|
|||
ПСИХОТЕРАПИЯ 4 страницаЭйритмия. Исходя из представлений о тесной взаимосвязи между психической и двигательной сферами, Н. Schroetter и R. Schigutt (1957) применяли терапию при помощи упражнений, назвав ее эйритмией. Терапия при помощи упражнений включает ритмическую ходьбу, гимнастические упражнения, хоровое пение с музыкальным сопровождением. Применяется она при лечении больных с неврозами, психопатиями, различными депрессивными состояниями, у спокойных больных шизофренией с дефектом и у больных шизофренией в состоянии ремиссии. Эйритмия проводится два раза в неделю. Для этого подбираются группы больных по 6—8 человек, преимущественно одного пола. Больные шизофренией объединяются в одну группу с больными неврозами или другими заболеваниями, что облегчает контакт больных с врачом и общение их между собой. Такой вид терапии вызывает заметные сдвиги в психическом статусе. У депрессивных больных улучшается настроение. Невротики приобретают большую уверенность в себе. Больные шизофренией становятся более доступными контакту, поведение их упорядочивается, теряются угловатость и вычурность движений, появляется интерес к окружающему. Но самое главное, по мнению Н. Schroetter и R. Schigutt, что при этом виде терапии облегчается проведение психотерапевтических мероприятий. Групповая психотерапия с больными и их близкими, I. Gliedman, D. Rosenthal, J. Frank, H. Nash (1956) описали метод групповой психотерапии, в частности при лечении алкоголизма, который заключается в том, что параллельно с психотерапией самих больных проводятся разъяснительные беседы с их женами. Организуется «групповое обучение» больных туберкулезом (S. Hadden), гипертонией, диабетом, органическими заболеваниями центральной нервной системы и др. Игровые группы. Организуются, как правило, для лечения детей; терапия включает различные игры, занятия музыкой, спортивные упражнения. При этом акцент делают на «свободном, бурном» выявлении переживаний, а не на руководящей и направляющей роли врача. ' «Психотерапевтический театр». Подражая J. Moreno, L. Denes с целью получения «бурного отреагирования» организовал театр, на сцене которого идут определенные пьесы с участием профессиональных актеров («Невроз страха», «Психопат» и т. п.). Для детей имеется кукольный театр (L. Bender). Дети сами изготовляют кукол, играют в театре. Групповая психотерапия за рубежом основана на фрейдовском понимании личности, утверждающем трехслойную ее структуру, а именно: «сверх-Я». «Я» и «оно» (S. Slavson, 1947, 1956). Психотерапевты стремятся получить какое-то «внутрипсихическое равновесие» между этими уровнями личности, для чего прибегают к катарсису внутри отдельной группы, пользуются концепциями глубинной психологии. По мнению американских ученых, методом группового лечения достигается «свободное обсуждение», психологическая обнаженность участников группы. Больные дискутируют по вопросам сугубо личного, интимного характера, что вообще нецелесообразно. Так, Slavson объединяет в одну лечебную группу невест и женихов, которые обсуждают «страхи и опасения, вызывающие торможение половой функции»; автор допускает высказывания того или иного участника группы об онанизме и т. п. Недостатками зарубежной групповой психотерапии являются отрыв ее от клиники и стремление к решению серьезных общесоциальных проблем. Советские психотерапевты широко применяют коллективную психотерапию, но в ней предусмотрена направляющая роль врача, обеспечивается сознательная ререоценка больным своих переживаний. Метод Е. Куэ Мнение о том, что гипноз является методом, ослабляющим энергию личности, было высказано с особой решительностью еще P. Dubois. Это утверждение вызвало множество откликов. Следует в этой связи назвать французского аптекаря Е. Coue, поскольку с некоторого времени начали даже говорить о «куэизме» как о новой нансийской школе. Лозунг куэизма: нет внушения, есть только самовнушение. Е. Coue исходил из положения, что побудителем наших действий является не воля, не сознание, а сила воображения. Это положение он пытался подтвердить рядом примеров, обнаруживающих, что будто бы из двух