Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Anne Ancelin Schutzenberger 10 страница



Я стала расспрашивать о других деталях: в семье было две дочери (Жаклин и ее сестра), и у обеих дети имели серьезные проблемы, связанные с головой. Когда? При рождении. А бра­ки? Обе сестры вышли замуж в один день. Я начала строить ге-носоциограмму: отец парикмахер, мать парикмахер. Поднима­емся выше, к бабушке — и она парикмахер, значит, эта семья занимается головами уже в третьем поколении.

Я спрашиваю, где они родились. Во Франции, в горах. А отец? В Бейруте. А бабушка и дедушка? Бабушка — в Турции. Я говорю: «Вот как, в Турции? Но почему ваши родители приеха­ли во Францию?»

Упрощенная геносоциограмма Жаклин. Дети армянского геноцида

- Мы приехали во Францию после армянского геноцида. Это было ужасно. Турки убили тысячи людей. Моя бабушка видела, как мимо пронесли на пиках головы двух ее сестер и матери — много голов! Было более двух миллионов убитых.

Я спрашиваю дату армянского геноцида: 24 апреля 1915 г., дочь Жаклин умерла 24 апреля 1986 г.

Можно обсуждать вопросы наследственности в случае с ра­ком, сердечными болезнями, но несчастные случаи за рулем, на дельтаплане или... отрезанные головы - это генетически не передается! Физически это не передается через гены.

Следует признать: для меня было шоком услышать, что все эти женщины работали парикмахерами. Бабушка видела отре­занные головы, с тех пор все дочери исправляют и улучшают головы, кроме одной: сестра Жаклин работает анестезиологом в реанимации. (Не «исправляет» ли она смерть?)

Выражать своим телом

Есть ощущение, что эти француженки армянского проис­хождения и их дети странным образом выражают своим телом и телами своих детей то, что произошло с их сообществом и семьей. Как будто надо было одновременно искупить геноцид и напомнить о нем, о несправедливости, о смерти несправедли­вой и преждевременной.

Не существует никакого объяснения: ни медицинского, ни парамедйцинского, ни психоаналитического, ни с помощью толкования сновидений — никаким способом невозможно объяснить, почему через три поколения после того, как отре­занные головы пронесли на пиках, две маленькие девочки ро­дились с проблемами в области шеи и головы. И почему мать, рассказывающая об этом, должна носить вокруг шеи специаль­ное ортопедическое приспособление, чтобы поддерживать соб­ственную голову.

При более пристальном рассмотрении выясняется, что Жак­лин хотела быть преподавателем гимнастики. Но накануне кон­курса она вывихнула лодыжку. (Неудавшееся действие? Клас­совый невроз? Потребность в провале, чтобы затем продолжить семейную традицию?) Жаклин не прошла конкурс, стала па-

рикмахером, как мать и бабушка. Ее мать (француженка) рано стала сиротой, потеряв мать, как и ее турецкая бабушка. -,

Дети, особенно дочери, с колыбели наслушались историй о турецком терроризме и ужасах.

Непонятный факт, но я констатирую: чем больше я веду поиск, строю геносоциограммы, тем больше вижу проявле­ний невидимой лояльности по отношению к семье и немыс­лимых повторений. Вероятно, можно сказать, что с научной точки зрения все это чистая случайность? Чистое совпаде­ние? История этой армянской семьи поразительна, может \ быть, таинственна, поскольку совсем непонятно, как такое возможно.

Мой коллега и друг Пьер Вейль, преподаватель психологии в университете Бело Оризонте, провел три года, три месяца и три дня в монастыре тибетских монахов во Франции. Он пола­гает, что следовало бы говорить о возможной реинкарнации. Но это не мой путь и не мой ход мыслей.

Я констатирую факты, собираю клинические случаи и на-дещсь, что междисциплинарные исследования в области пси-хонейроиммунологии и трансгенерационного психоанализа дадут некоторые ответы.

Валери и Роже: существует ли «наследственная предрасположенность» к дорожно-транспортным происшествиям?

Сейчас я хочу коснуться вопроса о вероятной психологичес­кой наследственности дорожно-транспортных происшествий как неосознанной лояльности по отношению к семье и разновид­ности синдрома годовщины.

