![]()
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ОГЛАВЛЕНИЕ 5 страницаНеобходимо заострить внимание и на том, что у Эли налицо так называемый сибс-конфликт. Наиболее критичным возрастом для возникновения сибс-конфликта является возраст, когда старшему (первенцу) на момент Сибс-конфликты 83 рождения второго ребенка исполнилось от 4 до 5 лет (Захаров А. И., 1994). До этого момента психологических причин для возникновения конфликта тоже достаточно. Однако именно в период от 4 до 5 лет у детей обоих полов обостряется потребность в любви со стороны матери и фрустрация этой потребности наиболее чувствительна и значительна во всем комплексе сибс-конфликта. По мере взросления ребенка актуализируется потребность в полоролевой идентификации с родителем противоположного пола (в 5 лет у мальчиков и несколько раньше у девочек). Опыт, накопленный исследованиями и практикой в области детской и семейной психологии и психотерапии (Захаров А. И., Эйдемиллер Э. Г., Осорина М. В., Спива- ковская Л. С.), позволяет выделить факторы психологиче- ского явления, которое называется конфликтом сиблин- гов (сибс-конфликт) (Алексеева Е. Е., Шатровой О. В., 1998). Факторы сибс-конфликтов: 1. В детских рисунках семьи при сибс-конфликте старший ребенок зачастую не рисует младшего; в разговорах с родителями высказываются предложения его отдать, выбросить, оставить где-либо и т. п. У Эли в рисунках отсутствовали сестры, и появились они на рисунке только после проведенной психокоррекци- онной работы с семьей в такой последовательности: сначала средняя сестренка, а потом, только спустя некоторое время, младшенькая. 2. Поступки старшего ребенка оцениваются негативно, в то же время все новообразования у младшего получают положительную оценку. Такая ситуация приводит к агрессивному поведению, зачастую это проявления аутоагрессии (агрессии, направленной на себя). В нашем случае Эля с момента рождением сестры (разница между сиблингами 4 года) практически прекратила есть дома, тем самым нанося вред Глава 2. СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ (от 3 до 5 лет ) своему здоровью. В другом случае мальчик Владик 4 лет на рождение сестренки, которой занимались родители и днем и ночью, предоставив воспитание мальчика бабушке, отреагировал возникновением патологической привычки под названием трихо- тилломания — страстью к выдергиванию волос (см. «Словарь»). Владик стал выдергивать у себя с головы волосы и тем самым добился того, что родители обратили на него внимание (стали водить сына к врачам и беспокоиться о его здоровье). 3. Особенностью взаимоотношений родителей со старшим ребенком при сибс-конфликте является хронически повторяющаяся, непостижимая для ребенка ситуация периодического перенесения его из структуры «Ты еще маленький» в структуру «Ты уже большой». Так охарактеризовала Аня разницу в отношениях родителей к ней и к младшей сестре Яне: «Я что сделаю, родители говорят: «Ладно, хорошо, Аня». АЯночка когда что-то сделает, то родители восторгаются: «Ой, молодец, Яночка!» На рисунке «Семья» Аня не нарисовала сестру, зато изобразила несуществующего братика. Острее всего сибс-конфликт выражен у эмоционально чувствительного ребенка, у ребенка нервно и соматически ослабленного и не получающего достаточного внимания и тепла со стороны матери. Приведем пример, демонстрирующий отчаянную попытку ребенка нормализовать отношения в своей семье. «Я ег не сиюиаиа!» Разница в возрасте между детьми два года: в семье, где Юле 6 лет, а Славе 4 года,родители выделяют сына. В то же время родители характеризуют Славу как бесцеремонного, настырного и капризного. Он затевает ссоры, драки с сестрой, ябедничает на нее. Сибс-конфликты 83 Мама отмечает отсутствие материнских чувств по отношению к дочери ( «Я даже не вставала к Юле ночью, когда она была маленькая. Я ее не слышала» ). В январе, в субботу вечером, Юля оделась и сказала: «Как вы мне все надоели! Я уйду от вас!» и вышла на лестницу. Папа выбежал за дочерью, разговаривал с Юлей около двух часов, и после этого случая отношения в семье несколько изменились. К Юле стали относиться более внимательно, перестали выделять Славу. На рисунке «Семья», сделанном за месяц