Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Anne Ancelin Schutzenberger 4 страница



рая всю жизнь выкладывалась, чтобы поставить его на ноги и оплачивать его учебу, чувствует себя обязанным всегда оставать­ся рядом со своей матерью и не осмеливается ни жениться, ни даже гулять с друзьями своего возраста, пока она жива. И так всю свою жизнь. Либо он ставит крест на себе и жертвует своей жизнью, либо устраивает ее позднее, после кончины матери.

Таким образом, «семейная бухгалтерия» имеет разные формы.

Это может быть манипулятивное использование подарков, что иногда наблюдается у родителей молодых, даже очень мо­лодых спортсменов, или виртуозов (вундеркиндов), или при­зеров конкурсов красоты.

Возьмем, к примеру, ситуацию, которая наблюдается у ма­терей шизофреников и у авторитарных матерей. Верно, они вырастили своих детей ценой огромных усилий, но никто не просил их жертвовать собой так, как они жертвовали. По сути, требование возвращать родителям то, что они дали, является как бы навязанной парентификацией (то есть превращением детей в родителей своих родителей). В то время как необходи­мо одновременно и окружить своих родителей любовью, и са­мому, в свою очередь, становиться родителем, продолжая выс­траивать цепочку: быть ребенком, возвращающим свои долги и «отдающим» своим собственным детям, а не своей матери или отцу непосредственно то, что было дано ему (ей).

По этому поводу Франсуаза Дольто в работе «Дело детей» (1985) пишет:

«Каждый ребенок вынужден выносить обстановку, в которой он растет, а также нести груз патогенных последствий, доставшихся в наследство от патологического прошлого своей матери и свое­го отца».

«Он является носителем этого долга, полученного еще в свой пре-натальный период симбиоза, а затем и постнатальных зависи­мостей {долгов], которые его структурировали».

Аналитическая терапия психотических лиц показывает, что они бессознательно выражают то, что происходило в жизни их матери, а потом уже выражают то, что произошло в их собствен­ной жизни:

-1543

«Аналитическая работа должна проводиться с упреждением, что­бы долг, с которым удалось расквитаться родителям, но который оставил в них след, не стал грузом для их ребенка. [...] И если это сделал не родитель, то это будет его ребенок, его правнук, но от­данный долг должен найти выражение по родственной линии, потому что это символическое испытание» (1985, р. 4?1).

Понятие долга лояльности тесно связано с понятием «деле­гирование», разработанным X. Страйерлин.

Система учета в семьях очень сложна. Это не просто схема «дающий — дающий». Часто в социальных и профессиональ­ных отношениях возникает чувство горечи — чувство, что тебя используют. Иногда это чувство возникает, когда отсутствует определенная взаимность.

В нашу задачу не входит рассмотрение проблемы инцес­та6 , хотя он часто встречается между отцом и дочерью, де­душкой и внучкой, дядей и племянницей, иногда между бра­том и сестрой и реже — между матерью и сыном (в психиат­рической клинике мы сталкивались с такими ситуациями, наиболее серьезными, разрушающими личность). Инцест -очень часто повторяющееся явление в семьях. Некоторые подарки иногда в такой степени обязывают или настолько неприятны, что Жак Лакан был вынужден говорить о священ­ном долге неблагодарности.

Имеется в виду не то, что следует «возвращать» именно тем людям, которые вам дали что-то. Иногда надо отдавать другим: кто-то был «любезным» по отношению к вам, вы «любезны» по отношению к другим, менее сильным или более обделенным, и вы «возвращаете» то доброе, что вам сделали, но не обяза­тельно тем же людям.                            ,

Эту систему обмена подарками трудно выявить, часто она является полностью бессознательной и не воспринимается на сознательном уровне. Иногда она основана на желании, мани-пулятивна, но... это уже другая история.

6 Один из режиссеров фильма «Дракула» Френсис Форд Коппола заявил в 1992 г., что вампир для него является символизацией тревоги детей, подвергшихся инцесту, способом говорить о ночных страхах, о посещениях или о контактах во время сна — этом смешении удовольствия, отвращения и чего-то смертельного, что уничтожает жизнь.

