Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ОГЛАВЛЕНИЕ 5 страница



Необходимо заострить внимание и на том, что у Эли налицо так называемый сибс-конфликт. Наиболее кри­тичным возрастом для возникновения сибс-конфликта является возраст, когда старшему (первенцу) на момент

Сибс-конфликты 83

рождения второго ребенка исполнилось от 4 до 5 лет (За­харов А. И., 1994). До этого момента психологических причин для возникновения конфликта тоже достаточно. Однако именно в период от 4 до 5 лет у детей обоих по­лов обостряется потребность в любви со стороны матери и фрустрация этой потребности наиболее чувствитель­на и значительна во всем комплексе сибс-конфликта. По мере взросления ребенка актуализируется потреб­ность в полоролевой идентификации с родителем про­тивоположного пола (в 5 лет у мальчиков и несколько раньше у девочек).

Опыт, накопленный исследованиями и практикой в области детской и семейной психологии и психотерапии (Захаров А. И., Эйдемиллер Э. Г., Осорина М. В., Спива- ковская Л. С.), позволяет выделить факторы психологиче-

ского явления, которое называется конфликтом сиблин- гов (сибс-конфликт) (Алексеева Е. Е., Шатровой О. В., 1998).

Факторы сибс-конфликтов:

1. В детских рисунках семьи при сибс-конфликте стар­ший ребенок зачастую не рисует младшего; в разго­ворах с родителями высказываются предложения его отдать, выбросить, оставить где-либо и т. п. У Эли в рисунках отсутствовали сестры, и появились они на рисунке только после проведенной психокоррекци- онной работы с семьей в такой последовательности: сначала средняя сестренка, а потом, только спустя некоторое время, младшенькая.

2. Поступки старшего ребенка оцениваются негатив­но, в то же время все новообразования у младшего получают положительную оценку. Такая ситуация приводит к агрессивному поведению, зачастую это проявления аутоагрессии (агрессии, направленной на себя). В нашем случае Эля с момента рождением сестры (разница между сиблингами 4 года) практи­чески прекратила есть дома, тем самым нанося вред

Глава 2. СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ (от 3 до 5 лет )

своему здоровью. В другом случае мальчик Владик 4 лет на рождение сестренки, которой занимались родители и днем и ночью, предоставив воспитание мальчика бабушке, отреагировал возникновением патологической привычки под названием трихо- тилломания — страстью к выдергиванию волос (см. «Словарь»). Владик стал выдергивать у себя с головы волосы и тем самым добился того, что родители об­ратили на него внимание (стали водить сына к вра­чам и беспокоиться о его здоровье).

3. Особенностью взаимоотношений родителей со старшим ребенком при сибс-конфликте является хронически повторяющаяся, непостижимая для ре­бенка ситуация периодического перенесения его из структуры «Ты еще маленький» в структуру «Ты уже большой». Так охарактеризовала Аня разницу в отношениях родителей к ней и к младшей сестре Яне: «Я что сделаю, родители говорят: «Ладно, хоро­шо, Аня». АЯночка когда что-то сделает, то родители восторгаются: «Ой, молодец, Яночка!» На рисунке «Семья» Аня не нарисовала сестру, зато изобразила несуществующего братика.

Острее всего сибс-конфликт выражен у эмоцио­нально чувствительного ребенка, у ребенка нервно и со­матически ослабленного и не получающего достаточного внимания и тепла со стороны матери. Приведем пример, демонстрирующий отчаянную попытку ребенка норма­лизовать отношения в своей семье.

«Я ег не сиюиаиа!»

Разница в возрасте между детьми два года: в се­мье, где Юле 6 лет, а Славе 4 года,родители выделяют сына. В то же время родители характеризуют Славу как бесцеремонного, настырного и капризного. Он за­тевает ссоры, драки с сестрой, ябедничает на нее.

Сибс-конфликты                                                                                                                                                                                      83

Мама отмечает отсутствие материнских чувств по отношению к дочери ( «Я даже не вставала к Юле ночью, когда она была маленькая. Я ее не слышала» ). В январе, в субботу вечером, Юля оделась и сказала: «Как вы мне все надоели! Я уйду от вас!» и вышла на лестницу. Папа выбежал за дочерью, разговаривал с Юлей около двух часов, и после этого случая отноше­ния в семье несколько изменились. К Юле стали от­носиться более внимательно, перестали выделять Славу. На рисунке «Семья», сделанном за месяц до этого случая, Юля не изобразила себя, чувствуя себя лишней в своей семье.

