Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ОГЛАВЛЕНИЕ 10 страница



Дома девочка по утрам капризничает, встает в 5 утра и требует особой одежды в детский сад. Ира — младшая девочка, в семье есть еще две девочки: Настя 9 лет и Юля 7 лет. Родители Иры очень надеялись на

178                                                                    Глава 3. СТАРШИЙ ВОЗРАСТ (от 5 до 7 лет )

рождение мальчика. Надежда не оправдалась, и в тре­тий раз родилась девочка. Папа — сторонник жесткой дисциплины, часто берется за ремень, и Ире достается больше всего. Родители ссылаются на нехватку време­ни и сил, которых хватает только для того, чтобы на­кормить детей. Часто выяснение отношений между ро­дителями в семье Иры происходит при помощи крика. Последнее время кричать, чтобы выяснить отношения между собой, уже стали старшие Ирины сестры.

В свободное время Ира охотно рисует. Чаще всего это рисунки страшных снов, в которых воспитатель­ница ей не помогла и ушла с детьми гулять, а с Ирой расправился злой человек (см. рис. 14). Нетрудно до­гадаться, что злой человек из страшных снов Иры — это папа, который часто кричит на дочь и наказы­вает ее ремнем. В рисунке «Семья» Ира рисует себя с мамой, не рисуя ни сестер, ни папу (см. рис. 15). На ри­сунке «Семья», помимо фигур Иры и мамы, два зачер­кнутых кружочка — это и есть ссорящиеся между собой сестры, а красный цветок (у него даже листья красные) — это то напряжение и агрессия, которая ис­ходит от отца Иры. Не случайно так много мужских образов среди страхов этой девочки: бандит, который светит фонарем, робот, черная рука (это модифици­рованный страх Кощея) и др.

Ситуация, в которую попала девочка, трудна как для девочки, так и для педагогов, поскольку причины сложностей во взаимоотношениях Иры со сверстника­ми и воспитателями связаны с семейной обстановкой. Именно с родителями Иры необходимо проводить разъ­яснительную работу, связывая те страхи, которые испы­тывает девочка, с семейной обстановкой, объясняя, что причины грызения ногтей и сосания пальца у Иры — это способ снять напряжение. Обязательно надо прорисо­вывать родителям перспективу развития девочки при условии сохранения существующих взаимоотношений между членами семьи.

Причины нарушений во взаимоотношениях педагогов и детей...     180

Рис. 14

Рис. 15

180                                                                    Глава 3. СТАРШИЙ ВОЗРАСТ (от 5 до 7 лет )

В данном случае, прорисовывая перспективу разви­тия девочки, необходимо обратить внимание на признаки нервно-соматической ослабленности, которые так замет­ны у Иры. Девочка пониженного питания (очень худень­кая), бледная, под глазами характерная синева в виде так называемых очков, жалуется на головную боль. У Иры про­явления диатеза и аллергии. Кроме этого, девочка часто бо­леет острыми респираторными заболеваниями. Легко уви­деть, соотнеся с показателями (см. «Проявления нервной и соматической ослабленности у ребенка в детском саду и дома» в таблице «Нервно-психические нарушения у детей дошкольного возраста»), что у Иры присутствуют призна­ки нервной и соматической ослабленности:

1. № 2 (жалуется на головную боль);

2. № 5 (проявления диатеза и аллергии);

3. № 6 (часто болеет острыми респираторными заболе­ваниями);

4. № 7 (пониженное питание (очень худенькая), блед­ная, под глазами характерная синева в виде так на­зываемых очков).

Пути решения проблемы Иры педагогу нетрудно наметить вместе с родителями, ориентируясь на правую колонку упомянутой таблицы.

Таким образом, среди множества причин наруше­ний взаимоотношений педагогов и детей мы выделили следующие:

1. Непонимание педагогом своеобразия психического развития детей. Одна из основных трудностей по­знания формируемой личности связана с постиже­нием скрытых целей и мотивов поступка.

2. Непринятие педагогом индивидуальных особенно­стей детей; несоответствие пола, темперамента, по- лушарности ребенка и педагога.

В музее, куда утром привели детей, мальчик, рас­сматривая картину, зевнул. Мальчик накануне дома

Причины нарушений во взаимоотношениях педагогов и детей...