Время от времени я провожу в больницах семинары, обучая приемам работы с серьезными больными, в том числе онколо­гическими, а также подготовке больных к хирургическому вме­шательству. Я даю персоналу практическое задание и, для того чтобы им было понятнее, что такое настоящий стресс, прошу их рассказать о последнем стрессе, который они сами пережи­ли, и мы вместе его анализируем.

Очаровательная медсестра с севера Франции говорит:

— Со мной ничего серьезного не случалось, только малень-? кое дорожно-транспортное происшествие, но это не настоя­щий стресс!

— Как это произошло?

— Я везла на машине мою маленькую дочку, и на нас нале­тел другой шофер, кстати, он был виноват в столкновении.

— Сколько вам лет?

— Мне двадцать восемь, дочке четыре года.

— У вас уже были дорожные происшествия?

— Никогда!

— Подумайте хорошо!                                  >

— О! Когда я была маленькой девочкой, мы попали в аварию с моим отцом, мне было четыре года. Действительно, у меня с дочкой авария произошла точно в том месте, на той же дороге; когда моей дочке было столько же лет, сколько мне тогда, когда я ехала с отцом. Странно, я никогда об этом не думала, я забыла.

Совпадали возраст, обстоятельства, был двойной повтор го* довщины, а она об этом забыла.

Возьмем другой пример психологической «наследственно­сти» дорожных происшествий. Речь пойдет о молодом челове­ке по имени Роже. Он врач, ему двадцать семь лет. Он расска­зывает о небольшом дорожном происшествии, которое про­изошло в Париже на углу авеню Моцарта в день, когда он соби­рался в первый раз отправить своего ребенка в школу. Он женат, его ребенку шесть лет. Это случилось в сентябре, и происше­ствие было пустяковое — только вмятина на машине.

Я спрашиваю у него:

— А с кем-то в вашей семье или с вами прежде случались дорожные происшествия?

— Никогда!

— Подумайте хорошо.

— Ах, да, когда я был ребенком.

Потом я прошу его расспросить своего отца и бабушку с де­душкой. Он выясняет, что, когда ему было шесть лет и он в пер­вый раз шел в школу со своим отцом (это было 1 октября), про­изошла авария. И у его отца случилось то же самое, когда он пер­вый раз шел в школу с отцом (дедом Роже). У его деда происше-

Упрощенная геносоциограмма Роже.

Повторение несчастных случаев на дороге

из поколения в поколение

ствий по дороге в школу не было, так как он туда не ходил. Его отца убили под Верденом, семья была очень бедная (в те времена вдовы солдат не получали пенсии, по крайней мере^ сразу). По­этому его отправили пасти коров, а он заглядывался на школу.

С тех пор в каждом поколении начало учебного года омрача­лось дорожным происшествием по пути в школу, когда ребенок ехал со своим отцом, вызывавшимся его проводить (заметим, что обычно матери отводят ребенка в школу в первый раз). Проис­ходило это каждый раз в начале учебного года (иногда в октябре, иногда в сентябре, по-разному, в зависимости от начала учебы).

Почему происходит авария и только один раз?

Почему именно в день начала учебы, по дороге в школу?

Чистая случайность? Но правдоподобно ли это с точки зре­ния статистики?

И чтда, в самом деле случайно в четырех поколениях из пяти? Или же это вызвано какой-то внутренней потребностью?

Как? Почему? Что срабатывало в памяти? Что нельзя забы­вать, поскольку это как-то помечено: смертью в молодости во время войны, кажущейся несправедливой? У матери долго не было военной пенсии? Сын героя войны жил в бедности? Его лишили возможности учиться в школе? Окружающие — обще­ство, семья — были безразличны к его судьбе? И чувство (обида) передается по наследству? Дата начала учебного года в пяти по­колениях менялась (то сентябрь, то октябрь), но период тот же (начало учебного года, первый день, по дороге в школу), та же конфигурация (двойная годовщина) и тот же контекст с той же семейной ситуацией (отец вводит сына в жизнь через школу).

Итак, еще раз повторяется двойная годовщина при тех же обстоятельствах или, скорее, в той же конфигурации.

Семейная конфигурация

и синдром «двойной годовщины»

Под семейной конфигурацией я имею в виду одного из роди­телей (отца или мать в определенном возрасте, скажем, в 31 год), с ребенком определенного возраста (скажем, 6 лет) и жизненное событие (здесь автомобильная авария по пути в школу в день начала учебного года).

