Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ПСИХОТЕРАПИЯ 4 страница



Эйритмия. Исходя из представлений о тесной взаимо­связи между психической и двигательной сферами, Н. Schroetter и R. Schigutt (1957) применяли терапию при помощи упражнений, назвав ее эйритмией. Терапия при помощи упражнений включает ритмическую ходьбу, гимнастические упражнения, хоровое пение с музыкаль­ным сопровождением. Применяется она при лечении больных с неврозами, психопатиями, различными депрес­сивными состояниями, у спокойных больных шизофре­нией с дефектом и у больных шизофренией в состоянии ремиссии. Эйритмия проводится два раза в неделю. Для этого подбираются группы больных по 6—8 человек, преимущественно одного пола. Больные шизофренией объединяются в одну группу с больными неврозами или другими заболеваниями, что облегчает контакт больных с врачом и общение их между собой. Такой вид терапии вызывает заметные сдвиги в психическом статусе. У де­прессивных больных улучшается настроение. Невротики приобретают большую уверенность в себе. Больные ши­зофренией становятся более доступными контакту, пове­дение их упорядочивается, теряются угловатость и вы­чурность движений, появляется интерес к окружающему. Но самое главное, по мнению Н. Schroetter и R. Schi­gutt, что при этом виде терапии облегчается проведение психотерапевтических мероприятий.

Групповая психотерапия с больными и их близкими, I. Gliedman, D. Rosenthal, J. Frank, H. Nash (1956) опи­сали метод групповой психотерапии, в частности при лечении алкоголизма, который заключается в том, что параллельно с психотерапией самих больных проводятся разъяснительные беседы с их женами.

Организуется «групповое обучение» больных тубер­кулезом (S. Hadden), гипертонией, диабетом, органи­ческими заболеваниями центральной нервной систе­мы и др.

Игровые группы. Организуются, как правило, для лечения детей; терапия включает различные игры, за­нятия музыкой, спортивные упражнения. При этом ак­цент делают на «свободном, бурном» выявлении пере­живаний, а не на руководящей и направляющей роли врача.                                                               '

«Психотерапевтический театр». Подражая J. Moreno, L. Denes с целью получения «бурного отреагирования» организовал театр, на сцене которого идут определен­ные пьесы с участием профессиональных актеров («Нев­роз страха», «Психопат» и т. п.). Для детей имеется кукольный театр (L. Bender). Дети сами изготовляют кукол, играют в театре.

Групповая психотерапия за рубежом основана на фрейдовском понимании личности, утверждающем трех­слойную ее структуру, а именно: «сверх-Я». «Я» и «оно» (S. Slavson, 1947, 1956). Психотерапевты стремятся по­лучить какое-то «внутрипсихическое равновесие» между этими уровнями личности, для чего прибегают к катар­сису внутри отдельной группы, пользуются концепциями глубинной психологии.

По мнению американских ученых, методом группово­го лечения достигается «свободное обсуждение», психо­логическая обнаженность участников группы. Больные дискутируют по вопросам сугубо личного, интимного характера, что вообще нецелесообразно. Так, Slavson объединяет в одну лечебную группу невест и женихов, которые обсуждают «страхи и опасения, вызывающие торможение половой функции»; автор допускает выс­казывания того или иного участника группы об она­низме и т. п.

Недостатками зарубежной групповой психотерапии являются отрыв ее от клиники и стремление к решению серьезных общесоциальных проблем.

Советские психотерапевты широко применяют кол­лективную психотерапию, но в ней предусмотрена на­правляющая роль врача, обеспечивается сознательная ререоценка больным своих переживаний.

