|
|||
ОГЛАВЛЕНИЕ 9 страницаОтметим следующий важный момент при оказании ребенку психологической помощи. Необходимо предоставить ребенку право выбирать и назначать роли всем играющим при проигрывании сочиненной им истории. Первый и главный диагностический вопрос взрослого к ребенку будет звучать таким образом: «Кем будешь ты в этой истории?» Этот вопрос является чрезвычайно важным, поскольку проясняет педагогу или родителю то, насколько ребенок готов справиться с обрушившейся на него семейной проблемой. Если ребенок не берет роль главных героев (в нашем случае это роли зайчика, мамы, волка и Бабы Яги), а стремится к второстепенной роли (снег, избушка Бабы Яги, к примеру), то выбор ребенком этой роли может означать стремление понять семейную проблему, взглянуть на нее со стороны и неготовность справиться с ней. Важным для ребенка является выбор роли тех героев, поведение которых отражает конфликтные, напряженные семейные отношения (в нашем случае это роли мамы, Бабы Яги и волка). Интересным представляется в этой истории включение девочкой в историю двух героев женского пола: мамы и Бабы Яги. Образ матери в сознании девочки трансформируется в два образа: мама — как самое дорогое и светлое и Баба Яга — как самое ужасное и страшное. Образ отца определен и негативен — он в истории Лены является волком: ведь ушел, бросил, предал дважды. При проигрывании этих значимых для ребенка ролей и происходит разрядка накопившегося в результате семейных конфликтов, разладов и разводов напряжения. Для ребенка дошкольного возраста такая разрядка является профилактикой психосоматических заболеваний. Ведь дошкольнику еще трудно вербально выразить свою боль и переживания, которые чрезвычайно глубоки. Задача взрослого при проигрывании этих историй, помогающих освободиться ребенку от негативных эмоциональных переживаний, состоит в том, чтобы помочь ребенку в игре через принятую роль «высказаться» в адекватной форме. Волка, например, можно прогнать, уколов нос колючими иголками, а Бабу Ягу рассмешить. Такие способы разрешения трудных игровых ситуаций необходимо предлагать на замену агрессивному поведению ребенка в ситуации семейного стресса. Выбор ребенком роли себя (в нашем случае это роль зайчика) говорит о том, что ребенок уже готов справиться с проблемой. Таким образом, психокоррекционным эффектом обладает отреагирование ребенком ранее ущемленных чувств и переживаний в роли того, с кем не складываются взаимоотношения в семье. Психологическая помощь детям при дисгармонии... 162 Важен и позитивный выход из истории, поскольку не всегда (а в нашем случае так и оказалось) истории заканчиваются хорошо. Задача взрослого при проигрывании истории состоит в том, чтобы поддержать ребенка, дать ему возможность самому справиться с опасностью, преодолеть ее, пусть в игре, пусть условно, но выйти победителем и поверить в себя. А в нашем случае можно предложить зайчику обзавестись парой друзей, которых так не хватает девочке Лене в реальной семейной ситуации. Надо заметить, что играть в такие истории с ребенком, испытывающим семейное неблагополучие, нужно столько, сколько он захочет. Это делается для того, чтобы ребенок полностью «выговорился». А говорит ребенок, в отличие от взрослого, на языке игры. Необходимо, если ребенок выражает желание возвращаться вновь и вновь к полюбившемуся сюжету, предлагать неожиданные повороты хода игры (например: «А у Бабы Яги как раз был день рождения, и цветы, которые торжественно преподнес ей зайчик, вызвали слезы умиления у старушки, которая оказалась не такой уж и злой»). Таким образом, еще раз подчеркнем, что дозировка психологического воздействия при дисгармонии в семейных отношениях определяется самим ребенком. Игра оказывает лечебно-профилактическое воздействие на ребенка через корригирующее эмоциональное переживание и отреагирование. Использование игры в целях психологической коррекции предъявляет к ней ряд обязательных условий и принципов, выделенных А. И. Захаровым (1993), без выполнения которых игра теряет свое психологическое содержание. Принципы использования игры как средства психологической коррекции: 1. Погружение в игру. Это означает восприятие ее мира как реальности в данный момент, создание определенного игрового пространства, непосредственное участие всех детей и взрослых в игре в назначенных 6 Зак. 1740 162 Глава 3. СТАРШИЙ ВОЗРАСТ (от 5 до 7 лет ) ролях или в виде эмоционально реагирующей (вовлеченной в игровое действие) аудитории. 