Я уже более десяти лет работаю с геносоциограммами и теперь у меня есть обширная картотека описаний клинических случаев с многочисленными повторениями конфигурации, двойными годов­щинами в двух-трех, а иногда в пяти и более поколениях.

В итоге я стала думать, что у людей, возможно, существует период уязвимости, когда они приближаются к возрасту, в кото­ром с кем-то из членов их семьи произошли неприятности, не­счастья или травмы: серьезная болезнь, несчастный случай, смерть... или несправедливость. Этот период становится пери­одом годовщины.               *

Годовщина — период уязвимости, «стресс годовщины»

Симона де Бовуар умерла (точнее, «дала себе умереть») но­чью 16 апреля 1986 г., через несколько лет после смерти Жана-

10—1543

Поля Сартра (15 апреля 1980 г.), в тот же день недели, той же ночью с 15-го на 16-е, плюс-минус несколько часов.

В жизни каждого человека бывают плохие периоды, черные серии неприятностей и неудач. Люди не знают, что их томит, им не по себе, они плохо спят, плохо себя чувствуют, подхваты­вают любую инфекцию, с ними случается то грипп, то неболь­шое дорожное происшествие, то вывих лодыжки, то что-то бо­лее серьезное, а иногда и смертельное. Они часто испытывают недомогание, котррое не выявляет ни рентген, ни анализ крови. Они переживают полосу неудач, сами не зная отчего. Они хо­дят'по врачам, которые ничего не выявляют, Но иногда у них обнаруживается рак или срочно нужна операция, а с ними что-нибудь неожиданно случается во время операции или же воз­никают послеоперационные осложнения, а возможно, дорож­ное происшествие.

При составлении геносоциограммы, т. е. генеалогическо­го древа, на котором отмечаются важные события жизни, даты и возраст, можно заметить, что очень часто все это про­исходит в тот же самый период и в том возрасте, в котором кто-то в их семье умер, или расстался с кем-то, или лежал в больнице.

Вот пример: Жанна очень испугалась во время маленького дорожного происшествия, когда ей пришлось толкать заглох­шую машину по туннелю; она испугалась смерти. Потом Она укоряла себя за небрежность (ее панель управления указывала на неисправность, но она проигнорировала предупреждение техники). Во время совместного исследования она вдруг вспом­нила, что ей тогда было столько же лет, сколько ее отцу, когда тот попал в автокатастрофу, от которой умер. Это произошло того же числа, 6 декабря. (Напомним, что президент Кеннеди сам отказался ставить пуленепробиваемый верх на свою маши­ну в Далласе 22 ноября 1963 г., «забыв» об угрозе смерти и о том^ что отец его деда Патрик умер 22 ноября 1858 г. Он забыл об этом событии, а рисковать не забыл.) Вероятно, можно было бы предположить, что Жанна бессознательно пошла на риск, который мог оказаться смертельным, в годовщину смерти, дату которой она забыла.

Два брата, выживший и умерший

Уже десять лет я читаю лекции по невысказываемым семей­ным эмоциям в университете Ниццы. Однажды я захотела в качестве примера показать на доске геносоциограмму. Один студент, с виду какой-то опустошенный, вызвался доброволь­цем. Ему было тридцать три года. Назовем его Бернар.

Когда составляли геносоциограмму Бернара, его генеало­гическое древо, выяснилось, что его старший брат Люсьен умер (не скажу «покончил жизнь самоубийством») от непроизволь­ной передозировки лекарств в возрасте тридцати трех лет. Ког­да Бернар приблизился к этому возрасту, у него началась поло­са болезней и происшествий: гриппы, бронхиты, пневмония, дорожное происшествие...

Когда мы смогли поговорить об этом и выявить возможную связь со смертью брата, его симптомы исчезли (без формальной психотерапии само рассмотрение его случая с учебной целью и последующие разговоры дали терапевтический эффект).

Бернар заметил, что он и вправду как бы стал жить за брата, взял его жизнь такой, какой она была.

У старшего брата Люсьена было двое детей, родившихся с разницей в три года, и у него самого тоже было двое детей с такой же разницей в возрасте. Его брат жил в большом доме, он тоже только что купил большой дом, похожий на дом брата. Бернар практически идентифицировался с Люсьеном и в тоске ждал тридцатитрехлетия и... окончания своей жизни.

Он больше ничего не планировал. Плохо спал. Никто из ок­ружающих не понимал, что с ним происходит, — ни его семья, ни врач, ни психотерапевт, к которому он обратился.

