Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ОГЛАВЛЕНИЕ 2 страница



«Мак ncMjMiuocb,

та л ххш) ра$&еаписъ с лиряеис...»

Вопрос, заданный педагогу в раздевалке детско­го сада: «Так получилось, что я хочу развестись с му­жем. Понимаете, я встретила другого человека, с которым планирую связать свою судьбу. Он согласен удочерить моего ребенка, девочку Катю двух лет. Не

Глава 2. СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ (от Здо5 лет)

знаю, как развод повлияет на нашу дочку, она очень любит родного папу. Надо ли объяснять девочке, что у нее теперь будет другой папа? Как девочка пережи­вет наш развод, не отразится ли он негативно на ее психическом здоровье? А как называть девочке того человека, который теперь будет фактически рас­тить ее вместе со мной? Папа?»

Развод в любом случае негативно скажется на ва­шей девочке, даже если вам будет казаться, что все идет по-прежнему (см. «Психологическая помощь детям при дисгармонии в семейных отношениях»). Развод раз­рушительно влияет на психику ребенка, он разрушает основу семьи, так необходимую маленькому ребенку. Если девочка очень любит родного папу, подумайте, а стоит ли разрушать эту связь двух родных сердец? Воз­можно, что девочка сможет полюбить и вашего нового избранника, тогда вашей дочке чрезвычайно повезет, у нее будет двое значимых, любимых и любящих ее муж­чин. Как называть человека, который станет ее растить, %

предоставьте определиться вашей дочке (дети чрезвы­чайно наблюдательны и мудры); скорее всего, в этом воз­расте будет звать «папа». Объяснить девочке появление вашего избранника придется, но лучшим вариантом бу­дет все-таки правда, дети так чувствительны ко лжи, за­малчиванию и неискренности взрослых. Пусть ситуация развода станет для Кати ситуацией появления большего количества любящих девочку родственников.

страхи у ьшк

што шшгк

Ъарлишя тоже jafrepem!»

Даня, 3 года. Посто­янно говорит всем взро­слым про Бармалея. Ма­лыш утверждает, что его может забрать Бармалей. Более того, уверяет взрос­лых в детском саду и дома в том, что их жизнь тоже в опасности: «Тебя

%

Бармалей тоже заберет!» Разговоры с мальчиком о том, что Бармалея нет, не помогают. Что проис­ходит с ребенком и как относиться к такому по­ведению малыша?

Такое поведение мальчика говорит о том, что страх для него представляет слишком большую угрозу. Даня пытается справиться со своим страхом. Мальчик нуж­дается в психологической помощи взрослых, о чем и говорит им по-своему: «Тебя Бармалей тоже заберет!» От взрослых малыш ожидает, что они покажут, как мож­но справиться с Бармалеем, что они, взрослые, Бармалея не боятся! В этом возрасте детям уже понятно, что опас­ность уничтожается, убирается, как грязь снимается мо­крой тряпкой: «Только что была, и нет ее!»

Глава 2. СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ (от Здо5 лет)

Можно с уверенностью предположить, что пробле­мой в данной ситуации являются взаимоотношения сына и отца. Ведь страх, который зафиксировался в сознании Дани, — это, прежде всего, образ злодея мужчины, а зна­чит, мальчику что-то непонятно и неясно именно в отно­шениях с отцом. Отец в семье, первый и самый близкий мужчина для ребенка, дает уроки уверенности, силы, мужества. Как оказалось, отец Дани чрезвычайно занят работой. Кроме этого, родителями Дани уже в течение нескольких месяцев обсуждается тема развода.

Чем можно помочь Дане в сложившейся ситуации? Прежде всего, откликнуться на слова мальчика: «Тебя Бармалей тоже заберет!» Мальчику можно предложить игру: «Хочешь, Даня, мы сейчас в это будем играть. Ты будешь Бармалеем, который меня заберет, а я тебя буду очень сильно бояться!» Играть необходимо с соблюдени­ем особой технологии и правил (см. «Страхи у детей»). Пусть малыш в игровой ситуации победит Бармалея столько раз, сколько ему понадобится. Но это только частичное решение проблемы, поскольку на смену Бар­малею придет Кощей, Робот, Жук и т. п., а потом и за­пасная часть Кощея — Черная Рука. Все эти страхи явля­ются показателем проблемных, напряженных отноше­ний в семье. В данном случае родителям нужно понять, что в той семейной атмосфере, в которой находится их единственный сын, происходит невротизация ребенка. Навязчивый страх Бармалея — это невротический сим­птом, и до невротического состояния остался один шаг. %

<^Нта деиат, ведь скора полёятсг луш?»

