Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Anne Ancelin Schutzenberger 14 страница



У маленькой девочки Натали трех с половиной лет повторя­ются кошмары. Каждую ночь она с плачем просыпается, зады­хаясь (квази-астма). Я опробую рабочую гипотезу и спрашиваю у ее матери (она врач), были ли члены их семьи под Ипром или Верденом. Она отвечает: «Не знаю, как насчет газов, но семья моего дедушки жила возле Ипра». В тот вечер у маленькой де­вочки не было астматического приступа, но спустя месяц он во­зобновился. Ее мать рассказала мне об этом, я посоветовала ей предложить девочке все зарисовать. Натали нарисовала «чудо­вище» — причину своих ночных кошмаров, и это оказался... про­тивогаз (которого она никогда в жизни не видела). Мы начали исследовать историю семьи, и выяснилось, что брат деда под­вергался газовой атаке при Ипре, а ее прадед был ранен под Вер­деном в 1916 г. Когда в семье об этом заговорили, кошмары и кашель прекратились (и больше не возобновлялись, как показа­ла проверка через год). Натали родилась 26 апреля 1991 г. (напо­минаем: газовые атаки под Ипром были 22,25-26 апреля 1915 г.).

Инцест и инцест второго типа

Термином «инцест» обычно обозначают запрещенные связи между кровными родственниками (сексуальные или квази-сёк-суальные): отец — дочь, дед — внучка, дядя — племянница, бра­тья — сестры, мать — сын, иногда свекр — невестка...

Профессор Гилен Девроед, хирург из Шербрука (Канада), использует клинический тест (связанный с работами Арнольда и Дениса) для выявления и лечения травм, вызванных инцес-

том и сексуальными злоупотреблениями (или шока от сексуаль­ного домогательства), часто связанных с тяжелейшими запо­рами (последствия «анизма»).

Франсуаза Эритье в 1994 г. выявила (Les Deux sceurs et lew mere, Paris, Odile Jacob) длительную запрещенную семейную связь между лицами, ставшими родственниками в результате брака. По отношению к третьему лицу связь становится квази­инцестом: мужу нельзя иметь отношения с сестрами или мате­рью жены, а также со второй женой своего отца, так как они «заражены» «женскими флюидами», благодаря им супруги ста­новятся «единой плотью». До недавнего времени христианская церковь и закон долго запрещали это, хотя это широко практи­ковалось как в библейские времена (брат был почти обязан же­ниться на вдове своего брата, напомним, что Иаков женился на двух сестрах, Еашели и Лее), так и в наши дни в провинции и в сельской местности.

Американское и французское гражданское законодательство больше не запрещает браки между бывшими шуринами/невес­тками или зятьями/невестками (хотя в 1994 г. Вуди Ален под­нял проблему, касающуюся его отношений с приемной доче­рью бывшей сожительницы). Многие кинофильмы и популяр­ные американские телесериалы, которые показывали во Фран­ции в 1992 — 1996 гг., затрагивают тему различных браков, в том числе повторных, между кровными и некровными род­ственниками.

Синдром годовщины

Человеческое существо «имеет слоновью память» — обы­чаи и привычки в браке, число детей, а часто даже возраст смер­ти, выбор профессии осознанно передаются из поколения в поколение (межгенерационные связи), об этом говорят. От отца к сыну из поколения в поколение люди часто наследуют про­фессию: становятся фермерами, инженерами, врачами, препо­давателями, нотариусами, булочниками, военными или моря­ками. Не зная того, люди умирают и женятся в том же возрасте, а иногда в то же время или того же числа. Люди могут осознан-

но строить свои планы на этом соответствии или же действо­вать по предсказанию (неосознанно) в силу невидимой лояльнос­ти по отношению к семье (и трансгенерационной передачи).