2. Равенство игровых отношений. Означает отсутствие противопоставлений позиций взрослых и детей, принятие чувств и переживаний последних, предоставление им права выбирать темы для игр, распределять роли, в том числе роли взрослых. Руководит игрой тот, кто предлагает для нее темы и роли, но и он участвует в игре наравне со всеми. 3. Спонтанность и импровизация в игре. Подразумевает динамизм игры, эмоциональность и непосредственность, свободное выражение чувств, отсутствие репетиций, заученных реплик и диалогов, изменение сценария по ходу игрового действия, вариативный поиск решения проблемных ситуаций. 4. Организующее начало игры — определенный распорядок игровых занятий, их длительность, приготовление и уборка игрушек, соблюдение правил игры, последовательности действий. 5. Условность игрового действия. Проигрывание ролей по типу «как будто», «если бы», допускающее и полное игровое перевоплощение. 6. Эмоциональное отреагирование в игре. Предоставление возможности эмоциональной разрядки, снятие накопленного нервного напряжения в игровой форме. 7. Перемена (чередование) ролей. После проигрывания той или иной ситуации участники игры меняются ролями и игра повторяется. Изложенные принципы формируют концепцию игровой коррекции семейных отношений. А как помочь ребенку, который еще не сочиняет сказки и истории? На помощь родителям и педагогам в этом случае приходят народные сказки, ведь в них накоплен многовековой опыт психологической коррекции семейных отношений. Задача взрослых — научиться отбирать и использовать сказки для оказания психологической помощи детям, испытывающим семейный стресс. Возьмем для примера так любимую маленькими детьми русскую народную сказку «Волк и семеро козлят». Для ребенка дошкольного возраста образ волка представляет угрозу, нападение и отражает агрессивное, негативное отношение представителя мужского пола (это может быть и ушедший из семьи отец, и присутствующий в семье отец, и агрессивный, злоупотребляющий алкоголем отчим). У дошкольников, имеющих дефицит положительных взаимоотношений с отцом (агрессивное поведение, жестокость, грубость, алкоголизм, равнодушие), чаще возникает страх волка. Познакомившись с этой сказкой, ребенок может получить не только ценный психологический урок: необходимо быть бдительным и строго выполнять те правила поведения, о которых говорят родители, если остаешься один, но и понимание того, что мать не оставит его в беде или в трудной ситуации. Помимо этого и прежде всего, данная сказка предоставляет маленькому ребенку возможность отреагировать конфликтные отношения в семье, дать возможность в адекватной форме сбросить напряжение. Предлагаем далеко не полный перечень сказок для чтения и проигрывания детям дошкольного возраста при дисгармонии в семейных отношениях: «Волк и семеро козлят», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Морозко», «Крошечка-Хаврошечка», «Гуси-лебеди», «Чернушка», «Баба Яга». Любимая сказка есть практически у каждого ребенка. И эта любимая ребенком сказка может дать педагогу и родителю много информации о том, что беспокоит ребенка, о том, что необходимо делать для того, чтобы ему помочь. Отметим, что чем незначительней семейные нарушения, тем легче происходит игровая коррекция эмоционального состояния ребенка. Психолого-педагогические приемы необходимы в случаях оказания ребенку экстренной психологической помощи, но не исключают дальнейшей консультативной и коррекционной работы с семьей. Алгоритм оказания психологической помощи ребенку в ситуации семейного стресса: 1. Предложение взрослым (родитель, психолог, педагог) ребенку различных способов для того, чтобы семейная проблема была высказана (рисунки, игры, беседы, сочинение историй, сказок и т. п.). 