Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Юнг К.Гюстав 11 страница



 

 

 

И чем более независимым претендует быть разум, тем более он впадает в чистое умствование, подменяющее реальность доктриной или учением, и показывает нам человека не таким, каков он есть, а таким, каким этот разум желает его видеть.

 

 

 

Понимает это человек или нет, но он должен иметь представление о мире архетипов, так как он все еще часть природы и связан с нею корнями. Взгляд на мир, или социальный порядок, который отделяет человека от первозданного образа жизни, не только перестал быть культурой, но все в возрастающей степени становится тюрьмой или конюшней. Если первозданные образы в той или иной форме остаются в сознании, энергия, которую они аккумулируют, свободно вливается в человека. Но когда поддерживать контакт с ними становится невозможно, чудовищное количество энергии, скапливающееся в этих образах, - которые могут стать источником обаяния, лежащего в основе инфантильного родительского комплекса, попадает обратно в бессознательное. Бессознательное тогда наделяется мощью, которая действует как непреодолимая и'л а 1е~о (сила тыла, т. е. подоплека) любого взгляда, или идеи, или направления, которое может выбрать интеллект, чтобы выглядеть соблазнительно в наших глазах. Таким способом человек освобождается от самосознания, и судьей дурного и хорошего, добра и зла становится разум. Я далек от желания принизить божественный дар разума - высшей способности человека. Но в роли абсолютного диктатора он имеет не больше значимости, чем свет в мире, где отсутствует его противоположность - тьма. Человеку лучше обратить внимание на мудрый совет своей матери и повиноваться неумолимому закону природы, который полагает пределы всякому существу.

 

 

 

Он не должен забывать, что мир существует только благодаря противоположным силам, которые поддерживают его в равновесии. Таким образом, рациональное уравновешивается иррациональным, и то, что запланировано и имеет цель, благодаря этому действительно существует.

 

 

 

Это отвлечение в область абстракций было неизбежно, потому что мать - это первый мир ребенка и последний мир взрослого. Все мы - дети, завернутые в покров великой Изиды. Но вернемся к разным типам материнского комплекса. Может показаться странным, что я посвящаю так много места материнскому комплексу у женщин в отличие от мужчин. Причина этого уже была упомянута: в мужчине материнский комплекс никогда не представлен в чистом виде: он всегда смешан с архетипом Анимы, вследствие чего любые высказывания мужчины о матери всегда сохраняют оттенок эмоционального предубеждения, демонстрирующего "враждебность". Только у женщин можно проследить действие материнского архетипа без примеси враждебности, но даже и здесь эта перспектива есть лишь в том случае, когда не развит компенсирующий Анимус.

 

00.htm - glava20

2. ПЕРЕРАЗВИТЫЙ ЭРОС

 

Я нарисовал очень неприглядную картинку этого типа, с которым мы сталкиваемся на почве психопатологии. Но этот тип, нежелательный везде, где бы он ни появился, также имеет положительные аспекты, без которых общество не может обойтись. Действительно, за тем, что является худшим из его свойств, то есть безжалостное разрушение браков, мы можем видеть крайне важную и целесообразную природную приспособляемость. Этот тип часто развивается как реакция на мать, которая движима исключительно природным естеством, чисто инстинктивным и потому всепоглощающим.

 

 

 

 

 

==193

 

 

 

 

 

Такая мать является анахронизмом, отбрасывающим нас в примитивное состояние матриархата, где человек ведет малоинтересное существование воспроизводителя и раба земли. Переразвитый Эрос дочери нацелен на мужчину, которого надо освободить от преобладания женско-материнского элемента в его жизни. Женщина этого типа инстинктивно вмешивается, когда ее провоцирует бессознательное партнера. Она нарушает комфорт и покой, столь опасный для личности мужчины, но часто рассматриваемый им как супружеская верность. Это самодовольство ведет мужчину к совершенному забвению собственной личности к таким якобы идеальным бракам, где он - не более чем папа, а она - не более, чем мама; они друг друга так и называют.

