Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ПСИХОТЕРАПИЯ 7 страница



Врачебная этика. Деонтология и психотерапия

Врачебная этика (греч ethos — обычай, характер) — это учение о нравственных началах в деятельности вра­ча любой специальности, о его высокогуманном отно­шении к больному, что является необходимым условием успешного предупреждения и лечения болезней.

Деонтология (греч. deon — должное, loqos — уче­ние) — это часть врачебной этики, учение о долге вра­ча, принципах поведения его и всего медицинского пер­сонала, направленного на максимальное увеличение эф­фективности всех видов лечения.

Вопросами врачебной этики и деонтологии занимались многие Ученые — W. Simon, R. Virchow и другие. В частности, R. Virchow

писал, что «врачи — естественные защитники бедных, и социальный вопрос относится в значительной степени к их юрисдикции». Много внимания вопросам врачебной этики уделяли С. П. Боткин, В. М. Бехтерев, В. Я. Данилевский, А. Молль, а позже С. С. Вайль, Н. А. Виноградов, С. Н. Давыдов, И. А. Кассирский, Г. И.-Царего-родцев и другие.

Мы выше говорили о целостном подходе к больному. К этому вопросу примыкают проблемы специализации, дифференциации, профилизации медицины.

Мы живем в век научно-технической революции, со­циальных преобразований, колоссальных достижений в области физики, химии, электроники, биохимии, элек­трофизиологии и других. И если раньше существовали непосредственные отношения «врач — больной», то те­перь эти отношения усложнились («врач — прибор — больной»), что свидетельствует о прогрессе медицины. Однако при постановке диагноза и оценке общего со­стояния больного нельзя слепо доверять прибору, лабо­ратории, так как это может увеличить вероятность ошибок. Поставить окончательный диагноз должен творчески мыслящий врач, а не лаборатория или маши­на, которым принадлежит лишь вспомогательная роль.

Нельзя преувеличивать значение местного, локально­го процесса, забывая о принципе целостного понимания организма.

Близко к деонтологической проблеме стоит вопрос о воспита­нии молодых врачей, повышении их клинической квалификации. Плохо, если при обучении врача, аспиранта, ординатора основное внимание направлено на лабораторные методы исследования, освое­ние инструментальной техники, а изучение клиники будет отодви­нуто на второй план. При этом может оказаться, что врач не смо­жет поставить клинический диагноз даже при обычных заболе­ваниях.

В настоящее время обращается внимание на проблему выбора молодежью профессии. При выборе профессии врача необходимо прежде всего призвание к этому роду деятельности. Как справед­ливо говорит Г. И. Царегородцев, профессия медика предъявляет повышенные требования не только к «голове», но и к «сердцу» человека. Гуманность, доброта, сострадание, сочувствие, самопо­жертвование должны быть органически присущи каждому врачу.

В средние века эмблемой врачевания была горящая свеча с надписью: «Служа другим, сгораю». Авиценне приписывают слова: «Врач должен обладать взглядом сокола, руками девушки, муд­ростью змеи и сердцем льва».

Деонтологической проблемой являются также ера.' чебные ошибки. Последние, как известно, бывают раз-

личными: в основе одних лежит обычное, «добросовест­ное» заблуждение, недостаточная квалификация, в основе других — нарушение морально-этических норм, равнодушие, нежелание проконсультироваться с колле­гой, перестраховка или стремление переложить ответ­ственность на консультанта. Однако имеются и профес­сиональные правонарушения, которые могут привести к привлечению врача к уголовной ответственности.

Сейчас в медицинской печати ставится вопрос об усилении внимания к проблемам деонтологии. В частно-|сти, недопустимо опубликование в газетах и журналах [популярных, написанных недостаточно компетентными |лицами статей и сообщений сенсационного характера, (которые могут оказать отрицательное влияние на пси-|хику больного, вызвать ятрогению.

Деонтологической и психотерапевтической проблемой 1является отношение к неизлечимым и умирающим боль-|ным. Здесь основным принципом врача является борьба ■за жизнь больного до последней минуты. Современные розможности реанимации подкрепляют этот принцип.

Одним из важнейших принципов советской психоте­рапии является чуткое, мягкое и внимательное отноше-\ние к больному, установление с ним эмоционального [контакта.

