|
|||
ОГЛАВЛЕНИЕ 10 страницаДома девочка по утрам капризничает, встает в 5 утра и требует особой одежды в детский сад. Ира — младшая девочка, в семье есть еще две девочки: Настя 9 лет и Юля 7 лет. Родители Иры очень надеялись на 178 Глава 3. СТАРШИЙ ВОЗРАСТ (от 5 до 7 лет ) рождение мальчика. Надежда не оправдалась, и в третий раз родилась девочка. Папа — сторонник жесткой дисциплины, часто берется за ремень, и Ире достается больше всего. Родители ссылаются на нехватку времени и сил, которых хватает только для того, чтобы накормить детей. Часто выяснение отношений между родителями в семье Иры происходит при помощи крика. Последнее время кричать, чтобы выяснить отношения между собой, уже стали старшие Ирины сестры. В свободное время Ира охотно рисует. Чаще всего это рисунки страшных снов, в которых воспитательница ей не помогла и ушла с детьми гулять, а с Ирой расправился злой человек (см. рис. 14). Нетрудно догадаться, что злой человек из страшных снов Иры — это папа, который часто кричит на дочь и наказывает ее ремнем. В рисунке «Семья» Ира рисует себя с мамой, не рисуя ни сестер, ни папу (см. рис. 15). На рисунке «Семья», помимо фигур Иры и мамы, два зачеркнутых кружочка — это и есть ссорящиеся между собой сестры, а красный цветок (у него даже листья красные) — это то напряжение и агрессия, которая исходит от отца Иры. Не случайно так много мужских образов среди страхов этой девочки: бандит, который светит фонарем, робот, черная рука (это модифицированный страх Кощея) и др. Ситуация, в которую попала девочка, трудна как для девочки, так и для педагогов, поскольку причины сложностей во взаимоотношениях Иры со сверстниками и воспитателями связаны с семейной обстановкой. Именно с родителями Иры необходимо проводить разъяснительную работу, связывая те страхи, которые испытывает девочка, с семейной обстановкой, объясняя, что причины грызения ногтей и сосания пальца у Иры — это способ снять напряжение. Обязательно надо прорисовывать родителям перспективу развития девочки при условии сохранения существующих взаимоотношений между членами семьи. Причины нарушений во взаимоотношениях педагогов и детей... 180 Рис. 14 Рис. 15 180 Глава 3. СТАРШИЙ ВОЗРАСТ (от 5 до 7 лет ) В данном случае, прорисовывая перспективу развития девочки, необходимо обратить внимание на признаки нервно-соматической ослабленности, которые так заметны у Иры. Девочка пониженного питания (очень худенькая), бледная, под глазами характерная синева в виде так называемых очков, жалуется на головную боль. У Иры проявления диатеза и аллергии. Кроме этого, девочка часто болеет острыми респираторными заболеваниями. Легко увидеть, соотнеся с показателями (см. «Проявления нервной и соматической ослабленности у ребенка в детском саду и дома» в таблице «Нервно-психические нарушения у детей дошкольного возраста»), что у Иры присутствуют признаки нервной и соматической ослабленности: 1. № 2 (жалуется на головную боль); 2. № 5 (проявления диатеза и аллергии); 3. № 6 (часто болеет острыми респираторными заболеваниями); 4. № 7 (пониженное питание (очень худенькая), бледная, под глазами характерная синева в виде так называемых очков). Пути решения проблемы Иры педагогу нетрудно наметить вместе с родителями, ориентируясь на правую колонку упомянутой таблицы. Таким образом, среди множества причин нарушений взаимоотношений педагогов и детей мы выделили следующие: 1. Непонимание педагогом своеобразия психического развития детей. Одна из основных трудностей познания формируемой личности связана с постижением скрытых целей и мотивов поступка. 2. Непринятие педагогом индивидуальных особенностей детей; несоответствие пола, темперамента, по- лушарности ребенка и педагога. В музее, куда утром привели детей, мальчик, рассматривая картину, зевнул. Мальчик накануне дома Причины нарушений во взаимоотношениях педагогов и детей... поздно лег спать и не выспался. Воспитательница мгновенно отреагировала, ударив ребенка по губам. ф 3. Расхождение между ожиданием ребенка со стороны воспитателя и реальным воплощением ожиданий. 