрево", которая должна быть достигнута, как показывает спираль, в процессе вращения. Чрево - центр, даюший жизнь сосуд и часто используемый синоним для алхимического сосуда, так же как одно из основных значений центра восточных мандал. Центр мандалы соответствует пестику индийского лотоса, где рождаются боги. Он называется падма и имеет женское значение. В алхимии чая (алхимический сосуд) часто понимался как чрево, куда помещается "ребенок". В "Литании" Лорето Дева Мария три раза называется сосудом, а в средневековой поэзии она - "цветок моря", даюший приют Христу. Образ Грааля тесно связан с герметическим сосудом.

 

 

 

У Вольфрама фон Эшенбаха камень Грааль назван "исчезнувшим камнем", тот же эпитет имеет и философский камень.

 

 

 

Философский камень, как и Грааль, сам является творческим сосудом, эликсиром жизни. Здесь он окружен спиралью, символом циркумамбуляции. Дорожка, ведущая к сосуду подобна змеецелительнице Эскулапа, а также тантрическому символу Шива бинду, невидимому творческому божеству в форме точки или лингама, не имеющему протяженности в пространстве, которого три с половиной раза обвивает змея Кундалини.

 

 

 

В доисторическом лесу мы снова сталкиваемся с темой обезьяны, которая сначала появилась в 22-м сне первой серии и потом в 16-м и 18-м снах второй. 22-й сон заканчивается утверждением: "Всем должен править свет", а 18-й сон - преображенной человеческой головой. Подобно этому, данный сон заканчивается белыми ледниками, напоминающими не включенный сюда ранний сон, где сновидец пересекает Млечный путь и ведет беседу о бессмертии. Ледник здесь - мост, возвращаюший к космическому аспекту. Но прежнее содержание возвращается не только в виде формы - оно приносит с собой добавочный смысл, каким здесь исполнена беседа о бессмертии. Эту

 

 

 

 

 

==129

 

 

 

 

 

тему затрагивал 9-й сон, где были часы с маятником как некий вечный двигатель. Бессмертие - это никогда не отстающие часы, мандала, которая вечно вращается, подобно небу. Таким образом, космический аспект вызывает у сновидца возрастающий интерес.

 

 

 

Подсознание и в самом деле продвинулось через поражающее изобилие аналогий к той непонятной вещи, которую мы называем мандалой "себя", своей самобытности. Похоже на то, что мы во сне готовы войти в бессознательную сферу старых снов алхимии и продолжить подбирать новые синонимы вместо старых, зная об этой сфере так же много или так же мало, как и древние люди. Я не буду снова говорить о том, что значил камень для наших предков или что все еще значит мандала для ламаистов и тантристов, ацтеков и индейцев пуэбло, что такое золотой цветок для даосиста или "золотое семя" для индуса. Есть тексты, которые дают нам живое представление об

 

 

 

 

 

К оглавлению

 

==130

 

 

 

 

 

этом. Но с какой целью подсознание упорно вызывает в уме современного европейца подобные абстрактные символы?

 

 

 

Я могу объяснить это лишь с психологической точки зрения (может быть, существуют и другие, с которыми я не знаком). С этой точки зрения, как мне кажется, все, что подходит под общее понятие мандалы, выражает сущность или определенный вид отношения. Отношение к миру сознания предполагает цель. Но отношение человека к себе не имеет определенной цели. Легко сказать "к себе", но что м ы подразумеваем под этим? Это остается покрыто туманом метафизики. Я могу определить "себя" как целостность сознательной и бессознательной души, но эта целостность выходит за рамки нашего восприятия, это и в самом деле камень невидимого. Пока существует бессознательное, оно неопределимо, его существование просто постулируется, и ничего не может быть сказано о его возможном содержании. Целостность можно ощутить через ее части и только постольку, поскольку они доступны сознанию, но, как целостность, она не может не превосходить сознание. Поэтому Самость остается просто границей, подобной кантовской "вещи в себе".

 

 

 

Действительно, это такое понятие, которое проясняет опыт, как показывают сны; однако при этом оно не теряет своего трансцендентного характера.

