Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ОГЛАВЛЕНИЕ 3 страница



© Несмотря на внешнюю открытость и общитель­ность, я внутренне много переживаю. Говорите мне о том, что вы меня любите, мне так не хватает ваших подтверждений в любви.

© Ваша строгость и излишняя требовательность по от-

ношению ко мне вызывают у меня чувство незащи­щенности.

© Когда я не прав, проявите терпение, объясните мне мою неправоту, я и сам пойму это со временем.

ПАМЯТКАМЯ ПЕДАГОГОВ И ГОАЖШЙ -по ВОСПИТАНИЮ СГШЖО f^HKA-

© Я чувствую себя буфером между старшим и млад­шим. Эта трудная роль — одного успокоить, а дру­гого поддержать — выматывает меня.

Младший, средний, старший или единственный?

© Ко мне всегда можно обратиться по поводу налажи­вания взаимоотношений, но эта роль трудна даже для опытного психотерапевта. Я чувствую себя мудрым и взрослым не по годам, а ведь я еще ребенок!

© Я так хорошо адаптируюсь в любой ситуации, что всем кажется, что для меня это легко. Я рано нау­чился адаптироваться и к поступкам старшего, и к капризам младшего.

© Меня часто не замечают, а мне хочется тепла, ласки, внимания. Мне так нужны доказательства, что меня любят.

© Если меня не замечать, мое поведение будет казать­ся вам наглым и агрессивным или напоминать пове­дение маленького ребенка. Помогите мне не вести себя так.

-ЛАМЯТКА-МЯ 1\W<rom И ?ОАИТШЙ •по f ОСПИТАИИЮ 6ДИИС1ШИ0Г0 f^HKA-

© Учите меня заботиться о других, для меня так важно этому научиться, ведь я вырасту и создам свою се­мью, где мне пригодится это умение.

© Упражняйте меня в терпимости к другим, мне это нужно, ведь я хочу, чтобы у меня были настоящие друзья.

© Научите меня делиться, я хочу испытать радость от этого. Когда-нибудь я буду готов поделиться самым дорогим, что есть у меня: я отдам свое сердце люби­мому человеку.

© Я чувствую себя постоянно на передовой, взрослые так много надежд возлагают на меня, что я боюсь не оправдать их надежд.

© Организуйте мою жизнь так, чтобы я вступал в раз­личные контакты с разными детьми, ведь у меня дома нет младшенького для моих игр.

44                                                                                        Глава 2. СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ (от Здо5 лет)

© Помогите мне подружиться с другим ребенком. Я очень хочу дружить и боюсь этого, ведь я так при­вязываюсь к объекту своего обожания, как когда- то я был привязан к вам. Я боюсь потерять друга и поэтому могу отказываться дружить.

© Поощряйте мою активность.

Глз&а V.

СШШ wfacr

(от ЪЪо 5 лет)

Среднему возрасту дошкольников необходимо уде­лять особое внимание в связи с исключительным по­ложением в дошкольном детстве, когда ребенок еще и не большой, но уже и не маленький. Средний возраст является переходным возрастом дошкольного детства. Это возраст, когда больше всего родителей обращается за психолого-педагогической помощью.

игодомм отшя со сшсшмми

ежика, не frttua 1)р$емр

Девочка Jlepa, 4,5 года. В детском саду не идет на контакт со сверстниками, играет одна с игрушками, со­чиняет и рассказывает раз­нообразные истории про ма­ленького бедненького зайчи­ка (ежика, мышонка и др.), у которого не было друзей. Вот одна из историй Леры про бедного ежика. «В одном лесу жил-был ежик и много других зверей. У ежика не было друзей. Однажды ежик решил пойти к мышке, что­бы подружиться. К мыш­ке пришли и другие звери. Заигрались звери и не заме­тили, как наступил вечер и стало темно. Вылетела сова-разбойница на охоту и давай ломиться в тот до­мик, где сидели зверюшки. Сова перетаскала всех зве­рюшек к себе в гнездо. Только ежика и белку не смогла схватить. Ежик фыркал и кололся, а белка выпуска­ла острые когти. Ежик с белкой прогнали сову из леса и освободили зверей. А ежик с тех пор приобрел много друзей».