Но лишь недавно, лет двадцать тому назад (докторская дис­сертация Жозефины Хилгард, посвященная психозам у взрос­лых в США, работы Анн Анселин Шутценбергер по раку (1983), дорожным несчастным случаям и соматическим последствиям военных травм у потомков (1994), выявили синдром годовщины и его влияние на течение болезни (для определенных заболева­ний и определенных больных), т. е. телесный психосоматичес­кий и сомато-психический аспект (bodymind, как обозначает его Эрнест Росси).

Недавние работы констатировали даже случаи кошмаров с почти фотографическим воспроизведением в памяти ужасных, не выразимых словами военных травм в нескольких поколениях у от­дельных потомков выживших узников концлагерей (Юдит Кес-темберг, Натали Зайде), геноцидов, различных массовых убийств, ужасных войн. Наиболее яркие случаи связаны с по>-томками людей, пострадавших от газовых атак под Ипром (1915) и Верденом (1916), в Седане (1870) (Anne Ancelin Schiitzenberger, 1994, 1995). Эти кошмары сопровождались различными симп­томами спазм или воспалений в ротовой полости (кашель, от­харкивание, першение, частые бронхиты, астма...).

Может возникнуть вопрос: как осуществляется этот транс­генерационный переход*, неосознанный и невольный, который «от­мечает» некоторые периоды и семейно-исторические даты, ча­сто вновь оживляя их в дни годовщин и юбилейных дат.

Можно было бы вслед за Морено говорить о семейном и групповом со-сознании и семейном и групповом со-бессознатель-ном; о двойственном единстве «мать — неродившийся ребенок» (in utero) (M. Терек); об «общей» памяти — между отцом и сы­ном, дедом и внуком; о со-Я(Ада Абрахам); о «призраке и скле­пе» (Николя Абрахам и Мария Терек), а следуя тайнам и не

* Не путать сознательную межгенерационную передачу с бессознательной иден­тификацией, бессознательной «невидимой лояльностью семье» и бессознательной транс­генерационной передачей (тайна, несказанное, сокрытое, умалчиваемое, непомышляе-мое), часто проявляющихся в виде симптомов.

высказанному родителями, — о невидимой лояльности (Иван Бузормени-Надь), о взаимопроникновении поколений, вза­имопроникновении времени {time collapse), о трансгенераци­онной передаче военных травм и о «помечающих — помечен­ных» событиях жизни.

Существуют многочисленные клинические подтверждения по­добных передан и несколько работ статистического характера (Хилгард). Однако, несмотря на открытие новых нейропередат-чиков, пока не выяснено, каковы пути передачи приобретенных черт (неврологические или генетические) и факторы передачи.

Когда людям дают возможность высказаться и помогают разговориться, побуждают рисовать, вновь проигрывать сцены на психодраматических сессиях (в виде маленьких «виньеток»), то таким образом удается прекратить травмирующее воздей­ствие и траур с помощью символического акта, завершающего неоконченные действия*. Когда понимающий человек — кон-тейнирующий психотерапевт** слушает и слышит, у таких па­циентов и даже у их детей симптомы часто прекращаются.

Два клинических случая синдрома годовщины***

Мириам, или рассказ о материализации семейного бессознательного

Мириам было 13 лет, когда в результате несчастного случая она напоролась на железный прут, которым в Квебеке обрам­ляют дорцги.

Это случилось зимой, незадолго до Рождества. В ожидании почтальона Мириам играла на горках скопившегося снега. Она

* Именно это в групповой динамике в рамках школы Курта Левина называют эф­фектом Зейгарник: взаимосвязи внутренней напряженности при незаконченных дей­ствиях (описано в работах Б. Зейгарник [1928]).

** Определение контейнирующий близко к понятию холдинга, введенному Винни-коттом для обозначения поддерживающей среды (иными словами, терапевт, способный слушать, слышать, вмещать, не вынося суждений, не вовлекаясь).

*** Выступление профессора Жислена Девроеда — профессора хирургам (Шерб-рукский университет, факультет медицины, отделение хирургии (Квебек), Канада, центр Эстри, университетская больница Шербрука, Канада).

побежала,, поскользнулась, проскочила мимо края горки и упала на один из железных прутьев, стоявших по обеим сторонам до­роги.