«Гроссбух» святого Николая

На востоке Франции еще несколько лет назад дети, стоя на коленях на лестничных ступеньках, ожидали прихода злого мужика с розгами и святого Николая, чтобы всем было возда­но по справедливости— послушание вознаграждено, дурные поступки наказаны. Иногда это не проходит безболезненно (еще совсем недавно [в 1991 г.] я занималась травмами на день свя­того Николая — болезнями, возникающими с детского возрас­та, которые обострялись без видимых причин и именно в ка­нун 6 декабря).

Месяц декабрь специфичен и часто бывает отмечен чем-то необычным, и всегда — высоким травматизмом. Именно на этот месяц приходится праздник святого Николая* (иногда он праз­днуется с большим размахом» чем Рождество), само Рбждество, а следовательно, и праздничный ужин — это период дружеско­го общения или одиночества. Этот период зимнего солнцесто­яния близок к периоду христианского поста (и дети в календа­ре отрывают один листок за другим), еврейскому празднику Ха-нука, празднику Санта Люсиа (13 декабря7) в Скандинавских странах, воспроизводящих (продолжающих) языческие «праз­дники света».

Возвращаясь к «гроссбуху семейных счетов», описанному Иваном Бузормени-Надем, отметим, что члены семьи должны проявлять лояльность символическим принципам и дефини­циям семейной группы.

* На каторге в Гвиане в течение ряда лет существовал своего рода «отец-лиходей», который «набавлял сроки» й приговаривал к гильотине по списку, датированному 6 де­кабря... И вот 50, а то и 80 лет спустя, день в день проведения казни возникают непред­виденные последствия для детей, которые наносят себе кровавую рану.

7 Напомним, что относительно недавнее усовершенствование юлианского кален­даря, учитывающего лунные фазы, передвинуло 13 декабря на 25 декабря (Рождество), но праздник света остался 13 декабря. Напомним также, что наш современный запад­ный календарь происходит от римского календаря, реформированного в 46 г. Юлием Цезарем (юлианский календарь), затем в 1582 г. Григорием XIII (григорианский кален­дарь), с наверстыванием 10 дней, чтобы избежать «астрономического сдвига» в 10 дней, а в XIX веке - уже в 12 дней: прежняя дата 13 декабря соответствовала бы, таким обра­зом,125 декабря сегодняшнего календаря. Это «наверстывание» произошло в XX веке в Европе в фиксированные даты, которые могли отличаться в зависимости от страны. Например, СССР ввел этот новый календарь в 1917 г. Скандинавские страны сохранили праздник Санта Люсия (первоначально — праздник света) 13 декабря; примерно в Это же время присуждаются Нобелевские премии (10 декабря).

Эта лояльность приводит иногда к «хитросплетениям* и не­разрешимым или трудно решаемым проблемам в браках — глав­ным образом между лицами различного происхождения.

Когда люди состоят в браке, они имеют обязанности (от­личающиеся от лояльностей) по отношению к своей роди­тельской семье, а также по отношению к родительской семье супруга.

Мы все происходим из «смешанных пар»

Имея дело с попытками интеграции в виде межрасовых («браки-домино») или межрелигиозных браков, а также браков типа «эмиграция-иммиграция», мы попадаем в сложную сис­тему, в которой представители второго и, главным образом, тре­тьего поколения часто не знают, в чем состоит их лояльность по отношению к семье, как им вести себя, где их место и како­ва их идентичность.

Это заметно, в частности, во Франции в семьях, состоящих из трех поколений выходцев с мусульманского Востока, с их сдержанными родителями, испытывающими ностальгию, и максимально «офранцузенными» детьми и их детьми, возвра­щающимися к своим (изначальным) корням и требующими признания их права на различие.

Если вы принадлежите к межрелигиозной, межрасовой, межэтнической, межкультурной семье или вышли из нее, то на чем основывается ваша лояльность? На первоначальной куль­туре? На культуре принимающей страны или региона? На род­ном языке? А религия: прежняя? Интегристская? Модернизо­ванная? На западный лад? А кухня? А одежда?

Проблема становится не менее сложной и для мигранта внутри страны — скажем, для баска, бретонца.

А что сказать о социально-экономических различиях (со­циальных классах с разными привычками)? Винсент де Голь-жак даже констатировал, что попытка «выйти за черту» или под­няться по социальной лестнице может привести к провалу {классовому неврозу).

