Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Anne Ancelin Schutzenberger 11 страница



Все происходит так, как если бы состав и структура семьи были повторяющимися и наследовались психологически, как если бы существовал единый для всех неписаный закон — как для духа, так и для тела.

Если же быть более точными, ее мать повторно вышла замуж за вдовца, и Жизель воспитывалась под одной крышей с подростком — сыном своего отчима. «Родители» дают им совместное воспитание, «как брату и сестре» в рамках «воссозданной семьи». Однако они начинают «встречаться» и женятся. После родов у Жизель происходит пси-хотическая декомпенсация и ее отправляют в спецучреждение.

Некоторые виды наследства можно считать дарами — такие,] как музыкальная одаренность в семье Бахов (Иоганн-Себасть->' ян, Иоганн-Христиан). Другие наследуют качества — вынос-; ливость, ловкость, спортивные или художественные таланты,: технические навыки или ловкость рук... Но в этих наследствен­ных" структурах иногда появляются труднообъяснимые вещи.

Семья де Мортелак:

смерть детей в раннем возрасте

в нескольких поколениях

Вот история известной древней семьи де Мортелак, корни которой теряются в эпохе крестовых походов. Как-то после лек­ции о «повторяющихся трансгенерационных связях» неизвес­тный слушатель предложил мне пойти «побеседовать и выпить стаканчик вина». Он хотел поговорить со мной о том, что мои выводы разбередили в нем: в его семье из поколения в поколе­ние передавались драматические события. В детстве он был травмирован смертью своего маленького брата. Он представил­ся Жаном де Мортелаком и рассказал, что история его семьи насчитывает, насколько ему известно, более тысячи лет. И в каж­дом поколении ребенок трех лет или моложе умирает в воде — в озере, болоте, пруду... Эта повторяющаяся угроза настолько уг­нетала его, что он решил не жениться и не заводить детей.

Мы знаем, что фамилии часто происходят от прозвищ. Фа­милия нередко связывается с конкретным местом (Дюлак, Дюпон, Дюмулен — французские фамилии, созвучные словам «озеро», «мост», «мельница»), с географическим названием (Ломбар — родом из Ломбардии, Жермен — германец, Тулуз, Сарагос — соотносятся с одноименными городами), с профес­сией (Буланже — булочник, Буше — мясник), с физической (Легран — большой, Лебрен — брюнет, Легро — толстый) или морально-интеллектуальной характеристикой (Лебон — хоро­ший, Кретен — кретин), или напоминают о событиях (Лекруа-зе — крестоносец, Лепендю — повешенный...).

11 Наследственность больше психологическая или умственная, чем биологическая, может быть чем-то вроде энграммы (то есть следом, оставленным в памяти тем или иным событием в процессе биоэлектрического функционирования мозга).

Что касается фамилии де Мортелак («морт» — смерть, «лак» — озеро), она означает, что, весьма вероятно, раньше в семье произошла запомнившаяся многим внезапная смерть: взрос­лый или ребенок умер в воде — в пруду, озере, болоте, большой луже, реке... Это, вероятно, объясняет происхождение прозви­ща или фамилии.

Но повторение этого факта? Что происходит, почему и сей­час, в наше время, в каждом поколении де Мортелаков погиба­ет маленький ребенок?

Я не работала ни над их семейной историей,, ни нэд гене­алогическим древом, ни над геносоциограммой — я всего лишь поговорила с одним мужчиной из семьи де Мортелак, а затем с одной из его внучатых кузин (урождённой де Мор­телак), которая тоже потеряла и маленького брата, и малень­кого ребенка (ее мать также потеряла брата, но ничего ей не рассказывала «ради ее же блага», чтобы оградить от пережи­ваний).

Отметим все же, что смерти малолетних детей часто проир-ходили даже в королевских семьях: Людовик XIV потерял ма­лолетних детей. Даже в XIX веке почти половина грудных де­тей не доживала до года.