Прут вмерз в землю. Врачи «скорой помощи» не могли увез-,ти инородное тело вместе с жертвой, им пришлось снять ее с прута, чтобы увезти в больницу.

Девочке-подростку трудно дышать из-за правостороннего пневмоторакса, в нем стоит дренаж. Она выживает после не­счастного случая, хотя в связи с двойным прободением двенад­цатиперстной кишки вероятность гибели достигала 50%. На самом деле металлический прут повредил входную и выходную части двенадцатиперстной кишки, вызвал разрыв девственной плевы и перфорацию правой части диафрагмы, что и спрово­цировало пневмоторакс. Все другие органы целы: мочевой пу­зырь, матка, раздвоенная от рождения, аорта и полая вена, тон­кий кишечник, ободочная кишка, печень, желчевыводящие пути и желудок. Прут прошел в нескольких миллиметрах от этих внутренних органов. Ему даже удалось пройти между прямой кишкой и вагиной, через то виртуальное пространство, кото­рое их разделяет, оба органа казались незатронутыми. Через десять дней после несчастного случая Мириам возвратилась домой.

В последуюдцие недели она была неспокойна, плохо спала, вспоминала разговоры врачей «скорой помощи»,, которые сни­мали ее с прута. По просьбе терапевта она стала рисовать проис­шествие в виде комиксов, чтобы «выявить» предмет своей тре­воги невербальным способом. На рисунке, где она накалывает­ся на прут, изображен горящий уличный фонарь, который имеет ярко выраженную фаллическую форму, он эякулирует из своего отверстия черточки света. Подпись к рисунку поясняет, что она наколота на «металлическую хреновину», таково народное на­звание железного прута в Квебеке. Когда девочку снимают, лам­па повисает...

Во время несчастного случая отец Мириам, который был явно старше своей жены, держался в стороне. Он редко прихо­дил к девочке в больницу. А ее мать приходила в клинику каж­дый день и много времени проводила в отделении интенсив-

ной терапии. Она все время раскачивалась. Когда ее спросили, чем это вызвано, Мириам ответила за нее: «Она всегда так!» А мать сказала: «Мириам хотела бы узнать мою самую большую тайну».                                                               '

Семейная тайна

Выяснилось, что мать Мириам изнасиловали двое мужчин точно в том же возрасте, когда ее дочь проткнула себя прутом. Она никогда ни с кем об этом не говорила.

Мириам сопоставляет это открытие с тем, что пережила сама. Она говорит об ухудшающихся отношениях между роди­телями и предсказывает, что они расстанутся. Мириам делает вывод, что изнасилование матери — не единственный случай в семье, подозревая, что и с бабушкой (маминой мамой) случи­лось подобное несчастье. Ей удалось выяснить, что бабушку в 13 лет изнасиловал мужчина и в 11 лет тоже. Бабушка так же, как и мать, никогда об этом не говорила.

/Мириам выздоровела физически. Осталась гиперчувствитель­ность промежности, проявляющаяся при любом обследовании, она выходит за рамки обычного и предвещает возможные сексу­альные трудности. Она продолжает регулярно приходить в боль­ницу, в хирургическое отделение, чтобы рассказывать о своей се­мье. Начинает проявляться глубокая, замаскированная экзистен­циальная депрессия. Мириам осознает, что многое делала так, «как если бы...», и что на людях носила маску.

Ноэлла, или одинокие годовщины со скальпелем

Ноэлла — старая дева, страдающая запорами. Ее госпита­лизировали, чтобы провести полную колектотомию с реанас-томозом прямой кишки и частично решить проблему затруд­ненного стула. Хирург без энтузиазма отнесся к идее такой опе­рации, но заявил, что иной альтернативы нет. Однако он поин­тересовался мнением второго хирурга, и тот заключил, что в данном случае, без сомнения, необходимо психотерапевтичес­кое, а не хирургическое лечение.