сущностей, составляющих наше «я» (сознательной и бессознательной), более могущественным фактором человеческих поступков является именно бессознательная, которая в свою очередь находится под сильным влиянием воображения. Сила же воли беспомощна в борьбе с этим влиянием. Никто не побоится пройти по узкой доске, положенной на землю, но редкий сделает это, когда та же доска является мостиком между двумя башнями. Многие алкоголики и клептоманы очень хотели бы избавиться от своей слабости, но не могут этого сделать только потому, что, как считает Е. Coue, воображение говорит им о невозможности такого шага. Е. Coue указывает, что нужно понимать под «внушением» и «самовнушением», и утверждает, что внушение есть возбуждение самовнушения у подвергающегося внушению. Многие болеют только потому, что воображают себя больными: они могут излечиться, если внушат себе, что избавились от болезни. Внушение и самовнушение воздействуют не на волю, а воспитывают силу воображения. Существует две категории людей, у которых сознательное самовнушение очень трудно достижимо: 1) умственно отсталые, которые не воспринимают того, что им говорят, и 2) не желающие воспринимать. Испытуемого сначала «приучают» при помощи ряда опытов. Цель опытов — выяснить степень податливости больного внушению и приучить его сосредоточиваться на одной мысли, парализовав волю. После этих подготовительных опытов приступают к внушению. Непременным условием успеха Е. Coue считает применение сознательного самовнушения, состоящего в том, что пациент сначала ежедневно, затем реже и реже сосредоточивается на мысли, повторяемой примерно двадцать раз! «С каждым днем мне становится во всех отношениях лучше и лучше», на словах «во всех отношениях» делается ударение с целью создания представления о телесном и душевном здоровье Порочность этого метода состоит в том, что автор исходит из ненаучных позиции и отрицает роль сознательного фактора в психотерапии По Е. Coue, первичным движущим фактором является бессознательное. Этот метод может быть рационально использован при лечении различных невротических состояний в сочетании с методом разъяснения, убеждения. Индивидуально-психологическая психотерапия А. Адлера Основатель индивидуально-психологической психотерапии A Adler отрицал значение в жизни человека биологических влечений (особенно сексуальных). Он сосредоточил все свое внимание на влечении личности к власти, превосходству и самоутверждению (так называемая группа влечений «я»). Препятствием на пути к удовлетворению этого влечения, по A Adler, обыкновенно является какая-либо малоценность того или иного органа (или даже всего организма), слабость какой-либо функции или, наконец, детские впечатления, которые носят угнетающий характер. Так, нервный ребенок и невротик, стремясь к господству и одновременно чувствуя свою слабость, пользуются различными неосознанными «ухищрениями». Невротик делает это для более удовлетворительного самочувствия, компенсации чувства неполноценности, привлечения к себе внимания каким угодно путем, даже ценой страданий, преступления, самоубийства Некоторые психопаты при этом «вгоняют» себя в болезнь, чтобы приобрести таким образом значимость, играть роль. По A. Adler, вся энергия невротика направлена не на реальные цели, за которые борется здоровый человеческий коллектив: будучи оторванным от коллектива, он ведет совершенно бесполезное, чисто индивидуальное существование, ошибочно считая, что для него нет иного выхода, кроме болезни — чудачества, невроза, психопатии или даже психоза. Исходя из этих положений, индивидуально-психологическая психотерапия анализирует происхождение чувства неполноценности невротика, психопата или душевнобольного. Врач при этом должен систематически указывать больному на более верные и совершенные пути приспособления к жизни, к действительности. По A. Adler, психотерапевт должен довести до сознания больного необходимость возвращения в коллектив на правах рядового работника, не чувствующего «унижения» и «малоценности», но и не требующего никаких привилегий, восхваления, возвеличения и пр. A. Adler полагает, что психическая жизнь субъекта