 

 

 

Это скользкая дорожка, которая ведет к деградации супругов до уровня петуха и наседки.

 

 

 

Женщина этого типа направляет жгучие лучи своего Эроса на мужчину, который задыхается в объятьях материнской заботы, и таким образом провоцирует моральный конфликт, без которого личность не может себя осознать.

 

 

 

"Но почему же, - можете вы спросить, - мужчине, правдами или неправдами, необходимо достичь более высокого уровня сознания?" Это ключевой вопрос, и мне нелегко сразу найти ответ. Вместо ответа я только исповедуюсь в вере: я верю, что спустя тысячи и миллионы лет кому-то надо осознать, что этот прекрасный мир гор и океанов, солнц и лун, галактик и туманностей, растений и животных существует. С плоского холма Афинских равнин Восточной Африки я както видел большое стадо диких животных, собравшихся в абсолютной тишине, как они это делали с незапамятных времен, когда их овевало лишь дыхание первозданного мира. Я чувствовал себя так, как если бы я был первым человеком, первым творением, которому дано познать, что все это есть. Целый мир вокруг меня был все еще в первозданном состоянии; он не знал о своем существовании. И в тот самый миг, когда я узнал об этом, он возродился для жизни: без этого момента его никогда бы не было. Вся Природа стремится к этой цели и воплощает ее в человеке, но только в высокоразвитом и полностью осознающем себя человеке. Каждое, пусть даже маленькое продвижение на пути сознательной реализации добавляет миру очень много.

 

 

 

Сознания нет без выделения противоположностей. И именно отцовский принцип, Логос, вечно борется, чтобы высвободиться из первозданного тепла

 

 

 

 

 

==194

 

 

 

 

 

и первичной темноты материнской утробы, то есть из бессознательного. Божественное любопытство жаждет быть рожденным и не страшится конфликта, страдания и греха. Бессознательное - это первородный грех и само зло для Логоса. Следовательно, первым творческим актом освобождения является убийство матери, и дух, который вызывает из небытия все высоты и все глубины, как говорит Синезий, должен страдать от божественного наказания, прикованный к горам Кавказа. Ничто не может существовать без своей противоположности; два были в начале и станут одним в конце. Сознание может существовать только благодаря постоянному признанию бессознательного, как и все живое должно проходить через множество смертей.

 

 

 

Побудительной причиной конфликта служит добродетель Люцифера в истинном смысле этого слова. Конфликт рождается в огне - огне чувств и эмоций, и, как всякий огонь, имеет два аспекта: сжигание и создание света.

 

 

 

С одной стороны, эмоция - это алхимический огонь, тепло которого дает всему жизнь и превращает в пепел все излишества. Но с другой стороны, эмоция - это момент, когда коса находит на камень, высекая искру, которая затем разгорается дальше, так как эмоция - это главный источник познавательного процесса. Не бывает превращения тьмы в свет или инерции в движение без эмоции.

 

 

 

Женщина, чья судьба - вызвать вечное беспокойство, не только деструктивна по своей природе, за исключением патологических случаев. В нормальном варианте этим тревожащим элементом является она сама, застигнутая в. собственном беспокойстве; будучи жрицей изменения, она сама изменяется, и блеск огня, который она возжигает, одновременно освещает и просвещает всех несчастных, оказавшихся в затруднительном положении.

 

 

 

То, что кажется бессмысленными превратностями судьбы, становится процессом очищения, "потому что все, что не имеет цели, должно рассеяться во прах и исчезнуть" ("Фауст", часть 11, акт 5).

 

 

 

Если женщина этого типа не начинает сознательно относиться к тому, что она делает, если она не понимает, что она - "часть власти, которая всегда служит злу, но рождает добро" ("Фауст", часть 1, акт 1), она сама погибнет от меча, который принесла. Но осознание превращает ее в освободительницу и искупительницу.