Некоторые больные, «ушедшие в свою болезнь», при­ходят к врачу с мрачными мыслями и подавленным настроением: они переоценивают серьезность своего за­болевания, нуждаются в успокоении, внушении им чувства уверенности в выздоровлении, в поднятии настроения.

Но, чтобы преодолеть настроение больного, врач прежде всего должен установить с ним такие отношения, которые позволили бы глубоко изучить индивидуальные особенности больного, тип его высшей нервной деятель­ности, характер.

Установление эмоционального контакта с больным — это уже первая ступень утверждения авторитета врача. Это вызывает доверие больного к врачу и применяемому методу лечения. Теперь уже слово врача, его беседа с больным будет подкреплять и усиливать эффективность лечебно-профилактических мероприятий.

Трудно составить какие-либо общие правила обраще­ния с больным. Но опыт подсказывает врачу, какой

именно способ обращения необходим в каждом отдель­ном случае. Здесь также нужен индивидуальный подход.

Образцом внимательного подхода к переживаниям и жалобам больных было отношение к ним И. П. Павлова, который подчеркивал необходимость помнить о том, что больной — это живой страждущий человек. Это особен­но важно по отношению к психически больным.

На важную роль среднего и младшего медицинско­го персонала в клинике психиатрии указывали такие психиатры, как И. М. Балинский, С. С. Корсаков, П. Б. Ганнушкин, В. А. Гиляровский и др.

П. Б. Ганнушкин (1924) писал, что между врачом и больным есть средостение, известным образом заполнен­ное пространство. «Я имею в виду,— подчеркивал он,— младший и средний персонал, имеющийся в каждом пси­хиатрическом учреждении и играющий в психиатриче­ском обиходе — скажу прямо — громадную, первостепен­ную роль. Этот персонал не только выполняет лечебные назначения врача-психиатра (включая сюда и свое мо­ральное влияние), но прежде всего наблюдает за боль­ными, делится своими наблюдениями с врачом».

Средний и младший медицинский персонал необхо­димо повседневно обучать основным принципам ухода и обращения с больными.

Блестящее описание обращения с душевнобольными дал наш великий психиатр С. С. Корсаков (1911). Это описание может лечь в основу обращения не только с психически, но и с телесно боль­ным Он писал: «Как общее правило, нужно считать, что окружаю­щие больного лица должны отличаться выносливостью, терпением и сдержанностью. Если человек, ухаживающий за больным, сам легко раздражается, то он чаще всего только приносит вред боль­ному. Нужно спокойно выслушивать все, что больной говорит, нужно терпеливо выжидать возможность сделать то, что вам нужно относительно больного, не суетиться, не спешить, нужно хладно­кровно предвидеть, что больной может сделать себе и другим вред­ного, и заранее устранить поводы к возникновению какого-либо вредного намерения. Нужно постоянное внимание, бдительный надзор В то же время обращение с больным должно быть крот­кое, любезное (но без слащавости и излишней фамильярности, иногда оскорбляющей и раздражающей больных)».

С. С. Корсаков подчеркивает, что врач должен иметь бодрый вид, никогда не теряться, действовать уверенно, отвечать наход­чиво. Но основное — не обманывать больного. Хотя иногда прихо­дится скрывать от больного истину, но обман, особенно своеко­рыстный, не должен иметь места. «Ничто так не раздражает боль­ных, ничто так не роняет авторитета врача и надзирателей, как ложь и фальшь. Достаточно прислуге, надзирателю или врачу хоть

раз сфальшивить перед сознательным больным, чтобы навсегда испортить отношения».

По С. С. Корсакову, в отношениях с душевнобольными должна быть сохранена та же форма, которая соблюдается в отношениях с психически здоровыми людьми. Многие больные чувствуют, когда с ними обращаются как с бессмысленными существами, и, конечно, страдают от этого. В отношении больных женщин мужчины-врачи должны быть очень осторожны. Не следует садиться на их кровати, класть руки им на плечи; нужно по возможности избегать обна­жения больных. Для исследования половой сферы женщин удоб­нее приглашать постороннего специалиста, врач отделения не дол­жен производить подобных исследований.