«Ну родился я родился, *iaa радуетесь!»

В другом случае: Артем, 6 лет, на рождение бра­та (разница между сиблингами 4 года 6 месяцев) от­реагировал: «Ну родился и родился, чего радуетесь?» Артем постоянно подчеркивал родителям: «Это ваш ребенок». При эмоциональном выделении папой младшего сына старший мальчик стал часто и без видимого повода капризничать. Артем фактически вырос без отца (папа — моряк и подолгу находился в плавании). Кроме этого, Артем был внешне похож на мать, с которой конфликтовал отец мальчиков. Не устраивал отца старший сын и по темперамен­ту: такой же медлительный, как и мама. В рисунке семьи Артем младшего брата не нарисовал.

«Жалщ есля mm линя маЬишь, та не по&гдешь i детский сад!»

Алеша, 5 лет. После рождения сестры (разница между сиблингами 4,5 года ) долго присматривался: не хуже ли к нему стали относиться родители? Вскоре у Алеши появилась ревность к сестренке Аленке. Он стал требовать к себе повышенного внимания со

Глава 2. СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ (от 3 до 5 лет )

стороны мамы. Незадолго до рождения сестры Алешу отдали в детский сад, и мальчик по утрам стал го­ворить маме: «Мама, если ты меня любишь, то не поведешь в детский сад!» После рождения сестренки воспитатели стали отмечать у мальчика повышен­ную обидчивость. Мальчик часто говорил, что в дет­ский сад не хочет ходить, потому что когда-то ре­бята сломали игрушку, принесенную Алешей из дома. В группе, когда сочиняли сказки, мальчик рассказал свой сон про то, как невидимки хотели столкнуть Аленку с балкона, а он (Алеша) расправился с неви­димками. Рассказ мальчика был длинный, красочный, с многочисленными подробностями.

К таким рассказам детей необходимо относиться серьезно, можно предложить проиграть историю, если ребенок этого хочет, по технологии, описанной нами в разделе «Психологическая помощь детям при дисгармо­нии в семейных отношениях». У ребенка дошкольного возраста при сибс-конфликте проблемы находят свое решение если не наяву, так во сне или в придуманных историях. С сиблингами в рассказах и снах очень часто происходят ужасные события, им зачастую грозят вся­ческие неприятности.

-лрошмь! адаптации

Процесс привыкания к атмосфере детского сада мо­жет протекать достаточно драматично, со слезами, про­тестом и отказом идти утром в детский сад. Непринятие воспитательницы, обида или страх перед кем-нибудь из ровесников, ужас перед няней, накричавшей однажды, несоответствие желаемого ролевого статуса в группе сверстников и реального статуса — все это может стать серьезной причиной для возникновения неадекватных форм поведения или нервно-психических нарушений.

'Чта происхсдшЯ с ребенком?

Стае, 3 года 10 месяцев. Приходит в детский сад с заплаканными глазами (сильно плачет по утрам дома и по дороге в детский сад). В детском саду Стае не пла­чет, но производит впечатление зажатого ребенка. Мальчик наотрез отказывается пользоваться туале­том, терпит, пока не придет домой. Однажды Стае не выдержал и все сделал прямо в штаны в детском саду. Сильные эмоциональные переживания по этому поводу вылились в истерику утром перед детским садом.

Стае часто болеет, и мама забирает сына из детского сада в первой половине дня. Когда Стае при­ходит домой, он часто начинает сильно плакать без причины. Однажды по этому поводу мама попробо­вала поговорить с сыном строгим голосом и у Стаса случилась сильная истерика. Что происходит с ре­бенком? С таким вопросом обратилась мама Стаса к воспитательнице. Плаксивость появилась у Стаса, эмоционального и очень чувствительного мальчика, после того как он пошел в детский сад.