I

Больная категорически отказалась от психотерапии, заявив, что она не сумасшедшая, и предпочитает хирургические мето­ды; ей проводят колектотомию.

Через десять лет она умирает. Все это время ее каждый год госпитализировали незадолго до дня рождения. Три госпитали­зации привели к хирургии придатка лизиса. Задним числом вы­яснилось, что полную колектотомию ей делали в день ее рожде­ния.

Проф. Жислен Девроед (13 декабря 1997)

Фрейд, или Юно говорит с другой сцены»

Фрейд изучал трансформации мысли, в зрительные образы: «репрезентативное содержание возникает не посредством мыш­ления, а трансформируется в чувственные образы, которым ве­рят и которые считают живыми» (S. Freud, Interpretation des reves, p. 454).

Повторяя фразу Фехнера (Elements de Physiques, 1889, t. II, 520) о снах, которые проходят как бы на другой сцене («Szene»), Фрейд, пытаясь сформулировать, как функционирует бессоз­нательное (Standard Edition, vol 4:48 и L'Interpretation des reves, 1900, trad, fir., p. 455), описывает тонкую работу бессознательно­го, сравнивая ее с «местом психики», «не локализованным ана­томически. Это как бы идеальная (а не реальная) точка микро­скопа, где локализуется образ [...], не соответствующая ника­кой осязаемой части прибора».

Эту «другую сцену» широко комментировали французские психоаналитики: Жак Лакан (личные конспекты лекций в боль­нице Святой Анны) и его ученики, такие, как Дельрие, Пьер Кауфманн (L'Apport freudien, Paris, Bordas, 1993, p. 603), Джойс МакДугалл (Pour une certaine anormalite), Октав Маннони (Clefs pour I'Imaginaire ou I'Autre scene, Paris, Seuil, 1969, et Points, 1985, 97-99).

Фраза «это говорит с другой сцены» стала классическим объяснением того, почему так трудно описать функциониро­вание бессознательного, которое можно представить как не-

14—1543

видимую часть айсберга, управляющую поведением, в то время как сам субъект и его окружение этого не знают.

Синдром годовщины, «столкновение времен» и национальные трансгенерационные травмы в истории Косова:

28 июня 1389 г. - 28 июня 1914 г. - 28 июня 1989 г.

История и ее чудовищные преступления повторяются, ког­да память изменяет некоторым политикам и они, игнорируя прошлое, сталкивают целые народы и культуры. Есть и другая разновидность руководителей, которые слишком часто преда­ются воспоминаниям и постоянно оплакивают исторические травмы прошлого («селективный травматизм») или же эксплу­атируют их.

История Косова является наглядным тому подтверждени­ем. Это трагический пример «столкновения времен» (time collapse), «с"индрома годовщины» в политике и развязывания геноцида, как следствие несовершенного траура и «селектив­ности травм» (регулярно напбминаемых).

Вошедшая в историю битва в Косове (1389) весьма значима для понимания того, почему Первая мировая война разрази­лась в 1914 г., а также для понимания недавних (1989 — 1998) событий — резни и волнений в Косове, Албании, Сербии и быв­шей Югославии.

В средние века оттоманцы (мусульмане, турки, пришедшие из Средней Азии) и балканские христиане (православные сер­бы, а также иногда и хорваты, румыны и албанцы) сражались между собой за власть на Балканах и в Центральной Европе.

Битва на Косовом поле длилась десять часов (но до сих пор неясны все исторические аспекты) и закончилась разгромом сербов (православных) и их союзников-христиан мусульма­нами и турками 28 июня 1389 г. (cf. Vamik Volkan, Bloodlines, 1997,1. Kadare,1998) (Гипотезы из выступлений доктора В. Вол-кан и профессора А. Шутценбергер на открытии международ­ного конгресса по групповой психотерапии в Лондоне 26 ав­густа 1998 г.)

Сербский лидер князь Милош Коболлич путем предатель­ства убивает султана Мурада, который, умирая, в отместку приказывает обезглавить своего зятя — сербского князя Лазаря (причисленного с тех пор к лику святых) и более сотни сербов — 28 июня 1389.