Мама девочки 3 лет обратилась к педагогу дет­ского сада с проблемой: «Мой ребенок очень боится ле­тающих насекомых (даже мелких мошек). Она пла­чет, убегает и (пока не забудет) не идет туда, где насекомое видела. Все разговоры с ней заканчиваются

Страхи у детей раннего возраста

фразой: „Я не боюсь, скажу «кыш» — и она улетит но результат остается прежним. Что делать, ведь скоро появятся мухи?»

Мама в данном случае совершенно правильно бес­покоится. Девочка пробует решить трудную для нее си­туацию преодоления страха летающих насекомых, но пока безрезультатно.

Замечу, что очень хорошо то, что девочка говорит: «Я не боюсь, скажу „кыш" — и она улетит». Такое сме­лое заявление свидетельствует о том, что до смелого по­ступка осталось совсем немного. Девочке необходимо помочь конкретизировать свой страх: рисунком, игруш­кой мухи, чтением сказки (например, «Муха-цокотуха»), проигрыванием историй про летающих насекомых (де­вочке предложить роль мухи, роль девочки, которая бо­ится мошек, роль девочки, которая не боится мошек, и т. д.). Но ни в коем случае не надо заставлять ребенка, не надо усердствовать в преодолении страха без готов­ности к этому девочки (см. «Страхи у детей 5 — 7 лет»).

ожиданиям годитшй

«Я не deiavca, а мальчик!»

Лена, 3 года, младшая девочка в семье, где у «ее есть старший брат Игорь (10 лет). На месте Лены все хотели видеть мальчика, особенно ждал братиш­ку Игорь. Новость о том, ч/по родилась сестренка, Игорь воспринял очень странно: он, ничего не говоря, пошел и лег спать. Игорь уснул глубоким сном и про­спал целые сутки (мальчика не могли разбудить). Несколько месяцев Игорь не подходил к сестре. Сейчас мальчик смирился с тем, что у него есть сестренка, а не братишка, однако постоянно напоминает Лене, что мама его, Игоря, любит больше, чем ее, Лену.

Девочка Лена, которая не предпочитает одежду, характерную для мальчиков, да и играть любит в ку­клы, вдруг стала утверждать, что она мальчик: «Я не девочка, а мальчик! Вырасту, буду дядей, папой!» Такое заявление было сделано Леной и дома, и в дет­ском саду. Надо отметить, что Лена очень привязана к маме, которая тяготится этой привязанностью, го­ворит, что Лена часто ее раздражает, и характери­зует дочь как «прилипчивую». Папа, занятый обеспе­чением материального благополучия семьи, практиче­ски не принимает участия в воспитании детей. Лена пыталась воздействовать на родителей капризами, однако они быстро пресекались. У девочки оставался один выход — стать мальчиком, которого так хотел старший брат! «Тогда, может быть, мама меня будет любить, так же как и Игоря!» — такая логика под­толкнула Лену к столь отчаянному заявлению.

Несоответствие пола ребенка ожиданиям родителей

Изначально несоответствие пола ребенка тому, ко­торый ожидали родители и Игорь, потом непринятие со стороны брата, эмоциональная холодность матери — все эти проблемы, которые не в состоянии решить девочка в 3 года, стоят за ее заявлением. Именно их решением необходимо заняться, тогда желание стать мальчиком у Лены пройдет само собой. Заметим, что в возрасте трех лет дети еще убеждены, что пол можно легко изменить: «Была девочкой, а теперь захотела и буду мальчиком!»

Подобные заявления детей нельзя оставлять без внимания. Необходимо проанализировать семейные от- ношения и в случае необходимости оказать психолого- педагогическую помощь семье. В данном случае в такой помощи нуждается вся семья, в особенности Игорь, по­догревающий ситуацию своими словами о любви мамы к нему.

-психологическая несовместимость

с тшои

Психологическая несовместимость с ребенком очень часто выражается в раздражении, которое вызы­вают те качества ребенка, которые не принимаются, на­пример, у супруга.