Но в семье де Мортелак и в XIII веке, и при Людовике XFV, и в 1990 году в воде погибает ребенок, который уже ходит, и всякий раз как бы нечаянно. Это не значит, что над семьей тя­готеет проклятие — я не верю в проклятия. Однако хотелось бы найти объяснение, причину.

Может быть, это неосознанное «предсказание», или искуп­ление, или напоминание, или метка, или указание на неулови­мый и даже непомышляемый факт?                              , , „ „

t

Предсказания и проклятия в истории

Что касается проклятий и сбывающихся предсказании, даже в истории Франции есть тому примеры.

Король Филипп Красивый (1285-1314) упразднил орден там­плиеров (1312) и приговорил к смерти великого магистра орде­на Жака де Молей. 18 марта 1314 года тот воскликнул перед

смертью на костре: «Папа Клеман! Шевалье Гийом! Король Фи-! липп! Меньше чем через год вы предстанете перед Божьим су- i| дом, чтобы получить справедливое возмездие! Будьте вы про- \ кляты, прокляты! Проклятие всем вам и всему вашем роду до: тринадцатого колена!»

И в течение последующих месяцев 1314 к все трое соучастии- ■ ков этого несправедливого осуждения поплатились: король Фран­ции, папа Клеман, кардинал (который возглавлял суд) — все они умерли в том же году, затем старшего сьша Филиппа Красивого постигла та же участь — он был, вероятно, убит через полтора года.

Эта династия французских королей очень быстро угасла. | Настал конец правления Капетингов.

На смену им в 1328 году пришли их кузены Валуа, затем их кузены Бурбоны (Генрих IV (1589-1610) был убит, Людо­вик XIII, Людовик XIV, Людовик XVI — отправлен на гильо­тину). Напомним, что Людовик XVI вышел из тюрьмы Кон-сьержери, принадлежавшей тамплиерам, через ту же дверь, что и Жак де Молей четыреста шестьдесят семь лет тому на­зад, и отправился навстречу мучениям. Это было тринадца­тое поколение.

Можно ли говорить о «Божественной справедливости»?4

Мы не решаемся думать о проклятии!— пожелании зла, выс­казанном торжественно и действующем на будущее людей, но тем не менее Жак де Молей произнес проклятие на костре. Од­нако таковы факты: костер, проклятие, смерть короля, тринад­цатое поколение. Что это — чистая случайность? Совпадение? Синхрония, со сдвигом во времени? Автоматическое осуществ­ление предсказаний?

Сторонники Декарта сказали бы, что это конечно же чис­тая случайность (Людовик XVI — тринадцатое поколение фран­цузских королей, считая от Филиппа Красивого).

Возьмем другой исторический факт, опять из семьи фран­цузских королей.

Конечно же чисто случайно двумя веками позже в год двух­сотлетия великой французской революции (1989) пятидёсятид-вухлетний внучатый кузен Людовика XVI принц Альфонс де Бурбон, герцог Анжуйский, президент оргкомитета зимних

Олимпийских игр «лишился головы»12 на поле из-за забытой проволоки, когда он проверял олимпийскую лыжню в Бивер Крик в понедельник 30 января 1989 г. Он получил смертельное ранение головы в тот же месяц годовщины (±несколько дней), когда погиб его предок Людовик XVI, 21 января 1793 г.

Напомним, что Альфонс де Бурбон месяцем раньше — 21 де­кабря 1988 года выиграл судебный процесс, на котором его ку­зен Генрих Орманский оспаривал права на наследство. Именно его признали истинным Бурбоном, потенциальным претенден­том на трон Франции. Подчеркнем также, что с 1789 г. посол из Мадрида напоминал о правах испанских Бурбонов на французс­кий трон в случае несчастья с Людовиком XVI и его потомками. Людовика XVI сменили на троне его братья Людовик XVIII и Карл X, затем их французские кузены (потомки Филиппа Эга-литЗе, который голосовал за смерть Людовика XVI) после «Трех великих дней» {июль 1830), Луи-Филипп (до 1848 г.).