Мы начали вместе работать, попытались обнаружить внутрен­нее (неосознанное) самопрограммирование4, выявить его жизнен­ный сценарий, а затем «извлечь программу» и «перепрограмми­ровать заново». С моей помощью он решил, что не обязан уми­рать в том же возрасте, что и брат. Как только Бернар осознал по-

4 Мы отметили, что в детстве во время обучения в католическом колледже брат Бернара считался умным и прилежным мальчиком; кроме того, он придавал большое значение Страстям Христовым, его смерти в 33 года и читал книги в подражание Иисусу Христу. Ас Бернаром мы вновь увиделись 10 лет спустя, в 1994 г.: у него все в порядке, он чувствует себя хорошо.

10*

Упрощенная геносоциограмма Люсьена и Бернара. Идентификация с умершим старшим братом

вторяюшуюся ситуацию и решил не копировать жизнь брата из-за невидимой лояльности семье, он вновь обрел силы, расцвел и са­моутвердился. Он полностью изменил свою жизнь. У него родил­ся третий ребенок, чему он был очень рад, они с женой даже поду­мывают о четвертом. Бернар сменил профессию. Продал свой большой дом и приобрел квартиру в другом месте.

Эту бессознательную идентификацию с братом довольно легко понять, но вернемся к истории Бернара, поскольку мы сталкиваемся с совершенно необъяснимыми с рациональной точки зрения фактами. Можно было бы говорить о случайных необъяснимых фактах, повторяющихся в семье. Но случайность ли это или внутренняя потребность? Вспомним историю его семьи.

Люсьен и мадам Андре: генеалогический инцест

Вновь рассматривая и анализируя геносоциограмму Берна-ра, мы видим, что у него было двадцать шесть двоюродных бра­тьев, сестер и их потомков. Среди этих двадцати шести четыр­надцать носили имена Люк, Люсьен, Люси, Люсьена, девять умерли молодыми при трагических и/или непредвиденных об­стоятельствах.

Поднимаясь по его генеалогическому дереву, обнаружива­ем, что более века тому назад его прапрадед (итальянец по про­исхождению) ребенком был найден у церковной лестницы. На­шел его врач и передал на воспитание в бедную крестьянскую семью. На следующий год им отдали на воспитание другого младенца, которого нашли в той же деревне. Маленький маль­чик и маленькая девочка воспитывались вместе я очень люби­ли друг друга (конечно, как брат и сестра). Приемные родители не могли позволить себе оставить обоих детей, они не стали удочерять девочку и отправили ее в монастырь.

Мальчик, любивший эту девочку, предпринял большие уси­лия, чтобы разыскать ее. Он нашел ее, закончил учебу и женил­ся на ней. На самом деле они не были братом и сестрой, даже не были официально усыновлены этой семьей и молочными братом и сестрой тоже не были. Их просто некоторое время воспитывала одна и та же кормилица, которая одного оставила у себя, а другого (другую) отправила в монастырь. Следователь^-но, инцеста не было. Они всего лишь вместе воспитывались. Мы называем это генеалогическим инцестом.

Мальчика звали Люсьеном. Большинство потомков, которые носили это же имя, умерли при трагических обстоятельствах, как следует из истории семьи. Почему? Мы не знаем этого! Нет ни­какого объяснения, только особые причины, различные у>каж-дого. Каким образом? Мы тоже не знаем! Случайность ли,это?

Все в этой-семье происходит так, как если бы ее члены хотели наказать себя за инцест — генеалогический, а не реальный, — вновь и вновь давая детям имя Люсьен и «наказывая себя» по­вторением случайных смертей. Это обстоятельство поднимает проблему невысказанного и повторяющихся ситуаций.

Упрощенная геносоциограмма мадам Андре. Генеалогический инцест

Что это — последствие стресса от предсказания^

В этой истории у нас есть мальчик и девочка, которые не являются братом и сестрой, поскольку их нашла и воспитала одна кормилица. Они женятся, и у них рождаются несколько детей - многих из потомков звали так же, как и первого, Люсь-енами, и погибли они при несчастных случаях... Люсьен, брат Бернара, умер случайно и сам Бернар чуть не умер, пока мы не остановили и «не прервали эту цепь»5 трансгенерационной ра­ботой.

Генеалогический инцест — весьма распространенное явление.