Метод Е. Куэ

Мнение о том, что гипноз является методом, ослаб­ляющим энергию личности, было высказано с особой решительностью еще P. Dubois. Это утверждение вы­звало множество откликов. Следует в этой связи на­звать французского аптекаря Е. Coue, поскольку с неко­торого времени начали даже говорить о «куэизме» как о новой нансийской школе. Лозунг куэизма: нет внуше­ния, есть только самовнушение. Е. Coue исходил из по­ложения, что побудителем наших действий является не воля, не сознание, а сила воображения. Это положение он пытался подтвердить рядом примеров, обнаруживаю­щих, что будто бы из двух сущностей, составляющих наше «я» (сознательной и бессознательной), более мо­гущественным фактором человеческих поступков явля­ется именно бессознательная, которая в свою очередь находится под сильным влиянием воображения. Сила же воли беспомощна в борьбе с этим влиянием. Никто не побоится пройти по узкой доске, положенной на землю, но редкий сделает это, когда та же доска является мос­тиком между двумя башнями. Многие алкоголики и клеп­томаны очень хотели бы избавиться от своей слабости, но не могут этого сделать только потому, что, как счи­тает Е. Coue, воображение говорит им о невозможности такого шага.

Е. Coue указывает, что нужно понимать под «внуше­нием» и «самовнушением», и утверждает, что внушение есть возбуждение самовнушения у подвергающегося вну­шению. Многие болеют только потому, что воображают себя больными: они могут излечиться, если внушат себе, что избавились от болезни. Внушение и самовнушение воздействуют не на волю, а воспитывают силу вообра­жения.

Существует две категории людей, у которых созна­тельное самовнушение очень трудно достижимо: 1) ум­ственно отсталые, которые не воспринимают того, что им говорят, и 2) не желающие воспринимать.

Испытуемого сначала «приучают» при помощи ряда опытов. Цель опытов — выяснить степень податливости больного внушению и приучить его сосредоточиваться на одной мысли, парализовав волю. После этих подготови­тельных опытов приступают к внушению. Непременным

условием успеха Е. Coue считает применение созна­тельного самовнушения, состоящего в том, что пациент сначала ежедневно, затем реже и реже сосредоточивает­ся на мысли, повторяемой примерно двадцать раз! «С каждым днем мне становится во всех отношениях лучше и лучше», на словах «во всех отношениях» де­лается ударение с целью создания представления о те­лесном и душевном здоровье

Порочность этого метода состоит в том, что автор исходит из ненаучных позиции и отрицает роль созна­тельного фактора в психотерапии По Е. Coue, первичным движущим фактором является бессознательное.

Этот метод может быть рационально использован при лечении различных невротических состояний в сочетании с методом разъяснения, убеждения.

Индивидуально-психологическая психотерапия А. Адлера

Основатель индивидуально-психологической психоте­рапии A Adler отрицал значение в жизни человека био­логических влечений (особенно сексуальных). Он сосре­доточил все свое внимание на влечении личности к влас­ти, превосходству и самоутверждению (так называемая группа влечений «я»). Препятствием на пути к удовле­творению этого влечения, по A Adler, обыкновенно явля­ется какая-либо малоценность того или иного органа (или даже всего организма), слабость какой-либо функ­ции или, наконец, детские впечатления, которые носят угнетающий характер. Так, нервный ребенок и невротик, стремясь к господству и одновременно чувствуя свою слабость, пользуются различными неосознанными «ухищ­рениями». Невротик делает это для более удовлетвори­тельного самочувствия, компенсации чувства неполно­ценности, привлечения к себе внимания каким угодно путем, даже ценой страданий, преступления, самоубий­ства Некоторые психопаты при этом «вгоняют» себя в болезнь, чтобы приобрести таким образом значимость, играть роль. По A. Adler, вся энергия невротика направ­лена не на реальные цели, за которые борется здоровый человеческий коллектив: будучи оторванным от коллек­тива, он ведет совершенно бесполезное, чисто индивиду­альное существование, ошибочно считая, что для него

нет иного выхода, кроме болезни — чудачества, невроза, психопатии или даже психоза.

Исходя из этих положений, индивидуально-психоло­гическая психотерапия анализирует происхождение чув­ства неполноценности невротика, психопата или душев­нобольного. Врач при этом должен систематически указывать больному на более верные и совершенные пути приспособления к жизни, к действительности. По A. Adler, психотерапевт должен довести до сознания больного необходимость возвращения в коллектив на правах рядового работника, не чувствующего «униже­ния» и «малоценности», но и не требующего никаких привилегий, восхваления, возвеличения и пр. A. Adler полагает, что психическая жизнь субъекта сводится к различным стратегическим уловкам, направленным на занятие какого-либо преимущественного положения, ко­торое насытило бы «волю к власти», ущемленную чув­ством неполноценности.

