Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ОГЛАВЛЕНИЕ 6 страница



© Для уменьшения внутреннего напряжения у детей с проблемами адаптации необходимо проводить с ними подвижные, эмоционально насыщенные игры и занятия. С этой же целью организуются игры

Проблемы адаптации

с масками, куклами, . где сюжет сочиняет­ся по ходу игры и тут же исполняется.

© Эффективно прове­дение адаптацион­ной психотерапев­тической игры «Дет­ский сад», разре­шающей проблемы

социальной адаптации (Захаров А. И., 1998). Такую игру можно проводить прямо в группе детского сада после ухода детей. Минимальное число участников игры — трое: ребенок, мать (отец), педагог (психо­лог). Наилучшие результаты от игры получаются при включении отца и эмоционально поддерживающей аудитории. Роли распределяются с учетом особен­ностей проблем ребенка. При этом, например, ре­бенка, который всего стесняется, боится, пугается, поручают играть взрослым, а сам ребенок получает роль воспитателя, родителя или адаптированного сверстника.

ПАМЯТКА мя -пшгот

ТТО КОНСУЛЬТИРОВАНИЮ РОАИТШЙ

© Сделайте так, чтобы родители чувствовали себя комфортно и непринужденно, но в то же время со­храняйте деловую манеру общения. Соблюдайте конструктивную дистанцию, помогающую опти­мальному общению. Для ободрения используйте короткие фразы, означающие согласие, понимание и побуждающие родителей продолжить повество­вание. Слова: «Да...», «Понимаю...», «Конечно...», «Продолжайте», «Так», «Угу» — приглашают гово­рить свободно и непринужденно. Они означают:

 

Глава 2. СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ (от 3 до 5 лет )

«Продолжайте, я нахожусь с вами и внимательно вас слушаю». Помехами в эффективном взаимодей­ствии служат фразы: «Давайте быстрее...», «Говори­те, я слушаю...», «Это кто вам сказал?».

© При работе с семьей вы отвечаете за свои знания и технологию доступа к разрешению проблем, а родители отвечают за собственную активность, искренность и желание осуществить изменения своего ролевого поведения. Четко представляйте границы своей компетентности. При недостатке мотивации у родителей («Да, мы хотим, чтобы про­блема решилась, но не хотим прилагать к этому ни­каких усилий») помните, что у вас нет волшебной палочки для решения проблем семьи. Используйте свое умение делиться сомнениями и говорить прав­ду самому себе: «Что я могу сделать, и с чем я не могу справиться».

© Обращайтесь к членам семьи за помощью и сове­том. Вам помогут вопросы: «Как раньше вы справ­лялись с трудностями, что вам помогало?»; «Чего вы еще не делали, чтобы решить проблему?»; «Как вели себя значимые для вас люди, оказавшись в подобной ситуации?» и т. п. Практически каждая семья знает решение своей проблемы, и вам необходимо помочь семье принять правильное решение.

© Ваша задача — помочь семье посмотреть на свои проблемы со стороны, акцентировать и обсудить те стороны, которые, будучи источником трудностей, обычно не осознаются и поэтому не контролируют­ся. Обсуждайте положительные и отрицательные стороны сложившихся стереотипов поведения («Что самое плохое для вас в сложившейся ситуации?»). Используйте специальные задания, упражнения, тесты для раскрытия актуальных и потенциальных возможностей родителей, для того чтобы помочь им яснее и четче осознать свою проблематику.

© Основное внимание в процессе консультирования обращайте на анализ сложившейся ситуации, осо­бенности ролевого взаимодействия, поиск личност­ных ресурсов родителей и обсуждение способов разрешения проблем. Осуществляйте с родителями совместный поиск новых шаблонов поведения — «веера решений».

«Шруг их подменили?»

Даша, 4,5 года. В группе среди сверстников скова­на, зажата, играет одна. Острый период адаптации к детскому саду протекал в течение месяца с нару­шениями аппетита и дневного сна. Несмотря на то что аппетит наладился и отношение к дневному сну стало положительным, Даша продолжала говорить и родителям и педагогам, что в детском саду ей не нравится, в детском саду плохо, неинтересно и т. п. Для рисования девочка выбирает только черный и красный цвета. На занятиях Даша тревожится и переживает о том, что у нее не получится (нарисо­вать, вылепить и т. п.), предполагает заранее, что сделает плохо, и просит воспитательницу ей помочь. Помимо этого, девочка боится не успеть куда-то (одеться на физкультурное занятие, на прогулку, на­пример) или что-то сделать (например, нарисовать рисунок на занятии).

