![]()
|
|||||||
ОГЛАВЛЕНИЕ 6 страница© Для уменьшения внутреннего напряжения у детей с проблемами адаптации необходимо проводить с ними подвижные, эмоционально насыщенные игры и занятия. С этой же целью организуются игры Проблемы адаптации с масками, куклами, . где сюжет сочиняется по ходу игры и тут же исполняется. © Эффективно проведение адаптационной психотерапевтической игры «Детский сад», разрешающей проблемы социальной адаптации (Захаров А. И., 1998). Такую игру можно проводить прямо в группе детского сада после ухода детей. Минимальное число участников игры — трое: ребенок, мать (отец), педагог (психолог). Наилучшие результаты от игры получаются при включении отца и эмоционально поддерживающей аудитории. Роли распределяются с учетом особенностей проблем ребенка. При этом, например, ребенка, который всего стесняется, боится, пугается, поручают играть взрослым, а сам ребенок получает роль воспитателя, родителя или адаптированного сверстника. ПАМЯТКА мя -пшгот ТТО КОНСУЛЬТИРОВАНИЮ РОАИТШЙ © Сделайте так, чтобы родители чувствовали себя комфортно и непринужденно, но в то же время сохраняйте деловую манеру общения. Соблюдайте конструктивную дистанцию, помогающую оптимальному общению. Для ободрения используйте короткие фразы, означающие согласие, понимание и побуждающие родителей продолжить повествование. Слова: «Да...», «Понимаю...», «Конечно...», «Продолжайте», «Так», «Угу» — приглашают говорить свободно и непринужденно. Они означают:
Глава 2. СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ (от 3 до 5 лет ) «Продолжайте, я нахожусь с вами и внимательно вас слушаю». Помехами в эффективном взаимодействии служат фразы: «Давайте быстрее...», «Говорите, я слушаю...», «Это кто вам сказал?». © При работе с семьей вы отвечаете за свои знания и технологию доступа к разрешению проблем, а родители отвечают за собственную активность, искренность и желание осуществить изменения своего ролевого поведения. Четко представляйте границы своей компетентности. При недостатке мотивации у родителей («Да, мы хотим, чтобы проблема решилась, но не хотим прилагать к этому никаких усилий») помните, что у вас нет волшебной палочки для решения проблем семьи. Используйте свое умение делиться сомнениями и говорить правду самому себе: «Что я могу сделать, и с чем я не могу справиться». © Обращайтесь к членам семьи за помощью и советом. Вам помогут вопросы: «Как раньше вы справлялись с трудностями, что вам помогало?»; «Чего вы еще не делали, чтобы решить проблему?»; «Как вели себя значимые для вас люди, оказавшись в подобной ситуации?» и т. п. Практически каждая семья знает решение своей проблемы, и вам необходимо помочь семье принять правильное решение. © Ваша задача — помочь семье посмотреть на свои проблемы со стороны, акцентировать и обсудить те стороны, которые, будучи источником трудностей, обычно не осознаются и поэтому не контролируются. Обсуждайте положительные и отрицательные стороны сложившихся стереотипов поведения («Что самое плохое для вас в сложившейся ситуации?»). Используйте специальные задания, упражнения, тесты для раскрытия актуальных и потенциальных возможностей родителей, для того чтобы помочь им яснее и четче осознать свою проблематику. © Основное внимание в процессе консультирования обращайте на анализ сложившейся ситуации, особенности ролевого взаимодействия, поиск личностных ресурсов родителей и обсуждение способов разрешения проблем. Осуществляйте с родителями совместный поиск новых шаблонов поведения — «веера решений». «Шруг их подменили?» Даша, 4,5 года. В группе среди сверстников скована, зажата, играет одна. Острый период адаптации к детскому саду протекал в течение месяца с нарушениями аппетита и дневного сна. Несмотря на то что аппетит наладился и отношение к дневному сну стало положительным, Даша продолжала говорить и родителям и педагогам, что в детском саду ей не нравится, в детском саду плохо, неинтересно и т. п. Для рисования девочка выбирает