|
|||
ПСИХОТЕРАПИЯ 10 страницаБ' 131 содействию и, едва он его оказывает, пытается, постоянно повторяя приказание, сохранить только что появившиеся движения и улучшить их путем повторения. При затруднительном движении слова врача подкрепляются пантомимой, энергичной демонстрацией. В более трудных случаях используют все суггестивные возможности: от холодного, рассудительного уговаривания до самого страстного убеждения и физического побуждения. При тяжелой истерической рвоте после предварительной фарадизации области желудка можно заставить больного принимать пищу, начиная с самых легких блюд н постепенно вводя блюда, более всего внушающие ему опасения; все это делается в присутствии врача, при постоянном интенсивном словесном внушении. При лечении каждого вида расстройства все продумы-вается так, чтобы можно было продемонстрировать больному возможность исцеления во время сеанса, особенно первого. Во время первой империалистической войны было проделано много успешных опытов суггестивной терапии в состоянии бодрствования даже при самом резком «сопротивлении» больных. При этом оказалась особенно рациональной следующая методическая схема (конечно, модифицируемая по необходимости). А. Суггестивная подготовка накануне, заключающаяся в том, что больного помещают в одну палату с уже излеченным. Младший персонал сообщает больному (как бы между прочим) о воздействии лечения. Врач убеждает больного в предстоящем исцелении. Б. Суггестивная сцена в операционной комнате. Больной лежит раздетый или с обнаженными конечностями на операционном столе. Сказав несколько ободряющих слов, врач сейчас же приступает к лечению, которое включает: 1) электризацию или инъекцию, воздействие лучами, слабым или вызывающим некоторую боль фарадическим током, поглаживание рукой в течение 1—2 мин. 2) упражнение по команде — от 2 до 5 мин. Затем делается пауза продолжительностью 2—5 мин. Далее лечение повторяется. Описанная схема лечения была выработана Kaufmann и Kehrer. Кауфмановским лечением еще называют специальный способ применения сильного и вызывающего боль фарадического тока с целью всеобщей сомато-психической перестройки больного. Автор назвал его методом «внезапного нападения врасплох» (Oberriimpelungme-thode). Такой суровый метод лечения применять не рекомендуется, так как могут возникнуть опасные для жизни осложнения. Необходимо отметить, что при лечении внушением, в состоянии бодрствования в сочетании с функциональной тренировкой мы должны соблюдать важный принцип: обязательно добиваться исцеления или, по крайней мере, решительного сдвига в состоянии в течение одного сеанса и сейчас же фиксировать достигнутый результат с помощью упражнения. В последующие дни и недели проводится лишь дополнительное лечение (упражнения, воспитание, терапия с помощью труда). В случаях упорной неподатливости внушению в состоянии бодрствования от врача требуется упорство,, авторитетность, темперамент. Психоортопедия как одна из форм психотерапии включает: 1) строгое соблюдение режима; 2) лечебную ритмическую гимнастику; 3) интеллектуальные упражнения, направленные на укрепление волевого процесса, памяти, внимания; 4) разъяснение больному причин болезни и убеждение. Целью психоортопедии является устранение различных болезненных симптомов и синдромов регулированием образа жизни и поведения больного. Проводится она обычно в стационарах. Каждому больному предписывается индивидуальный режим. Психоортопедия показана в тех случаях, когда у больного имеется ослабленное, но все же сохранившееся стремление к выздоровлению. Хороший эффект наблюдается при депрессивных состояниях (реактивных, ци-клотимических), у больных с навязчивостью, у психопатических личностей (неустойчивых, возбудимых, астенических и пр.). Психоортопедией можно также устранить дефекты моторики, задержки торможения, патологические привычки, улучшить общее функционирование организма. Психопрофилактический метод обезболивания при родах Этот метод уже прочно вошел в практику всех женских консультаций и родовспомогательных учреждений нашей страны. Основываясь на учении И. П. Павлова о высшей нервной деятельности, группа харьковских