4. Авторитарный стиль руководства, негибкость воспитания и непоследовательность в отношениях с детьми со стороны педагога. Формально-требовательное, индифферентное, холодное отношение педагога. Воспитательница заставляла детей съедать всю еду с тарелок. Педагог так упорствовала в своем стремлении накормить детей, что часто вызывала у них рвоту. После того как мама утром попросила не кормить дочь насильно, воспитательница после обеда отвела девочку в туалет и запихала ей в трусы несъеденную девочкой котлету. 5. Несоответствие семейного воспитания и воспитания в детском саду. Юра, 5 лет, чрезмерно опекаемый мамой мальчик, «держится за ее юбку». Мама даже говорит за Юру, если его кто-то о чем-то спрашивает в присутствии мамы. Мальчик при общении со сверстниками почти не пользуется речью, привлекает к себе внимание путем агрессии и неадекватных реакций. Мальчику очень трудно поздороваться, попрощаться, он предпочитает молчать. Проблемыу Юры начались с первых дней посещения детского сада: сначала он боялся, что 182 Глава 3. СТАРШИЙ ВОЗРАСТ (от 5 до 7 лет ) «оставят на всю жизнь в детском саду», потом — что «в тихий час воспитательница закроет одеялом прямо с головой», что «отдадут в другую группу к очень строгой воспитательнице, которая часто заходит в группу». Однажды в тихий час, когда мальчик в очередной раз попросился в туалет (воспитательница установила такой порядок: в туалет надо обязательно попроситься), зашла эта строгая воспитательница из другой группы и сказала Юре: «Писай и какай в штаны, пусть будет свинарник!» Мальчик в этот день накакал прямо в постель. Несмотря на снятый запрет со стороны воспитательницы на хождение в туалет, Юра после этого три дня подряд обкакался в тихий час. Ваня, с которым Юра последнее время вместе играл в детском саду, сказал Юре: «Ты срань!» Мама Юры не выдержала и стала забирать сына после обеда. , Нарушение педагогического такта со стороны воспитателя может вызвать у дошкольника нервно- психическое расстройство личности. Что и произошло в случае с Юрой — мальчик еще долго сдерживал позывы в туалет в детском саду и панически боялся воспитательницы из соседней группы. Неправильное поведение педагога, а то и просто неосторожное слово могут стать для ребенка дошкольного возраста тем пусковым механизмом, который запустит нервное заболевание. Все сказанное позволяет выделить и ряд условий, необходимых для нормализации взаимоотношений педагогов и детей: 1. Понимание педагогами и родителями истинных причин неудобного и неугодного поведения ребенка. 2. Умение оказывать адекватное педагогическое воздействие на ребенка. 3. Отсутствие противоречий между личностными особенностями педагогов и личностными особенностями детей. Причины нарушений во взаимоотношениях педагогов и детей... 183 4. Стремление оказывать воспитательные воздействия с целью формирования самостоятельности и ответственности, а не с целью добиться сиюминутного результата. 5. Способность педагога гибко реагировать на возрастные изменения детей и ситуации взаимодействия, меняя свою роль; развитие гибкости во взаимоотношениях. 6. Демократический стиль общения педагогов и родителей с детьми. 7. Взаимодействие родителей и педагогов по вопросам воспитания детей. Для нормализации взаимоотношений педагогов и детей обе стороны должны знать, как каждая из них «видит» другую сторону. У педагогов необходимо развивать способность понять ребенка и его родителей, у детей и родителей воспитывать культуру взаимодействия с воспитателем. ъопгос иик <<ОГ«ОШ£ИИ£А^Й КТШДАГОГУ» Вопросник «Отношение детей к педагогу» (автор Е. Е. Алексеева) позволяет определить не только наличие или отсугствие нарушений в отношении ребенка к педагогу, но степень и место этих нарушений. Целью любой диагностики