|
|||
ОГЛАВЛЕНИЕ 1 страницаСтр 1 из 18Следующая ⇒
ПСИХОЛОГИЯ Е. Е. АЛЕКСЕЕВА ДЕТСТВА ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Как помочь ребенку? Учебно-методическое пособие РЕЧЬ Санкт-Петербург 2008 ББК 88.8 А47 Допущено Учебно-методическим объединением по направлениям педагогического образования Министерства образования и науки РФ в качестве учебно-методического пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 050700 Педагогика Алексеева Е. Е. А47 Психологические проблемы детей дошкольного возраста. Как помочь ребенку? Учебно-методическое пособие. 2-е изд. — СПб.: Речь, 2008. - 283 с. ISBN 5-9268-0665-8 В книге рассматриваются психологические проблемы детей дошкольного возраста, причины их возникновения, а также пути предупреждения и коррекции. Для педагогов и родителей предложено большое количество памяток и таблиц. Авторские программы коррекционно-развивающих занятий с описанием игр, игровых ситуаций, конспекты занятий и диагностические материалы помогут понять все сложные моменты при проведении коррекционной и профилактической работы с детьми дошкольного возраста. Обширный практический и теоретический материал будет полезен родителям, широкому кругу специалистов и студентам психологических и педагогических специальностей вузов. ББК 88.8 ISBN 5-9268-0665-8 © Е. Е. Алексеева, 2006 © Издательство «Речь», 2007 © И. А. Могутова, иллюстрации, 2007 © П. В. Борозенец, оформление, 2007
Однажды ко мне подошли студенты и рассказали, что те практические ситуации, которые я разбираю с ними на занятиях, очень помогают им в педагогической деятельности. Как оказалось, примеры из жизни детского сада больше всего запоминаются и могут служить ориентирами в психолого-педагогической работе с дошкольниками. Книга является монографическим исследованием психологических проблем детей дошкольного возраста, причин их возникновения, а также путей их предупреждения и коррекции на примере наиболее типичных проблемных психолого-педагогических ситуаций в воспитании дошкольников, отражая многолетний опыт работы. Книга состоит из трех глав, каждая из которых посвящена определенному возрастному периоду: ранний возраст (до 3 лет), средний возраст (от 3 до 5 лет) и старший возраст (от 5 до 7 лет). Для педагогов и родителей предложено большое количество памяток и таблиц. Авторские программы коррекционно-развивающих занятий с описанием игр, игровых ситуаций, конспекты занятий и диагностические материалы помогут понять все сложные моменты при проведении коррекционной и профилактической работы с детьми дошкольного возраста. В первой главе «Ранний возраст (до 3 лет)» рассматривается агрессивное поведение детей, проблемы в детско-родительских отношениях, страхи у детей раннего возраста, проблемы, вызванные несоответствием пола ребенка ожиданиям родителей и психологической несовместимостью взрослого с ребенком, проблемы адаптации. Сложности в отношениях родителей к детям
в зависимости от порядка их рождения представлены темой «Младший, средний, старший или единственный?». Здесь читатель найдет памятки для педагогов и родителей, написанные от лица младшего, старшего, среднего или единственного ребенка. Во второй главе «Средний возраст (от 3 до 5 лет)» проблема общения со сверстниками рассматривается, исходя из основных групп трудностей, возникающих у детей дошкольного возраста, предложены способы преодоления этих трудностей. Игры на тему «Знакомство», которые можно использовать в подгрупповой работе с детьми, представлены в виде удобной таблицы, включающей в себя цель, основное содержание, возраст ребенка и время выполнения. Авторская программа коррекционно-развивающих занятий по проблемам общения (16 занятий) с описанием игр и игровых ситуаций, конспекты занятий по развитию общения у детей дошкольного возраста (4 занятия) помогут преодолеть трудности при проведении работы с детьми. Во второй главе рассмотрены проблемы вербальной агрессии, конфликты в детско-материнских отношениях и проблемы, связанные с несоответствием воспитания полу ребенка. Патологические привычки у детей дошкольного возраста конкретизированы в разделах: «Сосание предметов», «Сосание