врачей во главе с И. 3. Вель-вовским при консультации и участии проф. К. И. Платонова предложила этот новый метод обезболивания. Позже данный вопрос освещался многими авторами (М. А. Петров-Маслаков, Е. И. Ива- нова, П. П. Никулин, В. И. Шишкова, И. 3. Вельвовский, В А. Пло-тичер и другие). Психопрофилактический метод успешно применяется за рубежом (F. Lamaze, 1956; L. Chertok, 1957, 1961; В. Mulworf, 195,9, 1960, Н. Vermorel, 1960). Этот метод является одним из видов рациональной психотерапии, так как в нем используется речевое воздействие через вторую сигнальную систему, именно воздействие наяву. Французский ученый L. Chertok (1962) пишет, что нсихопрофилактический и гипнотически-суггестивный методы не могут быть противопоставлены друг другу. Впрочем далее L. Chertok указывает, что оба метода имеют характерные отличия. В гипносуггестивном методе обезболивание основано прежде всего на словесном, прямом и массивном приемах. В психопрофилактическом методе выступает и несловесная форма, состоящая из дыхательных упражнений, активного расслабления и др. Сторонники психопрофилактической системы считают, что здесь не происходит торможения коры больших полушарий, а лишь обеспечивается такое ее состояние при родах, «которое должно сопровождаться уменьшением возбуждения в подкорке и вести к нормализации у рожениц взаимоотношений между корой больших полушарий мозга и нижележащими отделами центральной нервной системы» (М. А. Петров-Масла-ков, Р. А. Зачепицкий). И. 3. Вельвовский говорит об активировании мозговой коры, о «терапии бодрости». Беременную подготавливают заблаговременно. Для этого в женской консультации проводятся специальные занятия. Содержание занятий: Общесоматическое и акушерское обследование, получение некоторых анамнестических данных, устранение страхов и опасений (1-е занятие). Опровержение обычных житейских представлений о неизбежности родовых болей. Характеристика основных периодов родов, описание доношенной беременности (2-е занятие). Изложение особенностей первого периода родов (3-е и 4-е занятия). Рассказ об особенностях второго периода родов (5-е занятие). В этой беседе необходимо ознакомить будущих матерей с порядками в стационаре, предупредить о возможности различных манипуляций, напомнить о гигиене питания и соблюдении режима (И. 3. Вельвовский, К. И. Платонов). Психопрофилактика продолжается и в родильном доме. Здесь обеспечивается чуткое, внимательное отношение к роженице, стимулируется активность ее поведения и, главное, акушерски правильно ведется родовой акт. Таковы принципы и методика психопрофилактического обезболивания родов. Метод отвлечения Сущность метода состоит в переключении внимания больного на какие-нибудь занятия, в основном на труд. Фактически он является одним из лечебных компонентов трудотерапии. Метод отвлечения, разработанный В. М. Бехтеревым для лечения неврозов, заключается в том, что больному предлагают принять удобное положение, закрыть глаза и внимательно прислушиваться к словам врача. Такие беседы проводятся с целью отвлечения больного от мыслей о своей болезни, выработки у него установки на противодействие заболеванию, восстановления у него интереса к жизни. При этом виде лечения действует один из основных законов высшей нервной деятельности — закон отрицательной индукции. Согласно этому закону, новая доминанта в коре больших полушарий вызывает торможение патологических функциональных очагов, обусловливающих невротические симптомы. Изоляция и дисциплинироваяие Примером воздействия такого типа является лечение в затемненной комнате. Это, пожалуй, то же, что сепараторы, которые ввел в психоневрологическую практику В. П. Протопопов для лечения шизофрении, а раньше испытывал J. Dejerine при неврозах. Больного помещают в уединенной, просто, но хорошо обставленной отдельной комнате, совершенно тихой и наполовину затемненной; в ней вполне можно видеть, но нельзя читать, а также смотреть в окно. Больной должен соблюдать постельный режим. В комнату больного никто не входит, за исключением врача (два коротких посещения в день) и обслуживающего персонала. Каждое посещение стараются использовать для суггестивного