Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Anne Ancelin Schutzenberger 9 страница



В самых общих чертах по отношению к событию, связанному с травмирующими переживаниями в прошлом, можно сказать, что бабушки и дедушки умалчивают и пере­дают невысказанное, что будет предугадываться детьми и станет для них тайной {невыс­казанным, непроговариваемым, неуловимым), а для их собственных детей (то есть внуков тех, кто пережил событие) оно будет непомышляемым.

она якобы и была настоящей матерью ребенка. И вот снова речь заходит о владелице замка, которая дарила отцу и дяде Эржэ пре­красную одежду. Говорят также, будто у бабушки Альбертины был тайный незаконнорожденный ребенок. Внешне у нее с мужем был идеальный брак, но в их отношениях ощущалась напряжен­ность. Он говорил ей: «Я физически воспрепятствую твоему Отъезду!» Она ему отвечала: «Тогда тебе придется меня убить». «У меня не было выбора, мне приходилось оставаться там, иначе он убил бы меня». Со стороны отца в давнем поколении якобы кто-то умер от желтой лихорадки, но в семье4 шептались о том, что он-де умер в психиатрической больнице (постыдные тайны та­кого рода в семьях скрывают, а от этой «невыеказанности» стра­дают потомки). Акушерка предсказала, что брат прадеда умрет новорожденным, у него были сросшиеся пальцы, и он уМер в полтора года. Альбертину, как и одну из ее сестер, воспитывал дедушка, учил их читать, писать, считать. Таким образом, здесь мы вновь встречаем ситуацию, когда по семейной «традиции» детей часто воспитывали другие люди, обычно бабушка с дедуш­кой (начало этому положил случай с неизвестной владелицей замка в начале XIX века, когда она удочерила девочку). Ее сестра была на третьем месяце беременности, когда воспитавший их обеих дедушка умер. Итак, роды сестры проходят в атмосфере траурной грусти. Она стала, по терминологии Андре Грина, мер­твой матерью5, т. е. живой, но похожей на мертвую, погружен­ной в свои грустные мысли. Дочь ее страдает психотическим рас­стройством. У другой сестры, которая воспитывалась в пансио­не с четырехлетнего возраста, случаются периоды бреда: она за­являет, что ее отец — немец.

Альбертина предчувствовала, чувствовала все эти тайны, те­перь она терпеливо обнаруживает их и может, наконец, выска­зать неуловимое и непомышляемое. От этого она испытывает об­легчение, но ей все еще не удается избавиться от пут «западни», которая хотела ее поглотить. Нужно еще раз поработать со всем этим.

Конечно, недостаточно выявить прошлую семейную трав­му, тайну или несправедливую смерть, чтобы радикально изме-

s «Мертвая мать», см. Narcissisme de vie, narcissisme de mort, Paris, Minuit, 1983.

нить жизнь или здоровье, но обнаружение проблемы, выска­зывание невысказанного, наконец, сама возможность выска­заться приносят облегчение и становятся первым шагом на пути к изменению.

Можно было бы продолжать ворошить прошлое и находить тайны, невысказанное, «трудные» события, примечательные ситуации, которые в той или иной степени оказывают влияние на последующие поколения, особенно на некоторых потомков.

Напомним, что многие исследования и школы работают над проблемой передачи: как, по отношению к кому, почему она осуществляется?

Я в самом начале говорила о том, что жизнь каждого из нас — это роман. Когда несущее нас генеалогическое древо имеет много «пробелов», «пустот», «белых пятен», это так или иначе негативно влияет на нас, мы не знаем, кто же мы на самом деле.

Каждый ощущает эту потребность найти свое место, как персонаж с картины Гогена: «Откуда мы пришли? Где мы? Куда идем?». Другими словами, по высказыванию Музиля, мы мо­жем являться лишь этакой «абсурдной карикатурой».

Вновь обрести свою идентичность. Передача

Клиника и научные исследования, посвященные «окину­тым детям, которых собрали в приюте для детей-сирот, дер­жали у себя сменяющие друг друга няни, а затем организация, занимающаяся социальной благотворительностью (раньше она называлась «Ассистанс Публик», теперь — УССД), пока­зали наличие психологических или психотических проблем, трудность или невозможность влиться в школьную либо про­фессиональную жизнь, как описывает, в частности, Мартина Лани и как видно из многих научных работ, проведенных подч моим руководством.