 

 

 

 

 

==195

 

 

 

 

 

00.htm - glava21

3. "ВСЕГО ЛИШЬ" ДОЧЬ

 

Женщина третьего типа, которая отождествляет себя со своей матерью настолько, что это парализует ее собственные инстинкты, не обязательно навсегда остается беспомощным ничтожеством. Наоборот, если все идет нормально, есть хороший шанс, что пустой сосуд заполнится мощной проекцией Анимы. В действительности от этой случайности зависит судьба такой женщины: она никогда не найдет себя даже приблизительно без помощи мужчины, ее и в самом деле нужно похитить у матери. Более того, она должна играть возложенную на нее роль долгие годы и с большим старанием, до тех пор пока она не испытает к ней отвращение. Таким способом она может открыть, кто она есть на самом деле. Эти женщины становятся преданными и жертвенными женами мужей, все существование которых сведено к отождествлению с профессией или большим талантом, но которые при этом относятся бессознательно ко всему остальному. Если сами они не представляют из себя ничего, кроме маски, жена также должна будет играть свою роль с подобием естественности. Но такие женщины иногда имеют уникальные способности, которые остаются неразвиты только потому что они совсем себя не знают. Они могут проецировать свои таланты на мужа, у которого их нет, и тогда мы видим спектакль о том, как совершенно незначительный мужчина, у которого нет никаких шансов, внезапно, словно по мановению волшебной палочки, взлетает на вершину успеха. Ищите женщину, и вы раскроете секрет его успеха. Эти женщины напоминают мне - простите невежливое сравнение - больших породистых сук, которые вертят хвостом перед маленькой дворняжкой просто потому, что она ужасного мужского пола, и им никогда не придет в голову ее укусить.

 

 

 

В конечном итоге надо отметить, что пустота - это великий женский секрет. Мужчине он совершенно чужд; это бездна, недостижимые глубины, инь. Самоуничижение этого вакуума трогает сердце мужчины и заставляет говорить, что в этом и состоит вся "таинственность" женщины. Такая женщина - сама судьба. Мужчина может сказать о ней все, что хочет; будь он за или против,  или одновременно за и против, но в конечном итоге он попадается вловушку, счастливый до невозможности, а если он этого неделает, он упустил свой единственный шанс по-настоящему стать мужчиной. В первом

 

 

 

 

 

==196

 

 

 

 

 

случае никто не сможет лишить его глупого везения, во втором - никто не поверит в его неудачи. "О мать, как сверхъестественно это звучит. " ("Фауст", часть 11, акт 1) С этим вздохом, который скрывает под собой капитуляцию мужчины, когда он приближается к сфере Матери, мы перейдем к четвертому типу.

 

00.htm - glava22

4. НЕГАТИВНЫЙ МАТЕРИНСКИЙ КОМПЛЕКС

 

Как патологический феномен женщина этого типа - неприятная, требовательная и всего лишь удовлетворительная партнерша для своего супруга, так как она всеми силами души сопротивляется всему, что произрастает на естественной почве. Однако ничто не препятствует тому чтобы жизненный опыт научил ее чему-либо, что бы дало ей возможность ограничить свою борьбу с матерью личной сферой. Но даже в лучших своих проявлениях такая женщина останется враждебна всему темному, неясному и двусмысленному и будет культивировать и усиливать все, что ясно и разумно. Превосходя своих более женственных сестер объективностью и трезвостью суждений, она может стать другом, сестрой и компетентным советником мужа. Ее собственные мужские устремления дадут ей возможность по-человечески понять индивидуальность супруга за пределами эротической сферы. Женщина это типа, возможно, имеет все шансы достичь выдающегося успеха в браке во второй половине жизни.  Но это может произойти лишь в том случае, если она преуспеет в преодолении ада "одной лишь женственности", хаоса материнской утробы, самой большой для нее угрозы из-за ее отрицательного комплекса. Как мы знаем, комплекс может быть реально преодолен, только если он полностью изжит. Другими словами, если мы развиваемся дальше, то должны подтягивать к себе и выпивать до дна всю чашу которую из-за своих комплексов мы оставляем недопитой.