Эффект «сильного слова».

Проклятие Катона: «Delenda Carthago est»

Не веря в проклятие, можно задуматься об эффекте сильно­го слова, сопровождающего сильную эмоцию, особенно исходя­щего от авторитетной фигуры13 — священника, лекаря, родите­ля, учителя.

Мы можем задаться вопросом о том, что произошло с Ка-петингами, об их конце, об автоматической реализации пред-

12 Таковы были заголовки парижской прессы. Одна лишь деталь неверна: принц умер от перелома черепа — даже если смерть была вызвана железной проволокой, на которую он налетел. Для сторонников легитимности он является законным «королем» Франции - Луи XX. И недавно он возглавлял праздник тысячелетия рода Капетингов (cf. Thierry Ardisson «Louis XX», а также ведущую прессу). 9 февраля 1989 г. в полдень в королевской базилике Сен-Дени соберется толпа на большую мессу — реквием по гер­цогу Анжуйскому — кузену Хуана Карлоса испанского и дальнему кузену Луи XVI.

13 Именно из-за бессознательного характера воздействия того, что говорится или предсказывается, я не доверяю астрологии, гаданию на картах, чтению линий на руке, ясновидению, так как никто не знает, реализуется ли иногда предсказанное несчастье именно из-за произнесенного сильного словца, которое в сознании людей ведет к не­удаче, смерти, несчастному случаю и делает, таким образом, их возможными или про­гнозируемыми, воздействуя тем самым на изменение тела - пространства - времени -будущего (это как бы приближает «автоматическое свершение предсказаний» и как бы создает стресс пророчества). Именно это и может быть сглазом, знакомым нам по мно­гочисленным сказкам, легендам, историям о колдунах и превратностях судьбы.

11 — 1543

сказаний в адрес действующих лиц и их потомков, но пока это лишь констатация фактов и вопросы без ответа.

Но от отрицательного предсказания может возникнуть . стресс, аналогичным образом может улучшаться ситуация при благоприятном предсказании и позитивном взгляде (эффект Пиг­малиона).

Delenda: гнев отца и пол ребенка

Чтобы закончить это обозрение моих трансгенерационных исследований, расскажу о своем открытии значимой весомости слов, если можно так выразиться, в культуре, отличной от на­шей.

Я работала с семьями, их историей, с генеалогическими де­ревьями в других странах, помимо Франции, — в странах Ближ­него Востока, в Тунисе.

Я хотела бы рассказать историю одной арабской семьи, где было множество дочерей: Джамиля, Айша, Лейла, Ориана, Яс-мина. И вот рождается шестая дочь, отец называет ее Делен-дой. На следующий год появляется сын Мухамед, затем второй сын Али. Все это происходит в районе Карфагена.

Я *шого раз встречала подобную конфигурацию — в семье одна за другой рождаются дочери, а после Деленды — первый сын после множества девочек.

Что означает ДелендаЧ Это не арабское имя, а латинское сло­во. Оно является частью призыва древнеримского сенатора и писателя Катона: «Delenda Carthago est» («Карфаген должен быть разрушен»),

И вот уже две тысячи лет в окрестностях Карфагена, когда крестьянин или горожанин уже «больше не могут выносить» рождения многочисленных дочерей, они в гневе называют Де-лендой последнюю новорожденную, и девичьему роду прихо­дит конец. Ни с Делендой, ни с другими дочерьми ничего пло­хого не случается. Но девочки перестают рождаться и появля­ются мальчики.

Эта традиция в здешних краях продолжается две тысячи лет. Случайность? Объяснения нет. Можно было бы сказать: все это предрассудки. Но как действует предрассудок, чтобы предоп-

Упрощенная геносоциограмма Деленды. Серия дочерей в семье, живущей в окрестностях Карфагена

ределить пол ребенка? Сила слова? Но как «сила слова» влияет на генетику? Если отец скажет: «Лишь бы родился мальчик!» или «Я хочу сына!» — это не действует.

