Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ОГЛАВЛЕНИЕ 9 страница



Отметим следующий важный момент при оказании ребенку психологической помощи. Необходимо предо­ставить ребенку право выбирать и назначать роли всем играющим при проигрывании сочиненной им истории. Первый и главный диагностический вопрос взрослого к ребенку будет звучать таким образом: «Кем будешь ты в этой истории?» Этот вопрос является чрезвычайно важным, поскольку проясняет педагогу или родителю то, насколько ребенок готов справиться с обрушившейся на него семейной проблемой.

Если ребенок не берет роль главных героев (в на­шем случае это роли зайчика, мамы, волка и Бабы Яги), а стремится к второстепенной роли (снег, избушка Бабы Яги, к примеру), то выбор ребенком этой роли может

означать стремление понять семейную проблему, взгля­нуть на нее со стороны и неготовность справиться с ней. Важным для ребенка является выбор роли тех героев, по­ведение которых отражает конфликтные, напряженные семейные отношения (в нашем случае это роли мамы, Бабы Яги и волка).

Интересным представляется в этой истории вклю­чение девочкой в историю двух героев женского пола: мамы и Бабы Яги. Образ матери в сознании девочки трансформируется в два образа: мама — как самое дорогое и светлое и Баба Яга — как самое ужасное и страшное. Образ отца определен и негативен — он в истории Лены является волком: ведь ушел, бросил, пре­дал дважды. При проигрывании этих значимых для ре­бенка ролей и происходит разрядка накопившегося в результате семейных конфликтов, разладов и разводов напряжения. Для ребенка дошкольного возраста такая разрядка является профилактикой психосоматических заболеваний. Ведь дошкольнику еще трудно вербально выразить свою боль и переживания, которые чрезвы­чайно глубоки.

Задача взрослого при проигрывании этих историй, помогающих освободиться ребенку от негативных эмо­циональных переживаний, состоит в том, чтобы помочь ребенку в игре через принятую роль «высказаться» в адекватной форме. Волка, например, можно прогнать, уколов нос колючими иголками, а Бабу Ягу рассмешить. Такие способы разрешения трудных игровых ситуаций необходимо предлагать на замену агрессивному поведе­нию ребенка в ситуации семейного стресса. Выбор ре­бенком роли себя (в нашем случае это роль зайчика) го­ворит о том, что ребенок уже готов справиться с пробле­мой. Таким образом, психокоррекционным эффектом обладает отреагирование ребенком ранее ущемленных чувств и переживаний в роли того, с кем не складывают­ся взаимоотношения в семье.

Психологическая помощь детям при дисгармонии...    162

Важен и позитивный выход из истории, поскольку не всегда (а в нашем случае так и оказалось) истории за­канчиваются хорошо. Задача взрослого при проигрыва­нии истории состоит в том, чтобы поддержать ребенка, дать ему возможность самому справиться с опасностью, преодолеть ее, пусть в игре, пусть условно, но выйти побе­дителем и поверить в себя. А в нашем случае можно пред­ложить зайчику обзавестись парой друзей, которых так не хватает девочке Лене в реальной семейной ситуации.

Надо заметить, что играть в такие истории с ребен­ком, испытывающим семейное неблагополучие, нужно столько, сколько он захочет. Это делается для того, чтобы ребенок полностью «выговорился». А говорит ребенок, в отличие от взрослого, на языке игры. Необходимо, если ребенок выражает желание возвращаться вновь и вновь к полюбившемуся сюжету, предлагать неожиданные по­вороты хода игры (например: «А у Бабы Яги как раз был день рождения, и цветы, которые торжественно препод­нес ей зайчик, вызвали слезы умиления у старушки, ко­торая оказалась не такой уж и злой»). Таким образом, еще раз подчеркнем, что дозировка психологического воздействия при дисгармонии в семейных отношениях определяется самим ребенком.

Игра оказывает лечебно-профилактическое воздей­ствие на ребенка через корригирующее эмоциональное переживание и отреагирование. Использование игры в целях психологической коррекции предъявляет к ней ряд обязательных условий и принципов, выделенных А. И. Захаровым (1993), без выполнения которых игра теряет свое психологическое содержание.

