Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ОГЛАВЛЕНИЕ 4 страница



© Говорить ребенку про грызение ногтей, тем самым фиксировать словами в сознании ребенка эту при­вычку.

® Всячески запрещать ребенку грызть ногти, наказы­вать ребенка за эту патологическую привычку.

0ИАИИ2М (МАСТУРБАЦИЯ)

Раздражение половых органов руками, раздраже­ние сжатием ног, трение о различные предметы и т. п. У детей дошкольного возраста эта привычка является ре­зультатом фиксации игрового манипулирования частями тела и чаще всего не сопровождается сексуальным воз­буждением. Возникновению мастурбации способствует повышенная общая возбудимость ребенка.

«Мама ftem сына па рукам»

В семье моих знакомых мальчик в 1,5 года тро­гает себя между ног. Мама бьет сына по рукам. Я по­нимаю, что мама этого мальчика поступает непра­вильно, но убедить свою знакомую я не смогла.

Онанизм (мастурбация) — это совершенно естест­венное действие ребенка, и в раннем возрасте оно яв­ляется способом знакомства со своим телом, достав­ляет наслаждение ребенку, так же как еда, движение и др. И еще: ребенку важно знать о приятных ощуще­ниях в этой части тела. Всех нас отличает нездоровое

Патологические привычки

• 65

отношение к половым органам — к тем органам, кото­рые дают жизнь — самое дорогое, что есть у каждого из нас. Любопытство первооткрывателя своего тела — вот что движет ребенком. Половые органы, недоступные ре­бенку из-за пеленок, памперсов, становятся доступными тогда, когда ребенка начинают приучать к горшку. Что и произошло с мальчиком в 1,5 года — он занялся исследо­ванием своего тела.

Ъе£а\кл epjatrt ш стуле,

К нам обратились родители девочки Насти 5,5 лет по поводу мастурбации их дочери на заня­тиях в детском саду (девочка ерзает на стуле). Проявления мастурбации у Насти начались в 3 года после переезда семьи на новую квартиру. Первое вре­мя (около 2 месяцев) девочке пришлось спать одной в комнате на неудобной раскладушке, а не как раньше, в своей кроватке рядом с мамой и папой. Беспокойство, вызванное новой обстановкой, девочка научилась сни­мать, занимаясь мастурбацией. Родители девочки за­няты карьерой и мало общаются со своей единствен­ной дочерью, которая внутренней направленностью переживаний очень похожа на своего малообщитель­ного отца.

Мастурбация может привести к замкнутости ребен­ка, усилив его интроверсию (внутреннюю переработку чувств, переживаний). Мастурбация у необщительных детей является поводом для серьезной тревоги родите­лей. Отсутствие у таких детей откровенности с родите­лями не дает им возможности отреагировать адекватным способом свои чувства и переживания. Создание свое­го, воображаемого мира характерно для единственных, необщительных от природы (интровертированных) де­тей. Чаще мастурбация (онанизм) отмечается у дево­чек, предпочитающих мальчишеские игры девчоночьим

ЗЗак. 1740

занятиям, и у мальчиков с сильно выраженными маль­чишескими чертами поведения. Предпосылкой возник­новения онанизма (мастурбации) может являться актив­ный темперамент ребенка и соответствующая ему по­вышенная потребность в снятии напряжения. Такая же повышенная потребность может возникнуть у ребенка нервно-соматически ослабленного, с повышенным уров­нем возбудимости.

не ёерщ чта ей можем присниться fieMtfiepDa?

Маша, 4 года, сред­няя группа детского сада. Часто пропуска­ет детский сад по бо­лезни. Со сверстниками отношения не устано­вились, и Маша в груп­пе изолированная, ску­чает без родителей, ждет нервно их прихода. Мама негативно относится к детскому саду: «Нет смысла большого, все равно ходить не будет». В детском саду Маша часто садится на большую машину или боль­шую куклу и раскачивается, получая удовольствие от трения половых органов. Если Машу не отвлечь, то она стремится уединиться для мастурбации с игруш­ками. В рисунке «Что тебе снится страшное, или чего ты боишься днем» нарисовала Бабу Ягу и волка, кото­рые «захотели съесть бабочку и петуха, но не съели. Волка и Бабу Ягу заклевал петух, а бабочка улетела». Маша рассказала, что ночью приснилось, как Баба Яга в руку вцепилась и стала кровь сосать». Однажды Маша пришла в детский сад и сказала: «Мне сегодня приснилось, как маме отрубили голову». Мама отно­сится к снам дочери с недоверием: «Я не верю, что ей может присниться белиберда».