только черный и красный цвета. На занятиях Даша тревожится и переживает о том, что у нее не получится (нарисовать, вылепить и т. п.), предполагает заранее, что сделает плохо, и просит воспитательницу ей помочь. Помимо этого, девочка боится не успеть куда-то (одеться на физкультурное занятие, на прогулку, например) или что-то сделать (например, нарисовать рисунок на занятии). У Даши, как мы видим, выражена социальная тревожность (см. «Страхи у детей»), которая, как оказалось, подогревается страхами бабушки. Бабушка Даши любит поговорить с внучкой о болезнях и об опасностях, считая, что тем самым убережет ее от неприятностей. Неудивительно, что девочка была буквально заражена страхами. Она боится «людей, которые выглядят как бандиты» и боится рыцарей («вдруг их подменили»). Даша считает, что Баба Яга и другие сказочные персонажи могут ее забрать. Девочка боится родителей и наказания со стороны родителей, боится находиться в маленькой комнате («Комната может меня раздавить»). Мама и папа Даши (оба бывшие военные — ожидали, что у них родится мальчик) относятся к дочери строго, подчеркнуто правильно и сдержанно выражают свои эмоции. Мама конфликтует с Дашей по поводу уборки в комнате дочери. В этом вопросе мама Даши готова проявлять особую принципиальность. И как выяснилось из разговора с мамой, такое излишне принципиальное поведение не случайно, ведь сама мама терпеть не может убирать в доме (мама проецирует на Дашу свои неже- лаемые качества). Можно отметить ряд проблем, над которыми необходимо работать вместе с родителями Даши: 1. Нарушения в эмоциональной сфере ребенка (об этом говорит выбор черного и красного цветов для рисования и большое количество страхов). 2. Социальные страхи (не успеть, сделать плохо). Такими страхами «заражаются» обычно дети излишне принципиальных родителей. 3. Наличие нерешенных психологических проблем у родителей Даши, решаемых за счет девочки. У мамы Даши это проекция своего нежелания заниматься уборкой — если смотреть шире, то женской работой, быть женщиной. Не случайно Даша боится именно комнаты, ведь комната стала камнем преткновения в ее семье, эту комнату ее заставляют убирать. Более того, необходимо помнить о том, что заставлять что-то сделать ребенка — это не единственно верный рычаг в воспитании. Дух протеста от того, что ребенка заставляли что-то делать, а он не хотел, оставляет свой негативный след и может прорываться сквозь годы уже во взрослую жизнь. ?оспигаии£ СООГШСЪШ полу ФсЬШк rbe£a%iKxi мс£ит играть i лишшикя Девочка Jlepa, 4,5 года. Любит играть в машинки, конфликтует со сверстниками в детском саду и не подчиняется требованиям педагогов. Мама призналась, что «Лера у нас как пацанка, я была уверена, что у меня родится мальчик. Я даже УЗИ не стала делать, так была уверена, что родится мальчик». Мама признается, что не знает, как себя вести с Лерой нормально, «она не понимает, плачет и орет по пустякам». В тихий час девочка спит, но каждый раз просыпается мокрая. Лера живет дома с мамой, старшей сестрой 6 лет, бабушкой и дедушкой. Родители Леры развелись, когда девочке было 2 года. Девочка конфликтует дома с мамой, бабушкой и старшей сестрой, а в детском саду со сверстниками и воспитательницей. Понятно, что после войны на двух фронтах девочка (боец невидимого фронта) спала так крепко, что просыпалась в мокрой постели. Мама не оставляла это поведение без внимания («Мне иногда кажется, что она специально писается» ), ругала Леру за мокрую постель, наказывая тем, что спала мама со старшей, принимаемой ею, дочерью. В рисунке «Моя семья» Лера нарисовала бабушку и себя, пояснив, что «для мамы и папы местечка не будет». Про старшую сестру Лера и не вспомнила. Бабушку Лера изобразила с широко открытым ртом, объяснив, что «бабушка много ругает» (см. рис. 4 ). Рис. 4 Отметим, прежде всего, наличие эмоционального отвержения девочки со стороны матери, непринятие Деры по полу (да и имя девочке было дано такое, которое имеет и