Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ОГЛАВЛЕНИЕ 8 страница



«Для чего нужны наказания и, может быть, действи­тельно не будет ничего страшного, если я бью своего ре­бенка? Ведь били же и меня, а я вырос нормальным че­ловеком!» Так очень часто высказываются родители на консультациях по проблемам в детско-родительских от­ношениях. А нормальны ли эти родители, которые бьют своих детей и таким образом выражают свою любовь? Битье в таком случае становится одним, а часто и един­ственным выразителем родительской любви. О том, что чувствовали эти родители, когда были маленькими и их били, они стараются не вспоминать, они просто вытес­няют из своего сознания эти неприятные воспоминания. Известно, что физически наказывают своих детей чаще молодые родители, что и было характерно для ситуации Максима. С молодыми родителями, с родителями един­ственных детей необходимо не просто говорить о поль­зе и вреде наказаний, необходимо достучаться до тех чувств, которые испытывал наказывающий физически ребенка родитель в своем детстве. Только эти чувства могут остановить занесенный ремень или погасить непо­нятно откуда берущуюся у мамы Максима ярость. Необ­ходимо знать, что матери чаще травмируют своих детей, чем отцы (Синягина Н. Ю., 2001).

«Я пербтс!»

Саша, 5 лет 1 месяц. Неусидчив,рассеян и агрес­сивен. Когда его кто-то из сверстников нечаянно за­денет, то Саша мгновен­но реагирует ударом куда придется. Складывается впечатление, что маль­чик так и ждет напа­дения. Саша стремится всегда быть первым, ис­пользует для этого любые методы, например, рас­талкивает детей, если не успел первым одеться на прогулку. Любит черный цвет, выбирает его для своей одежды и для своих рисунков. Совершенно не слу­шается одну из воспитательниц, ту, которая, по его понятиям, нестрогая. Дома мальчик, по признанию родителей, смотрит много боевиков. И мать, и отец Саши используют по отношению к сыну физические наказания: «Могу отлупить ладонью по заднице», «Использую ремень как метод устрашения». Папа пробовал разные методы, например, подолгу не разго­варивать с Сашей, ставить в угол. А однажды папа за очередную провинность мальчика разбил на его гла­зах любимую игрушку Саши и выбросил в окно.

В рисунках на свободную тему Саша рисует бое­вую технику, которая что-то или кого-то взрывает, убивает.

В таких рисунках Саша пытается отреагировать на агрессивное поведение своих родителей. Нормализо­вать состояние мальчика необходимо путем обучения и приучения родителей к мирным способам управле­ния поведением ребенка. Поведение Саши «Я первый!»

является компенсаторной психологической защитой (см. «Словарь») от неудач во взаимоотношениях с ро­дителями. Агрессивное поведение Саши со сверстника­ми — это следствие такого же неуважительного поведе­ния родителей по отношению к сыну. Увлечение Саши военизированными фильмами говорит о включении в поведение ребенка такой психологической защиты, как замещение.

Что делать в этой ситуации?

© Родителям прекратить военные действия в семье по отношению к сыну. Более эффективным будет ис­пользование родителями мирного урегулирования проблем во взаимодействии с сыном.

© Педагогам заострить внимание родителей на том, как связано конфликтное поведение мальчика в дет­ском саду с теми воспитательными методами, кото­рые используют родители.

© Исключить (уменьшить) просмотр боевиков. Роди­телям смотреть фильмы вместе с сыном, обращая внимание на положительных героев, которые спа­сают, защищают слабых и т. п.

© Педагогам и родителям подчеркивать и поощрять в поведении мальчика положительные формы поведе­ния (например, уступил девочке).

© Упражнять Сашу в умении договариваться при воз­никновении конфликтных ситуаций (использование очередности, считалок и т. п.).

Перечислим условия, при которых у ребенка дошколь­ного возраста включается психологическая защита:

1. Напряженность отношений с родителями, особенно когда имеет место скрытое эмоциональное отверже­ние ребенка. Недостаток эмоционального тепла со стороны родителей порождает душевный конфликт у ребенка.