В развитии навыка общения (см. «Словарь») средний дошкольный возраст играет значимую роль, поскольку

Глава 2. СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ (от 3 до 5 лет )

именно в этом возрасте появляется желание интенсив­но общаться со сверстниками. Потребность в общении с другими детьми выявляется у ребенка на 3-м году жиз­ни. Дефицит общения в раннем возрасте способствует формированию агрессивности. Одной из причин неже­лания посещать детский сад являются проблемы во взаи­моотношениях со сверстниками, когда «могут обидеть», «дерутся, врагов полно», когда, как сказал мальчик Ваня 4,5 лет с проблемами общения: «Все не так, и дети не нравятся». По нашим данным, каждый третий ребенок дошкольного возраста нуждается в помощи взрослых по налаживанию отношений со сверстниками. Как по­мочь этой девочке, которая через истории пытается и рассказать свою проблему, и решить ее? Прежде всего необходимо понять, в чем основная причина трудностей в общении со сверстниками, что мешает Дере общать­ся. В зависимости от этой причины и выстраивается психолого-педагогическая помощь ребенку. Перечис­лим основные группы трудностей в общении, которые создают барьеры, не позволяющие ребенку дошкольно­го возраста полноценно общаться со сверстниками.

1. Ребенок не знает, как общаться, игровые навыки и навыки взаимодействия находятся на низком уровне. Мальчик Юра 4 лет для того, чтобы привлечь внима­ние того сверстника в группе детского сада, который ему понравился, подходил к ребенку и толкал его.

2. Ребенок не хочет общаться по той причине, что при любом общении и взаимодействии необходимо управлять собой, что дается ему с большим трудом. Такие трудности характерны для импульсивных и гиперактивных детей (см. «У меня есть плохие мо­менты»).

3. Нежелание общаться со сверстниками в связи с индивидуальными особенностями ребенка (в боль­шей степени для ребенка характерны пережива­ния внутреннего плана: ребенок не делится своими

Проблемы общения со сверстниками

проблемами). Алеша (4 года) боится попроситься в детском саду в туалет. Мама Алеши отмечает, что трудности в общении были характерны и для нее са­мой в детстве, да и сейчас сохраняются, например: «Не могу спросить, как куда-то пройти».

4. Уже в дошкольном возрасте ребенок проявляет спо­собности в какой-то сфере, и эта сфера, этот инте­рес занимает много места в жизни малыша.

5. Трудности в общении со сверстниками могут быть связаны у ребенка с преобладанием эгоистических мотивов в поведении. В этом случае от окружающих ребенка сверстников он требует беспрекословного подчинения.

ТТАМЯТКАгМЯ УШХОХОЪ

и гоття -по преодолению

тпмост ? ОШЕИИИ шш ДОШКОЛЬНОГО #02РАСТАг

© Необходимо ограничить отрицательную оценку по­ведения ребенка, особенно в присутствии других детей. При необходимости отрицательной оценки поведения ребенка сделать ее один на один, без при­сутствия кого-либо.

© Необходимо предоставить ребенку возможность в чем-то значимом проявить себя (например, педагог предварительно дает ребенку домашнее задание, с которым он выступает перед подгруппой детей).

© Нужно организовывать совместные встречи детей и родителей вне детского сада (посещение праздни­ков, концертов, выступлений). Родителям ребенка с проблемами общения нужно познакомиться с роди­телями тех детей, с кем хочет дружить их ребенок.

© В отдельных случаях при неблагоприятном положе­нии ребенка в группе сверстников целесообразно использовать метод возрастных перемещений

Глава 2. СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ (от 3 до 5 лет )

(статусной психотерапии) (Сенько Т. В., 1989). На 30 дней детей с проблемами общения переводят на ступеньку ниже (например, из подготовительной группы детского сада в старшую группу). При этом такие отрицательные формы поведения у ребенка, как обида, уступки, защитные реакции и т. п., усту­пают место положительным формам поведения: под­держать, похвалить, желание помочь и т. п. Очень важным является то, что на смену слезам, обидам и несдержанности эмоциональных проявлений при­ходят доверие, воодушевление и т. п. В целом при использовании метода возрастных перемещений от­рицательное отношение к окружающим меняется на положительное отношение. В свою прежнюю груп­пу дети возвращаются, имея новые формы личност­ного реагирования. При преобладании у ребенка эгоистических мотивов в поведении его переводят на 30 дней на ступеньку выше (например, из старшей группы детского сада в подготовительную группу). При таком относительном понижении успешности деятельности ребенка происходит сначала усиление отрицательных доминантных реакций (приказы, на­падки, ругань и т. п.), а потом их снижение и замена на положительные реакции.