В любом случае проблема существует всегда или почти всегда.

У всех нас есть материнские и отцовские линии родства. Мы -все происходим из «смешанных пар». Редко бывает так, чтобы наши родители были двоюродными родственниками, происхо­дящими также от двоюродных родственников. Таким образом, у всех нас по отцовской и материнской линиям имеются отли­чающиеся семейные истории, семейные обязанности, семей­ные мифы, образы жизни или кулинарные пристрастия. Ситу­ация усложняется, когда существуют различия религиозные, на­циональные, культурные, политические, этнические и расовые или даже кулинарные. «У нас» принято пить чай или кофе, пиво или вино; жарить на сливочном или подсолнечном масле; при­нимать гостей у себя дома или в кафе и т. д.

Члены семьи должны, таким образом, быть лояльными принципам и символическим дефинициям изначальной группы.

Индивид и семья

Используя в своей практической работе с больными неко­торые концептуальные инструменты Бузормени-Надя, я при­шла к выводу, что потенциал изменения, связанный с внутри­семейными отношениями, является куда-более детерминиру­ющим, чем потенциал индивидуального излечения. Он куда более детерминирующий, чем все то, что могло бы происхо­дить в диадическом отношении, в индивидуальной психотера­пии: в отношениях врач — больной, психиатр — больной, пси­хоаналитик — клиент. Чтобы изменить поведение или состоя­ние здоровья больного, необходимо определить его верования и целенаправленно мобилизовать связи, соединяющие его с се­тью семейных отношений в целом (верованиями). Так посту­пают, если хотят запустить процесс изменения в семье.

Франсуа Тоскель8 — французский психиатр испанского про­исхождения, который когда-то руководил психиатрическим госпиталем Сент-Альбан в Лозере и медико-педагогическим институтом, установил, что, когда он вылечивал психотичес­кого ребенка и возвращал его в семью, то через шесть месяцев

' Cf. Oury Jean, Guattari Felix, Vigneux Maurice, Pratique de VinsHtutionnel et politique, 1985, ё *Le vecu de la fin du monde dans lafolie», Ass. rech ens. form. prat. psy. [et Francois Tosquelle, собственное выступление, 1968.]

или через год семья направляла к нему на лечение другого за­болевшего ребенка.

Если мы лечим индивида, не обращаясь к семье в целом, если мы не поняли, что существуют трансгенерационные по­вторения, значит, мы ничего значимого не сделали в терапии. В лучшем случае мы можем получить только временное облег­чение. Такое видение ситуации ставит под сомнение все дости­жения психотерапии: классической и новой, включая самые известные, самые серьезные, самые уважаемые подходы и даже, если хотите, индивидуальный психоанализ.

Отмечается, что для того, чтобы люди изменились по-на­стоящему и на длительный период, необходимо, чтобы их се­мейная, социальная и профессиональная система позволила измениться, чтобы изменились верования.

На развитие человека, на его здоровье, на его болезнь и ее по­вторение большое влияние оказывает наше видение семьи, обще­ства и семейного равновесия.

Синхронная карта семейных событий

Чтобы видеть и понимать то, что происходит с клиентом, не­обходимо составить синхронную карту семейных событий, т. е. видеть то, что происходит в одно и то же время у разных членов семьи, а не только у одного индивида. Видеть «го синхронно, здесь и сейчас, и в то же время видеть, каким он был прежде и в другом месте, в истории и семье, т. е. провести синхронное и ди­ахроническое наблюдение нескольких поколений.

Самый простой способ — построить генеалогическое дре­во, дополненное важными фактами и значимыми связями, — генограмму или геносоциограмму.

Например, дети, которые были покинуты родителями или переданы на усыновление, хотели бы как-то возместить урон, который был им нанесен, так как они понесли эмоциональные потери, пережили отвержение, «отказ».

Проблема усыновления и/или отказа еще более осложняет­ся жизненным опытом принимающей или адаптирующей се­мьи. Суле и Вердье уточняют:

«Патогенная непроговариваемость пагубна не столько тем, что поддерживает в ребенке различного рода неосведомленности, сколько тем, что сквозь нее проходит непреодолимая тревога ро­дителей о том, что они скрывают»9.