является получение информации (о состоянии, особенностях, уровнях, свойствах и др.), выявление сильных сторон личности ребенка, отреагирование аффективных комплексов, а возможно, и решение проблем ребенка, раскрытие индивидуальных особенностей ребенка не только для окружающих взрослых, но и для самого ребенка. Особенностью диагностической работы с дошкольниками является то, что взрослый оказывает значимое влияние на ребенка. Глава 3. СТАРШИЙ ВОЗРАСТ (от 5 до 7 лет ) Как пользоваться данным вопросником? • Прежде всего, определиться в том, кто будет проводить опрос. Если в детском саду есть специалист- психолог, то диагностику взаимоотношений педагогов и детей по этому вопроснику организует он. Воспитатели группы детского сада по договоренности друг с другом могут провести этот вопросник, задавая вопросы с № 6 по № 15 про своего коллегу. • Для беседы с ребенком необходимо выбрать время и место. Лучше всего это утренние и вечерние часы в работе воспитателя детского сада. Перед дневным сном также будет удобно организовать индивидуальную беседу с ребенком. Беседа с ребенком по данному вопроснику проводится только индивидуально. • С ребенком 4 — 5 лет целесообразней поводить беседу во время его игры. Ребенку 6 — 7 лет можно предложить ответить на вопросы, сев с ним рядом. При этом взрослого и ребенка не должны разделять предметы (например, стол). • Инструкция ребенку звучит таким образом: «Сейчас я задам тебе несколько вопросов о том, как тебе живется у нас в детском саду. У всех бывают какие-то проблемы, расскажи, как у тебя...» После этих слов произносится первый вопрос вопросника. • Очень важно принимать спокойно всю информацию, которую доверит вам ребенок. Необходимо исключить и восторги по поводу положительных моментов и тем более критику по поводу отрицательных ситуаций. • В конце беседы необходимо обязательно поблагодарить ребенка за ответы и за доверие. При необходимости заверить ребенка в том, что вы обязательно поможете ему справиться с трудными ситуациями и проблемами. «Спасибо тебе... (имя ребенка), что ты Причины нарушений во взаимоотношениях педагогов и детей... рассказал все как есть, поделился со мной тем, что тебя волнует и беспокоит. Я помогу тебе справиться с трудными для тебя ситуациями. Вопросы: 1. Ты любишь ходить в детский сад или нет? 2. Если бы ты мог остаться дома и не ходить в детский сад, чтобы ты предпочел — ходить в детский сад или остаться дома? 3. Ты скучаешь по дому, находясь в детском саду, или нет? 4. У тебя есть друзья в детском саду или нет? 5. Тебя обижают ребята в детском саду или нет? 6. Тебе нравится твоя воспитательница (твой педагог) (имя, отчество педагога) или нет? 7. Ты бы захотел, чтобы вместо (имя, отчество педагога) у тебя была другая воспитательница (другой педагог), или нет? 8. Ты боишься или не боишься, что тебя накажет (имя, отчество педагога) ? 9. Много ругает или мало (имя, отчество педагога)? 10. Много требует от тебя (имя, отчество педагога) или нет? И. Часто или редко хвалит тебя (имя, отчество педагога)? 12. Интересно тебе или нет на занятиях (имя, отчество педагога) ? 13. Если бы с тобой произошло горе, беда, несчастье, обидел тебя кто-нибудь, то ты всегда бы рассказал об этом с (имя, отчество педагога), поделился или не всегда? 14. Нравится тебе или нет на занятиях, которые проводит (имя, отчество педагога)? 