Патологические привычки                                                                                                                                                                                      • 67

Прежде всего хочется обратить внимание на то, что Маша называет в своем рисунке свою проблему: это Баба Яга и волк. Причем Баба Яга звучит дважды в снах девочки, и нетрудно догадаться, что за образом Бабы Яги скрывается излишне принципиальная, не учитывающая особенности дочери мама Маши. Во сне ребенок эмо­ционально перерабатывает ту информацию, которую получает днем. И вот уже во сне мама трансформируется в образ бездушной старушки, а папа — в волка. К снам детей дошкольного возраста необходимо относиться с уважением, понимая, что это один из адекватных спо­собов отреагирования негативного эмоционального воз­действия: несправедливых наказаний, излишней прин­ципиальности и т. п.

Второй значимый момент: несмотря на то что мама привела дочь в детский сад, она (мать) делает все возмож­ное для того, чтобы девочка не адаптировалась в детском саду. Мама не работает и всю себя посвятила дочери, вы­искивая у нее различные заболевания. В данном случае, прежде всего, не Маша не адаптирована к детскому саду, а мама не адаптирована к детскому саду.

Что нужно делать?

© Родителям нужно постараться понять, что именно в их поведении вызывает напряжение у ребенка, заставляющее его получать краткое удовольствие и расслабление (излишняя строгость, недостаток тепла и непосредственности в выражении чувств, ограничение активности, запреты, физические на­казания и др.).

© Необходимо научить ребенка как можно более раз­нообразными способами получать удовольствие. Нужно составить для себя «меню удовольствия» («Я могу получать удовольствие от...») и для ребенка («Чем ты любишь заниматься, что тебе нравится...»). Чем больше родители вспомнят вместе с ребенком

Глава 2. СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ (от 3 до 5 лет )

тех приятных дел, которые нравятся ему, тем легче родителям будет разнообразить способы получения удовольствия. Родители могут поделиться с ребен­ком способами получения удовольствия из своего «меню». Это может быть, например, запутывание ниток рядом с мамой, которая получает удоволь­ствие от вязания.

© Нужно отвлекать ребенка более приятным и инте­ресным занятием, расширив круг интересов и обще­ние со сверстниками. Необходимо повышать актив­ность в движениях, в способах выражения чувств и включать в жизнь ребенка оздоровительные меро­приятия, направленные на повышение чувства тела: купание, обливание, обтирание.

Чего делать нельзя?

© Усердствовать при купании ребенка, проявляя при этом усиленное внимание к половым органам ребен­ка. Чрезмерно ласкать и целовать ребенка в губы, качать на ноге, находиться в одной постели с ребен­ком, оставлять ребенка надолго в постели без сна, надевать ребенку тесную одежду.

® Наказывать ребенка за онанизм (мастурбацию), тем более бить по рукам малыша 1,5 лет, который таким образом исследует свое тело. Шлепки и порка спо­собствуют приливу крови к половым органам ребен­ка, вызывая раздражение генитальной области тела.

© Насильно кормить ребенка, вызывая у него во вре­мя еды отрицательные чувства, что способствует вы­ключению чувствительной зоны рта и языка и вклю­чению зоны половых органов (эти две зоны тела реф- лекторно связаны). Отдавать предпочтение в питании ребенка сладкой, экстрактивной и мясной пище.

В заключение отметим, что чем больше стремле­ние родителей убрать, ликвидировать внешний атрибут

Патологические привычки

• 69

проблемы — будь то сосание пальца, предметов, гры­зение ногтей или онанизм (мастурбация), тем меньше шансов устранить причину появления привычки. В про­филактике патологических привычек большое значение имеют нормализация внутрисемейных взаимоотноше­ний, мягкое и ровное отношение к ребенку, удовлетво­рение его потребности в эмоциональной теплоте и ласке, систематические оздоровительные и физкультурные ме­роприятия, развитие творчества (Алексеева Е. Е., 2005).