Помимо перечисленных стратегий для решения проблем в общении у детей педагогу необходимо учесть, что оптимальное количество детей дошкольной группы для создания социально-психологической сферы обще­ния — это 8—12 детей. В подготовительной группе коли­чество детей может возрастать до 12—15. При большем числе детей общение складывается с определенными трудностями, так как неминуемо происходит разбивка детей на подгруппы, которые легко превращаются во враждующие группировки, если власть в них переходит в руки авторитарных организаторов.

Проблемы общения со сверстниками

Помогут в решении проблем в общении и специ­альные игры по развитию общения. В зависимости от возраста детей используются для игры готовые сказки и сказки, сочиненные детьми. Дера, например, сама для себя сочиняет сказки. Остается только при проигрыва­нии их упражнять девочку в выработке гибкости роле­вого поведения и адекватной психологической защите. Игры необходимо направлять на решение неожидан­ных проблемных ситуаций, преодоление препятствий, спонтанное взаимодействие и умение договариваться. Умение договариваться является ключевой фразой при решении проблем в общении. Среди русских народных сказок сказка «Теремок» как нельзя лучше подходит для этих целей. В этой сказке приход всех персонажей сим­волично можно обозначить как приход ребенка в группу детского сада. Как рассказать о себе, как сделать себе рекламу, презентовать себя, как договориться с осталь­ными? Ответы на эти вопросы можно помочь найти ре­бенку во время проигрывания этой сказки.

«Как научшИъ' сына, аЬщшЯься?»

Коля, 3 года 9 месяцев. В группе детского сада играет один, чаще всего с машинками. Иногда подхо­дит к кому-то из сверстников и катает рядом с ним машинку по кругу. На обращенные к нему вопросы вос­питателя мальчик отвечает, но сам не стремится к общению ни с детьми, ни со взрослыми. Коля выгля­дит очень худым, бледным, зажатым и испуганным. Плохо ест в детском саду и производит впечатление болезненного мальчика. В ролевые игры не включает­ся, но и не уходит, а занимает позицию стороннего наблюдателя.

«Как научить сына общаться?» — этот вопрос очень беспокоит маму Коли, которая сама с пробле­мами общения сумела справиться благодаря рож­дению ребенка. Коля родился слабый, болезненный,

с родовой травмой и требовал постоянного наблюде­ния многих специалистов. Маме мальчика пришлось много общаться, преодолевать свои комплексы и устанавливать контакты в общении с незнакомыми людьми. Папа Коли также говорит о себе как о не­общительном человеке. Мама отмечает у Коли про­блемы в общении как с незнакомыми людьми (с ними он мужественно молчит как партизан на допросе), так и со знакомыми людьми (в присутствии знако- М ЫХ взрослых Коля демонстрирует плохое поведение: рвет книжки, ломает игрушки и т. п.).

Отметим, что в этой семье потребность в общении совсем небольшая у всех членов, поэтому ожидать кон­тактности и общительности от Коли — это равносильно ожиданию чуда. Хорошо, если у Коли со временем поя­вится один или два друга.

Развитию общительности у Коли помогли очень простые приемы: приглашения сверстника домой, по­ход вместе с ним в театр. Маме было дано задание самой подружиться с родителями приглянувшегося сыну свер­стника. Вечерами, приходя за сыном, родителям было предложено не спешить домой, а дать возможность Коле поиграть вместе с другом около детского сада. На игро­вые занятия вместе с Колей стала приходить мама, кото­рой подчас было труднее выполнять игровые упражне­ния, чем сыну. В этом случае на помощь маме приходил Коля, чрезвычайно гордый тем, что к нему обращаются за помощью по такому вопросу, в котором он еще совсем недавно испытывал затруднение. Ролевые игры стали вызывать у мальчика интерес. Однажды Коля сочинил историю про бедного крокодила, к которому приходят друзья, и они вместе охотятся. В этой игре Коля взял на себя роль этого бедного крокодила.

