Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Anne Ancelin Schutzenberger 7 страница



Легко перейти через два века, когда ребенок знает свою пра­бабушку и та рассказывает ему о своем детстве и о собствен­ной прабабушке. Так рождаются живые рассказы о револю-

ции или походах Наполеона — по рассказам пожилых род­ственников, портрету, медальону, картине, мебели, письмам, Библии...

Я широко иллюстрирую свои рассуждения клиническими случаями и рассказами о жизни (см. ниже «Рассказы о жизни»).

Участие в событии даже через свою смерть6 можно бессоз­нательно проигрывать по-разному. Некоторые отцы и матери ждут возвращения сына или свадьбы дочери, чтобы разрешить себе умереть.

Американские историки заметили, ято второй и третий пре­зиденты США Томас Джефферсон (1743-1826) и Джон Адаме (1735-1826) умерли в один и тот же день (4 июля 1826 года), это пятидесятая годовщина подписания Декларации Независимо­сти (4 июля 1776 года). Как будто они ждали этой даты, чтобы поучаствовать в событии празднования пятидесятилетия и за­тем уйти через «смерть».

Некоторые семейные или исторические совпадения можно лучше понять как реакции на годовщины, как синдром годовщины и, я бы сказала, как выражение семейного и социального транс­генерационного бессознательного.

Некоторые люди каждый год в одно и то же время испыты­вают чувство тревоги и подавленности — отчего, и сами не зна­ют. Они не помнят, что это период годовщины смерти близко­го человека — родственника или друга, и не могут установить сознательное соотношение между этими повторяющимися фак­тами.

Многие люди перенесли операцию именно в день годовщи­ны смерти или несчастного случая с отцом, братом, родствен­ником. Это как бы случайное совпадение обнаруживается, на­пример, после постоперационных осложнений.

Вот Почему я всегда считала важным рассказать о синдроме годовщины семейным врачам, хирургам, онкологам, психоте­рапевтам, социальным работникам, чтобы помочь в работе с их

6 Марлен Дитрих угасла б мая 1992 г. накануне открытия кинофестиваля в Каннах, который был ей посвящен, когда по всему городу развешивались плакаты с ее изображе­нием. Это, конечно, случайность, но некоторые поговаривали о совпадении. Сообще­ния о ее смерти были на первых полосах газет, и в знак почтения повсюду вне програм­мы шли фильмы с ее участием, включая все каналы телевидения.

пациентами, поскольку очень часты случаи, физической и психи­ческой уязвимости в периоды годовщины при мало понятных сим­птомах, неясных до тех пор, пока не выясняется их связь с го­довщиной.

Американский врач Джордж Энгель изучал это явление на себе (1975). Он описал, например, свой сердечный приступ в годовщину внезапной смерти его брата (сорока девяти лет) из-за остановки сердца. И в первую годовщину смерти у него са­мого был серьезный сердечный приступ. Можно высказать гипотезу о бессознательной идентификации с братом, вызвав­шей ту же физическую реакцию на стресс годовщины (страх смерти). Он реагировал таким же образом, правда, в меньшей степени. Джордж Энгель выжил и рассказал нам об этом. Он опубликовал статью, где описал свою тревогу в тот период (ему тоже было сорок девять лет). Оц пережил еще один тревож­ный период, связанный с синдромом годовщины, со страхом умереть в том же возрасте, что и отец (в пятьдесят восемь лет); бессознательно он «предпочел забыть» этот возраст, что­бы выжить.

Именно этот тяжелый временной отрезок — тот же возраст, в котором умерли отец, брат, мать и другой близкий человек, я называю периодом уязвимости, связанным со стрессом годовщи­ны (см. пример двух братьев, Бернара и Люсьена, выжившего и погибшего).