сводится к различным стратегическим уловкам, направленным на занятие какого-либо преимущественного положения, которое насытило бы «волю к власти», ущемленную чувством неполноценности. Этот метод «психотерапии» является в своей основе порочным. Ошибочно утверждение об универсальности «механизмов», которые, по мнению A. Adler, объясняют невротические реакции, все особенности человеческого поведения, психопатии, преступность и даже психозы. Автор метода является прямым продолжателем учения S Freud. A. Adler, «настаивая на комплексе силы, оказался невольным пророком, сыгравшим на руку врагам своего народа» (J. D. Bernal). Рациональная (рассудочная) психотерапия П. Дюбуа В своем учении П. Дюбуа исходит из того, что неврозы основываются на характерном для каждого отдельного случая логическом заблуждении. По мнению этого автора и его последователей, первичной является определенная слабость суждений объекта, которая будто бы не дает возможности вполне логически рассуждать и делать правильные выводы. Так, больной, который страдает боязнью высоты, не может освободиться от своего страха потому, что недостаточно убежден в его бессмысленности. Если помочь больному продумать ситуацию до конца, то он станет иначе относиться к своей фобии и сможет ее преодолеть. Психотерапевтическое влияние здесь направляется главным образом на разумное перевоспитание мышления больного, нравственное перевоспитание его личности, на изменение оценки больным его болезненного состояния. Это достигается систематическими беседами с больным, разъяснением его болезненных симптомов, расширением в процессе таких бесед его кругозора. При этом врач возбуждает в больном активность, вызывает у него критическое отношение к болезненному состоянию и, главное, убеждает своего пациента в том, что причиной болезни является болезненное воображение. Как указывает P. Dubois, «целью лечения должно быть доставить больному господство над собой. Средство для этого — воспитание воли или, точнее, рассудка». Рекомендуется пользоваться и новыми для больного научными, общественными и философскими понятиями. Наконец, рекомендуются изоляция больного (это же предлагали J. Dejerine и Е. Gauckler), перемещение его из обычной обстановки в специальную лечебницу или санаторий (если налицо ослабленное питание, показан усиленный рацион). P. Dubois полагал, что разработанный им метод целиком сводится к чисто интеллектуальному воздействию на личность. Он отрицал фактор внушения. Однако в настоящее время всеми признано, что в рациональную психотерапию входило много чисто суггестивных элементов, связанных с притягательной силой личности ее основателя. Примыкающий к P. Dubois J. Dejerine признавал, кроме того, большое значение эмоций. Оценивая рациональную психотерапию P. Dubois, можно сказать, что недостатком ее является, прежде всего, крайняя трудность чисто рассудочного воздействия на многие неврозы. ч Болезненный характер беспокоящих больного явлений обычно ясен ему и без врача и фактически не нуждается в разъяснении. И если больной в результате бесед с врачом иногда освобождается от своих невротических расстройств, то едва ли только лишь потому, что у него появилось более ясное понимание безосновательности своих страхов и критическое к ним отношение. Рассудочная психотерапия исходит из допущения существования какого-то отвлеченного человека, состояще- го из одного интеллекта, логической машины, оторванной от окружающей среды, социальной действительности. P. Dubois и его сторонники стремятся направить мышление больного на правильный путь формально-логическими построениями. Однако, отбрасывая теоретические предпосылки, рациональную психотерапию P. Dubois мы принимаем как метод, внося в него определенные коррективы. Христианская наука (Christian science) Во второй половине XIX ст. и в начале XX в. в Северной Америке получила распространение так называемая Christian science (христианская наука), созданная Мэри Беккер-Эдди. Это своего рода религиозный метод врачевания, основанный на слепой вере, своеобразный метод массового внушения. Действительно, тысячи верующих в этот метод женщин рожали