Глава 3. СТАРШИЙ ВОЗРАСТ (от 5 до 7 лет )

2. Невозможность защитить себя, недостаток положи­тельного отношения к себе и ощущения себя как хорошего, достойного.

3.   Неадекватное отношение значимых людей к внеш­ности ребенка (подчеркивание недостатков). Необходимо помнить, что психологическая защи­та — это не детская вредность и возникает она помимо воли ребенка в ситуациях, когда он не может взять себя в руки. Огорчающее родителей и педагогов поведение ре­бенка является свидетельством нерационального стесне­ния его желаний, принуждения его или просто плохого самочувствия. Сталкиваясь с выражениями психологи­ческой защиты у детей, необходимо не огорчаться и раз­дражаться, а проявлять терпение и понимание. У детей дошкольного возраста выделяют следующие психологи­ческие защиты: отрицание, вытеснение, регрессия, ком­пенсация, проекция, замещение, интеллектуализация и формирование реакции.

Поведенческие особенности детей дошкольного возраста, которые характерны для той или иной пси­хологической защиты:

1. Отрицание. Стремление быть в центре внимания, манера перебивать взрослых при разговоре, лег­кость в восприятии критики и замечаний, излишне уверенная манера держаться.

2. Вытеснение. Избегание проблемных ситуаций и связанных с ними стимулов, невозмутимость при виде несчастий, отрицание страхов, избиратель­ность памяти (запоминаются только удобные для себя слова и обстоятельства). Эта психологиче­ская защита проявляется в забывании (например, когда ребенку плохо в детском саду, он может не помнить, как провел день, чему учили его на заня­тиях). Вытесняя ситуацию, где ребенок испытывал дискомфорт, дошкольник вместе с тем вытесня­ет и всю информацию, полученную в это время.

Жестокость в детско родительских отношениях...

Поэтому так необходимо для ребенка дошкольного возраста создание психологически комфортной об­становки в ситуациях, когда хотим ребенка чему-то научить.

3. Регрессия. В силу личностной незрелости дети до­школьного возраста возвращаются к более ранним «детским» манерам в поведении. Такое поведение часто является характерным для детей при сибс- конфликте. Дети до 3 лет могут утрачивать навыки ходьбы, речи, регуляцию мочеиспускания и т. д. Ха­рактерна плаксивость, несамостоятельность, чрез­мерная зависимость от взрослых (см. «Мама, носи меня на руках!»).

4. Компенсация. Слабость и неуспехи в одной области (например, во взаимоотношениях со сверстниками) ребенок стремится восполнить в другой (лучше всех занимается на занятиях). Ориентация на преодоле­ние трудностей, особое усердие в том случае, если значимый взрослый высказывает сомнение в спо­собностях дошкольника. Стремление производить надлежащее впечатление.

5. Проекция. Обидчивость, подозрительность, враж­дебность, ревнивость (особенно к сверстникам, которые в чем-то превосходят ребенка). Приписы­вание другим детям собственных, непризнаваемых отрицательных качеств («Он ябеда»).

6. Замещение. Совершение ребенком разрушитель­ных действий в состоянии гнева, срывание злости на слабом, увлечение военизированными играми и фильмами, боевыми видами спорта.

7. Интеллектуализация. Не свойственные дошкольно­му возрасту взрослые рассуждения, эмоциональная сдержанность. Дети. превращаются в «маленьких взрослых», рассуждая словами взрослых о взрослых проблемах (см. «Мне трудно жить!»).

-ПАМЯТКА-АЛЯ -шкот И РОДИТЕЛЕЙ ПРИ СТОЛКНОВЕНИИ С-ПСИХОЛОГИЧЕСКИМИ ЗАЩИТАМИ У ДЕТЕЙ

© Запаситесь терпением.

© Ищите и отмечайте у ребенка положительные мо­менты в поведении. © Не задавайте ребенку вопросы, ответы на которые

вы знаете сами. © Не отвечайте на вопросы, которые ребенок задавал не вам.

© Предлагайте ребенку такую ответственность, кото­рая соизмерима с его возможностями. © Проявляйте чувствительность к тому, что беспокоит и волнует ребенка.