Часто внезапная смерть в разных поколениях впоследствии дает о себе знать в семейной истории через несчастные слу­чаи. Их серьезность убывает на протяжении ста — ста пятиде­сяти лет, как, например, в истории с несчастным случаем во время Севастопольской битвы (с. 173), или в истории с маль­чиком Роже и началом учебного года (с. 142), или с рождени­ем детей в тот же день в последующих поколениях (например, внуков у тех, кто бы ранен под Верденом [21.02.1916]). Они родились 21 февраля 1996 или 11 ноября. Это форма невиди­мой лояльности.

Таким образом, мы имеем дело с напоминанием о постра­давшем дедушке или двоюродном дедушке, раненом или уби­том на войне. А муки и травмы войны и прекращения боев пос-

ле перемирия 11 ноября 1918 г. дают о себе знать через рожде­ние или непроизвольные выкидыши1".

«Невидимые лояльности)» и «фракталы»

Как я уже уточняла, синдром годовщины может являться как случаем повторения того или иного семейного события в одну и ту же дату или в одном и том же возрасте, так и беско­нечного повторения одного и того же в нескольких поколени­ях (а иногда на протяжении жизни одного человека). Иногда речь идет о счастливом событии, а порой — о травматизирую-щем и тяжелом для семьи. Иногда нам (мне самой и кое-кому еще) удавалось прерывать цепочку событий (см. представлен­ные клинические случаи). Однако остается проблема поиска ответов на вопросы почему? и как? Какое можно предложить объяснение?                    *                                          /

С1950 г. я внимательно следила за работами Бенуа Мандель-брота, и мне пришла в голову мысль о связи этих повторений с «фракталами». Более того, в 1999 г. ко мне обратились несколь­ко специалистов по «теории хаоса» и «фракталам». Они пола­гали, что моя работа с носителями тяжелых заболеваний и син­дромом годовщины являлась или могла являться умелым при­менением теории «фракталов» для решения проблем, связан­ных со здоровьем. Иван Геррини (профессор из штата Бразилия, специалист по теории хаоса) утверждает, что бесконечное по­вторение одного и того же является «фракталом» точно так же, как и извилистые очертания берегов Бретани, конфигурация снежинки, головка цветной капусты, биения нашего сердца (исследования Бенуа Мандельброта, 1975,1959 —1997). Конеч­но же, хорошо и естественно, когда происходят нескончаемые

* Именно 11 ноября (дело происходило в 1990-е годы) я была свидетельницей спон­танного выкидыша у молодой женщины, говорившей о «боли, как об уколе шпаги, прон­зившей поясницу». До прибытия машины «скорой помощи» я побудила ее к ассоциаци­ям, и мы поднялись по генеалогическому древу до дедушки ее матери, который во время Первой мировой войны чистил окопы от трупов с помощью штыка в местечке ШеМен де Дам. На следующий год у нее родился великолепный ребенок.

Часто я работаю со «смертельным холодом», ассоциируемым с болезнью Рейно, который исчезает, когда обнаруживают факт чьей-то смерти в предшествующих поко­лениях. Это как бы болезнь Крона, которая часто останавливается, когда обнажается связь с дедушкой — уборщиком окопов.

повторения биения сердца (это признак жизни) или воспроиз­водства/клеток, но что же происходит, когда нечто вдруг разла­живается и начинается нескончаемое повторение раковых кле­ток (и это ведет к смерти)? Что изменилось? Хотя можно ска­зать, что ничего не изменилось.

Именно теории хаоса и фракталов могут подсказать, что самое незначительное событие может «все» изменить (класси­ческий пример, приведенный в 1970 г. Эдвардом Лоренцем, изу­чавшим прогнозирование погоды, о взмахах крыльев бабочки (butterfly effect). Так вот, сам факт взмаха крыльев бабочки в Амазонии может привести к торнадо в Техасе, что подтвержда­лось на примерах явлений, имеющих как естественно-научную, так и комплексную природу: состояние биржи, движение на автомагистралях, динамика ионов и воды в почве, кровообра­щение человека, экономические кризисы и депрессии (в эко­номике), футбольные состязания и т. д. Мне бы хотелось при­вести ясный и очень простой пример.

