|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ОГЛАВЛЕНИЕ 8 страница«Для чего нужны наказания и, может быть, действительно не будет ничего страшного, если я бью своего ребенка? Ведь били же и меня, а я вырос нормальным человеком!» Так очень часто высказываются родители на консультациях по проблемам в детско-родительских отношениях. А нормальны ли эти родители, которые бьют своих детей и таким образом выражают свою любовь? Битье в таком случае становится одним, а часто и единственным выразителем родительской любви. О том, что чувствовали эти родители, когда были маленькими и их били, они стараются не вспоминать, они просто вытесняют из своего сознания эти неприятные воспоминания. Известно, что физически наказывают своих детей чаще молодые родители, что и было характерно для ситуации Максима. С молодыми родителями, с родителями единственных детей необходимо не просто говорить о пользе и вреде наказаний, необходимо достучаться до тех чувств, которые испытывал наказывающий физически ребенка родитель в своем детстве. Только эти чувства могут остановить занесенный ремень или погасить непонятно откуда берущуюся у мамы Максима ярость. Необходимо знать, что матери чаще травмируют своих детей, чем отцы (Синягина Н. Ю., 2001). «Я пербтс!» Саша, 5 лет 1 месяц. Неусидчив,рассеян и агрессивен. Когда его кто-то из сверстников нечаянно заденет, то Саша мгновенно реагирует ударом куда придется. Складывается впечатление, что мальчик так и ждет нападения. Саша стремится всегда быть первым, использует для этого любые методы, например, расталкивает детей, если не успел первым одеться на прогулку. Любит черный цвет, выбирает его для своей одежды и для своих рисунков. Совершенно не слушается одну из воспитательниц, ту, которая, по его понятиям, нестрогая. Дома мальчик, по признанию родителей, смотрит много боевиков. И мать, и отец Саши используют по отношению к сыну физические наказания: «Могу отлупить ладонью по заднице», «Использую ремень как метод устрашения». Папа пробовал разные методы, например, подолгу не разговаривать с Сашей, ставить в угол. А однажды папа за очередную провинность мальчика разбил на его глазах любимую игрушку Саши и выбросил в окно. В рисунках на свободную тему Саша рисует боевую технику, которая что-то или кого-то взрывает, убивает. В таких рисунках Саша пытается отреагировать на агрессивное поведение своих родителей. Нормализовать состояние мальчика необходимо путем обучения и приучения родителей к мирным способам управления поведением ребенка. Поведение Саши «Я первый!» является компенсаторной психологической защитой (см. «Словарь») от неудач во взаимоотношениях с родителями. Агрессивное поведение Саши со сверстниками — это следствие такого же неуважительного поведения родителей по отношению к сыну. Увлечение Саши военизированными фильмами говорит о включении в поведение ребенка такой психологической защиты, как замещение. Что делать в этой ситуации? © Родителям прекратить военные действия в семье по отношению к сыну. Более эффективным будет использование родителями мирного урегулирования проблем во взаимодействии с сыном. © Педагогам заострить внимание родителей на том, как связано конфликтное поведение мальчика в детском саду с теми воспитательными методами, которые используют родители. © Исключить (уменьшить) просмотр боевиков. Родителям смотреть фильмы вместе с сыном, обращая внимание на положительных героев, которые спасают, защищают слабых и т. п. © Педагогам и родителям подчеркивать и поощрять в поведении мальчика положительные формы поведения (например, уступил девочке). © Упражнять Сашу в умении договариваться при возникновении конфликтных ситуаций (использование очередности, считалок и т. п.). Перечислим условия, при которых у ребенка дошкольного возраста включается психологическая защита: 1. Напряженность отношений с родителями, особенно когда имеет место скрытое эмоциональное отвержение ребенка. Недостаток эмоционального тепла со стороны родителей порождает душевный конфликт у ребенка. Глава 3. СТАРШИЙ ВОЗРАСТ (от 5 до 7 лет ) 2. Невозможность защитить себя, недостаток положительного отношения к себе и ощущения себя как хорошего, достойного. 