© Признавайте собственную слабость, тем самым пре-

«

доставляя ребенку возможность быть не только сла­бым, но и сильным.

Мальык пришел & детский са? са следами, па£ае&

Максима, мальчика 5 лет, в старшую груп­пу детского сада, как всегда, привел папа, кото­рый не работает и занимается воспитанием сына. Воспитательница обратила внимание на крово­излияния в области глаз, лба и шеи у мальчика.

Происхождение телесных повреждений Максим объ-

*

яснил тем, что это мама его вчера побила и поцара­пала, когда он ложился спать.

В семье Максима не совсем обычная ситуа­ция, там деньги зарабатывает мама. Очень часто она приходит домой поздно, когда сын уже спит. Накануне Максим дождался возвращения мамы, но общения с мамой не получилось, так как мама при­шла раздраженная и усталая от неприятностей на

Жестокость в детско родительских отношениях...                                                                                                                                                                                      147

работе. Максим разбаловался в постели, и мама из­била сына.

Такие ситуации нечасто встречаются в педаго­гической практике, однако они требуют детального психолого-педагогического анализа. Здесь налицо то, что имеет название: жестокое обращение родителей с ребенком. Такие случаи не только необходимо пресе­кать, их нужно предвидеть для того, чтобы задержать руку родителя, избивающего своего ребенка. В данной ситуации, несмотря на внешнее благополучие, можно было увидеть тревожные симптомы неблагополучия в семейных отношениях. Папа, например, частенько при­водил Максима в грязной одежде. А мама, которая появ- лялась в детском саду крайне редко, почти всегда была в плохом настроении и с сыном разговаривала грубо. Однажды мама пришла в детский сад за сыном в рас­слабленном алкоголем состоянии. В рисунках «Семья» Максим всегда рисовал себя с мамой, а папу не рисовал, поясняя, что он на работе.

Детско-родительские отношения отличаются сложно­стью. Их характер зависит от особенностей личности ро­дителей и ребенка, психолого-педагогической компетент­ности и уровня образования родителей, от используемых взрослыми средств воспитательного воздействия по от­ношению к ребенку и др. По общей направленности эмо­ционального компонента (см. «Словарь) взаимоотношения родителей и детей можно разделить на положительные, амбивалентные и отрицательные взаимоотношения.

Положительные взаимоотношения детей с роди­телями характеризуются устойчивым эмоциональным контактом между родителями и детьми и почти полным отсутствием конфликтов.

Амбивалентные взаимоотношения отличаются про­тиворечивостью, непоследовательностью, чередованием близких эмоциональных контактов с конфликтами.

Отрицательные взаи­моотношения характери­зуются частыми конфлик­тами, приводящими к пол­ному нарушению эмоцио­нального контакта между родителями и детьми.

Качество детско-роди­тельских отношений ока­зывает значительное влия­ние на психическое раз­витие ребенка, на его по­ведение и на установки в общении.

Жестокое обращение с ребенком. Как распознать и как его предотвратить?

Характерные особенности поведения ребенка до­школьного возраста, которые могут позволить педагогу заподозрить неблагополучие в детско-родительских от­ношениях и предотвратить жестокость и насилие по от­ношению к ребенку:

1. Страхи, тревожность и ночные кошмары, о которых ребенок может рассказать педагогу в доверительной беседе или выразить в рисунке на тему «Что тебе снится страшное или чего ты боишься днем?».

2. Агрессивность, жестокость по отношению к более слабым (детям, животным).

3. Лживость, воровство.

4. Нарушение взаимоотношений со сверстниками (изолированный или отвергнутый в группе свер­стников), замкнутость.

5. Печальный вид, подавленное состояние.

6. Санитарно-гигиеническая запущенность (см. «От ребенка неприятно пахнет»).

7. Задержка развития (физического, умственного, ре­чевого, моторного).