Глава 2. СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ (от 3 до 5 лет )

Плаксивость Стаса является единственным выходом, который нашел мальчик в такой трудной для него ситуа­ции: нужно привыкать к совершенно другим условиям. Дома со Стасом, единственным ребенком в семье, в основ­ном занималась мама, потакая всем его капризам. Мы уже рассказывали о том, что дети плачут «низом» и мочатся в штанишки. Стае же плачет слезами, открывая, таким об­разом, своеобразный клапан, накапливающий нервное на­пряжение. Плакать в детском саду Стае себе не позволяет, зато дома плачет вдвойне. Такое подчеркнуто хорошее по­ведение в детском саду и подчеркнуто плохое поведение дома отличает детей с нарушениями в нервной системе. Приведем еще один характерный пример.

«Эта плохая мааьык, ёш/тра лшш

Мальчик Игорь, 4,5 лет, свое плохое поведение до­ма объясняет родителям таким образом: «Это плохой мальчик внутри меня». А вот в детском саду Игорь ведет себя очень хорошо, он там хороший мальчик. В детском саду Игорь чаще всего играет один со своей обезьянкой Федей, которую принес из дома. Мальчик, по наблюдениям воспитателей, очень зажатый, не­общительный и тревожный. Дома Игорь не делится ни с кем из членов семьи своими переживаниями, и от этого неожиданней и тревожней однажды прозвучали для родителей заявления и вопросы сына, например такие: «Я умру?!», «А вдруг я в кого-то превращусь?», «В детском саду гадко!» и т. п. В семье Игоря уже не­сколько месяцев «военное положение» в связи с раз­горевшимся конфликтом между родителями Игоря и старшим поколением.

Родители при такой разнице в поведении ребенка в детском саду и дома (хороший — плохой мальчик) очень часто не понимают причину перемены ребенка и пыта­ются всячески воздействовать на свое чадо, как в случае

Проблемы адаптации

со Стасом мама пыталась поговорить с сыном строгим голосом. Выравнивание поведения дошкольника в таких случаях целесообразно проводить в двух направлениях:

1. Найти в детском саду такие занятия для ребенка, ко­торые позволят ему быть самим собой, позволят вы­разить ему самые разнообразные чувства и пережи­вания. Для Стаса и Игоря таким занятием, которое помогло им раскрыть себя, стали игры за ширмой. От лица кукольных персонажей мальчики стали выра­жать не только положительные, но и отрицательные эмоции: их персонажи спорили, ругались, мирились и т. д. Специально для Стаса мы придумали героя сказочных историй по имени Сережа, который без конца плакал. Стасу самому пришлось придумывать различные варианты способов преодоления слез у Сережи. Взглянув таким образом на себя со сторо­ны, Стае стал меньше плакать и расстраиваться дома по пустякам. Такое имя плаксе мы дали не случай­но: имя Сережа начинается с той же буквы, что и имя Стаса. Такое подобие, но не сходство с главным героем помогает, взглянув на свои гипертрофиро­ванно усиленные недостатки, их преодолеть. Что и произошло в нашем случае.

2. Придумать родителям для ребенка способы снятия напряжения, то есть составить своеобразное «меню удовольствий». Так, разговоры со Стасом строгим голосом были на время отменены. Родители Стаса и Игоря поняли, что такое плохое поведение сыновей не детская вредность, а своеобразная психологиче­ская защита в трудной для них ситуации (см. раздел «Жестокость в детско-родительских отношениях и психологические защиты у детей»). В детском саду Стае стал пользоваться туалетом сначала в присут­ствии родителей, а потом и самостоятельно. Заме­тим, что у детей дошкольного возраста протестные реакции при проблемах адаптации захватывают

91  Глава 2. СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ (от 3 до 5 лет )

сферу потребления пищи (ребенок не ест или не пьет ничего в детском саду) и сферу отправления естественных потребностей (тогда ребенок не ходит в туалет в детском саду). Протест звучит таким обра­зом: «Здесь все чужое, я ничего не возьму и ничего не оставлю».

Алиса, 3 года 8 месяцев, для того чтобы сдержать позывы в туалет, легла на пол в группе детского сада и стала кататься по полу. Девочка наотрез отказы­валась ходить в туалет. Дима, 3 лет, заставлял роди­телей ежедневно забирать все свои вещи из детского сада. На прогулку одевался сам и собирал все вещи из своего шкафчика в мешок. Только при таком условии мальчик шел гулять вместе с ребятами.