до этого случая, Юля не изобразила себя, чувствуя себя лишней в своей семье. «Ну родился я родился, *iaa радуетесь!» В другом случае: Артем, 6 лет, на рождение брата (разница между сиблингами 4 года 6 месяцев) отреагировал: «Ну родился и родился, чего радуетесь?» Артем постоянно подчеркивал родителям: «Это ваш ребенок». При эмоциональном выделении папой младшего сына старший мальчик стал часто и без видимого повода капризничать. Артем фактически вырос без отца (папа — моряк и подолгу находился в плавании). Кроме этого, Артем был внешне похож на мать, с которой конфликтовал отец мальчиков. Не устраивал отца старший сын и по темпераменту: такой же медлительный, как и мама. В рисунке семьи Артем младшего брата не нарисовал. «Жалщ есля mm линя маЬишь, та не по&гдешь i детский сад!» Алеша, 5 лет. После рождения сестры (разница между сиблингами 4,5 года ) долго присматривался: не хуже ли к нему стали относиться родители? Вскоре у Алеши появилась ревность к сестренке Аленке. Он стал требовать к себе повышенного внимания со Глава 2. СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ (от 3 до 5 лет ) стороны мамы. Незадолго до рождения сестры Алешу отдали в детский сад, и мальчик по утрам стал говорить маме: «Мама, если ты меня любишь, то не поведешь в детский сад!» После рождения сестренки воспитатели стали отмечать у мальчика повышенную обидчивость. Мальчик часто говорил, что в детский сад не хочет ходить, потому что когда-то ребята сломали игрушку, принесенную Алешей из дома. В группе, когда сочиняли сказки, мальчик рассказал свой сон про то, как невидимки хотели столкнуть Аленку с балкона, а он (Алеша) расправился с невидимками. Рассказ мальчика был длинный, красочный, с многочисленными подробностями. К таким рассказам детей необходимо относиться серьезно, можно предложить проиграть историю, если ребенок этого хочет, по технологии, описанной нами в разделе «Психологическая помощь детям при дисгармонии в семейных отношениях». У ребенка дошкольного возраста при сибс-конфликте проблемы находят свое решение если не наяву, так во сне или в придуманных историях. С сиблингами в рассказах и снах очень часто происходят ужасные события, им зачастую грозят всяческие неприятности. -лрошмь! адаптации Процесс привыкания к атмосфере детского сада может протекать достаточно драматично, со слезами, протестом и отказом идти утром в детский сад. Непринятие воспитательницы, обида или страх перед кем-нибудь из ровесников, ужас перед няней, накричавшей однажды, несоответствие желаемого ролевого статуса в группе сверстников и реального статуса — все это может стать серьезной причиной для возникновения неадекватных форм поведения или нервно-психических нарушений. 'Чта происхсдшЯ с ребенком? Стае, 3 года 10 месяцев. Приходит в детский сад с заплаканными глазами (сильно плачет по утрам дома и по дороге в детский сад). В детском саду Стае не плачет, но производит впечатление зажатого ребенка. Мальчик наотрез отказывается пользоваться туалетом, терпит, пока не придет домой. Однажды Стае не выдержал и все сделал прямо в штаны в детском саду. Сильные эмоциональные переживания по этому поводу вылились в истерику утром перед детским садом. Стае часто болеет, и мама забирает сына из детского сада в первой половине дня. Когда Стае приходит домой, он часто начинает сильно плакать без причины. Однажды по этому поводу мама попробовала поговорить с сыном строгим голосом и у Стаса случилась сильная истерика. Что происходит с ребенком? С таким вопросом обратилась мама Стаса к воспитательнице. Плаксивость появилась у Стаса, эмоционального и очень чувствительного мальчика, после того как он пошел в детский сад. Глава 2. СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ (от 3 до 5 лет ) Плаксивость Стаса является единственным выходом, который нашел мальчик в такой трудной для него ситуации: нужно привыкать к совершенно другим условиям. Дома со Стасом, единственным ребенком в семье, в основном занималась мама, потакая всем его капризам. Мы уже рассказывали о том, что дети плачут «низом» и мочатся в штанишки. Стае же плачет слезами, открывая, таким образом, своеобразный клапан, накапливающий нервное напряжение. Плакать