Все перечисленные усилия со стороны родителей и педагогов Коли не прошли даром. Мальчик научился общаться.

В приложении мы приводим семь игр на тему «Знакомство», которые можно использовать в подгруп- повой работе с детьми дошкольного возраста с целью развития навыков общения.

Причины нарушения взаимоотношений детей в группе сверстников связаны с личностью ребенка, ро­дителей и педагогов. При нарушениях у ребенка взаимо­отношений со сверстниками взрослые, воспитывающие этого ребенка, зачастую оказывают такие воспитатель­ные воздействия на ребенка, которые усугубляют ситуа­цию ребенка с проблемами общения. Среди взрослых, воспитывающих ребенка, особая роль принадлежит ро­дителям и педагогам. Воспитательное воздействие лич­ности педагога может сохраниться на долгие годы и ока­зать влияние на оценку собственной личности ребенка.

При общении с родителями дети усваивают способ регуляции поведения, используемый родителями, кото­рый впоследствии будет взят на вооружение ребенком и станет его собственным способом саморегуляции.

Личностные характеристики родителей, не способ­ствующие общению, в сочетании с такими же личност­ными характеристиками педагогов создают дополни­тельные трудности для ребенка, уже имеющего про­блемы в общении. Личностные особенности родителей играют основную роль в нарушении воспитательного процесса. Примером осознания этой взаимосвязи слу­жит комментарий мамы по поводу не соответствующего ситуации поведения сына Юры 4,5 лет на занятии (Юра в группе сверстников отвергнутый): «У нас дома все распланировано, мы все в рамках!» Понятно, что этому мальчику, привыкшему жить в «рамках», нелегко было со сверстниками, поведение которых «ни в какие рамки не лезет», то есть не предусмотрено заранее.

У каждого второго отца и педагога и у каждой тре­тьей матери детей с проблемами общения, по нашим данным, отмечается воспитательная неуверенность.

Глава 2. СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ (от 3 до 5 лет )

Неуверенная воспитательная позиция вынуждает взрос­лых к использованию штампов и стереотипов, тем самым препятствуя доверительным отношениям с ребенком. Создаются препятствия и для нормализации эмоцио­нального состояния ребенка, для непосредственного и естественного взаимодействия со сверстниками и взрос­лыми. Воспитательная неуверенность взрослых создает неуверенность в общении у воспитываемых ими детей. Происходит «заражение» неуверенным типом поведе­ния, которое выражается в конфликтах.

Стиль родительского поведения непроизвольно за­печатлевается в психике ребенка. Происходит социаль­ное наследование стиля общения: большинство родите­лей воспитывают своих детей так, как их воспитывали в детстве. Дети дошкольного возраста уже имеют пред­ставление о том, как они будут воспитывать собствен­ных детей. При имеющихся конфликтных отношениях с родителями (словесных и физических наказаниях) большинство детей отвечают, что воспитывать своего ребенка будут «по-другому», «хорошо», «ласково», «по- доброму», отражая сознательное непринятие неприем­лемых воспитательных воздействий взрослых. Но еже­дневное проживание в обстановке, которую дети не в силах изменить, приводит к бессознательному «впиты­ванию» воспитательных воздействий родителей.

Мама Юли 6,5 лет («Я не знаю, как воспитывать детей, меня родители только кормили и одевали») по­жаловалась на проблемы в отношениях с дочерью, ко­торая стала выдвигать маме условия: «Я это сделаю, но если ты...» Оказалось, что такой модели отношений с условиями придерживалась и мама Юли. Неправильное общение отравляет психику ребенка, ставит под удар его психическое здоровье. Ниже приводим программу коррекционно-развивающих занятий по проблемам об­щения детей дошкольного возраста.

АЙШЬНАЯ агрессия

Ъиш ругаются лииНоис

Воспитательница средней группы детского сада пожаловалась, что дети буквально заразились непри­личными словами. Все произошло в течение недели, и теперь ругаются матом уже практически все дети группы. Педагог пробовала детей ругать, внушать им, наказывать и не обращать внимания, а резуль­тат нулевой. Сегодня уже группа родителей пришла в детский сад с жалобами на то, что их дети стали ругаться матом.