2. Игры взрослого с ребенком (можно подключить других детей, взрослых), где «именинником истории» является ребенок: он распределяет роли и организует игровое пространство. 3. Отреагирование ранее ущемленных чувств и переживаний, связанных с участниками семейного конфликта через игровое действие (Алексеева Е. Е., 2005). ОПРОСНИКМЯ РОЛИШ^Й «ЛЮБИМАЯ СШКА» 1. Какая сказка или история у вашего ребенка самая любимая (просит читать или сам читает вновь и вновь)? 2. Назовите свое любимое литературное произведение (то, которое вы любите время от времени перечитывать) . 3. Назовите сказку, историю, которая была особенно любима вами в детстве (в том возрасте, в котором сейчас находится ваш ребенок). 4. Назовите, какие чувства ваш ребенок переживает, когда слушает или читает сказку, историю. 5. Какие трудности необходимо преодолеть вашему ребенку? Психологическая помощь детям при дисгармонии... Интерпретация ответов: • Названная сказка и история в вопросе № 1 откликается на основную проблему, волнующую ребенка (например, сказка «Гадкий утенок» выражает проблему эмоционального отвержения). • Любимое литературное произведение (ответ на вопрос № 2) поможет понять основные переживания воспитывающего взрослого и то, каким образом эти переживания связаны с проблемами ребенка. • Ответ на вопрос № 3 предоставит возможность соотнести психологические проблемы детства родителя с тем, что беспокоит ребенка (сравнить с проблемой, выделенной по ответу на вопрос № 1). • Определение чувств, волнующих ребенка (ответ на вопрос № 4), поможет взрослым лучше понять ребенка, определить те ориентиры, те маячки, которыми необходимо руководствоваться взрослым при воспитании малыша. • Ответ на вопрос № 5 необходимо соотнести с выделенной психологической проблемой ребенка (ответ на вопрос № 1). Для диагностики семейных отношений можно использовать опросник для детей «Семейное интервью», который был разработан профессором А. И. Захаровым. стшоь ингтью VWO? к И. ШК?ОЪ> 1. Если бы ты играл в игру «Семья», кем бы ты стал в этой игре? Кого бы ты стал изображать? Маму, папу, себя? Папу, себя, маму? Себя, папу, маму? 2. С кем ты живешь дома? 3. Кто, по-твоему, главный в семье из родителей или в семье нет главного? 166 Глава 3. СТАРШИЙ ВОЗРАСТ (от 5 до 7 лет ) 4. Когда ты вырастешь, ты будешь работать, как мама (как папа)? 5. Если бы ты вырос и сам стал мамой (папой) и у тебя был бы мальчик (для мальчиков, девочка — для девочек), то ты бы так же относился к нему, как мама к тебе (для девочек, папа — для мальчиков). Или по- другому, не так? А как? 6. Если бы дома долго никого не было, то кого из родителей ты хотел бы видеть в первую очередь? 7. Если бы с тобой случилось горе, беда, несчастье, тебя бы обидел кто-нибудь, ты бы всегда рассказывал об этом маме (делился) или не всегда? Почему? 8. Если бы с тобой случилось горе, беда, несчастье, тебя бы обидел кто-нибудь, ты бы всегда рассказывал об этом папе (делился) или не всегда? Почему? 9. Ты боишься, что тебя мама накажет, или не боишься? 10. Ты боишься, что тебя папа накажет, или не боишься? 11. Что у тебя было плохого, неприятного, страшного в жизни, что запомнилось? 12. Что у тебя было приятного, хорошего в жизни, что тебе запомнилось? Посредством первых 5 вопросов диагностируется компетентность и престижность родителей в восприятии детей, остальные вопросы направлены на выявление особенностей эмоциональных отношений с родителями. Вопрос № 5 позволяет нам понять не только отношение родителей к ребенку, но и сделать своеобразный «заброс» в будущее малыша. Приведем характерные примеры ответов детей на вопросы «Семейного интервью»: Вопрос: Если бы ты вырос и сам стал мамой (папой) и у тебя был бы мальчик (для мальчиков, девочка — для девочек), то ты бы так же относился к нему, как мама к тебе (для девочек, папа — для мальчиков) ? Или по-другому, не так? А как? Психологическая помощь детям при дисгармонии... 