Молодая женщина, назовем ее Моникой, — Моника Андре, дочь Анри Андре. Она выходит замуж за Андре Дюпона. В де­ревне ее зовут мадам Андре, чтобы не путать со свекровью и золовкой, но так же звали и ее мать, мадам Андре. И ее саму зовут мадам Андре, как если бы она была женой своего отца. Это не инцест и даже не тяготение к омонимии. Законом это не запрещено. Но это вызывает ряд проблем, которые станут обо­стряться: раковые заболевания, самоубийства, депрессия. По-

s Что бы это ни было: «автоматическая бессознательная реализация предсказания», «невидимая лояльность», «пророческий стресс» в продолжение рассказанных в семье историй, либо «повторение», «психологическая энграммация»... либо «устойчивостьсры­вов» — скорее всего, это происходит в голове, чем в генах.

добная семья (Мартен-Леру) описана в книге Дидье Дюма «Ан­гел и призрак»6: две сестры выходят замуж за тезок, и с одной из сестер происходит то, что называется генеалогическим ин­цестом. Это очень плохо кончилось! Произошла серия смертей (мужей, детей), самоубийств и т. д.

Две молодые мадам Раванель:           /

непроясненный генеалогический инцест

Обратимся к рисунку (генограмме) и к анализу, который сделала Катрин Меснард, одна из моих студенток университета в Ницце, по случаю генеалогического инцеста, на который ссы­лается Дидье Дюма. Альфонс Мартен в середине XX века же­нился на Викторине Розье, которая родила ему трех дочерей: Мари, Опостину и Жозефину. Две последние дочери носили мужские имена, измененные на женские, так как Альфонс Мар­тен ждал мальчиков.

Жозефина Мартен вышла замуж за человека по имени Мар­тен. И ее стали звать мадам Мартен-Леру. Первый генеалоги­ческий инцест (Mesnard, 1986, р. 115-116, Memoire de maotrise).

«Мари Мартен, старшая сестра, выходит замуж за человека по фамилии Леру, но звали его Эмиль. Второй генеалогической ин­цест. Хотя эти двое мужчин и не являются родственниками, мы видим, что Жозефина и Мари, отказавшись от фамилии отца, оказываются как бы замужем совместно [...] Если то, что Жозе­фина взяла фамилию Мартен, приводит к смешению генеалоги­ческих позиций, то воображаемый брак между обеими сестрами отрицает функцию имени ,отца, а особенно отрицает функцию женственности». (Дюма, 1985, с. 80).

От Мартена Леру у Жозефины было семеро,детей. Он до­кончил жизнь, самоубийством — повесился. Овдовевшая Жозе­фина некоторое время имещ, сожителя, но, забеременев, рас­сталась с щщ, и тот исчез из истории ремьи. ,

Супруг Мари умирает от туберкулеза, она снова выходит замуж — За Огюста. Зная, что сестру Мари звали Огюстина,

6 Paris, Editions de Minuit, 1985.

можно предположить удвоение ее генеалогического инцеста. < От второго мужа у Мари было двое детей, а супруг покончил жизнь самоубийством.

Люси, единственному ребенку пары Мари — Эмиль, было шесть месяцев, когда умер ее отец.

Люси Леру (бабушка Жана-Мишеля) выйдет замуж за свое­го двоюродного брата Эдмона Леру, тот тоже овдовел в первом браке (жена умерла от туберкулеза). Третий генеалогический инцест (см. Mesnard, ibid). Их внук Жан-Мишель страдает дет­ским аутизмом, в три года он перестает говорить, отгоражива­ется от мира.

Чтобы лучше проиллюстрировать генеалогический инце'ст и брак с двойными связями, рассмотрим клинический пример.

Очаровательная женщина сорока лет болеет раком молоч­ной железы. Я выясняю вместе с ней, когда и при каких обсто­ятельствах она заболела и что происходило в ее жизни в то вре­мя. Она отвечает, что совсем ничего не происходило и она не понимает причины болезни. Ее жизнь была легкая и простая, она работала секретарем в преуспевающем медицинском цент­ре в провинциальном городке. Не было никаких стрессовых событий, вызвавших рак в 1986 г..Я спрашиваю:

— Что произошло годом раньше, в 19J85 году?

— Ничего!               -             '

— Но все же?

— Моя сестра вышла замуж.

— За кого?

— За моего шурина.