В четыре-пять лет дети уже осознанно используют неприличные слова, и перечисленные педагогом спосо­бы действительно могут быть неэффективны. Выходом в данной ситуации может стать разрешение детям ругать­ся (ведь это все равно происходит), но только в опреде­ленном месте (например, у мусорного ведра — слова-то у детей «мусорные»). Запаситесь терпением, и при таком договоре-разрешении охота выражаться у детей посте­пенно пропадет.

В то же время необходимо прибегать к этому способу только в крайнем случае. Прежде всего надо попробовать показать ребенку свое непринятие неприличной брани: «Мне не нравятся такие слова», «У нас в детском саду так не говорят» и т. п. Распространение неприличных слов в последнее время приняло угрожающий масштаб, и дети дошкольного возраста оказались наиболее неза­щищенными перед сквернословием. Сегодня известно,

Глава 2. СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ (от Здо5 лет)

что словесная информация оказывает влияние на ДНК человека, а сквернословие разрушает волновые про­граммы, отвечающие за нормальную работу организма ребенка. Взрослым, которые в своей речи употребляют лексический мусор и являются источником заражения ребенка, необходимо понимать, что они наносят вред здоровью ребенка.

т1/*г0л0гу1ч£ски£

тттрьмки

Наиболее распространенными патологическими привычками у детей дошкольного возраста являются такие привычки, как сосание предметов, сосание паль­ца, грызение ногтей, онанизм (мастурбация). Реже у до­школьников встречаются болезненное стремление вы­дергивать или выщипывать волосы (трихотилломания) и ритмическое раскачивание головой и туловищем (якта- ция). В основе патологических привычек лежит фикса­ция тех или иных действий. Для того чтобы помочь детям избавиться от патологических привычек, родителям и педагогам необходимо, прежде всего, понимать приро­ду этих привычек.

Известно, что патологические привычки уменьшают отрицательные эмоциональные переживания у ребенка (неудовлетворенность, противоречивые чувства к близ­ким ребенку людям) и способствуют снятию эмоциональ­ного напряжения. Фиксации патологических привычек помогает и чувство удовольствия, которое испытывает ребенок, и повышенное внимание окружающих взрос­лых к этим действиям ребенка. Необходимо помнить, что при подавлении патологических привычек у ребен­ка усиливается чувство внутреннего напряжения. Более того, подавив одну привычку у ребенка дошкольного возраста, мы тут же получаем взамен другую. Особая трудность заключается в том, что в большинстве случаев у дошкольников отсутствует стремление к преодолению патологических привычек, более того, часто отмечается активное сопротивление попыткам взрослых устранить

Глава 2. СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ (от 3 до 5 лет )

привычные и приятные для ребенка действия (понима­ние патологических привычек как отрицательных появ­ляется у ребенка лишь к концу дошкольного возраста). Наряду с общими чертами патологические привычные действия имеют присущие каждому из них особенности, а значит, и способы преодоления.

сосртьштшя

*be£avca аъаи> придана ус ntpjuiavce*

Девочка Аня, 4 лет, в течение дня в детском саду периодически сосет тряпочку, которую она принесла из дома. На любые попытки отобрать любимую тря­почку девочка реагирует агрессивно. Мама Ани рас­сказала воспитательнице о том, что девочка очень привязана к тряпочке с 2 месяцев — именно в это время маме пришлось выйти на работу и передать заботу о дочери бабушке. С тряпочкой Аня не хочет расставаться, не отдает ее даже постирать (мама стирает любимую тряпочку дочери, когда она спит). Аня не садится за стол кушать вместе с детьми, и воспитательнице приходится кормить девочку от­дельно. Оказалось, что Дашу бабушка кормит до сих пор только жидкой пищей из рожка.

Девочка привязалась к родной вещи (в данном слу­чае ею оказалась тряпочка) в какой-то сложной для себя ситуации. Произошел перенос чувств девочки на вещь, с которой она стала ощущать себя спокойнее (как с род­ным человеком, как с другом). Часто такое утешение приносит ребенку общество какой-нибудь (чаще мяг­кой) игрушки. Принося такую игрушку в детский сад, ребенок всячески оберегает своего «друга», что и про­изошло в случае с Аней. Посасывая тряпочку, Аня как бы дает понять окружающим ее людям, что она испыты­вает чувство тревоги, беспокойства, ей нужна помощь

Патологические привычки

• 59

и поддержка в новой ситуации пребывания в детском саду. Эта патологическая привычка, как и привычка со­сать палец, говорит нам, взрослым, о том, что ребенку трудно перейти на следующий этап развития.