Жестокость в детско родительских отношениях...                                                                                                                                                                                      149

Как видим, ребенок дошкольного возраста при не­благополучии в детско-родительских отношениях часто попадает и в ситуацию неблагополучия во взаимоотно­шениях со сверстниками. При нарушении эмоциональ­ных контактов с родителями и со сверстниками психика ребенка дошкольного возраста находится в крайнем на­пряжении и данная ситуация требует от педагога осто­рожности, внимательности и терпения.

Характерные особенности поведения родителей де­тей дошкольного возраста, позволяющие заподозрить неблагополучие в детско-родительских отношениях и предотвратить жестокость и насилие по отношению к детям:

1. Не уделяют достаточного внимание здоровью ре­бенка.

2. Не интересуются проблемами ребенка, обеспокое­ны собственными проблемами.

3. Не ласкают ребенка и не оказывают ему эмоцио­нальной поддержки.

4. Говорят о пользе физических наказаний.

5. Проявляют патологические черты характера: агрес­сивность, импульсивность, сниженный самокон­троль, неадекватность и т. п.

6. Отождествляют ребенка с нелюбимым родственни­ком (в том числе подчеркивают внешнюю похожесть с ним или просто сходство).

7. Негативно оценивают ребенка.

Факторы риска, провоцирующие возникновение нарушений в детско-родительских отношениях и же­стокость:

1. Наличие в семье больного алкоголизмом, наркома­нией.

2. Очень молодые родители (младше 17 лет).

3. Низкий уровень образования родителей и недоста­ток у них психолого-педагогической культуры.

Глава 3. СТАРШИЙ ВОЗРАСТ (от 5 до 7 лет)

4. Родители, подвергавшиеся в детстве жестокому об­ращению.

5. Нервно-психические нарушения, патологические черты характера у родителей.

6. Нежеланный (по полу) ребенок.

7. Наличие у ребенка физических, умственных недо­статков или нарушений в поведении.

психологическая помощь лиям tlfvl дисгармонии г семейных

отношениях

Для того чтобы определить тип нарушения в семей­ном воспитании ребенка, предлагаем воспользоваться нижеследующей таблицей.

Таблица 2

Диагностика типов дисгармоничного семейного воспитания

Типы дисгармоничного семейного воспитания

Признаки потворствующей гиперпротекции Признаки доминирующей гиперпротекции
1. Воспитание ребенка — центральное дело жизни родителей 1. Со стороны родителей много за­мечаний, которые не соответствуют возможностям ребенка
2. Ребенку уделяют много времени и сил 2. Много контроля
3. У ребенка проявляется собственнический характер любви 3. Воспитание с отрицательным знаком: «Ты сделал хорошо, но мог бы сделать и лучше»
4. Ребенок воспитывается под «колпаком тревоги» 4. Много требований, которые не соответствуют возможностям ребенка
5. Чрезмерная забота о ребенке 5. У ребенка боязнь осваивать что- то новое
6. Удовлетворяются все потребности и претензии ребенка 6. Родители часто употребляют глаголы долженствования по отношению к ребенку: «должен», «положено» и т. п.
7. Требования к ребенку практически не предъявляются 7. У ребенка неустойчивая самооценка
Признаки повышенной моральной ответственности Признаки эмоционального отвержения
1. У ребенка много обязанностей и нагрузок, не соответствующих возрасту 1. Ребенку предъявляется много требований

152                                                                    Глава 3. СТАРШИЙ ВОЗРАСТ (от 5 до 7 лет )

