Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ОГЛАВЛЕНИЕ 1 страница



 

ПСИХОЛОГИЯ Е. Е. АЛЕКСЕЕВА

ДЕТСТВА

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ

ПРОБЛЕМЫ ДЕТЕЙ

ДОШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА

Как помочь ребенку?

Учебно-методическое пособие

РЕЧЬ

Санкт-Петербург 2008

ББК 88.8 А47

Допущено Учебно-методическим объединением по направлениям педагогического образования Министерства образования и науки РФ в качестве учебно-методического пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 050700 Педагогика

Алексеева Е. Е.

А47 Психологические проблемы детей дошкольного возраста. Как помочь ребенку? Учебно-методическое пособие. 2-е изд. —

СПб.: Речь, 2008. - 283 с.

ISBN 5-9268-0665-8

В книге рассматриваются психологические проблемы детей дошкольного возраста, причины их возникновения, а также пути предупреждения и коррекции. Для педагогов и родителей предложено большое количество памяток и таблиц. Авторские программы коррекционно-развивающих занятий с описанием игр, игровых ситуаций, конспекты занятий и диагностические материалы помогут понять все сложные моменты при проведении коррекционной и профилактической работы с детьми дошколь­ного возраста.

Обширный практический и теоретический материал будет полезен родителям, широкому кругу специалистов и студентам психологических и педагогических специальностей вузов.

ББК 88.8

ISBN 5-9268-0665-8

© Е. Е. Алексеева, 2006 © Издательство «Речь», 2007 © И. А. Могутова, иллюстрации, 2007 © П. В. Борозенец, оформление, 2007

 

Однажды ко мне подошли студенты и рассказали, что те практические ситуации, которые я разбираю с ними на занятиях, очень помогают им в педагогической деятельности. Как оказалось, примеры из жизни дет­ского сада больше всего запоминаются и могут служить ориентирами в психолого-педагогической работе с до­школьниками.

Книга является монографическим исследованием психологических проблем детей дошкольного возраста, причин их возникновения, а также путей их предупре­ждения и коррекции на примере наиболее типичных про­блемных психолого-педагогических ситуаций в воспита­нии дошкольников, отражая многолетний опыт работы. Книга состоит из трех глав, каждая из которых посвя­щена определенному возрастному периоду: ранний воз­раст (до 3 лет), средний возраст (от 3 до 5 лет) и старший возраст (от 5 до 7 лет). Для педагогов и родителей пред­ложено большое количество памяток и таблиц. Автор­ские программы коррекционно-развивающих занятий с описанием игр, игровых ситуаций, конспекты занятий и диагностические материалы помогут понять все сложные моменты при проведении коррекционной и профилакти­ческой работы с детьми дошкольного возраста.

В первой главе «Ранний возраст (до 3 лет)» рассма­тривается агрессивное поведение детей, проблемы в детско-родительских отношениях, страхи у детей ран­него возраста, проблемы, вызванные несоответствием пола ребенка ожиданиям родителей и психологической несовместимостью взрослого с ребенком, проблемы адаптации. Сложности в отношениях родителей к детям

 

в зависимости от порядка их рождения представлены те­мой «Младший, средний, старший или единственный?». Здесь читатель найдет памятки для педагогов и родите­лей, написанные от лица младшего, старшего, среднего или единственного ребенка.

Во второй главе «Средний возраст (от 3 до 5 лет)» проблема общения со сверстниками рассматривается, исходя из основных групп трудностей, возникающих у детей дошкольного возраста, предложены способы преодоления этих трудностей. Игры на тему «Знаком­ство», которые можно использовать в подгрупповой ра­боте с детьми, представлены в виде удобной таблицы, включающей в себя цель, основное содержание, воз­раст ребенка и время выполнения. Авторская програм­ма коррекционно-развивающих занятий по проблемам общения (16 занятий) с описанием игр и игровых ситуа­ций, конспекты занятий по развитию общения у детей дошкольного возраста (4 занятия) помогут преодолеть трудности при проведении работы с детьми.