15. Какие занятия тебе нравятся больше всего: занятия с (имя, отчество педагога) или другие занятия? Обработка результатов: Ответы на вопросы 1 и 3 дают представление об отношении ребенка к детскому саду. Делается вывод об отрицательном отношении к детскому саду при наличии двух негативных ответов (не люблю ходить в детский сад, скучаю по дому). Вопросы 4 и 5 раскрывают взаимоотношения со сверстниками. Делается вывод о нарушении во взаимоотношениях со сверстниками при двух негативных ответах (нет друзей, обижают ребята). Эмоциональный компонент отношения ребенка к педагогу проявляется в ответах на вопросы 6, 8, 9, 11 и оценивается как нарушенный при получении негативных ответов на любые три вопроса из четырех. Мотивационно-поведенческий компонент отношения ребенка к педагогу раскрывается в ответах на вопросы 2, 7, 13, 15 и считается нарушенным при получении негативных ответов на любые три вопроса из четырех. В данном вопроснике когнитивный компонент отношения к педагогу раскрывают ответы на вопросы 10, 12, 14 и считается нарушенным при любых двух негативных ответах из этих трех. Ниже приведен пример записи данных вопросника «Отношение детей к педагогу». Заключение по проведению вопросника «Отношение детей к педагогу» в ... группе: 1. Положительное отношение к детскому саду у ... детей (у ... мальчиков и у ... девочек). 2. Нарушены взаимоотношения со сверстниками у ... детей (у ... мальчиков и у ... девочек). 3. Нарушен эмоциональный компонент отношения к педагогу у ... детей (у ... мальчиков и у ... девочек). 4. Нарушен мотивационно-поведенческий компонент отношения к педагогу у... детей (у... мальчиков и у ... девочек). 5. Нарушен когнитивный компонент отношения к педагогу у ... детей (у ... мальчиков и у ... девочек). Причины нарушений во взаимоотношениях педагогов и детей... 188 Глава 3. СТАРШИЙ ВОЗРАСТ (от 5 до 7 лет ) Взаимосвязь в сознании ребенка страха наказания родителей со страхом наказания воспитателей позволяет предположить перенос восприятия детьми негативных воздействий со стороны родителей на педагогов. В ответе на вопрос о наказаниях родителей мальчик Ваня б лет так представил перенос негативного восприятия матери на эмоциональные отношения с воспитателем женского пола: «Мама только ругается на меня, а наказывает воспитательница». Дети одной из групп детского сада, отвечая на вопрос о том, что делает воспитатель в детском саду, сказали не задумываясь: «Наказывает и учит». Страх наказания, используемый родителями и педагогами, заставляет ребенка поступать правильно, становится для дошкольника внешним тормозом, не способствующим развитию способности к правильным поступкам под воздействием собственного внутреннего контроля. В дошкольном учреждении целесообразным является разделение взаимоотношений между педагогами и детьми по общей направленности их эмоционального компонента на несколько типов: • взаимно положительные (при положительном отношении педагога к ребенку и ребенка к педагогу); • взаимно отрицательные (при отрицательном отношении педагога к ребенку и ребенка к педагогу); • амбивалентные или конфликтные, противоречивые (при положительном отношении педагога к ребенку и отрицательном отношении ребенка к педагогу или при отрицательном отношении педагога к ребенку и при положительном отношении ребенка к педагогу). Необходимо отметить, что женский педагогический коллектив в детском саду создает для девочек психологически лучшие, чем для мальчиков, условия. Воспитательное воздействие на девочек меньше, девочки легче компенсируют неудачи (Хризман Т. П., Еремеева В. Д.). Причины нарушений во взаимоотношениях педагогов и детей... 189 Нарушения во взаимоотношениях с педагогами в детском саду, по нашим данным, гораздо чаще отмечается у мальчиков. Представляется важным и постановка вопроса о психофизиологической совместимости (несовместимости) ребенка и педагога. Наиболее неблагоприятными могут быть сочетания крайних типов темпераментов педагога- холерика и ребенка-флегматика; педагога-флегматика и ребенка-холерика. Менее приемлемыми сочетаниями для работы с одной группой детей могут быть два воспитателя- холерика или два воспитателя-флегматика, которые объединенными усилиями могут создавать непереносимые условия для противоположных по темпераменту детей. Заметим также, что и левополушарная направленность личности педагогов оборачивается для детей-дошкольников излишним рационализмом, отсутствием непосредственности, спонтанности, игровой