Окончание таблицы

Типы дисгармоничного семейного воспитания

Признаки повышенной моральной ответственности Признаки эмоционального отвержения
2. Ребенку уделяется недостаточно времени,сил и внимания 2. От родителей можно услышать фразы типа: «Как ты мне надоел» и т. п.
3. Часть родительских функций выполняет ребенок 3. Много запретов
4. Ребенку предъявляются чрезмерные требования 4. Ребенку уделяется недостаточно времени, сил и внимания
5. Тревожно-мнительные черты в характере ребенка 5. Может проявляться подчеркнутая забота, утрированное внимание
6. Ребенок не умеет спонтанно играть, действовать 6. Жестокие наказания
7. Ранняя взрослость у ребенка 7. У ребенка низкая самооценка
Признаки гипопротекции Признаки жестокого обращения
1. Нерегулярное удовлетворение потребностей ребенка % 1. Для родителей характерна приверженность к применению строгих наказаний
2. Ребенок не получает поощрений 2. Ребенку уделяется недостаточно времени,сил и внимания
3. Ребенок не получает наказаний 3. Чрезмерность санкций
4. Неустойчивый характер поведения у ребенка 4. Чрезмерное реагирование родителей на незначительные нарушения поведения ребенка
5. Ребенку уделяется мало времени, сил и внимания 5. Не удовлетворяется потребность ребенка в эмоциональном контакте с родителями
6. Игнорируются потребности ребенка 6. Негативная характеристика ребенка
7. Требования к ребенку не предъявляются 7. Подчеркивание сходства ребенка с нелюбимым родственником

меня есть плохие момгшш»

Таня, 6 лет 5 месяцев, постоянно отвлекается на занятиях и не может сосредоточиться. Девочке тяжело удерживать внимание даже при играх со сверстниками, и она часто переключается на то,

Психологическая помощь детям при дисгармонии...

что ее вдруг заинтересовало, бросает начатую игру. Такое поведение девочки отталкивает ее от свер­стников. Родители Тани недавно развелись, а пала ушел из семьи, минимизировав общение с дочерью. Двигательная расторможенность у девочки после развода родителей усилилась. Кроме этого, Таня на развод родителей отреагировала депрессивными пе­реживаниями, которые выразила в словах: «Я хочу умереть!», «У меня есть плохие моменты!», «Я могу попасть в больницу!», «Я не хочу рожать детей, это больно!» и т. п. Своими откровенными переживания­ми Таня поделилась с педагогом в детском саду.

Слова Тани: «Я хочу умереть!» — являются суици­дальным замыслом (в трудной психотравмирующей си­туации ребенок, ища выход, может обратиться к мысли о собственной смерти как выходе из положения). У де­тей дошкольного возраста представление о суицидаль­ной модели поведения формируется благодаря сюжетам сказок, мифов, легенд, герои которых совершают суи­цидальные действия. Само по себе такое представление не несет опасности, как и фантазирование на тему соб­ственной смерти. Однако необходимо знать, что дети дошкольного и младшего школьного возраста обычно не планируют суицид, а совершают его в момент аффекта. И поскольку у детей дошкольного возраста отсутствует этап планирования суицида, то последний завершающий этап может наступить внезапно. Поэтому так важно и родителям, и педагогам улавливать те моменты, которые предшествуют и способствуют дезадаптации ребенка.

Признаки дезадаптации ребенка:

1. Снижение переносимости любых эмоциональных нагрузок.

2. Нарушения контактов ребенка со взрослыми и сверстниками. Ребенок говорит о том, что его не по­нимают окружающие.

3. Интеллектуальная неспособность ребенка решить проблемную ситуацию иным способом.

4. Резкое снижение самооценки.

5. Не применяются механизмы совладания с проблем­ной ситуацией (копинг-механизмы) или механизмы психологической защиты.

Чрезмерная подвижность и отвлекаемость девочки являются следствием минимальных микроповреждений коры и подкорковых структур головного мозга. Пик про­явления гипердинамического синдрома (синдрома де­фицита внимания) приходится на возраст 6 — 7 лет, как раз тогда, когда дошкольник готовится к поступлению в школу. При благоприятных условиях, главным из ко­торых является благополучие в семейных отношениях, у ребенка постепенно включаются механизмы саморе­гуляции поведения. Но происходит это не сразу (при­близительно к 14 годам) и не само собой, а только при каждодневном упражнении во внимательности и сосре­доточенности.

Развод родителей является для детей сильнейшим стрессом, и в данном случае усилил те нарушения вни­мания и сосредоточенности, которые были у Тани. Не­благоприятная семейная обстановка особенно негатив­но влияет на детей, имеющих нервно-психические на­рушения. У Тани осознание смерти (которое и проис­ходит у дошкольников в возрасте 5 — 7 лет) усилилось и обострилось неблагоприятной семейной атмосферой и нарушенными взаимоотношениями со сверстниками. Как помочь ребенку дошкольного возраста в ситуации семейного неблагополучия? Ведь ребенок дошкольного возраста реагирует на неблагополучие в семейных от­ношениях невротическими реакциями, перерастающи­ми со временем в невротическое состояние. А здесь уже один шаг до невроза. Как помочь детям при дисгармонии в семейных отношениях? Что надо сделать, чтобы взрос­лые нерешенные проблемы не ломали и не калечили

Психологическая помощь детям при дисгармонии...