К патологическим привычками необходимо отно­ситься с должным вниманием. Только тогда ситуация ребенка изменится в желаемую сторону.

Ниже приводим памятку для педагогов и родителей по тем патологическим привычкам, которые чаще всего

встречаются у детей в детском саду.

в

ПАМЯТКАгДЛЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ «ЧТО ДЕЛАТЬ И ЧЕГО НЕДЕЛАЯ>, ЕСЛИ РЕБЕНОК СОСЕГПРЕДМЕП?! ИЛИ ПРЫ^ЕГ НОГТИ»

Сосание предметов

Что нужно делать? Чего делать нельзя?
1. Наполнить жизнь ребенка, узнать, чем он любит заниматься, заинтересовать новыми увлечениями. 1. Наказывать и всячески стыдить за такую привязанность. Отбирать любимый предмет, который сосет ребенок.
2. Присмотреться, с кем играет ребенок, для того чтобы помочь ему обрести настоящего друга. 2. Говорить об этом нарушении, то есть фиксировать словами, подчеркивать и закреплять патологическую привычку постоянными напоминаниями.
3. Установить доверительный контакт с ребенком, позаботиться о своевременном успокоении ребенка и снятии беспокойства. 3. Излишне ограничивать действия и проявления ребенка, способствуя усилению его напряжения и беспокойства.

 

70                                                                       Глава 2. СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ (от 3 до 5 лет )

Окончание таблицы

Кусание или грызение ногтей (онихофагия)

Что нужно делать? Чего делать нельзя?
1. Необходимо научить ребенка адекватным способам выражения агрессии. Позволять ребенку свободно, адекватными способами выражать свою агрессию, гнев. 1. Интеллектуально перегружать ребенка в ущерб другим сторонам психического развития.
2. Не просто отказаться от упреков, угроз и наказания, а понимать, что происходит с ребенком, и переключать, отвлекать его внимание в момент грызения ногтей. Уменьшить чрезмерные требования к ребенку. 2. Говорить ребенку о грызении ногтей, тем самым фиксируя словами в сознании ребенка эту привычку.
3. Необходимо настроиться на длительный период затухания этой привычки, который приблизительно равен периоду ее протекания. 3. Запрещать ребенку грызть ногти, наказывать его за эту патологическую привычку

конфликт

г A^TCKO'M/w?fViHCKHx

отношениях

«Я так ни)у, Vna она умрет!»

Слава, 5 лет, старшая группа. Ло наблюдени­ям воспитателей, мальчик плаксивый, «а занятиях постоянно отвлекается, а когда нервничает, то об­ламывает ногти на руках или берет в рот игрушки. Утром Славу в детский сад приводит папа, который раздражается по поводу постоянных слез мальчика и говорит, что он ведет себя как девчонка. Слава каждое утро плачет при расставании с родителями. Вечером мальчика забирает мама, которая сидит дома по уходу за дочерью Светой, младшей сестрой Славы. Света — боевая девочка, практически никогда не плачет а, в противоположность Славе, вызывает положительные чувства у родителей. Света в раз­девалке позволяет себе оттолкнуть маму от брата. Цро Славу мама говорит так: «Он все делает назло. Ему ни в чем нельзя уступать». Однажды Слава при­шел в детский сад и сказал, что вызовет милицию, чтоб жажу забрали.

В рисунке «Твоя семья» Слава не нарисовал себя, сказав, что «Меня нет, я в садике». Рисунок своей семьи Слава выполнил в черном цвете в левом нижнем углу листа (см. рис. 1).

Про маму мальчик сказал: «Мама у меня совсем дурная стала. Кричит когда попало и с папой руга­ется. Я боюсь, что папа умрет, а что мама умрет, я нисколько не боюсь, потому что она плохая. Я так жду, что она умрет!»

72                                                                       Глава 2. СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ (от 3 до 5 лет )

Рис. 1

Как реагировать на такие заявления пятилетнего ребенка относительно своих близких людей? Что про­исходит с мальчиком? Как ему помочь?