Я писала, что не верю в случайность (никакой психоанали­тик в это не верит), и тем не менее... Однажды я сидела у себя дома перед экраном компьютера и выводила на принтер этот текст в одном экземпляре. Когда в приемнике кончилась бума­га, компьютер выдал соответствующий сигнал. Не отворачива­ясь от экрана, я протянула левую руку, заправила бумагу и... к моему великому удивлению, страницы начали переворачивать­ся, падая в корзину. Почему? Я не двигалась в своем кресле, вроде бы «ничего» не изменилось. И тем не менее что-то про­изошло, «остановив» одну последовательность и запустив дру­гую. Но почему? «Ничего не изменилось», что могло бы мною осознаваться.                        - -~

В той области, где все мы (я вместе с дорогими читателями) являемся специалистами (речь идет о трансгенерационных яв­лениях), отмечались случаи прекращения тяжелейших болез­ней (так происходило в отдельных случаях рака на завершаю­щей стадии: после определенной работы метастазы и раковые клетки исчезали) в результате «раскодирования» синдрома го­довщины и лояльности семье или «травматизма ветра пушеч­ных ядер», тяжелой травмы, несовершенного траура после не-

7—1543

лепой смерти (человека или животного из своего круга или круга семьи). Для этого очерчивается круг того, который «притяги­вает» повторения («attractor»), ту или иную тенденцию в пове­дении. Однако задача научного обоснования (с использовани­ем последних достижений науки и междисциплинарных под­ходов) и более полного объяснения явлений повторения и «ат­тракторов» все еще не решена.

КАК СТРОИТЬ ГЕНОСОЦИОГРАММУ?

Напомним, что геносоциограмма представляет собой генеа­логическое древо, построенное по памяти (то есть без привлече­ния дополнительной информации и документов), дополнен­ное важными жизненными событиями (с их датами и связями) и эмоциональным контекстом (социометрическими связями в виде стрелок или цветных линий). Геносоциограмма не яв­ляется классическим генеалогическим древом, расписываю­щим все родственные связи. Важно то, каким способом автор этого «фантазийного древа» воспринимает действующих лиц и связи, которые соединяют их и его самого с предками по вер­тикали и родственниками по горизонтали, а также с их ролями. Иногда даже белые пятна, провалы в памяти семьи (как и мол­чание на психоаналитической кушетке) могут сказать многое о том, что было «вычеркнуто из семейной памяти».

Самым информативным, интересным и актуальным в этой работе является установление вероятных связей между событи­ями, фактами, датами, возрастами, ситуациями.

Можно предположить вероятную взаимосвязь, например, между смертью и рождением или совпадение дат или возрастов (синхрония, синдром годовщины); сюда же относятся повторяе­мость определенных событий и гипотеза реактивации чувств и cmpeccd предвосхищения в некоторые периоды жизни человека и семьи — стресс годовщины.

Условные обозначения

Условные обозначения очень просты. О — КРУГ обозначает женщин, д — треугольник — мужчин (врачи ставят квадрат), каждый из них связывается с помощью U-образной сплошной линии с родителями; используются — штриховые линии, когда речь идет об обозначении аборта или выкидыша.

7*

Для двух людей = двойная линия указывает на бракосочета­ние, просто линия — на свободный союз, — пунктирная черта подчеркивает привилегированное отношение. В случае семей­ной пары наличие наклонной линии говорит об обособлен­ности супругов, двойная же наклонная черта — о разводе.

Кроме того, используются обозначения:

 индивид доминирующий третирующий, использующий

насилие в различных формах  эмигрант — иммигрант третируемый

 с психическими проблемами гомосексуалист или бисексуал  братья — сестры, родившиеся почти тройня в

с интервалом в 12 — 20 месяцев

и воспринимаемые почти как

близнецы

 еще не женатый в сорок

пять лет

 Кружочки обозначают любую особу женского пола.