в детском саду Стае себе не позволяет, зато дома плачет вдвойне. Такое подчеркнуто хорошее поведение в детском саду и подчеркнуто плохое поведение дома отличает детей с нарушениями в нервной системе. Приведем еще один характерный пример. «Эта плохая мааьык, ёш/тра лшш Мальчик Игорь, 4,5 лет, свое плохое поведение дома объясняет родителям таким образом: «Это плохой мальчик внутри меня». А вот в детском саду Игорь ведет себя очень хорошо, он там хороший мальчик. В детском саду Игорь чаще всего играет один со своей обезьянкой Федей, которую принес из дома. Мальчик, по наблюдениям воспитателей, очень зажатый, необщительный и тревожный. Дома Игорь не делится ни с кем из членов семьи своими переживаниями, и от этого неожиданней и тревожней однажды прозвучали для родителей заявления и вопросы сына, например такие: «Я умру?!», «А вдруг я в кого-то превращусь?», «В детском саду гадко!» и т. п. В семье Игоря уже несколько месяцев «военное положение» в связи с разгоревшимся конфликтом между родителями Игоря и старшим поколением. Родители при такой разнице в поведении ребенка в детском саду и дома (хороший — плохой мальчик) очень часто не понимают причину перемены ребенка и пытаются всячески воздействовать на свое чадо, как в случае Проблемы адаптации со Стасом мама пыталась поговорить с сыном строгим голосом. Выравнивание поведения дошкольника в таких случаях целесообразно проводить в двух направлениях: 1. Найти в детском саду такие занятия для ребенка, которые позволят ему быть самим собой, позволят выразить ему самые разнообразные чувства и переживания. Для Стаса и Игоря таким занятием, которое помогло им раскрыть себя, стали игры за ширмой. От лица кукольных персонажей мальчики стали выражать не только положительные, но и отрицательные эмоции: их персонажи спорили, ругались, мирились и т. д. Специально для Стаса мы придумали героя сказочных историй по имени Сережа, который без конца плакал. Стасу самому пришлось придумывать различные варианты способов преодоления слез у Сережи. Взглянув таким образом на себя со стороны, Стае стал меньше плакать и расстраиваться дома по пустякам. Такое имя плаксе мы дали не случайно: имя Сережа начинается с той же буквы, что и имя Стаса. Такое подобие, но не сходство с главным героем помогает, взглянув на свои гипертрофированно усиленные недостатки, их преодолеть. Что и произошло в нашем случае. 2. Придумать родителям для ребенка способы снятия напряжения, то есть составить своеобразное «меню удовольствий». Так, разговоры со Стасом строгим голосом были на время отменены. Родители Стаса и Игоря поняли, что такое плохое поведение сыновей не детская вредность, а своеобразная психологическая защита в трудной для них ситуации (см. раздел «Жестокость в детско-родительских отношениях и психологические защиты у детей»). В детском саду Стае стал пользоваться туалетом сначала в присутствии родителей, а потом и самостоятельно. Заметим, что у детей дошкольного возраста протестные реакции при проблемах адаптации захватывают 91 Глава 2. СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ (от 3 до 5 лет ) сферу потребления пищи (ребенок не ест или не пьет ничего в детском саду) и сферу отправления естественных потребностей (тогда ребенок не ходит в туалет в детском саду). Протест звучит таким образом: «Здесь все чужое, я ничего не возьму и ничего не оставлю». Алиса, 3 года 8 месяцев, для того чтобы сдержать позывы в туалет, легла на пол в группе детского сада и стала кататься по полу. Девочка наотрез отказывалась ходить в туалет. Дима, 3 лет, заставлял родителей ежедневно забирать все свои вещи из детского сада. На прогулку одевался сам и собирал все вещи из своего шкафчика в мешок. Только при таком условии мальчик шел гулять вместе с ребятами. При подобных реакциях детей понимающее отношение взрослых поможет ребенку преодолеть трудности адаптации к детскому саду. Известно, что период поступления ребенка в детский сад является нормативным семейным стрессом. В функциональной (здоровой) семье период адаптации ребенка к детскому саду проходит достаточно гладко, а вот в дисфункциональных семьях (семьях, которые не могут справиться с проблемами) этот период протекает