|
|||
ПСИХОТЕРАПИЯ 9 страницаМногие выдающиеся люди уже в юности в целях самовоспитания сами для себя составляли так называемые правила для развития воли (Н. Г. Чернышевский, А. В. Суворов, К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой и др ). Все же главным в работе над собой являются различные упражнения воли, например упражнения, связанные с трудом, учебой, с выполнением режима дня, физические упражнения и пр. Некоторые выдающиеся деятели воспитывали волю путем специальных упражнений, чтобы преодолеть те или иные природные недостатки, последствия тяжелой болезни и т. п. Известно, например, что выдающийся оратор Греции Демосфен самоизлечился от заикания; очень искусно преодолевал свою хромоту Байрон; чтобы не испытывать страха перед высотой, Гёте предпринимал специальные экскурсии на высокие горы и поднимался на кровли высоких зданий. Кроме вышеописанных упражнений воли, ее самовоспитания, могут быть использованы различные средства стимуляции волевых усилий, а именно: самообладание, самообязательство, самоприказ и т. п. Основные условия успешного воспитания воли: желания, стремления, побуждения человека к действию должны быть реальными, направленными на решение задач, связанных и подчиненных исполнению долга; цель деятельности должна быть достижимой, не вызывающей неуверенности в успехе, сомнений; принимаемые решения должны систематически выполняться; развитие критического отношения к себе для предупреждения зазнайства и самоуспокоения, неверия в свои силы, равнодушия, слабости; умение мобилизовать свои силы для нужного преодоления трудностей, препятствий. Воспитывая волю, надо помнить также и о воспитании морали (этики) и эстетики. Длительное время многие авторы считали, что разумное и нравственное, как правило, совпадают. Но, к сожалению, эрудиция человека, ученость и образованность не всегда сочетаются с нравственным совершенством. Человек должен быть не только интеллектуально развитым, но и морально совершенным, так как «только человек, у которого ум хорош и сердце хорошо, вполне хороший и надежный человек» (К. Д. Ушинский). Молодые люди не должны становиться жертвой «сухого», «книжно-ученого» воспитания, утрачивать способность к восприятию прекрасного. Именно гармонически развитому человеку свойственно наслаждаться природой, живописью, лучшими образцами музыки, литературы. Эти качества нужно подмечать и всячески развивать уже с детства, тактично и умело ограждая нравственный мир ребенка от всего грубого, рассчитанного на низменные инстинкты и дурные вкусы (бульварная литература, пошлые кинофильмы). Лечебная педагогика и психотерапия Значительных успехов могут добиться педагог и врач-психотерапевт у больных с различными степенями олигофрении, особенно в специальных школах для умственно отсталых детей. Уже Ph. Heller указывал, что лечебно-педагогическая методика и психотерапия направлены на воспитание и обучение детей. При этом нужно добиваться, чтобы дети (особенно при III степени олигофрении) самостоятельно принимали пищу, соблюдали чистоту, были пунктуальны в естественных отправлениях (при I и II степени олигофрении можно применить внушение в гипнозе). Особое внимание обращается на двигательные функции, развитие ловкости движений. Наряду с этим детей учат письму, счету, рисованию, постепенно усложняющимся трудовым процессам. Особенно доступны психотерапевтическому воздействию больные с легкой степенью умственного недоразвития (дебилы). Им показана рациональная психотерапия. В большинстве случаев можно рекомендовать поместить дебильного субъекта в спецшколу, особенно при неблагоприятной атмосфере в семье. педагогика еще мало разрабо- /^имались такие видные специалисты Следует отметить, что леч'ь О. Б. Фельдман, В. П. Кащенко, тана, хотя этим вопросом и з'. Ph. Heller, A. Strohmayer, M. Tra-по детской психопатологии, к* допроса о лечебной педагогике пси-Л. С. Юсевич, A. Homburger, ивестный отечественный психиатр тег и др. Систему в изучение " ™"*'р в основе лечебной педаго- tppi педагогики, однако у детей-Важно подчеркнуть, '^транять болезненные явления, гики лежат принципы обйК повышенной возбудимостью, психопатов врач должен ) {ЧН0Стью, пониженной работо-При этом он встречается/ работать слабостью навыков, эгоис \. может быть достигнуто ме-способностью, нежелание>/ми> физиотерапией, неуклон-Снижение возбудимое/ с правильным чередованием дикаментозными средств f льных детей должен быть по-ным соблюдением режи^очти не был0 свободного вре-труда и отдыха. Режим W но заполнять работ©й, игра-строен так, чтобы у них / мени, его нужно максим/ ^иаЛьных навыков используют ми, спортом и т. п. у' ятельности. Создают малые С целью воспитания су а); а затем более крупные; коллективные формы Й.