Эти проблемы встречаются также у «детей улицы», у детей матерей-одиночек, сменивших несколько «пап» (или «дядей»), в расширенных восстановленных семьях, где «они не могут опре­делить свое место». Но бывают исключения, таких детей аме­риканцы называют «несгибаемыми» (unbreakcable). Они обла-

дают высоким запасом прочности, выдерживают все, даже кон­цлагеря (см. Борис Цирюльник).

Запас прочности

«Несгибаемые дети», которые выдерживают все, и проблемы их потомков

Иногда кажется, что некоторые дети, не имеющие отца, а ча­сто и матери, без семьи, без поддержки, выживают вопреки все­му. Об этих успехах психоаналитики (особенно те, кто их попу­ляризировал) «забыли», и работники социальных служб тоже. Они (ошибочно) продолжают говорить, что основа равновесия и идентичности создается с трех и до семи лет, И если этот пери­од прошел неудачно, то возникнут проблемы. Но уже Дж. Боул-би видел исключение в своем знаменитом исследовании, посвя­щенном покинутым детям, а недавно американские, а за ними и французские исследования (см. Борис Цирюльник) выявили случаи выдающихся семейных и профессиональных успехов де­тей, «воспитанных» на улице либо в концентрационных лагерях.

Базовая безопасность. Жизненный порыв

Возможно, этим детям удается выжить, потому что у них есть врожденный или скрытый стержень, связанный с огромной жиз­ненной энергией, которая позволяет им быстро подняться, — иногда благодаря тому, что они сумели найти замещающих от­цов или матерей или замену старшим братьям. Франсуа Тос-кель, кстати, говорил о полиотцах и полиматерях в нашей со­временной цивилизации.

Это основы безопасности, они даются родителями или теми, кто с любовью их заменил, в момент рождения или научения: как не упасть, делая свои первые шаги (у животных это происходит при вылизывании). В противном случае получаются «недолизан-ные» медведи или неудачники по жизни и даже «смертники».

Некоторые встречи не только помогают, но и позволяют выжить и почти нормально развиваться, «открывая путь в жизнь»: дед, бабушка или сосед (соседка), занимающийся вос-

питанием родственник, учитель в школе, великодушный на­чальник, кто-то, заслуживающий доверия, или иной «помощ­ник» или «проводник», товарищ по несчастью или попутчик (везде, даже в концентрационном лагере, военном либо поли­тическом). Этот «кто-то» является етоль необходимой палоч­кой-выручалочкой и позволяет поверить в жизнь.

Чтобы охарактеризовать таких несгибаемых детей, недавно придумали термин «запас прочности», который обозначает спо­собность достичь успеха, жить, развиваться, несмотря на про­тиводействие обстоятельств (несмотря на биологический отпе­чаток, который накладывает травма или рана).

Проблема проявляется у их потомства, поскольку травма, которая передается, намного сильнее той, которую получают, как это недавно обнаружили на примере дозировки кортизола. Исследовались рецепторы кортикоидов и секреций CRF (Cortico-Reliesing Factor), его уровень (как указано Цирюльни­ком, 1999) в четыре раза выше у потомков тех, кто перенес трав­му, чем у самих травмированных. Так и дети выживших во вре­мя Холокоста в три раза чаще страдают от посттравматических синдромов, чем их родители, которые в реальной жизни стра­дали и боролись (cm.R. Yehuda, 1995).

Что нужно сделать, чтобы узнать о своем происхождении?

На первом этапе в начале работы в трансгенерационной те­рапии предполагается определить, откуда я пришел, найти себя, понять, что досталось в наследство (свою идентичность). Это осуществляется при поддержке, теплом участии со стороны как терапевта, так и группы.

Воспоминания, реальные или с долей фантазии, обнажают­ся, а затем, на втором этапе, мы свободно находим свое место в этом ряду, и тогда можно расширить горизонты, представить себя в будущем, начать испытывать желания, потребности, вы­строить свой проект собственной жизни. Найти свою идентич­ность, свое «Я». По сути, всегда, с самого рождения стоит про­блема — перерезать пуповину, отделить Себя от Другого (мате­ри, семьи, как показывает Мюррей Боуэн). Подобное «рассое-

динение» приходится продолжать, чаще всего оно проходит' тяжело. В результате мы получаем свою собственную идентич­ность через долгое приобщение к родственным связям. Речь идет о зрелости, о взрослении после работы, связанной с само­развитием, или после психотерапии. Американцы вслед за Кар­лом Роджерсом называют это личностным ростом (growth — вырасти, повзрослеть, раскрыться).