167 Ответы детей: «...По-другому: не наказывала бы». «...Уважала бы, а когда она была плохой, то ругала бы». «...Как папа, орал бы: „Будешь за дверью до ночи стоять!" Он бы плакал!» «...Хорошо, отлично: я бы говорила, а она делала, что я говорила». «...По-хорошему». «...Наказывала, если бы была непослушная один раз в день». «...Хорошо бы относился». «...Не шлепала бы лишний раз». «...Хорошо: не ругать, не бить!» Ответы детей на последние два вопроса: № 11 и № 12 приоткроют для педагога не только самые болевые и проблемные точки, но и покажут, что нужно делать для того, чтобы помочь ребенку. Вопрос: Что у тебя было плохого, неприятного, страшного в жизни, что запомнилось? Ответы детей: «...Мама! Лупит иногда даже!», «Сны про всяких страшилищ». «...Когда я сплю, я все время думаю, что из маминой постели вылезет дядя и меня захочет забрать». «...Темнота, в темноте ночью сплю без мамы, сверху кто-то топает ночью и стучит молотком». «...Как меня обижали». «...Что мама ушла, не сказав». Вопрос: Что у тебя было приятного, хорошего в жизни, что тебе запомнилось? Ответы детей: «... Когда была ласковая мама. Когда я была маленькая, она была ласковая». «...Мама и папа меня любят, заботятся». «...Как меня уважают». «...Что мама говорила „молодец!", целовала в щеки, в лобик». «...Не было ничего». «...Мама!» «...Когда меня мама не наказывает». «...Что папа за мамой ухаживает». «...Что меня очень любят родители». -причины ид^шеиий vo тимоотношеииях шкот и детей ДОШКОЛЬНОГО AC17V • «Каждому воспитателю крайне важно помнить, какое — благотворное или пагубное — влияние он оказывает, каким образом он служит; дети воспринимают все» (Кащенко В. П.). Прежде всего, необходимо отметить, что при правильной организации воспитательного процесса у большинства дошкольников, воспитывающихся в детском саду, относительно легко устанавливаются положительные взаимоотношения с педагогами, отношения сотрудничества и взаимной симпатии. Наряду с этим заслуживают внимания данные о том, что большинство воспитателей занимают либо авторитарную позицию по отношению к детской активности, либо — частичного ее принятия, которая характеризуется ограничением детских инициатив в мягкой форме и довольно низким уровнем ее поддержки. Наблюдаются случаи, когда отдельные дети в детском саду испытывают определенные трудности в установлении взаимоотношений с педагогами, что отрицательно сказывается на их самочувствии и в целом на личностном развитии. Отметим признаки, по которым можно предположить неблагополучие во взаимоотношениях педагога и ребенка: • низкий социометрический статус ребенка в группе сверстников; 170 Глава 3. СТАРШИЙ ВОЗРАСТ (от 5 до 7 лет ) • нежелание посещать детский сад; • непринятие педагога. Косвенные признаки, по которым можно предположить нарушение во взаимоотношениях педагогов и детей: • ребенок становится замкнутым, недоверчивым, не рассказывает о своих домашних радостях, печалях; • у ребенка появляется озлобленность, желание делать наперекор. Со стороны воспитателя косвенными признаками будет то, что: • воспитатель не поощряет усилий ребенка (у ребенка слабеет вера в свои силы и отсюда нежелание заниматься); • насмешливое отношение, проявленное педагогом к ребенку при его сверстниках, может вызвать отчуждение детей, что отражается в низком социометрическом статусе ребенка в группе сверстников. Неблагополучие во взаимоотношениях педагогов и детей может проявляться различным образом: одни дети агрессивно общительны, конфликтны, другие замкнуты, обособлены от педагога. Отношение ребенка к педагогу является своеобразным отражением семейных взаимоотношений. По нашим данным, дети, испытывающие в дошкольном возрасте достаточно выраженные проблемы во взаимоотношениях с матерями, зачастую испытывают и проблемы во взаимоотношениях с женщинами- педагогами (Алексеева Е. Е., 2003). Противоречие в области отношений педагога к детям чаще выражается в избирательном отношении педагога к детям. А дети дошкольного возраста весьма чувствительны к проявлению избирательности и переживают неполучение положительного отношения со стороны педагога как несправедливость. Проблема взаимоотношений педагогов и детей, будучи двусторонним процессом, требует и осмысления Причины нарушений во взаимоотношениях педагогов и детей... 