|
||||||||||||||||||||||
ОГЛАВЛЕНИЕ 4 страница© Говорить ребенку про грызение ногтей, тем самым фиксировать словами в сознании ребенка эту привычку. ® Всячески запрещать ребенку грызть ногти, наказывать ребенка за эту патологическую привычку. 0ИАИИ2М (МАСТУРБАЦИЯ) Раздражение половых органов руками, раздражение сжатием ног, трение о различные предметы и т. п. У детей дошкольного возраста эта привычка является результатом фиксации игрового манипулирования частями тела и чаще всего не сопровождается сексуальным возбуждением. Возникновению мастурбации способствует повышенная общая возбудимость ребенка. «Мама ftem сына па рукам» В семье моих знакомых мальчик в 1,5 года трогает себя между ног. Мама бьет сына по рукам. Я понимаю, что мама этого мальчика поступает неправильно, но убедить свою знакомую я не смогла. Онанизм (мастурбация) — это совершенно естественное действие ребенка, и в раннем возрасте оно является способом знакомства со своим телом, доставляет наслаждение ребенку, так же как еда, движение и др. И еще: ребенку важно знать о приятных ощущениях в этой части тела. Всех нас отличает нездоровое Патологические привычки • 65 отношение к половым органам — к тем органам, которые дают жизнь — самое дорогое, что есть у каждого из нас. Любопытство первооткрывателя своего тела — вот что движет ребенком. Половые органы, недоступные ребенку из-за пеленок, памперсов, становятся доступными тогда, когда ребенка начинают приучать к горшку. Что и произошло с мальчиком в 1,5 года — он занялся исследованием своего тела. Ъе£а\кл epjatrt ш стуле, К нам обратились родители девочки Насти 5,5 лет по поводу мастурбации их дочери на занятиях в детском саду (девочка ерзает на стуле). Проявления мастурбации у Насти начались в 3 года после переезда семьи на новую квартиру. Первое время (около 2 месяцев) девочке пришлось спать одной в комнате на неудобной раскладушке, а не как раньше, в своей кроватке рядом с мамой и папой. Беспокойство, вызванное новой обстановкой, девочка научилась снимать, занимаясь мастурбацией. Родители девочки заняты карьерой и мало общаются со своей единственной дочерью, которая внутренней направленностью переживаний очень похожа на своего малообщительного отца. Мастурбация может привести к замкнутости ребенка, усилив его интроверсию (внутреннюю переработку чувств, переживаний). Мастурбация у необщительных детей является поводом для серьезной тревоги родителей. Отсутствие у таких детей откровенности с родителями не дает им возможности отреагировать адекватным способом свои чувства и переживания. Создание своего, воображаемого мира характерно для единственных, необщительных от природы (интровертированных) детей. Чаще мастурбация (онанизм) отмечается у девочек, предпочитающих мальчишеские игры девчоночьим ЗЗак. 1740 занятиям, и у мальчиков с сильно выраженными мальчишескими чертами поведения. Предпосылкой возникновения онанизма (мастурбации) может являться активный темперамент ребенка и соответствующая ему повышенная потребность в снятии напряжения. Такая же повышенная потребность может возникнуть у ребенка нервно-соматически ослабленного, с повышенным уровнем возбудимости. не ёерщ чта ей можем присниться fieMtfiepDa? Маша, 4 года, средняя группа детского сада. Часто пропускает детский сад по болезни. Со сверстниками отношения не установились, и Маша в группе изолированная, скучает без родителей, ждет нервно их прихода. Мама негативно относится к детскому саду: «Нет смысла большого, все равно ходить не будет». В детском саду Маша часто садится на большую машину или большую куклу и раскачивается, получая удовольствие от трения половых органов. Если Машу не отвлечь, то она стремится уединиться для мастурбации с игрушками. В рисунке «Что тебе снится страшное, или чего ты боишься днем» нарисовала Бабу Ягу и волка, которые «захотели съесть бабочку и петуха, но не съели. Волка и Бабу Ягу заклевал петух, а бабочка улетела». Маша рассказала, что ночью приснилось, как Баба Яга в руку вцепилась и стала кровь сосать». Однажды Маша пришла в детский сад и сказала: «Мне сегодня приснилось, как маме отрубили голову». Мама относится к снам дочери с недоверием: «Я не верю, что ей может присниться белиберда». Патологические привычки • 67 Прежде всего хочется обратить внимание на то, что Маша называет в своем рисунке свою проблему: это Баба Яга и волк. Причем Баба Яга звучит дважды в снах девочки, и нетрудно догадаться, что за образом Бабы Яги