С падением Константинополя (1453), взятого турками (от-томанцы-мусульмане), и закатом «Великой Сербии» косовское поражение становится в некотором смысле символом нацио­нального траура и особой исторической травмой для сербов, со­провождаемой культом святого Лазаря с молитвами, песнопе­ниями, святыми образами, ленточками с надписями, а также экспрессивными песнями и легендами, которые рассказывают веками. Все это отмечено «столкновением времен», т. е. прожи­вается, как если бы это было вчера.

Когда в очередную годовщину косовского поражения 1389^-эрцгерцог Франсуа Фердинанд, наследник австро-венгерского трона, приезжает в Сараево, 28 июля 1914 года его убивает серб­ский активист (Шврило ПринсиП) в отмщение за оркорбление Сербии (в Косове 28июня 1389Т., т. е. более 500 лет тому назад!), что приводит к развязыванию Пербой мировой войны (1914 — 1918) и миллионам смертей.

28 июня 1948 г. Тито исключают из Коминтерна, он отказы­вается приносить извинения и 4 июля разрывает отношения с СССР.

28 июня 1989 г. сербский лидер Слободан Милошевич дает указания вернуть в Косово останки святого Лазаря. В своем вы­ступлении по поводу открытия памятника с надписью «1389 — 1989» он напоминает о призыве (святого) принца Лазаря взяться за оружие и восстать против мусульманско-оттоманского ига: «Никогда больше мусульмане не покорят сербов», что вызовет убийства мусульман в Албании, Косове и Сербии начиная с 1989 г. и по сегодняшний день (1998 — 1999 гг.). По мнению И, Када­ре, именно в этот день и начался развал Югославии.

28 июня 1992 г. французский президент Франсуа Миттеран приезжает в бывшую Югославию в Сараево, чтобы предпри­нять (неудачную) миротворческую попытку.

14*

гп

Семейное и групповое со-бессознательное (Дж. Л. Морено).

Социальное и межличностное бессознательное (Эрих Фромм, Карен Хорни, С. X. Фулкс)

На стыке веков Фрейд описывает индивидуальное бессозна­тельное, а затем Юнг открывает коллективное бессознательное. Дж. Л. Морено в 1940-х ходах говорит о семейном и групповом со-сознательном и со-бессознательном (которое члены группы частично разделяют сообща, исходя из совместной групповой жизни).

Эрих Фромм начиная с 1930 г. говорит о социальном бессоз­нательном (основываясь на классических социологических ра­ботах Эмиля Дюркгейма, Макса Вебера, Карла Маркса и Ро­берта Мертона).

Карен Хорни в 1937 г. применяет социологическое и антро­пологическое понятие социального бессознательного в психо­терапевтической клинике. С. X. Фулкс об этом говорит в 1964 г. (с. 512, социальное и,межличностное бессознательное), и Д. Вин-никотт предположительно попал под влияние этого понятия, говоря об «обычной преданной матери» (1965). Эта же идея встречается у многих английских авторов, как и у Джейн Ос­тин (1811).

Похожее понятие встречается у новых юнгианцев в виде «shared unconscious» (разделенное бессознательное у Зинкина, 1979, культурное бессознательное у Этель Спектор-Персон (1992), у Отто Кенберга (1993), у Ирла Хоппера, 1996, и Рене Каэса. Ада Дбрахам вводит понятие со-Я (единение мать — ре­бенок до и сразу после рождения), а Рапперт Шелдрик — поня­тие «морфогенического поля» (общение бессознательного с бес­сознательным) .

со

Типовая рамка для семейной геносоциограммы

(для каждого указывают: имя, возраст, дату рождения,

профессию, черты характера [например, работящий, веселый, музыкант и т. д.])

Рис. 11. Типовая рамка для генеалогического; (включая братьев и сестер)

бабушка по мате­ринской линии

Некоторые исторические даты,

относящиеся к приводимым

клиническим случаям

1096-1099 - 1-й Крестовый поход, 70.