Возьмем классический случай. Речь идет о девятнадцати­летнем молодом человеке с отклоняющимся поведением. Он допустил мелкие нарушения, и поэтому потребовалась психи­атрическая экспертиза. Когда мы обратились к истории этого мальчика, то обнаружили, что через несколько месяцев после рождения он был оставлен своей матерью. Он прошел через целый ряд детских домов и стал (во всяком случае, его счита­ют) эпилептиком. Его помещают в спецучреждение для эпи­лептиков, и он испытывает чувство горечи по отношению к своим неизвестным родителям. Помимо всего прочего, этот ребенок происходит из неполной семьи, так как отец скрылся за границей сразу после его рождения.

Молодому человеку совершенно случайно удается найти свою мать, и он начинает испытывать сильное смятение, не зная, как реагировать. Ему хочется продемонстрировать агрес­сивность, но каждый раз, когда он проявляет агрессию по от­ношению к своей матери, полиция призывает его к порядку. Терапевт просит его сделать усилие, чтобы понять то, что про­изошло с его матерью, и спросить ее об этом. Из чувства друж­бы, или уважения, или позитивного переноса по отношению к психиатру он направляется на встречу со своей матерью, чтобы узнать, что произошло и почему она его бросила.

Он узнает, что его мать была очень молода и не замужем, что его отец был мимолетной встречей, он покинул ее, и она должна была работать. Сын ее страдал эпилепсией и тяжелой болезнью почек, и она была вынуждена поместить его в госпи­таль. Так как все это происходило в США, где пребывание в госпитале стоило очень дорого и она не могла его оплачивать, мать была вынуждена покинуть сына для спасения его жизни, чтобы его взяли на содержание другие люди и таким образом он смог получить необходимую заботу. Социальные службы

' Cf. Soule Michel et Verdier Pierre, Le Secret sur les origines, Paris, ESF, 1986, p. 64, ё Lani Martine, A la recherche de la generation perdue, Marseille, Hommes et perspectives, 1990.

вмешались, обнаружив, что эта молодая девушка не могла за­ботиться о тяжело больном ребенке. Узнав это, молодой чело­век был потрясен. Когда он снова встретился с психотерапев­том, то сказал: «Моя мать меня покинула, но это было един­ственным средством выжить нам обоим, и особенно мне. Я на нее больше не сержусь, сейчас она сможет дать мне то, в чем была вынуждена отказать раньше».

И, начиная с этого момента, его поведение изменяется. Он перестает быть агрессивным и требовательным. Он понял, что его оставили не из дурных побуждений, а для его же блага.

Понимание контекста трансформировало смысл и залечи­ло рану.

Контекстуальный и интегративный подход

В терапии важно понимать, на каком уровне можно вме­шиваться и на каком уровне происходят обмены10. Необходим контекст в целом, чтобы реально увидеть связи.

Мне кажется, что анализ в рамках каждой из школ является одновременно значимым, полезным и перспективным, но для того, чтобы робота в целом была эффективной, необходима це­лостная картина семьи: сведения о расширенной семье (дядях и тетях, двоюродных братьях и сестрах и т. д.) и о нескольких ее поколениях, знание родства и происхождения, т. е. необходимо совершить работу полиреферентного плана. Строго системный подход иногда является немного редукционистским и недоста­точным, так же как и индивидуальный или психоаналитический подход. Желательно было бы дополнить их контекстуальным подходом (таким, как, например, подход Бузормени-Надя, как, впрочем, и подход Гоффмана), который включает два предыду­щих и учитывает всех: как присутствующих, так и отсутствую­щих членов семьи. Здесь мы имеем дело с понятием многосто-

10 Согласно Ивану Бузормени-Надю, имеются три уровня:

- уровень чисто интрапсихический: Оно, Я и Сверх-Я и отношения этих трех ин­станций;

- межличностный уровень: например, бессознательные или сознательные лояль­ности по отношению к родственнику, своему отцу или своей матери или супругу;

- уровень межличностный экзистенциальный: иметь или не иметь родителей, иметь или не иметь детей, и т. д.

ронности, т. е. принятием во внимание боковых и вертикальных отношений, которые имеют место в одно и то же время.

В рамках этого подхода мы вновь обращаемся к идеям Мо­рено относительно ролей, комплементарных ролей, ролевых ожиданий, дремлющих и реактивированных ролей, а также соци­ального атома. Таким образом мы выходим на антропологичес­кий подход, настаивающий на витальной значимости семей­ных правил и декодировании этих правил — чаще скрытых, чем явных.