под влиянием внушения без боли, производились безболезненные операции без наркоза. Все это было возможно только благодаря духовному наркотику Беккер-Эдди — «irreality of evil». Лжеучение Мэри Беккер-Эдди является методом массового внушения, самовнушения, своеобразного массового гипноза. Ее «учение» полностью противоречит логике. Она выступала против гипнотизма (магнетизма), обвиняла гипнотизеров в связи с дьяволом, писала на них суеверные пасквили, превосходившие известные со времен «молота ведьм». Мэри Беккер-Эдди считала, что душа не имеет никакого отношения к телу: более того, не существует даже болезней. Ее «учение» является шарлатанством, отличается нелогичностью с примесью средневековых представлений, религиозного фанатизма. «Социальная терапия» Б. Грейхема В настоящее время в США широкую известность получили проповеди В. Graham, в которых он, будучи евангелистом, констатирует глубокий кризис западного общества, обличает духовную нищету и упадок нравственности, предвещает близость «конца света и страшного суда». «Наш мир в огне,— пишет В. Graham.— Демоны ада вырвались на волю. Огонь страсти, алчности, ненависти и вожделения опустошает мир. Кажется, что мы бешенно несемся к Армагеддону» (World Aflame, p. 17). Причины этих явлений состоят в следующем: 1) демографический взрыв («сексуальная энергия — это один из видов пламени, вышедшего из-под контроля»); 2) «пламя противозаконности» (бунт студентов, бунт детей против родителей, рост преступности, насилие, террор); 3) «пламя расизма»; 4) «красное пламя» — угроза коммунизма; 5) «пламя неконтролируемой науки» (наука дала свет, автомобиль, компьютер, но также и водородную бомбу ); 6) «пламя политической проблемы» (нарастание восстаний, демонстраций, войн, революций). В. Graham говорит об упадке нравственного сознания, о «моральном раке», который разъедает американское общество; «мы нация опустошенных людей ... внутри наших душ — духовный вакуум». «Миллионы таблеток барбитуратов глотаются каждую ночь, чтобы помочь нации заснуть. Миллионы таблеток транквилизаторов обеспечивают нам спокойствие днем. Миллионы стимуляторов поднимают нас утром после похмелья прошедшей ночи» (Peace with God, p. 7, a. World Aflame, p. 37). Молодые люди безумно подражают моде, духовно пусты, не зная, куда себя девать, ищут выхода в алкоголизме и эскапизме. «Они — как ряды прекрасных новых автомобилей, совершенных во всех деталях, но в баках которых нет горючего» (Peace with God, p. 7). Но наиболее характерной чертой западной морали, пб В. Graham, является культ секса, насилия и садизма, всюду рекламируются разврат и порнография. Общество же равнодушно смотрит, как попираются моральные устои, калечатся неокрепшие души. В. Graham пропагандирует элементарные нормы морали с позиций Библии, пытаясь доказать, что материалистическое мировоззрение тождественно аморализму. Он пишет, что богом современного человека является техника, богиней — секс. Многие люди больше интересуются тем, как достичь Луны, чем тем, как попасть на небо, более озабочены завоеванием космического пространства, чем завоеванием самих себя, больше стремятся к материальному благополучию, чем к внутренней чистоте (World Aflame, p. 33). Каковы же причины этого общественного кризиса? По В. Graham, это — грех. Он «...причина всех волнений, корень всех горестей...» Он извратил природу человека. Все умственные расстройства, все болезни, всякое разрушение, все войны исходят от греха. Он вызывает сумасшествие в мозге и отравляет сердце (Peace with God, p. 7). И далее: «Ни на минуту не сомневайтесь в существовании дьявола! Он весьма конкретен и весьма реален! И он очень умен! Взгляните еще раз на первую страницу сегодняшней газеты, если вы сомневаетесь в личности дьявола. Включите своё местное радио или послушайте комментатора телевизионных новостей, если вам кажется, что вам нужны конкретные свидетельства» (Ibid., p. 50). Но как же лечить общество? Лечение определяется диагнозом. Если конечная причина ?