«Она упрямая, как папа!»

В этой семье двое детей: девочка Кристина и мальчик Женя. Разница между детьми совсем неболь­шая, всего лишь 1 год 5 месяцев. Удивление педагогов вызвало то раздражение, которое родители выпле­скивают на своих детей в раздевалке детского сада. Когда мама забирает детей, то можно услышать про Кристину, что она «упрямая, как папа», а про Женю, что он «медлительный и ворчливый, как его отец». Зато когда папа забирает детей, то про Кристину мы слышим, что «она нервная и капризная, как мама», а про Женю — что «он, как мама, обидчивый».

Родители этих детей демонстрируют, прежде всего, психологическую несовместимость друг с другом. Мама рассказала нам о том, что она по темпераменту быстрая и к тому же «жаворонок», любит вставать ни свет ни заря. А вот ее супруг, которого она любит, полная про­тивоположность: и засиживается с делами до глубокой ночи, и делает все так медленно, что мама призналась: «Я бы водой его облила за это!» Когда мы поинтересова­лись, не исполняла ли она эту угрозу, то оказалась, что

действительно, ее супруг однажды был ею облит холод­ной водой за свою медлительность, за то, что утром бук­вально спал на ходу. Попытки супругов расстаться друг с другом на Два месяца ни к чему не привели, любовь оказалась сильнее.

Очень кстати в семье подросли дети, которые стали использоваться обоими супругами для того, чтобы вы- плеснуть свое раздражение и напряжение. Недоволь­ство друг другом и мама, и папа направляли и на дочку, и сына. Такое воспитание дало результаты: оба ребенка заикаются, а Кристина еще и сосет палец.

Что можно сделать в данной ситуации?

© Провести беседу с обоими родителями на тему взаи­мосвязи невротических нарушений у детей (заика­ние и сосание пальца) с психологическим климатом в семье (в частности, с супружескими отношениями).

© В первые 3 — 5 лет супружеской жизни происходит притирка характеров и темпераментов, чего не про­изошло между родителями Кристины и Жени. Ро­дителям необходимо указать на этот важный аспект супружеской совместимости.

© Родителям контролировать свои желания в выра­жении недовольства детям. Если недовольство на­правлено на супруга («она упрямая, как папа»), то приберечь это недовольство для супруга.

т1р0шмм адаптации

ЪоагШатемннца, отобрала Ъутш&ису

Девочку Дашу, 2 года 7 месяцев, лш.иа привела в детский сад после болезни. Даша долго капризничала в раздевалке и согласилась пойти в группу детского сада только вместе с бутылочкой, в которой пле­скались остатки минеральной воды. Эту бутылоч­ку девочка получила от родителей вечером, долго с ней играла и утром захватила с собой в детский сад. Мама попрощалась и отдала девочку вместе с буты­лочкой в группу.

Часто принесенные в детский сад вещи вызывают справедливое опасение педагогов в целесообразности их нахождения в дошкольном учреждении, что и произо­шло в данном случае. Воспитательница отобрала буты­лочку, в чем формально была права, ведь педагог отвеча­ет за жизнь и здоровье детей прежде всего, а принесен­ная вода явно сомнительного качества. Однако реакция девочки в виде плача и расстройства настроения закре­пилась на следующее утро и вылилась в нежелание посе­щать детский сад вообще и в особенности когда работает воспитательница, отобравшая бутылочку.

Возможно, правильной реакцией педагога на при­носимые из дома вещи было бы не отбирание и возвра­щение их родителям, а отвлечение ребенка. В данном случае Дашу легко отвлечь интересными играми и заня­тиями, поскольку в возрасте 2 — 3 лет внимание ребенка легко переключается. Нелишним будет и обсуждение с родителями девочки того, какие именно вещи и игрушки

Проблемы адаптации

следует приносить в детский сад. Дети часто приносят, например, в детский сад игрушки, и эти игрушки служат своеобразными якорями, помогающими детям устоять в сложном и новом для них мире детского сада, где все не так, как дома, и нет рядом любимых мамы и папы.

младший, средний, старший или единственный?