Врачи, сестры, санитары должны быть примером веж­ливого и тактичного обращения, строго соблюдать пра­вила приличия. Неуместная развязность медицинского персонала, фамильярность в обращении подают дурной пример больным.

Установившийся в лечебном учреждении порядок свидетельствует об уровне культуры персонала. Внима­ние к нуждам больных, сознательное отношение персо­нала к выполнению своих обязанностей должны быть предметом неослабного внимания всего руководства ле­чебного учреждения. С психотерапевтической точки зре­ния важна не только простая беседа врача или сестры с больным, но и ясное, краткое объяснение цели назначен­ной терапии.

Однако нельзя допускать, чтобы больной не выполнял предписаний врача. Добиваться вежливости, тактичности нужно не только от медицинского персонала, но и от са­мих больных. Когда мы говорим об индивидуальном под­ходе, чуткости, это не значит, что врачи должны выпол­нять все капризы некоторых больных, а на нетребова­тельного больного не обращать должного внимания.

I

Об интимности врача с больным

При психотерапии может быть вредна слишком дале­ко заходящая интимность врача с больным. Такая ин­тимность может позволить больному косвенно влиять даже на терапевтические мероприятия врача, иногда в угоду врачу больной фальсифицирует свое состояние.

Каждый врач, психотерапевт же особенно, должен остерегаться подобной ошибки. Психотерапевт должен быть объективным, но, конечно, без «холодной» объек-

тивности, без сухости. Плох тот врач, который стремится держать больного в подчинении, тем более в страхе. Очень важно, чтобы ни один больной не находился в «духовной смирительной рубашке».

При собирании анамнеза и выслушивании- жалоб больного врач не должен отвергать эти жалобы, считая их «невозможными».

Каждый больной хочет услышать от врача слова уте­шения; со всей серьезностью нужно указать больному, что его болезнь излечима, что имеются шансы на улуч­шение и излечение. Это вызывает у больного чувство, что он находится под своеобразной защитой, и освобож­дает его от мучительных раздумий.

Далее, очень важно в некоторых случаях освободить больного от убеждения, будто его болезнь какая-то осо­бенная, необычная, не такая, какая бывает у других. Можно ознакомить больного с примерами излечения по­добных заболеваний, показать документы, снимки.

О запрещении

Для психотерапевта (и вообще для врача) очень важ­ным является вопрос о запрещении больному употреб­ления тех или иных веществ, особенно наркотиков.

Научно обосновано, что курение и употребление ал­коголя вредны для организма.

Не подлежит сомнению, что те или иные невротиче­ские или соматические симптомы вызваны или усугубля­ются злоупотреблением вином, чрезмерным курением. Однако подобные случаи встречаются не так уж часто. Поэтому категорическое запрещение курить или даже эпизодически употреблять малые дозы вина не всегда рационально.

Вред от умеренного употребления этих веществ для телесно здорового человека весьма гипотетичен. Вопрос должен ставиться не столько о категорическом запреще­нии (полном или частичном), сколько о доведении до со­знания вредности алкоголя и никотина.

Запрет может иметь троякую форму. Авторитетный и категорический запрет, но без всякого обоснования, к сожалению, применяется чаще всего, однако с психо­терапевтической точки зрения это неправильно; у боль­ного возникают различные сомнения и неясности. Дру-

гой вид запрещения — апелляция к эмоциям больного. Врач при этом иногда рисует больному страшную кар­тину последствий курения или употребления алкоголя. Это также неверно, потому что, во-первых, нельзя запу­гивать больного (ятрогения!), во-вторых, у больного может возникнуть мысль, что он уже обречен на гибель, так как ранее курил или пил. Наиболее правильное — это рациональное запрещение, апеллирующее к разуму больного.

Необходимо обратить внимание еще на одно важное обстоятельство. В психиатрической практике бывают случаи, когда необходимо «выявить» тот или иной симп­том, степень уравновешенности нервных процессов, по­вышенную возбудимость или тормозимость, спровоци­ровать проявление гнева, вспыльчивости, раздражи­тельности, выдержки, самообладания и пр. Такая «провокация» эмоциональных симптомов вообще должна проводиться очень осторожно, так как неосторожное ис­следование может повредить больному, и он после этого не будет доверять врачу.