ободрения. Такое лечение может продолжаться в течение многих дней и даже недель. Метод, исключая все сильные раздражения, действует успокаивающе, влияет суггестивно благодаря спокойному режиму, является средством воспитания и дис-циплинирования. Такое лечение показано при истерических припадках, психогенных гиперкинезах, а также для успокоения и воспитания при более легких формах чрезмерного истерического возбуждения со склонностью к «сценам» и пр. Далее, он может быть показан при нарушениях походки истерического генеза, причем целесообразно использовать визиты врача для коротких, но энергичных упражнений в ходьбе с суггестивным ободрением больного. Метод этот не утомителен, очень прост в применении, не требует никакой специальной техники, экономит время и силы. При различных неблагоприятных влияниях (семейных, служебных и др.) изоляция или даже отправка на курорт являются непременным условием для проведения ряда психотерапевтических мероприятий и часто даже сами по себе бывают достаточными для исцеления от многих неврозов. Игротерапия В основе игротерапии лежит повышение активности субъекта, изменение его эмоционального состояния, уменьшение замкнутости, отгороженности от внешнего мира. При помощи ритмических игр добиваются образования положительного эмоционального фона, появления у больного чувства уверенности в своих силах, возможностях, самостоятельной активности. Этот вид психотерапии применяется в детской психи-атрии, при лечении олигофрении, шизофрении, особенно при апатии, кататоноподобных симптомах и др. Биопсихотерапия Методика характеризуется сочетанным применением биологических (лекарственных) и психотерапевтических мероприятий. Здесь речь идет не столько об одновременном использовании двух факторов, сколько о «...слитии и взаимодействии биологических и психотерапевтических факторов» (С. И. Консторум). К биопсихотерапии может быть отнесен так называемый наркогипноз, когда перед сеансом гипноза для быстрого его достижения и углубления дается то или иное снотворное. В биопсихотерапии' С. И. Консторум различает два направления. При первом врач, воздействуй вначале только биологически и применяя то или иное средство, вызывает определенный сдвиг, а позже это улучшение состояния использует психотерапевтически. Примером может служить предложенный В. А. Гиляровским метод лечения посттравматических расстройств путем внутривенного вливания 33% алкоголя, короткого эфирного наркоза, введения амитал-натрия, пентотала и др. Близко к этому стоит метод лечения истерии кардиазолом, предложенный французскими авторами,— метод, который вряд ли най-~ дет применение в наших отечественных клиниках, так как он слишком груб. При втором направлении применяются растормаживающие средства (небольшие дозы алкоголя, эфира, комбинации снотворных и возбуждающих — амитал-натрий-кофеин) у недоступных, мутичных больных шизофренией с целью исследования, последующего налаживания с этими больными эмоционального контакта, проведения психотерапии. В заключение скажем, что сам метод биопсихотерапии, хотя он еще мало разработан, представляет значительный интерес. Наркопсихотерапия Больному медленно (3—4 мин и более) вводится внутривенно 10% раствор гексенала в дозе от 0,5 до 3—4 мл (реже — 5—7 мл). Больной не доводится до состояния глубокого сна или наркоза. Количество сеансов наркопсихотерапии зависит от тяжести болезни, зафиксиро- ванности синдрома. Очень важно уже на первом сеансе добиться определенных результатов. По М. Э. Телешевской, в процессе наркопсихотерапевтических воздействий используется несколько факторов: 1) состояние неполного барбитурового наркоза (гексенал, амитал-натрий, пентотал, эвипан и др.) в стадиях эйфории и оглушенности; 2) целенаправленные словесные внушения; 3) тренировка нарушенных функций; 4) действие последующего постнаркотического сна. Главным показанием к наркопсихотерапии являются недостаточные гипнабельность и внушаемость больных. Этот метод лечения М. Э. Телешевская рекомендует при: 1) длительно и стойко зафиксированных истерических расстройствах (психогенный мутизм, афония, заикание, амавроз, блефароспазм, астазия-абазия, параличи, кривошея, гиперкинезы, судорожные