Что нужно делать?

© Наполнить жизнь Ани в детском саду, узнать, чем она любит заниматься, во что играть, заинтересо­вать девочку новыми играми и увлечениями. © Присмотреться — с кем играет девочка, для того

чтобы помочь ей обрести настоящего друга. © Дома родителям необходимо проводить с девочкой как можно больше времени, обязательно разгова­ривать и играть с ней в разнообразные игры. Когда мама и папа станут настоящими друзьями для Ани, необходимость в «тряпочке-выручалочке», в этом суррогатном друге, постепенно отпадет сама собой.

Чего делать нельзя?

® Отбирать любимую вещь девочки, к которой она так привязана. Даже если вы победите, напряжение ребенка только усилится, и нет гарантии, что не по­явится сосание пальца, ковыряние кожи или другая патологическая привычка. ® Наказывать и всячески стыдить девочку за такую

привязанность. © Говорить об этом суррогатном друге девочки, то есть фиксировать словами, подчеркивать и закреплять пато­логическую привычку постоянными напоминаниями.

СОСАНИЙ СОСКИ

Шла Семя & детская сад н сосала соску

Соня, 3,5 года, сосет соску, с которой не расста­ется ни дома, ни в детском саду. Мама говорит, что все попытки отучить девочку от соски потерпели

60                                                                        Глава 2. СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ (от Здо5 лет)

крах. В детском саду проблема соски приобрела осо­бую остроту: дети обращали внимание на соску, вос­питатели не знали, что лучше предпринять, чтобы помочь семье в данной ситуации. Девочка трудно адаптировалась в детском саду, кричала и плакала, а когда успокаивалась, то говорила, что у нее плохое настроение. После того как девочка стала посещать детский сад, родители девочки стали спать отдель­но: мать с дочерью, а муж на диване.

Мама Сони призналась, что каждый день, отве­дя дочку в детский сад, занимает наблюдательный пост с биноклем в руках у окон своей квартиры, из которых хорошо видно, что происходит в группе. Воспитатели кажутся маме недостаточно чутки­ми, она считает, что педагоги специально открыва­ют форточки в группе и простужают ее девочку.

Привязанность Сони к соске имеет компенсатор­ный характер, поскольку практически отсутствовало грудное вскармливание. Всего один месяц мама корми­ла Соню грудью и очень переживала по этому поводу. «Я всегда ревнрвала дочку к соске. Почему ей нужна она, а не я?»

Что нужно делать?

© Перестать обсуждать проблему соски.

© Переключать внимание девочки на более интерес­ные занятия, разнообразить жизнь ребенка.

© Понять состояние мамы Сони, подключить ее к жиз­ни группы детского сада как активную родительни­цу, направив тем самым ее энергию в конструктив­ное русло.

Чего делать нельзя?

© Акцентировать внимание девочке на проблеме со­ски. Мы предложили снять проблему соски с обсуж­дения ее членами семьи (мамой, бабушкой, папой

Патологические привычки

• 61

обсуждалось постоянно при девочке: «сосала ли она соску сегодня в детском саду», «помыла ли Соня со­ску, когда пришла из детского сада» и т. п.). Сдер­живание взрослых от обсуждения проблемы соски дало положительный эффект: оказалось, что самой девочке соска не так и была нужна, как предполага­лось ранее родителями.

© Ругать девочку и тем более маму за привязанность ее дочери к соске. Такая попытка со стороны по­мощника воспитателя, которая решила пристыдить маму Сони, да еще в присутствии других родителей, окончилась плачевно: у мамы произошел эмоцио­нальный срыв.