У Даши, как мы видим, выражена социальная тре­вожность (см. «Страхи у детей»), которая, как оказа­лось, подогревается страхами бабушки. Бабушка Даши любит поговорить с внучкой о болезнях и об опасно­стях, считая, что тем самым убережет ее от неприятно­стей. Неудивительно, что девочка была буквально зара­жена страхами. Она боится «людей, которые выглядят как бандиты» и боится рыцарей («вдруг их подмени­ли»). Даша считает, что Баба Яга и другие сказочные

персонажи могут ее забрать. Девочка боится родителей и наказания со стороны родителей, боится находиться в маленькой комнате («Комната может меня раздавить»). Мама и папа Даши (оба бывшие военные — ожидали, что у них родится мальчик) относятся к дочери строго, подчеркнуто правильно и сдержанно выражают свои эмоции. Мама конфликтует с Дашей по поводу уборки в комнате дочери. В этом вопросе мама Даши готова про­являть особую принципиальность. И как выяснилось из разговора с мамой, такое излишне принципиальное по­ведение не случайно, ведь сама мама терпеть не может убирать в доме (мама проецирует на Дашу свои неже- лаемые качества).

Можно отметить ряд проблем, над которыми необ­ходимо работать вместе с родителями Даши:

1. Нарушения в эмоциональной сфере ребенка (об этом говорит выбор черного и красного цветов для рисования и большое количество страхов).

2. Социальные страхи (не успеть, сделать плохо). Та­кими страхами «заражаются» обычно дети излишне принципиальных родителей.

3. Наличие нерешенных психологических проблем у родителей Даши, решаемых за счет девочки. У мамы Даши это проекция своего нежелания за­ниматься уборкой — если смотреть шире, то жен­ской работой, быть женщиной. Не случайно Даша боится именно комнаты, ведь комната стала камнем преткновения в ее семье, эту комнату ее застав­ляют убирать. Более того, необходимо помнить о том, что заставлять что-то сделать ребенка — это не единственно верный рычаг в воспитании. Дух протеста от того, что ребенка заставляли что-то де­лать, а он не хотел, оставляет свой негативный след и может прорываться сквозь годы уже во взрослую жизнь.

?оспигаии£

СООГШСЪШ

полу ФсЬШк

rbe£a%iKxi мс£ит играть i лишшикя

Девочка Jlepa, 4,5 года. Любит играть в машин­ки, конфликтует со сверстниками в детском саду и не подчиняется требованиям педагогов. Мама при­зналась, что «Лера у нас как пацанка, я была уве­рена, что у меня родится мальчик. Я даже УЗИ не стала делать, так была уверена, что родится маль­чик». Мама признается, что не знает, как себя ве­сти с Лерой нормально, «она не понимает, плачет и орет по пустякам». В тихий час девочка спит, но каждый раз просыпается мокрая. Лера живет дома с мамой, старшей сестрой 6 лет, бабушкой и дедушкой. Родители Леры развелись, когда девочке было 2 года. Девочка конфликтует дома с мамой, бабушкой и старшей сестрой, а в детском саду со сверстниками и воспитательницей. Понятно, что после войны на двух фронтах девочка (боец невидимого фронта) спала так крепко, что просыпалась в мокрой посте­ли. Мама не оставляла это поведение без внимания («Мне иногда кажется, что она специально писа­ется» ), ругала Леру за мокрую постель, наказывая тем, что спала мама со старшей, принимаемой ею, дочерью. В рисунке «Моя семья» Лера нарисовала ба­бушку и себя, пояснив, что «для мамы и папы местеч­ка не будет». Про старшую сестру Лера и не вспом­нила. Бабушку Лера изобразила с широко откры­тым ртом, объяснив, что «бабушка много ругает» (см. рис. 4 ).