 

 

 

Поскольку мы не можем знать границ чего-то нам неизвестного, мы не в состоянии определить границы своей Самости. Было бы диким произволом, далеким от научного подхода, ограничить Самость рамками индивидуальной души - учитывая, что ее границы лежат в области бессознательного. Мы могли бы определить границы сознания, но бессознательное - это просто неизвестная, неопределимая и потому безграничная душа. И значит, мы не должны удивляться, если проявления бессознательного содержания носят все черты чего-то безграничного и не предопределенного временем и пространством. Это свойство божественно, и потому оно тревожит осторожный ум, который знает цену точно определенных понятий. Мы рады не быть философами или теологами, чтобы не сталкиваться с подобными проявлениями божества на профессиональном поприще. И хуже всего, когда становится все более ясно, что знаки божественной воли являются свойствами психики, которые влияют на сознание, так как ночь за ночью наши сны упражняются в философии по своему собственному усмотрению. А кроме того, когда мы

 

 

 

 

 

==131

 

 

 

 

 

пытаемся дать этим знакам ускользнуть и сердито отвергаем золото алхимиков, которое предлагает нам бессознательное, дела у нас идут все хуже и хуже. У нас даже может выработаться защитная реакция всех видов, но в тот момент, когда мы осознаем то, что нас останавливает, и находим точку опоры, даже гипотетическую, все симптомы испаряются и мы чувствуем себя "необъяснимо" лучше. В этой ситуации мы можем успокоить себя рассуждениями, что бессознательное - необходимое зло, которое нужно преодолеть, и что потому будет мудрее сопроводить его одним из его странных символических построений, даже если сам его смысл под вопросом. Это, может быть, поможет усвоить ницшеанский "опыт прежнего человечества".

 

 

 

Единственное, что я могу возразить на такие рационалистические объяснения, это то, что они очень часто не выдерживают опытной проверки. Мы можем наблюдать в данном и подобных случаях, как с течением лет стремление к проявлению себя становится столь настойчивым, что сознание должно подняться до гораздо более великих деяний, если оно хочет не отстать от бессознательного.

 

 

 

Все, что можно утверждать о символизме мандалы, это то, что она отражает самостоятельную психическую реальность, характеризуемую рядом явлений, который всегда повторяется и везде остается тем же. Мандала подобна ядру атома, о структуре и сути которого мы почти ничего не знаем.

 

 

 

Мы также можем рассматривать его как отражение деятельности сознания, которая не имеет цели и потому проецирует всю свою активность только на предполагаемый центр мандалы. Проекция эта спонтанна и не зависит от воли. Толчок ей дает такая ситуация, когда индивид оказывается в тупике. Однако, если рассматривать мандалу просто как психический рефлекс, это противоречит, во-первых, самостоятельной природе этого символа, иногда спонтанно возникающего в снах и фантазиях, а во-вторых, автономии самого подсознания, являющегося не только истоком любого психического образа, но и теми обстоятельствами, которые воздействовали на нас в раннем детстве и к которым мы возвращаемся каждую ночь. Ничто не свидетельствует о том, что активность души - это просто реакция или рефлекс. Это в лучшем случае рабочая гипотеза биологии. А если подняться до универсального уровня, это лишь материалистический миф, упускающий из виду творческие

 

 

 

 

 

==132

 

 

 

 

 

способности души, которые - хотим мы этого или нет - существуют, и по сравнению с ними все остальные причины оказываются просто случайностями.

 

33. СОН:

 

Жестокая борьба между дикарями. Как было замечено ранее, усложнение ассоциаций (тема бессмертия) порождает серьезный конфликт, для обозначения которого используются те же символы, что и в аналогичной ситуации 27-го сна.

 

34. СОН:

 

Беседа с другом. Сновидец говорит: "Я должен перед образом распятого Христа упорно заниматься работой искупления".

 

 

 

Как и предыдущий, этот сон указывает на необычайное, возвышенное страдание, вызванное проникновением в чуждый духовный мир, который нам очень сложно принять, - отсюда аналогия с трагедией Христа: "Мое царство не от мира сего".