пальца», «Кусание или грызение ногтей», «Онанизм (мастурбация)». Особенность данного материала в том, что все ситуации рассматриваются с двух позиций: «Что нужно делать?» и «Чего делать нельзя?». Наиболее часто встречающиеся патологические привычки у детей дошкольного возраста представлены в виде памятки: «Что делать и чего не делать, если ребенок сосет предметы или грызет ногти». В этой главе выделены факторы психологического явления, которое называется конфликтом сиблингов. Анализ причин плохой адаптации детей, таблица «Психолого- педагогические проблемы детей дошкольного возраста», памятка «Что нужно делать для решения проблем адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению» и программа коррекционно-развивающих занятий по проблемам адаптации детей дошкольного возраста (16 занятий) помогут не только провести быструю диагностику проблем у детей в период адаптации, но и найти пути решения этой проблемы. В этой главе вы найдете памятку по консультированию родителей и дошкольный вариант тренировки по Джекобсону (с указаниями по материалам авторских исследований упражнений, полезных педагогам). В третьей главе «Старший возраст (от 5 до 7 лет)» рассмотрены тонкости работы взрослых с опросником «Страхи у детей» (автор А. И. Захаров) и правила обращения со страхами. Памятка для родителей и педагогов «Осторожно, страхи!» и авторская программа коррекционно-развивающих занятий по преодолению страхов у детей дошкольного возраста (30 занятий) помогут взрослым разобраться в проблеме страхов у детей. Описание поведенческих особенностей детей дошкольного возраста, которые характерны для той или иной психологической защиты, и некоторых особен- % ностей поведения родителей помогут педагогу вовремя заподозрить неблагополучие в детско-родительских отношениях. В помощь взрослым предложены две памятки: «Что делать, если ребенок дошкольного возраста берет чужое?» и памятка педагогам и родителям при столкновении с психологическими защитами у детей. Для педагогов разработана таблица «Диагностика типов негармоничного семейного воспитания», опросник для родителей «Любимая сказка» и дан ответ на вопрос «Как понять, что ребенок нуждается в психологической помощи?». Рассмотрены и особенности проведения диагностики детско-родительских отношений посредством опросника для детей «Семейное интервью» (автор А. И. Захаров). Введение В этой главе вы найдете материал, посвященный проблемам во взаимоотношениях между педагогами и детьми. Показаны признаки, по которым можно предположить неблагополучие во взаимоотношениях педагога и ребенка, выделены причины, порождающие трудности и неблагополучие во взаимоотношениях педагогов и детей, и определены условия, необходимые для нормализации взаимоотношений педагогов и детей. Представлены авторский вопросник «Отношение детей к педагогу» и анкета «Отношение педагога к ребенку», конспект занятия с детьми 5 — 6 лет на тему «Я обиделся!». Рассмотрен психологический смысл наказаний и поощрений, поставлен акцент на особенностях восприятия детьми дошкольного возраста неосторожно сказанных слов и др. Вы найдете памятки для родителей и педагогов: «Словесные способы поощрения и поддержки ребенка дошкольного возраста», «Как нельзя наказывать детей дошкольного возраста», «Как нужно поощрять детей дошкольного возраста». В заключительной части книги представлена авторская программа «Психологическая компетентность детей дошкольного возраста». Занятия предлагаются в виде отдельных страниц психологической тетради: обидная страница, веселая страница, страшная страница, сердитая страница, личная страница и др. В программе рассмотрена и проблема психологической компетентности взрослого. Таблица «Я и ТЫ» позволит понять и освоить технологию проведения балинтовской группы с педагогами и родителями детей дошкольного возраста. Обширный практический и теоретический материал, содержащий анализ психологических проблем детей раннего, среднего и старшего дошкольного возраста, будет полезен родителям, широкому кругу специалистов (в первую очередь дошкольных образовательных учреждений) и студентам психологических и педагогических специальностей