Рис. 4

Отметим, прежде всего, наличие эмоционального от­вержения девочки со стороны матери, непринятие Деры по полу (да и имя девочке было дано такое, которое имеет и мужской вариант —Валерий—Валерия). Конфликтные взаимоотношения матери с дочерью получили перенос в группу детского сада, где справедливые требования вос­питательницы встречали такое же сопротивление, как и при требованиях со стороны матери. При таком упорном сопротивлении и неподчинении требованиям со стороны педагогов в детском саду необходимо проанализировать семейные отношения для того, чтобы помочь родителям наладить отношения со своим ребенком.

Причину неподчинения ребенка требованиям дет­ского сада необходимо искать в нарушенных детско- материнских отношениях (у детей до 5 лет), а у детей после 5 лет необходимо проанализировать детско-мате­ринские отношения (у девочек) и детско-отцовские

Воспитание не соответствует полу ребенка                                                                                                                                                                                      107

отношения (у мальчиков). Необходимо объяснить роди­телям поведение Деры: девочка находится в конфликте со всеми окружающими и не виновата в том, что похожа на отца, с которым мама развелась. Добавим к этому то, что не оправдались ожидания рождения мальчика, и по­лучим налицо внутриличностный конфликт, решением которого явился энурез девочки: ночью Лера расслабля­лась и отдыхала от непереносимого днем напряжения. Самостоятельно разрешить создавшуюся ситуацию де­вочка была не в силах и еще больше запуталась, посколь­ку и со сверстниками не получилось установить отноше­ния. Выполнять требования воспитателей в детском саду для девочки уже было выше ее сил.

Лера нуждается в помощи взрослых, энурез у девоч­ки в данном случае был как красная лампочка, которая каждый день сигнализировала: «Взрослые, мне очень плохо!» Разъяснительная беседа со стороны педагога и психолога о том, что происходит с Лерой, о том психо­логическом конфликте, из которого девочке не выбрать­ся, помогла преодолеть воспитательную неуверенность матери и отца Леры. В данном случае разъяснительная работа коснулась и отца девочки, поскольку мама, поняв, что происходит с дочерью, и, поделившись этим понима­нием с бывшим мужем, решила восстановить семейные отношения. Оказалось, что и отец в воспитании младшей дочери отдавал предпочтение мужским качествам, вос­питывая девочку как мальчика.

В ситуации Леры постепенно происходила нормали­зация эмоциональных отношений девочки в детском саду: Лера стала вести себя спокойнее, и сверстники все чаще принимали ее в игру, требования со стороны воспитателей не встречали уже такого упорного сопротивления, которое отмечалось раньше. Самое же главное в данной ситуации то, что разъяснительная работа помогла восстановить се­мью. У Леры, по словам мамы, уменьшился энурез, да и днем в детском саду постель все чаще стала оставаться

108                                                                     Глава 2. СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ (от 3 до 5 лет )

сухой. Точку в психологическом сопровождении этой семьи ставить еще рано, хотя позитивные результаты уже получены: у Деры, как по волшебству, уменьшился эну­рез, нормализовались отношения с матерью, уменьшилось конфликтное поведение в детском саду, вдруг понравилась «нелюбимая» воспитательница. Признание мамы позволя­ет сделать благоприятный прогноз: «После посещения пси­холога у меня изменился взгляд на воспитание. Эти знания надо давать в школе. Мы не знаем, как быть с детьми, и совершаем непростительные ошибки».

Психологический конфликт, описанный в данной си­туации, может продолжаться длительное время, перерастая с возрастом ребенка в трудные черты характера. Эмоцио­нальное отвержение в данном случае было вызвано несо­ответствием пола ребенка ожидаемому родителями. В слу­чаях ночного недержания мочи у ребенка, как правило, в семье доминирует мать, которая не любит этого ребенка, что мы и видим в данной ситуации. При эмоциональном от­вержении ребенок получает много отрицательных эмоций, получает опыт выражения отрицательных эмоций, опыт общения с миром через отрицательные эмоции. Такой опыт не проходит бесследно, отвержение усиливает страх смерти, который ребенок часто пытается заглушить сверх­агрессией. Дети при эмоциональном отвержении со сто­роны близких людей перестают доверять положительной оценке окружающих. Такие дети впоследствии выбирают легкий путь получения недостающих положительных эмо­ций: это путь к различным зависимостям: компьютерной, телевизионной, алкогольной, наркотической. Усиливается эмоциональное отвержение при наличии других детей, что мы и увидели в случае с Дерой.