Нужно, чтобы отец разозлился, чтобы он был вне себя пос­ле рождения множества дочерей — при рождении пятой, шес­той, а то и седьмой дочери. Нужно, чтобы он назвал ее Делен-дой, и тогда родится сын. Это происходит в семьях неграмот­ных людей, которые слыхом не слыхивали о пунических вой­нах, — так говорят и делают две тысячи лет во всем Магрибе14.

Священник: эффект неверно понятого «сильного слова»

Возьмем другую семейную историю. В психодраматической группе несколько лет тому назад одна дама сказала:

— Я беспокоюсь: моя внучка тяжело болеет астмой, боюсъ> как бы она не умерла.

— Почему?

— Потому что моя старшая дочь тоже болеет... Моя старшая сестра умерла... Мать потеряла старшую сестру... Бабушка по--теряла старшего брата... Вот уже во многих поколениях нашей семьи старший ребенок умирает в детстве.

14 Я написала президенту Бургибе, попросив его о проведении статистического исследования, но он не ответил.

И*

И добавляет:

— Я хочу остановить это, но не могу! Я говорила об этом с нашим врачом, и он тоже очень беспокоится за дочь.

Я прошу ее подробнее рассказать об истории своей семьи, и, в ходе разговора мы изображаем на доске ее психогенеалогию, геносоциограмму.                                                              ;

Мы работаем с ней над тем, что происходит в течение не­скольких поколений, и терпеливо ищем выдающиеся события в жизни прапрабабушек и прапрадедушек, поднимаясь все выше во времени — Третья республика, империя, революция (полу­чается семь — восемь поколений за два века).

Это земледельцы, перемещались они мало. Крестьяне Са­войи во время революции прятали у себя священника, после террора тот вышел из укрытия. Он их отблагодарил — благосло­вил, сказав: «Да будет старший ребенок в каждом поколении вашим хранителем».

С тех пор вот уже два века старший ребенок в каждом поко­лении становится как бы «небесным ангелом» и охраняет их покой.

И эта женщина с тоской переживала смерть детей в каждом поколении как своего рода необъяснимое проклятие семьи.

Любая система зависит от своей экосистемы. Я стала раз­мышлять о контексте и о референтных рамках этой семьи в те времена и сейчас.

Я долго говорила с этой дамой и объяснила, что все можно понимать иначе, что есть разница между благословением и про­клятием, что фразу: «Старший ребенок в каждом поколении будет вашим хранителем», можно истолковать по-разному в за­висимости от используемой референтной рамки. Следователь­но, если вдруг дочь стала бы врачом или медсестрой, она могла бы заботиться о матери, когда та станет старой или заболеет. Заботиться о семье можно по-разному... Либо лечить (врач, медсестра, фармацевт), либо быть полезным членом общества, помощником (булочник, земледелец, жандарм, нотариус, бан­кир... кюре, монахиня, психотерапевт...).

Итак, мы поместили фразу и предсказание в другую смыслов вую рамку.

Д64

С тех пор что-то изменилось в ее видении, в жизни, и ма­лышка поправилась. Десять лет спустя она по-прежнему жива и хорошо себя чувствует. Впервые со времен революции стар­ший ребенок в этой семье не умирает.

Повторение событий в каждом поколении вот уже две сот--ни лет — как такое возможно? Почему? Что происходит? Где это записывается в семейное и персональное бессознательное? Как осуществляется передача! Что это — разновидность энграм-мъй Какой в этом смысл?

Как прервать цепь?

Почему и как слово (терапевтическое) ее останавливает?

Что происходило в этой семье, чтобы старший ребенок уми­рал? Это серьезные, ответственные люди. Они живут в хоро­ших условиях, заботятся о своих детях.