Ятрогении

Зная, каким мощным физиологическим фактором яв­ляется слово, врачи и все другие медицинские работни­ки должны быть очень осторожны в словах, чтобы не вызвать у больного так называемой ятрогении, то есть заболеваний, в большинстве случаев неврозов (психо­неврозов), возникающих в результате высказываний вра­ча, письменных или устных выводов, иногда даже ми­мики. Это новое заболевание часто может оказаться да­же более тяжелым, чем то, которое заставило больного обратиться к врачу. По справедливому замечанию А. Г. Галачьяна, ятрогения выражается в повседневной мелкой травматизации психики больных больше, чем в приводимых в литературе эксквизитных по своей демон­стративное™ случаях.

Уже указывалось, что прогрессивные врачи прошлого учитывали психическое состояние больных при различ­ных телесных заболеваниях. Они понимали, что рана, причиненная словом, излечивается не всегда.

В. М. Гаккебуш указывал, что ятрогении— продукт нового времени. Для клиницистов прошлого, не знавших

тех тонкостей специализации, какие известны совре­менной клинике, не имевших совершенных  лабора­торных методов исследования, больной был прежде всего человеком, нуждающимся в помощи, а не «сердеч-* ным», «желудочным», «легочным» больным.

Такой искусный врач, как Р. А. Лурия, автор моно­графии «Внутренняя картина болезней и ятрогенные заболевания», справедливо замечал: «...недостаточно бе­режное отношение врача к психике больного, к его внут­реннему миру, недостаточно строгое и требовательное отношение к себе, когда дело идет о контакте с боль­ным, недооценка врачом значения своих слов и всего своего поведения легко ведет к психической травме, в результате которой может возникнуть психогенным путем целый ряд соматических расстройств и заболеваний».

Как иногда врачи бывают неосторожны в своих выражениях! Например, консультант-терапевт, обследуя в психиатрической кли­нике душевнобольного с диагнозом «реактивное состояние», тут же при больном, как бы гордясь своей находкой, громко говорит лечащему врачу: «Да у этого больного прекрасный туберкулез легких». При этом он с невозмутимым видом, даже улыбаясь, похлопывает больного по плечу. Этого достаточно, чтобы у боль­ного появились новые, еще более мрачные, чем прежде, мысли; у него исчез аппетит, появилась бессонница. После дополнитель­ных рентгенологических и бактериологических исследований диагноз туберкулеза легких не подтверждается, больного удается успокоить, но все же по вине врача он получил добавочную психическую травму, вряд ли прошедшую для него бесследно

Доцент одной из терапевтических клиник, вызванный к тяже­лобольной с жесточайшими болями и явлениями острого панкреа­тита, с холодным спокойствием сказал: «Ну, ничего, мы вас пере­ведем в хирургическую клинику, вас разрежут и посмотрят, что у вас». Это было сказано тогда, когда диагноз еще не был окон­чательно установлен Больная, вообще душевно легко ранимая, тре­вожно-мнительная, со склонностью к самоанализу да еще настра­давшаяся от болей, ответила: «Спасибо, доктор, что вы меня уте­шили» После этого больную продолжительное время не удавалось вывести из состояния крайней подавленности».

Некоторые утверждают, что существуют слова, кото­рые врач должен изъять из употребления у постели боль­ного, так как они действуют подобно сильному яду. К та­ким словам относятся «рак», «туберкулез», «размягче­ние мозга». Слова «спинной мозг» иногда так сильно действуют на некоторых нервных больных, что у них тут же появляется истерическое нарушение походки. Термин «атеросклероз» нужно употреблять с большой

осторожностью: представление о возможности этого за­болевания может вызвать тяжелое продолжительное Депрессивно-ипохондрическое состояние. Больной, услы­шав от врача о том, что у него сифилис, может прийти в такое отчаяние, что для лечения психики потребуется больше времени и труда, чем для лечения основного заболевания. Только при полной уверенности в диагно­зе, при наличии требований терапии, возможности зара­жения третьего лица можно с соблюдением большого такта и осторожности сказать больному о причине его страдания.