Во второй главе рассмотрены проблемы вербальной агрессии, конфликты в детско-материнских отношени­ях и проблемы, связанные с несоответствием воспита­ния полу ребенка. Патологические привычки у детей дошкольного возраста конкретизированы в разделах: «Сосание предметов», «Сосание пальца», «Кусание или грызение ногтей», «Онанизм (мастурбация)». Особен­ность данного материала в том, что все ситуации рас­сматриваются с двух позиций: «Что нужно делать?» и «Чего делать нельзя?». Наиболее часто встречающиеся патологические привычки у детей дошкольного возрас­та представлены в виде памятки: «Что делать и чего не делать, если ребенок сосет предметы или грызет ногти». В этой главе выделены факторы психологического явле­ния, которое называется конфликтом сиблингов. Анализ причин плохой адаптации детей, таблица «Психолого- педагогические проблемы детей дошкольного возраста»,

памятка «Что нужно делать для решения проблем адап­тации детей к дошкольному образовательному учрежде­нию» и программа коррекционно-развивающих занятий по проблемам адаптации детей дошкольного возраста (16 занятий) помогут не только провести быструю диа­гностику проблем у детей в период адаптации, но и най­ти пути решения этой проблемы. В этой главе вы найдете памятку по консультированию родителей и дошкольный вариант тренировки по Джекобсону (с указаниями по материалам авторских исследований упражнений, по­лезных педагогам).

В третьей главе «Старший возраст (от 5 до 7 лет)» рассмотрены тонкости работы взрослых с опросни­ком «Страхи у детей» (автор А. И. Захаров) и правила обращения со страхами. Памятка для родителей и пе­дагогов «Осторожно, страхи!» и авторская программа коррекционно-развивающих занятий по преодолению страхов у детей дошкольного возраста (30 занятий) по­могут взрослым разобраться в проблеме страхов у де­тей. Описание поведенческих особенностей детей до­школьного возраста, которые характерны для той или

иной психологической защиты, и некоторых особен-

%

ностей поведения родителей помогут педагогу вовре­мя заподозрить неблагополучие в детско-родительских отношениях. В помощь взрослым предложены две па­мятки: «Что делать, если ребенок дошкольного возрас­та берет чужое?» и памятка педагогам и родителям при столкновении с психологическими защитами у детей. Для педагогов разработана таблица «Диагностика ти­пов негармоничного семейного воспитания», опросник для родителей «Любимая сказка» и дан ответ на вопрос «Как понять, что ребенок нуждается в психологической помощи?». Рассмотрены и особенности проведения диагностики детско-родительских отношений посред­ством опросника для детей «Семейное интервью» (автор А. И. Захаров).

Введение

В этой главе вы найдете материал, посвященный проблемам во взаимоотношениях между педагогами и детьми. Показаны признаки, по которым можно предпо­ложить неблагополучие во взаимоотношениях педагога и ребенка, выделены причины, порождающие трудности и неблагополучие во взаимоотношениях педагогов и де­тей, и определены условия, необходимые для нормализа­ции взаимоотношений педагогов и детей. Представлены авторский вопросник «Отношение детей к педагогу» и анкета «Отношение педагога к ребенку», конспект за­нятия с детьми 5 — 6 лет на тему «Я обиделся!». Рассмо­трен психологический смысл наказаний и поощрений, поставлен акцент на особенностях восприятия детьми дошкольного возраста неосторожно сказанных слов и др. Вы найдете памятки для родителей и педагогов: «Словесные способы поощрения и поддержки ребенка дошкольного возраста», «Как нельзя наказывать детей дошкольного возраста», «Как нужно поощрять детей до­школьного возраста».

В заключительной части книги представлена автор­ская программа «Психологическая компетентность де­тей дошкольного возраста». Занятия предлагаются в виде отдельных страниц психологической тетради: обидная страница, веселая страница, страшная страница, серди­тая страница, личная страница и др. В программе рас­смотрена и проблема психологической компетентности взрослого. Таблица «Я и ТЫ» позволит понять и освоить технологию проведения балинтовской группы с педаго­гами и родителями детей дошкольного возраста.

Обширный практический и теоретический матери­ал, содержащий анализ психологических проблем детей раннего, среднего и старшего дошкольного возраста, бу­дет полезен родителям, широкому кругу специалистов (в первую очередь дошкольных образовательных учреж­дений) и студентам психологических и педагогических специальностей вузов.