Все мы получили в детстве от своих родителей какую-то роль. Это может быть полученная сразу при рождении роль младшего или единственного ребенка, а может быть и роль старшего, которая досталась трудно, и пришлось пережить немало, прежде чем так характер­ное для старших детей чувство ответственности не стало чертой характера. Младший ребенок, так же как и сред­ний, никогда не переживал ситуацию единственного ребенка, которому родители отдают все внимание, всю заботу, всю любовь.

Например, Аня, старшая девочка 6 лет, несмот­ря на то что ей приходится мыть посуду в дежурство младшей сестренки 4,5 лет («Яна не моет, прихо­дится мне мыть, я боюсь, что папа будет кричать» ), сказала, что «не хотела бы быть младшей, так как старшей покупают новые вещи».

В то же время младтттий ребенок более самоуверен и оптимистичен, поскольку не испытал «свержения с престола», как старший. У среднего ребенка уникальная двойная роль — он получил при рождении роль младше­го ребенка, а потом получил и роль старшего по отно­шению к родившемуся маленькому. Получив срединную роль, он оказался между двух огней: между старшим и младшим. Их конфликты он рано научился сглаживать, и эта роль миротворца многому научила его, он стал пси­хологически мудрым в вопросах взаимоотношений лю­дей. По этой причине из средних детей могут получиться

Младший, средний, старший или единственный?

хорошие воспитатели. Ведь средние дети познают в ран­нем детстве науку общения, и формулу бесконфликт­ного общения они осваивают гораздо раньше старших, младших и тем более единственных детей. Необходимо заметить, что у средних детей повышена адаптивность к различным условиям и ситуациям. Средние дети менее эгоцентричны, более открыты опыту, легче коопериру­ются с другими и более настойчивы и коммуникабель­ны. Можно отметить, что педагогу и родителю, если он является, к примеру, младшим ребенком, легче устанав­ливать отношения со старшими детьми, а педагогу или родителю, который испытал на себе роль старшего ре­бенка, гораздо легче установить отношения с младшими детьми. Та же тенденция прослеживается и в супруже­ских отношениях.

Взрослым, занимающимся воспитанием детей, важ­но правильно расставлять акценты в воспитании млад­шего, среднего, старшего или единственного ребен­ка. Родителям и педагогам необходимо знать, что роль среднего ребенка и единственного ребенка может быть социально-психологическим фактором риска возникно­вения нервно-психических заболеваний. Для среднего ребенка такая ситуация может возникнуть при его про­межуточной позиции в семье. В семье, где первым ро­дился мальчик и вторым тоже родился мальчик, а третьей появилась на свет долгожданная девочка, такая промежу­точная позиция будет у второго мальчика. И наоборот, при рождении первой девочки и второй девочки появ­ление долгожданного мальчика делает промежуточной позицию второй девочки. Все главные роли «любимого мальчика» и «любимой девочки» в семейном театре под названием «Моя жизнь среднего ребенка» распределе­ны далеко не в пользу среднего ребенка.

Роль единственного ребенка сложна уже тем, что ему приходится постоянно соответствовать ожиданиям родителей. В такой ситуации неблагополучие нервной

2 Зак. 1740

34                                                                                        Глава 2. СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ (от Здо5 лет)

системы, с одной стороны, и издержки воспитания в виде излишних требований — с другой, способны лег­ко запустить механизм возникновения невроза у един­ственного ребенка. Это сначала изредка возникающие реакции нарушения поведения в виде капризов, пере­ходящих в истерики, в виде страхов и опасений. Потом такие реакции ребенка становятся достаточно частыми, переходя в невротическое состояние.

Девочка Jlepa, 2 года 6 месяцев, единственный ре­бенок в семье, каждый день, когда шла с мамой домой из детского сада мимо заветного ларька (в нем про­давались интересные игрушки и вкусные сладости), устраивала одну и ту же сцену: она подходила к ларь­ку и молча падала на землю.

Единственный ребенок самолюбив и эгоцентричен, сильно реагирует на неудачи и поражения. В общении единственный ребенок испытывает большие трудности при вступлении в контакт со сверстниками и менее спо­собен к сочувствию по сравнению с младшими, стар­шими и тем более средними детьми. Отметим, что в си­туации развития единственных детей есть и свои поло­жительные стороны. Прежде всего, единственные дети лучше обеспечиваются материально, и родители имеют гораздо больше возможностей развивать способности своего единственного ребенка. Единственные дети име­ют более высокий уровень интеллекта, самооценки, по­требности в успехах и достижениях. Первенцы (старшие и единственные дети), взаимодействуя больше с родите­лями, чем рожденные позднее братья и сестры, имеют преимущества в интеллектуальном развитии.