Сделаем маленькое отступление.

Маргарет Мид" рассказывала, что когда она начинала рабо­тать в качестве антрополога на островах Тихого океана, то для нее было проблемой понять цивилизацию, в которой она на­ходилась, и сделать так, чтобы эта цивилизация ее приняла. В противном случае она бы умерла от голода и холода или ее, ско­рее всего, съели или растерзали животные или люди. Было не­обходимо (хотя и очень тяжело) изучить разговорный язык и декодировать, понять провозглашаемые и скрытые правила об­щества, которые в корне отличаются друг от друга на различ­ных островах Тихого океана. Они изменяются от одного остро­ва к другому и в любом случае очень далеки от принятых в США. Таким образом, ей было необходимо воспринимать, угадывать, декодировать, изучать правила взаимодействия, чтобы быть принятой и выжить.

Когда мы начинаем работать с семьей или с отдельным чело­веком с учетом контекста его семьи, будь то психологическая или психиатрическая проблема, проблема здоровья или экзистенци­альная проблема, в рамках этого подхода важно понять, какие негласные правила существуют в данной семье, в данной среде.

Семейные правила

Процитируем несколько правил12, наиболее часто встречаю­щихся в семьях.

11 Cf. Une Education en Nouvelle-GuinOe, Paris, Payot, 1973.

12 Cm. Emmanuel Todd (L'Invention de 1'Europe, Paris, Le Seuil, 1990) о скрытых пра­вилах в семьях Франции и Западной Европы и их архаическом происхождении, также как об их географическом традиционном распределении и о том, что управляет семей­ным жилищем и его разделом.

Существуют семьи, жизнь в которых основывается на пра­вилах комплементарности: в них есть заботящиеся и те, о ком заботятся. Таким образом, есть люди, которые заботятся о дру­гих, и есть больные люди. Как в семье Чарльза Дарвина, где все получали удовольствие от такого типа отношений, в которых был заботящийся и тот, кто получает заботу семьи и близких (см. сноску 9 на стр. 38).

Существуют семьи, где правилом является приложение всех сил для того, чтобы сын получил образование, и приоритет от­дается не самому старшему среди детей, а первому сыну, т. е. его делают старшим. Это значит, что если сын является вторым или третьим ребенком в бедной семье или семье, имеющей долги в связи со смертью отца, старшая дочь начинает работать в ран­нем возрасте, для того чтобы помочь брату продолжать учебу. Существуют семьи, где старшая дочь работает секретарем (без бакалавриата), вторая является работником социальной сферы (бакалавриат + 2 года учебы), а третий ребенок, сын, работает врачом (бакалавриат + 7 лет учебы). Можно задать себе вопрос, почему дочери и мать работали, чтобы «поставить на ноги сына», и как они с этим живут потом?

Но встречаются и семьи, где, наоборот, существует равен­ство между детьми.

Существуют и такие семьи, в которых один сын, женив­шись, остается жить со своими родителями и получает ферму, а второй уходит (и становится военным, священником или мо­ряком) , а также другие семьи, где дети, уже имеющие собствен­ную семью, продолжают жить под одной крышей (это хорошо проанализировал Эммануэль Тодц). Есть и семьи, где дети по­кидают насиженное место практически со дня совершенно­летия.

Существуют семьи, где несколько поколений живут вмес­те под одной крышей, и такие, где за старшим ребенком оста­ется дом, замок или ферма, а другие дети покидают семью.

Существуют и такие семьи, где «делают старшего», кото­рый берет в свои руки семейные дела (ферму, завод, виноград­ник и т. д.). Таким старшим делают иногда второго или третьего ребенка.

