|
|||
ПСИХОТЕРАПИЯ 5 страницаЗдесь необходимо указать, что представители так называемой «гештальт-психологии» также выдвигают принцип целостности; но они считают, что организм есть нечто неразложимое и не может быть анализированным. И. П. Павлов указывал, что «понимание целого основывается на знании частного». Врач начинает обследование с того момента, когда увидел больного, наблюдает за тем, как он зашел в кабинет, каково его поведение, взгляд, выражение лица и пр. Заслугой виднейших русских врачей Г. А. Захарьина, С. П. Боткина, Ф. Г. Яновского, М. П. Кончаловско-го, Н. Д. Стражеско и других является разработка вопроса об анамнезе (субъективном и объективном). По Г. А. Захарьину, собирание сведений о больном — это творческая работа врача, являющаяся своеобразным составлением «медицинского портрета». Конечно, уже при расспросе больного полученные субъективные данные «обязательно более или менее точно отражают объективную реальность переживания, получают свое выражение не только через слово, но и находят свое выражение в тех же жестах, мимике, поступках и пр. Высказывания человека не только субъективны, но они являются одним из объективных проявлений работы мозга» (А. Г. Иванов-Смоленский). При обрледовании больного прежде всего необходимо создать атмосферу, которая способствовала бы объективному рассказу о себе. При этом врач должен всегда терпеливо выслушивать больного. Но, с другой стороны, врач не должен быть и на поводу у больного, например у эпилептика с детализованным мышлением. В таких случаях врач может деликатно задать нужный вопрос и направить рассказ больного в нужное русло. При оценке состояния, как, впрочем, и при выборе методов лечения, нужно иметь в виду эмоциональные и субъективные факторы, действующие на больного. Любое соматическое страдание вызывает психическую реакцию, и это должно учитываться каждым врачом независимо от его специальности. Психика больного изменяется вследствие моральной и физической его изоляции, нарушения ритма работы и отдыха, незаполненного рабочего дня и т. д. Новый прилив сигналов из внутренних органов (интерорецеп-ция), новый мир ощущений (боли, покалывания и пр.) могут вытеснить прежние интересы больного. Разные больные неодинаково относятся к своей бо-[ лезни: одни борются с ней, стараются не обращать на \ нее внимания; другие полностью покоряются ей, становятся ее рабами, привыкают к ней, видят в ней повод для личных преимуществ и льгот; третьи трагически переживают болезнь, аггравируют либо диссимулируют. Часто больные переоценивают симптомы, фиксируют следы уже перенесенной болезни, задерживаются на том или ином ее признаке и т. д. Все это зависит от типа высшей нервной деятельности больного, темпа и длительности болезни, ее локализации и многих других факторов. Большое значение имеет определение типа высшей нервной деятельности до болезни. Хотя это чрезвычайно трудно, порой даже невозможно, психотерапевт в какой-то мере должен эти трудности хотя бы частично преодолеть. Данные, полученные от самого больного, от его родственников, объективное клиническое обследование, несомненно, могут пролить некоторый свет на этот вопрос. Для выявления тех или иных симптомов, определения синдрома, установления общего диагноза нужно провести самое тщательное комплексное обследование больного в целом. Только такое обследование поможет психотерапевту вскрыть патофизиологические механизмы болезни и даст возможность выбрать ту или иную форму терапевтического воздействия (медикаментозное, внушение наяву, гипноз, комплексная терапия). Распознавание душевного расстройства вряд ли возможно при однократном обследовании и достижимо только в отдельных, совершенно ясных случаях. Проводя обследование, нужно придерживаться строго определенного порядка. Высшая нервная деятельность слишком сложна, чтобы на основании однократного обследования поставить диагноз. Нередко выявленные симптомы, характерные для определенной болезни, в дальнейшем, при более детальном обследовании и ознакомлении со