Этот метод «психотерапии» является в своей основе порочным. Ошибочно утверждение об универсальности «механизмов», которые, по мнению A. Adler, объясняют невротические реакции, все особенности человеческого поведения, психопатии, преступность и даже психозы. Автор метода является прямым продолжателем учения S Freud. A. Adler, «настаивая на комплексе силы, ока­зался невольным пророком, сыгравшим на руку врагам своего народа» (J. D. Bernal).

Рациональная (рассудочная) психотерапия П. Дюбуа

В своем учении П. Дюбуа исходит из того, что нев­розы основываются на характерном для каждого отдель­ного случая логическом заблуждении. По мнению этого автора и его последователей, первичной является опреде­ленная слабость суждений объекта, которая будто бы не дает возможности вполне логически рассуждать и де­лать правильные выводы. Так, больной, который стра­дает боязнью высоты, не может освободиться от своего страха потому, что недостаточно убежден в его бессмыс­ленности. Если помочь больному продумать ситуацию до конца, то он станет иначе относиться к своей фобии и сможет ее преодолеть.

Психотерапевтическое влияние здесь направляется главным образом на разумное перевоспитание мышле­ния больного, нравственное перевоспитание его личности, на изменение оценки больным его болезненного состоя­ния. Это достигается систематическими беседами с боль­ным, разъяснением его болезненных симптомов, расши­рением в процессе таких бесед его кругозора. При этом врач возбуждает в больном активность, вызывает у него критическое отношение к болезненному состоянию и, главное, убеждает своего пациента в том, что причи­ной болезни является болезненное воображение. Как указывает P. Dubois, «целью лечения должно быть до­ставить больному господство над собой. Средство для этого — воспитание воли или, точнее, рассудка». Реко­мендуется пользоваться и новыми для больного научны­ми, общественными и философскими понятиями. Нако­нец, рекомендуются изоляция больного (это же пред­лагали J. Dejerine и Е. Gauckler), перемещение его из обычной обстановки в специальную лечебницу или сана­торий (если налицо ослабленное питание, показан уси­ленный рацион).

P. Dubois полагал, что разработанный им метод це­ликом сводится к чисто интеллектуальному воздействию на личность. Он отрицал фактор внушения. Однако в настоящее время всеми признано, что в рациональную психотерапию входило много чисто суггестивных элемен­тов, связанных с притягательной силой личности ее ос­нователя. Примыкающий к P. Dubois J. Dejerine призна­вал, кроме того, большое значение эмоций.

Оценивая рациональную психотерапию P. Dubois, можно сказать, что недостатком ее является, прежде все­го, крайняя трудность чисто рассудочного воздействия на многие неврозы.         ч

Болезненный характер беспокоящих больного явле­ний обычно ясен ему и без врача и фактически не нуж­дается в разъяснении.

И если больной в результате бесед с врачом иногда освобождается от своих невротических расстройств, то едва ли только лишь потому, что у него появилось более ясное понимание безосновательности своих страхов и критическое к ним отношение.

Рассудочная психотерапия исходит из допущения су­ществования какого-то отвлеченного человека, состояще-

го из одного интеллекта, логической машины, оторван­ной от окружающей среды, социальной действитель­ности.

P. Dubois и его сторонники стремятся направить мы­шление больного на правильный путь формально-логи­ческими построениями.

Однако, отбрасывая теоретические предпосылки, ра­циональную психотерапию P. Dubois мы принимаем как метод, внося в него определенные коррективы.

Христианская наука (Christian science)

Во второй половине XIX ст. и в начале XX в. в Северной Аме­рике получила распространение так называемая Christian science (христианская наука), созданная Мэри Беккер-Эдди. Это своего рода религиозный метод врачевания, основанный на слепой вере, своеобразный метод массового внушения.

Действительно, тысячи верующих в этот метод женщин рожали под влиянием внушения без боли, производились безболезненные операции без наркоза. Все это было возможно только благодаря духовному наркотику Беккер-Эдди — «irreality of evil».