Треугольники обозначают любую особу мужского  пола (но врачи изображают квадрат).

 Квадрат обозначает, что не известен пол лица.

Пунктирные квадраты обозначают выкидыш или  аборт в случае, если пол ребенка неизвестен; пунктирный треугольник или круг обозначают вы­  кидыш или аборт в случае, если пол ребенка был установлен.

Круг или треугольник, обрамленный квадратом (или  двойной линией), обозначают лицо, для которого была построена геносоциограмма.

Двойная линия, соединяющая два лица, обознача­  ет бракосочетание.

 Простая линия представляет свободный союз.  Штриховая линия указывает на простое отношение.  Наклонная черта обозначает обособленность.

Двойная наклонная черта означает развод, простая  наклонная черта обозначает обособленность.

Повторные браки: пронумеровываются горизон­  тальные линии для указания порядкового номера (например: 1 = первый брак).

Родители.

Дети: номер указывает порядок рождения; здесь тре­  тий ребенок (дочерняя связь продублирована пун­ктиром) является приемным.

Родители.  Близнецы.

 Эта линия связи указывает на согласие между двумя лицами.

Эта линия связи указывает на разногласия между  двумя лицами, линия с зигзагами указывает на кон­фликт.

 Крестик указывает, что лицо скончалось, дата кончи­ны указывается чаще всего сбоку, вместе с возрастом.

Лица, живущие под одной крышей, обведены замк­  нутой линией.

Даты имеют большое значение, так как они являются гра­ничными метками и ключами памяти, сюда же часто относят

Наклонная черта на связях указывает, что отноше­  ния были прерваны.                                            ]

Зигзагообразная черта указывает на супружеский >  конфликт.

Строя геносоциограмму, мужу чаще всего определяют мес­то слева, а жене — справа; детей пронумеровывают (записыва­ют порядковый номер над значком пола); возраст обозначают в круге или треугольнике. Кончины отмечают крестом с пос­ледующим указанием даты и причины; например: 1915 г. (Вер­ден).

Замкнутая линия окружает лиц, живущих под одной кры­шей. Лицо, которое строит геносоциограмму (субъект), изоб­ражается в центре схемы (в кружке или треугольнике внутри квадрата, чтобы его было легко выявить). Линия (стрелка) ука­зывает связи положительные и отрицательные.

Несколько значков, позволяющих обозначать факты и бо­лезни:

б = бракосочетание О = отец
р = развод М = мать
с= суицид БМ = бабушка по материнской линии
н= несчастный случай ДМ = дедушка по материнской линии
в = война БО = бабушка по отцовской линии
р = рак ДО = дедушка по отцовской линии
бс = болезни сердца ПДМ = прадедушка по материнской линии
ал = алкоголизм ПБМ = прабабушка по материнской линии
ипб — аборт ПДО = прадедушка по отцовской линии
дп = депрессия ПБО = прабабушка по отцовской линии
тб = туберкулез ии = инцест, изнасилование, сексуальные
  злоупотребления
в = выкидыш п = побитый (ая)
мр = мертворожденный вс = внезапная смерть
ребенок  

дни рождения, связи с теми или иными праздниками или с зна­чимыми религиозными и историческими событиями.

Точные даты чрезвычайно значимы — иногда они могут быть ключами памяти по отношению к болезням, несчастным слу­чаям, разрывам, бракосочетаниям и всему тому, что относится к памяти о семейных мифах. И если наша память имеет разры­вы, то следует поинтересоваться почему. Крайне важно не за­бывать как «попугая», который может обнажить тайну семей­ной памяти, так и дорогую двоюродную бабушку, не состоящую в браке, но которая в некотором роде является «семейным сек­ретарем», семейной памятью.

Такое графическое представление важно, потому что оно по­зволяет отследить повторения, блуждания «призрака», синхрон­ности или значимые повторения, синдром годовщины. (Мы соеди­няем их красной линией.)