всеми обстоятельствами, могут получить совершенно другое объяснение. Многие не только психические, но и соматические симптомы врач может наблюдать совершенно незаметно для больного. Анизокорию, реакцию зрачков на свет, птоз, сглаженность носогубной складки врач увидит уже во время беседы с больным. Нужно учитывать, как данный больной воспринимает обстановку, в которой находится; один и тот же вопрос может быть и необходимым, и неуместным, может совершенно испортить ход исследования. Одному больному можно, например, задать вопрос, сколько будет 5 плюс 7, другому же подобных вопросов задавать нельзя, иначе он может усомниться в квалификации исследующего. Симптомы расстройств высшей нервной деятельности в зависимости от обстоятельств могут иметь разное значение. Кроме того, все основные симптомы той или иной болезни не обязательно должны быть налицо в момент исследования. Так, если у больного не наблюдается разорванности мышления или снижения его в аффективной сфере, то это еще не доказательство того, что больной не шизофреник. Вообще выявить всю имеющуюся симптоматику, определить болезнь лучше всего в стационаре, при более или менее длительном и всестороннем исследовании. Но даже и здесь отсутствие некоторых болезненных проявлений еще не может служить достаточным основанием для решения вопроса. Ставя диагноз, следует помнить, что сам по себе анализ тех или иных явлений еще не дает полного знания, он всегда требует дополнения в виде синтеза, который позволяет познать явления в целом. Несколько слов о взаимоотношениях субъективного и объективного, психического и физиологического. Когда И. П. Павлов говорил о наложении человеческих переживаний на физиологическую основу, о слиянии субъективного и объективного, то он отнюдь не отождествлял эти два понятия. Он полагал, что когда физиология высшей нервной деятельности достаточно расширится и углубится, когда «она будет состоять из очень большого материала, тогда на эту систему физиологических механизмов можно будет пытаться наложить отдельные субъективные явления. Это мне представляется законным браком физиологии и психологии или слитием их воедино» (Павловские среды, т. II, М.— Л., 1949). Таким образом, речь идет о неотделимости сознания от рефлекторной деятельности мозга, о единстве физиологического и психического. По И. П. Павлову, «временная нервная связь есть универсальнейшее физиологическое явление в животном мире и в нас самих. А вместе с тем оно уже и психическое — то, что психологи называют ассоциацией». Слова И. П. Павлова о «слитии» субъективного и объективного, о «законном браке» психологии и физиологии дают обоснование психологии как науки и показывают реальность различных психологических явлений (ощущение, восприятие, память, внимание, мышление и т. д.). Однако не следует преувеличивать роль коры головного мозга в сравнении с другими отделами мозга, другими органами и системами. Хотя кора головного мозга является «верховным распорядителем» функций организма тем не менее, при многих заболеваниях первично нарушается деятельность других органов и систем, а кора мозга может вовлекаться в заболевание вторично. ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ РОЛЬ ФАКТОРОВ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ. РОЛЬ ЛЕЧЕБНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И ЕГО ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА БОЛЬНОГО Щадящий (охранительный) режим Учение об охранительно-лечебной функции процессов торможения является основой построения лечебного режима медицинских учреждений, создания такой обстановки, которая сама становится одним из моментов лечебного, в частности психотерапевтического, влияния на больного. Уже отечественные физиологи и основатели передовых русских клинических школ М. Я- Мудров, Г. А. Захарьин, С. П. Боткин, А. А. Остроумов, С. С. Корсаков и другие с материалистических позиций решили проблему взаимоотношений между организмом и средой. Корифеи медицинской науки признавали решающую роль внешней среды в формировании и развитии организма, а также в возникновении болезненных процессов. 