Принципы использования игры как средства психо­логической коррекции: 1. Погружение в игру. Это означает восприятие ее мира как реальности в данный момент, создание опреде­ленного игрового пространства, непосредственное участие всех детей и взрослых в игре в назначенных

6 Зак. 1740

162                                                                    Глава 3. СТАРШИЙ ВОЗРАСТ (от 5 до 7 лет )

ролях или в виде эмоционально реагирующей (вовле­ченной в игровое действие) аудитории.

2. Равенство игровых отношений. Означает отсут­ствие противопоставлений позиций взрослых и детей, принятие чувств и переживаний последних, предоставление им права выбирать темы для игр, распределять роли, в том числе роли взрослых. Руко­водит игрой тот, кто предлагает для нее темы и роли, но и он участвует в игре наравне со всеми.

3. Спонтанность и импровизация в игре. Подразу­мевает динамизм игры, эмоциональность и непо­средственность, свободное выражение чувств, от­сутствие репетиций, заученных реплик и диалогов, изменение сценария по ходу игрового действия, ва­риативный поиск решения проблемных ситуаций.

4. Организующее начало игры — определенный рас­порядок игровых занятий, их длительность, при­готовление и уборка игрушек, соблюдение правил игры, последовательности действий.

5. Условность игрового действия. Проигрывание ро­лей по типу «как будто», «если бы», допускающее и полное игровое перевоплощение.

6. Эмоциональное отреагирование в игре. Предостав­ление возможности эмоциональной разрядки, сня­тие накопленного нервного напряжения в игровой форме.

7. Перемена (чередование) ролей. После проигрыва­ния той или иной ситуации участники игры меняют­ся ролями и игра повторяется.

Изложенные принципы формируют концепцию игровой коррекции семейных отношений.

А как помочь ребенку, который еще не сочиняет сказки и истории? На помощь родителям и педагогам в этом случае приходят народные сказки, ведь в них на­коплен многовековой опыт психологической коррекции семейных отношений. Задача взрослых — научиться

отбирать и использовать сказки для оказания психологи­ческой помощи детям, испытывающим семейный стресс. Возьмем для примера так любимую маленькими детьми русскую народную сказку «Волк и семеро козлят». Для ребенка дошкольного возраста образ волка представля­ет угрозу, нападение и отражает агрессивное, негатив­ное отношение представителя мужского пола (это может быть и ушедший из семьи отец, и присутствующий в се­мье отец, и агрессивный, злоупотребляющий алкоголем отчим). У дошкольников, имеющих дефицит положи­тельных взаимоотношений с отцом (агрессивное пове­дение, жестокость, грубость, алкоголизм, равнодушие), чаще возникает страх волка.

Познакомившись с этой сказкой, ребенок может по­лучить не только ценный психологический урок: необ­ходимо быть бдительным и строго выполнять те правила поведения, о которых говорят родители, если остаешь­ся один, но и понимание того, что мать не оставит его в беде или в трудной ситуации. Помимо этого и прежде всего, данная сказка предоставляет маленькому ребенку возможность отреагировать конфликтные отношения в семье, дать возможность в адекватной форме сбросить напряжение. Предлагаем далеко не полный перечень сказок для чтения и проигрывания детям дошкольно­го возраста при дисгармонии в семейных отношениях: «Волк и семеро козлят», «Сестрица Аленушка и бра­тец Иванушка», «Морозко», «Крошечка-Хаврошечка», «Гуси-лебеди», «Чернушка», «Баба Яга».

Любимая сказка есть практически у каждого ребен­ка. И эта любимая ребенком сказка может дать педагогу и родителю много информации о том, что беспокоит ре­бенка, о том, что необходимо делать для того, чтобы ему помочь.

Отметим, что чем незначительней семейные нару­шения, тем легче происходит игровая коррекция эмоцио­нального состояния ребенка. Психолого-педагогические

приемы необходимы в случаях оказания ребенку экс­тренной психологической помощи, но не исключают дальнейшей консультативной и коррекционной работы с семьей.

Алгоритм оказания психологической помощи ре­бенку в ситуации семейного стресса:

1. Предложение взрослым (родитель, психолог, педа­гог) ребенку различных способов для того, чтобы семейная проблема была высказана (рисунки, игры, беседы, сочинение историй, сказок и т. п.).