припадки, рвота, отрыжка, икота и др.); 2) явлениях навязчивости (фобии), развившихся на фоне неврастении и истерического невроза; 3) ипохондрической симптоматике невротического генеза; 4) длительных стойких расстройствах сна и эмоциональных нарушениях, возникающих при различных неврозах (неврастения, навязчивые состояния, истерия). В зависимости от особенностей симптоматики, течения болезни, стойкости и длительности невротических расстройств может быть использован кратковременный и длительный период действия гексенала (от 2—3 мин до 10—15 и даже 30—40 мин). Врач произносит четкие и ясные формулы внушения на протяжении всего сеанса. Больному с длительно нарушенными функциями (речи, зрения, движений) во время сеанса предлагают ходить (при астазии-абазии — без костылей) и тут же демонстрируют ему устранение симптомов заболевания. При устранении психогенных гиперкинезов врач указывает больному на уменьшение или полное прекращение тремора. Больному афонией предлагают громко произносить слова, читать стихи, при амаврозе — называть окружающие предметы, читать и т. д. М. Э. Телешевская справедливо замечает, что при этом методе «используются тренирующая, корригирующая и тонизирующая психотерапия». Психоделическая (психолитическая) "терапия Лечение проводится при помощи психодислептиков, галлюциногенов (LSD-25, псилоцибин, мескалин) и других препаратов. При психоделической терапии применяют одномоментно большие дозы LSD-25 (200—1500\), вызывая при этом «почти мистическое впечатление слияния субъекта с вселенной», Начинается лечение дозами 50—100 y. после которых больной как бы вновь переживает главные впечатления своей жизни, от поздних до детских. В Советском Союзе и в Италии данный метод не применяется, прежде всего из-за опасности привыкания к препаратам. КОМБИНИРОВАННЫЕ МЕТОДЫ ПСИХОТЕРАПИИ Наши ученые рассматривают психотерапию как неотъемлемую часть обычного лечебного комплекса, не противопоставляя ее фармакотерапии и другим лечебным воздействиям. В советский период развития психотерапии появилось много работ о комбинированных методах психотерапии (И. С. Сумбаев, И. В. Стрельчук, М. Э. Телешевская, Э. А. Асратян, О. В. Кербиков, Ф. А. Андреев и др.). Наиболее оригинальные и действенные методы комбинированной психотерапии следующие. 1. Методика И. В. Стрельчука, заключающаяся в сочетании прямого внушения с приемом апоморфина (см. Хронический алкоголизм). 2. Методика И. Ф. Случевского и А. А. Фрикен — лечение хронического алкоголизма. Отрицательное отношение к спиртным напиткам вырабатывают, сочетая их с инъекциями апоморфина. 3. Способ Н. В. Канторовича — сочетание электрокожного раздражения с демонстрацией больному соответствующих плакатов, текстов и т. п. 4. Прием Е. А. Попова и В. А. Гиляровского — лечение сурдомутизма путем сочетания психотерапевтических воздействий с эфирным опьянением. 5. Метод К. И. Стрибмана — лечение функциональных афоний путем сочетания убеждений в излечимости болезни с одновременной гальванизацией корня языка. 6. Метод А. М. Свядоща — быстрое купирование истерических выпадений путем наложения эфирной маски. 7. Сонно-гипнотическая терапия неврастении по Б. Н. Бирману. Во второй половине дня или перед ночным сном определяется внушаемость больного поглаживанием надбровной области, сопровождаемым словесным внушением невозможности поднять веки. Если результаты испытания положительны, внушается углубленный и удлиненный сон. При отрицательных результатах (пониженная внушаемость) назначаются малые дозы снотворных (барбамил, мединал, веронал, хлоралгидрат) ; в дальнейшем сонное торможение сочетается с гипнотическим. Такой сон поддерживается до 15 ч в сутки, длительность курса лечения—5—10—15 сут. Лечение рекомендуется проводить в стационаре. Многие другие весьма действенные комбинированные методы психотерапии описаны в разделе «Специальная психотерапия». Условнорефлекторный сон Впервые метод условнорефлекторной (психорефлекторной) терапии был обоснован и применен В. М. Бехтеревым. Терапия преследует две цели: во-первых, «по возможности затормозить возникший при известных условиях и упрочившийся