3. Неадекватное отношение значимых людей к внешности ребенка (подчеркивание недостатков). Необходимо помнить, что психологическая защита — это не детская вредность и возникает она помимо воли ребенка в ситуациях, когда он не может взять себя в руки. Огорчающее родителей и педагогов поведение ребенка является свидетельством нерационального стеснения его желаний, принуждения его или просто плохого самочувствия. Сталкиваясь с выражениями психологической защиты у детей, необходимо не огорчаться и раздражаться, а проявлять терпение и понимание. У детей дошкольного возраста выделяют следующие психологические защиты: отрицание, вытеснение, регрессия, компенсация, проекция, замещение, интеллектуализация и формирование реакции. Поведенческие особенности детей дошкольного возраста, которые характерны для той или иной психологической защиты: 1. Отрицание. Стремление быть в центре внимания, манера перебивать взрослых при разговоре, легкость в восприятии критики и замечаний, излишне уверенная манера держаться. 2. Вытеснение. Избегание проблемных ситуаций и связанных с ними стимулов, невозмутимость при виде несчастий, отрицание страхов, избирательность памяти (запоминаются только удобные для себя слова и обстоятельства). Эта психологическая защита проявляется в забывании (например, когда ребенку плохо в детском саду, он может не помнить, как провел день, чему учили его на занятиях). Вытесняя ситуацию, где ребенок испытывал дискомфорт, дошкольник вместе с тем вытесняет и всю информацию, полученную в это время. Жестокость в детско родительских отношениях... Поэтому так необходимо для ребенка дошкольного возраста создание психологически комфортной обстановки в ситуациях, когда хотим ребенка чему-то научить. 3. Регрессия. В силу личностной незрелости дети дошкольного возраста возвращаются к более ранним «детским» манерам в поведении. Такое поведение часто является характерным для детей при сибс- конфликте. Дети до 3 лет могут утрачивать навыки ходьбы, речи, регуляцию мочеиспускания и т. д. Характерна плаксивость, несамостоятельность, чрезмерная зависимость от взрослых (см. «Мама, носи меня на руках!»). 4. Компенсация. Слабость и неуспехи в одной области (например, во взаимоотношениях со сверстниками) ребенок стремится восполнить в другой (лучше всех занимается на занятиях). Ориентация на преодоление трудностей, особое усердие в том случае, если значимый взрослый высказывает сомнение в способностях дошкольника. Стремление производить надлежащее впечатление. 5. Проекция. Обидчивость, подозрительность, враждебность, ревнивость (особенно к сверстникам, которые в чем-то превосходят ребенка). Приписывание другим детям собственных, непризнаваемых отрицательных качеств («Он ябеда»). 6. Замещение. Совершение ребенком разрушительных действий в состоянии гнева, срывание злости на слабом, увлечение военизированными играми и фильмами, боевыми видами спорта. 7. Интеллектуализация. Не свойственные дошкольному возрасту взрослые рассуждения, эмоциональная сдержанность. Дети. превращаются в «маленьких взрослых», рассуждая словами взрослых о взрослых проблемах (см. «Мне трудно жить!»). -ПАМЯТКА-АЛЯ -шкот И РОДИТЕЛЕЙ ПРИ СТОЛКНОВЕНИИ С-ПСИХОЛОГИЧЕСКИМИ ЗАЩИТАМИ У ДЕТЕЙ © Запаситесь терпением. © Ищите и отмечайте у ребенка положительные моменты в поведении. © Не задавайте ребенку вопросы, ответы на которые вы знаете сами. © Не отвечайте на вопросы, которые ребенок задавал не вам. © Предлагайте ребенку такую ответственность, которая соизмерима с его возможностями. © Проявляйте чувствительность к тому, что беспокоит и волнует ребенка. © Признавайте собственную слабость, тем