8 739 Огромный вклад в решение вопроса о взаимосвязи организма и среды внес И. М. Сеченов. Он писал, что в научное определение организма должна входить и среда, влияющая на него, так как без последней существование организма невозможно. А. И. Яроцкий (1908) считал, что многие больные нуждаются в социально-этическом перевоспитании. А. И. Яроцкий называл этот метод аретотерапией. В настоящее время о «психотерапии окружающей среды» говорят и многие иностранные авторы, в частности итальянские (Fiamberti и др.). Она, по их мнению, заключается не только в «материальном» окружении больного, но и в упорном стремлении персонала к созданию для больного спокойной обстановки. Организм и среда находятся между собой в диалектическом единстве, но все же в возникновении различных патологических процессов ведущую роль играют факторы внешней среды. Советская медицина развила прогрессивные взгляды русских ученых на взаимосвязь между организмом и средой. В нашей стране основное содержание работы органов здравоохранения составляют профилактические мероприятия. По словам К. М. Быкова, величайшей заслугой И. П. Павлова является то, что он открыл и всесторонне объяснил сложнейшие механизмы взаимодействия организма и среды. В Советском Союзе пионером научно обоснованной охранительной терапии в психиатрии, терапии, исходящей из павловского учения, был В. П. Протопопов. Далее о роли внешнего фактора. Больной всегда несколько возбужден, напряжен или насторожен. При таком состоянии каждая «мелочь» в медицинском учреждении воспринимается и глубоко фиксируется в сознании. И нужно прямо сказать, что положительное психотерапевтическое воздействие должно начинаться уже с территории лечебного учреждения: сразу же при вступлении больного на эту территорию у него должно появиться доверие к больнице. Приветливая, теплая встреча внушает ему доверие. В регистратуре или приемном покое больной непосредственно сталкивается g медицинским персоналом — врачом, медицинской сестрой, санитаром. От того, как они примут больного, в каких условиях будет про- ходить этот прием, зависит дальнейший контакт с больным. Приемный покой — это как бы лицо лечебного учреждения. Внешняя обстановка должна создавать у больного приятное впечатление. Обхождение с больным должно быть культурным, гуманным, ласковым. В кабинете врача больной сталкивается с моментами, естественно, вызывающими волнение. Прежде всего, недопустим прием в одном кабинете одновременно двух больных. Врач должен остаться с больным наедине. Особенно это относится к приему больных с расстройством высшей нервной деятельности (нервно-психических больных). Источником психической травмы могут стать исследования и врачебные манипуляции. Часто они бывают неприятны, а иногда и болезненны. Чтобы уменьшить психическую травму, лечащий врач должен прежде всего предупредить больного о необходимости того или иного исследования, установить приблизительный срок их выполнения, принять меры к тому, чтобы исследования производились возможно быстрее, причем только те, которые обязательны для уточнения диагноза. Но основное воздействие на больного, конечно, происходит уже в стационаре. И здесь организация работы по системе, введенной в Макаровской больнице Киевской области, совершенно необходима. На больного влияет в основном окружающая боль-чичиая среда, а также добавочные факторы, раздражающие нервную систему,— боли, высокая температура, угнетающие мысли и др. Все раздражения из внутренних органов, а также внешние раздражения посылают своего рода «информацию» в кору головного мозга, регистрируются ею. Имея дело с больным человеком и подвергая его тем или иным терапевтическим процедурам, нужно учитывать, что каждое терапевтическое воздействие фактически вызывает два типа ответных реакций: безусловные рефлекторные акты и возникающие на их основе корковые условные рефлексы. Этот последний компонент, наслаиваясь на первичное воздействие, может оказаться иногда ведущим. Однако больной может реагировать на то или иное внешнее воздействие по-разному, даже неадекватно. 3* . 