Лжеучение Мэри Беккер-Эдди является методом массового вну­шения, самовнушения, своеобразного массового гипноза.

Ее «учение» полностью противоречит логике. Она выступала против гипнотизма (магнетизма), обвиняла гипнотизеров в связи с дьяволом, писала на них суеверные пасквили, превосходившие известные со времен «молота ведьм». Мэри Беккер-Эдди считала, что душа не имеет никакого отношения к телу: более того, не сущест­вует даже болезней. Ее «учение» является шарлатанством, отли­чается нелогичностью с примесью средневековых представлений, религиозного фанатизма.

«Социальная терапия» Б. Грейхема

В настоящее время в США широкую известность получили проповеди В. Graham, в которых он, будучи евангелистом, конста­тирует глубокий кризис западного общества, обличает духовную нищету и упадок нравственности, предвещает близость «конца света и страшного суда». «Наш мир в огне,— пишет В. Graham.— Демоны ада вырвались на волю. Огонь страсти, алчности, ненависти и во­жделения опустошает мир. Кажется, что мы бешенно несемся к Ар­магеддону» (World Aflame, p. 17).

Причины этих явлений состоят в следующем: 1) демографиче­ский взрыв («сексуальная энергия — это один из видов пламени, вышедшего из-под контроля»); 2) «пламя противозаконности» (бунт студентов, бунт детей против родителей, рост преступности, насилие, террор); 3) «пламя расизма»; 4) «красное пламя» — угроза ком­мунизма; 5) «пламя неконтролируемой науки» (наука дала свет, автомобиль, компьютер, но также и водородную бомбу ); 6) «пламя политической проблемы» (нарастание восстаний, демонстраций, войн, революций).

В. Graham говорит об упадке нравственного сознания, о «мо­ральном раке», который разъедает американское общество; «мы

нация опустошенных людей ... внутри наших душ — духовный вакуум». «Миллионы таблеток барбитуратов глотаются каждую ночь, чтобы помочь нации заснуть. Миллионы таблеток транкви­лизаторов обеспечивают нам спокойствие днем. Миллионы стиму­ляторов поднимают нас утром после похмелья прошедшей ночи» (Peace with God, p. 7, a. World Aflame, p. 37).

Молодые люди безумно подражают моде, духовно пусты, не зная, куда себя девать, ищут выхода в алкоголизме и эскапизме. «Они — как ряды прекрасных новых автомобилей, совершенных во всех деталях, но в баках которых нет горючего» (Peace with God, p. 7). Но наиболее характерной чертой западной морали, пб В. Graham, является культ секса, насилия и садизма, всюду рекла­мируются разврат и порнография. Общество же равнодушно смот­рит, как попираются моральные устои, калечатся неокрепшие души.

В. Graham пропагандирует элементарные нормы морали с по­зиций Библии, пытаясь доказать, что материалистическое мировоз­зрение тождественно аморализму. Он пишет, что богом современно­го человека является техника, богиней — секс. Многие люди больше интересуются тем, как достичь Луны, чем тем, как попасть на небо, более озабочены завоеванием космического пространства, чем завоеванием самих себя, больше стремятся к материальному бла­гополучию, чем к внутренней чистоте (World Aflame, p. 33).

Каковы же причины этого общественного кризиса? По В. Gra­ham, это — грех. Он «...причина всех волнений, корень всех го­рестей...» Он извратил природу человека. Все умственные расстрой­ства, все болезни, всякое разрушение, все войны исходят от греха. Он вызывает сумасшествие в мозге и отравляет сердце (Peace with God, p. 7). И далее: «Ни на минуту не сомневайтесь в суще­ствовании дьявола! Он весьма конкретен и весьма реален! И он очень умен! Взгляните еще раз на первую страницу сегодняшней газеты, если вы сомневаетесь в личности дьявола. Включите своё местное радио или послушайте комментатора телевизионных но­востей, если вам кажется, что вам нужны конкретные свидетель­ства» (Ibid., p. 50).