 

 

 

Этот тип выходит в мир, отворачивая от него лицо, как шла жена Лота, оглядываясь на Содом и Гоморру И все же если жизнь проходит мимо нее как сон - надоедливый источник иллюзий, разочарований и беспокойства, это происходит лишь потому, что она не заставила себя сразу смотреть вперед. Из-за чисто бессознательного, реактивного отношения к реальности в ее жизни начинает доминировать то, против чего она наиболее яростно борется: исключительно материнский женский аспект. Но если она повернется к ми-

 

 

 

 

 

==197

 

 

 

 

 

ру, она увидит его впервые, так сказать, в свете зрелости, и увидит его окрашенным всеми цветами и очаровательными надеждами юности, иногда даже детства. Это видение приносит знание и открытие истины, необходимой сознанию. Часть жизни для нее потеряна, но смысл жизни сохранен.

 

 

 

Женщина, которая борется с отцом, все-таки имеет возможность вести инстинктивное, женское существование, поскольку она отвергает лишь то, что для нее чуждо. Но когда она сопротивляется матери, она может, с угрозой для своих инстинктов, достичь высшей степени сознательности, поскольку, отрицая мать, она отвергает все темное, мрачное, инстинктивное, двусмысленное и бессознательное в своем собственном естестве. Благодаря своей ясности, объективности и мужественности, женщина этого типа часто занимает важный пост, где ее поздно раскрывшиеся материнские качества, ведомые трезвым разумом, производят очень благотворное влияние. Эта редкая комбинация женственности и мужского понимания оказывается ценной как в сфере интимных отношений, так и в деловых вопросах. Как духовная наставница и советница мужчины такая женщина, будучи неизвестной миру, может играть значительную роль. Благодаря ее качествам, мужской ум лучше понимает этот тип женщин, чем типы с положительным материнским комплексом, и потому часто отдает ему предпочтение. Слишком женственные женщины ужасают мужчин, у которых материнский комплекс связан с сильной чувствительностью. А такая женщина не выглядит пугающей, поскольку сама строит мост к мужскому уму по которому он в целости и сохранности может доставить свои чувства на противоположный берег Ясность ее понимания побуждает его к доверию, а это фактор, который не следует недооценивать и который в отношениях мужчин и женщин отсутствует чаше, чем можно бы было предполагать. Эрос мужчины развивается не только благодаря спуску в темные миры Гекаты и Кали, ужасные для любого образованного мужчины. Понимание, которым владеют женщины этого типа, будет ему путеводной звездой во тьме и лабиринтах жизни, которые кажутся нескончаемыми.

 

00.htm - glava23

5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Из вышеизложенного ясно, что анализ мифологических типов, как и наблюдаемые характеристики материнского комплекса, лишенные вводящих в замешательство деталей, указывают на бессознательное как источник про-

 

 

 

 

 

==198

 

 

 

 

 

исхождения этого комплекса. Как еще человеку разделить космос на тьму и свет, лето и зиму, на яркий мир дня и темный мир ночи, населенный чудовищными монстрами, если он не найдет этот прототип в себе, в противопоставлении между сознанием и невидимым и непостигаемым бессознательным? Восприятие объектов у примитивных людей обусловлено лишь частично объективным состоянием вещей, а по большей части - внутренними психическими фактами, отношение которых к внешним объектам выражено только с помощью проекции. Это происходит потому что у первобытного человека еще нет жесткой дисциплины ума, известной нам как критическое знание. Мир для него является более или менее гибким явлением в русле потока его фантазии, где субъект и объект не разделены и находятся в отношениях взаимо проникновения. "Что снаружи, то и внутри", - можем мы сказать вместе с Гете. Но то, что "внутри" и что современный рационализм так жаждет вывести из того, что "снаружи", имеет собственную априорную структуру, которая предшествует любому опыту. Невозможно понять, как опыт в широком смысле слова или что-либо психическое могло возникнуть исключительно извне. Душа - часть внутренней мистерии жизни, она имеет свою особенную структуру и форму, как любой другой организм. Откуда произошла эта психическая структура с ее элементами, архетипами - вопрос метафизики, на который нельзя ответить. Это нечто данное, предустановленное, что присутствует во всех случаях. И такова Мать - матрица, форма, в которую укладывается опыт. Отец, с другой стороны, представляет динамику этого архетипа, так как архетип состоит из двух частей - формы и энергии.