Трансгенерационную работу только начинают понимать, и научные исследования, особенно статистические, пока чрезвы­чайно редки или вовсе отсутствуют (не считая диссертацион­ной работы Жозефины Хилгард 1953 г. на соискание ученой степени доктора психологии).

Как происходит передача?

Эта тема время от времени освещается, но еще далеко до объяснения того, как действует эта память, ее следы. Что это — генетическая память? Но как она функционирует?

Человек — единственное говорящее существо. Может быть, слово, высказанное или невысказанное, язык (вербальный или телесный) и являются теми передающими устройствами, кото­рые еще предстоит открыть?

Напомним, что Фрейд интересовался семейным романом, ко­торый он описывал в 1909 г. как выражение фантазий субъекта по поводу его связей со своими родителями. Например, чело­век мог вообразить, что его нашли, или что он сын важной пер­соны, переданный на воспитание в другую семью, или что он сын знатной особы, или что его похитили цыгане (это близко к теории Отто Ранка О мифе рождения героя, 1909).

В наше время термин «семейный роман» иногда употребля­ют в расширенном значении — семейная сага, т. е. история, рас­сказываемая семьей о своей собственной истории, в которой перемешаны воспоминания, пропуски, умолчания, добавления, фантазии и реальность. Для детей, воспитанных в такой семье, все они имеют психическую реальность.

Большинство людей задаются вопросом о своем происхож­дении, что выводит их к первичной фантазии, обычно связан­ной с первичной сценой (т. е. с зачатием индивида, а также с на-,

блюдением за сексуальными отношениями родителей, иногда через замочную скважину... Фантазия или реальность?).

Фрейд уже в своих первых работах уточняет, что в бессозна­тельном и в памяти не бывает реальности фактов:

«В бессознательном отсутствуют какие-либо «указатели» на ре­альность, в том смысле, что невозможно отделить одно от друго­го — правду от вымысла, питаемого аффектами. Вероятно, речь идет о чувствах или о реальности, которая образуется на основе услышанного, они обретают значение в последействии; в них со­единяется прожитое и услышанное, прошлое (по рассказам о родителях и предках) и то, что они видели сами» (Freud, Draff L). «Они соотносятся с услышанным так же, как сны соотносятся с увиденным» (Freud, Draff L). «Кроме того, фантазии возникают при бессознательном комбинировании увиденного и услышан­ного» (Freud, Draff M).

Вот уже несколько лет некоторые психоаналитики размыш­ляют над проблемой первичного, первичной фантазии и переда­чи чего-то важного от одного поколения к другому. Когда я пе­речитывала Фрейда и тех, кто его комментировал, в частности, Лапланша и Понталиса, а также отчет о работе коллоквиума по психоанализу в Провансе (Монпелье, ноябрь 1983 г.), мне по­казалось, что проблема первичного вновь становится актуаль­ной. Перечитав разные редакции фрейдовских текстов (в част­ности, Draft L и Ми его ссылки'на семейные «призраки»), я подумала, что Фрейда интересовала проблема психической пе­редачи от одного поколения к другому, хоть он и не развил вглубь эту тему и не обсуждал ее в опубликованных работах.

Первичные фантазии можно определить, как это делает Ан-дре Грин, следующим образом: «Отношение субъекта с теми, кто его произвел на свет, с учетом двойного различия пола и поколений, о которых известно, что они оказывают основопо­лагающее воздействие на структурирование всей личности и ее модальностей» (Donnet J. L. et Green A., Uenfant et le ca, Paris, Ed. de Minuit, 1973).

Интуиция Фрейда — это всего лишь интуиция и клиничес­кая констатация; нам еще предстоит выполнить углубленное

9—1543

исследование эффекта трансгенерационной передачи как по отношению к человеку, так и к животным.

Трансгенерационное и интергенерационное. Память, к которой вновь обращаются: живая память или провалы памяти

Различают два типа семейной «передачи,» — осознанную или бессознательную, «метаболизированную» или нет:

— те виды межгенерационной передачи, о которых думают и которые обсуждают бабушки и дедушки, родители и дети, — это семейные привычки, сноровка, стиль жизни. От отца к сыну передаются профессии врача, учителя, фермера, нотариуса, моряка, военного. Мы работаем «на почте» или «на железной дороге»,^у кого-то «талант садовода и огородника», или «музы­кальный слух», «кулинарные способности», кто-то «любитель поесть» (или наоборот).