инициативы, интуиции. Пра- вополушарные дети, в особенности мальчики, у такихлево- полушарных женщин-педагогов часто невротизируются. Обратимся к рассмотрению умения педагога увидеть ребенка с новой стороны. Л. Д. Ершова отмечала, что важным для педагогов является умение координировать свои действия и деятельность на основе полученной информации. Наличие положительного отношения к ребенку способствует адекватному видению ребенка. А. А. Рояк подчеркивала необходимость знания педагогом состояния каждого ребенка в группе, а в связи с этим тех факторов, от которых оно зависит, придавая особое значение периоду первых контактов ребенка с педагогом, который нужно целенаправленно использовать для форхмирования положительного эмоционального климата в группе. Существует взаимосвязь между информацией о ребенке и тем, как педагог строит с ним взаимоотношения, что позволяет улучшить отношение педагога к ребенку при помощи ознакомления педагога с психологической информацией о ребенке. 190 Глава 3. СТАРШИЙ ВОЗРАСТ (от 5 до 7 лет ) » АИША- «ОТНОШ^ИИ^'ПЕДАГОГА' к тык/» Анкета «Отношение педагога к ребенку» (автор Е. Е. Алексеева) позволяет определить наличие нарушений в отношении педагога к ребенку (скрытых или явных), место и причины этих нарушений. 1. Со сколькими детьми в группе у вас имеют место более или менее выраженные проблемы во взаимоотношениях? 2. Вам легче общаться с мальчиками или девочками в группе или нет различий? (Нужное подчеркнуть.) 3. Как вы считаете, какой у вас темперамент: X — холерический — быстрый, стремительный; быстро говорите, делаете, думаете; Ф — флегматичный (меланхолический войдет сюда же) — медленный, неторопливый; медленно говорите, делаете, думаете; С — сангвинический — средний между двумя предыдущими. 4. Со сколькими родителями вы испытываете сложности в отношениях? 5. Как вы думаете, кто из детей испытывает трудности во взаимоотношениях с вами? Отметьте особенности поведения детей в вашей группе. При их выраженности ставьте знак « + » (плюс). 6. С нежеланием принимает участие в коллективных занятиях, играх. 7. Излишне медлителен при одевании, принятии пищи, на занятиях; заторможен. 8. Излишне подвижен, активен, все делает слишком быстро. 9. Часто нарушает ваши справедливые требования, правила поведения, хотя вы постоянно ему (ей) о них напоминаете. Причины нарушений во взаимоотношениях педагогов и детей... 191 10. Испытывает затруднения во взаимоотношениях со сверстниками. 11. При переформировании группы или если бы группа формировалась по вашему желанию, отметьте знаком « + » детей, которых вы бы хотели оставить в своей группе. Дайте характеристику детей вашей группы. При выраженности качества ставьте знак « + » (плюс). 12. Конфликтный, драчливый. 13. Неадекватно реагирует на замечания. 14. Упрямый, несговорчивый. 15. Обидчивый, капризный. 16. Замкнутый в себе, скрытный по характеру. 17. Плохоконтактный, обособленный. 18. Трудно понять, что он хочет. 19. Пассивен, инертный, вялый. 20. Робкий, застенчивый. 21. Недоверчивый, настороженный. 22. Боязливый, неуверенный. 23. Хорошо или плохо занимается на учебных занятиях в группе? (хорошо « + »; плохо « — »). 24. Хорошо или плохо ведет себя в детском саду? (хорошо — « + »; плохо — « — »). 25. Рассказывает ли ребенок вам о том, что происходит у него дома? (да « + »; нет « — »). Обработка анкеты: О скрытых проблемах во взаимоотношениях педагога и ребенка свидетельствуют отмечаемые нарушения в эмоционально-поведенческой сфере ребенка (номера вопросов б, 7, 8, 9, 10, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22). Нежелание оставить ребенка в группе, оценка поведения ребенка в детском саду как плохого (номера вопросов 11, 23, 24) и отмечаемые сложности в отношениях с детьми и родителями (номера вопросов 1, 2, 4, 5, 25) свидетельствуют о нарушенных взаимоотношениях педагога с ребенком. 