скрывается излишне принципиальная, не учитывающая особенности дочери мама Маши. Во сне ребенок эмоционально перерабатывает ту информацию, которую получает днем. И вот уже во сне мама трансформируется в образ бездушной старушки, а папа — в волка. К снам детей дошкольного возраста необходимо относиться с уважением, понимая, что это один из адекватных способов отреагирования негативного эмоционального воздействия: несправедливых наказаний, излишней принципиальности и т. п. Второй значимый момент: несмотря на то что мама привела дочь в детский сад, она (мать) делает все возможное для того, чтобы девочка не адаптировалась в детском саду. Мама не работает и всю себя посвятила дочери, выискивая у нее различные заболевания. В данном случае, прежде всего, не Маша не адаптирована к детскому саду, а мама не адаптирована к детскому саду. Что нужно делать? © Родителям нужно постараться понять, что именно в их поведении вызывает напряжение у ребенка, заставляющее его получать краткое удовольствие и расслабление (излишняя строгость, недостаток тепла и непосредственности в выражении чувств, ограничение активности, запреты, физические наказания и др.). © Необходимо научить ребенка как можно более разнообразными способами получать удовольствие. Нужно составить для себя «меню удовольствия» («Я могу получать удовольствие от...») и для ребенка («Чем ты любишь заниматься, что тебе нравится...»). Чем больше родители вспомнят вместе с ребенком Глава 2. СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ (от 3 до 5 лет ) тех приятных дел, которые нравятся ему, тем легче родителям будет разнообразить способы получения удовольствия. Родители могут поделиться с ребенком способами получения удовольствия из своего «меню». Это может быть, например, запутывание ниток рядом с мамой, которая получает удовольствие от вязания. © Нужно отвлекать ребенка более приятным и интересным занятием, расширив круг интересов и общение со сверстниками. Необходимо повышать активность в движениях, в способах выражения чувств и включать в жизнь ребенка оздоровительные мероприятия, направленные на повышение чувства тела: купание, обливание, обтирание. Чего делать нельзя? © Усердствовать при купании ребенка, проявляя при этом усиленное внимание к половым органам ребенка. Чрезмерно ласкать и целовать ребенка в губы, качать на ноге, находиться в одной постели с ребенком, оставлять ребенка надолго в постели без сна, надевать ребенку тесную одежду. ® Наказывать ребенка за онанизм (мастурбацию), тем более бить по рукам малыша 1,5 лет, который таким образом исследует свое тело. Шлепки и порка способствуют приливу крови к половым органам ребенка, вызывая раздражение генитальной области тела. © Насильно кормить ребенка, вызывая у него во время еды отрицательные чувства, что способствует выключению чувствительной зоны рта и языка и включению зоны половых органов (эти две зоны тела реф- лекторно связаны). Отдавать предпочтение в питании ребенка сладкой, экстрактивной и мясной пище. В заключение отметим, что чем больше стремление родителей убрать, ликвидировать внешний атрибут Патологические привычки • 69 проблемы — будь то сосание пальца, предметов, грызение ногтей или онанизм (мастурбация), тем меньше шансов устранить причину появления привычки. В профилактике патологических привычек большое значение имеют нормализация внутрисемейных взаимоотношений, мягкое и ровное отношение к ребенку, удовлетворение его потребности в эмоциональной теплоте и ласке, систематические оздоровительные и физкультурные мероприятия, развитие творчества (Алексеева Е. Е., 2005). К патологическим привычками необходимо относиться с должным вниманием. Только тогда ситуация ребенка изменится в желаемую сторону. Ниже приводим памятку для педагогов и родителей по тем патологическим привычкам, которые чаще всего встречаются у детей в детском саду. в ПАМЯТКАгДЛЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ «ЧТО ДЕЛАТЬ И ЧЕГО НЕДЕЛАЯ>, ЕСЛИ РЕБЕНОК СОСЕГПРЕДМЕП?! ИЛИ ПРЫ^ЕГ НОГТИ»
70 Глава 2. СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ (от 3 до 5 лет ) Окончание таблицы