тт усложняющуюся работу бригады (по 2-3 челов^ в ОГОроде, в техническом больные выполняют пост^ (ручной труд в мастере/дгогика> по г Е Сухаревой, кружке). 1^ моментов: 1) эмоционально- Частная лечебная ne>f деятельность; 2) положи-основывается на учете тр ♦ сопровождаются лечебно-пе-волевая и интеллектуал^, 3) стимулирующие факторы, тельные эмоции, которыМ' работе с данной группой. дагогические мероприяти^ческих черт не рекомендуется наиболее эффективные it й подавлением, нужно форми-11ри исправлении патоло^ и навыки злоупотреблять запретам^едагогика; Научные основы ровать установки, интерес' ены w> Weygandt и О. Stroh-Групповая лечебная £,ящее время довольно успеш-лечебнои педагогики зал^Н0Й педагогики в ГДР разра-mayer (1966—1945). Б на//дечебно-педагогическим меро-но гуманные методы леч^' } тщатеЛьное клиническое и батывает Anstock (1962)- .детей; б) углубленное изуче-приятиям предшествуют: <лекта. в) исследование осо-лабораторное обследован »ягательно беспокойным детям ние особенностей их инг^ бенностей их моторики, р 11Э назначают курс успокаивающей терапии (аминазин) в сочетании с резерпином. Хорошие результаты дает применение глютаминовой кислоты и первитина (по утрам 7г—1 таблетка в неделю), витаминов группы В с целью активизации психических процессов. Самовнушение Одним из методов психотерапевтического воздействия является самовнушение. При некоторых заболеваниях (наркомании, психастения, фобии, навязчивые состояния и др.) метод самовнушения может быть очень действенным, особенно в сочетании с рациональной психотерапией и гипнозом. Самовнушение могут и должны применять не только больные, но и здоровые люди, желающие укрепить свою волю. Самовнушение — сознательный процесс, а не подсознательный, как утверждал в свое время Е. Соиё. Здесь налицо именно сознательное, целеустремленное регулирование своих действий. Большое внимание методу самовнушения уделяли А. А. Портнов и Д. Д. Федотов (1957). Методика самовнушения проста. Например, человек ежедневно утром, днем и вечером повторяет двадцать и более раз: «С каждым днем мне становится лучше и лучше», или: «Страх мой совершенно нелепый, он полностью исчезнет»; «Я больше никогда, ни при каких обстоятельствах не буду употреблять спиртных напитков»; «У меня на душе всегда будет только радость»; «Я всегда буду сохранять спокойствие, никогда не буду волноваться, принимать все близко к сердцу»; «Я обязательно добьюсь (того-то) и преодолею (то-то)» и т. п. Важно, чтобы та или иная фраза повторялась, не механически, а так, как это мы делаем при заучивании, например, нового стихотворения, чтобы она «врезалась» в память. Повторяя, нужно настойчиво и упорно думать о содержании фразы, часто даже произносить ее вслух. По наблюдениям В. М. Бехтерева, наиболее подходящим для осуществления самовнушения является период перед засыпанием и период после пробуждения, когда клетки головного мозга находятся в фазовом состоянии. Та или иная формула самовнушения должна соответствовать данному случаю и произноситься от своего имени, в утвердительной форме и в настоящем, а не будущем времени. Так, злоупотребляющий спиртными напитками должен произносить следующее: «Я дал себе зарок не только не пить, но и не думать о вине; теперь я совершенно освободился от пагубного соблазна и о нем не думаю». Аналогичные фразы нужно произносить вполголоса по многу раз, перед сном и утром, едва проснувшись, и притом с полным сосредоточением. Многие больные должны искать средство исцеления в самовоспитании, о котором мы говорили выше. Самовоспитание должно начинаться с мелочей, со здоровой привычки пренебрегать и мелкими болями, и необоснованным страхом. P. Dubois часто советовал своим больным