— о трансгенерационой передаче не говорят, это тайна, не-проговариваемое, умалчиваемое, скрываемое, иногда об этом зап­рещено даже думать («непомышляемое»), все это входит в жизнь потомков, хотя об этом не думают, не «переваривают». Вот тог­да появляются травмы, болезни, соматические либо психосо­матические проблемы, которые часто исчезают, когда о них раз­мышляют, говорят, оплакивают их, о них кричат, если над ними работают и «перерабатывают» их. Наблюдаются случаи ужас­ных кошмаров у некоторых внуков депортированных, участни­ков Сопротивления, нацистов, погибших в море, умерших при разных обстоятельствах без погребения. Такое случается даже у потомков живых людей, перенесших травму из-за слишком тя­желого прошлого (о котором не говорили, умалчивали), это шок от «ветра пушечного ядра»*.

* N.B. Мы совершенно сознательно не цитируем работы Зонди (Szondi), так как, с одной стороны, я верю не в судьбу, а только в возможность делать выбор и изменять свою жизнь (поэтому я профессор, терапевт, учитель и провожу Исследование действи­ем). А, с другой стороны, в ряде исследований, проведенных в Париже в 1950-1954 гг. с доктором Марселем-Полем Шутценбергером и повторенных в Соединенных Штатах Арди Любеном, мы показали, что Зонди ничто не доказал (cf. 1976 «Contributions d ietude de la communication поп verbale», статьи об Испании и США.).

КЛИНИЧЕСКИЕ ПРИМЕРЫ

С УПРОЩЕННЫМИ ГЕНОСОЦИОГРАММАМИ

Синдром годовщины

и невидимая лояльность семье

Перейдем к рассмотрению нескольких клинических случа^ ев. При этом я изложу свои объяснения, полученные мною лич­но и проверенные на практике.

В течение примерно двадцати лет я занималась тяжело боль­ными людьми, страдающими раком в последней стадии, стараг лась помочь им облегчить жизнь. К своему большому удивле­нию, я обнаружила среди родственников этих людей повторя­ющиеся случаи тяжелых болезней (не передающихся по наслед­ству)1.

Все происходит так, как если бы что-то проявлялось и пег редавалось от деда к внуку или внучке.

Можно сказать, что все происходит так, как если бы нечто, о чем нельзя забыть, передавалось из поколения в поколение (нельзя было забыть о каком-то событии в жизни — нельзя ни забыть, ни говорить о нем, а лишь молча передавать).

Шарль: синдром годовщины и невидимая лояльность семье

Рассмотрим клинический случай человека, больного раком. Я писала о нем в книге «Стремиться к исцелению» и опублико­вала его упрощенную геносоциограмму.

Я хочу описать ситуацию этого человека. Его зовут, скажем, Шарль, он страдает раком яичек. Ему тридцать девять лет, он работает коммивояжером. Его оперируют, он чувствует себя

1 Vouloir guerir, reed, compl. 1991, С генограммой.

хорошо. Все нормально, как обычно. Через шесть месяцев у него наступает ухудшение. В легких появляются метастазы. Так бы­вает. Но он отказывается от химиотерапии и от любого другого лечения. Его состояние ухудшается, без врачебного вмешатель­ства он умрет.

Мы стараемся вместе с ним разобраться в его ситуации: он женат, у него девятилетняя дочь, он любит свою жену и свою профессию, он происходит из старинной семьи из Савойи. Возникает вопрос: почему он согласился на хирургическую операцию, а химиотерапию и любое другое лечение отвергает? Мы говорим с ним об этом, и то, что он сообщает о своей се­мье, записывается в его присутствии, вместе с ним и для него в виде генеалогического древа с комментариями (геносоциограм-мы).

Начинаем с него самого, его жены и их дочери, затем под­нимаемся по восходящей линии генеалогического древа: его отцу семьдесят лет, матери — шестьдесят девять; его отец — мясник, он здоров. Здесь, если отметить, что отец Шарля мяс­ник и что больной согласился на операцию, возможно, появит­ся гипотеза: поскольку оте!ц в совершенстве владеет ножом, Шарль верит в силу ножа: нож ему кажется знакомым предме­том, и он согласился на хирургическую операцию. Но тогда почему он впоследствии отказывается от лечения? Все еще не­понятно, почему Шарль отвергает химиотерапию.