самым пре- « доставляя ребенку возможность быть не только слабым, но и сильным. Мальык пришел & детский са? са следами, па£ае& Максима, мальчика 5 лет, в старшую группу детского сада, как всегда, привел папа, который не работает и занимается воспитанием сына. Воспитательница обратила внимание на кровоизлияния в области глаз, лба и шеи у мальчика. Происхождение телесных повреждений Максим объ- * яснил тем, что это мама его вчера побила и поцарапала, когда он ложился спать. В семье Максима не совсем обычная ситуация, там деньги зарабатывает мама. Очень часто она приходит домой поздно, когда сын уже спит. Накануне Максим дождался возвращения мамы, но общения с мамой не получилось, так как мама пришла раздраженная и усталая от неприятностей на Жестокость в детско родительских отношениях... 147 работе. Максим разбаловался в постели, и мама избила сына. Такие ситуации нечасто встречаются в педагогической практике, однако они требуют детального психолого-педагогического анализа. Здесь налицо то, что имеет название: жестокое обращение родителей с ребенком. Такие случаи не только необходимо пресекать, их нужно предвидеть для того, чтобы задержать руку родителя, избивающего своего ребенка. В данной ситуации, несмотря на внешнее благополучие, можно было увидеть тревожные симптомы неблагополучия в семейных отношениях. Папа, например, частенько приводил Максима в грязной одежде. А мама, которая появ- лялась в детском саду крайне редко, почти всегда была в плохом настроении и с сыном разговаривала грубо. Однажды мама пришла в детский сад за сыном в расслабленном алкоголем состоянии. В рисунках «Семья» Максим всегда рисовал себя с мамой, а папу не рисовал, поясняя, что он на работе. Детско-родительские отношения отличаются сложностью. Их характер зависит от особенностей личности родителей и ребенка, психолого-педагогической компетентности и уровня образования родителей, от используемых взрослыми средств воспитательного воздействия по отношению к ребенку и др. По общей направленности эмоционального компонента (см. «Словарь) взаимоотношения родителей и детей можно разделить на положительные, амбивалентные и отрицательные взаимоотношения. Положительные взаимоотношения детей с родителями характеризуются устойчивым эмоциональным контактом между родителями и детьми и почти полным отсутствием конфликтов. Амбивалентные взаимоотношения отличаются противоречивостью, непоследовательностью, чередованием близких эмоциональных контактов с конфликтами. Отрицательные взаимоотношения характеризуются частыми конфликтами, приводящими к полному нарушению эмоционального контакта между родителями и детьми. Качество детско-родительских отношений оказывает значительное влияние на психическое развитие ребенка, на его поведение и на установки в общении. Жестокое обращение с ребенком. Как распознать и как его предотвратить? Характерные особенности поведения ребенка дошкольного возраста, которые могут позволить педагогу заподозрить неблагополучие в детско-родительских отношениях и предотвратить жестокость и насилие по отношению к ребенку: 1. Страхи, тревожность и ночные кошмары, о которых ребенок может рассказать педагогу в доверительной беседе или выразить в рисунке на тему «Что тебе снится страшное или чего ты боишься днем?». 2. Агрессивность, жестокость по отношению к более слабым (детям, животным). 3. Лживость, воровство. 4. Нарушение взаимоотношений со сверстниками (изолированный или отвергнутый в группе сверстников), замкнутость. 5. Печальный вид, подавленное состояние. 6. Санитарно-гигиеническая запущенность (см. «От ребенка неприятно пахнет»). 7. Задержка развития (физического, умственного, речевого, моторного). Жестокость в детско родительских отношениях... 