Биографическая реконструкция. Метки, ключи, границы памяти и ограничения метода

Следует напомнить, что геносоциограмма строится глав­ным образом по памяти на базе генеалогического древа с до­полнениями и пометками. Она основана именно на том, что семья хранит в памяти: даты, значимые факты, ключевые мо­менты, раздел наследства или связь, проявления несправед­ливости (подлинные или ложные), то есть на фактах с их мощ­ным зарядом чувств. Геносоциограмма, выстроенная по па­мяти, отражает также «провалы» и забвения, белые пятна — то, чего не знают о людях, уехавших в дальние края или тех, которых больше не видят. Ни геносоциограмма, ни генограм-ма не являются в строгом смысле ни объективным генеалогичес­ким исследованием (по документам), ни генеалогическим дре­вом.

На геносоциограмме одновременно указывают важные фак­ты (события жизни), объективно значимые моменты (уровень образования, даты рождения, бракосочетания, кончины, про­фессию) и субъективно значимые (встречи, продвижения по

службе, провалы, разрывы, переезды, характерные качества личности), а также их связи. Имена, места проживания или про­ведения каникул, некоторые предметы тоже могут служить клю­чами: колечко, мебель и т. д..; даты войны, переезда, отставки» семейных праздников.

Параллельно биографической реконструкции семьи важно вспомнить историко-политико-социологический и экономи­ческий контекст, который даст много ценных сведений об из­менении менталитета и, вероятно, семейного быта той эпохи.

Такую реконструкцию не так уж трудно сделать: надо отвес­ти 25 — 30 лет на каждое поколение. Если ваш отец женился на вашей матери в 1930 г., то вы можете предположить, что, веро­ятнее всего, его отец женился в 1900 г. Если он женился на ва­шей бабушке в 1900 г., то ему было, таким образом, 30 лет и родился он около 1870 г. Теперь вы попытаетесь представить, в каком контексте он мог появиться на свет и воспитываться. Если он родился примерно в 1870-1872 гг., то это будет война 1870 г. против немцев. Если ваши родственники жили в Пари­же, то они, может быть, пережили осаду Парижа и голод, кото­рый за ней последовал; следовательно, вы можете отметить та­кие события, как Коммуна, голосование, в ходе которого по­терпел провал Наполеон III; в случае необходимости вы возьме­те иллюстрированный «Малый Ларусо или хороший словарь, чтобы проверить и дополнить ваши исторические знания. Вы знаете, что позже произошла серия экономических скандалов: Панама, Суэц. Чтобы лучше понять особенности той эпохи, надо вспомнить о законах Комба (1905, отделение церкви от государства, в результате которого «монахини были удалены из школ», а имущество церкви конфисковано)... затем война 1914-1918 гг.

Итак, вы сможете выдвинуть несколько социологических или историко-экономико-социологических гипотез о детстве вашего дедушки на основе того, что происходило в это время.

Чаще всего я работаю именно с группами, так как считаю, что это гораздо интереснее для всех, потому что одни и те же проблемы, драмы, семейные конфигурации встречаются у не­скольких участников, и также потому, что политико-социо-эко-

номико-историческая память одних дополняет и пробуждает воспоминания у других.

Начиная формулировать историко-экономико-социологичес-кие гипотезы, вы замечаете, что если до этого времени клиент говорил, что не может ни о чем вспомнить, то в этот момент можно сказать, что какая-то «задвижка» открылась в его голове и он сейчас воскликнет: «Ах, да, это правда, я вспоминаю, се­мья стала очень бедной не во время панамских событий, это произошло в момент событий на Суэцком канале, когда (мой отец или моя бабушка) сменили школу, так как возникли ос­ложнения».