1492 г. - Христофор Колумб (1451- 1506). Отъезд происходит после инквизиции, за ним следует изгнание евреев и мавров из Испа­нии (и открытие Америки).

18 марта 1314 г. - Филипп Красивый (1285-1314) приказывает сжечь на костре тамплиеров: Жак де Молей на костре проклинает его [146], затем начинается Столетняя война за наследование трона между Англией (Эдуард III был его внуком по женской линии) и Францией (Филипп VI (1328-1350) Валуа, его племянник по муж­ской линии). Тогда Франция усиливает «солический закон» (со-лические франки) первородства у мужчин, и Жанна д'Арк помо­гает «Славному дофину» короноваться в Реймском соборе в каче-

у' стве французского короля Карла VII; см. ветвь французских ко­ролей: Капетинги, Валуа, Бурбоны [146] (см. столетие, двухсот­летие, тысячелетие, поминание, месса ежегодная, годовщина, болезни).

28 марта 1888 г. — Международный совет женщин.

21 февраля 1916 г. - начало немецкого наступления под Верденом.

25 февраля 1916 г. - взятие форта Дуомон (Верден). 15 апреля 1912 г. - гибель «Титаника».

22 — 25 апреля 1915 г. - (газовая атака в Ипре), [73,120, 187] - ребе-

нок, кошмары, 127 (см. Кашлять и харкать, газ, трансгенераци­онные кошмары, годовщина, квази-астма).

24 апреля 1915 г. — (геноцид армян), [73, 127] (и Галлиполи, Дарда-

неллы) (см. также Верден, газ, [188]).

26 апреля 1986 г. - Чернобыль (утечка на ядерной станции).

6 июня 1944 г. — (высадка союзников в Нормандии) (см. Празднова­ние, высадка, кошмары, годовщина пятидесятилетняя).

1 мая — рабочие забастовки в Чикаго; 1891 в Фурми (60 погибших, в том числе 2 детей).

25 мая 1941 г. — Петен учреждает праздник матерей.

29 мая 1942 г. — желтая звезда для евреев (Франция).

6 июня 1944 г. — высадка союзников в Нормандии (см. празднова­ние, высадка, кошмары, пятидесятилетие, годовщина).

8 июня 1945 г. — капитуляция Германии (начало мира, война 1939-1945).

18 июня 1815 г. — Ватерлоо (разгром Наполеона I) [160].

18 июня 1855 г. — поражение в Малахове (возле Севастополя, Крым­ская война) [160].

18 июня 1940 г. — воззвание генерала де Голля.

28 июня 1389 г. — битва на Косовом поле, разгром сербов (православ­ных христиан) турками-оттоманами (мусульманами), убийство сербского принца Лазаря (канонизация) [194].

28 июня 1914 г. — эрцгерцог Франсуа Фердинанд, наследник Австро-Венгерской империи, въезжает в Сараево (Косово) в день годов­щины исторического поражения сербов в 1389 г., там его убивает сербский активист Таврило Принцип, что вызывает войну 1914-1918 гг.

28 июня 1919 г. — Германия подписывает в Версале мирный договор.

28 июня 1948 г. — Тито исключают из Коминтерна, он отказывается приносить извинения и 4 июля 1948 г. разрывает отношения с СССР.

28 июня 1989 г. — Слободан Милошевич, сербский лидер в бывшей Югославии дает указания вернуть в Косово останки святого Ла­заря, делает надпись «1389-1989» и напоминает о призыве прин­ца Лазаря взять оружие (что вызовет убийства мусульман в Алба­нии, Косове и Сербии).

28 июня 1992 г. — французский президент Франсуа Миттеран приез­жает в Косово, чтобы предпринять попытку (неудачную) остано­вить кровопролитие.

4 июля 1776 г. — объявление независимости Америки, затем нацио­нальный праздник, а также смерть второго и третьего американс­ких президентов, Джефферсона и Адамса, на пятидесятилетие

ч [4.07.1826, 86].