Что происходит, почему со времен революции до наших дней, т. е. в семи поколениях, что-то не срабатывает и старший ребенок заболевает, получает ранение и умирает?

И почему, когда мы прояснили и переосмыслили фразу, про­изнесенную священником, этого больше не происходит?

Как будто у семьи не было права знать и говорить и в то же время не было права забывать. Надо было, чтобы обо всем этом давали знать, но не говоря открыто, даже не зная то, что это из­вестно и передается, — дьявольски довлеющая двойная связь {double bind), двойной гордиев узел.

Мы обнаружили здесь главную характеристику этой тайны. Ги Ауслоос15 (Guy Ausloos) так же, как и мы, отметил, что ее запрещается и знать, и не знать одновременно.

Все происходит так, как если бы бессознательное имело хо­рошую память и старалось одновременно и напомнить факты, и нанести удар — не говоря, не объясняя. Но то, как бессозна­тельное указывает на событие, зависит от того, как семья по­нимает и интерпретирует происходящее и реагирует на него.

Контекст, как и жизнь, видны, их можно прочесть, интер­претировать в определенном контексте, в заданных рамках. Можно что-то взять из одного контекста и перенести в другой контекст или рамку, и та же фраза будет освещаться по-иному,

15 Ausloos Guy (1980),« Les secrets defamille», in Annales de psycbotherapie: changements systemiques en therapie familiale, Paris, ESF, 62-80 (collectif)-

можно изменить рамки события — проклятия, и оно станет бла­гословением.

То же самое можно, кстати, увидеть и в случае рака в после­дней стадии. Из непреодолимой ситуация может стать трудно­преодолимой и даже просто трудной, но захватывающей при попытке ее преодолеть (понятие hardiness — стойкость), как подтверждают своим примером люди, выжившие в концентра­ционных лагерях,

Удивительно обнаруживать в геносоциограммах эти повто­рения, прослеживающиеся из поколения в поколение, как если бы что-то произносилось. Это происходит на «другой сцене», как выражались Фрейд* и Гроддек, но протянутая красная нить ведет нас дальше за кулисы.

Конрад16 уже сказал, что «все происходит так, будто огром­ная, мощная и невидимая рука была готова опуститься на чело­веческий муравейник, схватить каждого из нас за плечи, столк­нуть головами, разбросать в неожиданных направлениях к не­избежным целям наши неосознанные силы, как будто сверхъе­стественная сила ведет нас к нашей судьбе».

А когда занимаешься серьезными физическими болезнями типа рака, то замечаешь повторения и\значимые связи при со­ставлении геносоциограммы — полного генеалогического древа с указания имен, семейных связей, болезней, несчастных слу­чаев, основных событий в жизни, памятных мест, крупных из­менений в жизни, разрывов и перемен.

Указывая на эти повторения и освещая их, можно улучшить ситуацию, когда пациент тяжело переносит трудный период уяз­вимости. Перегруппировав по-иному, изменив жизненный сце­нарий по отношению к болезни и смерти, многочисленным несчастным случаям или неудачам, можно сделать его позитив­ным, и тогда клиент сможет вновь стать действующим лицом, делать выбор и, наконец, жить.

Переосмысление серьезной болезни в повторяющихся се­мейных ситуациях придает им иной смысл и часто изменяет течение болезни.

* См. Приложение: «Оно говорит с другой сцены», с. 209.

" Беседа, записанная на кассете в Центре ПомПиду в Париже во время выставки Дали в 1980-х гг., и автобиографический труд «Как становятся Дали».

Я не хочу сказать, что непременно удастся предотвратить смерть или драматические последствия несчастного случая. Но можно иначе относиться ко всему.