Мальчик попал в ситуацию эмоционального отвер­жения со стороны родителей, прежде всего со стороны мамы. Отношение родителей к Славе отличается тем, что его любят за что-то: за то, что он не плачет, за то, что соответствует образу мальчика. В данном случае ребенку отказала мать в своем безусловном принятии, когда ребенка любят просто за то, что он есть, такого, какой он есть, развивают положительные стороны его личности и уменьшают отрицательные. При прямом

воздействии на родителей (например, рассказ о словах

• _

Славы) возможно отрицание родителями проблемы и нарастание агрессии по отношению к сыну. Действо­вать необходимо путем усиления принятия ребенка и укрепления уверенности родителей в том, что у них

Конфликт в детско-материнских отношениях

такой замечательный сын, такой чувствительный и ра­нимый. Эти качества являются для будущего мужчины положительными (по данным психологических иссле­дований, наиболее успешны в жизни те мужчины, кото­рые обладают наряду с мужскими чертами характера и женской чувствительностью). Эмоциональная неустой­чивость Славы в виде плаксивости постепенно умень­шится при укреплении нервной системы ребенка, то­гда, когда он почувствует принятие со стороны близких ему взрослых.

Понаблюдав за мальчиком, мы заметили, что Слава любит машины, это и неудивительно, ведь папа Славы работает водителем и наверняка мечтает в скором буду­щем посадить и сына за руль автомобиля. Сказав папе о том, что Слава любит играть с машинами, рисовать ма­шины, мы посоветовали привлекать мальчика к посиль­ным занятиям, связанным с машинами. Буквально через неделю папа признался, что у них со Славой появились общие интересы — машины. Раньше папа Славы не при­нимал участия в воспитании сына.

При воспитании мальчиков 5 — 7 лет необходимо учитывать особую чувствительность к влиянию отца или дедушки (члена родительской или прародительской семьи того же пола). В возрасте пяти лет для детей харак­терна ролевая идентификация с родителем своего пола (см. «Словарь»). Успешность идентификации зависит от компетентности и престижности родителя того же пола в представлении ребенка и сопряжена с эмоционально теплыми отношениями с родителем другого пола. По­этому, хотя акцент в данной ситуации был поставлен на взаимоотношениях отца и сына, важными для нас были взаимоотношения матери и сына. Положительный эф­фект получился от привлечения мамы Славы к совмест­ным занятиям с сыном дома по тому программному ма­териалу, который мальчик не усваивал полностью на за­нятиях в детском саду.

74                                                                       Глава 2. СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ (от 3 до 5 лет )

Взаимодействие с мамой по поводу за­нятий дало неожидан­ный эффект — к заня­тиям пристрастилась Света. Слава же стал чувствовать себя в роли более знающего старшего брата и учи­теля. У Славы со Све­той взаимоотношения соперничества сменились сотрудничеством. Спустя не­которое время стали отмечаться стойкие положительные изменения в эмоциональном состоянии Славы: умень­шилась плаксивость, появилась уверенность в себе.

В рисунке «Семья» Слава изобразил себя рядом с папой и Светой (см. рис. 2). Маму Слава изобразил на некотором расстоянии от всех остальных и самой по­следней. Детско-материнские отношения гораздо эмо­циональней, и их нарушение требует большего количе­ства времени для восстановления. Выбранная правиль­но стратегия оказания помощи мальчику помогла пре­одолеть ту пропасть отторжения во взаимоотношениях взрослых и детей, которая зарождается в дошкольном детстве. Матери мы так и не сказали о словах Славы, . поскольку их слишком сильное негативное воздействие было способно оказать неблагоприятное воздействие на детско-материнские отношения.

«ЗаЬшя jafipcms детасага сада?