поздно лег спать и не выспался. Воспитательница мгновенно отреагировала, ударив ребенка по губам.

ф

3. Расхождение между ожиданием ребенка со стороны воспитателя и реальным воплощением ожиданий.

4. Авторитарный стиль руководства, негибкость воспи­тания и непоследовательность в отношениях с деть­ми со стороны педагога. Формально-требовательное, индифферентное, холодное отношение педагога.

Воспитательница заставляла детей съедать всю еду с тарелок. Педагог так упорствовала в своем стремлении накормить детей, что часто вызывала у них рвоту. После того как мама утром попросила не кормить дочь насильно, воспитательница после обе­да отвела девочку в туалет и запихала ей в трусы несъеденную девочкой котлету.

5. Несоответствие семейного воспитания и воспита­ния в детском саду.

Юра, 5 лет, чрезмерно опекаемый мамой мальчик, «держится за ее юбку». Мама даже говорит за Юру, если его кто-то о чем-то спрашивает в присутствии мамы. Мальчик при об­щении со сверстниками почти не пользуется ре­чью, привлекает к себе внимание путем агрес­сии и неадекватных ре­акций. Мальчику очень трудно поздороваться, попрощаться, он пред­почитает молчать.

Проблемыу Юры на­чались с первых дней по­сещения детского сада: сначала он боялся, что

182                                                                    Глава 3. СТАРШИЙ ВОЗРАСТ (от 5 до 7 лет )

«оставят на всю жизнь в детском саду», потом — что «в тихий час воспитательница закроет одеялом прямо с головой», что «отдадут в другую группу к очень строгой воспитательнице, которая часто за­ходит в группу». Однажды в тихий час, когда маль­чик в очередной раз попросился в туалет (воспита­тельница установила такой порядок: в туалет надо обязательно попроситься), зашла эта строгая воспи­тательница из другой группы и сказала Юре: «Писай и какай в штаны, пусть будет свинарник!» Мальчик в этот день накакал прямо в постель. Несмотря на снятый запрет со стороны воспитательницы на хождение в туалет, Юра после этого три дня подряд обкакался в тихий час. Ваня, с которым Юра послед­нее время вместе играл в детском саду, сказал Юре: «Ты срань!» Мама Юры не выдержала и стала заби­рать сына после обеда.        ,

Нарушение педагогического такта со стороны воспитателя может вызвать у дошкольника нервно- психическое расстройство личности. Что и произошло в случае с Юрой — мальчик еще долго сдерживал позы­вы в туалет в детском саду и панически боялся воспита­тельницы из соседней группы. Неправильное поведение педагога, а то и просто неосторожное слово могут стать для ребенка дошкольного возраста тем пусковым меха­низмом, который запустит нервное заболевание.

Все сказанное позволяет выделить и ряд условий, необходимых для нормализации взаимоотношений пе­дагогов и детей:

1. Понимание педагогами и родителями истинных при­чин неудобного и неугодного поведения ребенка.

2. Умение оказывать адекватное педагогическое воз­действие на ребенка.

3. Отсутствие противоречий между личностными осо­бенностями педагогов и личностными особенностя­ми детей.

Причины нарушений во взаимоотношениях педагогов и детей...                                                                                                                                                                                      183

4. Стремление оказывать воспитательные воздействия с целью формирования самостоятельности и ответ­ственности, а не с целью добиться сиюминутного результата.

5. Способность педагога гибко реагировать на возраст­ные изменения детей и ситуации взаимодействия, меняя свою роль; развитие гибкости во взаимоотно­шениях.

6. Демократический стиль общения педагогов и роди­телей с детьми.

7. Взаимодействие родителей и педагогов по вопросам воспитания детей.

Для нормализации взаимоотношений педагогов и детей обе стороны должны знать, как каждая из них «ви­дит» другую сторону. У педагогов необходимо развивать способность понять ребенка и его родителей, у детей и родителей воспитывать культуру взаимодействия с вос­питателем.