Часто все утрясается, и человек преодолевает уязвимость, когда получает возможность поговорить о том, что произошло. Ситуация расшифровывается, когда выстраивается «красная нить» событий и клиент следует за ней, когда события ставятся в определенные рамки, представляются иначе, когда говорят о тайне, когда добираются до невысказанного. Иногда удается дифференцировать семейную привязанность, уважение, лояль­ность по отношению к семье и идентификацию с другим («не­видимую лояльность семье») в такой степени, что человек пе­рестает жить жизнью другого или умирать, как и он. Это часто выявляется, когда сталкиваешься с синдромом годовщины.

В моей терапевтической практике, особенно с тех пор, как я стала заниматься трансгенерационном анализом, встречались семьи, в которых повторялись болезни, несчастные случаи или невольная смерть в одном, двух или даже нескольких поколе­ниях по непонятным причинам, но клинически это констати­руется как «отметина на теле».

Я беру на себя смелость утверждать, что работа по выявле­нию связей и повторений и их декодированию придает смысл событиям и позволяет управлять ими. Когда начинают видеть и понимать, появляется смысл, меняется контекст, из глубины проступает новая форма, все изменяется: человек дышит, из­бавляется от груза прошлого, часто меняется его тело и жизнь. Он становится другим... а иногда приходит и выздоровление.

Ван Гог, Дали и Фрейд: замещающий ребенок и ребенок восстанавливающий

Необъяснимые факты замечены и в тех случаях, когда речь идет о «замещающем ребенке», т. е. том, когда зачинают ребен­ка, чтобы заменить недавно умершего маленького ребенка иди родственника. Часто новорожденного называют именем покой­ного и/или он рождается в годовщину смерти, хотя траур не был совершен.

Если об этом покойном не вспоминают и не оплакивают его, то жизнь замещающего ребенка проходит не самым счаст­ливым образом.

Один из самых потрясающих примеров — жизнь художника Винсента Ван Гога, родившегося 30 марта 1852 г., ровно через через год после смерти старшего брата, тоже Винсента. В семье не хотели о нем говорить, но ребенку передали без изменений его двойное имя — Винсент-Вильгельм. Жизнь у Винсента Ван Гога была трагической, как будто кто-то запрещал ему суще­ствовать. Его сводный брат по отцу, Тео, с которым он был очень дружен и который очень любил его, женился. У него родился ребенок, и он назвал его Винсентом-Вильгельмом, именно из любви к брату. Несколькими месяцами позже Тео пишет брату-художнику о своем сыне: «Я надеюсь, что этот Винсент будет жить, сможет реализовать себя». Получив это письмо, Винсент Ван Гог покончил с собой. Как будто для него не могло быть двух живых Винсентов Ван Готов одновременно. Как будто брат указал ему на несовместимость присутствия обоих.

Это пример замещающегб ребенка, который занял место умершего, не оплаканного во время траура, и ему не хватило места для жизни. Этот замещающий ребенок Даже не мог гово­рить о мертвом брате, он чувствовал себя в какой-то степени «узурпатором», поскольку занял место и имя, не ему предназ­начавшиеся.

Сальвадор Дали, напротив, сумел избавиться от своего пред­назначения замещающего ребенка.

С детства он хорошо знал, что другой Сальвадор Дали, «на­стоящий», был его старшим братом, «умершим малышом», на могилу которого его мама ходила плакать два раза в неделю. Тогда он решил с помощью одной проделки отделиться от пер­вого, умершего и похороненного Сальвадора Дали — такого послушного ангелочка. Сальвадор Дали — «замещающий ребе­нок», решивший не сдаваться, шестьдесят четыре раза перепи­сал знаменитую картину Милле «Вечерний звон» (крестьянин и его жена с опущенными головами, соединив руки, молятся на пшеничном поле над корзиной с картошкой), переделав ее на свой лад.