патологический сочетательный рефлекс», во-вторых, «привить или воспитать новый сочетательный рефлекс в соответствии с требованиями здоровой жизни». Применяя методику воспитания условных (сочетательных, по В. М. Бехтереву) рефлексов в качестве терапевтического метода, В. М. Бехтерев излечивал многие истерические симптомы (анестезии, парезы, параличи), ночное недержание мочи, клептоманию, алкоголизм, патологические страхи (фобии). Об успешном применении условнорефлекторного сна сообщают П. Е. Бейлин (на основании опыта Макаров-ской больницы Киевской области), А. К. Михайлов, Б. В. Андреев, Б. Г. Шошин и другие. Условнорефлекторный сон у человека достигается следующим образом. Если тот или иной терапевтический агент сочетать с действием какого-либо индифферентного раздражителя, например с мерным стуком метронома, шумом падающих капель, напоминающим дождь, ритмическим вспыхива- нием синей или красной лампочки, то через определенное время этот индифферентный раздражитель сам по себе, без медикаментозного подкрепления может вызвать тот эффект, который дает терапевтический агент. Если больному ежедневно, в определенное время, в одних и тех же условиях впрыскивают какое-либо лекарство, например новокаин, морфин и др., то в последующем уже введение одного физиологического раствора при словесном напоминании врача: «Сейчас мы введем вам новокаин, который вызовет обезболивание»,— дает такой же эффект, как действительное введение новокаина. Условнорефлекторный принцип положен в основу терапии сном. Этот метод себя оправдал -и широко применяется в различных клиниках. Плацебо-эффект Иностранные авторы довольно часто применяют так называемый плацебо-эффект (placebo-effect). Плацебо — это любое нейтральное вещество, которое назначается для контроля; по своим органолептическим особенностям оно должно быть похоже на назначаемое терапевтическое средство. Оказывается, что при приеме плацебо у больных по сравнению с не получающими лекарства наблюдается определенное улучшение. L. Gliedman (1961) считал, что плацебо — это своеобразный активатор, потенцирующий факторы, которые облегчают психотерапию. Он активизирует «потенциал выздоровления больного, заложенный в его взаимоотношениях с врачом». Положительный эффект при этом нельзя объяснить фармакологически. Плацебо дает хороший эффект при наличии сохраненной психики, особенно у больных с «-эмоциональными реакциями». Большинство врачей считают, что злоупотреблять назначением плацебо нельзя, так как это может подорвать доверие больного к врачу. С другой стороны, имеются сообщения о случаях, когда индифферентное вещество, употребленное в каче* стве плацебо, вызывало явления токсикоза. Замаскированное (косвенное) внушение Замаскированное внушение заключается в том, что больному дают слабое паллиативное средство (напри» мер, валерьяновые капли), назначают двигательные упражнения или диету, но при этом, как бы между прочим, настраивают его на ожидание положительного эффекта, рассказывая о благоприятном воздействии данного средства на другого паииента, или детально описывая механизм действия, иногда просто влияя уверенной интонацией. Конечно, в таких случаях нужно избегать грубого обмана (например, впрыскивание воды). При лечении психопатов, инфантильных и строптивых больных целесообразно присоединить к замаскированному внушению некоторое воздействие дисциплинирующего характера (трудовые процессы, задания на срок и т. п.). Такое внушение может оказаться действенным и при собственно йевротическом расстройстве, однако не следует создавать себе иллюзий относительно возможного успеха: способ может оказаться несостоятельным при более упорных и сложных невротических состояниях, например при истерии. Я. Л. Шрайбер (1958) предложил метод косвенного внушения больных истерией с мутизмом, параличами и др, названный методом маски. Больного за неделю предупреждают, что его будут лечить маской с лекарством, которое устранит его болезнь. В процедурной на лицо накладывают маску, и медицинская сестра наливает по каплям ароматическое вещество (нашатырно-анисовые капли, спиртовой раствор ментола и др.). Перед самым сеансом психотерапии лечащий