Врач должен отдавать себе отчет в том, что речь идет о вмешательстве в духовную жизнь больного, а со­стояние психики бесчисленными путями воздействует на состояние тела.

Мы, врачи, хорошо представляем себе механизм фи­зиологического влияния на больного не только врачебно­го слова и смыслового его содержания, но и интонации, мимики, движений. Тон нашей речи нередко может из­менить ее смысл.

Не подлежит сомнению, что каждый врач должен

отвечать за свои слова не меньше, чем за поступки по

отношению к больному. Необходима профилактика ят-

I рогений. Уже с институтской скамьи, с первых лет кли-

I нической работы нужно вырабатывать у врача постоян-

1 ный рефлекс «охраны больного».

От каких же факторов зависит психопатологическая картина и сама форма ятрогений? По Л. А. Богданови-I чу, эти факторы следующие: характер самой психиче­ской травмы, нарушения функции того или иного орга­на, наличие невротической почвы, типологические осо­бенности нервной системы, условия окружающей среды. £ами же ятрогений развиваются в результате совпаде­ния психической травмы с теми или иными условиями внешней и внутренней среды организма.

Чаще всего ятрогений возникают у слабых лично­стей с тревожной мнительностью. Ятрогений могут также быть как бы дополнительным этиологическим момен­том наряду с другими реактивными травмами и сомато-гениями, что ведет к ослаблению высшей нервной дея­тельности (М. А. Жилинская и Л. Г. Первов, 1958), углублению психопатических черт личности и течения нервно-психического расстройства.

4 739

В развитии ятрогенных неврозов и психозов сущест­венную роль играют не только ошибочный характер и форма бесед врача с больным, но, как правильно утверждает Г. К. Ушаков, и дидактические ошибки педа­гогов.

Психотерапия в процессе катамнестического обследования

В процессе катамнестического обследования лечив­шихся в прошлом больных (в диспансерах и стациона­рах) требуется особый подход.

Многие бывшие больные с легкими остаточными яв­лениями в психике или даже практически здоровые не посещают врача часто вследствие застенчивости, впечат­лительности, сензитивности и др.

В этой стадии, когда болезнь, можно сказать, уже забыта больным, приход врача к нему домой или вызов в диспансер требуют от врача особой деликатности и .тонкости.

В таких случаях рекомендуется сначала установить контакт с родственниками, женой (мужем), а иногда и руководством предприятий, где больной работает, и, по­лучив от них катамнестические сведения, встретиться с самим больным.

Во время беседы важно рассеять необоснованные сомнения пациента, убедить его в понимании, добром от­ношении врача. Необходимо добиться прочного эмоцио­нального контакта, откровенности, доверчивости.

Недопустимо использовать для катамнестического обследования переписку по почте, телефонные звонки и т. д. Это может привести к подрыву авторитета врача, лишить его доверия обследуемого, а иногда и способ­ствовать ухудшению психического здоровья.

Правда о болезни

Каждый больной, который обращается к врачу, ин­тересуется исходом своего заболевания, и многие из них прямо ставя'т этот вопрос перед врачом.

Нужно ли сообщать больному диагноз и говорить ему всю правду? Видимо, этот вопрос нельзя решать в зависимости от тяжести заболевания. С. П. Боткин пи-

сал: «Я считаю непозволительным высказывать боль­ному свои сомнения в возможности благоприятного ис­хода болезни, если какие-нибудь особые условия со сто­роны больного или его семьи не заставляют высказать предполагаемого сомнения; но и тут не следует забы­вать всю возможность ошибки и всю тяжесть могущих быть дурных последствий для нервной системы больно­го, мысль о предстоящей смерти которого не может бла­готворно действовать на течение болезни... Высказывая свое предсказание окружающим, врач должен поступать с большой осторожностью; он должен беречь больного и окружающих, от которых приходится иногда скрывать тяжелую истину в интересах самого больного».

С другой стороны, врач, никогда не говорящий боль­ному правды о болезни, также поступает неправильно. Рано или поздно больной узнает о своей болезни от окру­жающих, а иногда и сам может составить правильное суждение о своем состоянии. Ложная заботливость ле­чащего врача о психике больного в некоторых случаях оказывается ненужной. Это, конечно, относится к вра­чам всех специальностей.