вузов. Глз&з 1. fAHHHtf ШШГ (Do Ь лет) Глава 2. СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ (от Здо5 лет) Раннее детство (период до 3 лет) — это особый период, когда эмоции господствуют над поведением ребенка, отражая все стороны действительности, с которой приходится сталкиваться малышу. Эмоции маленького ребенка возникают в ответ на конкретную ситуацию и не обладают устойчивостью. В этом состоит огромная привлекательность данного возраста. Многое можно изменить, перенаправить и скорректировать, например изменив поведение окружающих ребенка близких людей. Дети отличаются друг от друга, так же как, впрочем, и взрослые люди, эмоциональной впечатлительностью. Для тех детей, которые изначально были нервно ослаблены, любая напряженная ситуация грозит перерасти в накопление напряжения, а затем в извержение, взрыв чувств — это так называемые истерики. Когда ребенок накричится и наплачется, наступает затишье, до следующего эмоционального взрыва. Так и живут многие семьи в циклическом режиме: напряжение — взрыв — затишье, и опять все идет по кругу. Вырастая в таких услови- S ях, ребенок меняет формы снятия напряжения, оставляя неизменной модель. Опасность состоит в том, что эта модель невротического регулирования состояния берется ребенком на вооружение и легко переносится сначала в детский сад, школу, а потом и собственную семью. /ШССУЮШ КаШгсришкпс «нет на ёсс предложения Артем, 3 года. Мама рассказывает о поведении своего сына: «У мальчика появилось категорическое „нет" на все предложения со стороны взрослых. Он противоречит сам себе. Артем стал очень обидчивый, даже когда с ним говорят очень спокойно. Агрессивное поведение проявляется по отношению к маме и папе, а вот по отношению к бабушке и дедушке Артем себе такого не позволяет. В детском саду ведет себя очень хорошо, слушается воспитательниц, с ним никаких проблем. А вот дома стал просто неуправляемым! Хотя мы не кричим на него, не заставляем: „Если чего-то не хочешь, то и не надоЯ вчера ругала Артема и сказала ему, что его „дядька" заберет. Так вот, наш сын заявил нам, что уйдет жить к бабушке. А мне сказал: „Я тебя порежу ножикомГ На улице может остановиться и требовать конфеты. Я всегда, приходя в детский сад за Артемом, приносила ему конфеты, а теперь считаю, что хватит, так как сын стал просто требовать от меня конфеты. Я должна все сделать для ребенка! А он не поддается воспитанию! Как реагировать на агрессию? Как добиться того, что надо мне?»
Глава 2. СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ (от Здо5 лет) В этой ситуации маме прежде всего необходимо понять, что ей нужно. То есть необходимо четко определить, что для нее принципиально, а по каким вопросам она могла бы пойти на компромисс. Тогда ее категорических «нет» для Артема станет меньше, соответственно снизится и количество его категорических «нет». С Артемом происходит вполне закономерный для его возраста кризис развития. А как всякий кризис, он протекает не всегда гладко. Дело в том, что именно в эти периоды дают о себе знать, с одной стороны, педагогические недочеты, а с другой — особенности личности ребенка. В данном случае Артем четко определил, для кого ему необходимо устраивать скандалы. Претензии Артема именно к маме с папой вызваны недостаточной свободой и самостоятельностью, которые мальчик своим категорическим «нет» пытается отстоять. Этот кризисный период так и называют: «Я сам!» Предоставив больше свободы и самостоятельности в тех вопросах, в которых ребенок уже компетентен, в тех ситуациях, которые безопасны, родители смогут вернуть спокойствие и равновесие в свой дом. Запугивая мальчика «дядькой», они получили обратный результат — агрессию. Ведь агрессия — это оборотная сторона страха (см. «Страхи у детей»). Слова, сказанные матери сыном, безусловно, неприятны для нее, но они должны заставить задуматься о нижеследующем: 1. Возможно, мальчик где-то почерпнул такой способ расправы и этот источник знаний необходимо скорректировать (это могут быть и видеофильмы, и компьютерные игры). 2. При воспитании сына мама недостаточно уделяет внимания одному из четырех табу, которые должен усвоить каждый ребенок: нельзя причинять вред другому. 