по-особому. Он зависит от индивидуальных особенностей самого ребенка и всей семейной системы в целом. «Нг xrtuj, не оуду!» Артем, 5 лет. В детском саду отказывается спать в тихий час, хотя дома днем ложится спать без возражений. На приготовления ко сну мальчик реагирует слезами и даже не подходит к своей кроватке. Артем ложится спать в углу на мате прямо в одежде, где и засыпает, свернувшись клубочком. Уговоры, убеждения и внушения педагогов по поводу Проблемы адаптации целесообразности использования кроватки для сна остались без внимания со стороны мальчика. Педагоги разрешили мальчику спать там, где он хочет, и так, как он хочет. Воспитанием Артема до шести лет занимались мама и бабушка, в детский сад мальчика отдали для того, чтобы приучить перед школой к коллективу. После первых же дней пребывания в детском саду Артем стал просыпаться ночью с криками: «Не хочу, не буду!», долго плакал по ночам и твердил, что не хочет ходить в детский сад. Каждое утро у мальчика также начиналось слезами по поводу детского сада. У Артема проблемы адаптации заострились его характерологическими особенностями и нервно- психическими нарушениями: повышенная впечатлительность, ранимость, страхи и обостренное чувство собственного достоинства, которое всячески поддерживается в семье. Кроме этого, у мальчика выражена неприязнь к младшему брату, которому 3 года. Артем говорит про брата: «Я его не люблю, он не мой брат!» (см. раздел «Сибс-конфликты» ). Мама эмоционально выделяет младшего сына, внешне похожего на нее, в отличие от Артема, который является, по словам мамы, точной копией своего отца. С папой мальчиков мама развелась два года назад, и именно с этого периода у Артема начались проблемы в эмоциональной и поведенческой сферах: капризность, упрямство, расторможенность, грубость и агрессивность по отношению к брату, нарушение правил поведения и т. п.Артем боится темноты и боится оставаться один. Страхи старшего сына мама связывает с психической травмой, которая произошла, когда Артему было четыре года (в доме захлопнулась дверь, и мальчик сильно напугался, оставшись неожиданно один. Артем не переставал плакать, пока мама не влезла в окно и не спасла сына из заточения). Глава 2. СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ (от 3 до 5 лет ) Постоянное сравнение мальчиков в семье происходит не в пользу Артема: у него выискиваются недостатки, а у младшего брата подчеркиваются достоинства. Артем реагирует на это сравнение отказом играть с младшим братом. На вопрос «Скажи, с кем ты живешь?» (см. «Семейное интервью») Артем ответил, что живет с мамой и бабушкой. Брата не назвал и пояснил: «Он ничего не делает, а зачем его называть?» С мамой в детском саду были проведены психолого- педагогические беседы, разъясняющие причины поведения Артема и рисующие перспективы развития ребенка при сохранении к нему в семье прежнего отношения. Изменение отношения к мальчику со стороны мамы (подчеркивание позитивных сторон личности) принесло видимые результаты: мальчик стал в тихий час ложиться спать в свою кроватку и спокойно засыпать. У Артема наладилось игровое взаимодействие со сверстниками в детском саду, дома уменьшилась агрессивность по отношению к брату. TlfVNHHbl -ПЛОХОЙ АДАПТАЦИИ Ь&Ш Разберем причины плохой адаптации (см. «Словарь») детей и пути решения проблем адаптации детей к дошкольному учреждению. Можно выделить три блока причин плохой адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению. Первый блок причин связан с особенностями детей. Плохо адаптируются дети, имеющие следующие особенности: • нервно-психические нарушения; • эмоциональную чувствительность и впечатлительность, выраженную, тревожную зависимость от матери; • соматическую ослабленность (соматизация выступает как психологическая защита (см. «Жестокость Проблемы адаптации 93 в детско-родительских отношениях и психологические защиты у детей»)); • проблемы с едой, сном и туалетом; • флегматический темперамент; • выраженное левшество; • проблемы общения. Не испытывают затруднений в адаптации эмоционально устойчивые дети, а также дети с недостаточно развитой эмоциональной и интеллектуальной сферой. При эмоциональной неустойчивости дети чаще испытывают трудности в адаптации к дошкольному учреждению. Предлагаем таблицу для быстрой диагностики и коррекции наиболее выраженных проблем у детей, возникающих в период адаптации. В таблице «Нервно- психические нарушения у детей дошкольного возраста» указаны не только характерные признаки нарушений, но и пути решения проблемы. Таблица 1 Нервно-психические нарушения у детей дошкольного возраста