171 его с двух сторон: со стороны ребенка (его родителей) и педагога. Среди причин нарушений во взаимоотношениях педагогов и детей выделяются причины, порождающие трудности и неблагополучие во взаимоотношениях, связанные с педагогом и с детьми. Перечислим трудности, связанные с педагогом. Во-первых, одной из причин сложностей во взаимоотношениях педагогов и детей являются личностные качества педагогов. При неадекватной самооценке возникает неадекватное восприятие других, что негативно отражается на взаимоотношениях. Причиной трудностей педагогического взаимодействия является чувство неполноценности у педагога, отсутствие у него достаточного самоуважения, любви к самому себе, чувства собственного достоинства. Необходимо также отметить, что нарушения во взаимоотношениях педагогов и детей связаны с нарушениями педагогической рефлексии, под которой понимается способность осознавать воспитателем собственные мотивы своей педагогической деятельности; умение отличить собственные затруднения и проблемы от затруднений и проблем воспитанников; способность к эмпатии и децентрации; оценка последствий собственных личностных влияний на воспитанников. Е. Н. Жуче- ва (1983) объясняет неумение педагогов устанавливать правильные взаимоотношения с детьми низкой способностью педагогов посмотреть на себя с точки зрения детей. Отсутствие гибкости в адекватной смене психологических позиций при общении педагога с ребенком также является одной из причин 172 Глава 3. СТАРШИЙ ВОЗРАСТ (от 5 до 7 лет ) нарушения их взаимоотношений. Низкий уровень развития коммуникативных способностей, прежде всего невербальных форм поведения, вызывает нарушения во взаимоотношениях педагогов и детей. Основные причины авторитарной позиции по отношению к детской активности носят преимущественно субъективный характер и обусловлены следующими факторами: наличием у педагогов стереотипов, связанных с манипулятив- ным подходом к ребенку; акцентуированностью в типе межличностных отношений; чрезмерным стремлением к доминированию в межличностных отношениях (Кокорева Н. В., 1993). Причины нарушений во взаимоотношениях педагогов и детей кроются в характере типа доминирующего отношения воспитателя к ребенку; в расхождении между ожиданием ребенка со стороны педагога и реальным воплощением своих ожиданий в жизни; в депривации притязаний на признание со стороны педагога (Кулачковская С. Е., 1989). В то же время неудовлетворительные отношения между педагогом и детьми могут являться результатом внутренних психологических препятствий. Причинами недостаточной эмоциональной близости к ребенку со стороны родителей и воспитателей являются их эмоциональная незрелость и отклонения характера; невротические и психотические расстройства. <ФЫ ucnapfHuua лшс пращник!» Педагог ударила мальчика Алешу по лицу рукой за тоу что он плохо пел песню. Юля запнулась на празднике, когда выступала. После праздника педагог ударила девочку по щеке со словами: «Ты испортила мне праздник!» В. П. Иванова (1975) причины возникающих трудностей во взаимоотношениях педагогов и детей связывает, прежде всего, с такими недостатками педагога, как отсутствие коммуникативных навыков; отсутствие социально- психологических знаний о групповых связях и общении; неразработанность методик воздействия на группу; различного рода отрицательные установки на процесс воспитания. Кроме того, модель семейного воспитания, полученная педагогом в детстве от своих родителей, влияет на то, как педагог строит взаимоотношения с детьми. Отсутствие модели семейного воспитания, на которую можно было бы опереться, вызывает внутренний конфликт, воспитательную неуверенность