Поведение и воспитательная стратегия родителей меняются, а не остаются неизменными по отношению к младшему, старшему, среднему или единственному ре­бенку. Смена стиля воспитания родителей отрицательно

Младший, средний, старший или единственный?

сказывается на психическом здоровье ребенка, провоци­руя появление у него такой черты характера, как упрям­ство. Мы выделили характерные особенности семейного воспитания детей дошкольного возраста в зависимости от порядка их рождения (Алексеева Е. Е., Котлова А. А., 2005). Оказалось, что порядок рождения ребенка в боль­шей степени влияет на материнскую, а не на отцовскую стратегию воспитания.

Можно выделить следующие особенности воспита­ния детей:

• Матери по отношению к единственным и старшим детям больше склонны к резкой смене стиля, приемов воспитания, чем по отношению к младшим детям.

• Родители больше склонны к колебаниям в воспита­нии старших мальчиков.

• Матери чаще видят свои отрицательные черты ха­рактера и слабости именно в своих старших детях.

• Единственным дочерям родители уделяют гораз­до больше времени, сил и внимания, стремятся к максимальному и некритическому удовлетворению потребностей единственных дочерей, чрезмерно балуют их по сравнению с младшими и средними девочками. А вот в отношении младших дочерей ро­дительское внимание наиболее сбалансировано.

Приведем пример.

плачем,, лип не xctiuui хамить i детаеше сад!»

Мама единственной дочери Ксюши, 3,5 года, так говорит про адаптацию девочки в детском саду: «Мы плачем, мы не хотим ходить в детский сад!» Такое слияние матери с проблемами дочери затрудняет адаптацию девочки к детскому саду. Помимо этого, проекция мамой своих нежелаемых качеств на дочь

36                                                                                        Глава 2. СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ (от Здо5 лет)

(«Я была упрямая и сейчас тоже!», «Я была необщи­тельная, забитая, в нашей семье никто не здорова­ется!» ) осложняет отношения матери с дочерью. Ксюша на все реагирует очень эмоционально, часто устраивая маме истерики исключительно для того, чтобы добиться своего. Мама Ксюши испытывает растерянность, не зная, как нужно воспитывать девочку, и признается в своих опасениях: «Я боюсь, что она будет плакать сильно!», «Мы воспитани­ем не занимаемся, так как Ксюше не объяснить!» Недостаточность требований и запретов, как у ма­тери, так и у отца Ксюши, по отношению к своей единственной дочери создали в семье ситуацию, ко­гда девочке все можно. А ведь требования и запреты являются неотъемлемой частью воспитательного процесса, они устанавливают, чего ребенок не должен делать. Как за спасительную соломинку родители Ксюши часто хватаются за ремень (ремня девочка очень боится).

Чувства родителей к своим детям также отличаются в зависимости от порядка рождения ребенка:

• По отношению к младшим детям родительские чувства более развиты. Это объясняется тем, что инстинкт материнства и отцовства у родителей уси­ливается с увеличением их возраста и опыта.

• При воспитании старших детей родители острее чувствуют самопожертвование и страх причинить вред ребенку.

• Наименьшее напряжение у родителей вызывает воспитание младших детей.

• Все сказанное выше относится и к мальчикам, и к девочкам, но по отношению к девочкам выражено сильнее.

У старших детей дошкольного возраста, как у дево­чек, так и у мальчиков, матери больше предпочитают качества, присущие девочкам. Такая установка может

Младший, средний, старший или единственный?

негативно отразиться на воспитании старших мальчиков (в крайнем варианте это дисгармоничное воспитание в виде эмоционального отвержения), и на воспитании старших девочек (в крайнем варианте это дисгармонич­ное воспитание в виде потворствующей гиперпротекции (повышенное внимание)).

Мама сравнивает поведение сына и младшей до­чери: «Покоя мне с Алешей не было: по стенке лазил, с пианино прыгал, сидел в баре, в чайник бросал рис. У мальчика было раннее развитие моторики: в 4 ме­сяца сел, в 5 месяцев встал, в 6 месяцев пошел, а в 10 месяцев побежал. Он не пошел, а именно побежал! К моему счастью, Алена совсем не такая».