94 Глава 2. СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ (от 3 до 5 лет )
Проблемы адаптации Окончание таблицы
Второй блок причин плохой адаптации детей связан с особенностями родителей. Основные особенности родителей, которые мешают детям адаптироваться к детскому саду: • конфликтность; • проблемы взаимоотношений; • дефекты воспитания; • недостаточно сформированный навык общения; • хроническое чувство усталости; • тревожно-мнительная фиксация болезненных ощущений. У матерей неадаптированных девочек выявлены следующие особенности (по данным А. И. Захарова, 1997): • нетерпимость к чужому мнению; • чрезмерная настойчивость в осуществлении своих желаний (настырность); • подозрительность и настороженность в контактах, склонность к предвзятым оценкам и категоричным суждениям; • неуверенность; • тревожно-мнительные черты характера. У матерей неадаптированных мальчиков отмечаются следующие особенности (по данным А. И. Захарова, 1997): • большое количество жалоб; • хроническое чувство усталости и недомогания; • тревожно-мнительная фиксация болезненных ощущений; Глава 2. СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ (от 3 до 5 лет ) • ипохондрический настрой, который выражается в том, что мать считает ребенка нездоровым. Дети дошкольного возраста усваивают особенности поведения родителей. Непроизвольное усвоение детьми рассмотренных черт характера родителей осложняет отношения со сверстниками и затрудняет адаптацию к дошкольному учреждению. Третий блок причин связан с особенностями личности педагогов и с особенностями всего дошкольного учреждения. Основные особенности: • негибкий режим дошкольного учреждения; • отсутствие индивидуального подхода к ребенку со стороны педагогов; • частая сменяемость воспитателей; • большое количество детей в группе; • высокий шумовой фон в группе детского сада; • неудовлетворительное состояние нервной системы педагога; • левополушарная направленность воспитания и обучения; • авторитарность педагога; • недостаточная компетентность педагогов в вопросах, связанных с психологическими особенностями детей. «Мне, трудна пить!» Ваня, 4,5 года, средняя группа. Мальчик волнуется в связи с тем, что надо идти в детский сад, и жалуется на тошноту по утрам перед детским садом: «Я не хочу идти в детский садик! Мне трудно жить!» Часто плачет в детском саду и приговаривает: «Что мне делать с этой Проблемы адаптации системой — мне дети не нравятся!» Ваня сторонится сверстников, особенно сверстников своего пола — шумных, резких и подвижных мальчиков он предпочитает обходить стороной. Одной из причин такого поведения является то, что мальчик воспитан исключительно среди взрослых, не имеет абсолютно никакого опыта взаимодействия со сверстниками. Со старшими детьми и благожелательно настроенными взрослыми Ваня общается без затруднений. Педагогов настораживают и совсем не детские интересы малыша: например, он всегда в курсе политических событий, происходящих в стране. Причем особый интерес вызывают у Вани события трагические, конфликтные и скандальные, их он готов обсуждать часами. Ваня отказывается идти на физкультурные занятия: «Я не смогу на физкультуре!» Мальчик плохо развит физически, физическим упражнениям предпочитает интеллектуальные игры и беседы. Когда в детский сад приехал театр и дети собрались в зале, то Ваню пришлось увести в группу, поскольку он начал волноваться, переживать, говорить, что очень боится театра. Оказалось, что год назад Ваня с отцом был на новогодней елке и сильно испугался Бабы Яги. С тех пор театр стал запретным местом для Вани — он его панически боится. С родителями Ваня общается исключительно на интеллектуальном уровне: беседы, рассуждения, диспуты и т. п. Ваня (поздний, единственный и долгожданный ребенок) появился на свет тогда, когда при другом жизненном сценарии у родителей Вани могли бы быть уже и внуки. В семье Вани не принято проявлять искренние, непосредственные чувства, а уж баловству и шумным играм нет места и подавно. Неудивительно, что самым хорошим и приятным, что Ване запомнилось, является тот случай, когда «папа носил на себе!». 