ъопгос иик

<<ОГ«ОШ£ИИ£А^Й КТШДАГОГУ»

Вопросник «Отношение детей к педагогу» (автор Е. Е. Алексеева) позволяет определить не только наличие или отсугствие нарушений в отношении ребенка к педа­гогу, но степень и место этих нарушений. Целью любой диагностики является получение информации (о состоя­нии, особенностях, уровнях, свойствах и др.), выявление сильных сторон личности ребенка, отреагирование аф­фективных комплексов, а возможно, и решение проблем ребенка, раскрытие индивидуальных особенностей ре­бенка не только для окружающих взрослых, но и для са­мого ребенка. Особенностью диагностической работы с дошкольниками является то, что взрослый оказывает значимое влияние на ребенка.

Глава 3. СТАРШИЙ ВОЗРАСТ (от 5 до 7 лет )

Как пользоваться данным вопросником?

• Прежде всего, определиться в том, кто будет про­водить опрос. Если в детском саду есть специалист- психолог, то диагностику взаимоотношений педа­гогов и детей по этому вопроснику организует он. Воспитатели группы детского сада по договорен­ности друг с другом могут провести этот вопрос­ник, задавая вопросы с № 6 по № 15 про своего коллегу.

• Для беседы с ребенком необходимо выбрать время и место. Лучше всего это утренние и вечерние часы в работе воспитателя детского сада. Перед дневным сном также будет удобно организовать индивиду­альную беседу с ребенком. Беседа с ребенком по данному вопроснику проводится только индивиду­ально.

• С ребенком 4 — 5 лет целесообразней поводить бе­седу во время его игры. Ребенку 6 — 7 лет можно предложить ответить на вопросы, сев с ним рядом. При этом взрослого и ребенка не должны разделять предметы (например, стол).

• Инструкция ребенку звучит таким образом: «Сейчас я задам тебе несколько вопросов о том, как тебе жи­вется у нас в детском саду. У всех бывают какие-то проблемы, расскажи, как у тебя...» После этих слов произносится первый вопрос вопросника.

• Очень важно принимать спокойно всю информа­цию, которую доверит вам ребенок. Необходимо исключить и восторги по поводу положительных мо­ментов и тем более критику по поводу отрицатель­ных ситуаций.

• В конце беседы необходимо обязательно поблагода­рить ребенка за ответы и за доверие. При необходи­мости заверить ребенка в том, что вы обязательно поможете ему справиться с трудными ситуациями и проблемами. «Спасибо тебе... (имя ребенка), что ты

Причины нарушений во взаимоотношениях педагогов и детей...

рассказал все как есть, поделился со мной тем, что тебя волнует и беспокоит. Я помогу тебе справиться с трудными для тебя ситуациями.

Вопросы:

1. Ты любишь ходить в детский сад или нет?

2. Если бы ты мог остаться дома и не ходить в детский сад, чтобы ты предпочел — ходить в детский сад или остаться дома?

3. Ты скучаешь по дому, находясь в детском саду, или нет?

4. У тебя есть друзья в детском саду или нет?

5. Тебя обижают ребята в детском саду или нет?

6. Тебе нравится твоя воспитательница (твой педагог) (имя, отчество педагога) или нет?

7. Ты бы захотел, чтобы вместо (имя, отчество педаго­га) у тебя была другая воспитательница (другой пе­дагог), или нет?

8. Ты боишься или не боишься, что тебя накажет (имя, отчество педагога) ?

9. Много ругает или мало (имя, отчество педагога)?

10. Много требует от тебя (имя, отчество педагога) или

нет?

И. Часто или редко хвалит тебя (имя, отчество педаго­га)?

12. Интересно тебе или нет на занятиях (имя, отчество педагога) ?

13. Если бы с тобой произошло горе, беда, несчастье, обидел тебя кто-нибудь, то ты всегда бы рассказал об этом с (имя, отчество педагога), поделился или не всегда?

14. Нравится тебе или нет на занятиях, которые прово­дит (имя, отчество педагога)?

15. Какие занятия тебе нравятся больше всего: занятия с (имя, отчество педагога) или другие занятия?