психику ребенка? Каким образом ребенок может снять накопившееся эмоциональное напряжение?

Негативно влияют на психику ребенка дошколь­ного возраста, прежде всего, семейные скандалы (осо­бенно при ребенке), как между мамой и папой, так и между проживающими в семье родственниками. Sibs- конфликты — конфликты между кровными братьями и сестрами — и возникающая при этом ревность зачастую вызывают невротические реакции у ребенка.

Как понять, что ребенок нуждается в психологиче­ской помощи?

Отметим примерные ориентиры, на которые можно опираться педагогам и родителям при оценке психиче­ского состояния ребенка дошкольного возраста.

1. В случае семейного конфликта ребенок в беседе ука­зывает на частые ссоры, демонстрирует конфликт­ные взаимоотношения в рисунке и игре «Семья»

(см. главу «Средний возраст», «Я ее не слышала»).

*

Надя, 5 лет, в игре «Семья» все время выбирает роль папы. Маму называет: «Мамка». Надя поясня­ет свой выбор роли в игре: «Вырасту, буду работать, как папа, мне жалко папу, что с ним что-то случит­ся или папу кто-нибудь убьет».

2. Ребенок отмечает неудовлетворенность своими от­ношениями в семье.

С определенными членами семьи ребенок дерзит, грубит, ему свойственны негативизм и непослушание (см. «Сибс-конфликты»). Вот как охарактеризовал отно­шения между членами семьи 6-летний мальчик: «Мама кричит на папу, иногда на меня, когда я за папу».

3. В рисунке «Семья» встречаются характерные при­знаки (предметы, разделяющие членов семьи, осве­тительные приборы и др.).

Алеша, 6 лет 7 месяцев, подготовительная груп­па. Мальчик тяжело идет на контакт с незнакомы­ми взрослыми и детьми. Алеша застенчив, боязлив и не уверен в себе. Говорит очень тихо и сбивчиво. Алеша — поздний и единственный ребенок в семье родителей, работающих в сфере искусства. Мама из­лишне опекает сына, во всем ему помогает, а папа очень строг и принципиален. Отец Алеши много га­стролирует, и его частое отсутствие в семье, в со­четании с излишней строгостью по отношению к сынуу способствовали тому, что Алеша стал бояться отца. Алеша боится, что папа накажет, что-нибудь не разрешит и т. п. Ночью мальчику тоже не стало покоя, ему все чаще стали сниться страшные сны про тоу что по-настоящему было: «Пошел я в магазин „Патэрсон", подошел к вешалке, а она упала. Я ис­пугался, что меня накажут». На рисунке «Семья» мальчик изобразил огромное количество предметов, отделяющих его от родителей (см. рис. 13).

Между Алешей и отцом на рисунке видно нагромож­дение предметов, меньшее их количество нарисовано между ним и мамой. Предметы, разделяющие на рисунке членов семьи, играют роль барьеров, ограничений, что в реальной семейной жизни выражается в конфликтах, раздорах и непонимании. Еще в рисунке Алеши нарисо­ваны три лампочки и пояснение к фигуре папы: «Папа включает свет». Осветительные приборы в рисунках де­тей чаще всего говорят о потребности в эмоциональном тепле, поддержке, понимании. Именно папу Алеша счи­тает главным в семье и очень строгим, именно от папы в первую очередь мальчик ждет тепла, поддержки и по­мощи. От отца во многом зависит уверенная позиция ре­бенка дошкольного возраста. Неуверенные, застенчивые и боязливые дети — это дети, недополучившие от своих родителей, прежде всего от отцов, в каждодневном обще­нии уверенности, смелости и принятия.