мужской вариант —Валерий—Валерия). Конфликтные взаимоотношения матери с дочерью получили перенос в группу детского сада, где справедливые требования воспитательницы встречали такое же сопротивление, как и при требованиях со стороны матери. При таком упорном сопротивлении и неподчинении требованиям со стороны педагогов в детском саду необходимо проанализировать семейные отношения для того, чтобы помочь родителям наладить отношения со своим ребенком. Причину неподчинения ребенка требованиям детского сада необходимо искать в нарушенных детско- материнских отношениях (у детей до 5 лет), а у детей после 5 лет необходимо проанализировать детско-материнские отношения (у девочек) и детско-отцовские Воспитание не соответствует полу ребенка 107 отношения (у мальчиков). Необходимо объяснить родителям поведение Деры: девочка находится в конфликте со всеми окружающими и не виновата в том, что похожа на отца, с которым мама развелась. Добавим к этому то, что не оправдались ожидания рождения мальчика, и получим налицо внутриличностный конфликт, решением которого явился энурез девочки: ночью Лера расслаблялась и отдыхала от непереносимого днем напряжения. Самостоятельно разрешить создавшуюся ситуацию девочка была не в силах и еще больше запуталась, поскольку и со сверстниками не получилось установить отношения. Выполнять требования воспитателей в детском саду для девочки уже было выше ее сил. Лера нуждается в помощи взрослых, энурез у девочки в данном случае был как красная лампочка, которая каждый день сигнализировала: «Взрослые, мне очень плохо!» Разъяснительная беседа со стороны педагога и психолога о том, что происходит с Лерой, о том психологическом конфликте, из которого девочке не выбраться, помогла преодолеть воспитательную неуверенность матери и отца Леры. В данном случае разъяснительная работа коснулась и отца девочки, поскольку мама, поняв, что происходит с дочерью, и, поделившись этим пониманием с бывшим мужем, решила восстановить семейные отношения. Оказалось, что и отец в воспитании младшей дочери отдавал предпочтение мужским качествам, воспитывая девочку как мальчика. В ситуации Леры постепенно происходила нормализация эмоциональных отношений девочки в детском саду: Лера стала вести себя спокойнее, и сверстники все чаще принимали ее в игру, требования со стороны воспитателей не встречали уже такого упорного сопротивления, которое отмечалось раньше. Самое же главное в данной ситуации то, что разъяснительная работа помогла восстановить семью. У Леры, по словам мамы, уменьшился энурез, да и днем в детском саду постель все чаще стала оставаться 108 Глава 2. СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ (от 3 до 5 лет ) сухой. Точку в психологическом сопровождении этой семьи ставить еще рано, хотя позитивные результаты уже получены: у Деры, как по волшебству, уменьшился энурез, нормализовались отношения с матерью, уменьшилось конфликтное поведение в детском саду, вдруг понравилась «нелюбимая» воспитательница. Признание мамы позволяет сделать благоприятный прогноз: «После посещения психолога у меня изменился взгляд на воспитание. Эти знания надо давать в школе. Мы не знаем, как быть с детьми, и совершаем непростительные ошибки». Психологический конфликт, описанный в данной ситуации, может продолжаться длительное время, перерастая с возрастом ребенка в трудные черты характера. Эмоциональное отвержение в данном случае было вызвано несоответствием пола ребенка ожидаемому родителями. В случаях ночного недержания мочи у ребенка, как правило, в семье доминирует мать, которая не любит этого ребенка, что мы и видим в данной ситуации. При эмоциональном отвержении ребенок получает много отрицательных эмоций, получает опыт выражения отрицательных эмоций, опыт общения с миром через отрицательные эмоции. Такой опыт не проходит бесследно, отвержение усиливает страх смерти, который ребенок часто пытается заглушить сверхагрессией. Дети при эмоциональном отвержении со стороны