При подобных реакциях детей понимающее отно­шение взрослых поможет ребенку преодолеть трудности адаптации к детскому саду. Известно, что период посту­пления ребенка в детский сад является нормативным се­мейным стрессом. В функциональной (здоровой) семье период адаптации ребенка к детскому саду проходит до­статочно гладко, а вот в дисфункциональных семьях (се­мьях, которые не могут справиться с проблемами) этот период протекает по-особому. Он зависит от индивиду­альных особенностей самого ребенка и всей семейной системы в целом.

«Нг xrtuj, не оуду!»

Артем, 5 лет. В детском саду отказывается спать в тихий час, хотя дома днем ложится спать без возражений. На приготовления ко сну мальчик реагирует слезами и даже не подходит к своей кро­ватке. Артем ложится спать в углу на мате прямо в одежде, где и засыпает, свернувшись клубочком. Уговоры, убеждения и внушения педагогов по поводу

Проблемы адаптации

целесообразности использования кроватки для сна остались без внимания со стороны мальчика. Педагоги разрешили мальчику спать там, где он хочет, и так, как он хочет.

Воспитанием Артема до шести лет занимались мама и бабушка, в детский сад мальчика отдали для того, чтобы приучить перед школой к коллективу. После первых же дней пребывания в детском саду Артем стал просыпаться ночью с криками: «Не хочу, не буду!», долго плакал по ночам и твердил, что не хочет ходить в детский сад. Каждое утро у мальчика также начиналось слезами по поводу детского сада.

У Артема проблемы адаптации заострились его характерологическими особенностями и нервно- психическими нарушениями: повышенная впечатли­тельность, ранимость, страхи и обостренное чувство собственного достоинства, которое всячески поддержи­вается в семье. Кроме этого, у мальчика выражена не­приязнь к младшему брату, которому 3 года.

Артем говорит про брата: «Я его не люблю, он не мой брат!» (см. раздел «Сибс-конфликты» ). Мама эмоционально выделяет младшего сына, внешне похо­жего на нее, в отличие от Артема, который является, по словам мамы, точной копией своего отца. С папой мальчиков мама развелась два года назад, и именно с этого периода у Артема начались проблемы в эмоцио­нальной и поведенческой сферах: капризность, упрям­ство, расторможенность, грубость и агрессивность по отношению к брату, нарушение правил поведения и т. п.Артем боится темноты и боится оставаться один. Страхи старшего сына мама связывает с пси­хической травмой, которая произошла, когда Артему было четыре года (в доме захлопнулась дверь, и маль­чик сильно напугался, оставшись неожиданно один. Артем не переставал плакать, пока мама не влезла в окно и не спасла сына из заточения).

Глава 2. СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ (от 3 до 5 лет )

Постоянное сравнение мальчиков в семье происхо­дит не в пользу Артема: у него выискиваются недостатки, а у младшего брата подчеркиваются достоинства. Артем реагирует на это сравнение отказом играть с младшим братом. На вопрос «Скажи, с кем ты живешь?» (см. «Се­мейное интервью») Артем ответил, что живет с мамой и бабушкой. Брата не назвал и пояснил: «Он ничего не делает, а зачем его называть?»

С мамой в детском саду были проведены психолого- педагогические беседы, разъясняющие причины пове­дения Артема и рисующие перспективы развития ре­бенка при сохранении к нему в семье прежнего отноше­ния. Изменение отношения к мальчику со стороны мамы (подчеркивание позитивных сторон личности) принесло видимые результаты: мальчик стал в тихий час ложиться спать в свою кроватку и спокойно засыпать. У Артема наладилось игровое взаимодействие со сверстниками в детском саду, дома уменьшилась агрессивность по отно­шению к брату.

TlfVNHHbl -ПЛОХОЙ АДАПТАЦИИ Ь&Ш

Разберем причины плохой адаптации (см. «Сло­варь») детей и пути решения проблем адаптации детей к дошкольному учреждению. Можно выделить три блока причин плохой адаптации детей к дошкольному образо­вательному учреждению.