67 Необходимо тщательно контролировать, в каких условиях применяется та или иная терапия. В связи с этим нужно особо остановиться на шумах в лечебных учреждениях, особенно в психиатрических стационарах. Все случайные отрицательные раздражители приносят вред больным и могут даже «парализовать» терапию, усилить патологическую доминанту, затянуть пребывание больных в стационаре. Возбужденный центр может явиться как бы пунктом притяжений для раздражений, идущих от других участков. Здесь надо также учитывать и гипнотические фазы (особенно парадоксальную), в которых может находиться кора головного мозга больного. Совершенно необходимо, чтобы в лечебных учреждениях весь персонал говорил тихо. В Макаровской больнице П. Бейлин (1951) предложил разговаривать шепотом. Но если это применимо в соматических больницах, включая неврологические, то в психиатрической клинике шепотная речь не всегда пригодна. Разговор шепотом с одним больным может иногда усиливать бред отношения или преследования у другого больного. Конечно, разговор не должен быть громким, с подчеркнутыми интонациями. Мы уже говорили, что для больного необходимо создать прежде всего комфортные условия. Огромное значение имеет тишина. Случайный посторонний раздражитель может вызвать «исследовательский рефлекс». Последний нередко способен затормозить возникшие в процессе лечения условные и безусловные рефлексы, то есть снизить лечебный эффект любого вида терапии. Мы знаем, сколько бывает приступов возбуждения даже у совершенно спокойных психически больных из-за воздействия непредусмотренных внешних раздражений. Даже такая, казалось бы, безобидная эмоция, как смех в присутствии больных, недопустима так же, как и грустное выражение лица, разговоры о своих неприятностях. Все это болезненно воспринимается больными с нарушенной психикой. Очень важно строгое профилирование больных внутри отделений. В психоневрологических лечебницах часто соседство неопрятного больного или, еще хуже, возбужденного может явиться причиной психической травмы у больного спокойного, без значительных расстройств психики, поэтому нужно оберегать больных с ясным сознанием от тяжелобольных с аментивными, делириозными, сумеречными и некоторыми иными состояниями. Недопустимо производить в присутствии других больных те или иные манипуляции — внутривенные вливания, спинномозговую пункцию, а в психиатрической клинике — электрошоковое лечение и т. п. В инсулиновой палате больные в шоковом состоянии должны быть отделены от больных, еще не получивших шоковых доз инсулина. Нет нужды доказывать исключительно большое значение питания для восстановления сил больного. При ряде болезней оно является своего рода лекарством и может быть наиболее эффективным. В психоневрологической практике больные часто отказываются от пищи. Этот отказ может быть мотивирован бредовыми идеями (бред отравления) или же расстройством восприятий (вкусовые, обонятельные галлюцинации и др.). Психиатр обязан срочно выяснить причину отказа и применить все имеющиеся средства воздействия, чтобы больной не голодал. Но иногда отказ от приема пищи может быть вызван каким-либо недовольством и волнением; это случается и в соматических больницах. Нужно срочно выяснить причину отказа от пищи, успокоить больного и добиться, чтобы он принял пищу. Если врач, например, ограничил питание больного, назначил диету, отличающуюся от диеты других больных, то он предварительно должен объяснить и внушить больному, что такое питание вызвано особенностями его заболевания и что без этого лечение может оказаться безуспешным, более того, иная диета способна ухудшить его состояние. Важным психотерапевтическим моментом являются врачебные обходы, так как больные, лежащие в стационаре, придают им огромное значение, всегда ждут их с волнением. Естественно, что обходы должны быть регулярными и проводиться в строго установленное время: если обход в палате начинается позднее установленного срока, то больные волнуются в ожидании врача, а если раньше, то могут быть еще не готовы к обходу. Иногда психическая травма может быть нанесена больному при консультациях, к которым приходится часто прибегать. Вполне понятно, что прежде чем приглашать консультанта, лечащий врач должен объяснить больному, чем вызвана эта консультация; в противном случае больной может подумать, что его заболевание чрезвычайно серьезно и даже непонятно для лечащего врача. Психическая травма может быть нанесена больному еще и в тех случаях, когда заключения консультантов-специалистов (а их бывает несколько, и суждения их подчас различны) сразу объявляются больному. Неприятные эмоции возникают у больного, если врач, например, объявляет день и час предстоящей консультации, а консультант по тем или иным причинам не является. Это относится и к проведению анализов, рентгеноскопии и других манипуляций; раз они назначено1, то обязательно должны быть выполнены, а при невозможности их выполнения — своевременно отменены. На прогулки больных далеко не все врачи психоневрологических учреждений обращают должное внимание. Каждый больной должен находиться на свежем воздухе несколько часов, независимо от психического состояния. Свидания с родственниками и друзьями должны быть строго регламентированы, скорее, индивидуализированы. Однако привилегированных в этом отношении больных быть не должно, так как это вызывает недовольство других. Если после свидания психическое состояние больного ухудшается, они не должны разрешаться, но причину запрещения их необходимо хорошо разъяснить больному и его близким. Нередко родственники и знакомые справляются о состоянии здоровья и диагнозе по телефону. В психоневрологических больницах, как правило, такие телефонные справки не должны даваться по многим причинам. Наконец, большое значение имеет день выписки больного из стационара. Это радостный день для излеченного, и он, конечно, ничем не должен быть омрачен. Медицинский персонал, сестры, сестра-хозяйка обязаны побеспокоиться о том, чтобы больной вовремя получил личные вещи, костюм его был выглажен, почищен, если нужно, отремонтирован. Перед выпиской больного врач должен разъяснить его дальнейший режим, попросить его время от времени письменно сообщать о состоянии своего здоровья. Нужно сказать, что психотерапевтическое воздействие исходит не только от лечащего врача, но и от сеет» ры-хозяйки, буфетчицы, раздатчицы пищи и других работников стационара. Такие «мелочи», как оторванная пуговица, рваная пижама, тапочки не по размеру, отсутствие кипяченой воды, незастекленное окно, беспорядок в уборной, несвоевременная прогулка, отсутствие индивидуального тазика для туалета и др., являются отрицательными раздражителями. Комфорт, уют, чистота, дисциплинированность, организованность, четкость, спокойное, ровное отношение персонала к больным — закон для каждого лечебного учреждения. Немалое значение имеет аккуратность врача, сестры, санитарки. Халаты должны быть белыми, выглаженными, весь персонал обязан иметь шапочки, косынки. В основу режима дня должен быть положен принцип организации максимального покоя и отдыха в сочетании с двигательной активностью, прогулками, организованным досугом, гигиенической гимнастикой и др. Лучше понять сущность психотерапевтических воздействий, а также научные основы режима лечения и отдыха в стационарах, больницах, санаториях, курортах, домах отдыха можно на основе учения И. П. Павлова и его школы о так называемом динамическом стереотипе. У некоторых субъектов переделка привычного стереотипа может даже привести к нарушениям психики. По мнению И. П. Павлова, нарушения динамического стереотипа имеют огромное значение и объясняют многие психические состояния, которые могут окрашиваться различными эмоциями. Выработка динамического стереотипа зависит от типа высшей нервной деятельности, характера приспособительных механизмов, свойственных данной нервной системе, а также особенностей новой обстановки. Поэтому, если в амбулаториях, стационарах, санаториях, на курортах обстановка благоприятна, режим построен рационально, не дает каких-либо поводов к раздражению и недовольству, больные быстро приспосабливаются к новой обстановке, чувствуют себя хорошо, динамический стереотип изменяется без срывов. Конечно, приспособление к новой обстановке, как мы сказали, зависит от многих причин. Не только лечение, но и отдых всегда необходимо строго индивидуали- зировать, назначать только после того, как больной всесторонне обследован, выяснены его привычки, интеллектуальные запросы и пр. Большое значение имеет строгое соблюдение установленного ритма жизни. Именно периодичность, или определенный ритм, является чрезвычайно важным фактором в жизни человеческого