сех бедствий лежит в греховности, то излечить общество может лишь ликвидация рокового наследия Адама. Ведь подлинную историю человечества можно представить так! «Его прошлое полно греха; его настоящее переполнено горем; неизбежность смерти ждет его в будущем» (Ibid., p. 11). При этом ад, по В. Graham, место такое же реальное, как Лос-Анджелес, Лондон или Алжир. Выход из создавшегося положения в обращении к богу, принятии Библии как руководства к жизни «...Библиотеки, студии и интеллектуальные приобретения — всего-навсего пустота по сравнению с комнатами молитвы» («Decision», May, 1964, p. 51). В. Graham призывает к гостеприимству, взаимному уважению, к «человеческим отношениям» и «возрождению в боге». Основной целью жизни должно быть приготовление к смерти. В. Graham отрицает возможность научного подхода к решению социальных проблем. Его «программа» ликвидации социального зла утопична, так как он призывает к перестройке «внутреннего» мира человека, не затрагивая действительных причин социальных бедствий. Психотерапия Zen В основе этого метода лежит теория одной из школ махаянистского буддизма, проповедующая «мгновенное просветление». Это учение, начиная с XVI—XVII вв., оказывает большое влияние на философию, психологию, религию, искусство Японии. С 40-х годов XX в. эта теория модернизируется и получает широкое распространение в Западной Европе и Америке, становится предметом особого внимания представителей таких направлений, как экзистенциализм, фрейдизм, структурализм (D. Т. Suzuki, D. Т. Fujisawa Chikai, J. Blofeld, D. Т. Juzumi, E. Fromm и др.). Zen отвергает конфуцианство как учение, погрязшее в искусственных понятиях; церемонии зен-буддистов посвящены реализации догмы о том, что «каждый человек — это Будда». В основе «пути Zen» лежит представление о единой реальности, в которой растворяются субъект и объект; по сравнению с ней понятия субъекта и объекта, движения, времени, зла и добра — относительны, условны. Единая реальность тождественна индивидуальному сознанию. Характерной чертой этого учения являются интуитивизм и иррационализм. Зен-буддизм, так же как и йога, даосизм, ставит своей целью достижение «просветления», сатори — «состояния свободы». Зен-буддизм сходен с йогой, поскольку одной из задач йоги-ческой тренировки является подавление дискурсивного, словесного знания. До XII в. последователи зен-буддизма считали, что состояние «свободы» достигается не путем тренировки, как у йогов, а «непосредственно», путем «мгновенного просветления» (Q а т о р и); это «просветление» надо открыть в себе, а не искать й канонических книгах; оно — «истинная природа» человека и открытие ее может произойти в любой момент. Представители нового направления зен-буддизма уже применяют систему тренировок (школа ринозай), в противоположность старой школе — сато. Сложная система тренировок состоит из б ступеней и длится 30 лет. Zen рекомендует прежде всего вести «естественную жизнь». Для достижения состояния «просветления», а затем и излечения от многих болезней (неврозов) зен-психоте-рапевты предлагают неподвижное сидение в течение нескольких часов; так же, как йоги, они уделяют внимание правильной позе и дыханию. По утверждению японского психиатра S. Morita, психотерапевтическая система зен показана при неврозах. В основе этого вида терапии, по S. Morita, лежит три принципа: 1) использование лечебного влияния природы на человека; 2) признание лечебного влияния труда для мобилизации душевной деятельности; 3) принятие при лечении определенной позы. В последние годы ортодоксальная система зен несколько видоизменилась, хотя и незначительно. Терапия имеет четыре фазы, госпитализация больных длится от 13 до 60—180 дней. Система zen применяется также амбулаторно как метод индивидуальной, так и коллективной терапии. Следует сказать, что в этой психотерапевтической системе большая роль отводится суггестии и самовнушению. A. Kasamatsu и Т. Hitai при помощи экспериментальных методов исследования установили, что показатели ЭЭГ при зен-терапии приближаются к таковым при гипнозе. Часть вторая ОСНОВЫ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОТЕРАПИИ Прежде чем перейти непосредственно к принципам и методам советской психотерапии, мы должны определить ее предмет, сформулировать