Первый блок причин связан с особенностями детей. Плохо адаптируются дети, имеющие следующие особенности:

• нервно-психические нарушения;

• эмоциональную чувствительность и впечатлитель­ность, выраженную, тревожную зависимость от ма­тери;

• соматическую ослабленность (соматизация высту­пает как психологическая защита (см. «Жестокость

Проблемы адаптации                                                                                                                                                                                      93

в детско-родительских отношениях и психологиче­ские защиты у детей»));

•         проблемы с едой, сном и туалетом;

•          флегматический темперамент;

•          выраженное левшество;

•          проблемы общения.

Не испытывают затруднений в адаптации эмоцио­нально устойчивые дети, а также дети с недостаточно развитой эмоциональной и интеллектуальной сферой. При эмоциональной неустойчивости дети чаще испыты­вают трудности в адаптации к дошкольному учреждению.

Предлагаем таблицу для быстрой диагностики и коррекции наиболее выраженных проблем у детей, возникающих в период адаптации. В таблице «Нервно- психические нарушения у детей дошкольного возраста» указаны не только характерные признаки нарушений, но и пути решения проблемы.

Таблица 1

Нервно-психические нарушения у детей дошкольного возраста

Признаки Пути решения проблемы

Нервная и соматическая ослабленность у ребенка в детском саду и дома

1. Беспокоен, эмоционально переживает, повышенно чувствителен, раним. Настроение может меняться по непонятной • причине 1. Организация психологической работы с родителями в виде профилактики и коррекции проблем в семейных отношениях
2. Легко потеет, краснеет, бледнеет. Кружится, болит голова, легко возникает рвота. Плохо реагирует на изменение погоды 2. Укрепление нервной и иммунной системы ребенка
3. Плохо и мало для своего возраста спит. Засыпает с большим трудом, спит чутко, просыпается, плохое настроение после сна 3. Чтение сказок перед сном и (или) слушание специально подобранных музыкальных произведений. Тактильный контакт взрослого с ребенком в виде успокаивающих поглаживаний

94                                                                       Глава 2. СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ (от 3 до 5 лет )

Продолжение таблицы

Признаки Пути решения проблемы
4. Утомляется и отвлекается быстрее сверстников. Плохо переносит качели, поездки в автомобиле, жару, духоту 4. Организация оздоровительных и спортивных мероприятий
5. Плохо и мало для своего возраста ест. Различного характера диатезы, аллергии 5. Организация питания детей с учетом выборочного принятия пищи. Сажать таких детей за стол со сверстниками, имеющими хороший аппетит
6. Часто болеет, заболевания легко приобретают статус хронических. Ослаблен иммунитет 6. Использование закаливающих мероприятий, которые нужно начинать летом, когда организм ребенка достаточно укреплен
7. Вес меньше или гораздо больше возрастной нормы, бледный, вялый 7. Предоставление ребенку возможности отдыха в детском саду тогда, когда у него возникает в этом необходимость. Дозирование времени пребывания ребенка в детском саду

Невротические реакции у детей в детском саду и дома, которые могут перерасти в невротическое состояние и в невроз как заболевание

1. Сильно переживает и расстраивается по поводу и без повода 1. Своевременное проявление эмоциональной отзывчивости по отношению к ребенку. Обучение способам выражения своих чувств, проблем и переживаний
2. Раздражителен, с трудом сдерживается и не может терпеть 2. Проявление гибкости в общении с ребенком, отказ от излишней принципиальности
3. Неадекватно реагирует на справедливые замечания, обижается. «На сердитых воду возят, а на дутых — кирпичи» 3. Демонстрирование и обучение моделям бесконфликтного поведения
4. Не уверен ни в себе, ни в других. Боязлив и заражен страхами. «Пуганая ворона куста боится» 4. Вера в возможности ребенка, внушение ему этого, «заражение» своей уверенностью
5. Неадекватно ведет себя: когда надо сдержаться, он, наоборот, возбуждается, а когда надо проявить активность — тормозит 5. Повышение самооценки ребенка, похвала даже за малые достижения

Проблемы адаптации

Окончание таблицы

Признаки Пути решения проблемы
6. Невнимателен и быстро отвлекается 6. Тренировка внимания. Обучение способам расслабления и снятия напряжения
7. С ребенком трудно договориться о чем-либо 7. Психологическая коррекция семейных отношений

Второй блок причин плохой адаптации детей связан с особенностями родителей. Основные особенности ро­дителей, которые мешают детям адаптироваться к дет­скому саду:

• конфликтность;

• проблемы взаимоотношений;

• дефекты воспитания;

• недостаточно сформированный навык общения;

• хроническое чувство усталости;

• тревожно-мнительная фиксация болезненных ощу­щений.