 

 

 

Носитель этого архетипа - прежде всего собственная мать, поскольку ребенок сначала живет в состоянии полного слияния, бессознательной тождественности с ней. Она - психическая, так же как и физическая, предопределенность ребенка. С пробуждением сознания "я" участие матери постепенно ослабевает и сознание начинает входить в оппозицию с бессознательным, своим собственным предопределением. Это ведет к ослаблению "я" от матери, чьи персональные качества постепенно становятся более отчетливыми. Все сказочное и таинственное, связанное с ее образом, начинает пропадать и переходит на ближайшую к ней личность, например на бабушку Как

 

 

 

 

 

==199

 

 

 

 

 

мать матери, она значительней последней, она уже Великая Мать. Часто ей приписывается мудрость или качества ведьмы. Далее архетип уходит из сознания, и чем яснее становится последнее, тем более архетип приобретает мифологические черты. Переход от матери к бабушке означает, что архетип достиг более высокого уровня. Это ясно демонстрирует понятие матери у батаков. Погребальная жертва в честь умершего отца скромна, она состоит из обычной пиши. Но если сын имеет сына, тогда отец становится дедушкой, следовательно, занимает более высокий ранг в окружающем мире - и ему приносятся значительные жертвы. " Когда дистанция между сознанием и бессознательным увеличивается, более высокий ранг бабушки трансформируется в Великую Мать, и часто случается, что противоположности, совмещаемые в этом образе, разделяются. Тогда мы видим добрую фею и злую колдунью, благосклонную богиню и злобное и опасное божество. В западной античности, и особенно, в восточных культурах противоположности часто соединялись в одном образе, и этот парадокс нимало не тревожил первозданный ум. Легенды о богах полны противоречий, как и их нравственный облик. На Западе нелепое поведение и двойная мораль богов поражала людей уже в античные времена и давала повод для критики, приведшей в конечном итоге к разочарованию в олимпийцах, с одной стороны, и к их философской интерпретации - с другой. Самый яркий пример этого - христианская трансформация иудейского понятия божества: морально двусмысленный Яхве стал исключительно добрым божеством, а все плохое воплотилось в Дьяволе. Похоже на то, как если бы развитие эмоциональной функции жителей запада подталкивало его к выбору, что привело к нравственному расслоению божества на две половины. На Востоке преобладание интуитивного интеллектуального подхода оставляло место для эмоциональных ценностей, и боги - например, Кали - могли остаться в их первоначальном облике, парадоксальном с точки зрения нравственности.

 

 

 

Так, Кали - представительница Востока, а Мадонна - Запада. Последняя полностью потеряла свою Тень, которая еще следовала за ней на некотором отдалении в средние века. Она досталась аду народного воображения, где сегодня играет незначительную роль "чертовой бабушки". Благодаря развитию

 

 

 

 

 

К оглавлению

 

==200

 

 

 

 

 