Глз&з 1.

fAHHHtf ШШГ

(Do Ь лет)

Глава 2. СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ (от Здо5 лет)

Раннее детство (период до 3 лет) — это особый пери­од, когда эмоции господствуют над поведением ребенка, отражая все стороны действительности, с которой при­ходится сталкиваться малышу. Эмоции маленького ре­бенка возникают в ответ на конкретную ситуацию и не обладают устойчивостью. В этом состоит огромная при­влекательность данного возраста. Многое можно изме­нить, перенаправить и скорректировать, например из­менив поведение окружающих ребенка близких людей.

Дети отличаются друг от друга, так же как, впрочем, и взрослые люди, эмоциональной впечатлительностью. Для тех детей, которые изначально были нервно осла­блены, любая напряженная ситуация грозит перерасти в накопление напряжения, а затем в извержение, взрыв чувств — это так называемые истерики. Когда ребенок накричится и наплачется, наступает затишье, до следую­щего эмоционального взрыва. Так и живут многие семьи в циклическом режиме: напряжение — взрыв — зати­шье, и опять все идет по кругу. Вырастая в таких услови-

S

ях, ребенок меняет формы снятия напряжения, оставляя неизменной модель. Опасность состоит в том, что эта мо­дель невротического регулирования состояния берется ребенком на вооружение и легко переносится сначала в детский сад, школу, а потом и собственную семью.

/ШССУЮШ

КаШгсришкпс «нет на ёсс предложения

Артем, 3 года. Мама рассказывает о поведении своего сына: «У мальчика появилось категорическое „нет" на все предложения со стороны взрослых. Он противоречит сам себе. Артем стал очень обид­чивый, даже когда с ним говорят очень спокойно. Агрессивное поведение про­является по отношению к маме и папе, а вот по отношению к бабушке и дедушке Артем себе такого не позволяет. В дет­ском саду ведет себя очень хорошо, слушается вос­питательниц, с ним никаких проблем. А вот дома стал просто неуправляемым! Хотя мы не кричим на него, не заставляем: „Если чего-то не хочешь, то и не надоЯ вчера ругала Артема и сказала ему, что его „дядька" заберет. Так вот, наш сын заявил нам, что уйдет жить к бабушке. А мне сказал: „Я тебя поре­жу ножикомГ На улице может остановиться и тре­бовать конфеты. Я всегда, приходя в детский сад за Артемом, приносила ему конфеты, а теперь считаю, что хватит, так как сын стал просто требовать от меня конфеты. Я должна все сделать для ребенка! А он не поддается воспитанию! Как реагировать на агрессию? Как добиться того, что надо мне?»

 

Глава 2. СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ (от Здо5 лет)

В этой ситуации маме прежде всего необходимо по­нять, что ей нужно. То есть необходимо четко опреде­лить, что для нее принципиально, а по каким вопросам она могла бы пойти на компромисс. Тогда ее категори­ческих «нет» для Артема станет меньше, соответственно снизится и количество его категорических «нет». С Ар­темом происходит вполне закономерный для его возрас­та кризис развития. А как всякий кризис, он протекает не всегда гладко. Дело в том, что именно в эти периоды дают о себе знать, с одной стороны, педагогические не­дочеты, а с другой — особенности личности ребенка.

В данном случае Артем четко определил, для кого ему необходимо устраивать скандалы. Претензии Артема именно к маме с папой вызваны недостаточной свободой и самостоятельностью, которые мальчик своим категори­ческим «нет» пытается отстоять. Этот кризисный период так и называют: «Я сам!» Предоставив больше свободы и самостоятельности в тех вопросах, в которых ребенок уже компетентен, в тех ситуациях, которые безопасны, родители смогут вернуть спокойствие и равновесие в свой дом. Запугивая мальчика «дядькой», они получили обратный результат — агрессию. Ведь агрессия — это оборотная сторона страха (см. «Страхи у детей»). Слова, сказанные матери сыном, безусловно, неприятны для нее, но они должны заставить задуматься о нижеследующем:

1. Возможно, мальчик где-то почерпнул такой спо­соб расправы и этот источник знаний необходимо скорректировать (это могут быть и видеофильмы, и компьютерные игры).

2. При воспитании сына мама недостаточно уделяет внимания одному из четырех табу, которые должен усвоить каждый ребенок: нельзя причинять вред другому.