4 Зак. 1740 Много времени мальчик проводит со своей бабушкой и ее сестрой. Эти две уже немолодые женщины и смотрят вместе с мальчиком все передачи про события в стране и в мире. Выбирая для просмотра передачи, которые еще сложно усвоить дошкольнику, и обсуждая в присутствии мальчика особо страшные истории, бабушки поспособствовали заражению мальчика страхами. На ситуацию пожара в соседней квартире (загорелась лоджия) бабушки отреагировали таким паническим страхом, что с тех пор Ваня стал бояться не только пожара, но и любых шорохов на лестнице. Можно посочувствовать мальчику Ване в этой ситуации. Ведь ему действительно трудно жить, поскольку и сверстники кажутся опасными, и на физкультуру надо ходить, и театр приехал — это все страшные, опасные, незнакомые Ване ситуации. А когда в детском саду объявили о том, что дети будут ходить в бассейн, то это объявление стало катастрофой для Вани. Заявление дошкольника: «Мне трудно жить!» звучит как крик о помощи: «Помогите мне!» Этому мальчику оказывалась психолого-педагогическая помощь в течение всего его пребывания в детском саду. Особое внимание было уделено психологической коррекции страхов и нейтрализации последствий психической травмы: пожара (см. рис. 3). Однажды Ваня сочинил историю про крота, который неожиданно встречается с опасностями. Эта история очень помогла мальчику, поскольку Ваня стал сначала придумывать разнообразные продолжения этой истории, а потом и проигрывать ее с педагогом. К игре подключились сверстники мальчика, и вскоре у Вани появилась подружка Ася. Сначала в своей истории про крота Ваня был вторым колесом от машины, и только спустя некоторое время стал брать роль героев, с которыми встречался крот. Проблемы адаптации Рис. 3 ПАМЯТКА МЯШАГОГО0 «что нужно а^лать мя тШИЯТТЯОШМ АДАПТАЦИИ К ДОШКОЛЬНОМУ omSOfl/tfFAbHOMy учяш^иию» © Организовать проведение индивидуальных бесед и консультаций (см. «Памятка для педагогов по консультированию родителей») с родителями трудно адаптируемых детей на предмет выяснения характера семейных отношений. Беседы и консультации с родителями необходимо направлять на осознание причин плохой адаптации и поиск совместных путей решения проблемы. Вопрос, на который необходимо найти ответ совместно с родителями: «Что нужно сделать для того, чтобы ребенку было хорошо в детском саду?» Глава 2. СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ (от 3 до 5 лет ) © Разработать программу рекомендаций для каждого конкретного ребенка и совместно с родителями обозначить конкретные сроки ее реализации. Средние сроки адаптации при отсутствии отклонений в нервно-психическом и соматическом состоянии ребенка определяются возрастом ребенка. • С целью предупреждения нервных расстройств и последующего негативного отношения к детскому учреждению рекомендуется, в случае нервной и соматической ослабленности отдавать в них мальчиков не ранее 3,5 — 5 лет, а девочек не ранее 3 — 4 лет, учитывая большую привязанность мальчиков к матери. Необходимо помнить, что потребность в общении со сверстниками появляется после 4 лет (см. «Проблемы общения со сверстниками»). Для нервно-соматически ослабленных детей необходим свободный режим посещения детского сада, для того чтобы исключить утомляемость детей и позволить им постепенно включаться в жизнь детского сада. © В группе необходимо создать индивидуальный подход с учетом интересов, склонностей и особенностей психологического состояния ребенка. © Педагогу необходимо учитывать стиль семейного воспитания ребенка. Например, при гиперопеке в семье на первых порах и в детском саду ребенку необходимо повышенное внимание. © Организовать индивидуальную и подгрупповую работу педагога (психолога) с детьми, имеющими проблемы общения. Подключать ребенка в игры с предпочитаемой подгруппой общения для завязывания контактов.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|