2. Игры взрослого с ребенком (можно подключить дру­гих детей, взрослых), где «именинником истории» является ребенок: он распределяет роли и органи­зует игровое пространство.

3. Отреагирование ранее ущемленных чувств и пере­живаний, связанных с участниками семейного кон­фликта через игровое действие (Алексеева Е. Е., 2005).

ОПРОСНИКМЯ РОЛИШ^Й «ЛЮБИМАЯ СШКА»

1. Какая сказка или история у вашего ребенка самая любимая (просит читать или сам читает вновь и вновь)?

2. Назовите свое любимое литературное произведение (то, которое вы любите время от времени перечиты­вать) .

3. Назовите сказку, историю, которая была особенно любима вами в детстве (в том возрасте, в котором сейчас находится ваш ребенок).

4. Назовите, какие чувства ваш ребенок переживает, когда слушает или читает сказку, историю.

5. Какие трудности необходимо преодолеть вашему ребенку?

Психологическая помощь детям при дисгармонии...

Интерпретация ответов:

• Названная сказка и история в вопросе № 1 откли­кается на основную проблему, волнующую ребенка (например, сказка «Гадкий утенок» выражает про­блему эмоционального отвержения).

• Любимое литературное произведение (ответ на во­прос № 2) поможет понять основные переживания воспитывающего взрослого и то, каким образом эти переживания связаны с проблемами ребенка.

• Ответ на вопрос № 3 предоставит возможность соот­нести психологические проблемы детства родителя с тем, что беспокоит ребенка (сравнить с проблемой, выделенной по ответу на вопрос № 1).

• Определение чувств, волнующих ребенка (ответ на вопрос № 4), поможет взрослым лучше понять ре­бенка, определить те ориентиры, те маячки, кото­рыми необходимо руководствоваться взрослым при воспитании малыша.

• Ответ на вопрос № 5 необходимо соотнести с выде­ленной психологической проблемой ребенка (ответ на вопрос № 1).

Для диагностики семейных отношений можно ис­пользовать опросник для детей «Семейное интервью», который был разработан профессором А. И. Захаровым.

стшоь ингтью

VWO? к И. ШК?ОЪ>

1. Если бы ты играл в игру «Семья», кем бы ты стал в этой игре? Кого бы ты стал изображать? Маму, папу, себя? Папу, себя, маму? Себя, папу, маму?

2. С кем ты живешь дома?

3. Кто, по-твоему, главный в семье из родителей или в семье нет главного?

166                                                                    Глава 3. СТАРШИЙ ВОЗРАСТ (от 5 до 7 лет )

4. Когда ты вырастешь, ты будешь работать, как мама (как папа)?

5. Если бы ты вырос и сам стал мамой (папой) и у тебя был бы мальчик (для мальчиков, девочка — для де­вочек), то ты бы так же относился к нему, как мама к тебе (для девочек, папа — для мальчиков). Или по- другому, не так? А как?

6. Если бы дома долго никого не было, то кого из роди­телей ты хотел бы видеть в первую очередь?

7. Если бы с тобой случилось горе, беда, несчастье, тебя бы обидел кто-нибудь, ты бы всегда рассказывал об этом маме (делился) или не всегда? Почему?

8. Если бы с тобой случилось горе, беда, несчастье, тебя бы обидел кто-нибудь, ты бы всегда рассказывал об этом папе (делился) или не всегда? Почему?

9. Ты боишься, что тебя мама накажет, или не боишься?

10. Ты боишься, что тебя папа накажет, или не боишься?

11. Что у тебя было плохого, неприятного, страшного в жизни, что запомнилось?

12. Что у тебя было приятного, хорошего в жизни, что тебе запомнилось?

Посредством первых 5 вопросов диагностируется компетентность и престижность родителей в восприя­тии детей, остальные вопросы направлены на выявле­ние особенностей эмоциональных отношений с роди­телями.

Вопрос № 5 позволяет нам понять не только отно­шение родителей к ребенку, но и сделать своеобразный «заброс» в будущее малыша.

Приведем характерные примеры ответов детей на вопросы «Семейного интервью»:

Вопрос: Если бы ты вырос и сам стал мамой (па­пой) и у тебя был бы мальчик (для мальчиков, девоч­ка — для девочек), то ты бы так же относился к нему, как мама к тебе (для девочек, папа — для мальчиков) ? Или по-другому, не так? А как?