3. На агрессивные выпады трехлетнего малыша лучше всего дать спокойный твердый отпор: «Так делать нельзя!», «Так говорить плохо!» и т. п.

Агрессивное поведение

«Уже покусала д&онх дапги*

Юля, 2 года 6 месяцев, ясельная группа. Девоч­ка агрессивна по отно­шению к сверстникам и уже покусала двоих де­тей. В уголке природы, воспользовавшись тем, что на нее никто не смотрит, Юля оборва­ла листья у комнатного растения, срывая посте­пенно листочек за ли­сточком. Когда педагоги просят или требуют, чтобы Юля что-то сде­лала, девочка опускает голову и долго смотрит

исподлобья. После тща-

»

тельного обдумывания ситуации Юля выполняет просьбу-требование педагога, но с таким видом, как будто оказывает большое одолжение. Для рисования картинок Юля выбирает только красный цвет.

Оказалось, что в семье Юля бьет всех (маму, папу, бабушку), кроме дедушки, которого уважает и слушает­ся. Агрессивное поведение у маленьких детей чаще все­го связано с семейной атмосферой. В семье, например, может допускаться агрессивное поведение по отноше­нию к ребенку или между другими членами семьи. Став нормой, агрессивное поведение легко переносится в до­школьное учреждение. Выбор красного цвета говорит о напряженности, агрессивности. Выплескивание этой напряженности и агрессивности в рисунок (при помощи цвета) выступает фактором, стабилизирующим состоя­ние девочки.

Глава 2. СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ (от Здо5 лет)

Что можно предпринять в этой ситуации?

© Педагогам в беседе с родителями о причинах агрес­сивного поведения девочки в детском саду сделать акцент на том, что такое поведение чаще всего свя­зано с психологическим климатом в семье.

© Родителям и бабушке проанализировать взаимоот­ношения дедушки и Юли. Ответить на вопрос: какие поведенческие стратегии помогают дедушке доби­ваться того, что Юля его не бьет?

© Маме, папе и бабушке при агрессивных проявле­ниях Юли по отношению к ним выступать единым фронтом на защиту друг друга: например, бабуш­ка выступает на защиту папы и говорит Юле, что папа — это ее ребенок и бить своего ребенка она не позволит никому. Подключить к этому отпору агрес­сии дедушку, которого Юля уважает и слушается.

© Если девочка замахнулась на взрослого, стукнула его или покусала сверстника, то обязательно под­черкнуть, что Юля сделала плохо, расстроила вас, сделала больно. Не давать ответного агрессивного выпада по отношению к Юле, в этом случае он не­эффективен, поскольку агрессивное поведение у девочки и так уже закрепилось, оно ее не удивит, а только поможет уверовать в то, что так и надо по­ступать с теми, кто не прав.

© Исключить агрессивные проявления всем членам семьи. В ежедневном общении демонстрировать Юле модель бесконфликтного поведения.

© В детском саду предоставить девочке возможность конструктивно выплескивать свою агрессию: напри­мер, можно бить «грушу», которая висит в спортив­ном уголке, бить в барабан в музыкальном уголке. Поощрять рисование, которое девочка использует как один из способов адаптации. Не навязывать Юле выбор цвета при рисовании, он изменится тогда, ко­гда изменится ситуация, в которую попала девочка.

Агрессивное поведение

© Подчеркивать, что Юля — хорошая девочка, и по­ощрять то хорошее в поведении Юли, что увидели. Вы и не заметите, как девочка действительно станет такой!

<^Чта однаЛает пристрастие, л: такш игре?»

Дима, 2 года 4 месяца. Утром не хочет идти в группу и просит маму оставить его посидеть в раз­девалке. Любит играть в детском саду и дома с игру­шечными животными. Игры Димы развиваются каж- дыйраз по одинаковому сценарию: животные борются между собой, не соглашаются на мирные переговоры и совершают откровенно агрессивные действия по от­ношению друг к другу. Что означает пристрастие к такой игре?

В семье Димы наказаниями сына (а он единственный у родителей) занимается мама. Папа сына практически не наказывает. Мама использует физические наказания («Бывает, даю по попе», «Могу ударить») и жалуется на то, что после таких наказаний сына мама плохо себя чув­ствует. Дима часто устраивает истерики: кидается на пол и кричит. Такое поведение у мальчика чаще всего случа­ется в гостях.