конфликт г A^TCKO'M/w?fViHCKHx отношениях «Я так ни)у, Vna она умрет!» Слава, 5 лет, старшая группа. Ло наблюдениям воспитателей, мальчик плаксивый, «а занятиях постоянно отвлекается, а когда нервничает, то обламывает ногти на руках или берет в рот игрушки. Утром Славу в детский сад приводит папа, который раздражается по поводу постоянных слез мальчика и говорит, что он ведет себя как девчонка. Слава каждое утро плачет при расставании с родителями. Вечером мальчика забирает мама, которая сидит дома по уходу за дочерью Светой, младшей сестрой Славы. Света — боевая девочка, практически никогда не плачет а, в противоположность Славе, вызывает положительные чувства у родителей. Света в раздевалке позволяет себе оттолкнуть маму от брата. Цро Славу мама говорит так: «Он все делает назло. Ему ни в чем нельзя уступать». Однажды Слава пришел в детский сад и сказал, что вызовет милицию, чтоб жажу забрали. В рисунке «Твоя семья» Слава не нарисовал себя, сказав, что «Меня нет, я в садике». Рисунок своей семьи Слава выполнил в черном цвете в левом нижнем углу листа (см. рис. 1). Про маму мальчик сказал: «Мама у меня совсем дурная стала. Кричит когда попало и с папой ругается. Я боюсь, что папа умрет, а что мама умрет, я нисколько не боюсь, потому что она плохая. Я так жду, что она умрет!» 72 Глава 2. СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ (от 3 до 5 лет ) Рис. 1 Как реагировать на такие заявления пятилетнего ребенка относительно своих близких людей? Что происходит с мальчиком? Как ему помочь? Мальчик попал в ситуацию эмоционального отвержения со стороны родителей, прежде всего со стороны мамы. Отношение родителей к Славе отличается тем, что его любят за что-то: за то, что он не плачет, за то, что соответствует образу мальчика. В данном случае ребенку отказала мать в своем безусловном принятии, когда ребенка любят просто за то, что он есть, такого, какой он есть, развивают положительные стороны его личности и уменьшают отрицательные. При прямом воздействии на родителей (например, рассказ о словах • _ Славы) возможно отрицание родителями проблемы и нарастание агрессии по отношению к сыну. Действовать необходимо путем усиления принятия ребенка и укрепления уверенности родителей в том, что у них Конфликт в детско-материнских отношениях такой замечательный сын, такой чувствительный и ранимый. Эти качества являются для будущего мужчины положительными (по данным психологических исследований, наиболее успешны в жизни те мужчины, которые обладают наряду с мужскими чертами характера и женской чувствительностью). Эмоциональная неустойчивость Славы в виде плаксивости постепенно уменьшится при укреплении нервной системы ребенка, тогда, когда он почувствует принятие со стороны близких ему взрослых. Понаблюдав за мальчиком, мы заметили, что Слава любит машины, это и неудивительно, ведь папа Славы работает водителем и наверняка мечтает в скором будущем посадить и сына за руль автомобиля. Сказав папе о том, что Слава любит играть с машинами, рисовать машины, мы посоветовали привлекать мальчика к посильным занятиям, связанным с машинами. Буквально через неделю папа признался, что у них со Славой появились общие интересы — машины. Раньше папа Славы не принимал участия в воспитании сына. При воспитании мальчиков 5 — 7 лет необходимо учитывать особую чувствительность к влиянию отца или дедушки (члена родительской или прародительской семьи того же пола). В возрасте пяти лет для детей характерна ролевая идентификация с родителем своего пола (см. «Словарь»). Успешность идентификации зависит от компетентности и престижности родителя того же пола в представлении ребенка и сопряжена с эмоционально теплыми отношениями с родителем другого пола. Поэтому, хотя акцент в данной ситуации был поставлен на взаимоотношениях отца и сына, важными для нас были взаимоотношения матери и сына. Положительный эффект получился от привлечения мамы Славы к совместным занятиям с сыном дома по тому программному материалу, который мальчик не усваивал полностью на занятиях в детском саду. 74 Глава 2. СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ (от 3 до 5 лет ) Взаимодействие с мамой по поводу занятий дало неожиданный эффект — к занятиям пристрастилась Света. Слава же стал чувствовать себя в роли более знающего старшего брата и учителя. У Славы со Светой взаимоотношения соперничества сменились сотрудничеством. Спустя некоторое время стали отмечаться стойкие положительные изменения в эмоциональном состоянии Славы: уменьшилась плаксивость, появилась уверенность в себе. В рисунке «Семья» Слава изобразил себя рядом с папой и Светой (см. рис. 2). Маму Слава изобразил на некотором расстоянии от всех остальных и самой последней. Детско-материнские отношения гораздо эмоциональней, и их нарушение требует