врач беседует с другими врачами о большом эффекте данного лекарства и получает с их стороны подтверждение этому. Обычно действие косвенного внушения проявляется тут же После этого маску снимают, и этот эффект закрепляется тренировкой. Коллективная психотерапия Использование влияния коллектива в целях лечения «принципиально соответствует советскому мировоззрению» (В. А. Гиляровский), поскольку коллективизм является характерной чертой советских людей. В основе коллективизма лежат гармонические отношения между обществом и личностью, взаимные права и обязанности коллектива и индивидуума. Коллективная психотерапия в России начала разрабатываться в 900-х годах (И. В. Вяземский, В. М. Бехтерев). Наиболее стройную систему коллективной гипнотерапии создал В. М. Бехтерев. Он разъяснял больным действие алкоголя на организм, а затем погружал их в гипнотический сон с соответствующим лечебным внушением. Г. Д. Неткачев (1909) и И. Д. Тартаковский создавали группы больных для лечения заикания; больные обсуждали особенности заболевания каждого из заикающихся, а также отчитывались в своих «победах и неудачах». Система коллективной психотерапии, предложенная Б. Н. Бирманом (1930), заключается в систематических врачебных беседах, критическом вскрытии механизмов каждого невроза у того или иного больного (не называя имени). Вопросы коллективной психотерапии неврозов успешно разрабатывают Н. В. Иванов, М. Г. Иткин, А. И. Дружинин, С. С. Либих, В. К. Мя-гер, В. Н. Мясищев, А. Л. Гройсман, А. М. Воскресенская и др. Различают такие виды коллективной психотерапии. Психотерапия в малой группе (2—9 человек). Применяется в малой психиатрии. При ее проведении предусматриваются «лидеры». Здесь проводят беседы, дискуссии, споры. Официальным «лидером» является врач. Семейная психотерапия. Проводится психотерапевтическая и психогигиеническая работа с родственниками больных, мужем, женой. Это как бы вид «психотерапии среды» (milieutherapie). Семейную психотерапию в виде одновременного лечения неврозов мужа и жены рекомендуют многие авторы (Ф. Ю. Ярошевский, М. Н. Бобровская, В. Г. Котаева, Э. А. Карандашева, Г. С. Соколова, В. К. Мягер, Ю. А. Тупицин и др.). Коллективная психотерапия в условиях совместной деятельности. Она показана для больных большими психозами, хроническим алкоголизмом, психопатам и др. Труд сочетается с занятиями спортом, прогулками, развлечениями. Коллективная психотерапия в условиях реабилитационных клубов (Я. Г. Ильон, А. Ф. Женичковский и др.). Это прямая и косвенная активизирующая коллективная психотерапия в бодрствующем состоянии. Множественная психотерапия. Беседа проводится двумя и более врачами. Это фактически косвенная психотерапия (С. С. Либих и С. В. Днепровская). Совет, или самоуправление больных (Н. В. Канторович, И. М. Муринсон, Т. В. Беляева и др.). Предусмотрено повышенное число «лидеров» среди больных. Такой совет может способствовать отвлечению и переключению внимания больных. Суггестивная психотерапия. Основу составляет лечебное воздействие врача словом, включая гипноз. Аутогенная тренировка. Проводится обычно в малых группах (см. отдельную главу). В коллективной психотерапии выделяют лечебные группы. Они могут быть: а) открытые (непрерывные), в которых больной, оканчивающий лечение, замещается другим больным; б) закрытые (одномоментные), когда все больные начинают и заканчивают лечение одновременно, а другие, новые больные, не допускаются; в) гетерогенные (больные с разными заболеваниями); г) гомогенные (больные с одним заболеванием, синдромом); д) смешанные (мужчины и женщины); е) однополые. С. С. Либих различает: 1) патогенетическую и 2) симптоматическую коллективную психотерапию. При патогенетической психотерапии изучается личность больного, перестраиваются неправильно сформировавшиеся отношения, производится тренировка и закрепление социально-ценных отношений. Эта психотерапия проводится в малых группах (2—9 чел.). С целью сближения больных друг с другом, ликвидации их пассивности, замкнутости могут быть применены такие приемы: а) поиск общего, типического у больных группы; б) создание приемов активного противодействия болезни (Н. В