чувственных ценностей великолепие Бога света превзошло всякую меру, но тьма, предположительно представленная Дьяволом, локализовалась внутри человека. Эти странные трансформации были вызваны христианством, напуганным манихейским дуализмом и стремящимся сохранить монотеизм как свою главную силу. Но так как реальность тьмы и зла нельзя было отрицать, не было иной альтернативы, как сделать за это ответственным человека. Даже Дьявол был частично, если не полностью, отменен, и в результате эта метафизическая фигура, бывшая одно время внутренней частью божества, была спроецирована на человека, который с тех пор стал реальным носителем тайны неправедности: "Все хорошее от Бога, все плохое от человека". В последнее время это развитие претерпело возврат к дьяволизму, и волк в овечьей шкуре теперь нашептывает нам, что зло - это лишь неправильное понимание добра и эффективный инструмент прогресса. Мы думаем, что мир тьмы, таким образом, тоже заменяется добром, и никто не понимает, какой вред это наносит человеческой душе. Таким образом человек сам превращается в Дьявола, так как Дьявол является половиной того архетипа, чья непреодолимая власть заставляет даже неверующего восклицать "Боже мой!" по всякому подходящему и неподходящему поводу. Если кто-то может этого избежать, он никогда не должен отождествлять себя с этим архетипом, поскольку, как показывает психопатология и некоторые события современной истории, последствия этого ужасающи.

 

 

 

Европеец опустился до такого низкого духовного уровня,  что он даже вынужден отрицать апофеоз неукротимой и неукрощаемой психической власти - саму божественность - таким образом, что, проглотив зло, он думает владеть собой так же, как и добром. Если вы внимательно прочтете "Заратустру" Ницше, вы увидите,  что автор с редкой последовательностью и страстностью истинно верующего человека описывает психологию "сверхчеловека", для которого Бог мертв и который сам рассыпается на куски, поскольку пытается вместить божественный парадокс в узкие рамки смертного человека. Гете мудро сказал: "Какой ужас должен охватить сверхчеловека!" Его прославление Матери, которая столь велика, что вмещает в себя и богиню Небес, и Марию Египетскую, - пример высшей мудрости и глубины для всякого, кто хочет об этом поразмыслить. Но что мы можем ожидать в век, ког-

 

 

 

 

 

==201

 

 

 

 

 

да официальные христианские деятели публично провозглашают свою неспособность понять основания религиозного вероучения! Я приведу выдержку из статьи протестантского теолога: "Мы мыслим себя - природно или идеалистически - однородными созданиями, которые настолько едины, что чуждые силы не могут вмешиваться в нашу внутреннюю жизнь, как сказано в Новом Завете"" (курсив мой). Автор, очевидно, не знаком с фактом, что наука продемонстрировала переменчивость и разнородность сознания более чем полвека назад и подтвердила это экспериментально. Наши сознательные намерения постоянно нарушаются и искажаются, в большей или меньшей степени бессознательными влияниями, причины которых на первый взгляд покажутся нам странными. Душа вовсе не является однородной единицей напротив, это кипящий котел противоположных импульсов, склонностей и аффектов, и для многих людей этот конфликт настолько невыносим, что они даже желали бы освобождения, обещанного теологами. Освобождения от чего? Очевидно, от крайне сомнительного психического состояния. Единство сознания, или так называемой личности, - не реальность, но лишь потребность. Я все еще храню живое воспоминание о философе, который также рассуждал об этом единстве и которому пришлось обратиться ко мне за консультацией по поводу невроза: он был одержим идеей, что умрет от рака. Я не знаю, у скольких специалистов он уже тогда проконсультировался и сколько рентгенограмм сделал. Он сам сказал мне: "Я знаю, что у меня нет рака, но все же он у меня может быть". Так кто же ответствен за его воображаемую идею? Сам он, конечно же, нет: на него повлияла некоторая "чуждая" сила. Не приходится выбирать между этим утверждением и словами человека, одержимого Новым Заветом. Верите ли вы в крылатых демонов или в факторы бессознательного, которые шутят над вами дьявольские шутки, для меня нет разницы. В любом случае остается фактом, что воображаемому единству человека угрожают чуждые силы. Теологам лучше сразу принять в расчет этот психический факт, чем продолжать "демифологизировать" его рациональными объяснениями, которые отстали от нашего времени на добрую сотню лет.