14 июля 1789 г. — взятие Бастилии (начало французской революции, затем — национальный праздник).

4 августа1789 г. — отмена привилегий (ночь на 4 августа).

4 августа 1870 г. — поражение под Виссембургом (война 1870), прус­ская армия Бисмарка разбивает МакМагона.

24 августа 1572 г. — день святого Валентина, массовое убийство гуге­нотов (протестантов), убийство адмирала Колиньи, 5000 убитых в Париже, Генрих IV остается в живых (24 августа 1997 папа Иоанн Павел II приезжает в Париж, служит мессу для молодежи).

1- 2 сентября 1870 г. — массовое убийство в Седане (война 1870 г., отречение Наполеона III) [93] (см. Кошмары, «семейная лояль­ность», Барбара). Немцы вводят праздник в честь победы в Седа­не, Sedantage — день Седана.

5—10 сентября 1914 г. — битва на Марне.

7 сентября 1812 г. — Наполеон входит в Москву, 14 сентября (и пожар в Москве 12 сентября, начатый по приказу губернатора Растоп-чина).

19 сентября 1870 г. — осада Парижа прусской армией (см. Голод, вы­боры, смута, Парижская коммуна, 26 марта-28 мая 1871 г.).

19 октября 1812 г. — начало отступления из России императора На­полеона I.

24 октября 1916 г. — вновь взят форт Дуомон (500 000 убитых, ране­ных, пропавших, непогребненных под Верденом).

24 — 25 октября 1917 г. — Октябрьская революция в Петрограде/

Санкт-Петербурге (русская революция).

18 брюмера года VIII (9 ноября 1799) г. — Наполеон Бонапарт берет власть. Он вернется в Париж 18 декабря 1812 г., чтобы попытать­ся спасти свой трон.

11 ноября 1918 г. — перемирие (война 1914 - 1918 гг).

Ноябрь 1812 г. — войска Наполеона I отступают из России.

14 ноября 1940 г. — разрушение Ковентри истребителями «Фау-Ь.

22 ноябр^ 1858 г. [132] — смерть Патрика Кеннеди.

22 ноября 1963 г. [132] — убийство президента Джона Кеннеди.

27 ноября 1812 г. — переход через Березину императором Наполео­ном.

6 декабря, 47 — (см. Святой Николай).

13 декабря - (святая Люсия, праздник света, см. Календарь) [48].

25 декабря - Рождество [48].

6 января — праздник королей (королевский пирог-галета).

13/25 января — праздник святой Татьяны, покровительницы Москвы.

21 января -1793 г. —Людовика XVI гильотинируют (передача) [см. 146].

БИБЛИОГРАФИЯ

AbrahamNicolas etTOrOk Maria (1967), Le Verbier de l'Homme aux Loups, Paris, Aubier Rammarion. Abraham Nicolas et TOrOk Maria (1978), L'ecorce et le Noyau, Paris, Aubier-Flammarion. [Definition

de la crypte et du fantdme in Notules]. Edit, revisee et completed 1987, trad, en amer. The Shell

and the Kemell, U. of Chicago Press, 1994. Abraham Nicolas (1978), Le travail du fantdme dans Г inconscient et la loi de nescience, in V Ecorce

etle Noyau, p. 393-474. Ancelin SchUtzenberger Anne

(1966), Precis de Psychodrame, Paris, Editions Universitaires, 2e ed., 1970 (распродано). (1971), La Sociometrie, Paris, Editions Universitaires. (1973), L'Observation, Paris, Epi. (1976), Contribution a l'&ude de la communication Don verbale, Paris, Service de publication des

theses, Universite de Lille-Ill et Librairie Champion edit. (1980), Corps et identitea, in Pierre Tap et coll., Identite nouvelle et personnalisation, Toulouse, Pri vat,

p. 305-312.