Поднимаемся выше по генеалогическому древу: дед Шарля умер в тридцать девять лет от удара верблюда в пах (мы это не выдумали!). Удары ноги верблюда не наследуются! Вот почему я для иллюстрации своих рассуждений выбрала этот пример.

Итак, очевидно, что Шарль готов умереть в том же возрасте, что и его дед, и поражен у него тот же орган: можно даже ска­зать, что у него «случайно» оказалось заболевание яичек, т. е. в том же месте, что и у деда, умершего от этого («невидимая ло­яльность»?)!

Продолжаем изучать генеалогию Шарля по материнской линии: мать тоже рано осталась сиротой. Отец его матери, то есть дед, погиб на войне в тридцать девять с половиной лет во время газовой атаки, то есть от поражения легких.

Упрощенная геносоциограмма Шарля Двойной синдром годовщины; повторение одного и того же возраста отца (39) и ребенка (9).

Комментарий. Можно было бы сказать, что Шарль «вписывает» в свое тело болезнь и риск смерти, мои транстенера^нньв связи идаяч^юсть по отношению к семье у него поражены яички, как и у его деда по линии отца (ДО), и осложнение с легкими, как у деда по линии матери (ДМ, оггравлен газом), которые проявились в том же возрасте (39 лет) Он соглашается на ифургичеосую операцию, 4вопазывается от доугих видов лечения (ичмиотерапии, радиотералии,ло1апьной медицины), 1И(сшиасш(1(а,дс«вряятш1ысо ножу Все женщины семейства отличаются очень сильным характером, две бабушки рано стали вдовами Кроме того, отец Шарля остался без отца в 9 лет и дочь Шарля рискует остаться сиротой в 9 лет, так как он считает себя безнадежным, а его жена рискует остаться молодой вдовой В семье существует повторяющийся сценарий смерти отца »39 явт.оегаввюадгогосле себя девятилетнего ребенка. Обращает на себя внимание повторение имен женщин (Мари-Анн и Анн)

Проанализировав see это вместе с Шарлем, мы пытаемся помочь ему «обрести другие рамки» и перестроить жизненный сценарий неудачника (смерть в раннем возрасте) на сценарий победителя можно любить своего деда, но не обязательно умирать, как он, молодым

Здесь можно констатировать следующее (это будет встре­чаться и в других клинических случаях, поскольку моя карто­тека составляет примерно три-четыре сотни геносоциограмм): когда люди женятся, это происходит совсем не случайно; часто они находят себе супругов, имеющих ту же семейную конфи­гурацию, что и у них самих, или те же болезни, или даже те же имена, одинаковые детские травмы.

Две родительские семьи такой пары зеркально отражаются.

Рассмотрим историю родителей Шарля более детально. Его мать рано осталась сиротой, отец стал сиротой в девять лет, оба деда умерли в тридцать девять лет. Дед по материнской линии умер от поражения легких во время газовой атаки. Теперь нам не будет казаться странным, что, когда у Шарля выявилось по­ражение легких, он отказывается от химиотерапии: она, как известно, является производной от горчичного газа (который использовали немцы во время войны 1914-1918 гг. под Ипром и Верденом, а также в окопах в 1915 г.).

У Шарля оказались пораженными те же органы, что и у двух дедов (яички и легкие). Можно было бы сказать, что через «нео­сознанную и невидимую лояльность по отношению к семье»2 он выражает смерть обоих дедов, поскольку в том же возрасте у него оказались поражены те же органы, которые вызвали смерть дедов. Можно также заметить, что его жену зовут Мари, как и его сестру и бабушку (но это распространенное имя, следова­тельно, для статистики значимости не представляет).

Если проводить поиск еще выше по структуре семьи, мы увидим, что дед умер в 39 лет, оставив девятилетнего ребенка, и Шарль готовится к смерти в 39 лет, имея девятилетнего ребен­ка... Структура семьи идентична той, что была у деда3 „

Можно задать вопрос: почему он отказывается лечиться после повторного витка заболевания в том же возрасте, когда

2 Используя и расширяя терминологию Бузормени-Надя.