Но как же лечить общество? Лечение определяется диагнозом. Если конечная причина ?сех бедствий лежит в греховности, то изле­чить общество может лишь ликвидация рокового наследия Адама. Ведь подлинную историю человечества можно представить так! «Его прошлое полно греха; его настоящее переполнено горем; неизбежность смерти ждет его в будущем» (Ibid., p. 11). При этом ад, по В. Graham, место такое же реальное, как Лос-Анджелес, Лондон или Алжир.

Выход из создавшегося положения в обращении к богу, приня­тии Библии как руководства к жизни «...Библиотеки, студии и интел­лектуальные приобретения — всего-навсего пустота по сравнению с комнатами молитвы» («Decision», May, 1964, p. 51).

В. Graham призывает к гостеприимству, взаимному уважению, к «человеческим отношениям» и «возрождению в боге». Основной целью жизни должно быть приготовление к смерти.

В. Graham отрицает возможность научного подхода к решению социальных проблем. Его «программа» ликвидации социального зла утопична, так как он призывает к перестройке «внутреннего» мира человека, не затрагивая действительных причин социальных бед­ствий.

Психотерапия Zen

В основе этого метода лежит теория одной из школ махаянистского буддизма, проповедующая «мгновенное просветление». Это учение, начиная с XVI—XVII вв., ока­зывает большое влияние на философию, психологию, религию, искусство Японии.

С 40-х годов XX в. эта теория модернизируется и получает широкое распространение в Западной Европе и Америке, становится предметом особого внимания представителей таких направлений, как экзистенциализм, фрейдизм, структурализм (D. Т. Suzuki, D. Т. Fujisawa Chikai, J. Blofeld, D. Т. Juzumi, E. Fromm и др.).

Zen отвергает конфуцианство как учение, погрязшее в искус­ственных понятиях; церемонии зен-буддистов посвящены реализации догмы о том, что «каждый человек — это Будда».

В основе «пути Zen» лежит представление о единой реальности, в которой растворяются субъект и объект; по сравнению с ней понятия субъекта и объекта, движения, времени, зла и добра — относительны, условны. Единая реальность тождественна индивиду­альному сознанию.

Характерной чертой этого учения являются интуитивизм и ирра­ционализм.

Зен-буддизм, так же как и йога, даосизм, ставит своей целью достижение «просветления», сатори — «состояния свободы».

Зен-буддизм сходен с йогой, поскольку одной из задач йоги-ческой тренировки является подавление дискурсивного, словес­ного знания.

До XII в. последователи зен-буддизма считали, что состояние «свободы» достигается не путем тренировки, как у йогов, а «непо­средственно», путем «мгновенного просветления» (Q а т о р и); это «просветление» надо открыть в себе, а не искать й канонических книгах; оно — «истинная природа» человека и открытие ее может произойти в любой момент.

Представители нового направления зен-буддизма уже применяют систему тренировок (школа ринозай), в про­тивоположность старой школе — сато.

Сложная система тренировок состоит из б ступеней и длится 30 лет.

Zen рекомендует прежде всего вести «естественную жизнь».

Для достижения состояния «просветления», а затем и излечения от многих болезней (неврозов) зен-психоте-рапевты предлагают неподвижное сидение в течение нескольких часов; так же, как йоги, они уделяют внима­ние правильной позе и дыханию.

По утверждению японского психиатра S. Morita, пси­хотерапевтическая система зен показана при неврозах.

В основе этого вида терапии, по S. Morita, лежит три принципа: 1) использование лечебного влияния природы на человека; 2) признание лечебного влияния труда для мобилизации душевной деятельности; 3) принятие при лечении определенной позы.

В последние годы ортодоксальная система зен не­сколько видоизменилась, хотя и незначительно.

Терапия имеет четыре фазы, госпитализация больных длится от 13 до 60—180 дней.

Система zen применяется также амбулаторно как ме­тод индивидуальной, так и коллективной терапии.

Следует сказать, что в этой психотерапевтической системе большая роль отводится суггестии и самовну­шению.

A. Kasamatsu и Т. Hitai при помощи эксперименталь­ных методов исследования установили, что показатели ЭЭГ при зен-терапии приближаются к таковым при гип­нозе.