Обработка результатов:

Ответы на вопросы 1 и 3 дают представление об от­ношении ребенка к детскому саду. Делается вывод об от­рицательном отношении к детскому саду при наличии двух негативных ответов (не люблю ходить в детский сад, скучаю по дому). Вопросы 4 и 5 раскрывают взаимоотно­шения со сверстниками. Делается вывод о нарушении во взаимоотношениях со сверстниками при двух негатив­ных ответах (нет друзей, обижают ребята). Эмоциональ­ный компонент отношения ребенка к педагогу проявля­ется в ответах на вопросы 6, 8, 9, 11 и оценивается как на­рушенный при получении негативных ответов на любые три вопроса из четырех. Мотивационно-поведенческий компонент отношения ребенка к педагогу раскрывается в ответах на вопросы 2, 7, 13, 15 и считается нарушен­ным при получении негативных ответов на любые три вопроса из четырех. В данном вопроснике когнитивный компонент отношения к педагогу раскрывают ответы на вопросы 10, 12, 14 и считается нарушенным при любых двух негативных ответах из этих трех. Ниже приведен пример записи данных вопросника «Отношение детей к педагогу».

Заключение по проведению вопросника «Отноше­ние детей к педагогу» в ... группе:

1. Положительное отношение к детскому саду у ... де­тей (у ... мальчиков и у ... девочек).

2. Нарушены взаимоотношения со сверстниками у ... детей (у ... мальчиков и у ... девочек).

3. Нарушен эмоциональный компонент отношения к педагогу у ... детей (у ... мальчиков и у ... девочек).

4. Нарушен мотивационно-поведенческий компонент отношения к педагогу у... детей (у... мальчиков и у ... девочек).

5. Нарушен когнитивный компонент отношения к пе­дагогу у ... детей (у ... мальчиков и у ... девочек).

Причины нарушений во взаимоотношениях педагогов и детей...

188                                                                    Глава 3. СТАРШИЙ ВОЗРАСТ (от 5 до 7 лет )

Взаимосвязь в сознании ребенка страха наказания родителей со страхом наказания воспитателей позволя­ет предположить перенос восприятия детьми негатив­ных воздействий со стороны родителей на педагогов.

В ответе на вопрос о наказаниях родителей мальчик Ваня б лет так представил перенос негативного восприя­тия матери на эмоциональные отношения с воспитате­лем женского пола: «Мама только ругается на меня, а наказывает воспитательница».

Дети одной из групп детского сада, отвечая на во­прос о том, что делает воспитатель в детском саду, сказа­ли не задумываясь: «Наказывает и учит». Страх наказа­ния, используемый родителями и педагогами, заставляет ребенка поступать правильно, становится для дошколь­ника внешним тормозом, не способствующим развитию способности к правильным поступкам под воздействием собственного внутреннего контроля.

В дошкольном учреждении целесообразным явля­ется разделение взаимоотношений между педагогами и детьми по общей направленности их эмоционального компонента на несколько типов:

• взаимно положительные (при положительном отно­шении педагога к ребенку и ребенка к педагогу);

• взаимно отрицательные (при отрицательном отно­шении педагога к ребенку и ребенка к педагогу);

• амбивалентные или конфликтные, противоречивые (при положительном отношении педагога к ребенку и отрицательном отношении ребенка к педагогу или при отрицательном отношении педагога к ребенку и при положительном отношении ребенка к пе­дагогу).

Необходимо отметить, что женский педагогический коллектив в детском саду создает для девочек психоло­гически лучшие, чем для мальчиков, условия. Воспита­тельное воздействие на девочек меньше, девочки легче компенсируют неудачи (Хризман Т. П., Еремеева В. Д.).

Причины нарушений во взаимоотношениях педагогов и детей...                                                                                                                                                                                      189

Нарушения во взаимоотношениях с педагогами в дет­ском саду, по нашим данным, гораздо чаще отмечается у мальчиков.

Представляется важным и постановка вопроса о пси­хофизиологической совместимости (несовместимости) ребенка и педагога. Наиболее неблагоприятными могут быть сочетания крайних типов темпераментов педагога- холерика и ребенка-флегматика; педагога-флегматика и ребенка-холерика. Менее приемлемыми сочетаниями для работы с одной группой детей могут быть два воспитателя- холерика или два воспитателя-флегматика, которые объ­единенными усилиями могут создавать непереносимые условия для противоположных по темпераменту детей. За­метим также, что и левополушарная направленность лич­ности педагогов оборачивается для детей-дошкольников излишним рационализмом, отсутствием непосредствен­ности, спонтанности, игровой инициативы, интуиции. Пра- вополушарные дети, в особенности мальчики, у такихлево- полушарных женщин-педагогов часто невротизируются.