149 Как видим, ребенок дошкольного возраста при неблагополучии в детско-родительских отношениях часто попадает и в ситуацию неблагополучия во взаимоотношениях со сверстниками. При нарушении эмоциональных контактов с родителями и со сверстниками психика ребенка дошкольного возраста находится в крайнем напряжении и данная ситуация требует от педагога осторожности, внимательности и терпения. Характерные особенности поведения родителей детей дошкольного возраста, позволяющие заподозрить неблагополучие в детско-родительских отношениях и предотвратить жестокость и насилие по отношению к детям: 1. Не уделяют достаточного внимание здоровью ребенка. 2. Не интересуются проблемами ребенка, обеспокоены собственными проблемами. 3. Не ласкают ребенка и не оказывают ему эмоциональной поддержки. 4. Говорят о пользе физических наказаний. 5. Проявляют патологические черты характера: агрессивность, импульсивность, сниженный самоконтроль, неадекватность и т. п. 6. Отождествляют ребенка с нелюбимым родственником (в том числе подчеркивают внешнюю похожесть с ним или просто сходство). 7. Негативно оценивают ребенка. Факторы риска, провоцирующие возникновение нарушений в детско-родительских отношениях и жестокость: 1. Наличие в семье больного алкоголизмом, наркоманией. 2. Очень молодые родители (младше 17 лет). 3. Низкий уровень образования родителей и недостаток у них психолого-педагогической культуры. Глава 3. СТАРШИЙ ВОЗРАСТ (от 5 до 7 лет) 4. Родители, подвергавшиеся в детстве жестокому обращению. 5. Нервно-психические нарушения, патологические черты характера у родителей. 6. Нежеланный (по полу) ребенок. 7. Наличие у ребенка физических, умственных недостатков или нарушений в поведении. психологическая помощь лиям tlfvl дисгармонии г семейных отношениях Для того чтобы определить тип нарушения в семейном воспитании ребенка, предлагаем воспользоваться нижеследующей таблицей. Таблица 2 Диагностика типов дисгармоничного семейного воспитания
152 Глава 3. СТАРШИЙ ВОЗРАСТ (от 5 до 7 лет ) Окончание таблицы
меня есть плохие момгшш» Таня, 6 лет 5 месяцев, постоянно отвлекается на занятиях и не может сосредоточиться. Девочке тяжело удерживать внимание даже при играх со сверстниками, и она часто переключается на то, Психологическая помощь детям при дисгармонии... что ее вдруг заинтересовало, бросает начатую игру. Такое поведение девочки отталкивает ее от сверстников. Родители Тани недавно развелись, а пала ушел из семьи, минимизировав общение с дочерью. Двигательная расторможенность у девочки после развода родителей усилилась. Кроме этого, Таня на развод родителей отреагировала депрессивными переживаниями, которые выразила в словах: «Я хочу умереть!», «У меня есть плохие моменты!», «Я могу попасть в больницу!», «Я не хочу рожать детей, это больно!» и т. п. Своими откровенными переживаниями Таня поделилась с педагогом в детском саду. Слова Тани: «Я хочу умереть!» — являются суицидальным замыслом (в трудной психотравмирующей ситуации ребенок, ища выход, может обратиться к мысли о собственной смерти как выходе из положения). У детей дошкольного возраста представление о суицидальной модели поведения формируется благодаря сюжетам сказок, мифов, легенд, герои которых совершают суицидальные действия. Само по себе такое представление не несет опасности, как и фантазирование на тему собственной смерти. Однако необходимо знать, что дети дошкольного и младшего школьного возраста обычно не планируют суицид, а совершают его в момент аффекта. И поскольку у детей дошкольного возраста отсутствует этап планирования суицида, то последний завершающий этап может наступить внезапно. Поэтому так важно и родителям, и педагогам улавливать те моменты, которые предшествуют и способствуют дезадаптации ребенка. Признаки дезадаптации ребенка: 1. Снижение переносимости любых эмоциональных нагрузок. 2. Нарушения контактов ребенка со взрослыми и сверстниками. Ребенок говорит о том, что его не понимают окружающие. 3. Интеллектуальная неспособность ребенка решить проблемную ситуацию иным способом. 4. Резкое снижение самооценки. 