3. На агрессивные выпады трехлетнего малыша лучше всего дать спокойный твердый отпор: «Так делать нельзя!», «Так говорить плохо!» и т. п. Агрессивное поведение «Уже покусала д&онх дапги* Юля, 2 года 6 месяцев, ясельная группа. Девочка агрессивна по отношению к сверстникам и уже покусала двоих детей. В уголке природы, воспользовавшись тем, что на нее никто не смотрит, Юля оборвала листья у комнатного растения, срывая постепенно листочек за листочком. Когда педагоги просят или требуют, чтобы Юля что-то сделала, девочка опускает голову и долго смотрит исподлобья. После тща- » тельного обдумывания ситуации Юля выполняет просьбу-требование педагога, но с таким видом, как будто оказывает большое одолжение. Для рисования картинок Юля выбирает только красный цвет. Оказалось, что в семье Юля бьет всех (маму, папу, бабушку), кроме дедушки, которого уважает и слушается. Агрессивное поведение у маленьких детей чаще всего связано с семейной атмосферой. В семье, например, может допускаться агрессивное поведение по отношению к ребенку или между другими членами семьи. Став нормой, агрессивное поведение легко переносится в дошкольное учреждение. Выбор красного цвета говорит о напряженности, агрессивности. Выплескивание этой напряженности и агрессивности в рисунок (при помощи цвета) выступает фактором, стабилизирующим состояние девочки. Глава 2. СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ (от Здо5 лет) Что можно предпринять в этой ситуации? © Педагогам в беседе с родителями о причинах агрессивного поведения девочки в детском саду сделать акцент на том, что такое поведение чаще всего связано с психологическим климатом в семье. © Родителям и бабушке проанализировать взаимоотношения дедушки и Юли. Ответить на вопрос: какие поведенческие стратегии помогают дедушке добиваться того, что Юля его не бьет? © Маме, папе и бабушке при агрессивных проявлениях Юли по отношению к ним выступать единым фронтом на защиту друг друга: например, бабушка выступает на защиту папы и говорит Юле, что папа — это ее ребенок и бить своего ребенка она не позволит никому. Подключить к этому отпору агрессии дедушку, которого Юля уважает и слушается. © Если девочка замахнулась на взрослого, стукнула его или покусала сверстника, то обязательно подчеркнуть, что Юля сделала плохо, расстроила вас, сделала больно. Не давать ответного агрессивного выпада по отношению к Юле, в этом случае он неэффективен, поскольку агрессивное поведение у девочки и так уже закрепилось, оно ее не удивит, а только поможет уверовать в то, что так и надо поступать с теми, кто не прав. © Исключить агрессивные проявления всем членам семьи. В ежедневном общении демонстрировать Юле модель бесконфликтного поведения. © В детском саду предоставить девочке возможность конструктивно выплескивать свою агрессию: например, можно бить «грушу», которая висит в спортивном уголке, бить в барабан в музыкальном уголке. Поощрять рисование, которое девочка использует как один из способов адаптации. Не навязывать Юле выбор цвета при рисовании, он изменится тогда, когда изменится ситуация, в которую попала девочка. Агрессивное поведение © Подчеркивать, что Юля — хорошая девочка, и поощрять то хорошее в поведении Юли, что увидели. Вы и не заметите, как девочка действительно станет такой! <^Чта однаЛает пристрастие, л: такш игре?» Дима, 2 года 4 месяца. Утром не хочет идти в группу и просит маму оставить его посидеть в раздевалке. Любит играть в детском саду и дома с игрушечными животными. Игры Димы развиваются каж- дыйраз по одинаковому сценарию: животные борются между собой, не соглашаются на мирные переговоры и совершают откровенно агрессивные действия по отношению друг к другу. Что означает пристрастие к такой игре? В семье Димы наказаниями сына (а он единственный у родителей) занимается мама. Папа сына практически не наказывает. Мама использует физические наказания («Бывает, даю по попе», «Могу ударить») и жалуется на то, что после таких наказаний сына мама плохо себя чувствует. Дима часто устраивает истерики: кидается на пол и кричит. Такое поведение у мальчика чаще