Обратимся к рассмотрению умения педагога уви­деть ребенка с новой стороны. Л. Д. Ершова отмечала, что важным для педагогов является умение координиро­вать свои действия и деятельность на основе полученной информации. Наличие положительного отношения к ре­бенку способствует адекватному видению ребенка.

А. А. Рояк подчеркивала необходимость знания пе­дагогом состояния каждого ребенка в группе, а в связи с этим тех факторов, от которых оно зависит, придавая особое значение периоду первых контактов ребенка с педагогом, который нужно целенаправленно использо­вать для форхмирования положительного эмоциональ­ного климата в группе. Существует взаимосвязь между информацией о ребенке и тем, как педагог строит с ним взаимоотношения, что позволяет улучшить отношение педагога к ребенку при помощи ознакомления педагога с психологической информацией о ребенке.

190                                                                    Глава 3. СТАРШИЙ ВОЗРАСТ (от 5 до 7 лет )

»

АИША-

«ОТНОШ^ИИ^'ПЕДАГОГА' к тык/»

Анкета «Отношение педагога к ребенку» (автор Е. Е. Алексеева) позволяет определить наличие наруше­ний в отношении педагога к ребенку (скрытых или яв­ных), место и причины этих нарушений.

1. Со сколькими детьми в группе у вас имеют место более или менее выраженные проблемы во взаимо­отношениях?

2. Вам легче общаться с мальчиками или девочками в группе или нет различий? (Нужное подчеркнуть.)

3. Как вы считаете, какой у вас темперамент:

X — холерический — быстрый, стремительный; бы­стро говорите, делаете, думаете; Ф — флегматичный (меланхолический войдет сюда же) — медленный, неторопливый; медленно говори­те, делаете, думаете;

С — сангвинический — средний между двумя пре­дыдущими.

4. Со сколькими родителями вы испытываете сложно­сти в отношениях?

5. Как вы думаете, кто из детей испытывает трудности во взаимоотношениях с вами? Отметьте особенно­сти поведения детей в вашей группе. При их выра­женности ставьте знак « + » (плюс).

6. С нежеланием принимает участие в коллективных занятиях, играх.

7. Излишне медлителен при одевании, принятии пищи, на занятиях; заторможен.

8. Излишне подвижен, активен, все делает слишком быстро.

9. Часто нарушает ваши справедливые требования, правила поведения, хотя вы постоянно ему (ей) о них напоминаете.

Причины нарушений во взаимоотношениях педагогов и детей...                                                                                                                                                                                      191

10. Испытывает затруднения во взаимоотношениях со сверстниками.

11. При переформировании группы или если бы группа формировалась по вашему желанию, отметьте знаком « + » детей, которых вы бы хотели оставить в своей группе. Дайте характеристику детей вашей группы. При выраженности качества ставьте знак « + » (плюс).

12. Конфликтный, драчливый.

13. Неадекватно реагирует на замечания.

14. Упрямый, несговорчивый.

15. Обидчивый, капризный.

16. Замкнутый в себе, скрытный по характеру.

17. Плохоконтактный, обособленный.

18. Трудно понять, что он хочет.

19. Пассивен, инертный, вялый.

20. Робкий, застенчивый.

21. Недоверчивый, настороженный.

22. Боязливый, неуверенный.

23. Хорошо или плохо занимается на учебных занятиях в группе? (хорошо « + »; плохо « — »).

24. Хорошо или плохо ведет себя в детском саду? (хоро­шо — « + »; плохо — « — »).

25. Рассказывает ли ребенок вам о том, что происходит у него дома? (да « + »; нет « — »).

Обработка анкеты:

О скрытых проблемах во взаимоотношениях педа­гога и ребенка свидетельствуют отмечаемые нарушения в эмоционально-поведенческой сфере ребенка (номера вопросов б, 7, 8, 9, 10, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22). Нежелание оставить ребенка в группе, оценка по­ведения ребенка в детском саду как плохого (номера во­просов 11, 23, 24) и отмечаемые сложности в отношениях с детьми и родителями (номера вопросов 1, 2, 4, 5, 25) свидетельствуют о нарушенных взаимоотношениях пе­дагога с ребенком.