Психологическая помощь детям при дисгармонии...                                                                                                                                                                                      157

Рис. 13

«Нарисую, убийцу»

Кирилл, б лет, подготовительная группа. Однаж­ды вечером в детском саду ребята увлеклись рисовани­ем своей семьи. Подошел Кирилл, постоял, посмотрел на рисунки ребят и заявил: «Я не буду семью рисовать, нарисую убийцу». Мальчик взял листок и нарисовал жуткую картину преступления, которое свершилось, несмотря на то, что за окном дома Кирилл нарисовал милицейскую машину и милиционеров. Кирилл не толь­ко рисовал и комментировал свой рисунок ( «Вот убий­ца душит человека» )t но и показывал на себе в деталях и подробностях, как происходило преступление.

Как педагогу реагировать на такие рисунки детей? Ведь порой дети дошкольного возраста видят такие сце­ны, которые детская психика не в силах «переварить». Ри­сунок в этом случае выступает средством освобождения

158                                                                    Глава 3. СТАРШИЙ ВОЗРАСТ (от 5 до 7 лет )

от той излишне травмирующей информации, которая застряла в психике ребенка. Но все же в данном случае возникают вопросы: «Почему сработала такая цепочка ассоциаций?», «Почему слово „семья" вызвало у мальчи­ка желание нарисовать убийство?». Оказалось, что Ки­рилл сильно переживает потерю своей прежней семьи в результате развода родителей. Развод родителей дети до­школьного возраста могут переживать без внешних при­знаков беспокойства и волнений. Рисунок в этом случае может помочь педагогу определить состояние ребенка.

Что можно предпринять родителям и педагогам в слу­чае, когда ребенок нуждается в психологической помощи?

Прежде всего необходимо предоставить ребенку возможность снять напряжение, которое появилось в ре­зультате дисгармонии семейных отношений. Это могут быть рисунки, игры, сказки, сочинение историй, лепка — все, чем нравится заниматься ребенку. Главное отличие этой совместной деятельности взрослого с ребенком за­ключается в предоставлении ребенку права выбора тем и сюжетов для игр, полное принятие их и тех переживаний, которые возникают у ребенка. В работе с детьми, испы­тывающими на себе последствия семейного стресса, ис­пользуется принцип десенсибилизации. Сенсибилизация (от латинского sensibilis — чувствительный) — повы­шение чувствительности анализаторов в результате дей­ствия раздражителя. Использование этого принципа дает возможность выражать наиболее безопасным способом любые мощные и разрушительные эмоции.

Рассмотрим ситуацию развода. Развод родителей для маленького ребенка может стать сильнейшим по­трясением.

«Мая родителя теперь два paga ра^беиясь»

«Мои родители теперь два раза развелись» — так поделилась своим горем девочка Лена 5,5 лет — эмоциональная, чувствительная, левша. ( «Руки у нее

Психологическая помощь детям при дисгармонии...                                                                                                                                                                                      159

какие-то не такие — все она делает не так!» — от­мечает с раздражением мама Лены.) После первого развода родителей девочке снился несколько раз сон: «Мне все время снится сон, как я рождалась. Я ро­дилась и была вся мокренькая». Этот сон отражал желание девочки уйти от травмирующей ситуа­ции — ведь Лену покинул отец, который один любил и понимал девочку. Мама так охарактеризовала дочь: «Она хуже, чем наши две собаки, — они меньше испортили вещей, чем Лена. Она сама себе на уме». Мама пояснила, что после развода родителей Лена стала царапать полированную мебель, рисовать на обоях и т. п.

Истории Лена сочиняла про маленького зайчика, роль которого и выбирала при проигрывании (она и есть этот беззащитный перед взрослой проблемой (разводом) «зайчик»). Вот одна такая история: «Жил-был зайчик со своей мамой. Однажды пошел зайчик на улицу гулять, лепить из снега снежную бабу, а на него напал волк (об­раз ушедшего из семьи отца) и унес зайчика к Бабе Яге (образ матери, которая дочь не понимает). В лесу зайчи­ка съели, одна кровь осталась».



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.