 

 

 

Но этот сон также говорит, что сновидец продолжает трудится над своей задачей с невероятной серьезностью. Ссылка на Христа может иметь более глубокое значение, чем просто нравственное: мы сталкиваемся с процессом индивидуации, который у европейца постоянно ассоциируется с догматично-религиозной моделью жизни Христа. Всегда ставится акцент на "историчности" жизни Спасителя, и из-за этого символичность его натуры остается в тени, хотя Воплощение действительно составляет значительную часть Символа (веры). Действенность догмы, однако, основывается не на уникальной исторической реальности Христа, а на его собственной символической натуре, благодаря которой он выразил более или менее всеобщие психологические постулаты совершенно независимо от всех существовав-

 

 

 

 

 

==133

 

 

 

 

 

ших догм. Таким образом, есть "дохристианский", а также как и "нехристианский" Христос, в том смысле, что он является независимым фактом душевной жизни. Для современного человека, который вовсе лишен религиозных убеждений, будет только логично, если перед ним появится фигура Антропоса, так как она присутствует в его душе.

 

35. СОН:

 

Актер с размаху ударяет своей шляпой о стену. Так как во сне речь не идет о представлении, "актер" - это определенный факт из жизни сновидца. До настоящего момента он имел о себе обманчивое представление, которое мешало ему относиться к себе серьезно. Это представление стало несовместимо с тем серьезным отношением, к которому он пришел. Он должен избавиться от актера, потому что актер это та его часть, которая отвергает то, что есть на самом деле. Шляпа ассоциируется с 1-м сном, где сновидец надевает чужую шляпу. Актер запускает шляпой в стену, и шляпа становится мандалой. Таким образом, "чужая" шляпа обозначала истину себя, которая в то время, когда сновидец все еще играл "ненастоящую роль", казалась чуждой.

 

36. СОН:

 

Сновидец ведет такси до площади Ратхауз, но ее называют "Мариенгоф" (Дворец Марии).

 

 

 

Я упомянул этот сон только потому, что он раскрывает женскую природу теменоса как закрытого сада, который служил частым эпитетом Марии в средневековых гимнах.

 

 

 

 

 

==134

 

 

 

 

 

37. СОН:

 

Кривые протуберанцы света окружают темный центр. Потом сновидец забредает в темную пещеру, где идет борьба между добром и злом. Там находится также князь, который знает все. Он дает сновидцу кольцо с алмазом и надевает его на безымянный палец левой руки.

 

 

 

Вращение света, которое мы впервые видели в 26-м сне, теперь проявляется более отчетливо. Свет всегда относится к сознанию, которое здесь касается лишь периферии. Центр остается темным. Это темная пещера, и войти в нее - означает возобновить конфликт с бессознательным. В то же время центр подобен князю, который держится в стороне, все знает и является владельцем драгоценного камня. Дар означает не более и не менее как обет сновидца своей Самости, так как на безымянном пальце левой руки носят обручальное кольцо. Кроме того, левое - это бессознательное, следовательно, ситуация во многом остается в подсознании. Похоже, что князь олицетворяет загадку власти; (смотри комментарии к 10-му сну). Темная пещера соответствует сосуду, содержащему противоположности. Самость проявляется через противоположности и конфликт между ними; Самость - это единство противоположностей. Так, путь к себе начинается с конфликта.

 

38. СОН:

 

Круглый стол с четырьмя стульями вокруг него. Стол и стулья пусты.

 

 

 

Этот сон подтверждает сказанное выше. Мандала еще "не используется".

 

39. МЫСЛЕННОЕ ВИДЕНИЕ:

 

Сновидец падает в пропасть. В глубине медведь, чьи глаза переливаются четырьмя цветами - то красным, то желтым, то зеленым, то голубым.

 

 

 

На самом деле у него четыре глаза, которые превращаются в четыре огня.

 

 

 

Медведь исчезает, и сновидец идет по длинному темному тоннелю. В конце мерцает свет. Там сокровище, а наверху его кольцо с алмазом. Говорится, что это кольцо поведет его в дальнее путешествие на восток.