Психологическая помощь детям при дисгармонии...                                                                                                                                                                                      167

Ответы детей:

«...По-другому: не наказывала бы».

«...Уважала бы, а когда она была плохой, то ругала

бы».

«...Как папа, орал бы: „Будешь за дверью до ночи стоять!" Он бы плакал!»

«...Хорошо, отлично: я бы говорила, а она делала, что я говорила».

«...По-хорошему».

«...Наказывала, если бы была непослушная один раз в день».

«...Хорошо бы относился».

«...Не шлепала бы лишний раз».

«...Хорошо: не ругать, не бить!»

Ответы детей на последние два вопроса: № 11 и № 12 приоткроют для педагога не только самые болевые и проблемные точки, но и покажут, что нужно делать для того, чтобы помочь ребенку.

Вопрос: Что у тебя было плохого, неприятного, страшного в жизни, что запомнилось?

Ответы детей:

«...Мама! Лупит иногда даже!», «Сны про всяких страшилищ».

«...Когда я сплю, я все время думаю, что из маминой постели вылезет дядя и меня захочет забрать».

«...Темнота, в темноте ночью сплю без мамы, сверху кто-то топает ночью и стучит молотком».

«...Как меня обижали».

«...Что мама ушла, не сказав».

Вопрос: Что у тебя было приятного, хорошего в жизни, что тебе запомнилось?

Ответы детей:

«... Когда была ласковая мама. Когда я была малень­кая, она была ласковая».

«...Мама и папа меня любят, заботятся».

«...Как меня уважают».

«...Что мама говорила „молодец!", целовала в щеки, в лобик».

«...Не было ничего». «...Мама!»

«...Когда меня мама не наказывает». «...Что папа за мамой ухаживает». «...Что меня очень любят родители».

-причины ид^шеиий vo тимоотношеииях шкот и детей

ДОШКОЛЬНОГО AC17V

«Каждому воспитателю крайне важно помнить, ка­кое — благотворное или пагубное — влияние он оказы­вает, каким образом он служит; дети воспринимают все» (Кащенко В. П.).

Прежде всего, необходимо отметить, что при пра­вильной организации воспитательного процесса у боль­шинства дошкольников, воспитывающихся в детском саду, относительно легко устанавливаются положитель­ные взаимоотношения с педагогами, отношения со­трудничества и взаимной симпатии. Наряду с этим за­служивают внимания данные о том, что большинство воспитателей занимают либо авторитарную позицию по отношению к детской активности, либо — частично­го ее принятия, которая характеризуется ограничением детских инициатив в мягкой форме и довольно низким уровнем ее поддержки. Наблюдаются случаи, когда от­дельные дети в детском саду испытывают определенные трудности в установлении взаимоотношений с педагога­ми, что отрицательно сказывается на их самочувствии и в целом на личностном развитии.

Отметим признаки, по которым можно предполо­жить неблагополучие во взаимоотношениях педагога и ребенка:

• низкий социометрический статус ребенка в группе сверстников;

170                                                                    Глава 3. СТАРШИЙ ВОЗРАСТ (от 5 до 7 лет )

• нежелание посещать детский сад;

• непринятие педагога.

Косвенные признаки, по которым можно предпо­ложить нарушение во взаимоотношениях педагогов и детей:

• ребенок становится замкнутым, недоверчивым, не рассказывает о своих домашних радостях, печалях;

• у ребенка появляется озлобленность, желание де­лать наперекор.

Со стороны воспитателя косвенными признаками будет то, что:

• воспитатель не поощряет усилий ребенка (у ребенка слабеет вера в свои силы и отсюда нежелание зани­маться);

• насмешливое отношение, проявленное педагогом к ребенку при его сверстниках, может вызвать отчуж­дение детей, что отражается в низком социометри­ческом статусе ребенка в группе сверстников. Неблагополучие во взаимоотношениях педагогов и

детей может проявляться различным образом: одни дети агрессивно общительны, конфликтны, другие замкнуты, обособлены от педагога. Отношение ребенка к педагогу является своеобразным отражением семейных взаимо­отношений. По нашим данным, дети, испытывающие в дошкольном возрасте достаточно выраженные пробле­мы во взаимоотношениях с матерями, зачастую испыты­вают и проблемы во взаимоотношениях с женщинами- педагогами (Алексеева Е. Е., 2003).