Девочка Лена, 4 года 4 месяца, сразу обратила на себя внимание в детском саду тем, что плохо ест, плохо занимается на занятиях и мешает воспита­телям проводить занятия. Лену в группе детского сада очень трудно не заметить. Она не слушается

Конфликт в детско-материнских отношениях

взрослых, не убирает за собой игрушки, скандалит, если взрослые упорствуют в тех своих указаниях, ко­торые Лена выполнять не намерена. В то же время девочка в буквальном смысле липнет к малознако­мым взрослым: может поцеловать совершенно чужую ей женщину, если она обратила на Лену внимание. Лена напрашивается в гости, обнимается, хватает за руки и виснет в буквальном смысле слова на мало­знакомых ей взрослых. Такое неадекватное поведение настораживает и вызывает недоумение педагогов. Взрослые, воспитывающие девочку (мама, отчим и ба­бушка ), жалуются на то, что Лена не слышит, когда к ней обращаются. Девочку дома наказывают ремнем и мама, и отчим, и даже бабушка. Однажды Лену за­были забрать из детского сада. Мама понадеялась на отчима, который перепоручил бабушке забрать Лену из детского сада. А бабушка забыла об этом поруче­нии. Никто из родных Лены не переживал о том, что

76                                                                       Глава 2. СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ (от 3 до 5 лет )

уже поздний вечер, а Лены нет дома (мама была на работе и не позвонила, не проконтролировала отчи­ма и бабушку; отчим смотрел телевизор, а бабушка хлопотала на кухне).

Хотя таких детей, которых родители забывают за­бирать из детского сада, совсем немного, тем не менее каждый такой случай надолго застревает в памяти. Есть такая психологическая защита — забывание. Она прояв­ляется в том, что человек забывает сделать то, что он не хочет делать. В данном случае забыли забрать девочку по той причине, что она была не нужна в своей семье.

Поведение ребенка, когда он не слышит взрослого, обращающегося к нему, получило в психологии назва­ние «смысловой барьер» (Славина Л. С., 1966). «Смыс­ловой барьер» возникает тогда, когда ребенок, хорошо понимая и умея выполнить то, что от него требует пе­дагог, как бы не принимает это требование и упорно его не выполняет. «Смысловой барьер» по отношению к конкретному педагогу образуется, когда взрослый не учитывает мотивы поведения ребенка или приписывает ему мотивы, с которыми тот не согласен.

Девочка испытывает постоянные трудности в выполнении необходимых правил поведения. Своей маме Лена демонстрирует подчеркнуто плохое пове­дение; мама отмечает, что очень часто Лена плохо ведет себя в общественных местах. Мама Лены бо­ится приходить за дочкой в детский сад, поскольку постоянно слышит упреки от детей и взрослых о плохом поведении Лены. В группе сверстников девоч­ка получила статус «отвергнутая» за свое агрессив­ное и неадекватное поведение. У Лены после дневного сна и когда она сильно возбуждена трясутся руки. Помимо этого, Лена грызет правую руку. Состояние девочки заметно ухудшается после болезни. В рисун­ке на свободную тему Лена нарисовала папу-вампира

Конфликт в детско-материнских отношениях

и маму-привидение, пояснив, что они мертвы, а саму себя изобразила мертвой всю в крови.

Возможно, таким рисунком девочка говорит о том, что ей плохо, плохо настолько, что тема мертвых ей пред­ставляется привлекательной. Для сравнения отметим, что девочки в этом возрасте рисуют цветы, принцесс и т. п.

История Лены была трагична еще до ее рождения. Отец Лены не знал о беременности, а мама всерьез рас­сматривала мысль о том, чтобы родить ребенка и оста­вить в роддоме (на этом настаивала и бабушка). Первые годы развития Лены отличались большим количеством болезней и таким большим количеством падений и уши­бов, что так и приходит на ум поговорка «На бедного Ма- карушку все шишки валятся». Нервная система девочки нуждается в лечении, а семья в психологическом сопро­вождении.

Нет фомаграфш семьи

Маша, 3 года 4 месяца, постоянно находится в та­ком возбужденном состоянии, что не может уснуть днем в детском саду. Девочку в детский сад родители целую неделю водят в одном и том же платье, кото­рое не стирают. На платье собираются следы от всех обедов и завтраков в течение недели. Разговаривает Маша со всеми на повышенных тонах, не слушается воспитателей, а в случае конфликта со сверстника­ми начинает кричать так, что дети пугаются. Когда в группе было решено принести для альбома семейную фотографию, то семья Маши оказалась в затрудне­нии: нет ни одной фотографии, где бы Маша была с родителями, хотя бы с мамой. На всех снимках (ко­торых оказалось совсем немного) Маша была одна, и только на одной фотографии мы увидели Машу на ко­ленях у маминой подруги. Просьба воспитательницы

Глава 2. СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ (от 3 до 5 лет )

сфотографироваться втроем (мама, папа, дочь) так и осталась без ответа.