иметь несколько ящиков для настоящих болезней, могущих с ними случиться, и стараться, чтобы эти ящики были всегда пусты, но в то же время следует запастись огромной корзиной, чтобы бросать туда все мелкие недомогания. Некоторым больным было бы полезно преподать метод древних стоиков. В связи с этим уместно вспомнить слова Сенеки: «Берегись усиливать свои боли и ухудшать свое положение жалобами. Боль легко перенести, если не увеличивать ее мыслью о ней; если, наоборот, ободрять себй, говоря: «это ничего, или, по крайней мере,— это не беда; нужно уметь терпеть, это скоро пройдет»,— то боль становится легкой постольку, поскольку человек себя в этом уверит». Следует оговориться, что многие больные относятся с некоторым недоверием к самовнушению, считая, что оно не приносит пользы. Эту мысль психотерапевт должен раскритиковать и доказать действенность метода самовнушения. Тем более сам психотерапевт должен верить в него. Были предложены и специальные методики самовнушений. Рациональное воспитание воли. Врач стремится «укрепить волю» путем усиленной концетра-Ции мышления больного. Н. В. Иванов замечает по этому поводу, что лечение фактически сводится к упражнениям в самовнушении. Упражнения успокоения. Больному предлагают принять удобное положение, сосредоточиться. Правомерность самовнушения экспериментально подтверждена в лаборатории А. Г. Иванова-Смоленского (1930). Сотрудникам лаборатории удалось выработать условнорефлекторное расширение зрачков на самоприказ. Имаготерапия По И. Е. Вольперту, сущность этого метода лечения заключается в «создании образа», в воспроизведении с лечебной целью определенного комплекса характерны.; образов. Техника. Больной несколько раз в день (по полчаса) играет роль спокойного, радостного человека. При этом следует правдиво, добросовестно переживать чувства изображаемого лица — создаваемого образа. Вести следует себя спокойно, ровно, настроение должно быть приподнятым. На колкости или раздражительность стараться отвечать добродушной улыбкой, шуткой, добрым словом. При этом следует реагировать и внешне, и внутренне. Через некоторое время эта «игра» доводится до 1— 17г ч и более в день. И. Е. Вольперт считает, что уже через 2—3 мес такое поведение становится потребностью, естественным состоянием субъекта. При этом он приобретает новые черты характера, иначе строит отношения с окружающими. Этот метод показан при неврозах и невротических синдромах различного происхождения (больным с раздражительностью, изменчивостью настроения, плаксивостью; больным с неприятными ощущениями в области сердца, желудка, печени, кишечника и пр.). Библиотерапия (либропсихотерапия) Метод библиотерапии (лечебного чтения) предложен В. М. Бехтеревым, детально описан и обоснован К. К. Платоновым. Действие его состоит в том, что, читая художественную литературу, мы всегда сопереживаем с героем (героями), становимся соучастниками событий, радуемся" и пр. Этим самым мы изменяем себя. При этом не рекомендуется читать медицинской литературы. Аутогенная тренировка Аутогенная тренировка в состоянии покоя предложена J. Schultz. Этот метод лечения успешно применяют многие врачи (D. Muller-Hegemann, J. Hiller, D. Miiller-Hegemann и H. Wendt, H. Kleinsorge, G. Klumbis, M. Sa-pir, F. Labhard, F. Revenchon, S. Kratochvil, W. Bouchal, R. Philibert, Th. Kammerer, R. D. Bousinger и др.). Сущность метода заключается в том, что больной систематически приучается погружать себя в особое состояние, напоминающее легкую дремоту («гипотаксия» A. Forel). Сам J. Schultz полагал, что, если при проведении гипноза (усыплении) у больного появится чувство тепла, а затем тяжести в теле, то, идя обратным путем, от чувства тяжести к чувству тепла, можно вызвать изменение сознания больного, аналогичное состоянию гипноза. Чтобы добиться этого чувства тяжести и тепла в своем теле, больной должен расслаблять (тренировать) мышцы, - а вместе с ними и сосуды. Как же это достигается? Больной должен лежать на спине или сидеть в мягком кресле, положив руки на ручки. Положение всего тела должно быть совершенно пассивным, мышцы не напряжены (рис. 4). J. Schultz рекомендует начинать тренировку с правой верхней конечности. Больной должен закрыть глаза и