(1981), Le Jeu de role, Paris, ESF, re"ed. rev., 1990. (1984), Psychodrame, roman familial, genosotiogramme et formation, in L'Homme et ses potential! tes,

Paris, ESF, p. 109-122 (ouvrage collectif).                                                                   '

(1985), La vie, la mort dans l'imaginaire familial: reflexions et cas cliniques, in E. Jeddi et coll.,

Psychose, Famille, Culture, Paris, L'Harmattan, p. 404-415. (1985), Vouloir guerir, Toulouse, Eres/La Meridienne, Paris, reed. rev. 1991; rdeU rev Paris, Epi/La

M<ridienne; 1993.7e ed. rev compl., DDB, 1996 (55O0Oe). (1985), Diagnostic et pronostic d'une maladie fatale terminale, in Quyotat J^an, Fedida Pierre,

Evenement et psychopathologie, p. 124-126. (1986), Stress, cancer, liens transgenerationnels, in Question de, n special Medecines nouvelles et

psychologies transpersonnelles, Paris: Albin Michel. ■ 64, mars 1986, p. 77-101. (1986), La Psychogenealogie: Analyse transgfineran'onnelle et secrets de famille, cours, Universite de

Nice, 200 F. (1986), Forme europeenne inconsciente du chamanisme: la realisation automatique des predictions, in

Transe, chamanisme et possession: Actes des deuxiemes rencontres Internationales sur la fete et

la communication, Nice, Serres, p. 81-87. (1987), Vouloir guerir, in Les Medecines, les psychologies et leurs images de l'homme, Sainte-Baume

(Var),&fit.derOuvert.

(1987), L' inconscient a bonne memoire, Journal des Psychologues, Marseille, n 48. (1988), Le Dit et le non-dit, les secrets de famille et leur influence sur les maladies, les accidents, les

morts, les professions, le nombre d'enfants, Paris, Le Corps a vivre (Plaquette, dec? 1988) [repris

part in Aie, mes aieux!]. (1994), Vie transgenerationnelle et maladie, in Le Processus de guenson: par-dela la souffrance et la

mort, Les Ateliers de Montreal pour une conscience nouvelle et Publications MNH, 3947 Chabanel,

Beauport (Quebec), GIE 4M7 Canada. (1995), L'Enfant de remplacement et l'enfant reparateur. L'enfant remplacant, souvenir d'un

traumatisme qu' on n' a pas vecu in Le Deuil comme processus de guenson, Les Ateliers de Montreal

pour une conscience nouvelle et Publications MNH, 3947 Chabanel, Beauport (Quebec), OIE

4M7 Canada, 166-176.

(1995), Le Cancer en cascade et en ressac, exemple de syndrome d'anniversaire, in Le Deuil comme

processus de guerison, Les Ateliers de Montreal pour une conscience nouvelle et Publications

MNH 3947 Chabanel, Beauport (Quebec), GIE 4M7 Canada. (1996), Transmission de l'angoisse indicible et transgenerationnelle. L'Angoisse d'un traumatisme

qu'on n'a pas vecu, in Melanges en hommage au professeur Juliette Favez-Boutonier, Bulletin

de psychologie, Paris, Sorbonne, 1996, avril, Tx LIX, nj 423. (1996), La Serendipity. Coincidences et synchronies, Publications de la Faculte des Lettres, Arts et

Sciences humaines de Г university de Nice (juin), in Hommages au doyen J.-P. Weiss, n 27, p. 61 -

81. UER Lettres, Carlone, 98, bd Edouard-Hemot, 06200 Nice.

(1996), Phenomenes transgenerationnels et crises de la societe et de la famille, in Ecrits, Nice, 1996. (1997), Transgenerational Psychotherapy. Health and Death. Family Links through the Family Tree,

Caduceus, March, n 35. (1999), De generation en generation. Liens transgenerationnels, in Etre enseignant, Hommage k Ada

Abraham, Montreal (1999, Paris, L'Harmattan). (1998) Preface a l'ouvrage de Nina Canault, Comment paye-t-on les fautes de ses ancetres?Paris,



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.