192 Глава 3. СТАРШИЙ ВОЗРАСТ (от 5 до 7 лет ) Необходимо заметить, что психологическая помощь при нарушениях во взаимоотношениях педагогов и детей нужна всем участникам конфликта: ребенку, родителям и педагогу. Что можно предпринять: © Для налаживания взаимоотношений педагогов и детей необходимо предоставление педагогу новой информации о ребенке и возможности, например на коррекционных занятиях увидеть ребенка и родителей с новой стороны. © Наладить взаимодействие воспитателя с ребенком (родителями). © Взаимоотношения ребенка с родителями нуждаются в пересмотре, поскольку именно они определяют отношение ребенка к взрослым, в данном случае к педагогам. В приложении приводим примерный конспект занятия, целями которого являются профилактика и коррекция взаимоотношений педагогов и детей дошкольного возраста. о наказаниях и поощрениях дй^й дошкольного возраста- Воспитание ребенка дошкольного возраста складывается не только из положительных аспектов взаимоотношений (одобрение, похвала, поощрение), но и отрицательных (порицание, запрет, наказание). Наказания и поощрения являются своеобразными рычагами воспитательного процесса. Наказывать или не наказывать ребенка? Как наказывать? Как поощрять? Это вопросы, которые волнуют и педагогов, и родителей. Психологический смысл наказания состоит в том, чтобы ребенок понял, осознал, раскаялся, исправился и больше так не делал. И наказание, поскольку после него предполагается прощение провинившегося ребенка, способствует снятию напряжения, которое возникает в результате проступка. Наказывая ребенка, очень важно понимать, какие чувства он при этом испытывает. Если вспомнить свои детские проступки, наказания за них и те чувства, которые тогда испытывали, то в этих воспоминаниях может оказаться огромное разнообразие чувств и переживаний: вина, раскаяние, беспокойство, замешательство, обида, унижение и др. А ведь именно от того, какие чувства испытывает ребенок в момент наказания, зависит и эффективность этого воспитательного рычага. Именно чувства наказываемого ребенка могут дать нам ответ: достигло используемое нами наказание своей цели или нет. Чувства ребенка в момент наказания и после него служат индикатором эффективности наказания. Психологический смысл поощрения состоит в том, чтобы ребенок закрепил хорошее поведение, отношение 7 Зак. 1740 Глава 3. СТАРШИЙ ВОЗРАСТ (от 5 до 7 лет ) и в дальнейшем делал, выполнял, поступал так же правильно и хорошо, как сейчас. Поощрение детей дошкольного возраста требует особого внимания педагогов и родителей, поскольку завершение какого-то дела, достижение того, за что мы хотим ребенка поощрить, само по себе сопровождается положительными чувствами радости, гордости и т. п. Эти чувства возникают и без поощрения, они и являются наградой за те усилия, которые приложил ребенок. Многочисленные психологические эксперименты, проведенные с детьми разного возраста, показали, что чем меньше вознаграждение, тем сильнее изменения. Как ни парадоксально это звучит, но при минимальном вознаграждении удовлетворенность от работы больше. Например, очень часто родители малышей попадают в собственную ловушку, когда начинают приносить каждый вечер ребенку в детский сад обязательный подарок- поощрение за то, что малыш был без мамы и папы. Проходит немного времени, и вот уже ребенок, выбегая в раздевалку к родителям, первым делом интересуется тем, что же ему принесли. Подарок вытеснил радость от встречи с родителями. Более того, отсутствие обязательного поощрения после детского сада может вылиться в скандал на тему «Ничего не принесли!». Как наказывать и как поощрять детей дошкольного возраста? Прежде чем ответить на этот вопрос, рассмотрим, как наказывают и как поощряют современные педагоги и родители детей дошкольного возраста. Приведем характерные ответы дошкольников на вопрос: «Как тебя наказывают родители?» «Рукой бьют», «Я в угол могу вставать», «В угол, по попе и за ухо», «Шлепают ремнем и по щекам», «Бьют