«SL даже не jtuw, на кага она похожа!»

Девочка Саша, 5 лет 5 месяцев. Ведет себя агрес­сивно, резко и скорее напоминает мальчика, чем девоч­ку. Любит играть в машинки с мальчиками, игнорируя

Воспитание не соответствует полу ребенка                                                                                                                                                                                      109

игры в куклы и общение со сверстницами. В рисунках на свободную тему рисует машины (см. рис. 5). В ри­сунке «Я в детском саду» Саша изобразила себя с тре­мя мальчиками, сказав, что «дальше не поместилось, я бы нарисовала Кристину, Аню, Алину (см. рис. 6). По какой же причине девочки «не помещаются» в жизнь Саши? В рисунок «Семья» Саша не включила себя (см. рис. 7). Может быть, здесь кроется ответ на поставленный вопрос?

Мама Саши выказывает недовольство поведением дочери: «Саша постоянно стукает, хлопает, агрессивна и возбуждена». Интересно, что Саша бывает то упря­мой и агрессивной, а то ласковой и доброй. Многое нам стало понятно в поведении Саши после беседы с мамой девочки. Незапланированная и нежеланная беремен­ность не вызвала радости у родителей молодых супру­гов. Да к тому же получилось, что во время беременности

Г^в^СРЩНШвОЗРАСТ (от Здо5 лет)

Рис. 6

Рис. 7

Воспитание не соответствует полу ребенка                                                                                                                                                                                      111

пришлось заканчивать учебу и устраиваться на работу. Старшее поколение высказало свое мнение: «Подо­ждите с рождением ребенка!» Мама Саши испытывала моральный прессинг всю беременность: «Мне всю бе­ременность казалось, что я будто провинилась в чем-то. Муж хотел мальчика, поэтому и назвал дочь Саша, а у меня не было заготовленного имени». Мама не видит родных и любимых черт в дочери: «Я даже не знаю, на кого она похожа!» Этот ответ мамы на простой вопрос: «На кого похож ваш ребенок?» позволил нам окончатель­но убедиться в том, что Сашу эмоционально отвергают в своей семье.

Такое эмоциональное отвержение девочки по полу постепенно принесло свои плоды: девочка уловила, что ее игры с машинками вызывают восторг у папы, а зна­чит, в это и буду играть! Непринятие девочки матерью тоже имеет место: и имени не было заготовлено, назвали таким именем, которое подходит и мальчику, да и отри­цание похожести на кого-то из родных и близких насто­раживает. Когда ребенок принимаем и любим, то в нем улавливаются скрытые или явные черты своей внешно­сти. Непохожесть ни на кого может расцениваться ре­бенком дошкольного возраста как «Ты не наша!».

На вопрос «Семейного интервью»: «Если бы ты вы­росла и у тебя была бы девочка...» Саша заявила: «У меня будет только мальчик!» Свое желание иметь мальчика родители уже передали Саше, и оно уже выступает как психологическое наследование пола будущего ребенка. Такая девочка, когда вырастет, будет настроена только на рождение мальчика, ведь еще в своем детстве она ощущала, что надо было ей родиться мальчиком. А пока Саша спит с ножиком под подушкой на случай опасно­сти ночью (даже подушка с дыркой!). В данном случае эффективным было объяснение маме необходимости воспитывать Сашу как девочку, если родители хотят из­менений в поведении дочери.

Глава 2. СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ (от 3 до 5 лет )

Спустя шесть месяцев Саша в детском саду стала играть в «Семью», катать в коляске дочку Лену и подру­жилась с девочками. В рисунке «Я в детском саду» нари­совала себя с подружкой Алиной (см. рис. 8). На рисунке видна фигура девочки без опоры, как будто взлетающая вверх. Такая нетвердая позиция еще и есть пока у Саши. Девочка стала выбирать в игровых сюжетах женские роли: например, в сказке о Василисе Прекрасной Саша вызвалась играть «эту прекрасную женщину». Саша ска­зала: «Есть у меня две мечты: первая — проколоть уши и носить сережки, вторая — пойти в художественную школу». На волшебном дереве девочка сорвала бы ягоды и загадала бы: «Кена, дом для Барби, Кощея Бессмертно­го, корону себе, платье и бусы». На рисунке «Семья» для Саши уже нашлось место рядом с дедушкой (см. рис. 9). Интересно, что в данном случае нам очень помогли по­нять проблему рисунки девочки: не помещаются по­дружки, нет для меня места в семье, машинки. Опять же,