организма. Та или иная деятельность организма, которая осуществляется в определенном ритме, обеспечивает более быстрое и легкое образование и воспроизведение условнорефлекторных связей. Отсюда вытекает, что строго установленный режим, ритм жизни в стационаре не должен без причин нарушаться и изменяться. Конечно, желательно, чтобы он не воспринимался больным как тягостное ограничение свободы. При назначении лечения необходимо строго сообразовываться с индивидуальностью больного. А. А. Остроумов писал, что гораздо больше времени и труда надо потратить, чтобы выработать для больного необходимый ему режим, чем назначить стереотипную терапию. И, конечно, совершенно недопустим шаблон в методах лечения, а также трафаретное назначение доз лекарств, рационов без учета индивидуальных особенностей больного, реактивности его организма, типа высшей нервной деятельности. В практике психоневрологии применяются два вида индивидуального режима: щадящий и тренирующий. В зависимости от состояния больного щадящий режим можно через тот или иной промежуток времени заменить тренирующим, и наоборот. Целью щадящего, или охранительного, режима является укрепление и восстановление нарушенных функций организма. Охранительно-лечебный режим, по Д. Г. Оппенгейму, включает следующие мероприятия: 1) устранение психических переживаний, связанных с заболеванием и предстоящим лечением; 2) исключение болевых ощущений, зависящих от выполнения лечебных манипуляций (пункции, инъекции и т. п.); 3) установление режима покоя, а также его сочетания с движениями; 4) достижение взаимного доверия и единства медицинских работников и больных; 5) устранение отрицательно действующих раздражителей: слуховых, зрительных, обонятельных и др.; 6) продление физиологического сна; 7) организация питания; 8) достижение творческого содружества коллектива больницы, основанного на высокой сознательности и понимании высокого долга медицинских работников. В медицинских учреждениях, где трудовая дисциплина и политмассовая работа среди медицинских работников находятся на высоком уровне, уделяется должное внимание вопросу подбора и воспитания кадров, освоены принципы павловского учения, и весь коллектив проникнут стремлением щадить психику больного, психотерапия особенно эффективна. Стимулирующий (тренирующий) режим Работа и отдых. Стимулирующий, или тренирующий, режим рассчитан на общее укрепление и восстановление нарушенных функций организма. Он предусматривает полное использование всех лечебных средств (медикаментозных, физиотерапевтических и др.), дозируемых индивидуально. К стимулирующим мероприятиям относятся трудовая терапия, спортивные игры, культтерапия, купания и другие, имеющие целью закалить организм, повысить его общий тонус, сделать его устойчивым к изменяющимся условиям внешней среды. М. С. Лебединский (1956) отмечал, что «лечение трудом в коллективе у многих больных неотделимо от психотерапии». Основой жизни является труд. Вот почему тунеядство всегда считалось пороком. В связи со сказанным правдиво звучат слова Леонардо да Винчи о том, что бритва без употребления покрывается ржавчиной, «то же случается с теми умами, которые, прекратив упражнение, предаются безделью. Таковые, наподобие вышеуказанной бритвы, утрачивают режущую свою тонкость, и ржавчина невежества разъедает их облик» (Избр. произв., т. II). О пагубном влиянии безделья говорил А. Н. Радищев: «Нега, изленение и неумеренное чувство услаждения губят и тело и дух. Употребление же сил укрепляет тело, а с ним и дух». Главным условием правильного психического и физического развития человека является чередование умственного и физического труда. Даже то время, которое отведено для отдыха, должно быть до некоторой степени заполнено трудом. Отдых после напряженного умственного труда состоит не в ничегонеделании, а в изменении характера работы. Труд оказывает благотворное влияние на психическую и телесную сферу как здорового человека, так и больных неврозами и психозами. Мы имеем в виду так' называемую трудотерапию. Как известно, применение трудовой терапии в психиатрической практике сыграло огромную роль в перестройке больниц, явившись одним из звеньев