Внезапно открываются целые блоки памяти — просто пото­му, что, так сказать, сняты замки с зон запоминания: начинают возникать свободные ассоциации, иг люди оказываются в со­стоянии вспомнить о чрезвычайно значимых вещах, которые они знали, не ведая того.

После этого они смогут вспомнить, что знают двоюродную бабушку, соседку крестной матери или бабушки, полкового дру­га дедушки, с которым двоюродная бабушка еще общается.,. Они, наконец, смогут навести справки.

Столь внезапно востребованные элементы воспоминаний возвращаются.

В этом контексте вспоминают, откуда еще можно почерп­нуть дополнительные сведения: от друзей или соседей, членов далекой семьи, из нотариальных архивов, церковных книг, над­гробных плит, трудов по региональной истории, местной печа­ти той эпохи, исторической службы армии (ИСА), различных архивов...

Выше я привела несколько примеров и ключевых дат из ис­тории Франции, но подобные примеры можно привести из ис­тории Испании, или Италии, или любой другой страны; для протестантов это может быть аннулирование Нантского эдик­та королем Луи XIV 18 октября 1685 г.; для евреев — бегство из Испании (1492), Холокост (1942) или «шестидневная война» (1967); для других — армянский геноцид (24 апреля 1915 г.), го­лод в Ирландии (1846-1848) с последовавшей эмиграцией, име­ющиеся воспоминания о Вердене (февраль — декабрь 1916),

окопы и газы, или военное кладбище при Дуомоне, или война в Алжире (1954-1962), или крестовые походы (1096-1270), или 4 июля (1776) — праздник Независимости для американцев.

Очень многообещающий в познавательном плане, этот ме­тод, однако, не является панацеей и не может не заменить се­анса психотерапии (но он его дополняет или придает важность в начале работы), не произвести генеалогическую реконструк­цию, которая предполагает дальнейшие исследования и допол­нительную генеалогическую работу.

Основы идентичности: имя и фамилия. Фамилия или отчество: «Как тебя зовут?»

Представить свою идентичность — это значит назвать свое имя и фамилию. А называя их, мы определяем свое место в со­циальном, географическом, культурном планах, чаще всего выявляя этнические и религиозные оттенки. Мы определяем свое место («отсюда» мы или «оттуда»), свою принадлежность к той же группе и к тому же миру («быть одним из наших») или же к чужим, даже к потенциальным врагам или их потомкам, что может вызывать неприятие (или даже агрессию) и страх.

Подразумевается, что вскоре станет ясно, когда мы роди­лись, где, у кого1 ? Тем самым мы задаем координаты во време­ни, пространстве и истории. (Классический вопрос в школах: «Чем занимается твой отец?») К' какой культуре ты принадле­жишь? К какой традиции? Каков твой уровень? Пол? Раса? Ре­лигия? Возрастная категория? Идентичность, «Я» («self»), глу­бинная сущность, «Я для самого себя» связаны одновременно с «Я для другого» (с образом, который вы предъявляете другим, и с тем образом, который другие спроецируют на вас, со статуса­ми и воспринимаемыми ролями, а также с ролевыми ожидани­ями), с «внутренним «Я» f«soi-en-soi») (так называемым «объект тивным «Я») и с вашим ощущением себя, своей личности. Иден-

1 Библия рассказывает историю рода, начиная так: «Иаков, сын...» В Иерусалиме монастыри выстроили генеалогическое древо Иисуса, восходящее через Иосифа к Ада­му и Еве, пренебрегая тем, что, если он является сыном Бога, то не может быть сыном Иосифа, столь значимой и необходимой казалась им родственная связь по отцовской линии. Cf. Himmelman С. (Sd), A Family tree: from Adam to Jesus, Israel, Bethlehem, The 3 Arches, reed, а 1980-х гг.

тичность отражается в телесных проявлениях, социальных зна­ках (labeling).                 ,

По данным исследования, которое выполнила в 1980 г. Эмэ Пирсон, дети устанавливают родственную связь с четырех с половиной лет, а после семи с половиной лет обретают способ­ность артикулировать «атом родства», т. е. признают родствен­ную связь со своими родителями.