и неустойчивость стиля воспитания у педагога. Необходимо отметить, что нервно-психический дисбаланс личности педагога вызывает нарушения во взаимоотношениях педагогов и детей, отражаясь в предпочтении авторитарного стиля руководства. Педагоги не говорят того, о чем они в действительности думают и чего хотят на самом деле; говорят не то, что в действительности хотели бы сообщить; не слушают детей, обладая неуемным желанием говорить самим (Мелибруда Е., 1986). Также нарушения во взаимоотношениях педагогов и детей возникают при формально-требовательном, холодном, индифферентном отношении педагога к детям или отношении с частичным проявлением внимания, заботы, тепла к ним; при неприемлемых методах воспитания (частых отрицательных оценках, наказаниях, угрозах по отношению к воспитанникам; при эмоциональной удаленности от ребенка). Помимо всего перечисленного, сама организация учебно-воспитательного процесса, нарушение технологии воздействия педагогов на детей могут являться причинами нарушений во взаимоотношениях педагогов и детей. Существенное влияние на характер взаимоотношений педагогов оказывает такой фактор, как количество детей в группе. В зависимости от количества детей Глава 3. СТАРШИЙ ВОЗРАСТ (от 5 до 7 лет ) в группе меняются реакция и активность ребенка, меняются активность самого педагога и его психическое состояние (Битуев В. П., 1970). Ошибки в установлении правильных взаимоотношений между педагогами и детьми иногда обусловлены и тем, что педагог оценивает и относится к ребенку через призму оценок и отношений других, через чужое мнение в свете уже имеющихся установок. Исследование Роздобудько В. М. (1973) показало, что высокий уровень интеллекта, высокая степень эмоциональной устойчивости и возбудимости, а также интроверсия связаны со способностью педагога к полному и адекватному пониманию детей. Эти качества педагогов влияют на процесс понимания детей преимущественно в первый момент встречи. Позднее, после длительного общения, начинают действовать другие факторы. Рассмотрим причины нарушений во взаимоотношениях педагогов и детей, связанные с ребенком. Взаимоотношения педагогов и детей определяют настроение ребенка, когда он идет в детский сад, настроение родителей, когда они спешат на работу, и настроение педагога утром каждого рабочего дня. Вечером, когда родители забирают детей из детского сада, часто у одних и тех же детей наблюдаются бесконечные капризы. Создается впечатление, что целый день ребенок эмоционально сдерживался, а теперь, когда дождался родителей, его терпение закончилось. На самом деле все так и происходит у детей, имеющих нарушения в нервной системе, у детей с явлениями невропатии (нервно-соматической ослабленности). Именно эти дети, прежде всего, попадают в группу риска и по нарушениям во взаимоотношениях с педагогами детского сада. Для нервно-соматически ослабленного ребенка более, чем для других детей, важен тон, голос, взгляд воспитательницы, ее настроение и ее отношение не только к нему, но и ко всем детям. А если к неблагополучному состоянию нервной системы ребенка Причины нарушений во взаимоотношениях педагогов и детей... 175 (а таких детей сегодня становится все больше и больше) добавляются несогласованность воспитательных позиций родителей и личностные особенности воспитателя (эмоциональное выгорание, алекситимия, сниженный творческий потенциал и др.), то конфликт между педагогом и ребенком становится прогнозируемым. Так и произошло с мальчиком Олегом 5 лет. «Жак foumcx iacnwnameubfuujt^ \та &еа> трлсопсх при виде е&!» Мама обратилась к психологу по поводу того, что мальчик не хочет идти в детский сад. Олег так боится воспитательницы, что весь трясется при виде ее. Такое состояние мальчика было спровоцировано конфликтом между мамой и воспитательницей: Олег так и не привык завтракать в детском саду. Мама отметила, что в последнее время сын стал очень обидчив, чуть что — плачет, постоянно грызет кожу на пальцах рук и говорит, что воспитательница может его ударить. Прежде