вызвать яркое и интенсивное представление о том, что эта рука стала тяжелой. В этот момент следует расслабить мышцы. Когда такое чувство тяжести появилось, его надо прервать, несколько раз энергично сгибая и разгибая конечности; при этом нужно глубоко дышать, глаза открыть. Расслабления и напряжения должны делаться резко, то есть вызывать как можно более яркое переживание. Одна такая тренировка длится от 10 до 20 мин и проводится три раза в день. Тяжесть в одной (правой) руке должна распространяться на другую руку, позже на нижние конечности и, наконец, на все тело. Необходимо, чтобы больной научился вызывать чувство тяжести во всем теле. После этого больной приступает к тренировке вызывания чувства тепла в теле в такой же последовательности, как и раньше. J. Schultz различает низшую и высшую ступени тренировки. В низшую входят упражнения, которые мы описали выше; они должны сопровождаться следующими формулами самовнушения: 1) «моя правая рука стала тяжелой»; 2) «моя правая рука очень теплая»; 3) «сердце бьется спокойно и ровно»; 4) «я дышу совершенно спокойно»; 5) «солнечное сплетение излучает тепло»; 6) «мой лоб слегка прохладен». Упражнения высшей ступени применяются с целью вызывания определенных сложных переживаний. Тренировка заключается в вызывании при закрытых глазах яркого мысленного представления определенного цвета, затем яркого представления о каком-либо объекте. Когда больной достигнет этого «внутреннего созерцания при закрытых глазах», ему предлагают «увидеть» отвлеченные понятия, например, счастья, красоты и др. При этом возникают различные представления, которые сменяют друг друга. По J. Schultz, эта стадия тренировки аналогична катарсису в гипнозе. Аутогенная тренировка, по J. Schultz, требует значительного времени. Чтобы его сократить, сочетаются сеансы внушения и самовнушения. Врач внушает наступление ощущений, которые предлагает вызвать путем самовнушения, говоря при этом: «Вы сейчас спокойны, совершенно спокойны и почувствуете тяжесть и тепло в руках. Руки станут тяжелые, теплые». Затем предлагается вызвать соответствующие представления. Следует сказать, что в последние годы аутогенная тренировка в ряде стран стала ведущим методом психотерапии. Применяют как классическую методику Рис. 4. Типичная поза при аутогенной тренировке. (J. Schultz), так и комбинированную (М. С. Лебединский, Т. Л. Бортник, А. М. Свядощ А. С. Ромен, А. Н. Шогам и К. И. Мировский, И. 3. Вельвовский, Т. С. Беляев, Г. С. Беляев, И. М. Вищ, И. М. Перекрестов, А. Л. Гройсман, О. П. Барановская, Л. Д. Гиссен, А. А. Мажбиц, О. В. Дашкевич, О. А. Черникова и др.). М. С. Лебединский и Т. Л. Бортник несколько видоизменили методику J. Schultz с целью получения более быстрого лечебного эффекта. При этом в самом начале лечения больной использует некоторые формулы аутогенной тренировки для предотвращения или снятия отдельных симптомов болезни, не прибегая к общему расслаблению. Текст отдельных формул изменяется. Так, в связи с возможностью соматических осложнений, например при коронароспазме, не применяется формула J. Schultz, адресуемая к сердечной деятельности. В текст формулы спокойствия включают формулы регуляции вегетативно-сосудистых функций (пульс, сердцебиение, дыхание). Расширенная формула спокойствия проходит красной нитью через весь процесс тренировок; это ведет к снятию внутреннего напряжения, страхов и др. Эта модификация аутогенной тренировки сокращает срок лечения до 20—30 дней, хотя сеанс удлиняется до 25—30 мин, а затем снижается до 10—15 мин. После выписки больному рекомендуется ежедневно пользоваться приемами аутогенной тренировки не менее 1—2 мес. Г. С. Беляев рекомендует применять комбинированный коллективно-индивидуальный метод, видоизменяя «первую ступень» J. Schultz. Эта последняя усваивается в группе, закрепляется домашними занятиями, а индивидуально назначаются дополнительные упражнения. Перед сеансом врач предлагает опустить веки, свести взор внутрь и книзу, приложить язык к верхним зубам и слегка опустить и выпятить нижнюю челюсть (звуки «д» и «ы»), расслабить мышцы тела. Дыхание брюшное по отсчету врача — вдох (2—3—4); выдох (2—3—4) и т. д. в возрастающем (до счета 10) и убывающем (до счета 