Лишь позднее ребенок начинает осознавать понятия поко­ления и родства.

Родственная связь — это одновременно биологическая, со­циальная и психологическая реалия.

Биологическая реалия — это в конечном итоге генетическая фикция: родственная связь возникает в связи с браком родите­лей, даже если речь идет о внебрачном ребенке, которого скры­вают, или в связи с добровольным признанием родства (что может соответствовать действительности, а может быть соци­альной фикцией).

Можно анализировать структуру родственной связи по двум осям, как это делал Жан Гиота (в 1979,1985 и 1986 гг.):

—установленное родство — то, благодаря чему человек объяв­ляет себе и другим, что он является сыном, дочерью, отцом, ма­терью такого-то и относит себя к соответствующей группе.

В русской традиции человек представляет себя сыном того-то, например, Николай Васильевич Гоголь (Николай сын Ва­силия). Невозможно обратиться к кому-либо без непременно­го использования имени и отчества. Даже если оно точно не известно, то бормочут что-то невнятное.

Точно так же во многих африканских племенах принято ука­зывать свою родственную связь.

Таким образом, установленная родственная связь — это связь, смысл которой придается социальной группой через язы­ковые, юридические, культурные структуры (правило наследо­вания и принадлежности);                        *

— воображаемая или нарциссическая родственная связь — это психологическая реалия, вписанная в прошлую историю и бу­дущее. Психологическая связь часто становится видна по тому, какое большое значение придают физическому сходству меж-

ду поколениями: «Это связь сходства, которая проходит через тело» (Гиота, 1985, 26).              (

Именно сюда следовало бы отнести цепи повторяющихся событий в семье: смерть ребенка или родителя, самоубийство, наследственная болезнь или воспринимаемая как таковая.

Жак Гиота замечает, что при наличии сложностей в опреде­лении статуса родства (внебрачный ребенок, сомнения в отцов­стве, проблемы наследства или лишения прав, изменение от­чества) устанавливаемая ось становится хрупкой и вместе с во­ображаемой осью стремится попасть в своеобразную диалек­тическую связь.

Можно отметить трудности, связанные с особенностями устанавливаемого родства, такими, как отсутствие или преж­девременная смерть отца, мезальянс (как нарушение соци­альных условностей), смена отчества2, внебрачный ребенок, плод адюльтера или брошенный ребенок, мать-одиночка. Дру­гие трудности могут быть связаны с особенностями установ­ления родства по имени или с лишением родства (лишение на­следства, проклятие). Как следствие подобных ситуаций по­являются, например, случаи маргинального поведения. Жак Гиота в работе «Психоанализ в университете» (1979, т. IV, N 16, с. 652) предлагает сетку для отслеживания особенностей род­ства с некоторыми примерами повторяющихся соматических приступов и т.д.

На вопрос: «Как тебя зовут?» — можно было бы ответить: «Так, как назвали».

Фамилия и отчество отмечают отношение к предкам. Фа­милию и отчество передают, а «не дают». Дают только имя.

В нашей патриархальной цивилизации мужчина дает свою фамилию женщине, на которой женится, а также детям, кото­рых он признает своими, законнорожденными или усыновлен­ными. Бернар Тис в своем выступлении на канале «Франскулъ-

2 Многие люди сохранили свой военный псевдоним, главным образом, если он был знаменит, как, например, в случае с семьей генерала Леклерка. Или же когда новая иден­тичность была интериоризирована с иной принадлежностью. Иногда люди сохраняли свои литературные или театральные фамилии; это также видно в случаях соприкосновения с «расовой или религиозной линией», а иногда для легального изменения имени, что разре­шалось в случае имен с негативной коннотацией, например, Кошон (в переводе с фран­цузского «свинья»), Бош (презрительное обращение во Франции к немцам).



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.