всего, необходимо отметить, что у детей дошкольного возраста отмечается эффект «смещения» с гиперболизацией негативных проявлений взрослых и недооценкой проявлений позитивных. Суть этого эффекта в том, что негативные меры вынуждают дошкольника действеннее на них реагировать, заставляя соответствующим образом менять поведение, а необходимость изменить свое поведение влечет, в свою очередь, усиление внимания к подобным воздействиям (Николаева А. Б.). Возможно, что и Олег в ситуации конфликта действительно стал видеть эту воспитательницу через такие, совсем не розовые, а скорее психологически черные очки. И тогда любое действие этой воспитательницы стало восприниматься мальчиком как угроза. Разберемся, с какого возраста ребенка можно говорить о взаимоотношениях педагогов и детей? В психологической литературе отмечается возраст 5 — 6 лет, когда появляется тенденция к вычленению действий, типичных для отношений детей с воспитателем. По мнению Д. Б. Эльконина, у младших детей отношения с воспитателем не существуют как отношения. Этот тезис нуждается в пересмотре, поскольку взаимоотношения педагогов и детей младшего дошкольного возраста существуют, хотя и отличаются рядом особенностей: ситуативной мобильностью, легкостью изменения и подверженностью эмоциональному состоянию. Помимо этого, необходимо заметить, что характер отношения младшего дошкольника к воспитателю определяется, прежде всего, и очень во многом, родителями. У ребенка 2 — 3 лет взаимоотношения с воспитателями могут окрашиваться эмоциональной реакцией страха незнакомых взрослых. Страх незнакомых взрослых появляется у ребенка уже в 8 месяцев как аффект на конкретную угрозу и сохраняется в виде настороженно- аффективного восприятия другого лица до 1 года 2 месяцев (по данным А. И. Захарова). Любое, даже самое справедливое порицание и наказание со стороны незнакомого взрослого, каким является педагог для малыша, может восприниматься ребенком как угроза. Открытость, непосредственность и эмоциональная основа характеризуют отношение дошкольника к воспитателю и позволяют наравне со взрослыми осознать взаимоотношения, осуществляя это осознание, в отличие от взрослых, не на интеллектуальной, а на эмоцио- нальной основе. Это равенство в осознании взаимоотношений при асимметричности их и доминировании взрослого и способствует созданию конфликтных ситуаций. В связи с этим заметим, что взрослый человек, если у него не ладятся взаимоотношения с начальником, может поменять работу, ребенок, если у него не Причины нарушений во взаимоотношениях педагогов и детей... сложились взаимоотношения с воспитателем, практически бесправен. В таких ситуациях ребенок реагирует на тех взрослых, которые ему не нравятся своим телом (тип реагирования соматический), бесконечно болея или жалуясь, например, каждое утро на боль в области пупка перед нелюбимым детским садом, где работает эта ненавистная ребенку воспитательница. Часто отмечается у маленького ребенка тошнота невротического характера (тошнит только тогда, когда работает нелюбимая воспитательница). У детей старшего дошкольного возраста меняется тип реагирования, становясь аффективным, а это означает, что ребенок научился реагировать страхами, что и видно из приведенного случая с Олегом. Изучая причины, которые называли воспитатели при анализе нарушений во взаимоотношениях с детьми, мы обратили внимание, что это в основном негативные качества личности ребенка, перед которыми пасует педагогическое мастерство. Именно у детей с нарушенными семейными отношениями трудности возникают и во взаимоотношениях с воспитателями в детском саду. «Крыса!» Ирау 6 лет, отвергаемая в группе сверстников, играет отдельно. Сверстники не берут девочку в игру, объясняя, что «игрушки у нее не те». Дети в группе не разрешают брать девочке их личные игрушки и обзывают ее: «Крыса!», «От тебя воняет!». Это поведение сверстников не попадает в поле зрения педагогов, и девочка, не находящая опоры в своей семье, не находит ее и в детском саду.
|
|||
|