всего случается в гостях. Очевидно, что агрессивные действия по отношению к себе со стороны самого близкого и очень значимого человека (мамы) мальчик переносит и в игровую деятельность. Кроме этого, данное игровое поведение помогает ребенку в этом возрасте отреагировать на напряжение и негативные чувства по отношению к близким людям. Истерики устраиваются Димой для родителей в присутствии посторонних: именно для них он ведет себя безобразно и плохо. Впрочем, заметим, что так же ведет себя и мама по отношению к Диме. Глава 2. СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ (от Здо5 лет) Очень часто модель воспитания, полученная в детстве, переносится в собственную семью. Один папа на консультации по поводу страхов и ночных кошмаров у сына пытался убедить самого себя в правильности выбранной им линии воспитания: «Меня били, но я же вырос нормальным человеком! Я бил и буду бить своего сына!» Этот взрослый мужчина замешкался лишь тогда, когда я попросила вспомнить: «Что чувствовал он по отношению к родителям, которые его били, когда был маленьким мальчиком?» Тогда ответа на свой вопрос я не услышала, но мне часто хочется задать его тем родителям, которые поднимают руку на собственного ребенка. Очень трудно не последовать той модели, которую ты получил от самых близких и дорогих тебе людей, даже если ты знаешь, понимаешь и осознаешь, что эта модель далеко не самая лучшая. Есть еще одна причина, по которой физические наказания жили, живут, да и будут жить в воспитательных стратегиях родителей. Это эффективность физических наказаний. Быстрый результат от физического воздействия — что еще надо родителю в наше стремительное и быстрое время. Только вот результат этот внешний, и вырабатывается поведение, основанное на страхе. Ребенок в результате ведет себя правильно в ситуациях, контролируемых взрослым. Без контроля поведение нарушается (см. «О наказаниях и поощрениях детей дошкольного возраста»). Что можно сделать в этой ситуации? © Родителям и педагогам не запрещать, но и не поощрять такие игры мальчика, понимая, что они лишь способ эмоционального отреагирования на физические наказания. © Изменять надо не столько сценарий игр мальчика, сколько сценарий поведения мамы, на что ей не- . обходимо указать. Предложить маме внимательно Агрессивное поведение посмотреть на то, как животные у сына в руках борются между собой, в ком-то из них она может увидеть себя. © Мальчику дать возможность утром посидеть в раздевалке и настроиться на детский сад, на отношения со сверстниками и педагогами. © Родителям Димы необходимо поменять физические наказания на творческие наказания. Одним из видов творческого наказания, например, является отсутствие наказания, если таковое удивит и заставит ребенка задуматься о проступке. . ттрошмы отношениях «Я не понимаю, Vna она xaWfv* Полина, 2 года 4 месяца. В группе среди сверстников держится особняком. Воспитательницы хором дали характеристику: «Девочка неулыбчивая». Полина практически ничего не говорит, хотя и понимает обращенную к ней речь, выполняет все указания воспитателей. Мама отмечает, что дома ежедневно Полина устраивает истерики с паданьем на пол. Девочка очень недоверчиво и выборочно относится к людям. Не делает того, о чем ее просят взрослые, например помахать на прощание рукой, дать руку и т. п. При настойчивости взрослых падает на пол. Неадекватно реагирует на мужчин: когда папа хочет ее поцеловать, она отворачивается и отталкивает его. Когда дедушка подходит к Полине, она валится на пол. Такая реакция ребенка на близких ей людей позволила предположить, что они для Полины скорее не близкие, а незнакомые, не такие, как мама. А в этом возрасте для детей характерен страх незнакомых людей (см. «Страхи у детей»). Это предположение подтвердили слова мамы о том, что жить вместе с папой Полины они стали спустя год после рождения дочери. Задержка речи, нарушения в поведении и эмоциональной сфере (ступор, истерики) — все это указывает на наличие повреждений коры и подкорковых структур головного Проблемы в детско-материнских отношениях мозга. Действительно, дородовый период протекал с осложнениями (операция