Очевидно, что агрессивные действия по отношению к себе со стороны самого близкого и очень значимого че­ловека (мамы) мальчик переносит и в игровую деятель­ность. Кроме этого, данное игровое поведение помогает ребенку в этом возрасте отреагировать на напряжение и негативные чувства по отношению к близким людям. Истерики устраиваются Димой для родителей в присут­ствии посторонних: именно для них он ведет себя безоб­разно и плохо. Впрочем, заметим, что так же ведет себя и мама по отношению к Диме.

Глава 2. СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ (от Здо5 лет)

Очень часто модель воспитания, полученная в дет­стве, переносится в собственную семью. Один папа на консультации по поводу страхов и ночных кошмаров у сына пытался убедить самого себя в правильности вы­бранной им линии воспитания: «Меня били, но я же вы­рос нормальным человеком! Я бил и буду бить своего сына!» Этот взрослый мужчина замешкался лишь тогда, когда я попросила вспомнить: «Что чувствовал он по от­ношению к родителям, которые его били, когда был ма­леньким мальчиком?» Тогда ответа на свой вопрос я не услышала, но мне часто хочется задать его тем родите­лям, которые поднимают руку на собственного ребенка. Очень трудно не последовать той модели, которую ты получил от самых близких и дорогих тебе людей, даже если ты знаешь, понимаешь и осознаешь, что эта модель далеко не самая лучшая.

Есть еще одна причина, по которой физические на­казания жили, живут, да и будут жить в воспитательных стратегиях родителей. Это эффективность физических наказаний. Быстрый результат от физического воздей­ствия — что еще надо родителю в наше стремительное и быстрое время. Только вот результат этот внешний, и вырабатывается поведение, основанное на страхе. Ребенок в результате ведет себя правильно в ситуаци­ях, контролируемых взрослым. Без контроля поведение нарушается (см. «О наказаниях и поощрениях детей до­школьного возраста»).

Что можно сделать в этой ситуации?

© Родителям и педагогам не запрещать, но и не поощ­рять такие игры мальчика, понимая, что они лишь способ эмоционального отреагирования на физиче­ские наказания.

© Изменять надо не столько сценарий игр мальчика, сколько сценарий поведения мамы, на что ей не- . обходимо указать. Предложить маме внимательно

Агрессивное поведение

посмотреть на то, как животные у сына в руках бо­рются между собой, в ком-то из них она может уви­деть себя.

© Мальчику дать возможность утром посидеть в раз­девалке и настроиться на детский сад, на отношения со сверстниками и педагогами.

© Родителям Димы необходимо поменять физические наказания на творческие наказания. Одним из ви­дов творческого наказания, например, является от­сутствие наказания, если таковое удивит и заставит ребенка задуматься о проступке. .

ттрошмы

отношениях

«Я не понимаю, Vna она xaWfv*

Полина, 2 года 4 месяца. В группе среди свер­стников держится особняком. Воспитательницы хо­ром дали характеристику: «Девочка неулыбчивая». Полина практически ничего не говорит, хотя и пони­мает обращенную к ней речь, выполняет все указания воспитателей. Мама отмечает, что дома ежеднев­но Полина устраивает истерики с паданьем на пол. Девочка очень недоверчиво и выборочно относится к людям. Не делает того, о чем ее просят взрослые, например помахать на прощание рукой, дать руку и т. п. При настойчивости взрослых падает на пол. Неадекватно реагирует на мужчин: когда папа хочет ее поцеловать, она отворачивается и отталкивает его. Когда дедушка подходит к Полине, она валится на пол.

Такая реакция ребенка на близких ей людей по­зволила предположить, что они для Полины скорее не близкие, а незнакомые, не такие, как мама. А в этом возрасте для детей характерен страх незнакомых людей (см. «Страхи у детей»). Это предположение подтверди­ли слова мамы о том, что жить вместе с папой Полины они стали спустя год после рождения дочери. Задержка речи, нарушения в поведении и эмоциональной сфере (ступор, истерики) — все это указывает на наличие повреждений коры и подкорковых структур головного

Проблемы в детско-материнских отношениях

мозга. Действительно, дородовый период протекал с осложнениями (операция под общим наркозом, стресс от развода с бывшим мужем). Таким образом, еще в до­родовом периоде девочка получила массу негативных переживаний. Роды тоже прошли не совсем гладко, что только ухудшило ситуацию.