192                                                                    Глава 3. СТАРШИЙ ВОЗРАСТ (от 5 до 7 лет )

Необходимо заметить, что психологическая помощь при нарушениях во взаимоотношениях педагогов и де­тей нужна всем участникам конфликта: ребенку, роди­телям и педагогу.

Что можно предпринять:

© Для налаживания взаимоотношений педагогов и де­тей необходимо предоставление педагогу новой ин­формации о ребенке и возможности, например на коррекционных занятиях увидеть ребенка и роди­телей с новой стороны.

© Наладить взаимодействие воспитателя с ребенком (родителями).

© Взаимоотношения ребенка с родителями нуждают­ся в пересмотре, поскольку именно они определяют отношение ребенка к взрослым, в данном случае к педагогам.

В приложении приводим примерный конспект заня­тия, целями которого являются профилактика и коррек­ция взаимоотношений педагогов и детей дошкольного возраста.

о наказаниях и поощрениях

дй^й дошкольного возраста-

Воспитание ребенка дошкольного возраста склады­вается не только из положительных аспектов взаимоот­ношений (одобрение, похвала, поощрение), но и отри­цательных (порицание, запрет, наказание). Наказания и поощрения являются своеобразными рычагами вос­питательного процесса. Наказывать или не наказывать ребенка? Как наказывать? Как поощрять? Это вопросы, которые волнуют и педагогов, и родителей.

Психологический смысл наказания состоит в том, чтобы ребенок понял, осознал, раскаялся, исправился и больше так не делал. И наказание, поскольку после него предполагается прощение провинившегося ребенка, способствует снятию напряжения, которое возникает в результате проступка. Наказывая ребенка, очень важно понимать, какие чувства он при этом испытывает. Если вспомнить свои детские проступки, наказания за них и те чувства, которые тогда испытывали, то в этих воспоми­наниях может оказаться огромное разнообразие чувств и переживаний: вина, раскаяние, беспокойство, замеша­тельство, обида, унижение и др. А ведь именно от того, какие чувства испытывает ребенок в момент наказания, зависит и эффективность этого воспитательного рычага. Именно чувства наказываемого ребенка могут дать нам ответ: достигло используемое нами наказание своей цели или нет. Чувства ребенка в момент наказания и после него служат индикатором эффективности наказания.

Психологический смысл поощрения состоит в том, чтобы ребенок закрепил хорошее поведение, отношение

7 Зак. 1740

Глава 3. СТАРШИЙ ВОЗРАСТ (от 5 до 7 лет )

и в дальнейшем делал, выполнял, поступал так же правиль­но и хорошо, как сейчас. Поощрение детей дошкольного возраста требует особого внимания педагогов и родите­лей, поскольку завершение какого-то дела, достижение того, за что мы хотим ребенка поощрить, само по себе сопровождается положительными чувствами радости, гордости и т. п. Эти чувства возникают и без поощрения, они и являются наградой за те усилия, которые приложил ребенок. Многочисленные психологические эксперимен­ты, проведенные с детьми разного возраста, показали, что чем меньше вознаграждение, тем сильнее изменения. Как ни парадоксально это звучит, но при минимальном возна­граждении удовлетворенность от работы больше.

Например, очень часто родители малышей попадают в собственную ловушку, когда начинают приносить каж­дый вечер ребенку в детский сад обязательный подарок- поощрение за то, что малыш был без мамы и папы. Проходит немного времени, и вот уже ребенок, выбегая в раздевалку к родителям, первым делом интересуется тем, что же ему при­несли. Подарок вытеснил радость от встречи с родителями. Более того, отсутствие обязательного поощрения после детского сада может вылиться в скандал на тему «Ничего не принесли!».

Как наказывать и как поощрять детей дошкольного возраста? Прежде чем ответить на этот вопрос, рассмо­трим, как наказывают и как поощряют современные пе­дагоги и родители детей дошкольного возраста. Приве­дем характерные ответы дошкольников на вопрос: «Как тебя наказывают родители?»

«Рукой бьют», «Я в угол могу вставать», «В угол, по попе и за ухо», «Шлепают ремнем и по щекам», «Бьют веревкой», «Голыми коленками на соль».