Часть вторая

ОСНОВЫ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОТЕРАПИИ

Прежде чем перейти непосредственно к принципам и методам советской психотерапии, мы должны опреде­лить ее предмет, сформулировать то, что составляет ее содержание.

Под психотерапией, или психическим лечением, пони­мается рациональное и планомерное использование пси­хических средств для лечения соматических, нервных и психических болезней.

По В. А. Гиляровскому, психотерапия — это система основанных на внушении психических воздействий. В эту систему входят все систематические высказывания вра­ча и медицинского персонала (влияние словом, т. е. дей­ствие через вторую сигнальную систему), а также цело­го комплекса воздействий на психику различными лекар­ствами и манипуляциями, диетой.

По В. Е. Рожнову, психотерапия есть комплексное лечебное воздействие с помощью психических средств на психику больного, а через нее на весь организм с целью устранения болезненных симптомов и изменения отношения к себе, своему состоянию и окружающей среде.

Мы определяем психотерапию как прямое или косвен­ное словесное воздействие посредством внушения или самовнушения на высшие и низшие психические, а также соматические процессы, на личность в целом, для устра­нения болезненных явлений, изменения отношения к «Я» и «не-Я».

Из этого определения психотерапии ясен ее предмет и метод.

Различают прямую и непрямую психотерапию, под­разумевая под первой непосредственное влияние на

Рис. 2. И. П. Павлов.

пациента словом, соб­ственно внушение, а под второй — косвенное пси­хотерапевтическое воздей­ствие при помощи ком­плекса лечебных и орга­низационных средств (ис­ключая слово).

Когда лечение направ­лено на отдельную лич­ность, говорят о психоте­рапии индивидуальной, а при лечении целой группы больных применяется пси­хотерапия коллективная. Психотерапия может быть охранительной, сти- мулирующей, а также способствующей угасанию патологического стерео­типа.

В основе советской

психотерапии лежат принципы физиологического учения выдающегося русского ученого И. П. Павлова.

Первым принципом является учение о нервизме, рас­крывающее влияние нервной системы на различные физиологические и патологические процессы. Второй принцип — представление о целостности организма и единстве соматического и психического. Третий прин­цип — диалектическое единство человеческого организма и среды, в первую очередь социальной, и непрерывное взаимодействие окружающей среды и организма.

Эти принципы учения о высшей нервной деятельности связаны с основными положениями советской психоте­рапии. К ним относятся:

1) целостный и индивидуальный подход к больному;

2) учет огромной психотерапевтической роли челове­ческого слова как мощного физиологического и лечебно­го фактора;

3) внимательное, гуманное отношение к больным и установление с ними эмоционального контакта;

4) высокие моральные качества врача и всего меди­цинского персонала;

Рис. 3. С. С. Корсаков.

5) признание важной роли внешних факторов в психотерапии.

Одной из задач совет­ской психотерапии явля­ется уточнение физиоло­гических механизмов, об­условливающих действен­ность психотерапевтиче­ских методов.

В советской психоте­рапии осуществляется социальная активация поведения' больного на принципах коллективиз­ма, гармонических отно­шений между обществом и личностью.

Исходя из учения И. П. Павлова о высшей нервной деятельности, со­ветские психотерапевты

научно обосновали и применили психотерапию внутрен­них болезней и различных соматических заболеваний (в акушерстве и гинекологии, дерматологии, хирургии, те­рапии и т. д.).

Для советской психотерапии характерны комплекс­ность, сочетание различных методов и приемов, в част­ности психотерапевтических воздействий, с другими ви­дами терапии (медикаментозной и др.).

Советская психотерапия, опираясь на философию диалектического материализма, психологию, учение о высшей нервной деятельности, имеет в своей основе си­стему крупнейшего психиатра С. С. Корсакова, к кото­рой относятся: моральное влияние на больного как осно­ва лечения душевных болезней; принцип нестеснения, комфорт, ласковое отношение к больному; постельный режим, покой, терапевтическое влияние на больного окружающей обстановки, рабочий режим.