близких людей перестают доверять положительной оценке окружающих. Такие дети впоследствии выбирают легкий путь получения недостающих положительных эмоций: это путь к различным зависимостям: компьютерной, телевизионной, алкогольной, наркотической. Усиливается эмоциональное отвержение при наличии других детей, что мы и увидели в случае с Дерой. «SL даже не jtuw, на кага она похожа!» Девочка Саша, 5 лет 5 месяцев. Ведет себя агрессивно, резко и скорее напоминает мальчика, чем девочку. Любит играть в машинки с мальчиками, игнорируя Воспитание не соответствует полу ребенка 109 игры в куклы и общение со сверстницами. В рисунках на свободную тему рисует машины (см. рис. 5). В рисунке «Я в детском саду» Саша изобразила себя с тремя мальчиками, сказав, что «дальше не поместилось, я бы нарисовала Кристину, Аню, Алину (см. рис. 6). По какой же причине девочки «не помещаются» в жизнь Саши? В рисунок «Семья» Саша не включила себя (см. рис. 7). Может быть, здесь кроется ответ на поставленный вопрос? Мама Саши выказывает недовольство поведением дочери: «Саша постоянно стукает, хлопает, агрессивна и возбуждена». Интересно, что Саша бывает то упрямой и агрессивной, а то ласковой и доброй. Многое нам стало понятно в поведении Саши после беседы с мамой девочки. Незапланированная и нежеланная беременность не вызвала радости у родителей молодых супругов. Да к тому же получилось, что во время беременности Г^в^СРЩНШвОЗРАСТ (от Здо5 лет) Рис. 6 Рис. 7 Воспитание не соответствует полу ребенка 111 пришлось заканчивать учебу и устраиваться на работу. Старшее поколение высказало свое мнение: «Подождите с рождением ребенка!» Мама Саши испытывала моральный прессинг всю беременность: «Мне всю беременность казалось, что я будто провинилась в чем-то. Муж хотел мальчика, поэтому и назвал дочь Саша, а у меня не было заготовленного имени». Мама не видит родных и любимых черт в дочери: «Я даже не знаю, на кого она похожа!» Этот ответ мамы на простой вопрос: «На кого похож ваш ребенок?» позволил нам окончательно убедиться в том, что Сашу эмоционально отвергают в своей семье. Такое эмоциональное отвержение девочки по полу постепенно принесло свои плоды: девочка уловила, что ее игры с машинками вызывают восторг у папы, а значит, в это и буду играть! Непринятие девочки матерью тоже имеет место: и имени не было заготовлено, назвали таким именем, которое подходит и мальчику, да и отрицание похожести на кого-то из родных и близких настораживает. Когда ребенок принимаем и любим, то в нем улавливаются скрытые или явные черты своей внешности. Непохожесть ни на кого может расцениваться ребенком дошкольного возраста как «Ты не наша!». На вопрос «Семейного интервью»: «Если бы ты выросла и у тебя была бы девочка...» Саша заявила: «У меня будет только мальчик!» Свое желание иметь мальчика родители уже передали Саше, и оно уже выступает как психологическое наследование пола будущего ребенка. Такая девочка, когда вырастет, будет настроена только на рождение мальчика, ведь еще в своем детстве она ощущала, что надо было ей родиться мальчиком. А пока Саша спит с ножиком под подушкой на случай опасности ночью (даже подушка с дыркой!). В данном случае эффективным было объяснение маме необходимости воспитывать Сашу как девочку, если родители хотят изменений в поведении дочери. Глава 2. СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ (от 3 до 5 лет ) Спустя шесть месяцев Саша в детском саду стала играть в «Семью», катать в коляске дочку Лену и подружилась с девочками. В рисунке «Я в детском саду» нарисовала себя с подружкой Алиной (см. рис. 8). На рисунке видна фигура девочки без опоры, как будто взлетающая вверх. Такая нетвердая позиция еще и есть пока у Саши. Девочка стала выбирать в игровых сюжетах женские роли: например, в сказке о Василисе Прекрасной Саша вызвалась играть «эту прекрасную женщину». Саша сказала: «Есть у меня две мечты: первая — проколоть уши и носить сережки, вторая — пойти в художественную