Итак, мы видим, что две сестры вышли замуж за братьев. Наша больная была младшим, последним ребенком и в детстве страдала от этого. Родилась она как бы случайно, у нее не бьшо своей комнаты, просто ей поставили третью кровать в комнате двух старших сестер. Она донашивала их одежду и вплоть до замужества ничего своего у нее не было. Выйдя замуж, она ста­ла молодой мадам Раванель. Она расцвела, похорошела... Об­ладая хорошим характером, она принимала братьев мужа, сво­их сестер и их супругов. И вот одна из ее сестер, Жаклин, выхо­дит замуж за ее шурина Жака и тоже становится молодой ма-

Упрощенная геносоциограмма семьи Жана-Мишеля Лебуа по материнской линии.

Клинический случай, приведенный Д. Дюма, установленный и перепроверенный Катрин Меснард

дам Раванель. Жозефина вдруг лишается своей новой фамилии и места под солнцем. Появилась новая молодая мадам Рава­нель, значит, возможно, одна из них была лишней.

Хуже того: свекровь очень любила ее сестру (ей отдавала пред- * почтение и мать). Не осмеливаясь обижаться за это вторжение \ на свою территорию и свою потерю, Жозефина стала терзать себя.' И вдруг она заявляет, что это и привело к раку. У нее словно что-то украли — право быть молодой мадам Раванель. Их стало две, и у нее все разладилось. Она вновь ощутила Потерю своей иден­тичности и территории, сестра забрала их у нее.

Это стало невыносимым! Кроме того, Жозефина чувство­вала себя беспомощной и беззащитной в этой ситуации, ощу­щала безнадежность (так описывают ее случай специалисты: Hopeless and helpless). Следовательно, произошла серьезная потеря идентичности и положения. Повторившаяся потеря лю­бимого объекта разбередила травму и рану от серьезной потери любимого объекта в детстве, потерю эту нельзя было ни обсуж­дать, ни оплакивать (нельзя было объявить траур). Как ранее отметил американский психолог Лоренс ЛеШан7, при раковых заболеваниях такие ситуации встречаются часто.

Когда мы сумели все это выявить и проработать, Жозефина выздоровела (конечно же с помощью медицинского лечения, спорта, многократной релаксации в течение дня, позитивной визуализации, йоги и психотерапии).

В этом случае, возможно, также имел место генеалогический инцест.

Следует отметить, что Жозефина сохранила тесные связи с семьей, в которой она родшщсь, «случайно» выйдя замуж за человека, именем которого была фамилия ее отца, а фамилия у него была другая.

Заметим мимоходом, что многие встречи и связи, приводя­щие К| браку, случаются на .семейных мероприятиях и праздни­ках (крестины,; браки, похороны и, т. д.).

7 Американский психолог'Лоренс'ЛеШактоворит о «потере объекта любви» в жиз­ни больных, о второй потере, которая будит травму и рану основной потери Объекта любви в детстве, которая не была ни проговорена, ни оплакана. Это часто встречается при раковом заболевании и главным образом у сдержанных людей. Cf. You can fight for your life, Vouspouvez lutterpour votre vie, Paris, Laffont.

Упрощенная геносоциограмма Жозефины.

Две молодые мадам Раванель (Две сестры выходят замуж за двух братьев)

Запрет на инцест не касается некровных родственников и их семей, не существует даже термина для обозначения отноше­ний между двумя семьями, объединившимися благодаря браку детей, отношений детей разведенных родителей, вновь вступив­ших в брак, когда они живут под одной крышей в расширенной восстановленной семье. Каждый из братьев вправе влюбиться в кого угодно, и даже в сестру своей «новой сестры» (своячени­цу). Двойные браки и цепочки семейных союзов иногда имеют Продолжение в виде субституционного инцеста. См. историю зачатия Ги де Мопассана (с. 199).

«Цепочка» семейных союзов

Нет закона, запрещающего двум братьям жениться на двух сестрах или сестре и брату вступить в брак с братом и сестрой.

Фрейд8, например, и его сестра Анна вступили в брак с бра­том и сестрой Бернайс. В 1882 г. Зигмунд Фрейд (1856-1939) зна-

' Отметим, что Фрейд не упоминает своих братьев и сестер в своей автобиографии, за исключением Анны, да и то вскользь.