У меня был клиент, только что переживший тяжелую авто­мобильную катастрофу. Это был именно такой «сделанный стар^ ший», которому не удавалось понять, почему он, а не его стар­ший брат унаследовал традиционное имя старшего. В этой бре­тонской семье вот уже 300 лет старшего сына нарекали именем Ив-Мари. Однако в данном случае настоящего старшего сына звали, например, Жаком, а второго Ив-Мари. Именно на вто­ром и держалась вся семья. Ему было очень трудно играть эту роль, в частности, ему не удавалось жениться. У него были дети, но он не был женат. Он не мог понять, почему должен играть роль «сфабрикованного старшего» и каким образом делать это. Просто таково было семейное правило. Ив-Мари воспользо­вался аварией своей машины и очень тяжелыми травмами, что­бы заново обдумать ситуацию, поговорить об этом, наконец, с семьей, раскрыть тайны и начать новую жизнь, но теперь уже свою собственную, а не ложного старшего — носителя роли.

Прорабатывая семейные правила с помощью геносоциог-раммы, важно видеть, каковы эти правила и кто их разрабаты­вает. Это может быть дедушка, бабушка или сестра бабушки, которые устанавливают закон или же озвучивают закон и пере­дают его. Иногда в семьях есть дети, которым не удается же­ниться (выйти замуж) до смерти своей матери или отца.

«. Когда мы начинаем хорошо понимать правила такой семьи, то попытки терапевта помочь ей достичь наименьшей дисфунк­ции в отношениях и наилучшего равновесия между «долгами» и «заслугами» каждого из ее членов становятся успешными. То есть мы пытаемся восстановить ситуацию, для того чтобы никто не чувствовал себя обделенным в распределении обязанностей, в раз­деле имущества, в «разделе» воспоминаний (и вещей-воспоми­наний), в разделе доходов, полученного сейчас или в будущем образования, то есть в разделе ресурсов будущего.

Все это непросто понять, когда мы расшифровываем семью.

Чтобы лучше понять последующие объяснения, я пригла­шаю читателя построить собственную геносоциограмму, свое ге­неалогическое древо (по памяти), дополненное главными со­бытиями жизни, чтобы обозреть функционирование своей се­мьи и имплицитно — себя самого.

Быть лояльным членом группы

Выстраивая свою психогенеалогию, вы убедитесь, что зна­чит для вас «быть лояльным членом данной группы» и, в част­ности, своей семьи, так как каждый из нас вынужден интерна-лизировать дух, надежды, запросы, ожидания своей группы и использовать целый комплекс специфических установок, по­зволяющих быть в согласии с внутренними или интернализо-ванными приказаниями. Если выполнять эти обязательства не удается, то возникает чувство вины. Это чувство вины состав­ляет вторичную систему силового регулирования — своего рода отрицательную обратную связь по отношению к нелояльному поведению."

Бузормени-Надь говорит об этом очень ясно (и я это про­верила сама): «выработка» лояльности детерминирована исто­рией семьи и типом справедливости, которой эта семья придер­живается, а также семейными мифами. Лояльность находит ре­зонанс и присутствует в каждом из членов семьи, с одной сто­роны, в виде обязанностей, учитывая их положение и роль, и, с другой ртороны, в виде чувств по отношению к долгам и заслу­гам, своему личному стилю и своей манере соответствовать все­му этому.

Необходимо напомнить, что каждая культура, каждая нация, каждая религиозная и профессиональная группа, так же как'и семьи, имеют свои собственные мифы, по отношению к кото­рым люди являются лояльными или нелояльными.

Напомним, что еще не так давно в течение40 лет лояльность по отношению к коммунистической партии (КП) и Советско­му Союзу была распространена среди большого числа левых интеллектуалов. Для французов это было часто обусловлено событиями Второй мировой войны и связями, возникшими в подполье во время Сопротивления (после 1942 г»), а также ува­жением к русским, погибшим в Ленинграде и Сталинграде. После событий Венгрии (1956) и Праги (1968) ситуация начала меняться, и многие интеллектуалы и политические активисты с трудом могли принять и интегрировать информацию, а также избавиться от этой привязанности и лояльности. Дело не в том, что их заставляли. Просто это было чем-то идущим изнутри,

опирающимся на фундаментальную лояльность (уважение к умершим, «благодарность за заслуги по разгрому неприятеля», идеализацией и невозможностью сократить когнитивный дис­сонанс между противоречивыми информацией и поведением). Эта фундаментальная лояльность состоит во внутреннем стрем­лении сохранить саму группу или саму семью (кровную, при­нявшую, выбранную, политическую) или историю семьи.

Я уже упоминала о парентификации.