5) порядке. Больные сосредоточиваются на ощущениях своего тела и мысленно повторяют за врачом формулы самовнушения. Формулировки не отрицают болезнь, а утверждают здоровье (вместо «я не трус» — «я храбр»). Модифицированная методика J. Schultz, разработанная А. С. Роменом (1967), А. М. Свядощем и А. С. Роменом (1966), заключается в том, что перед началом тренировки проводится подготовка с целью обучения расслаблению- мышц тела. В положении лежа или сидя предлагается сжать пальцы рук (ног), напрячь мышцы, при этом настойчиво думая: «Мышцы кистей (стоп), всего тела расслаблены», затем свободно расслабить руки (ноги) и сделать ими несколько раз потряхивающие движения. Выполняя третье упражнение J. Schultz, предварительно вызывается ощущение тепла в области грудной клетки; при этом предлагается внушать себе: «Грудь теплая»; после этого начинается овладение ритмом сердечной деятельности. При выполнении четвертого упражнения J. Schultz (регуляция дыхания) мысленно произносится фраза: «Я дышу совершенно спокойно», делается вдох, произносится «Я дышу», затем выдох со словами «...совершенно спокойно». Если формула самовнушения («Рука теплая...» и другие) малоэффективны, предлагается сопровождать их вызыванием образного представления, например, что руки опущены в таз с горячей водой. Обычно первое и второе упражнение объединяются. В настоящее время аутогенная тренировка применяется как с лечебной, так и с профилактической, психогигиенической целью. 1) Кратковременный отдых. Субъект погружается в состояние релаксации (5—15 мин) с самовнушением последующей бодрости. 2) Активизация организма. Имеется в виду вызывание чувства бодрости, устранение сонливости. При этом возможно (А. М. Свядощ) самовнушение сте-нических эмоций (гнев, ярость) путем вызывания образных представлений («защита от нападения» и т. д.) и соматических проявлений («мышцы напрягаются..., руки сжимаются в кулак..., челюсти сжимаются..., дыхание частое...»). 3) Уменьшение чувства тревоги, волнения, эмоциональной напряженности. Релаксация особенно показана для тревожно-мнительных субъектов. При помощи ее возможно устранить эмоциональную напряженность, тревогу, волнение, например, у музыкантов, актеров, спортсменов, лекторов, экзаменую- щихся и др. Для этого достаточно овладеть первым и вторым упражнениями. Так, перед выступлением иа сцене рекомендуется вызвать у себя образы, относящиеся к профессиональной практике, мысленно себе говоря; «Я спокоен, совершенно спокоен». На сцене сделать глубокий вдох и выдох, перенести центр тяжести тела на одну ногу; мышцы второй ноги, рук, лица и плечевого пояса расслабляются, принимается непринужденная поза. 4) Регуляция функции сна. Аутогенная тренировка позволяет научиться быстро засыпать и легко пробуждаться в заданное время. 5) Упражнение воли, коррек*ция некоторых форм поведения и характерологических особенностей; мобилизация интеллектуальных ресурсов (А. М. Свядощ). В состоянии релаксации (лучше утром в постели) проводятся самовнушения. При этом произносятся формулы (кратко, в утвердительной форме): «Я сосредоточен», «Намерения тверды», «Занимаюсь сосредоточенно», «Намеченное выполню», «Уверен в себе» и др. J. Schultz полагает, что аутогенной тренировкой можно регулировать вегетативную нервную систему — устранять астмоид-ные состояния, для чего необходимо мысленно воспроизводить ощущения бронхиального спазма, а также противоположное состояние — спокойного дыхания. Такой тренировкой можно приглушить эмоциональное возбуждение и погрузиться в своеобразное состояние «нирваны». Согласно А. М. Свядощу, в начале релаксации отчетливо выступает альфа-ритм. Далее электрическая активность головного мозга снижается, появляются медленные волны (2—7 в1с) амплитудой 20—100 мкВ, единичные или сериями. Во время самовнушения отмечается депрессия фонового ритма и медленные волны. У других субъектов ЭЭГ была нормальной. Такие же результаты были получены A. Jus и К. Jus. Исследования А. М. Свядоща дали основание заключить, что во время аутогенной тренировки благодаря уменьшению потока интеро- и экстероцептивных импульсов, поступающих в ретикулярную формацию, происходит ослабление тоногенного влияния корковых клеток и, тем