После рождения Полина, естественно, не могла быть спокойным ребенком и доставляла маме, которая воспи­тывала малышку одна (папа Полины жил в другой семье и на развод решился только тогда, когда девочка подрос­ла), массу хлопот, переживаний и напряжений. Мама По­лины находилась весь первый год жизни дочери в очень сложной ситуации: тяжело было физически, морально и материально. Да и дочка не особенно радовала, а скорее утомляла своими бесконечными криками и истериками. Все чаще мама стала замечать, что она не понимает Поли­ну, не понимает, что хочет дочка, почему кричит. Непони­мание росло и все более затрудняло детско-материнские отношения. Мама стала агрессивно реагировать на исте­рики и протестное поведение дочери. Естественно, что детский сад показался маме спасательным кругом, и в 1,5 года девочка уже ходила в ясли. Однако после пребы­вания в детском саду, где Полина вела себя хорошо (вот только не улыбалась и не радовалась), истерики у девочки стали протекать особенно бурно.

Изменить эту ситуацию помогло решение мамы от­носиться по-другому к истерикам дочери: «Это не дет­ская вредность, а способ сладить доступными малень­кому ребенку средствами с упрямыми взрослыми». Из­менить свое поведение маме было совсем непросто, по­надобилось время и терпение, но результат не заставил себя ждать: девочка стала подходить к папе, называть его «папа», играть с ним. Изменилось отношение и к дедуш­ке: с ним девочка начала спокойно взаимодействовать. Мужчины были- приняты этой маленькой девочкой, а это уже немало. Истерики практически прекратились,

Глава 2. СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ (от Здо5 лет)

поскольку мама перестала на них агрессивно реагиро­вать, однако вместо них появилось вытье и громкий звук «А», который Полина использовала, когда была с чем-то не согласна. Такая замена способа реагирования была рассмотрена мамой как положительный факт.

До нормализации состояния девочки еще далеко: не­обходимо и медицинское сопровождение, и специальные дополнительные способы стимуляции речевого развития. Однако был сделан важный шаг со стороны самого зна­чимого для ребенка человека — мамы: она смогла понять, переосмыслить и изменить себя, свое отношение к доче­ри. В детском саду воспитатели стали отмечать у Полины робкие улыбки, которые все чаще скользили по ее губам, как маленькие лучики солнца в дождливый день.

От, ребенка нгприлтна пахнем

Денис, 3 года. Мальчика воспитывают мама и дедушка. У Дениса дневное и ночное недержание мочи, которое мама не считает проблемой. Одежда, в кото­рую одет мальчик, настолько грязная, что из детского шкафчика в раздевалку распространяется неприят­ный запах. Неприятно пахнет и от самого мальчика, что вызывает реакцию сверстников: они отодвигают­ся от Дениса, отходят от него в сторонку или отка­зываются дать мальчику руку для того, чтобы идти с ним в паре. Мама по роду своей трудовой деятельно­сти медицинский работник, сама выглядит опрятной и аккуратной. От мамы Дениса не пахнет так непри­ятно, как от ее сына, — застарелой мочой или просто давно немытым телом. Попытки воспитательниц корректно указать маме Дениса на то, что белье у ре­бенка должно быть чистым, а ребенка надо мыть, не увенчались успехом. Однажды отчаявшиеся педагоги отнесли грязное белье мальчика в прачечную. Даже по­сле этого ситуация оставалась прежней, хотя маме рассказали о стирке белья ее сына.

Проблемы в детско-материнских отношениях

Расценив данный факт недостаточного ухода за Де­нисом как факт жестокого обращения с ребенком, мы провели откровенную беседу с мамой на тему «Ребенка надо мыть и белье стирать!». Как оказалось, даже опи­санные колготки и трусики мальчика мама частенько не стирала, а просто сушила на батарее. Цикл разъясни­тельных бесед с мамой помог нам изменить ситуации, но семья Дениса нуждалась в еще очень длительном психолого-педагогическом сопровождении. Оказалось, что мама мальчика с ним никогда не играет, да и не осо­бо представляет себе, во что можно играть с таким ма­лышом. По тому, как мать ухаживает за своим ребенком, можно судить о том, был ли он желанным или нет. В дан­ном случае беременность была случайной и нежеланной, отец мальчика так и не узнал о рождении у него еще одного сына. Несмотря на то что маме Дениса уже было 36 лет, она не хотела становиться мамой и предприняла попытку самостоятельно избавиться от ребенка. Попыт­ка оказалась неудачной, и вскоре родился Денис.