Мне хотелось бы привести пример, который является со­циальным феноменом: в вашем окружении, конечно, есть оди­нокие очаровательные девушки, которые посвящают себя сво­ей старой матери и не создают семью13 до тех пор, пока эта ста­рая мама не умрет.

И опять же, после того, как поворот бьщ сделан, необходи­ма встреча, почти что чудо, как в прекрасной детской книжке «Эти дамы в зеленых шляпах» Жермена Акремана.

Я рассматриваю это как тяжелые психопатологические по­следствия лояльности по отношению к семье; они прослежива­ются, как я уже объясняла, в явлении парентификации, когда ребенок вынужден стать «родителем своих родителей», причем в очень юном возрасте.

Контекст и классовый невроз. Провал в школьной учебе

Наш подход является одновременно контекстуальным, пси­хоаналитическим, трансгенерационным и этологическим. Каж­дая из этих наук важна, а их вклады являются трехмерными (тело-пространство-время) и комплементарными в личностном и семейном планах. Вместе они напоминают «острие швейной иглы» (Лакан), пронизывающей сознательное, бессознательное И со-сознательное, которые мы по-прежнему помещаем в рам­ку как личностного, семейного, так и социоэкономического контекста.

Внутрипсихические отношения (Я, Оно, Сверх-Я согласно классической психоаналитической теории) являются фунда-

13 До их освобождения через смерть матери, а затем и внешнее вмешательство.

ментальными, но в трансгенерационном подходе нельзя'опус­кать внутренний аспект межличностного уровня (невидимые лояльности по отношению к родителю или супругу). Синдром годовщины нуждается в проработке, так же как и культурно-этнические связи. В то же время нельзя забывать о последстви­ях, которые вызывают проявления лояльности в семье в реаль­ной жизни, то есть экзистенциальный аспект межличностного уровня.

, Ко всему этому необходимо добавить социально-экономичес­кий аспект лояльности семье {классовый невроз), блестяще про­анализированный Винсентом Де Гольжаком14. Он показывает, насколько трудно хорошему сыну или хорошей дочери превзой­ти, например, образовательный уровень своего отца. С ним (ней) может произойти, например, несчастный случай по до­роге на экзамен, или неожиданная болезнь, или что-то «вне­запно выпадет из памяти» и придется сдать чистый лист бума­ги, даже если он (она) были блестящими учениками, в числе первых в классе. В действительности и социальное, и интел­лектуальное продвижение чревато риском создать бессознатель­ную дистанцию или разрыв между ними и их семьей. У них не будет больше одинаковых привычек, вкусов, одинаковых ма­нер поведения за столом, одного вкуса в выборе мебели, одеж­ды, одинаковых книг (или вообще будет отсутствовать привычка читать книги), норм, одних потребностей и желаний, одних и тех же видов досуга... Они не будут больше жить в одних и тех же кварталах, ходить в гости к одним и тем же людям, и у них будет различный финансовый уровень. Поскольку хорошо из­вестно, что при этом появляется риск возникновения проблем и страданий, удаления одних от других и чувства неверности по отношению к родителям, бабушкам и дедушкам и социально­му классу, сын или дочь бессознательно, через ошибочное дей­ствие, «отказываются» преодолевать этот барьер, который не смогли преодолеть их отец или родственники. Совершая это, они бессознательно повинуются двойному посланию (double bind) своего отца (или своей матери): «Делай как я, но пуще всего не делай как я»; «Я делаю все для тебя и твоего успеха, я

14 La Nevrose de classe, Paris, Hommes & groupes, 1987,

этого хочу... я боюсь, что ты меня превзойдешь и бросишь нас или уедешь».

Таким образом, сын или дочь забудут завести будильник на­кануне экзамена или принести свои документы, придут с опоз­данием, с ними случится несчастье по дороге, болезнь или опе­рация.... Или отцу приспичит накануне выпускного экзамена забрать сына из школы, чтобы усадить его за работу, и произой­дет это именно в этот день и ни в коем случае не в следующий.

Часто становится заметным, что такое ошибочное действие случается именно на решающем этапе обучения (во время эк­заменов на аттестат зрелости, поступления в университет, за­щиты диплома, государственных экзаменов, защиты диссерта­ции) или в момент вхождения в активную профессиональную жизнь (например, накануне конкурса на занятие вакансии го­сударственного служащего).



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.