Противоречие в области отношений педагога к де­тям чаще выражается в избирательном отношении пе­дагога к детям. А дети дошкольного возраста весьма чув­ствительны к проявлению избирательности и пережива­ют неполучение положительного отношения со стороны педагога как несправедливость.

Проблема взаимоотношений педагогов и детей, бу­дучи двусторонним процессом, требует и осмысления

Причины нарушений во взаимоотношениях педагогов и детей...                                                                                                                                                                                      171

его с двух сторон: со стороны ребенка (его родителей) и педагога. Среди причин нарушений во взаимоотношени­ях педагогов и детей выделяются причины, порождаю­щие трудности и неблагополучие во взаимоотношениях, связанные с педагогом и с детьми.

Перечислим трудности, связанные с педагогом.

Во-первых, одной из причин сложностей во взаи­моотношениях педагогов и детей являются личностные качества педагогов. При неадекватной самооценке воз­никает неадекватное восприятие других, что негативно отражается на взаимоотношениях. Причиной трудно­стей педагогического взаимодействия является чувство неполноценности у педагога, отсутствие у него достаточ­ного самоуважения, любви к самому себе, чувства соб­ственного достоинства.

Необходимо также отметить, что нарушения во взаимоотношениях педагогов и детей связаны с нару­шениями педагогической рефлексии, под которой по­нимается способность осознавать воспитателем соб­ственные мотивы своей педагогической деятельности; умение отличить собственные затруднения и проблемы от затруднений и проблем воспитанников; способность к эмпатии и децентрации; оценка последствий собствен­ных личностных влияний на воспитанников. Е. Н. Жуче- ва (1983) объясняет неумение педагогов устанавливать пра­вильные взаимоотношения с детьми низкой способностью педагогов посмотреть на себя с точки зрения детей.

Отсутствие гибкости в адекватной смене психоло­гических позиций при обще­нии педагога с ребенком так­же является одной из причин

172                                                                    Глава 3. СТАРШИЙ ВОЗРАСТ (от 5 до 7 лет )

нарушения их взаимоотношений. Низкий уровень раз­вития коммуникативных способностей, прежде всего невербальных форм поведения, вызывает нарушения во взаимоотношениях педагогов и детей. Основные при­чины авторитарной позиции по отношению к детской активности носят преимущественно субъективный ха­рактер и обусловлены следующими факторами: наличи­ем у педагогов стереотипов, связанных с манипулятив- ным подходом к ребенку; акцентуированностью в типе межличностных отношений; чрезмерным стремлением к доминированию в межличностных отношениях (Ко­корева Н. В., 1993). Причины нарушений во взаимоот­ношениях педагогов и детей кроются в характере типа доминирующего отношения воспитателя к ребенку; в расхождении между ожиданием ребенка со стороны пе­дагога и реальным воплощением своих ожиданий в жиз­ни; в депривации притязаний на признание со стороны педагога (Кулачковская С. Е., 1989).

В то же время неудовлетворительные отношения между педагогом и детьми могут являться результатом внутренних психологических препятствий. Причинами недостаточной эмоциональной близости к ребенку со стороны родителей и воспитателей являются их эмоцио­нальная незрелость и отклонения характера; невротиче­ские и психотические расстройства.

<ФЫ ucnapfHuua лшс пращник!»

Педагог ударила мальчика Алешу по лицу рукой за тоу что он плохо пел песню. Юля запнулась на празднике, когда выступала. После праздника педа­гог ударила девочку по щеке со словами: «Ты испорти­ла мне праздник!»

В. П. Иванова (1975) причины возникающих трудно­стей во взаимоотношениях педагогов и детей связывает,

прежде всего, с такими недостатками педагога, как отсут­ствие коммуникативных навыков; отсутствие социально- психологических знаний о групповых связях и общении; неразработанность методик воздействия на группу; раз­личного рода отрицательные установки на процесс вос­питания.