Д68

Когда картину Милле просветили рентгеном, то обнаружи­ли под корзиной с картофелем pentimento, «покаяние художни­ка* — гробик маленького ребенка. Милле рассказывал в своих мемуарах, что когда он хотел выставить эту картину с мертвым ребенком, то один друг посоветовал ему изменить сюжет, так как первоначальный был слишком грустным, что затруднило бы продажу картины... Тогда Милле закрыл гробик корзиной с картофелем. Услышал эту историю, Дали сказал: «Я всегда чуял смерть в этой картине».

Он думал над тем, кто он, и частично понял механизм вы-живания в качестве «замещающего ребенка»:

«Я прожил смерть прежде, чем прожил жизнь [...]. Мой брат умер за три месяца до моего рождения. Моя мать была потрясена этим до глубины души [...]. И в чреве матери я уже ощущал тоску моих родителей. Мой плод омывала адская плацента. Я глубоко пере­живал это навязанное присутствие, как будто меня обделиди любовью [...]. Этот умерший брат, чей призрак встретил меня, носил имя Сальвадор — как мой отец и я, и это не случайно... Я научился жить, заполняя вакуум любви, которая мне в действи­тельности не предназначалась» (Дали, 1973, 12-13).

Не могу удержаться, чтобы не привести в этой связи пре­красный отрывок из интервью японского романиста Кенжи Нагаками (France Huser, le Nouvel Olservateur, 25.07.199117), ког­да он вспоминает о смерти своего брата — человека вспыльчи­вого, которого он не любил: «Когда он умер... я испытал силь­ное чувство облегчения... Но его смерть меня преследовала, она без конца возвращается в моих романах, одновременно с моим чувством вины за ту радость, которую я испытал тогда. Я долго думал, что умру, когда мне исполнится двадцать четы­ре года — в этом возрасте покончил с собой мой брат. Эта дата приближалась, но родился сын, и он занял место моего по­койного брата. Тогда я понял, что не умру».

Ребенок, рождающийся после смерти, не обязательно ста­новится замещающим ребенком мертвой матери (погруженной

17 Книги Нагаками, вышедшие на французском: *Тысяча лет удовольствия» и Шоре с мертвыми деревьями», Париж, Файар.

в депрессию). Иногда, наоборот, это знак, что жизнь возвра­щается, набирает силы и радость с рождением ребенка-восста­новителя. Например, маленький Зигмунд Фрейд воспитывался как обожаемый единственный сын. Он родился через три ме­сяца после смерти свого деда Шломо Фрейда (1856). Но даже печаль, вызванная смертью его маленького брата Юлия, родив­шегося позже (1857-1858), и двадцатилетнего дяди Юлия, бра­та матери (тоже в 1858 году), не изменила его места любимца.

Но эта смерть младенца, возможно, наложила на него отпе­чаток в детстве. Можно предположить, что именно его он имеет в виду в анализе своего сна Non vixit, говоря о призраке (Фрейд 3. Интерпретации сновидений. 1926, с. 417): незаменимых людей нет; посмотри, это призраки — все, кого мы потеряли, возвра­щаются.

Если Зигмунд Фрейд упоминает о призраках, то Франсуаза Дольто говорит о невидимых существах и напоминает, что Жюль Лафорг часто приводил фразу Блаженного Августина: «Мерт­вые невидимы, но они не отсутствуют». Для нее невидимые мер­твые присутствуют вокруг нас и направляют наши действия. (Невидимки Дольто близки к Даймону\Сократа.) Это, возмож­но, другая интуиция, касающаяся способа передачи событий и, травм от поколения к поколению.

Сандрина и другие:

помечающая — помеченная годовщина

Анализируя историю двух братьев — Люсьена и Бернара, умершего и живого, мы уже говорили о синдроме годовщины и периоде уязвимости (тот же возраст, то же время года, даже дата совпадает день в день), о некоторых трудных событиях, болез­нях, несчастных случаях, смертях, «недомогании»...