 

 

 

Этот будоражащий сон показывает, что сновидец все еще разыскивает темный центр. Медведь символизирует хтоническое начало, которое может схватить его. Но затем становится ясно, что животное - только его про-

 

 

 

 

 

==135

 

 

 

 

 

водник к четырем цветам, которые, в свою очередь, ведут к камню, то есть к алмазу, спектр которого включает все цвета радуги. Путь на восток, возможно, указывает на бессознательное как на антипода. Согласно легенде о Граале, он появился на Востоке и должен вернуться туда опять. В алхимии медведь соотносится с черным солнцем первичной материи, откуда - разноцветье павлиньего хвоста.

 

 

 

40. СОН:

 

 

 

Под руководством незнакомой женщины сновидец должен с риском для жизни открыть полюс.

 

 

 

Полюс - это точка, вокруг которой все вращается; таким образом, это еще один символ себя. Алхимия тоже пользуется этой аналогией: "На полюсе сердце Меркурия, которое является истинным огнем, внутри которого находится его создатель. Плывя через огромное море... он сверяет свой путь по

 

 

 

 

 

==136

 

 

 

 

 

Полярной звезде". Меркурий - мировая душа, а полюс - его сердце. Идея мировой души совпадает с идеей коллективного бессознательного, центр которого - самость. Символ моря - другой синоним бессознательного.

 

 

 

41. МЫСЛЕННОЕ ВИДЕНИЕ:

 

Желтый мяч катится по кругу влево. Вращение вокруг центра, которое напоминает 21-й сон.

 

 

 

 

 

==137

 

 

 

 

 

42. СОН:

 

Старый мастер указывает на красное пятно на земле. Алхимик-философ показывает "центр". Краснота, возможно, ассоциируется с зарей, подобной красному солнцу в алхимии, которая, как правило, непосредственно предшествовала завершению работы.

 

43. СОН:

 

Желтый свет подобно солнцу проникает сквозь мглу, однако пасмурно.

 

 

 

Восемь лучей выходят из центра. Это точка проникновения: свет должен пройти сквозь нее, но это ему не вполне удается.

 

 

 

Сам сновидец заметил, что точка, сквозь которую проникают лучи, - тоже самое, что и полюс в 40-м сне. Таким образом, речь идет о появлении Солнца, которое теперь становится желтым, а не черным. Но свет все еще блеклый, что, возможно, обозначает недостаток понимания. "Проникновение" намекает на необходимость приложить усилия, чтобы прийти к какому-то решению. В алхимии желтый часто совпадает с красным. "Золото" желтое или желто-красное.

 

44. СОН:

 

Сновидец заключен в квадратном помещении. Это тюрьма для лилипутов (или детей?). Их охраняет злобная женщина. Лилипуты начинают двигаться по кругу от центра к периферии. Сновидец хотел бы убежать, но не может.

 

 

 

Один ребенок превращается в животное и кусает его за ногу.

 

 

 

Недостаток ясности требует дальнейшей концентрации, поэтому сновидец оказывается все еще в детском состоянии и в теменосе под опекой злобной Анимы-матери. Появляется животное, как в 18-м сне, и кусает его, то есть он должен заплатить определенную цену. Вращательное движение (циркумамбуляция), как всегда, символизирует концентрацию в центре.

 

 

 

Сновидец ощущает почти непереносимое состояние напряжения. Однако он просыпается с сильным и приятным чувством решения какой-то проблемы, "как если бы он нашел драгоценность". Лилипуты указывают на мотив гномов, который может символизировать творческую силу бессознательного (смотри ниже 56-й сон), и в тоже время намекать на инфантильное состояние сновидца.

 

 

 

 

 

==138

 

 

 

 

 

45. СОН:

 

Военный парад. Солдаты не снаряжены для военного похода, а выстраиваются в восьмиконечную звезду, вращающуюся влево.

 

 

 

Суть этого сна в том, что конфликт преодолен. Звезда - не драгоценность, и находится она не в небе, а на земле, она сформирована людьми.

 

46. СОН:

 

Сновидец заключен в квадратном помещении. Появляются львы и злобная колдунья.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.