Кроме того, модель семейного воспитания, полу­ченная педагогом в детстве от своих родителей, влияет на то, как педагог строит взаимоотношения с детьми. Отсутствие модели семейного воспитания, на которую можно было бы опереться, вызывает внутренний кон­фликт, воспитательную неуверенность и неустойчивость стиля воспитания у педагога. Необходимо отметить, что нервно-психический дисбаланс личности педагога вы­зывает нарушения во взаимоотношениях педагогов и детей, отражаясь в предпочтении авторитарного сти­ля руководства. Педагоги не говорят того, о чем они в действительности думают и чего хотят на самом деле; говорят не то, что в действительности хотели бы сооб­щить; не слушают детей, обладая неуемным желанием говорить самим (Мелибруда Е., 1986). Также нарушения во взаимоотношениях педагогов и детей возникают при формально-требовательном, холодном, индифферент­ном отношении педагога к детям или отношении с ча­стичным проявлением внимания, заботы, тепла к ним; при неприемлемых методах воспитания (частых отри­цательных оценках, наказаниях, угрозах по отношению к воспитанникам; при эмоциональной удаленности от ребенка).

Помимо всего перечисленного, сама организация учебно-воспитательного процесса, нарушение техноло­гии воздействия педагогов на детей могут являться при­чинами нарушений во взаимоотношениях педагогов и детей. Существенное влияние на характер взаимоотно­шений педагогов оказывает такой фактор, как количе­ство детей в группе. В зависимости от количества детей

Глава 3. СТАРШИЙ ВОЗРАСТ (от 5 до 7 лет )

в группе меняются реакция и активность ребенка, ме­няются активность самого педагога и его психическое состояние (Битуев В. П., 1970).

Ошибки в установлении правильных взаимоотно­шений между педагогами и детьми иногда обусловлены и тем, что педагог оценивает и относится к ребенку через призму оценок и отношений других, через чужое мне­ние в свете уже имеющихся установок. Исследование Роздобудько В. М. (1973) показало, что высокий уровень интеллекта, высокая степень эмоциональной устойчи­вости и возбудимости, а также интроверсия связаны со способностью педагога к полному и адекватному пони­манию детей. Эти качества педагогов влияют на процесс понимания детей преимущественно в первый момент встречи. Позднее, после длительного общения, начина­ют действовать другие факторы.

Рассмотрим причины нарушений во взаимоотноше­ниях педагогов и детей, связанные с ребенком.

Взаимоотношения педагогов и детей определяют на­строение ребенка, когда он идет в детский сад, настрое­ние родителей, когда они спешат на работу, и настроение педагога утром каждого рабочего дня. Вечером, когда ро­дители забирают детей из детского сада, часто у одних и тех же детей наблюдаются бесконечные капризы. Созда­ется впечатление, что целый день ребенок эмоционально сдерживался, а теперь, когда дождался родителей, его терпение закончилось. На самом деле все так и проис­ходит у детей, имеющих нарушения в нервной системе, у детей с явлениями невропатии (нервно-соматической ослабленности). Именно эти дети, прежде всего, попада­ют в группу риска и по нарушениям во взаимоотношени­ях с педагогами детского сада. Для нервно-соматически ослабленного ребенка более, чем для других детей, важен тон, голос, взгляд воспитательницы, ее настроение и ее отношение не только к нему, но и ко всем детям. А если к неблагополучному состоянию нервной системы ребенка

Причины нарушений во взаимоотношениях педагогов и детей...                                                                                                                                                                                      175

(а таких детей сегодня становится все больше и больше) добавляются несогласованность воспитательных пози­ций родителей и личностные особенности воспитателя (эмоциональное выгорание, алекситимия, сниженный творческий потенциал и др.), то конфликт между педа­гогом и ребенком становится прогнозируемым. Так и произошло с мальчиком Олегом 5 лет.

«Жак foumcx iacnwnameubfuujt^ \та &еа> трлсопсх при виде е&!»

Мама обратилась к психологу по поводу того, что мальчик не хочет идти в детский сад. Олег так боится воспитательницы, что весь трясется при виде ее. Такое состояние мальчика было спровоциро­вано конфликтом между мамой и воспитательни­цей: Олег так и не привык завтракать в детском саду. Мама отметила, что в последнее время сын стал очень обидчив, чуть что — плачет, постоянно грызет кожу на пальцах рук и говорит, что воспита­тельница может его ударить.