,155

комится с Мартой Бернайс (1861-1951). В1883 г. его сестра Анна Фрейд (1858-1955) выходит замуж за брата Марты — Эли Бер-найса (1860-1923). Затем в 1896 г. Фрейд женится на своей не­вестке Марте Бернайс, сестре мужа своей сестры Анны. При этом каждый даст своей любимой дочери имя невестки9.

Действительно, такие двойные браки, когда два брата же­нятся на двух сестрах, или браки между двоюродными братья­ми и сестрами часто практикуются в Бретани и Нормандии, например для того, чтобы укрупнить земельную собственность. . Нередко происходит трансгенерационное повторение таких союзов между двоюродными братьями и сестрами. Мартина Се-гален даже смогла в 1985 г. написать о «пятнадцати поколениях в Нижней Бретани»: две пары предков меняют супругов в несколь­ких поколениях. Она выявила неоднократные союзы — щепочки». Многие женщины плохо переносят то, что их сестры выходят замуж за братьев мужа. Им трудно поделить свою новую фамилию с сестрой, от которой они надеялись «избавиться», покинув роди­тельскую семью. Некоторые свекрови не могут делить свою фами­лию с пришелицей — невесткой. Возможны различные семейные комбинации, иногда они вызывают проблемы и даже драмы.

/

Лже-братья и сестры, воспитанные под одной крышей, или расширенная семья

Рассмотрим пример двух женщин, матери и дочери, кото­рые выходят замуж за отца и сына10 и носят как бы дважды одну

9 В каждой из семейных пар дочерей нарекут именем другой сестры: Эли и Анна Бернайс дадут своей дочери имя Марта, а Зигмунд Фрейд и его жена Марта дадут своей дочери имя Анна (1895—1982). К ней Фрейд относился с особой любовью. Она станет психоаналитиком, и они будут вместе работать. Отметим, что годом позже, в 1896 г., свояченица Фрейда Минна Бернайс (1865—1941) переезжает в дом четы Фрейдов, где их спальные комнаты будут сообщаться между собой. У супругов Фрейдов прекраща­ются половые отношения. Чуть позже в том же, 1896 г., отец Фрейда Якоб (1815—1896) умирает, и Фрейд приступает к самоанализу. Отметим также, что Фрейд внешне не ка­жется травмированным после смерти своего девятимесячного младшего брата Юлиуса (1857— 1858), которая совпала со смертью его двадцатилетнего дяди Юлиуса — младше­го брата его матери Амалии (однако он удерживает за собой место обожаемого старшего сына). Зигмунд Фрейд и Анна Фревд-Бернайс останутся единственными из братьев и сестер, кто эмигрировал и не был убит во время Второй мировой войны (1942—1943).

10 В «Очерках о психодраме» я рассказала о случае Жизель — психотической особы, помещенной в больницу после попытки убийства своей матери. Мать и дочь вышли за­муж за отца и сына (т. е. носили одну и ту же фамилию), проживая под одним кровом.

и ту же фамилию. Им предстоит жить под одной крышей, они борются за территорию, кухню, дом, землю, наследство (даже если оно незначительное).

Подобные встречи происходят дома, и браки обычно объе­диняют сына и дочь от предыдущих браков людей, создающих новую семью, в расширенной восстановленной семье. Иногда отчим или свекр (второй муж или сожитель матери, либо отец мужа) женится на своей падчерице/невестке. Здесь также име­ет место генеалогический инцест: смешение родов и поколе­ний не проходит бесследно, даже если законом это не возбра­няется (см. «Инцест второго типа», с. 203).

Переданное наследство и структура семьи

Наблюдая семейные структуры, можно обнаружить «наслед­ственные структуры» с повторами, которые не являлись резуль­татами осознанного решения и даже не были замечены.

Кажутся наследственными (хотя это точно не установле­но) такие факторы, как число детей, разница в возрасте между детьми, даже число браков, выкидышей и абортов (IVG). Су­ществуют моногамные семьи, семьи, где был один брак или несколько повторных браков. Есть семьи р одним, двумя, тре­мя или четырьмя браками. Я никогда не сталкивалась с семь­ей, где было пять браков, но такое встречается, в частности, в Соединенных Штатах. Есть семьи, где часты разводы или вдов­ство. Есть семьи, где были случаи самоубийства, внезапная смерть или незаконнорожденные дети, рожденные от супру­га, или плоды адюльтера. Есть семьи, где живут «стрекозы» и «муравьи», поднимающиеся или опускающиеся по социаль­ной лестнице.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.