Зависимость старших детей от матери отмечают не только их матери, но и отцы. Зависимость ребенка от ро­дителей в большей мере поощряют отцы и матери стар­ших девочек.

Родители по-разному предъявляют требования и применяют наказания в зависимости от порядка рож­дения ребенка. Можно выделить следующие закономер­ности:

• Отцы и матери более строги со старшими детьми вне зависимости от пола, а наименее строгое воспи­тание получают единственные дети.

• К старшим мальчикам родители предъявляют гораз­до больше требований, чем к младшим и единствен­ным мальчикам. (К старшим девочкам это относится в меньшей степени.)

• По отношению к единственным дочерям родители предпочитают либо вовсе обходиться без наказа­ний, либо применяют их крайне редко.

• Матери и отцы по отношению к старшим детям (в от­личие от родителей единственных детей) при воспи­тании настроены на то, чтобы подавлять волю детей.

Юн £мте мне!»

Глава 2. СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ (от Здо5 лет)

Отец двух мальчиков выделяет младшего сына перед старшим. Антон, 4 года, похож по характеру на своего папу. Папа так и говорит про него: «Он ближе мне». Старший мальчик Вася, 5 лет 8 меся­цев, ревнует младшего к отцу и срывает свою злость на брате, которым отец постоянно занят. Вот одна из историй, сочиненных Васей в детском саду. В ней мальчик ищет защиты вовсе не у папы, который груб и несправедлив по отношению к своему старшему сыну. Да и сам папа больше напоминает главного от­рицательного героя рассказов мальчика — ядовитого паука. «Жил-был паук ядовитый. Жил-поживал, и однажды ему есть захотелось. Пошел он искать до­бычу. Идет, идет, и увидел мальчика. Паук за куст спрятался и стал поджидать, когда мальчик подой­дет к кусту. А мальчик был на пружинках, он взял и куст перепрыгнул. Мальчик пожаловался Арнольду Шварценеггеру. Идет Арнольд Шварценеггер, и ви­дит: паук под кустом. Захотел он его убить. Взял меч и размахнулся прямо на паука, и паук на мелкие ку­сочки разлетелся. Мальчик больше не боялся паука».

Отношения между родителями также зависят от ко­личества детей в семье и их пола:

• Отцы двоих детей уделяют меньше внимания своим женам, чем отцы единственных детей. Так считают не только матери, но и сами отцы. Вполне вероят­но, что двое детей делают проблему материального обеспечения семьи более напряженной, вынуждая отцов больше времени проводить вне дома.

• Отцы и матери двоих детей отмечают меньшую раз­дражительность, чем родители единственных детей.

• В семьях, где воспитываются мальчики, доминиро­вание матери выражено слабее, чем в семьях, где воспитываются девочки. Можно предположить, что

Младший, средний, старший или единственный?

власть матери и ее влияние на мужа укрепляется за счет образования женской коалиции. Родители в разной степени пытаются ускорить раз­витие ребенка в зависимости от его пола и очередности рождения:

• Родители старших и младших мальчиков стремят­ся ускорить развитие своих детей, порой требуя от них того, что те выполнить не в силах. В некоторых случаях это может негативно отразиться на психи­ческом здоровье детей.

• При воспитании старших девочек родители более навязчивы и пытаются ускорить процесс развития своих дочерей.

Здесь нужно отметить, что многим родителям очень хочется, чтобы их ребенок скорее пошел, скорее загово­рил, скорее научился читать, писать и т. д. Но немногие задумываются о тех последствиях, к которым может при­вести ускорение развития. Приведу ответ на характер­ный для многих родителей вопрос о раннем развитии.

«Не хотелось ftfi опоздать»

Объясните, есть ли необходимость ран­него развития ребен­ка? Много слышала о необходимости обу­чать чтению с трех лету да и с английским языком не хотелось бы опоздать. Моей дочери уже три года, подскажите, пора ли нам уже учиться чи­тать? У моей знакомой девочка трех лет уже читает

целыми словами и занимается английским языком.