Л

Что можно сделать в данной ситуации?

© Педагогам постоянно указывать маме на то, что си­туация, когда от ребенка неприятно пахнет, недопу­стима.

© Бить тревогу по этому поводу, привлекая к разреше­нию ситуации педагога-психолога, врача, медицин­скую сестру, заведующую детским садом, старшего воспитателя.

© Уточнить у мамы, как она стирает одежду мальчика, как часто ее меняет. Рассказать о гигиенических тре­бованиях к одежде ребенка в детском саду. Беседа должна проходить в спокойном и требовательном тоне.

© Педагогам необходимо ежедневно контролировать состояние одежды мальчика и оперативно реаги­ровать на нарушение гигиенических требований к одежде малыша.

20                                                                                        Глава 2. СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ (от Здо5 лет)

© Не успокаиваться до тех пор, пока ситуация не нор­мализуется, но и после этого осуществлять периоди­ческий контроль.

«Не май/ найти подход /с до\ерш>

Вика, 2 года 4 месяца. На приход мамы за ней в детский сад реагирует негативно, всячески выра­жает свое недовольство. В детском саду девочка не плачет, но ведет себя подчеркнуто агрессивно. Мама жалуется: «Не могу найти подход к дочери. Вика не реагирует на замечания и не хочет слушать, что ей говорят, капризничает». Девочка нежеланная по полу («Думали, что мальчик будет» ), быстрая и не­терпеливая, как ее мама, раздражает папу самим своим присутствием в семье («Если бы мы прожили без детей, то я не умер бы»). Маму дочка тоже раз­дражает, но по другому поводу: «Я много занималась с дочерью, пока та не заговорила. Сейчас заговорила, и ребенок стал раздражать». Мама постоянно выяс­няет отношения с дочерью и кричит на нее, а папа ругается, когда слышит, как мама кричит на Вику.

Вот такой в этой семье замкнутый круг раздраже­ния, непринятия и агрессии друг к другу. Подчеркнуто агрессивное поведение девочки в детском саду и прояв­ления агрессии по отношению к матери — все это след­ствие, прежде всего, повышенного уровня агрессии в се­мейных отношениях. Очень часто причины конфликтов в отношениях с детьми кроются в собственном детстве родителей, как и оказалось в истории Вики. У мамы Вики были и сохраняются до сих пор конфликтные отношения со своей матерью: «Я старалась маме угодить все детство, а слышала только оскорбления». Вике мама дает такую характеристику: «Плаксивая, упрямая, нетерпеливая». Перенос позитивных и негативных детско-материнских отношений может происходить из одного поколения

Проблемы в детско-материнских отношениях

в другое. Происходит так называемое психологическое наследование взаимоотношений. Кроме этого, супру­жеские отношения между родителями Вики омрачены скандалами, выяснениями отношений, а этот брак, за­ключенный по расчету, никак не хочет трансформиро­ваться в брак, заключенный по любви. Ребенку в такой семье так не хватает тепла и ласки.

Что можно сделать в этой ситуации?

© Педагогам в беседе с мамой Вики о важности отно­шений матери и дочери подчеркивать достижения девочки, те удивительные открытия ребенка, кото­рые щедро предоставляет дошкольный возраст.

© Маме, приходя за Викой в детский сад, включаться в игры и занятия девочки, не торопиться домой, да­вать возможность доиграть.

© Родителям нормализовать супружеские отношения в интересах психического здоровья дочери. Семей­ные скандалы и выяснения отношений между мамой и папой (самыми дорогими и близкими людьми) спо­собны не только оказывать негативное воздействие на психическое состояние ребенка, но и негативно влиять на его будущую семейную жизнь.

© Попросить маму девочки назвать несколько поло­жительных качеств своей дочери. Для нормализа­ции отношений матери и дочери педагогам следует делать акцент именно на этих качествах девочки.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.