Наши психотерапевты должны руководствоваться также принципами воспитания, выработанными такими талантливыми педагогами, как К- Д. Ушинский, А. С. Ма­каренко.

Советская психотерапия — это живое, постоянно обо­гащающееся уцение. В ней отражены все достижения физиологии, психологии, философии. Она сложилась и развивается в постоянной борьбе с идеалистическими, антифизиологическими учениями.

В советской психотерапии находит свое высшее выра­жение принцип рефлекторной теории.

Психотерапия в состояния бодрствования

В системе советской психотерапии центральное место занимает психотерапия в состоянии бодрствования. Основными моментами ее, по Н. И. Иванову (1962), являются следующие.

1. Ознакомление больного с характером заболевания и убеждение его в том, что болезнь вполне излечима.

2. Обсуждение с больным его отношения к заболева­нию с целью преодоления депрессии, тревожной мнитель­ности и др.

3. Выяснение условий жизни больного, тщательный анализ психотравмирующих моментов. Это необходимо для, обеспечения перестройки системы отношений лич­ности.

4. Мобилизация больного на тщательное выполнение лечебного режима; активное обучение больного конкрет­ным приемам противодействия симптомам болезни.

5. Активизация трудовой деятельности больного, включение его в социальную жизнь.

Целостный подход к больному

Проблема целостности организма, в частности про­блема единства соматического и психического, рассмат­ривается с точки зрения диалектического материализма, трактовки категории всеобщего и единичного.

Уже в древности врачи считали, что необходим цело­стный подход к больному человеку. Так, античные врачи не противопоставляли соматическое психическому. Пла­тон в трактате «Хармид» приводит слова Сократа: «Как нельзя приступить к лечению глаза, не думая о голове, или лечить голову, не думая о всем организме, так же нельзя лечить тело, не леча душу».                               '

Для отечественной и передовой зарубежной медици­ны наиболее характерно стремление к целостному кли*-

 

 

ническому восприятию больного человека. Основное на­правление развития русской клинической медицины впер­вые наметил отец русской терапевтической школы М. Я- Мудров. Он писал, что «...врачевание не состоит ни в лечении болезни, ни в лечении причин... врачевание состоит в лечении самого больного».

Другой русский ученый, К. Н. Устимович, стоя на ма­териалистических позициях, ясно сознавал необходимость не только объективного изучения сущности психических процессов методами естествознания, но и,изучения жи­вого организма как единого целого.

Киевский клиницист-экспериментатор И. В. Чешихин, мировоззрение которого развилось под влиянием клас­сиков русского естественнонаучного материализма, вос­принявший квнцепции И. М. Сеченова и С. П. Боткина, писал, что все части организма, все системы, органы с их отправлениями находятся между собой в тесной свя­зи, зависимости и взаимодействии, что деятельность всех органов и систем, благодаря нервной системе, находится «в неразрывной связи с психической стороной орга­низма».

Выдающийся отечественный психиатр С. С. Корсаков также говорил о целостном подходе к больному. Он пи­сал, что психиатрам необходимо, во-первых, знать, что у психически больных существуют также и физические симптомы, а, во-вторых, при обследовании психически больных нельзя упускать из_ виду состояние всего орга­низма. Такого же взгляда придерживался и В. М. Бех­терев.

И уже в наше время П. Б. Ганнушкин прямо выступа­ет против метафизического направления функциональной психологии и выдвигает принцип единства психической деятельности, считая, что каждого больного необходимо изучать как целое.

Метод целостного клинического изучения больных не всеми внедрялся в медицинскую практику из-за сущест­вующей и до сегодняшнего дня определенной разобщен­ности соматических и психиатрических клиник. К сожа­лению, интерес врачей-соматиков к состоянию психики больных часто сводится к привлечению для консультаций врача-психиатра, а не к изучению психического сомати­ческого и неврологического состояния самим лечащим врачом.

По справедливому замечанию А. Г. Галачьяна (1954), метод целостного клинического изучения и лечения тормозится не только потому, что терапевты игнорируют состояние психики больных, но и потому, что и психиат­ры игнорируют соматическое состояние.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.