Некоторые утверждают, что необходима абсолютная правдивость. Но эту правду можно преподносить по-разному. Очевидно, при сообщении диагноза и прогноза важно не столько содержание, сколько способ выра­жения.

Естественно, врач должен сообщать больному о про­гнозе и сущности заболевания в ободряющих тонах. Род­ственники больного должны знать всю правду, хотя, конечно, и здесь не следует сгущать краски и представ­лять заболевание как чрезвычайно тяжелое и неизле­чимое. Однако нельзя допускать также, чтобы родствен­ники, не получавшие никаких сигналов об ухудшении состояния больного, вдруг узнали о его смерти.

Жестокость, основанная на ходячем понятии о правде (например, когда врач на вопрос больного, долго ли ему осталесь жить, отвечает: 5—6 ч), граничит с преступле­нием. Врач, который не сообщает больному о предпола­гаемом сроке рокового исхода, поддержит слабеющий Дух, поможет мобилизации сил организма на борьбу с болезнью или, в крайнем случае, облегчит последние минуты. Правдивый, но сухой ответ может нанести лишь иалишнюю душевную травму, убить последние надежды.

4*                                                                                                    99

Вообще, когда перед врачом ставится вопрос о про­гнозе, нужно учитывать прежде всего личность больно­го, тип высшей нервной деятельности, возможность по­давления отрицательных эмоций, появляющихся после объявления горькой правды. Здесь особенно необходим индивидуальный подход.

Врачи Макаровской больницы подняли вопрос о том, следует ли объявлять день операции, или нужно переводить больного б опе­рационную без предупреждения его об этом накануне. Этот вопрос ставили и раньше многие советские хирурги, понимая необходи­мость бережного отношения к психике больного перед операцией. В клинике Н. Н. Бурденко практиковалось приглашение больных в операционную без предупреждения. Однако это вызывало силь­ное волнение готовящихся к операции. Неизвестность сама по себе может явиться причиной психической травмы.

Видимо, на этот вопрос нельзя ответить однознач­но; одним больным можно объявить день предстоящей операции или какой-либо другой более или менее слож­ной процедуры (пункция и т. п.), другим этого сообщать не следует. Лица с сильным уравновешенным типом нервной системы, владеющие собой, решительные, спо­собные к сосредоточенности, продолжительному волево­му усилию, легко, без чрезвычайного волнения перено­сят сообщение врача о дне и часе предстоящего вмеша­тельства. Человек со слабым типом высшей нервной деятельности, с легко ранимой психикой, робкий, чув­ствительный, душевно мягкий, впечатлительный, со склон­ностью к сомнениям, легко внушаемый, у которого ожи­дание всегда является источником тревоги, будет ожи­дать предстоящую операцию с тяжелым чувством и, конечно, ему не следует объявлять назначенный срок.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ПСИХОТЕРАПИИ.

Логически обоснованная, рациональная, разъяснительная психотерапия

Внушение в состоянии бодрствования (наяву),

воздействие убеждением

Прежде чем перейти к существу вопроса о терапии в состоянии бодрствования, следует коснуться самих по­нятий «убеждение», «разъяснение» и «внушение» (сло-

весное). Р. Dubois, J. Dejerine противопоставляли внуше­ние убеждению и разъяснению, считая, что эти послед­ние адресуются к рассудку, критике больного, а вну­шение действует вопреки им. A. Moll, Hirschlaff и другие считали, что убеждение и разъяснение приводят те или иные поступки больного в соответствие с действитель­ностью, тогда как внушение — в своеобразное несоответ­ствие с этой действительностью. Существовало даже мнение, будто внушение подавляет активность личности, а убеждение и разъяснение стимулирует ее.

Н. Bernheim отождествлял понятия «внушение» и «убеждение».