школу». На волшебном дереве девочка сорвала бы ягоды и загадала бы: «Кена, дом для Барби, Кощея Бессмертного, корону себе, платье и бусы». На рисунке «Семья» для Саши уже нашлось место рядом с дедушкой (см. рис. 9). Интересно, что в данном случае нам очень помогли понять проблему рисунки девочки: не помещаются подружки, нет для меня места в семье, машинки. Опять же, Рис. 8 Воспитание не соответствует полу ребенка Рис. 9 рисунки впоследствии рассказывали нам о происходящих изменениях в воспитании девочки Саши. Необходимо обращать внимание на то, во что любят играть дети дошкольного возраста. При предпочтениях детьми игрушек не характерных для их пола (девочки — куклы, мальчики — машинки) можно предположить непринятие родителями ребенка по полу. Нелишним будет поинтересоваться у родителей: почему девочку назвали Саша, Лера, Женя, Паша и т. д. и на кого в семье похожа девочка? Ъе£а\ка Маша играем тешка & маишнкя Девочка Маша, 4,5 года. В детском саду играет только в машинки. Во время беседы с мамой, которая посетовала на плохую адаптацию девочки в детском саду, мы выяснили, что девочка была нежеланная по 114 Глава 2. СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ (от 3 до 5 лет ) полу, даже все приданое было приготовлено для мальчика. Папа-моряк и после рождения дочери, приезжая из рейса, дарил девочке машинки, оружие, солдатиков и другие игрушки, которые больше подошли бы для мальчика, которого так хотел видеть папа на месте Маши. В приведенных ситуациях произошел сдвиг в установках родителей по отношению к ребенку в зависимости от его (ребенка) пола. На неосознаваемое непринятие родителями ребенка женского пола девочки откликались поведением, характерным для мальчика. Такая установка родителей требует обязательной психолого- педагогической разъяснительной беседы. г\а&а Ь. СТАРШИЙ tfO?fACT (от 5 Эо f лет) страхи у шш «Как, приучить сына ю £оия?» Рома, 5 лет, старшая группа. В детском саду очень боязлив, не играет со сверстниками и боится наказания мамы. На Новый год мама подарила Роме гномика, которого мальчик очень испугался, решив, что это тот гном, который превратил Нильса в маленького мальчика. Рома живет с мамой, бабушкой и прабабушкой. С отцом мальчика мама развелась и к встречам отца с сыном относится негативно. О маме Рома говорит: «Она меня все время обижает — то ремешком, то рукой по морде дает». Отцу Рома дает такую характеристику: «Папа с нами не живет, но тоже наказывает, он маму царапает и дерется». Мама строго относится к Роме, применяет физические наказания, озабочена тем, что сын боится смотреть телевизионные передачи со страшными персонажами, вечером отказывается один смотреть муль- тики и, когда стемнеет, не идет на улицу. В то же время мама Ромы сказала: «Я внушаю Роме, что я у него одна и он, кроме меня, никому не нужен». Оказалось, что мама вместе с сыном смотрит по телевизору передачи о криминальных происшествиях и озабочена вопросом: «Как приучить сына к боли? Может быть, его надо тренировать, бить по рукам или щипать?» Боязливое поведение мальчика является результатом, прежде всего, неправильного поведения взрослых, выясняющих свои отношения при мальчике. Мама бросается в крайности вместо того, чтобы дать возможность будущему мужчине приобрести уверенность в себе при позитивном взаимодействии с отцом мальчика. Все как сговорились и сделали мальчика козлом отпущения: мама за то, что сын так похож на ненавистного ей бывшего мужа, а отец, видимо, хочет через мальчика досадить бывшей жене. Когда отношения между супругами еще горячи, хоть и закончились разводом, то очень часто происходит доигрывание супружеского конфликта в плоскости детско-материнских и детско-отцовских отношений. Мать Ромы в данном случае ищет помощи, и ей необходимо разъяснить, что страхами дошкольники очень легко заражаются, особенно от близких и значимых людей. Телевизионные криминальные новости рассчитаны совсем не на детей дошкольного возраста, тем более