большего количества времени для восстановления. Выбранная правильно стратегия оказания помощи мальчику помогла преодолеть ту пропасть отторжения во взаимоотношениях взрослых и детей, которая зарождается в дошкольном детстве. Матери мы так и не сказали о словах Славы, . поскольку их слишком сильное негативное воздействие было способно оказать неблагоприятное воздействие на детско-материнские отношения. «ЗаЬшя jafipcms детасага сада? Девочка Лена, 4 года 4 месяца, сразу обратила на себя внимание в детском саду тем, что плохо ест, плохо занимается на занятиях и мешает воспитателям проводить занятия. Лену в группе детского сада очень трудно не заметить. Она не слушается Конфликт в детско-материнских отношениях взрослых, не убирает за собой игрушки, скандалит, если взрослые упорствуют в тех своих указаниях, которые Лена выполнять не намерена. В то же время девочка в буквальном смысле липнет к малознакомым взрослым: может поцеловать совершенно чужую ей женщину, если она обратила на Лену внимание. Лена напрашивается в гости, обнимается, хватает за руки и виснет в буквальном смысле слова на малознакомых ей взрослых. Такое неадекватное поведение настораживает и вызывает недоумение педагогов. Взрослые, воспитывающие девочку (мама, отчим и бабушка ), жалуются на то, что Лена не слышит, когда к ней обращаются. Девочку дома наказывают ремнем и мама, и отчим, и даже бабушка. Однажды Лену забыли забрать из детского сада. Мама понадеялась на отчима, который перепоручил бабушке забрать Лену из детского сада. А бабушка забыла об этом поручении. Никто из родных Лены не переживал о том, что 76 Глава 2. СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ (от 3 до 5 лет ) уже поздний вечер, а Лены нет дома (мама была на работе и не позвонила, не проконтролировала отчима и бабушку; отчим смотрел телевизор, а бабушка хлопотала на кухне). Хотя таких детей, которых родители забывают забирать из детского сада, совсем немного, тем не менее каждый такой случай надолго застревает в памяти. Есть такая психологическая защита — забывание. Она проявляется в том, что человек забывает сделать то, что он не хочет делать. В данном случае забыли забрать девочку по той причине, что она была не нужна в своей семье. Поведение ребенка, когда он не слышит взрослого, обращающегося к нему, получило в психологии название «смысловой барьер» (Славина Л. С., 1966). «Смысловой барьер» возникает тогда, когда ребенок, хорошо понимая и умея выполнить то, что от него требует педагог, как бы не принимает это требование и упорно его не выполняет. «Смысловой барьер» по отношению к конкретному педагогу образуется, когда взрослый не учитывает мотивы поведения ребенка или приписывает ему мотивы, с которыми тот не согласен. Девочка испытывает постоянные трудности в выполнении необходимых правил поведения. Своей маме Лена демонстрирует подчеркнуто плохое поведение; мама отмечает, что очень часто Лена плохо ведет себя в общественных местах. Мама Лены боится приходить за дочкой в детский сад, поскольку постоянно слышит упреки от детей и взрослых о плохом поведении Лены. В группе сверстников девочка получила статус «отвергнутая» за свое агрессивное и неадекватное поведение. У Лены после дневного сна и когда она сильно возбуждена трясутся руки. Помимо этого, Лена грызет правую руку. Состояние девочки заметно ухудшается после болезни. В рисунке на свободную тему Лена нарисовала папу-вампира Конфликт в детско-материнских отношениях и маму-привидение, пояснив, что они мертвы, а саму себя изобразила мертвой всю в крови. Возможно, таким рисунком девочка говорит о том, что ей плохо, плохо настолько, что тема мертвых ей представляется привлекательной. Для сравнения отметим, что девочки в этом возрасте рисуют цветы, принцесс и т. п. История Лены была трагична еще до ее рождения. Отец Лены не знал о беременности, а мама всерьез рассматривала мысль о том, чтобы родить ребенка и оставить в роддоме (на этом настаивала и бабушка). Первые годы развития Лены отличались большим количеством болезней и таким большим количеством падений и ушибов, что так и приходит на ум поговорка «На бедного Ма- карушку все шишки валятся». Нервная система девочки нуждается в лечении, а семья в психологическом сопровождении. Нет фомаграфш семьи Маша, 3 года 4 месяца, постоянно находится в таком возбужденном состоянии, что не может уснуть днем в детском саду. Девочку в детский сад родители целую неделю водят в одном и том же