Прежде всего, необходимо отметить, что у детей дошкольного возраста отмечается эффект «смещения» с гиперболизацией негативных проявлений взрослых и недооценкой проявлений позитивных. Суть этого эф­фекта в том, что негативные меры вынуждают дошколь­ника действеннее на них реагировать, заставляя соот­ветствующим образом менять поведение, а необходи­мость изменить свое поведение влечет, в свою очередь, усиление внимания к подобным воздействиям (Николае­ва А. Б.). Возможно, что и Олег в ситуации конфликта действительно стал видеть эту воспитательницу через такие, совсем не розовые, а скорее психологически чер­ные очки. И тогда любое действие этой воспитательницы стало восприниматься мальчиком как угроза.

Разберемся, с какого возраста ребенка можно гово­рить о взаимоотношениях педагогов и детей? В психоло­гической литературе отмечается возраст 5 — 6 лет, когда появляется тенденция к вычленению действий, типич­ных для отношений детей с воспитателем. По мнению Д. Б. Эльконина, у младших детей отношения с воспита­телем не существуют как отношения. Этот тезис нужда­ется в пересмотре, поскольку взаимоотношения педаго­гов и детей младшего дошкольного возраста существуют, хотя и отличаются рядом особенностей: ситуативной мо­бильностью, легкостью изменения и подверженностью эмоциональному состоянию. Помимо этого, необходимо заметить, что характер отношения младшего дошкольни­ка к воспитателю определяется, прежде всего, и очень во многом, родителями.

У ребенка 2 — 3 лет взаимоотношения с воспитателя­ми могут окрашиваться эмоциональной реакцией страха незнакомых взрослых. Страх незнакомых взрослых по­является у ребенка уже в 8 месяцев как аффект на кон­кретную угрозу и сохраняется в виде настороженно- аффективного восприятия другого лица до 1 года 2 ме­сяцев (по данным А. И. Захарова). Любое, даже самое справедливое порицание и наказание со стороны незна­комого взрослого, каким является педагог для малыша, может восприниматься ребенком как угроза.

Открытость, непосредственность и эмоциональная основа характеризуют отношение дошкольника к вос­питателю и позволяют наравне со взрослыми осознать взаимоотношения, осуществляя это осознание, в отли­чие от взрослых, не на интеллектуальной, а на эмоцио-

нальной основе. Это равенство в осознании взаимоот­ношений при асимметричности их и доминировании взрослого и способствует созданию конфликтных си­туаций. В связи с этим заметим, что взрослый человек, если у него не ладятся взаимоотношения с начальни­ком, может поменять работу, ребенок, если у него не

Причины нарушений во взаимоотношениях педагогов и детей...

сложились взаимоотношения с воспитателем, практи­чески бесправен. В таких ситуациях ребенок реагирует на тех взрослых, которые ему не нравятся своим телом (тип реагирования соматический), бесконечно болея или жалуясь, например, каждое утро на боль в области пупка перед нелюбимым детским садом, где работает эта не­навистная ребенку воспитательница. Часто отмечается у маленького ребенка тошнота невротического характера (тошнит только тогда, когда работает нелюбимая воспи­тательница). У детей старшего дошкольного возраста ме­няется тип реагирования, становясь аффективным, а это означает, что ребенок научился реагировать страхами, что и видно из приведенного случая с Олегом.

Изучая причины, которые называли воспитатели при анализе нарушений во взаимоотношениях с детьми, мы обратили внимание, что это в основном негативные качества личности ребенка, перед которыми пасует пе­дагогическое мастерство.

Именно у детей с нарушенными семейными отно­шениями трудности возникают и во взаимоотношениях с воспитателями в детском саду.

«Крыса!»

Ирау 6 лет, отвергаемая в группе сверстников, играет отдельно. Сверстники не берут девочку в игру, объясняя, что «игрушки у нее не те». Дети в группе не разрешают брать девочке их личные игрушки и обзывают ее: «Крыса!», «От тебя воняет!». Это по­ведение сверстников не попадает в поле зрения педа­гогов, и девочка, не находящая опоры в своей семье, не находит ее и в детском саду.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.