борьбы с «терапевтическим нигилизмом» психиатров. Использование трудовых процессов в психоневрологической практике связано с организацией психиатрической помощи первых в России психиатрических учреждений. Как указывает В. П. Осипов, в России трудовую терапию в заведениях для душевнобольных начали вводить уже в 1866 г. Впервые она была применена в Кол-мове близ Новгорода доктором Андриолли. Большое внимание трудовым процессам в психиатрической клинике уделяли отечественные психиатры П. П. Кащенко, В. И. Яковенко и др., а за границей — Ph. Pinel, W. Griesinger, К. D. Schraf, К. Kaffner, Haworth MacDonald, N. Eamon, M. O'SulIivan и др. С. С. Корсаков, обосновывая «систему рабочего режима» душевнобольных, говорил: «Одно из самых сильных побуждений человеческой природы составляет побуждение к деятельности, к занятию». После Октябрьской революции в нашей стране трудовая терапия получила широкое распространение. Ю. В. Каннабих (1926) полагал, что следует обра* тить внимание на творческий труд, значение которого как фактора полезных психофизиологических перемен еще не изучено в полной мере. Большой заслугой С. И. Консторума (1959) является разработка конкретных показаний к трудотерапии больных неврозами. Он писал: «...воспитывая, тренируя активность, мы расширяем базу личности». До Великой Отечественной войны на Украине много внимания разработке теории и практики трудовой терапии уделяли В. П. Протопопов, Т. И. Юдин, Н. П. Тата- ' ренко, А. Л. Альтман, А. Г. Жеребцова, М. Е. Варен, Г. М. Миркин и др. С успехом применяется трудовая терапия в Ленинградском научно-исследовательском психоневрологическом институте им. Бехтерева, в Черновицкой психоневрологической больнице (Н. Ф. Чубинец) и других. Фактически, только после того, как началось осмысленное применение физиологического учения И. П. Павлова, трудовая терапия оформилась как продуманная, методизированная и разработанная в деталях система, перестраивающая всю работу психиатрических больниц и придающая им другой характер и облик. Трудотерапия способствует исчезновению патологических условнорефлекторных связей. Во время работы больной отвлекается от своих болезненных переживаний, навязчивых и бредовых идей, приобретает уверенность в своих силах. Кроме того, трудотерапия повышает общий тонус организма, оказывает благотворное влияние на кровообращение, пищеварение, обмен, дыхание, сон. Уже одно сознание того, что врач разрешил приступить к работе, вызывает у больного определенное чувство бодрости и укрепляет веру в скорое выздоровление. Трудотерапия показана при функциональных нарушениях нервной системы с явлениями корковой слабости, при нарушениях взаимоотношения между корой и подкоркой, при психозах, когда требуется уже не охранительный режим, а стимулирование деятельности (шизофрения, маниакально-депрессивный психоз, истерия, психастения, неврастения, психопатии). М. М. Мирская, Ю. А. Поворинский и Р. С. Рубинова (1960), применяя комплексную терапию в сочетании с трудовыми процессами в отделениях с беспокойными больными, отмечали, что трудовая терапия повышает активность психически больных, способствует концентрации внимания, ослаблению депрессивного синдрома. Трудотерапия показана также при умеренной сердечно-сосудистой недостаточности, ожирении и пр. Трудотерапия может применяться в психоневрологических больницах (J. Siedlecka, 1958), диспансерах и т.д. Врач амбулатории должен при участии самого больного, соответственно его склонностям и способностям, составить режим дня. Существенным здесь является строгое выполнение составленного плана. Больные должны вставать, принимать пищу, работать, гулять и спать по часам с точностью до минут. Больному рекомендуется чтение книг на темы, соответствующие его интересам и специальности. Читать больной должен сначала по утрам в течение примерно 10 мин. Затем этот срок постепенно удлиняют. Можно назначить непродолжительную работу после обеда, добавить письменную работу (письма, выписки, заметки и т. п.). Лучше всего с самого начала остановиться на такой работе, которая соответствует обычным занятиям боль-. ного, и постепенно, без большого скачка переходить к более сложной.
|
|||
|