платье, которое не стирают. На платье собираются следы от всех обедов и завтраков в течение недели. Разговаривает Маша со всеми на повышенных тонах, не слушается воспитателей, а в случае конфликта со сверстниками начинает кричать так, что дети пугаются. Когда в группе было решено принести для альбома семейную фотографию, то семья Маши оказалась в затруднении: нет ни одной фотографии, где бы Маша была с родителями, хотя бы с мамой. На всех снимках (которых оказалось совсем немного) Маша была одна, и только на одной фотографии мы увидели Машу на коленях у маминой подруги. Просьба воспитательницы Глава 2. СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ (от 3 до 5 лет ) сфотографироваться втроем (мама, папа, дочь) так и осталась без ответа. Маша живет не только с родителями, но и с бабушкой и дедушкой — родителями мамы Маши. Мама хотела видеть на месте Маши мальчика, «который будет как папа и кого-нибудь осчастливит. Мне теперь заранее жаль, что Маша девочка!». Неудивительно, что Маша предпочитает играть с конструктором и больше любит мягкие игрушки, чем куклы. В доме, где живет Маша, по признанию ее мамы: «Все кричат! А Маша мешает взрослым разговаривать, перебивает и вмешивается в разговор». Однажды Машу поставили в угол, и она кричала так, что соседи вызвали милицию. Причина неадекватного поведения девочки в детском саду понятна: Маша не знает, что можно взаимодействовать по-другому, она ведет себя так, как принято у них в семье. Поэтому необходимо не только помочь девочке освоить адекватные способы взаимодействия с окружающими, но и комплексно воздействовать на всех членов семьи. Внешний вид девочки, опрятность являются не только показателем уважения родителей к себе, к окружающим, но и показателем принятия ребенка в семье. Непринятие ребенка по полу очень часто оборачивается эмоциональным отвержением и способно вызывать сильные эмоциональные расстройства. Отсутствие фотографии семьи в данном случае лишний раз подтверждает наличие нарушений в семейных отношениях. Родителям Маши была нарисована перспектива развития их дочери при условии, если не произойдет никаких изменений во взаимоотношениях членов семьи. Эта перспектива заставила родителей девочки не только задуматься о том, как они воспитывают дочь, но и о том, что можно и нужно изменить в семейных отношениях. После этого с девочкой родители первый раз сходили в театр и все вместе сфотографировались. сие конфликты «Мама, нося мат на руках!» Эля, 4 года 3 месяца. Яе идет на индивидуальный контакт с педагогами в детском саду и производит впечатление заторможенного ребенка. Девочка не спит днем в детском саду и каждый раз после тихого часа встает мокрая, а дважды за день накакала в штанишки. Мама отмечает, что дома Эля на все реагирует слезами, причем сначала плачет, а потом делает то, что ей говорят взрослые. В том, что девочка писается и днем и ночью почти каждый день, родители не видят проблемы, считая, что все пройдет само собой. Капризы и упрямство у Эли (она старшая девочка) усилились после рождения в семье третьего ребенка. На месте всех трех дочек родители хотели видеть сыновей. Видимо, поэтому папа, приходя домой после работы, начинает жаловаться на усталость и под этим предлогом отказывается от общения с дочками. После рождения третьей девочки отношение родителей к старшей дочери изменилось кардинально: к Эле и мама, и папа стали относиться совсем как к взрослой. Ими постоянно подчеркивалось то, что Эля должна выполнять домашнюю работу. Мама стала требовать от дочери, чтобы та училась, например, подметать и мыть полы. На такие требования со стороны родителей Эля в большинстве случаев начинала плакать. А вскоре появились и ответные требования родителям: Эля стала требовать, например, от мамы, чтобы та брала ее на руки и носила на руках, как маленькую. Такие требования старшей дочери вызывали у родителей недоумение и возмущение. 