Маша живет не только с родителями, но и с бабушкой и дедушкой — родителями мамы Маши. Мама хотела видеть на месте Маши мальчика, «который будет как папа и кого-нибудь осчастли­вит. Мне теперь заранее жаль, что Маша девочка!». Неудивительно, что Маша предпочитает играть с конструктором и больше любит мягкие игрушки, чем куклы. В доме, где живет Маша, по признанию ее мамы: «Все кричат! А Маша мешает взрослым раз­говаривать, перебивает и вмешивается в разговор». Однажды Машу поставили в угол, и она кричала так, что соседи вызвали милицию.

Причина неадекватного поведения девочки в дет­ском саду понятна: Маша не знает, что можно взаимо­действовать по-другому, она ведет себя так, как принято у них в семье. Поэтому необходимо не только помочь девочке освоить адекватные способы взаимодействия с окружающими, но и комплексно воздействовать на всех членов семьи. Внешний вид девочки, опрятность являются не только показателем уважения родителей к себе, к окружающим, но и показателем принятия ре­бенка в семье. Непринятие ребенка по полу очень ча­сто оборачивается эмоциональным отвержением и спо­собно вызывать сильные эмоциональные расстройства. Отсутствие фотографии семьи в данном случае лиш­ний раз подтверждает наличие нарушений в семейных отношениях.

Родителям Маши была нарисована перспектива раз­вития их дочери при условии, если не произойдет ника­ких изменений во взаимоотношениях членов семьи. Эта перспектива заставила родителей девочки не только за­думаться о том, как они воспитывают дочь, но и о том, что можно и нужно изменить в семейных отношениях. После этого с девочкой родители первый раз сходили в театр и все вместе сфотографировались.

сие конфликты

«Мама, нося мат на руках!»

Эля, 4 года 3 месяца. Яе идет на индивидуальный контакт с педагогами в детском саду и производит впечатление заторможенного ребенка. Девочка не спит днем в детском саду и каждый раз после ти­хого часа встает мокрая, а дважды за день накака­ла в штанишки. Мама отмечает, что дома Эля на все реагирует слезами, причем сначала плачет, а потом делает то, что ей говорят взрослые. В том, что девочка писается и днем и ночью почти каждый день, родители не видят проблемы, считая, что все пройдет само собой. Капризы и упрямство у Эли (она старшая девочка) усилились после рождения в семье третьего ребенка. На месте всех трех дочек родите­ли хотели видеть сыновей. Видимо, поэтому папа, приходя домой после работы, начинает жаловаться на усталость и под этим предлогом отказывается от общения с дочками.

После рождения третьей девочки отношение ро­дителей к старшей дочери изменилось кардинально: к Эле и мама, и папа стали относиться совсем как к взрослой. Ими постоянно подчеркивалось то, что Эля должна выполнять домашнюю работу. Мама стала требовать от дочери, чтобы та училась, например, подметать и мыть полы. На такие требования со стороны родителей Эля в большинстве случаев начи­нала плакать. А вскоре появились и ответные тре­бования родителям: Эля стала требовать, например, от мамы, чтобы та брала ее на руки и носила на ру­ках, как маленькую. Такие требования старшей до­чери вызывали у родителей недоумение и возмущение.

80                                                                       Глава 2. СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ (от 3 до 5 лет )

В довершение ко всему недавно у Эли появились на руках бородавки. Дети в детском саду стали из­бегать брать девочку за руки, никто из детей не хотел вставать с ней в пару и даже находиться ря­дом. Несмотря на призывы педагогов и личный при­мер взрослых, дети предпочитали не выбирать Элю для своих игр. Общение со сверстниками у девочки затруднилось. Мама предприняла лечение дочери в кожно-венерическом диспансере, однако, несмотря на выжигание, бородавки у Эли появлялись на руках снова и снова как грибы после дождя. Девочка оказа­лась и дома, и в детском саду в ситуации психологи­ческого неблагополучия. В один из таких дней Эля со­чинила в детском саду сказку про Бабу Ягу, которая унесла с балкона младшую сестренку. По утрам Эля жаловалась на страшные сны, которые не дают ей ночью покоя. Все сны у девочки были про нападение, менялись только герои снов: привидения с четырьмя ногами и шестью руками, чудовища, робот по имени Бармалей и Змей Горыныч. Девочка, ложась спать, не знала, с кем из них на этот раз она встретится во сне.