 

 

 

 

 

==202

 

 

 

 

 

***

 

 

 

Я попытался дать обзор психических явлений, которые могут сопровождать господство материнского образа. Хотя я не уделял этому специального внимания, читателю, вероятно, не составит труда понять те черты, которые мифологически характеризуют Великую Мать, даже если они скрываются под вуалью персоналистической психологии. Когда мы просим пациентов выразить словами или изобразить, что значит для них Мать - в позитивном или негативном смысле, - мы всегда получаем символические фигуры, которые могут быть прямыми аналогиями мифологического образа Матери. Эти аналогии заводят нас в сферу которая все еще требует прояснительной работы. Во всяком случае, лично я не способен сказать о ней что-либо определенное. Если, тем не менее, я осмелюсь сделать несколько предположений, их надо рассматривать как вероятностные и гипотетические.

 

 

 

Прежде всего, я должен указать, что образ Матери носит совершенно иной характер в душе мужчины, чем женщины. Для женщины мать предопределяет ее собственную сознательную жизнь в женском отношении. Но для мужчины мать представляет нечто чуждое, в чем он еще не имеет опыта и что наполнено скрытыми фантазиями бессознательного. По этой, если не по другой причине образ Матери у мужчины существенно отличается от женского. Мать с самого начала имеет для мужчины символическое значение, которое, возможно, вытекает из его сильной тенденции ее идеализировать.

 

 

 

Идеализация - это скрытое почитание предков; она проистекает из тайного страха быть изгнанным (из племени). То, что вызывает страх, - это бессознательное и его магическое влияние.

 

 

 

Если для мужчины Мать является символом с самого начала, для женщины она становится символом только в течение ее психического развития.

 

 

 

Опыт раскрывает нам удивительный факт, что небесный тип материнского образа - Афродита Урания - доминирует в мужской психологии, в то время как у женщин встречается чаше хтонический тип Матери-Земли. В фазе манифестации архетипа имеет место почти полное отождествление. Женщина может отождествить себя прямо с Матерью-Землей, а мужчина не может (за исключением случаев психоза). Как показывает мифология, одна из особенностей Великой Матери та, что она часто выступает в паре со своим мужским дополнением. Соответственно мужчина отождествляется с ее сы-

 

 

 

 

 

==203

 

 

 

 

 

ном-возлюбленным, на которого снизошла милость Софии-мудрости, с вечным ребенком или сыном науки алхимиков. Но компаньон хтонической Матери вовсе не таков - это итифаллический Гермес (или египетский Бес) или лингам. В Индии этот символ имеет высший духовный смысл, и западный Гермес - одна из наиболее противоречивых фигур эллинистического синкретизма, которая послужила источником крайне важных духовных достижений западной цивилизации. Он также бог раскрывающий тайны, и в неофициальной природной философии раннего средневековья он не кто иной, как сам создающий мир Нус. Эта тайна, возможно, находит лучшее свое выражение в словах "Изумрудной скрижали": "Что наверху, то и внизу".

 

 

 

Психологическая реальность такова, что, когда мы прикасаемся к этому отождествлению, мы попадаем в сферу сизигий: пар противоположностей, где одно никогда не отделяется от другого - своего антитезиса. Это сфера личного опыта, который подводит нас прямо к опыту индивидуации, достижения Самости. Большое число символов для этого процесса можно извлечь из средневековой литературы Запада и даже больше - из копилок восточной мудрости, но в этой сфере слова и идеи значат мало. На самом деле они могут стать опасными двусмысленностями или навести на ложный след. В этой все еще очень темной области психологического опыта, где мы говорим о прямом контакте с архетипами, их психическая власть чувствуется в полную силу. Эта сфера - одна из сфер непосредственного опыта, который нельзя выразить никакой формулой, но на который можно лишь намекнуть тому кто уже об этом знает. Не требуется объяснений, чтобы понять, что напряжение противоположностей, выраженное Апулеем в его замечательной молитве богине Небес, когда он называет ее "божественной Венерой" и одновременно "Прозерпиной, которая рождает страх полночными завываниями", это ужасающий парадокс первозданного образа Матери.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.