под общим наркозом, стресс от развода с бывшим мужем). Таким образом, еще в дородовом периоде девочка получила массу негативных переживаний. Роды тоже прошли не совсем гладко, что только ухудшило ситуацию. После рождения Полина, естественно, не могла быть спокойным ребенком и доставляла маме, которая воспитывала малышку одна (папа Полины жил в другой семье и на развод решился только тогда, когда девочка подросла), массу хлопот, переживаний и напряжений. Мама Полины находилась весь первый год жизни дочери в очень сложной ситуации: тяжело было физически, морально и материально. Да и дочка не особенно радовала, а скорее утомляла своими бесконечными криками и истериками. Все чаще мама стала замечать, что она не понимает Полину, не понимает, что хочет дочка, почему кричит. Непонимание росло и все более затрудняло детско-материнские отношения. Мама стала агрессивно реагировать на истерики и протестное поведение дочери. Естественно, что детский сад показался маме спасательным кругом, и в 1,5 года девочка уже ходила в ясли. Однако после пребывания в детском саду, где Полина вела себя хорошо (вот только не улыбалась и не радовалась), истерики у девочки стали протекать особенно бурно. Изменить эту ситуацию помогло решение мамы относиться по-другому к истерикам дочери: «Это не детская вредность, а способ сладить доступными маленькому ребенку средствами с упрямыми взрослыми». Изменить свое поведение маме было совсем непросто, понадобилось время и терпение, но результат не заставил себя ждать: девочка стала подходить к папе, называть его «папа», играть с ним. Изменилось отношение и к дедушке: с ним девочка начала спокойно взаимодействовать. Мужчины были- приняты этой маленькой девочкой, а это уже немало. Истерики практически прекратились, Глава 2. СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ (от Здо5 лет) поскольку мама перестала на них агрессивно реагировать, однако вместо них появилось вытье и громкий звук «А», который Полина использовала, когда была с чем-то не согласна. Такая замена способа реагирования была рассмотрена мамой как положительный факт. До нормализации состояния девочки еще далеко: необходимо и медицинское сопровождение, и специальные дополнительные способы стимуляции речевого развития. Однако был сделан важный шаг со стороны самого значимого для ребенка человека — мамы: она смогла понять, переосмыслить и изменить себя, свое отношение к дочери. В детском саду воспитатели стали отмечать у Полины робкие улыбки, которые все чаще скользили по ее губам, как маленькие лучики солнца в дождливый день. От, ребенка нгприлтна пахнем Денис, 3 года. Мальчика воспитывают мама и дедушка. У Дениса дневное и ночное недержание мочи, которое мама не считает проблемой. Одежда, в которую одет мальчик, настолько грязная, что из детского шкафчика в раздевалку распространяется неприятный запах. Неприятно пахнет и от самого мальчика, что вызывает реакцию сверстников: они отодвигаются от Дениса, отходят от него в сторонку или отказываются дать мальчику руку для того, чтобы идти с ним в паре. Мама по роду своей трудовой деятельности медицинский работник, сама выглядит опрятной и аккуратной. От мамы Дениса не пахнет так неприятно, как от ее сына, — застарелой мочой или просто давно немытым телом. Попытки воспитательниц корректно указать маме Дениса на то, что белье у ребенка должно быть чистым, а ребенка надо мыть, не увенчались успехом. Однажды отчаявшиеся педагоги отнесли грязное белье мальчика в прачечную. Даже после этого ситуация оставалась прежней, хотя маме рассказали о стирке белья ее сына. Проблемы в детско-материнских отношениях Расценив данный факт недостаточного ухода за Денисом как факт жестокого обращения с ребенком, мы провели откровенную беседу с мамой на тему «Ребенка надо мыть и белье стирать!». Как оказалось, даже описанные колготки и трусики мальчика мама частенько не стирала, а просто сушила на батарее. Цикл разъяснительных бесед с мамой помог нам изменить ситуации, но семья Дениса нуждалась в еще очень длительном психолого-педагогическом сопровождении. Оказалось, что мама мальчика с ним никогда не играет, да и не особо