самым, снижается уровень бодрствования. Так как при аутогенной тренировке большую роль играют тоногенные механизмы коры и подкорки К. И. Мировский, называющий этот метод психотонической тренировкой, предложил методику объективного врачебного контроля — артериальную осциллографию и кожную электротермометрию. Он показал, что при различных невротических и других неврозоподобных состояниях бывают разные показатели, зависящие от терапевтической эффективности аутогенной тренировки. Десенсибилизационный метод Ж. Вольпе При этом виде психотерапии больной находится в глубокой релаксации, представляет себе ситуацию и стимулы (от самых слабых до самых интенсивных), которые вызывают в нем чувство беспокойства. Механизм действия этого метода заключается в том, что тренируется мышечная релаксация, устанавливается последовательность импульсов страха, затем больной учится соединять представления беспокойства с релаксационным расслаблением. В результате исчезает напряженность, страх «растворяется», и больной становится нечувствительным к страху (десенсибилизация). Десенсибилизационный метод показан при фобиях различного генеза. Прогрессивная мышечная релаксация по Джекобсону Техника релаксации сводится к выработке способности к произвольному расслаблению поперечнополосатых мышц в покое. Этот процесс имеет несколько этапов. Первый этап. Лечь на спину, согнуть руки в локтевых суставах и резко напрячь мышцы рук, вызывая ясное ощущение мышечного напряжения. Расслабить мышцы; руки должны свободно падать. Эти два упражнения повторяются несколько раз: сократить бицепсы, сильно их напрячь, а затем постепенно расслабить. При этом следует научиться осознавать и чувствовать даже слабые мышечные сокращения, добиваясь состояния полной неподвижности с совершенным расслаблением мышц-сгибателей. Таким образом можно достичь исчезновения легчайших степеней напряжения бицепсов. После з/того больного обучают расслаблять остальные поперечнополосатые мышцы сгибателей и разгибателей шеи, туловища, плечевого пояса, а позже — мышцы лица и глаз (отводя глаза в сторону, вызывать напряжение мышц), языка, гортани. Второй этап обучения — дифференцированная релаксация. Больной в положении сидя расслабляет мускулатуру, не участвующую в поддержании тела в вертикальном положении; после этого расслабляются мышцы при письме, чтении. Третий этап. Больной, повседневно наблюдая за собой, должен замечать, какие мышцы напрягаются у него при волнении, страхе, тревоге, смущении и др. Рекомендуется уменьшать, а затем и избегать локальных напряжений и, таким образом, избавиться от порока, болезни. Этот вид коллективной терапии проводится врачом 1—3 раза в нед и самостоятельно 1—2 раза в день по 30—60 мин. Курс обучения — от полугода до года и более. Этот метод лечения показан при состояниях страха, тревоги у больных неврозами (неврозы внутренних органов, неврозы страха, ожидания, фобии). С помощью этой методики у больных гипертонией удается снизить артериальное давление. Функциональная тренировка (методическая терапия при помощи упражнений), психоортопедия Кому из невропатологов и психиатров не известны пациенты, страдающие истерическими проявлениями, возможно и с частичной аггравацией и притворством? Лечение именно этого контингента больных бываех наиболее трудным. Здесь часто разъяснительная психотерапия, внушение наяву, и др. не дают положительных результатов. В тяжелых случаях психотерапевты должны прибегать к функциональной тренировке. Этот вид терапии является составной частью некоторых суггестивных методов и методов терапии убеждением, хотя в некоторых случаях возможно и самостоятельное его применение. В легких случаях фобий наиболее эффективно лечение с помощью упражнений при содействии убеждения, 5 739 129 слова. Воспитание такого больного должно быть скорее ласково-убеждающим, а не энергично-командующим. Если больной страдает мучительной боязнью площадей и улиц (агорафобия), из-за чего целыми месяцами не покидает дома и, в конце концов, не решается выйти даже из комнаты, его нужно заставить проходить очень короткие, дозированные расстояния в сопровождении врача, интенсивно его ободряющего, затем — в сопровождении любого лица и, наконец, самостоятельно. Вначале