то, что составляет ее содержание. Под психотерапией, или психическим лечением, понимается рациональное и планомерное использование психических средств для лечения соматических, нервных и психических болезней. По В. А. Гиляровскому, психотерапия — это система основанных на внушении психических воздействий. В эту систему входят все систематические высказывания врача и медицинского персонала (влияние словом, т. е. действие через вторую сигнальную систему), а также целого комплекса воздействий на психику различными лекарствами и манипуляциями, диетой. По В. Е. Рожнову, психотерапия есть комплексное лечебное воздействие с помощью психических средств на психику больного, а через нее на весь организм с целью устранения болезненных симптомов и изменения отношения к себе, своему состоянию и окружающей среде. Мы определяем психотерапию как прямое или косвенное словесное воздействие посредством внушения или самовнушения на высшие и низшие психические, а также соматические процессы, на личность в целом, для устранения болезненных явлений, изменения отношения к «Я» и «не-Я». Из этого определения психотерапии ясен ее предмет и метод. Различают прямую и непрямую психотерапию, подразумевая под первой непосредственное влияние на Рис. 2. И. П. Павлов. пациента словом, собственно внушение, а под второй — косвенное психотерапевтическое воздействие при помощи комплекса лечебных и организационных средств (исключая слово). Когда лечение направлено на отдельную личность, говорят о психотерапии индивидуальной, а при лечении целой группы больных применяется психотерапия коллективная. Психотерапия может быть охранительной, сти- мулирующей, а также способствующей угасанию патологического стереотипа. В основе советской психотерапии лежат принципы физиологического учения выдающегося русского ученого И. П. Павлова. Первым принципом является учение о нервизме, раскрывающее влияние нервной системы на различные физиологические и патологические процессы. Второй принцип — представление о целостности организма и единстве соматического и психического. Третий принцип — диалектическое единство человеческого организма и среды, в первую очередь социальной, и непрерывное взаимодействие окружающей среды и организма. Эти принципы учения о высшей нервной деятельности связаны с основными положениями советской психотерапии. К ним относятся: 1) целостный и индивидуальный подход к больному; 2) учет огромной психотерапевтической роли человеческого слова как мощного физиологического и лечебного фактора; 3) внимательное, гуманное отношение к больным и установление с ними эмоционального контакта; 4) высокие моральные качества врача и всего медицинского персонала; Рис. 3. С. С. Корсаков. 5) признание важной роли внешних факторов в психотерапии. Одной из задач советской психотерапии является уточнение физиологических механизмов, обусловливающих действенность психотерапевтических методов. В советской психотерапии осуществляется социальная активация поведения' больного на принципах коллективизма, гармонических отношений между обществом и личностью. Исходя из учения И. П. Павлова о высшей нервной деятельности, советские психотерапевты научно обосновали и применили психотерапию внутренних болезней и различных соматических заболеваний (в акушерстве и гинекологии, дерматологии, хирургии, терапии и т. д.). Для советской психотерапии характерны комплексность, сочетание различных методов и приемов, в частности психотерапевтических воздействий, с другими видами терапии (медикаментозной и др.). Советская психотерапия, опираясь на философию диалектического материализма, психологию, учение о высшей нервной деятельности, имеет в своей основе систему крупнейшего психиатра С. С. Корсакова, к которой относятся: моральное влияние на больного как основа лечения душевных болезней; принцип нестеснения, комфорт, ласковое отношение к больному; постельный режим, покой, терапевтическое влияние на больного окружающей обстановки, рабочий режим. Наши психотерапевты должны руководствоваться также принципами воспитания, выработанными такими талантливыми педагогами, как К- Д. Ушинский, А. С. Макаренко. Советская психотерапия — это живое, постоянно обогащающееся уцение. В ней отражены все достижения физиологии, психологии, философии. Она сложилась и развивается в постоянной борьбе с идеалистическими, антифизиологическими учениями. В советской психотерапии находит свое высшее выражение принцип рефлекторной теории. Психотерапия в состояния бодрствования В системе советской психотерапии центральное место занимает психотерапия в состоянии бодрствования. Основными моментами ее, по Н. И. Иванову (1962), являются следующие. 