3 Этот клинический случай типичен для сотен больных, у которых на семейном уровне я наблюдала повторение несчастных случаев (в связи с автокатастрофой) или тя­желых болезней и смертей по возрастам и даже датам и поражению частей тела в трех — десяти поколениях.

Именно это я называю теперь синдромом годовщины, развивая понятие Жозефины Хилгард о возрасте, датах, критических периодах или «годах уязвимости». Мы будем вновь к этому возвращаться.

t34

умер дед? Случайна ли эта смерть? Откуда берется такая неви­димая лояльность семье? Уникален ли этот случай или же типи­чен среди большого числа других?

Идет ли речь о многочисленных клинических случаях, ко­торые многие из нас замечали? Напомним, что психоанализ родился из нескольких клинических случаев — хорошо описан­ных, ставших классикой.

Однако из работ Жозефины Хилгард по статистическому уче­ту всех пациентов одной из американских больниц за четыре года мы знаем, что синдром годовщины или двойного1 повторения возраста (возраста пострадавшего родителя и возраста ребенка в момент этого травмирующего события) имеет статистическую значимость (см. примечание 3 на с. 76 и Приложение), что уси­ливает наши выводы по клиническим случаям повторения.

Марк: семейное повторение несчастных случаев

А сейчас рассмотрим психологическую наследственность, свя­занную с попаданием в дорожно-транспортные происшествия или авиакатастрофы. Здесь тоже встречаются «повторения».

Начнем с примера несчастного случая при взлете (дельтап­лана).

В одной моей психодраматической группе участвовал мо­лодой человек, обладающий всеми качествами, чтобы нравиться людям, — очаровательный, энергичный, раскованный, улыб­чивый. Он очень быстро управлялся со своим маленьким ин­валидным креслом. Марк приехал на машине один, проделав путь в 600 км. Возвращался он тоже один: подъезжал в кресле к машине, открывал дверцу, запрыгивал на переднее сиденье, складывал кресло и бросал его на заднее сиденье. Это было не просто спортивно, а совершенно потрясающе.

Я делаю «глупое» замечание:

— Мсье, вы так веселы и подвижны, наверняка вы здоровы и прикованы к креслу ненадолго?

— Ошибаетесь, мадам, это пожизненно, у меня паралич, я упал с дельтаплана и могу двигать только головой и руками! — отвечает он.

— Как это случилось?

— Если бы вы только знали! Это так глупо! Я люблю спорт. Обьино я тренировался в команде. В тот раз мои приятели из команды не смогли прийти. Я все же пошел на летное поле. Незнакомый человек сказал мне: «Если хочешь, я тебя отбук­сирую». Я согласился. Он меня потянул. Товарищ, который обычно меня буксирует, всегда спрашивает, хорошо ли я при­стегнут, я проверяю и отвечаю ему «да». Этот же ничего у меня не спросил, а я забыл пристегнуться. Дельтаплан взлетел, я же упал на спину и стал паралитиком. Это глупо. Я много зани­мался поиском причины, даже с помощью психоанализа, геш­тальт-психологии, биоэнергетики, и не понял, как и отчего я мог сделать такую глупость!

— Давайте попробуем составить то, что я называю геносо-циограммой, — предложила я.

Спрашиваю, сколько ему лет, он отвечает: «Мне 32 года».

—У вас есть дети?

-Нет!

— Вы женаты?

— Нет, но вроде того: я живу с подругой.

— Кто-нибудь в вашей семье был прикован к инвалидному креслу?

— Я долго вспоминал — никто! Меня это очень удивляет:

— Вспоминайте получше!                 У

— Ах да, правда, мой отец! (И он об этом забыл!)

— Почему ваш отец был в инвалидном кресле?

— Отец был сослан на принудительные работы в Германию, работал в литейном цехе вместе с группой французов. Однаж­ды бригада, с которой он работал, не смогла выйти, и он пошел на завод один. Кто-то другой работал с ним в паре, этот человек забыл привязать ковш с чугуном, и ковш, полный кипящего чугуна, опрокинулся отцу на ноги. Это было ужасно, он не мог больше ходить...

Мы вместе вспоминаем д(тгы: это случилось с его отцом в том же возрасте — в 32 года, в том же месяце, в июле (день он не вспомнил).

Упрощенная геносоциограмма Марка. Случай повторяющегося тяжелого травматизма

Такой несчастный случай не может передаваться по наслед­ству!