80 Глава 2. СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ (от 3 до 5 лет ) В довершение ко всему недавно у Эли появились на руках бородавки. Дети в детском саду стали избегать брать девочку за руки, никто из детей не хотел вставать с ней в пару и даже находиться рядом. Несмотря на призывы педагогов и личный пример взрослых, дети предпочитали не выбирать Элю для своих игр. Общение со сверстниками у девочки затруднилось. Мама предприняла лечение дочери в кожно-венерическом диспансере, однако, несмотря на выжигание, бородавки у Эли появлялись на руках снова и снова как грибы после дождя. Девочка оказалась и дома, и в детском саду в ситуации психологического неблагополучия. В один из таких дней Эля сочинила в детском саду сказку про Бабу Ягу, которая унесла с балкона младшую сестренку. По утрам Эля жаловалась на страшные сны, которые не дают ей ночью покоя. Все сны у девочки были про нападение, менялись только герои снов: привидения с четырьмя ногами и шестью руками, чудовища, робот по имени Бармалей и Змей Горыныч. Девочка, ложась спать, не знала, с кем из них на этот раз она встретится во сне. Отметим прежде всего, что у Эли выраженный флегматический темперамент, эмоциональная неустойчивость и неуверенность в себе. Такую же эмоциональную неустойчивость и неуверенность отмечает у себя самой и мама девочки. На ситуации стрессового характера дети флегматического темперамента реагируют усилением особенностей темперамента, поэтому Эля и производила впечатление заторможенного ребенка. Сибс-конфликты 83 Дневное и ночное недержание мочи, которым страдает девочка, требует пристального рассмотрения специалиста-уролога (прежде чем предполагать влияние психологических факторов на данное нарушение, необходимо исключить заболевания в урологической сфере). Такая негативная диагностика поможет педагогам, психологам и родителям правильно выстраивать стратегию помощи ребенку дошкольного возраста. Обследование у уролога Эля прошла по настоянию психолога, и оказалось, что необходимо пройти лечение. Лечение было проведено, однако, хотя состояние девочки значительно улучшилось и сухие дни стали частым явлением, до полной победы над мокрыми штанишками было еще далеко. Мы обратили внимание на то, что девочка практически не писалась, когда жила с папой без мамы (мама лежала с малышкой в больнице) и с бабушкой в деревне. Эля отличается повышенной внушаемостью, поэтому очень эффективными для нее оказались на ходу сказанные позитивные слова после игровых занятий. Специально придуманная словесная формула про то, что бородавок у девочки вскоре не будет совсем, про замечательных сестренок, которые нуждаются в помощи вместе с изменением атмосферы в семье, где Элю перестали считать большой и взрослой, — все перечисленное дало положительный результат. У девочки сначала пропала одна бородавка без всякого прижигания, а вскоре на руках Эли не осталось ни одной бородавки. Большую роль сыграло лечение у уролога и изменение поведения мамы: она стала заинтересовывать Элю уходом за маленькой сестренкой и перестала требовать выполнения домашней работы. В результате энурез практически исчез, да и днем в постели девочка оставалась сухой каждый день. Энурез у ребенка можно сравнить с его плачем, только ребенок плачет не слезами, а мочой и использует не верхнюю часть тела, а нижнюю. Такой способ сообщения о своей проблеме ребенок избирает для того, чтобы достучаться до близких людей, которые не понимают, не любят. Чаще всего энурез отмечается у мальчиков при конфликтных отношениях с матерью и при воспитании в семье по типу «эмоционального отвержения». К чему может привести ситуация непринятия ребенком себя в семье как большого? Э. Г. Эйдемилле- ром и В. Юстицкисом среди многочисленных психологических причин нарушений в семейном воспитании выделяется предпочтение детских качеств (ПДК). Эта психологическая проблема может решаться родителями за счет ребенка. Именно такое нарушение оказывается миной замедленного действия, которая может взорваться лишь тогда, когда Эля создаст семью и родит ребенка. У родителей, получивших в детстве такой горький опыт «большого» ребенка, как получает Эля, наблюдается стремление игнорировать взросление детей, стимулировать у них сохранение таких детских качеств, как непосредственность, наивность и игривость. Для таких родителей, одним из которых могла бы стать и наша Эля в будущем, ребенок, вне зависимости от того, сколько ему лет всегда будет все еще «маленький». Страх или нежелание взросления детей связываются с особенностями биографии самого родителя (в нашем случае у Эли есть две младшие сестренки, на которых переместилась вся любовь родителей, а Эле остались лишь требования и указания). Восприятие своего старшего возраста как несчастья (что и происходит у Эли) может переноситься во взрослую жизнь на воспитание собственного ребенка, в связи с чем родители снижают уровень требований к ребенку и стимулируют развитие психического инфантилизма.
|
||||||||||||||||||||||
|