Рис. 8

Воспитание не соответствует полу ребенка

Рис. 9

рисунки впоследствии рассказывали нам о происходя­щих изменениях в воспитании девочки Саши.

Необходимо обращать внимание на то, во что любят играть дети дошкольного возраста. При предпочтениях детьми игрушек не характерных для их пола (девочки — куклы, мальчики — машинки) можно предположить не­принятие родителями ребенка по полу. Нелишним будет поинтересоваться у родителей: почему девочку назвали Саша, Лера, Женя, Паша и т. д. и на кого в семье похожа девочка?

Ъе£а\ка Маша играем тешка & маишнкя

Девочка Маша, 4,5 года. В детском саду играет только в машинки. Во время беседы с мамой, которая посетовала на плохую адаптацию девочки в детском саду, мы выяснили, что девочка была нежеланная по

114                                                                     Глава 2. СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ (от 3 до 5 лет )

полу, даже все приданое было приготовлено для маль­чика. Папа-моряк и после рождения дочери, приезжая из рейса, дарил девочке машинки, оружие, солдати­ков и другие игрушки, которые больше подошли бы для мальчика, которого так хотел видеть папа на месте Маши.

В приведенных ситуациях произошел сдвиг в уста­новках родителей по отношению к ребенку в зависимо­сти от его (ребенка) пола. На неосознаваемое неприня­тие родителями ребенка женского пола девочки откли­кались поведением, характерным для мальчика. Такая установка родителей требует обязательной психолого- педагогической разъяснительной беседы.

г\а&а Ь. СТАРШИЙ tfO?fACT

(от 5 Эо f лет)

страхи у шш

«Как, приучить сына ю £оия?»

Рома, 5 лет, старшая группа. В детском саду очень боязлив, не играет со сверстниками и боится наказания мамы. На Новый год мама подарила Роме гномика, которого мальчик очень испугался, решив, что это тот гном, который превратил Нильса в ма­ленького мальчика. Рома живет с мамой, бабушкой и прабабушкой. С отцом мальчика мама развелась и к встречам отца с сыном относится негативно. О маме Рома говорит: «Она меня все время обижает — то ре­мешком, то рукой по морде дает». Отцу Рома дает такую характеристику: «Папа с нами не живет, но тоже наказывает, он маму царапает и дерется».

Мама строго относится к Роме, применяет физи­ческие наказания, озабочена тем, что сын боится смо­треть телевизионные передачи со страшными персо­нажами, вечером отказывается один смотреть муль- тики и, когда стемнеет, не идет на улицу. В то же вре­мя мама Ромы сказала: «Я внушаю Роме, что я у него одна и он, кроме меня, никому не нужен». Оказалось, что мама вместе с сыном смотрит по телевизору передачи о криминальных происшествиях и озабочена вопросом: «Как приучить сына к боли? Может быть, его надо тренировать, бить по рукам или щипать?»

Боязливое поведение мальчика является результа­том, прежде всего, неправильного поведения взрослых, выясняющих свои отношения при мальчике. Мама бро­сается в крайности вместо того, чтобы дать возможность будущему мужчине приобрести уверенность в себе при

позитивном взаимодействии с отцом мальчика. Все как сговорились и сделали мальчика козлом отпущения: мама за то, что сын так похож на ненавистного ей быв­шего мужа, а отец, видимо, хочет через мальчика досадить бывшей жене. Когда отношения между супругами еще го­рячи, хоть и закончились разводом, то очень часто проис­ходит доигрывание супружеского конфликта в плоскости детско-материнских и детско-отцовских отношений.