Ответ на этот вопрос необходимо искать в возмож­ностях ребенка. В связи с этим диагностика способностей

ребенка является необходимым компонентом проблемы раннего развития детей. Но в любом случае раннее раз­витие ребенка всегда происходит за счет резервов его ор­ганизма, нанося скорее вред, чем пользу, психическому развитию. Настаивая на раннем развитии, родители хо­тят, чтобы их ребенок успел как можно больше, преуспел в чем-то лучше своих сверстников. А этого не происходит, поскольку, по статистике, дети, опережающие в развитии сверстников в первые годы жизни, впоследствии заторма­живаются в своем развитии.

Одна из педагогов, которая была старшим ребенком в своей семье, с болью в голосе сказала про себя: «Я во­обще никогда не была маленькой. Я в три года, когда ро­дился младший брат, сразу стала большой».

Наибольшее напряжение у родителей вызывает вос­питание старших девочек, тогда как с младшими дочерьми родители испытывают наименьшие трудности. В отноше­нии мальчиков такая закономерность не прослеживается.

Отношения со сверстниками у детей складываются по-разному в зависимости от их порядка рождения:

• Большинство детей, являющихся в семье единствен­ными и старшими, имеют довольно высокий статус в группе сверстников.

• Среди младших детей довольно высокий процент не­благоприятного положения в группе сверстников.

• Старшие девочки могут пытаться компенсировать не вполне благоприятные отношения в семье благо­приятными отношениями со сверстниками. Перечисленные особенности семейного воспитания,

родительские установки и реакции в зависимости от по­рядка рождения детей могут помочь педагогу наметить ряд профилактических и коррекционных мероприятий для родителей старших, младших и единственных детей. Необходимо отметить, что старшие дети в большей сте­пени нуждаются в превентивных мерах по укреплению и сохранению психического здоровья.

Младший, средний, старший или единственный?

Приведем историю старшей девочки, которая, став взрослой, выбрала профессию воспитателя детского сада: «Мой брат родился, когда мне было 6 лет. Пока мама была в роддоме, я находилась в кру­глосуточном детском саду. Это было первый раз в моей жизни. Я сильно переживала и плакала у окна. В итоге после этого переживания у меня появился энурез, который продолжался, пока мне не исполни­лось 10 лет».

Предлагаем памятки для педагогов и родителей, кото­рые написаны от лица младшего, старшего, среднего или единственного ребенка. Этот ребенок хочет докричать­ся до своих родителей, хочет помочь им, хочет подска­зать своим родителям и педагогам, как его воспитывать.

-ламятка-мя шмот и роаитшй

-по ВОСПИТАНИЮ МЛАДШЕГО ШШк

© Воспитывайте у меня чувство ответственности, это чувство я часто замечаю у старшего. Я тоже хочу за кого-то или за что-то отвечать. © Я не боюсь рисковать, ведь у меня есть надежный тыл из старшего и родителей. Оберегайте меня от слишком рискованных поступков, ведь я могу по- страдать.

© Когда мне часто напоминают о том, что я младшень­кий, я начинаю об этом задумываться и извлекать для себя пользу в виде поблажек, психологических выгод и т. п. Я и сам знаю свою роль младшего ре­бенка, не надо делать на этом акцент. © Я быстро привыкаю к помощи окружающих. Это бу­дет мешать мне, когда я повстречаюсь с серьезны­ми препятствиями, я буду ожидать и даже требовать поддержки.

© Я часто не стремлюсь лидировать среди сверстни­ков и поэтому могу оказаться на последних ролях.

Глава 2. СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ (от Здо5 лет)

Помогите мне поверить в себя, в этом вопросе мне нужна поддержка.

© Мне необходимо свое личное пространство, свои игрушки, своя комната и т. д. Наша дружба со стар­шим будет от этого только крепнуть.

ПАМЯТКАМЯ ТТеЛАГОГО? И ГОЩШЯ

-по воспитанию crAfiu^ro тш*

© На меня всегда можно положиться, но я так устал от этой ответственности, которая постоянно ложится на мои хрупкие плечики. Я ребенок, а чувство от­ветственности за младшего — это такое взрослое чувство. Я тоже еще ребенок!

© Мне приходится постоянно взвешивать свои поступ­ки и слова, думать о том, как воспримет их младший, не научится ли он у меня плохому. От этого я пере­стаю быть самим собой, я теряю непосредственность и становлюсь не по годам взрослым. Я еще буду взрос­лым, а сейчас помогите мне оставаться ребенком.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.