1. Ознакомление больного с характером заболевания и убеждение его в том, что болезнь вполне излечима. 2. Обсуждение с больным его отношения к заболеванию с целью преодоления депрессии, тревожной мнительности и др. 3. Выяснение условий жизни больного, тщательный анализ психотравмирующих моментов. Это необходимо для, обеспечения перестройки системы отношений личности. 4. Мобилизация больного на тщательное выполнение лечебного режима; активное обучение больного конкретным приемам противодействия симптомам болезни. 5. Активизация трудовой деятельности больного, включение его в социальную жизнь. Целостный подход к больному Проблема целостности организма, в частности проблема единства соматического и психического, рассматривается с точки зрения диалектического материализма, трактовки категории всеобщего и единичного. Уже в древности врачи считали, что необходим целостный подход к больному человеку. Так, античные врачи не противопоставляли соматическое психическому. Платон в трактате «Хармид» приводит слова Сократа: «Как нельзя приступить к лечению глаза, не думая о голове, или лечить голову, не думая о всем организме, так же нельзя лечить тело, не леча душу». ' Для отечественной и передовой зарубежной медицины наиболее характерно стремление к целостному кли*-
ническому восприятию больного человека. Основное направление развития русской клинической медицины впервые наметил отец русской терапевтической школы М. Я- Мудров. Он писал, что «...врачевание не состоит ни в лечении болезни, ни в лечении причин... врачевание состоит в лечении самого больного». Другой русский ученый, К. Н. Устимович, стоя на материалистических позициях, ясно сознавал необходимость не только объективного изучения сущности психических процессов методами естествознания, но и,изучения живого организма как единого целого. Киевский клиницист-экспериментатор И. В. Чешихин, мировоззрение которого развилось под влиянием классиков русского естественнонаучного материализма, воспринявший квнцепции И. М. Сеченова и С. П. Боткина, писал, что все части организма, все системы, органы с их отправлениями находятся между собой в тесной связи, зависимости и взаимодействии, что деятельность всех органов и систем, благодаря нервной системе, находится «в неразрывной связи с психической стороной организма». Выдающийся отечественный психиатр С. С. Корсаков также говорил о целостном подходе к больному. Он писал, что психиатрам необходимо, во-первых, знать, что у психически больных существуют также и физические симптомы, а, во-вторых, при обследовании психически больных нельзя упускать из_ виду состояние всего организма. Такого же взгляда придерживался и В. М. Бехтерев. И уже в наше время П. Б. Ганнушкин прямо выступает против метафизического направления функциональной психологии и выдвигает принцип единства психической деятельности, считая, что каждого больного необходимо изучать как целое. Метод целостного клинического изучения больных не всеми внедрялся в медицинскую практику из-за существующей и до сегодняшнего дня определенной разобщенности соматических и психиатрических клиник. К сожалению, интерес врачей-соматиков к состоянию психики больных часто сводится к привлечению для консультаций врача-психиатра, а не к изучению психического соматического и неврологического состояния самим лечащим врачом. По справедливому замечанию А. Г. Галачьяна (1954), метод целостного клинического изучения и лечения тормозится не только потому, что терапевты игнорируют состояние психики больных, но и потому, что и психиатры игнорируют соматическое состояние.
|
|||
|