У матерей неадаптированных девочек выявлены сле­дующие особенности (по данным А. И. Захарова, 1997):

• нетерпимость к чужому мнению;

• чрезмерная настойчивость в осуществлении своих желаний (настырность);

• подозрительность и настороженность в контактах, склонность к предвзятым оценкам и категоричным суждениям;

• неуверенность;

• тревожно-мнительные черты характера.

У матерей неадаптированных мальчиков отмечают­ся следующие особенности (по данным А. И. Захарова, 1997):

• большое количество жалоб;

• хроническое чувство усталости и недомогания;

• тревожно-мнительная фиксация болезненных ощу­щений;

Глава 2. СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ (от 3 до 5 лет )

• ипохондрический настрой, который выражается в том, что мать считает ребенка нездоровым.

Дети дошкольного возраста усваивают особенности поведения родителей. Непроизвольное усвоение детьми рассмотренных черт характера родителей осложняет от­ношения со сверстниками и затрудняет адаптацию к до­школьному учреждению.

Третий блок причин связан с особенностями лич­ности педагогов и с особенностями всего дошкольного учреждения. Основные особенности:

• негибкий режим дошкольного учреждения;

• отсутствие индивидуального подхода к ребенку со стороны педагогов;

• частая сменяемость воспитателей;

• большое количество детей в группе;

• высокий шумовой фон в группе детского сада;

• неудовлетворительное состояние нервной системы педагога;

• левополушарная направленность воспитания и обу­чения;

• авторитарность педагога;

• недостаточная компетентность педагогов в вопро­сах, связанных с психологическими особенностями детей.

«Мне, трудна пить!»

Ваня, 4,5 года, средняя груп­па. Мальчик волнуется в связи с тем, что надо идти в детский сад, и жалуется на тошноту по утрам перед детским садом: «Я не хочу идти в детский са­дик! Мне трудно жить!» Часто плачет в детском саду и пригова­ривает: «Что мне делать с этой

Проблемы адаптации

системой — мне дети не нравятся!» Ваня сторонит­ся сверстников, особенно сверстников своего пола — шумных, резких и подвижных мальчиков он предпо­читает обходить стороной.

Одной из причин такого поведения является то, что мальчик воспитан исключительно среди взрослых, не имеет абсолютно никакого опыта взаимодействия со сверстниками. Со старшими детьми и благожелательно настроенными взрослыми Ваня общается без затруд­нений. Педагогов настораживают и совсем не детские интересы малыша: например, он всегда в курсе полити­ческих событий, происходящих в стране. Причем осо­бый интерес вызывают у Вани события трагические, конфликтные и скандальные, их он готов обсуждать часами.

Ваня отказывается идти на физкультурные занятия: «Я не смогу на физкультуре!» Мальчик плохо развит фи­зически, физическим упражнениям предпочитает интел­лектуальные игры и беседы. Когда в детский сад приехал театр и дети собрались в зале, то Ваню пришлось увести в группу, поскольку он начал волноваться, переживать, говорить, что очень боится театра. Оказалось, что год на­зад Ваня с отцом был на новогодней елке и сильно испу­гался Бабы Яги. С тех пор театр стал запретным местом для Вани — он его панически боится.

С родителями Ваня общается исключительно на ин­теллектуальном уровне: беседы, рассуждения, диспуты и т. п. Ваня (поздний, единственный и долгожданный ребенок) появился на свет тогда, когда при другом жиз­ненном сценарии у родителей Вани могли бы быть уже и внуки. В семье Вани не принято проявлять искренние, непосредственные чувства, а уж баловству и шумным играм нет места и подавно. Неудивительно, что самым хорошим и приятным, что Ване запомнилось, является тот случай, когда «папа носил на себе!».