Отметим прежде всего, что у Эли выраженный флегмати­ческий темперамент, эмоцио­нальная неустойчивость и неуве­ренность в себе. Такую же эмо­циональную неустойчивость и неуверенность отмечает у себя самой и мама девочки. На ситуа­ции стрессового характера дети флегматического темперамента реагируют усилением особенно­стей темперамента, поэтому Эля и производила впечатление за­торможенного ребенка.

Сибс-конфликты 83

Дневное и ночное недержание мочи, которым страдает девочка, требует пристального рассмотрения специалиста-уролога (прежде чем предполагать влияние психологических факторов на данное нарушение, необ­ходимо исключить заболевания в урологической сфере). Такая негативная диагностика поможет педагогам, пси­хологам и родителям правильно выстраивать стратегию помощи ребенку дошкольного возраста. Обследование у уролога Эля прошла по настоянию психолога, и ока­залось, что необходимо пройти лечение. Лечение было проведено, однако, хотя состояние девочки значительно улучшилось и сухие дни стали частым явлением, до пол­ной победы над мокрыми штанишками было еще далеко. Мы обратили внимание на то, что девочка практически не писалась, когда жила с папой без мамы (мама лежала с малышкой в больнице) и с бабушкой в деревне.

Эля отличается повышенной внушаемостью, поэ­тому очень эффективными для нее оказались на ходу сказанные позитивные слова после игровых занятий. Специально придуманная словесная формула про то, что бородавок у девочки вскоре не будет совсем, про замечательных сестренок, которые нуждаются в помо­щи вместе с изменением атмосферы в семье, где Элю перестали считать большой и взрослой, — все перечис­ленное дало положительный результат. У девочки сна­чала пропала одна бородавка без всякого прижигания, а вскоре на руках Эли не осталось ни одной бородавки. Большую роль сыграло лечение у уролога и изменение поведения мамы: она стала заинтересовывать Элю ухо­дом за маленькой сестренкой и перестала требовать вы­полнения домашней работы. В результате энурез прак­тически исчез, да и днем в постели девочка оставалась сухой каждый день. Энурез у ребенка можно сравнить с его плачем, только ребенок плачет не слезами, а мочой и использует не верхнюю часть тела, а нижнюю. Такой способ сообщения о своей проблеме ребенок избирает

для того, чтобы достучаться до близких людей, которые не понимают, не любят. Чаще всего энурез отмечается у мальчиков при конфликтных отношениях с матерью и при воспитании в семье по типу «эмоционального от­вержения».

К чему может привести ситуация непринятия ре­бенком себя в семье как большого? Э. Г. Эйдемилле- ром и В. Юстицкисом среди многочисленных психоло­гических причин нарушений в семейном воспитании выделяется предпочтение детских качеств (ПДК). Эта психологическая проблема может решаться родителями за счет ребенка. Именно такое нарушение оказывается миной замедленного действия, которая может взорвать­ся лишь тогда, когда Эля создаст семью и родит ребен­ка. У родителей, получивших в детстве такой горький опыт «большого» ребенка, как получает Эля, наблюда­ется стремление игнорировать взросление детей, стиму­лировать у них сохранение таких детских качеств, как непосредственность, наивность и игривость. Для таких родителей, одним из которых могла бы стать и наша Эля в будущем, ребенок, вне зависимости от того, сколько ему лет всегда будет все еще «маленький». Страх или не­желание взросления детей связываются с особенностя­ми биографии самого родителя (в нашем случае у Эли есть две младшие сестренки, на которых переместилась вся любовь родителей, а Эле остались лишь требования и указания). Восприятие своего старшего возраста как не­счастья (что и происходит у Эли) может переноситься во взрослую жизнь на воспитание собственного ребенка, в связи с чем родители снижают уровень требований к ребенку и стимулируют развитие психического инфан­тилизма.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.