Мать Ромы в данном случае ищет помощи, и ей не­обходимо разъяснить, что страхами дошкольники очень легко заражаются, особенно от близких и значимых лю­дей. Телевизионные криминальные новости рассчитаны совсем не на детей дошкольного возраста, тем более нет необходимости смотреть их вместе с Ромой. А вот уве­ренности, смелости и мужественности мальчику почерп­нуть совсем негде: женское окружение дома и в детском саду оставляет мало шансов для того, чтобы Рома стал таким, каким его хочет видеть мама: не боящимся боли.

Для того чтобы очистить психику мальчика от уже полученных излишних страхов и опасений, необходимо предоставить Роме возможность выразить их в рисунке, игре, лепке, рассказе и т. п. Цель — «вынуть» из психи­ки ребенка те страхи и опасения, которые уже наносят вред, отражаясь в поведе­нии боязливостью. Если подпитывать страхи ре­бенка дошкольного воз­раста, то он их со време­нем перерастет и забудет (пожалуй, нет взрослого, который продолжает бо­яться Бабы Яги), однако в характере могут появить­ся тревожно-мнительные черты, которые будут тормозить развитие уже

взрослого человека. У страха есть слабое место. Пока страх не назван и не рассказан, он кажется огромным и невыносимым, но стоит только назвать страх вслух, облечь его в слова, как он теряет почти половину своей прежней значимости.

Вот одна из историй, сочиненных Ромой в детском саду: «Жил-был мальчик пяти лет. Его звали Антоша. С ним приключилась беда. Папа сказал: „Иди один в лес за грибами"». Папа дал мальчику два пистолета, два ножа и два автомата. Антоша нашел красненькие грибочки, а навстречу ему семь разбойников. „Что ты тут делаешь, мальчишка, мы тебя зажарим- и съедим!" — сказали разбойники. А мальчик вытащил два кинжала и позвал 40 друзей. Друзья всех разбойников разогнали, и все вернулись в Санкт-Петербург».

Символично обращение мальчика к папе, который посылает мальчика навстречу опасности, однако не за­быв его вооружить до зубов. Эти два пистолета, два ножа и два автомата и есть та уверенность, смелость, которую мальчику дает отец. Маме необходимо задуматься над тем, что Рома нуждается не просто в общении с отцом, но и в положительном восприятии мамы взаимодействия мальчика и папы. И еще интересно, что Роме нужно 40 друзей. Возраст 4 — 8 лет — это возраст, когда обще­ние со сверстниками становится необходимым. А Рома этой цифрой 40 прямо кричит о своей проблеме — у меня нет друзей!!! Можно помочь Роме подружиться с мальчиком, у которого также в детском саду не много друзей.

«Мама меня у$ьеМ} ссия я сниму колготки!»

Так стал кричать мальчик Андрей, 5 лет 6 меся­цев, когда его воспитательница привела на массаж в кабинет к специалисту детского сада. Мама Андрея, да и сам Андрей знали о необходимости прохождения

Страхи у детей                                                                                                                                                                                      119

курса массажа и были предупреждены воспитатель­ницей заранее. Оказалось, что Андрей боится врачей, парикмахеров и походов в театр. Логопед в детском саду не смогла осмотреть мальчика, поскольку не услышала от Андрея ничего, кроме рыданий. В при­сутствии мамы ситуация не изменилась: Андрей плакал и утыкался в маму.

Родители стригут мальчика один раз в год на­голо, походы в поликлинику сопровождаются криком и истериками Андрея, ну а в театр с Андреем было решено не ходить. Маша, сестра Андрея, всегда предо­стерегает родителей, когда они хотят взять куда- нибудь с собой Андрея: «А вдруг он будет бояться?» Маша старше Андрея на 1 год 8 месяцев, брата не лю­бит и открыто говорит родителям: «Вы меня стали меньше любить, отдайте его в интернат!»

Страхами оказалась заражена мама мальчика, при­чем в совершенно недопустимой дозе: «Я всего боюсь, потому что такая жизнь! Мне трудно даже придумать та­кую вещь, которую я не боюсь!» Особенно мама Андрея боится, когда много народа, для нее, так же как и для сына, трудным является вхождение в контакт с незнако­мыми людьми. Помимо этого, мама делает за один день Андрею в среднем 10—15 замечаний.