больной должен делать несколько шагов за пределами комнаты, изо дня в день понемногу увеличивая расстояние, затем выходить из дому, направляясь к заранее намеченной цели, ежедневно увеличивая расстояние примерно на 100 м. Таким путем можно достигнуть больших успехов даже в случаях тяжелых фобий. Однако достигнутый успех в течение нескольких мгновений может быть уничтожен чувством страха. Поскольку в таких случаях речь идет не о симуляции, врач, беседуя с больным, ни в коем случае не должен употреблять такие выражения, как «это у вас пустое воображение», «с таким слабовольным, как вы, ничего не поделаешь» и т. п. Нужно внушить больному, что фобия возникает примерно таким же путем, как и неприятные физиологические привычки, и так же, как они, должна исчезнуть. Больная Б.А 52 лет, мать двоих взрослых детей. Всегда была спокойной, уравновешенной. С раннего детства отличалась мнительностью, нерешительностью, застенчивостью, неуверенностью в себе. Год тому назад у нее умерла от инфекционного заболевания сестра. После этого у больной появились мысли о том, что она тоже заболеет заразной болезнью и умрет. Больная стала бояться прикосновения к различным предметам, рукопожатий, и особенно страшилась выйти на улицу. Она считала, что на тротуарах особенно"" много бактерий, которые на подошвах могут быть занесены в комнату и вызвать заболевание. Не выходила из дому уже более 8 мес. Ввиду наличия типичного фобического синдрома рациональная терапия была направлена на устранение симптома страха перед возможностью заразиться и агорафобии. Полностью доверяя врачу, больная вышла с ним из дому сначала только во двор, на другой день — за калитку, позже проходила несколько шагов по тротуару, наконец, решилась проехать в трамвае до центра города. Затем больной внушили, что она будет чувствовать себя так же спокойно на улице со своей дочерью. После передачи раппорта больная перестала испытывать страх перед улицей. Через 3/ мес больную убедили в том, что она может самостоятельно совершать прогулки. Через 5 мес (лечение включало также прием успокаивающих средств) больная уже могла самостоятельно выходить на улицу, гулять, делать покупки в магазинах. Терапия при помощи упражнений и функциональной тренировки особенно показана при тяжелых зафиксированных истерических парапарезах, нарушениях походки, парезах и параличах, болях, сурдомутизме и т. п. Лечение должно проводиться в определенное время, один или два раза в день (по 10—20 мин). Врач должен показать больному все упражнения и участвовать в их выполнении. В очень тяжелых случаях при истерическом параличе руки или ноги рекомендуется применение некоторых простых медико-механических аппаратов для выполнения дозированной работы. Некоторые авторы (Е. Kretschmer) для усиления суггестивной терапии в состоянии бодрствования применяли фарадический ток, что, по их мнению, оказывает сильное влияние (как непривычное чувственное раздражение мускулатуры) на психику. Но при лечении боязливых, чувствительных и беспокойных пациентов следует предпочесть этому грубому средству успокаивающие способы — накладывание рук, поглаживание, пассивные движения при монотонном словесном внушении вполголоса, наподобие гипнотического. При тяжелых формах неврозов больного укладывают на стол и с помощью ассистента или медицинской сестры применяют нужную аппаратуру для воспроизведения упражнений и движений. Все же самым важным моментом суггестивного сеанса являются слова, которыми врач сопровождает манипуляции, побуждает усилия и желания больного, беспрестанно подбадривая его, приказывая, внушая. Слову придается форма либо выразительной демонстрации, либо выразительного приказа. Например, при лечении парализованной конечности на почве истерии врач говорит: «Вот смотрите, уже начинает появляться движение, кожа уже покраснела, мускулы уже вздрагивают. Обратите внимание, сейчас начнется движение, помогайте себе! Смелее! Не жалуйтесь! Раз, два! Раз, два!» (Е. Kretsch-mer). При этом врач вызывает в парализованном члене при помощи электрического тока и пассивных движений маленькие, но достаточные для демонстрации следы движений, старается их сейчас же суггестивно использовать, побуждает больного к активному
|
|||
|