нет необходимости смотреть их вместе с Ромой. А вот уверенности, смелости и мужественности мальчику почерпнуть совсем негде: женское окружение дома и в детском саду оставляет мало шансов для того, чтобы Рома стал таким, каким его хочет видеть мама: не боящимся боли. Для того чтобы очистить психику мальчика от уже полученных излишних страхов и опасений, необходимо предоставить Роме возможность выразить их в рисунке, игре, лепке, рассказе и т. п. Цель — «вынуть» из психики ребенка те страхи и опасения, которые уже наносят вред, отражаясь в поведении боязливостью. Если подпитывать страхи ребенка дошкольного возраста, то он их со временем перерастет и забудет (пожалуй, нет взрослого, который продолжает бояться Бабы Яги), однако в характере могут появиться тревожно-мнительные черты, которые будут тормозить развитие уже взрослого человека. У страха есть слабое место. Пока страх не назван и не рассказан, он кажется огромным и невыносимым, но стоит только назвать страх вслух, облечь его в слова, как он теряет почти половину своей прежней значимости. Вот одна из историй, сочиненных Ромой в детском саду: «Жил-был мальчик пяти лет. Его звали Антоша. С ним приключилась беда. Папа сказал: „Иди один в лес за грибами"». Папа дал мальчику два пистолета, два ножа и два автомата. Антоша нашел красненькие грибочки, а навстречу ему семь разбойников. „Что ты тут делаешь, мальчишка, мы тебя зажарим- и съедим!" — сказали разбойники. А мальчик вытащил два кинжала и позвал 40 друзей. Друзья всех разбойников разогнали, и все вернулись в Санкт-Петербург». Символично обращение мальчика к папе, который посылает мальчика навстречу опасности, однако не забыв его вооружить до зубов. Эти два пистолета, два ножа и два автомата и есть та уверенность, смелость, которую мальчику дает отец. Маме необходимо задуматься над тем, что Рома нуждается не просто в общении с отцом, но и в положительном восприятии мамы взаимодействия мальчика и папы. И еще интересно, что Роме нужно 40 друзей. Возраст 4 — 8 лет — это возраст, когда общение со сверстниками становится необходимым. А Рома этой цифрой 40 прямо кричит о своей проблеме — у меня нет друзей!!! Можно помочь Роме подружиться с мальчиком, у которого также в детском саду не много друзей. «Мама меня у$ьеМ} ссия я сниму колготки!» Так стал кричать мальчик Андрей, 5 лет 6 месяцев, когда его воспитательница привела на массаж в кабинет к специалисту детского сада. Мама Андрея, да и сам Андрей знали о необходимости прохождения Страхи у детей 119 курса массажа и были предупреждены воспитательницей заранее. Оказалось, что Андрей боится врачей, парикмахеров и походов в театр. Логопед в детском саду не смогла осмотреть мальчика, поскольку не услышала от Андрея ничего, кроме рыданий. В присутствии мамы ситуация не изменилась: Андрей плакал и утыкался в маму. Родители стригут мальчика один раз в год наголо, походы в поликлинику сопровождаются криком и истериками Андрея, ну а в театр с Андреем было решено не ходить. Маша, сестра Андрея, всегда предостерегает родителей, когда они хотят взять куда- нибудь с собой Андрея: «А вдруг он будет бояться?» Маша старше Андрея на 1 год 8 месяцев, брата не любит и открыто говорит родителям: «Вы меня стали меньше любить, отдайте его в интернат!» Страхами оказалась заражена мама мальчика, причем в совершенно недопустимой дозе: «Я всего боюсь, потому что такая жизнь! Мне трудно даже придумать такую вещь, которую я не боюсь!» Особенно мама Андрея боится, когда много народа, для нее, так же как и для сына, трудным является вхождение в контакт с незнакомыми людьми. Помимо этого, мама делает за один день Андрею в среднем 10—15 замечаний. В группе сверстников Андрей изолированный (никто из детей не выбрал его), однако в игры включается, хотя и с трудом входит в контакт. Однажды на прогулке неожиданно рассердился на Павлика и закричал на него: «Скотина ты!» Андрей в детском саду молчалив, зато, когда приходит домой, говорит без