В группе сверстников Андрей изолированный (ни­кто из детей не выбрал его), однако в игры включается, хотя и с трудом входит в контакт. Однажды на прогулке неожиданно рассердился на Павлика и закричал на него: «Скотина ты!» Андрей в детском саду молчалив, зато, ко­гда приходит домой, говорит без остановки. Такое чрез­мерно сдержанное поведение дошкольника в детском саду и раскрепощенное поведение дома свидетельствует о чрезмерном невротическом напряжении ребенка. Папа (30 лет) относится к Андрею как к партнеру по играм, с которым совершенно не интересно играть в солдатики. Папа ни в чем не уступает Андрею, и, как правило, их

120                                                                    Глава 3. СТАРШИЙ ВОЗРАСТ (от 5 до 7 лет)

совместные игры заканчиваются истериками Андрея. Мама не верит в Андрея, боится первого сентября (как Андрей пойдет в школу!) и внушает сыну страхи по это­му поводу.

В данной ситуации мама не просто заражена страха­ми, она их индуцирует и всячески внушает сыну, который к ней сильно привязан. Страхи, внушенные мамой, уже не просто живут в сознании мальчика, они влияют на его поведение, мешают его развитию! Беседа с мамой и пере­ключение Андрея на более здорового в психологическом отношении отца помогли мальчику сделать первые шаги преодоления не своих, а скорее маминых страхов.

Страхи у детей дошкольного возраста требуют вни­мательного отношения взрослых. Страх, являясь одной из фундаментальных эмоций человека, возникает в ответ на действие угрозы. Проявления страха у детей дошколь­ного возраста разнообразны: например, от совершения большого количества лишних движений (суетливость) и многословности до полного оцепенения, когда ребенок замолкает и замирает. Состояние данной проблемы се­годня, с одной стороны, ухудшается тем, что практически исчезли дворовые компании сверстников, естественным образом осуществлявшие оказание превентивной помо­щи детям по преодолению своих страхов, а с другой сто­роны — тем, что с каждым годом происходит ухудшение психического здоровья детей.

Почему именно в дошкольном возрасте отмечается большое количество страхов у детей? Связано это, пре­жде всего, с интенсивным развитием эмоциональной сферы у ребенка дошкольного возраста, с осознанием проблем жизни и неизбежной смерти. Как правиль­но реагировать взрослым на возрастающее количество страхов у детей дошкольного возраста? Как помочь ре­бенку, когда он боится?

Разберемся: у каких детей возникает большое коли­чество страхов? Можно с уверенностью утверждать, что

страхов гораздо больше у эмоционально чувствительных и впечатлительных детей, а также у детей тревожных ро­дителей, у детей, которые растут в атмосфере семейного психологического неблагополучия (конфликты, разво­ды), да и просто у тех детей, которые по тем или иным причинам недополучили от родителей уверенности в сво­их силах. В таком случае почва для возникновения стра­хов уже подготовлена, остается лишь появиться угрожа­ющему стимулу, который и спровоцирует неадекватное поведение ребенка. Еще хочется отметить, что страхам подвержены те дети, которым не свойственны проявле­ния агрессивности, которые не умеют давать сдачи в от­вет на выпады обидчика.

Может возникнуть вопрос: страхи у детей — это хорошо или плохо? Ведь страх выполняет функцию за­щиты и мобилизации сил организма ребенка перед ли­цом опасности. Лишившись страхов, ребенок будет без­защитен и не сможет адекватно ответить на опасность. Отмечая положительное значение страха, тем не менее остановимся на отрицательной роли страха, когда он мо­жет буквально парализовать ребенка. Ведь ребенок до­школьного возраста не всегда способен справиться с тем отрицательным зарядом, который несет в себе страх.

В проблеме страхов у детей дошкольного возрас­та большое значение имеет профилактическая работа. Действительно, клинические проявления страха, ко­торые мешают ребенку адаптироваться в социальной действительности, заметны и вызывают необходимость обратиться к специалисту. А как быть в ситуации, когда количество страхов превышает допустимую возрастную норму, но ребенок при этом ничем особенно не отлича­ется от сверстников, лишь немного более беспокоен, вол­нуется по пустякам и т. д. ? Такое отравляющее воздей­ствие страхов на психику дошкольника происходит по­степенно и незаметно, формируя тревожно-мнительные черты характера.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.