Иванов); в) анонимное обсуждение; г) «психотерапевтическое зеркало», когда врач рассказывает о болезнях, приводя факты из историй болезни присутствующих больных; д) лечебная перспектива (в группе находятся больные первичные и выздоравливающие, с легкими и тяжелыми формами заболевания), подразумевается, что выздоравливающие больные создают «волю к здоровью» (С. И. Консторум). Симптоматическая психотерапия. При ней решаются «узкие задачи», не затрагивающие всех сторон личности больного. Симптоматическая коллективная психотерапия, по С. С. Либиху, имеет виды: а) седативная, которая применяется отдельно и в сочетании с лекарственными средствами (психофармакологические препараты)* физиотерапией, удлиненными сеансами гипнотерапии (В. Е. Рожнов), «гипнозом-отдыхом» (К. И. Платонов), музыкотерапией, аутогенной тренировкой и др. б) отвлекающая (В. М. Бехтерев) — для лечения синдромов навязчивости; в) активизирующая — применяется для мобилизации активности больных при апатически-абулических, депрессивных и других синдромах; г) разъясняющая. Коллективная психотерапия обеспечивает тесный контакт врача с больными и является скорее вспомогательным методом, облегчающим индивидуальную психотерапевтическую работу врача. Кроме того, она вполне совместима и с охранительным режимом. Показаниями для такого рода терапии могут служить: а) подострые невротические состояния как астенического, так и истерического характера, в картине которых преобладают эмоциональные расстройства (дисфории, эмоциональная неустойчивость, реактивно-депрессивные наслоения); б) фиксированные астено-депрессивные, депрессивно-ипохондрические синдромы при наличии,установки больного на «тяжесть» заболевания; в) случаи невроза навязчивых состояний, особенно реактивного характера, с наличием резкого эмоционального реагирования на содержание навязчивых переживаний (Н. В. Иванов). Этот вид терапии с успехом можно применять при психогениях, реактивных состояниях у бывших травматиков, при шизофрении, особенно после стихания острого процесса, при циркулярном психозе (циклотимии) и некоторых других формах. О положительных результатах коллективной психотерапии больных неврозами сообщают Е. Rzadkowolska, J. Osuchowska, К. Malewska (1964). Больные занимались физическим трудом, принимали участие в работе самоуправления, вечерах с танцами, товарищеских играх. S. Leder, H. Wolska (1964) считают коллективную психотерапию психозов вспомогательным методом лечения. Оригинальную психотерапевтическую (коллективную) методику предлагают F. Knobloch (1959, 1964), J. Knob-lochova (1964). Они создают небольшие группы больных (по 7—8 человек и более). A. Kgpinski, В. Winid, J. Mitarski (1959) считают, что для терапии неврозов и психотических состояний лучше всего составлять группу больных из восьми человек разного пола. Комбинированная групповая психотерапия. При упорных, резистентных формах некоторых неврозов и психозов (шизофрения и др.) некоторые авторы, в частности D. Muller-He-gemann, применяют так называемую «групповую психотерапию», которую следовало бы назвать комбинированной групповой психоте; рапией. Этот метод предусматривает в начале лечения проведение индивидуальных бесед («с глазу на глаз») с целью войти в доверие больного (D. Miiller-Hegemann, 1957). Описанный метод с проводимой ежедневно в течение часа психотерапией целесообразен главным образом в острых и подострых стадиях болезни. О групповой психотерапии неврозов детского возраста были высказаны ценные мысли D. Muller-Hegemann (1959), а также W. Borak и В. Borak (1963) и др. Авторы составляли группы из 5—6 детей в возрасте 7—14 лет с учетом их склонностей и интересов. Больные собирались ежедневно для собеседований и развлечений. В системе коллективной психотерапии обеспечивается сознательная переоценка больным переживаний, связанных с болезнью. Больной становится активнее, успокаивается и таким образом включается в социальную трудовую жизнь. В основе коллективной психотерапии лежит направляющая роль врача; это обеспечивает правильное обсуждение, принятие и усвоение больными врачебных указаний и разъяснений в отношении лечебного режима и т. д.
|
|||
|