«Мертвые хватают живых», — говорили римляне. Как будто мертвый ребенок или подросток толкает к смерти другого ре­бенка или подростка. Часто это становится драмой «замещаю­щего ребенка», о которой мы уже говорили.,

Грегори Бейсон рассказал мне в 1976 г., как его сильно по­разило самоубийство старшего брата в возрасте двадцати двух

лет, которое произошло 22 апреля 1922 года. Мартин Бейсон выстрелил в себя из револьвера в центре Лондона на Трафаль­гарской площади в годовщину рождения своего старшего брата Джона (22 апреля1898 г. — 14 октября 1918 г.), который погиб во время Первой мировой войны.

Одна из моих студенток в университете Ниццы, назовем ее Сандриной, составляла свою геносоциограмму. Обрабатывая ее, она обнаружила как бы цепную реакцию в своей семье. Ее мать умерла от рака 12 мая. На следующий год ее дядя (брат матери) 12 мая попал в аварию и погиб. Позже она приходила ко мне, чтобы поработать над смертью своей бабушки, умершей есте­ственной смертью тоже 12 мая. Разбирая семейные бумаги, она обнаружила, что ее дед погиб 12 мая от несчастного случая, а двоюродный дедушка и крестный (деда) были убиты на войне 12 мая.

Она сама плохо себя чувствовала весной, с трудом дышала, и ее должны были оперировать 12 мая, дату хирург назначил случайно. Но она решила, что это уже чересчур и перенесла дату операции (закончившейся успешно) на более поздний срок.

После составления своей геносоциограммы Сандрина за­нимается генеалогическими исследованиями, чтобы выяснить судьбу предыдущих поколений, предков двоюродного дедуш­ки своего дедушки, чтобы понять, почему и как вновь и вновь возникает эта дата, связанная со смертью членов ее семьи раз­ных возрастов, помечающая всю их семейную жизнь.

Возьмем второй пример годовщины смерти, которая про­изошла не в семье, а у близких друзей, часто бывающих в доме. Это особая семья, столь же близкая, как кровные родственники. Те и другие принадлежат тому, что Морено называет «социальным атомом» личности, ее эмоциональным окружением, кого лю­бят или ненавидят, они существуют где-то в бессознательной сфере, в предсознании и сознании.

Конечно, к этому следует добавить любимых домашних жи­вотных. Часто бывает, что дети иногда на всю жизнь остаются под впечатлением трагической потери домашнего животного, часто не оплаканной совсем или оплаканной недостаточно. Так бывает и с одинокими женщинами: кошка, собака, попугай за-

меняют им детей, которых никогда не было или которые ушли из дома. Случается это иногда и с мужчинами, переживающи­ми из-за своей собаки.

Люди, животные или вещи (бабушка, няня, добрая соседка, собака, пианино, семейный дом, картина), составляющие «соци­альный атом», часто должны заноситься в геносоциограмму, но помечаться другим цветом.

Ливия и Мария — две сердечные подруги, они очень близ­ки со времен детства. В один прекрасный день Мария выходит замуж и ждет ребенка. Тогда Ливия тоже решает завести ребен­ка. Мария умирает в родах 27 декабря от очень редкого обостре­ния — фибринолиза; ее ребенок остается жив. Молодая мать-одиночка Ливия рожает ребенка через шесть месяцев. Ребенок Марии, должно быть, родился в день святого Сильвестра, его зовут Мари-Сильвен, а ребенка Ливии — Сильвен-Мари. Не го­воря о предсказаниях, следует напомнить, что Мария считала ребенка, которого она вынашивала, «предвестником беды» и полагала, что он принесет только печаль и проблемы.

Через десять лет, 27 декабря, выяснилось, что у Ливии рак, и ее тотчас оперируют. С тех пор у нее все хорошо.

За год до этого 27 декабря у нее случился вывих, достаточно серьезная неприятность, вынудившая ее две недели пользовать­ся костылями. Через год (т. е. одиннадцать лет спустя) она едет с семьей на зимние каникулы в горы и получает небольшую травму, катаясь на лыжах 27 декабря.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.