веревкой», «Голыми коленками на соль». Физические наказания остаются популярными у отдельной части современных родителей, хотя они понимают бесполезность и вред этого способа воздействия на ребенка. «Я по себе знаю, что, когда тебя бьют, никакого раскаяния и тем более осознания своего проступка не испытываешь, скорее наоборот, возрастает внутренняя агрессия и желание сделать что-нибудь плохое». Физические наказания, несмотря на тот вред, который они приносят, весьма эффективны: «Выпорол — и ребенок на время как шелковый». Но вся беда, что только на время и только пока страх господствует над ребенком, пока малыш боится. Очень часто родители теряют рычаги управления в тот момент, когда ребенок перестает бояться. Крик родителей дети дошкольного возраста воспринимают как наказание, как своеобразное словесное битье. Поэтому на вопрос «Как тебя наказывают?» можно услышать и вот такие ответы: «Очень сильно на меня кричат», «Папа языком ругается», «Ругают, кричат словами». А Лера 6 лет, рассказывая о том, что родители на нее часто кричат, заметила: «Лучше бы ударили один раз, чем кричали!» Мама девочки Оксаны 5,5 лет пожаловалась воспитательнице: «Когда я начинаю кричать на свою дочь, то она последнее время стала меня просить: «Ты лучше меня убей!» Крик взрослого, направленный на маленького ребенка, не является безобидным сотрясанием воздуха — это, по сути, битье ребенка словами. Но не только крик, а даже неосторожно сказанное слово может травмировать ребенка дошкольного возраста. Исключительно чувствительны к словам девочки дошкольного возраста, поэтому хвалить и уж тем более ругать их надо, учитывая эту особенность. Для девочки важно каждодневное подтверждение того, что она красивая, хорошая, замечательная и т. д. Очень важно слышать девочке эти слова (подчеркнем, что они должны быть абсолютно искренними!) от отца, дедушки или другого значимого для нее мужчины. Неосторожное слово, особенно брошенное значимым мужчиной, способно не только вызвать бурную эмоциональную, реакцию в виде плача, но и стать 196 Глава 3. СТАРШИЙ ВОЗРАСТ (от 5 до 7 лет ) той психической травмой детства, которая может напоминать о себе через много лет в супружеских отношениях заостренной чувствительностью к словам, фразам и выражениям любимого мужчины. «Меня &ерсь папа обидел слоёаммр Девочка Даша, 5 лет, пришла в детский сад и поделилась своим горем: «Меня вчера папа обидел словами: сказал „КлячаГ Я плакала, не могла успокоиться». Мама указывает на следующие затруднения при воспитании дочери: «Даше нужно сказать о чем-то много раз, а как только крикнешь на нее, она сразу начинает плакать». Папа для Даши не родной отец, в семье есть младшая девочка Серафима, родная для папы дочка, для которой у него всегда находится много хороших и ласковых слов. Даша на вопрос «Семейного интервью»: «Если бы ты играл в игру „Семья", кем бы ты стал в этой игре? Кого бы ты стал изображать? Маму, папу, себя? Папу, себя, маму? Себя, папу, маму?» отвечает: «Другую девочку». Эта другая девочка будет нравиться папе. Про папу Даша говорит: «Он вообще строгий очень!» Даша сочиняет истории, которых сама ужасается: «Страшно!» Приведем одну из таких историй: «Мама качала малышку. Пришел вампир и выпил всю кровь!» Своими рисунками, которые Даша рисует с удовольствием, Даша как будто говорит окружающим: «Мне плохо в семье! Помогите!» На одном из рисунков папа рисуется на другой стороне листа. На другом рисунке «Семья» Даша «забыла» нарисовать Симу и объяснила: «Местечка не хватило» (см. рис. 16 ). Для Даши не хватает местечка в сердце папы, поэтому убирается соперница, для которой у папы всегда есть добрые, приятные слова. Приведем пояснение, данное Дашей к своему рисунку, на котором нарисована девочка в короне и коляска: О наказаниях и поощрениях детей дошкольного возраста Рис. 16 «Солнышко светит, а в коляске был бандит, который превратился в маленького».
|
|||
|