представляет себе, во что можно играть с таким малышом. По тому, как мать ухаживает за своим ребенком, можно судить о том, был ли он желанным или нет. В данном случае беременность была случайной и нежеланной, отец мальчика так и не узнал о рождении у него еще одного сына. Несмотря на то что маме Дениса уже было 36 лет, она не хотела становиться мамой и предприняла попытку самостоятельно избавиться от ребенка. Попытка оказалась неудачной, и вскоре родился Денис. Л Что можно сделать в данной ситуации? © Педагогам постоянно указывать маме на то, что ситуация, когда от ребенка неприятно пахнет, недопустима. © Бить тревогу по этому поводу, привлекая к разрешению ситуации педагога-психолога, врача, медицинскую сестру, заведующую детским садом, старшего воспитателя. © Уточнить у мамы, как она стирает одежду мальчика, как часто ее меняет. Рассказать о гигиенических требованиях к одежде ребенка в детском саду. Беседа должна проходить в спокойном и требовательном тоне. © Педагогам необходимо ежедневно контролировать состояние одежды мальчика и оперативно реагировать на нарушение гигиенических требований к одежде малыша. 20 Глава 2. СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ (от Здо5 лет) © Не успокаиваться до тех пор, пока ситуация не нормализуется, но и после этого осуществлять периодический контроль. «Не май/ найти подход /с до\ерш> Вика, 2 года 4 месяца. На приход мамы за ней в детский сад реагирует негативно, всячески выражает свое недовольство. В детском саду девочка не плачет, но ведет себя подчеркнуто агрессивно. Мама жалуется: «Не могу найти подход к дочери. Вика не реагирует на замечания и не хочет слушать, что ей говорят, капризничает». Девочка нежеланная по полу («Думали, что мальчик будет» ), быстрая и нетерпеливая, как ее мама, раздражает папу самим своим присутствием в семье («Если бы мы прожили без детей, то я не умер бы»). Маму дочка тоже раздражает, но по другому поводу: «Я много занималась с дочерью, пока та не заговорила. Сейчас заговорила, и ребенок стал раздражать». Мама постоянно выясняет отношения с дочерью и кричит на нее, а папа ругается, когда слышит, как мама кричит на Вику. Вот такой в этой семье замкнутый круг раздражения, непринятия и агрессии друг к другу. Подчеркнуто агрессивное поведение девочки в детском саду и проявления агрессии по отношению к матери — все это следствие, прежде всего, повышенного уровня агрессии в семейных отношениях. Очень часто причины конфликтов в отношениях с детьми кроются в собственном детстве родителей, как и оказалось в истории Вики. У мамы Вики были и сохраняются до сих пор конфликтные отношения со своей матерью: «Я старалась маме угодить все детство, а слышала только оскорбления». Вике мама дает такую характеристику: «Плаксивая, упрямая, нетерпеливая». Перенос позитивных и негативных детско-материнских отношений может происходить из одного поколения Проблемы в детско-материнских отношениях в другое. Происходит так называемое психологическое наследование взаимоотношений. Кроме этого, супружеские отношения между родителями Вики омрачены скандалами, выяснениями отношений, а этот брак, заключенный по расчету, никак не хочет трансформироваться в брак, заключенный по любви. Ребенку в такой семье так не хватает тепла и ласки. Что можно сделать в этой ситуации? © Педагогам в беседе с мамой Вики о важности отношений матери и дочери подчеркивать достижения девочки, те удивительные открытия ребенка, которые щедро предоставляет дошкольный возраст. © Маме, приходя за Викой в детский сад, включаться в игры и занятия девочки, не торопиться домой, давать возможность доиграть. © Родителям нормализовать супружеские отношения в интересах психического здоровья дочери. Семейные скандалы и выяснения отношений между мамой и папой (самыми дорогими и близкими людьми) способны не только оказывать негативное воздействие на психическое состояние ребенка, но и негативно влиять на его будущую семейную жизнь. © Попросить маму девочки назвать несколько положительных качеств своей дочери. Для нормализации отношений матери и дочери педагогам следует делать акцент именно на этих качествах девочки.
|
|||
|