Физические наказания остаются популярными у от­дельной части современных родителей, хотя они пони­мают бесполезность и вред этого способа воздействия на ребенка.

«Я по себе знаю, что, когда тебя бьют, никакого рас­каяния и тем более осознания своего проступка не ис­пытываешь, скорее наоборот, возрастает внутренняя агрессия и желание сделать что-нибудь плохое».

Физические наказания, несмотря на тот вред, который они приносят, весьма эффективны: «Выпорол — и ребенок на время как шелковый». Но вся беда, что только на время и только пока страх господствует над ребенком, пока малыш боится. Очень часто родители теряют рычаги управления в тот момент, когда ребенок перестает бояться.

Крик родителей дети дошкольного возраста воспри­нимают как наказание, как своеобразное словесное би­тье. Поэтому на вопрос «Как тебя наказывают?» можно услышать и вот такие ответы:

«Очень сильно на меня кричат», «Папа языком ру­гается», «Ругают, кричат словами». А Лера 6 лет, расска­зывая о том, что родители на нее часто кричат, заметила: «Лучше бы ударили один раз, чем кричали!» Мама девоч­ки Оксаны 5,5 лет пожаловалась воспитательнице: «Ко­гда я начинаю кричать на свою дочь, то она последнее время стала меня просить: «Ты лучше меня убей!»

Крик взрослого, направленный на маленького ре­бенка, не является безобидным сотрясанием воздуха — это, по сути, битье ребенка словами. Но не только крик, а даже неосторожно сказанное слово может травми­ровать ребенка дошкольного возраста. Исключительно чувствительны к словам девочки дошкольного возраста, поэтому хвалить и уж тем более ругать их надо, учиты­вая эту особенность. Для девочки важно каждодневное подтверждение того, что она красивая, хорошая, замеча­тельная и т. д. Очень важно слышать девочке эти слова (подчеркнем, что они должны быть абсолютно искрен­ними!) от отца, дедушки или другого значимого для нее мужчины. Неосторожное слово, особенно брошенное значимым мужчиной, способно не только вызвать бур­ную эмоциональную, реакцию в виде плача, но и стать

196                                                                    Глава 3. СТАРШИЙ ВОЗРАСТ (от 5 до 7 лет )

той психической травмой детства, которая может напо­минать о себе через много лет в супружеских отноше­ниях заостренной чувствительностью к словам, фразам и выражениям любимого мужчины.

«Меня &ерсь папа обидел слоёаммр

Девочка Даша, 5 лет, пришла в детский сад и поделилась своим горем: «Меня вчера папа оби­дел словами: сказал „КлячаГ Я плакала, не могла успокоиться». Мама указывает на следующие за­труднения при воспитании дочери: «Даше нужно сказать о чем-то много раз, а как только крикнешь на нее, она сразу начинает плакать». Папа для Даши не родной отец, в семье есть младшая девоч­ка Серафима, родная для папы дочка, для которой у него всегда находится много хороших и ласковых слов. Даша на вопрос «Семейного интервью»: «Если бы ты играл в игру „Семья", кем бы ты стал в этой игре? Кого бы ты стал изображать? Маму, папу, себя? Папу, себя, маму? Себя, папу, маму?» отве­чает: «Другую девочку». Эта другая девочка будет нравиться папе.

Про папу Даша говорит: «Он вообще строгий очень!» Даша сочиняет истории, которых сама ужасается: «Страшно!» Приведем одну из таких историй: «Мама качала малышку. Пришел вампир и выпил всю кровь!» Своими рисунками, которые Даша рисует с удовольствием, Даша как будто гово­рит окружающим: «Мне плохо в семье! Помогите!» На одном из рисунков папа рисуется на другой сто­роне листа. На другом рисунке «Семья» Даша «за­была» нарисовать Симу и объяснила: «Местечка не хватило» (см. рис. 16 ). Для Даши не хватает местеч­ка в сердце папы, поэтому убирается соперница, для которой у папы всегда есть добрые, приятные слова. Приведем пояснение, данное Дашей к своему рисунку, на котором нарисована девочка в короне и коляска:

О наказаниях и поощрениях детей дошкольного возраста

Рис. 16

«Солнышко светит, а в коляске был бандит, кото­рый превратился в маленького».



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.