И все же это одна семейная история в двух поколениях (мы не смогли подняться выше): кто-то в рискованной ситуации делает что-то опасное, причем в присутствии товарищей опас­ности нет; а в их отсутствие меры безопасности не принимают­ся, и происходит глупый несчастный случай, в результате чего пострадавший лишается ног. Несчастный случай и с отцом, и с сыном происходит в том же возрасте, в том же месяце и при тех же психологических обстоятельствах.

То, что рабочий, угнанный в Германию, мог в какой-то мо­мент забыть привязать ковш с чугуном, не кажется невероят­ным, но то, что можно забыть пристегнуться, занимаясь дель­тапланеризмом, — это случай куда более редкий!

Здесь мы видим простой повтор или простую невидимую и неосознанную лояльность по отношению к семье, или синдром го­довщины (повторение события в том же возрасте).

Мы много работали с Марком, он испытывал одновремен­но удивление от совпадения и облегчение от того, что найдена причина произошедшего, пусть неразумная и нелогичная. Сей­час он живет неплохо, работает, зарабатывает на жизнь, пере-

двигается самостоятельно, они по-прежнему вместе с подру­гой. Марк снова занимается дельтапланеризмом; у него почти нормальная эмоциональная, семейная, социальная, професси­ональная жизнь. Два года спустя после занятий в группе и от­работки семейной ситуации у него родился ребенок.

Можно выдвинуть гипотезу о невидимой лояльности семье: произошло серьезное событие, о котором в семье не говорили, «это было несправедливо».

Прозошло то, о чем нельзя было забыть, но и помнить зап-, решено1.

Не забыть забыть... «Do remember to forget»

Когда я спросила у Марка: «В вашей семье кто-то был при­кован к инвалидному креслу?» — его первый ответ был «Нет!»

Он забыл о том, что с его отцом случилось почти то же са­мое. И в то же время он ничего не забывает, поскольку он не забыл забыть пристегнуться в том же возрасте и в том же меся­це, что и его отец, когда на его ноги упало то, что забыли при­вязать... Отчего он не смог больше ходить.

Кант говорил: «Напомним себе забыть».

Итак, важно не забывать забыть, не забывая и не имея права говорить об этом.

Это почти парадоксальное предписание (по терминологии группы Пало Альто) или же «двойное послание, накладываю­щее двойные обязательства», double-bind. ^

Не вполне ясно, что происходит и каким образом, отчего вбзникает такой повтор? Почему несчастный случай произо­шел именно с Марком, а не с его братом? То есть почему пост­радал один из братьев, а не другой или не оба?

Можно утверждать, что прослеживается повторение собы­тий в семье, можно почти предсказывать, что, если не «лечить» генеалогическое древо, то плохие события будут повторяться, но нельзя предсказать, кто из детей (братьев-сестер или группы двоюродных братьев-сестер) возьмет на себя невидимую лояль­ность по отношению к семье. При современном уровне зна­ний это повторение констатируют a posteriori.

И это мы тоже называем синдромом годовщины.

Жаклин: армянский геноцид

В одной из групп, которую я проводила во Франции, уча­ствовала очаровательная молодая женщина. Она разрешила мне рассказать о своем случае. Ее зовут Жаклин. В ту пору она но­сила на шее специальную повязку, поддерживающую голову. Когда ее спросили почему, она сказала, что это результат до­рожного происшествия. Когда это случилось? Вскоре после того, как она похоронила своего ребенка. Я стала расспраши­вать ее об обстоятельствах: она была замужем (говорю в про­шедшем времени, так как она развелась с мужем), у нее была дочь, которая умерла в десятилетнем возрасте. Ее дочка роди­лась, обвитая пуповиной вокруг шеи, долго была в коме, в реа­нимации, и стала инвалидом церебрально-двигательной систе­мы; десять лет она находилась в специальном учреждении и умерла в апреле 1986 г.

Я спросила Жаклин, кто она по профессии, — оказалось, что парикмахер. Я спросила, были ли у нее другие дети, она от­ветила: «Нет, когда я увидела мою племянницу, мне не захоте­лось иметь других детей!»

— Вашу племянницу?

— Да, дочь моей сестры.

У ее сестры была дочь, родившаяся с цервикальной грыжей, Жаклин пояснила: мозг выходил наружу из головы. Каждая из сестер присутствовала при родах второй. У обеих были трудные роды. Жаклин не захотелось повторения.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.