4 Зак. 1740

Много времени мальчик проводит со своей бабуш­кой и ее сестрой. Эти две уже немолодые женщины и смотрят вместе с мальчиком все передачи про события в стране и в мире. Выбирая для просмотра передачи, ко­торые еще сложно усвоить дошкольнику, и обсуждая в присутствии мальчика особо страшные истории, бабуш­ки поспособствовали заражению мальчика страхами. На ситуацию пожара в соседней квартире (загорелась лоджия) бабушки отреагировали таким паническим страхом, что с тех пор Ваня стал бояться не только по­жара, но и любых шорохов на лестнице.

Можно посочувствовать мальчику Ване в этой си­туации. Ведь ему действительно трудно жить, посколь­ку и сверстники кажутся опасными, и на физкультуру надо ходить, и театр приехал — это все страшные, опас­ные, незнакомые Ване ситуации. А когда в детском саду объявили о том, что дети будут ходить в бассейн, то это объявление стало катастрофой для Вани. Заявление до­школьника: «Мне трудно жить!» звучит как крик о по­мощи: «Помогите мне!»

Этому мальчику оказывалась психолого-педагоги­ческая помощь в течение всего его пребывания в дет­ском саду. Особое внимание было уделено психологиче­ской коррекции страхов и нейтрализации последствий психической травмы: пожара (см. рис. 3). Однажды Ваня сочинил историю про крота, который неожиданно встречается с опасностями. Эта история очень помогла мальчику, поскольку Ваня стал сначала придумывать разнообразные продолжения этой истории, а потом и проигрывать ее с педагогом. К игре подключились свер­стники мальчика, и вскоре у Вани появилась подруж­ка Ася. Сначала в своей истории про крота Ваня был вторым колесом от машины, и только спустя некоторое время стал брать роль героев, с которыми встречался крот.

Проблемы адаптации

Рис. 3

ПАМЯТКА МЯШАГОГО0

«что нужно а^лать мя тШИЯТТЯОШМ

АДАПТАЦИИ К ДОШКОЛЬНОМУ

omSOfl/tfFAbHOMy учяш^иию»

© Организовать проведение индивидуальных бесед и консультаций (см. «Памятка для педагогов по кон­сультированию родителей») с родителями трудно адаптируемых детей на предмет выяснения харак­тера семейных отношений. Беседы и консультации с родителями необходимо направлять на осознание причин плохой адаптации и поиск совместных пу­тей решения проблемы. Вопрос, на который необ­ходимо найти ответ совместно с родителями: «Что нужно сделать для того, чтобы ребенку было хорошо в детском саду?»

Глава 2. СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ (от 3 до 5 лет )

© Разработать программу рекомендаций для каждо­го конкретного ребенка и совместно с родителя­ми обозначить конкретные сроки ее реализации. Средние сроки адаптации при отсутствии откло­нений в нервно-психическом и соматическом со­стоянии ребенка определяются возрастом ребенка.

• С целью предупреждения нервных расстройств и последующего негативного отношения к детскому учреждению рекомендуется, в случае нервной и со­матической ослабленности отдавать в них мальчи­ков не ранее 3,5 — 5 лет, а девочек не ранее 3 — 4 лет, учитывая большую привязанность мальчиков к матери. Необходимо помнить, что потребность в общении со сверстниками появляется после 4 лет (см. «Проблемы общения со сверстниками»). Для нервно-соматически ослабленных детей необхо­дим свободный режим посещения детского сада, для того чтобы исключить утомляемость детей и позволить им постепенно включаться в жизнь дет­ского сада.

© В группе необходимо создать индивидуальный под­ход с учетом интересов, склонностей и особенно­стей психологического состояния ребенка.

© Педагогу необходимо учитывать стиль семейного воспитания ребенка. Например, при гиперопеке в семье на первых порах и в детском саду ребенку не­обходимо повышенное внимание.

© Организовать индивидуальную и подгрупповую ра­боту педагога (психолога) с детьми, имеющими про­блемы общения. Подключать ребенка в игры с пред­почитаемой подгруппой общения для завязывания контактов.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.