Более подробно вопрос о внушении (не только сло­весном) мы рассмотрим ниже. Но следует ли противо­поставлять понятия «убеждение» и «разъяснение» вну­шению? Видимо, нет, потому что в самом убеждении и разъяснении уже скрыто внушение. Нельзя также исклю­чить из внушения доказательство и логику. И убеждение, и разъяснение, и внушение, в конце концов, направлены на сознание больного, на его высшую нервную деятель­ность, которая, конечно, включает и рассудок, и критику, и поступки больного. Благодаря всему этому достигается* торможение или возбуждение высших кортикальных об­разований, поступков, действий или же смена стереотипа больного, его поведения. Внушение (словесное) всегда достигается путем «непосредственного воздействия пря­мой речи, имеющей определенное смысловое значение и императивность» (К. И. Платонов. Внушение. БМЭ, т. 5, изд. 2-е).

Результат будет зависеть от содержания (смысла) убеждающей, разъясняющей или внушающей терапии.

Итак, метод психотерапии в бодрственном состоянии предусматривает прежде всего влияние слова врача, не­посредственное воздействие на вторую сигнальную систе­му и через нее на те или иные соматические симптомы и синдромы.

Этот метод психотерапии берет свое начало от работ P. Dubois. Однако, когда мы говорим о рациональной психотерапии, необходимо подчеркнуть, что теоретиче­ские предпосылки P. Dubois полностью не могут быть приняты (об этом уже говорилось выше).

Врач обьясняет больному его болезненные симптомы и таким образом расширяет кругозор больного, вызыва-

ет у него критическое отношение к переживаемому болезненному состоянию. При этом психотерапевту прихо­дится нередко пользоваться некоторыми новыми для больного научными медицинскими, а если нужно, и фи­лософскими понятиями (например, говоря о механизме невротического состояния с точки зрения павловской фи­зиологии).

Как видим, этот метод психотерапии предусматривает в основном логические доказательства, доводы и т. п.

Необходимы ясность и простота аргументации, каж­дую фразу нужно строить понятно, без всяких «эффект­ных» оборотов, нагромождений терминов, витиеватости, ложной красивости. Однако нельзя скупиться на слова и, выявив у больного те или иные болезненные симп­томы, просто заявить, что это «глупости» или «плод во­ображения».

Д. В. Панков (1974) указывает, что «коррекция не­определенности, противоречивости, непоследовательнос­ти и бездоказательности — важные составные элемен­ты рациональной психотерапии».

Психотерапевт должен тщательно проанализировать объективные данные, субъективные жалобы больного, все­сторонне осветить их и тончайшим образом разобрать сомато-психические связи и механизмы. Все это может быть сделано лишь после основательного специального телесного и неврологического исследования.

Конечно, разъяснительная психотерапия, если она даже выполняется виртуозно, может иметь успех лишь в том случае, когда за ней стоит авторитетная для боль­ного, импонирующая ему личность врача, обязательно окруженная определенной «суггестивной атмосферой» (психотерапевтическая роль внешнего фактора). Этот метод психотерапии наиболее эффективен, если больной сознателен, способен к логическому мышлению.

В некоторых случаях больному требуется не столько разъяснение, логическое доказательство, что его болез­ненные симптомы, мысли, ощущения не имеют серьезной почвы, сколько внушение как таковое (наяву). Провести резкую грань между рациональной психотерапией и вну­шением наяву фактически невозможно, хотя сам P. Du-bois их разграничивал.

Этот метод психотерапии с успехом может быть при­менен при различных ипохондрических состояниях, осо-

бенно при психастении, депрессиях, основанных на сифи-лофобии, онанизме, мнимом или начальном атероскле­розе и др.

Больная Ш., 30 лет, жалуется на тоскливое настроение, плак­сивость, плохой сон, раздражительность, гнетущие мысли, чувство страха. Считает, что у нее опухоль мозга. Болезнь длится около двух лет. Последние 6 мес не работает; посещает врачей разных специальностей (хирургов, терапевтов, невропатологов, окулистов и др). Сделала множество анализов, рентгеноснимков, но ни отри­цательные анализы, ни рентгеноснимки, ни убеждения врачей не успокоили больную.

Данное состояние явилось как бы следствием суммы фактов: тяжелого аборта, аменореи, гриппа, нервных потрясений, связан­ных с работой.

До поступления к нам больная получала инсулин в гипогли-кемических дозах, сульфазин, успокаивающие средства, а также подвергалась нескольким гипнотическим сеансам. Улучшения не наступило.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.