СОСАНИЕ ПАЛЬЦАг

Важно знать, что иногда такие методы, как намазы­вание горчицей, например, помогают отучить ребенка от сосания пальца. И эти случаи дают родителям воз­можность думать, что они проблему решили. Однако на­помним, что особенность психики ребенка дошкольного возраста в том, что он легко находит замену одной при­вычки на другую. Если ребенок сосет палец, бесполезно пытаться запретить ему это делать, необходимо понять, почему он это делает. Сосание пальца успокаивает и умиротворяет ребенка, как и сосание груди, сосание со­ски. Сосание — это удовольствие раннего детства, удо­влетворяющее основную потребность ребенка в пище. Поэтому сосание для ребенка — это вернейший способ успокоиться, когда он беспокоится или не может уснуть. Сосание пальца может выступать как средство компенса­ции неудовлетворенного инстинкта сосания вследствие затрудненности грудного вскармливания. Сосание паль­ца уменьшает чувство беспокойства, успокаивает и за­ставляет на время забыть физическую и душевную боль. В случае употребления матерью во время беременности

Глава 2. СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ (от 3 до 5 лет )

алкоголя, наркотиков и курении предпосылка к сосанию пальца закладывается еще до рождения ребенка. Во всех случаях сосание пальца создает ребенку иллюзию удо­влетворения и успокоения.

Что нужно делать?

© Необходимо понять, почему ребенок сосет палец (компенсирует недостающее внимание к себе, ста­билизирует свое эмоциональное состояние и др.). Прежде чем пробовать отучить ребенка от сосания пальца, необходимо подумать, что можно предло­жить ребенку взамен этой привычки, доставляющей удовольствие.

© Установить доверительный контакт с ребенком, по­заботиться о своевременном успокоении ребенка и снятии беспокойства, разумном пользовании со­ской в раннем возрасте. © Создать условия для разнообразия впечатлений ре­бенка и использования при взаимодействии с ребен­ком подвижных, эмоционально насыщенных игр.

Чего делать нельзя?

© Всячески пытаться запретить ребенку сосать палец, тем самым привлекая к этой патологической при­вычке негативное внимание малыша. ® Излишне ограничивать действия и проявления ре­бенка, способствуя усилению его напряжения и бес­покойства.

КУСАНИЙ ИЛИ 1ГЫ?£НИ£ ногтей (ОИИХСХРАГИЯ)

Обкусываться могут не только выступающие части ногтей, но частично и прилегающие участки кожи, что часто приводит к воспалительным явлениям. Обкусыва­ние ногтей может сопровождаться их проглатыванием.

Патологические привычки                                                                                                                                                                                      • 63

«Как, сту'иипь Каша tpwpfU нагти?»

Мой сын Ваня, 4,5 лет, перестал заниматься онанизмом после того, как мы его строго наказали, зато теперь мальчик стал грызть ногти. Как оту­чить Ваню грызть ногти?

Из этих двух привычек, которые использует Ваня для снятия напряжения, мастурбация менее инфантиль­ное занятие и преодолевается ребенком гораздо легче. А вот грызение ногтей, как и сосание пальца, возвращает ребенка в период младенчества. Во время грызения ног­тей ребенок дает выход своей агрессии, напряженности, психологического дискомфорта, раздражения и получа­ет удовольствие. Если ребенок не выражает эти свои от­рицательные чувства, они копятся у него и, не находя выхода, переполняют ребенка. В этом случае грызение ногтей ребенком воспринимается как спасение. Гры­зение ногтей — легко возникающая привычка, которая носит непроизвольный, автоматизированный характер, избавиться от нее чрезвычайно трудно.

Что нужно делать?

© Необходимо научить ребенка адекватным способам выражения агрессии. Позволять ребенку свободно, адекватными способами выражать свою агрессию, гнев. Для этого дома необходимо иметь специальную подушку, например которой ребенок может при не­обходимости выражать свои негативные чувства.

© Нужно не просто отказаться от упреков, угроз и нака­зания, но и понимать то, что происходит с ребенком, переключать, отвлекать его в момент грызения ног­тей. Необходимо уменьшить чрезмерные требования к ребенку со стороны воспитывающих взрослых. Нужно переключать пальцы малыша на более инте­ресное и не менее приятное занятие всякий раз, ко­гда замечаете у ребенка проявление этой привычки.

Глава 2. СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ (от 3 до 5 лет )

© Необходимо настроиться на длительный период за­тухания этой привычки, который обычно примерно равен периоду ее протекания.

Чего делать нельзя?

® Интеллектуально перегружать ребенка в ущерб дру­гим сторонам психического развития.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.