остановки. Такое чрезмерно сдержанное поведение дошкольника в детском саду и раскрепощенное поведение дома свидетельствует о чрезмерном невротическом напряжении ребенка. Папа (30 лет) относится к Андрею как к партнеру по играм, с которым совершенно не интересно играть в солдатики. Папа ни в чем не уступает Андрею, и, как правило, их 120 Глава 3. СТАРШИЙ ВОЗРАСТ (от 5 до 7 лет) совместные игры заканчиваются истериками Андрея. Мама не верит в Андрея, боится первого сентября (как Андрей пойдет в школу!) и внушает сыну страхи по этому поводу. В данной ситуации мама не просто заражена страхами, она их индуцирует и всячески внушает сыну, который к ней сильно привязан. Страхи, внушенные мамой, уже не просто живут в сознании мальчика, они влияют на его поведение, мешают его развитию! Беседа с мамой и переключение Андрея на более здорового в психологическом отношении отца помогли мальчику сделать первые шаги преодоления не своих, а скорее маминых страхов. Страхи у детей дошкольного возраста требуют внимательного отношения взрослых. Страх, являясь одной из фундаментальных эмоций человека, возникает в ответ на действие угрозы. Проявления страха у детей дошкольного возраста разнообразны: например, от совершения большого количества лишних движений (суетливость) и многословности до полного оцепенения, когда ребенок замолкает и замирает. Состояние данной проблемы сегодня, с одной стороны, ухудшается тем, что практически исчезли дворовые компании сверстников, естественным образом осуществлявшие оказание превентивной помощи детям по преодолению своих страхов, а с другой стороны — тем, что с каждым годом происходит ухудшение психического здоровья детей. Почему именно в дошкольном возрасте отмечается большое количество страхов у детей? Связано это, прежде всего, с интенсивным развитием эмоциональной сферы у ребенка дошкольного возраста, с осознанием проблем жизни и неизбежной смерти. Как правильно реагировать взрослым на возрастающее количество страхов у детей дошкольного возраста? Как помочь ребенку, когда он боится? Разберемся: у каких детей возникает большое количество страхов? Можно с уверенностью утверждать, что страхов гораздо больше у эмоционально чувствительных и впечатлительных детей, а также у детей тревожных родителей, у детей, которые растут в атмосфере семейного психологического неблагополучия (конфликты, разводы), да и просто у тех детей, которые по тем или иным причинам недополучили от родителей уверенности в своих силах. В таком случае почва для возникновения страхов уже подготовлена, остается лишь появиться угрожающему стимулу, который и спровоцирует неадекватное поведение ребенка. Еще хочется отметить, что страхам подвержены те дети, которым не свойственны проявления агрессивности, которые не умеют давать сдачи в ответ на выпады обидчика. Может возникнуть вопрос: страхи у детей — это хорошо или плохо? Ведь страх выполняет функцию защиты и мобилизации сил организма ребенка перед лицом опасности. Лишившись страхов, ребенок будет беззащитен и не сможет адекватно ответить на опасность. Отмечая положительное значение страха, тем не менее остановимся на отрицательной роли страха, когда он может буквально парализовать ребенка. Ведь ребенок дошкольного возраста не всегда способен справиться с тем отрицательным зарядом, который несет в себе страх. В проблеме страхов у детей дошкольного возраста большое значение имеет профилактическая работа. Действительно, клинические проявления страха, которые мешают ребенку адаптироваться в социальной действительности, заметны и вызывают необходимость обратиться к специалисту. А как быть в ситуации, когда количество страхов превышает допустимую возрастную норму, но ребенок при этом ничем особенно не отличается от сверстников, лишь немного более беспокоен, волнуется по пустякам и т. д. ? Такое отравляющее воздействие страхов на психику дошкольника происходит постепенно и незаметно, формируя тревожно-мнительные черты характера.
|
|||||||
|