5. Не применяются механизмы совладания с проблемной ситуацией (копинг-механизмы) или механизмы психологической защиты. Чрезмерная подвижность и отвлекаемость девочки являются следствием минимальных микроповреждений коры и подкорковых структур головного мозга. Пик проявления гипердинамического синдрома (синдрома дефицита внимания) приходится на возраст 6 — 7 лет, как раз тогда, когда дошкольник готовится к поступлению в школу. При благоприятных условиях, главным из которых является благополучие в семейных отношениях, у ребенка постепенно включаются механизмы саморегуляции поведения. Но происходит это не сразу (приблизительно к 14 годам) и не само собой, а только при каждодневном упражнении во внимательности и сосредоточенности. Развод родителей является для детей сильнейшим стрессом, и в данном случае усилил те нарушения внимания и сосредоточенности, которые были у Тани. Неблагоприятная семейная обстановка особенно негативно влияет на детей, имеющих нервно-психические нарушения. У Тани осознание смерти (которое и происходит у дошкольников в возрасте 5 — 7 лет) усилилось и обострилось неблагоприятной семейной атмосферой и нарушенными взаимоотношениями со сверстниками. Как помочь ребенку дошкольного возраста в ситуации семейного неблагополучия? Ведь ребенок дошкольного возраста реагирует на неблагополучие в семейных отношениях невротическими реакциями, перерастающими со временем в невротическое состояние. А здесь уже один шаг до невроза. Как помочь детям при дисгармонии в семейных отношениях? Что надо сделать, чтобы взрослые нерешенные проблемы не ломали и не калечили Психологическая помощь детям при дисгармонии... психику ребенка? Каким образом ребенок может снять накопившееся эмоциональное напряжение? Негативно влияют на психику ребенка дошкольного возраста, прежде всего, семейные скандалы (особенно при ребенке), как между мамой и папой, так и между проживающими в семье родственниками. Sibs- конфликты — конфликты между кровными братьями и сестрами — и возникающая при этом ревность зачастую вызывают невротические реакции у ребенка. Как понять, что ребенок нуждается в психологической помощи? Отметим примерные ориентиры, на которые можно опираться педагогам и родителям при оценке психического состояния ребенка дошкольного возраста. 1. В случае семейного конфликта ребенок в беседе указывает на частые ссоры, демонстрирует конфликтные взаимоотношения в рисунке и игре «Семья» (см. главу «Средний возраст», «Я ее не слышала»). * Надя, 5 лет, в игре «Семья» все время выбирает роль папы. Маму называет: «Мамка». Надя поясняет свой выбор роли в игре: «Вырасту, буду работать, как папа, мне жалко папу, что с ним что-то случится или папу кто-нибудь убьет». 2. Ребенок отмечает неудовлетворенность своими отношениями в семье. С определенными членами семьи ребенок дерзит, грубит, ему свойственны негативизм и непослушание (см. «Сибс-конфликты»). Вот как охарактеризовал отношения между членами семьи 6-летний мальчик: «Мама кричит на папу, иногда на меня, когда я за папу». 3. В рисунке «Семья» встречаются характерные признаки (предметы, разделяющие членов семьи, осветительные приборы и др.). Алеша, 6 лет 7 месяцев, подготовительная группа. Мальчик тяжело идет на контакт с незнакомыми взрослыми и детьми. Алеша застенчив, боязлив и не уверен в себе. Говорит очень тихо и сбивчиво. Алеша — поздний и единственный ребенок в семье родителей, работающих в сфере искусства. Мама излишне опекает сына, во всем ему помогает, а папа очень строг и принципиален. Отец Алеши много гастролирует, и его частое отсутствие в семье, в сочетании с излишней строгостью по отношению к сынуу способствовали тому, что Алеша стал бояться отца. Алеша боится, что папа накажет, что-нибудь не разрешит и т. п. Ночью мальчику тоже не стало покоя, ему все чаще стали сниться страшные сны про тоу что по-настоящему было: «Пошел я в магазин „Патэрсон", подошел к вешалке, а она упала. Я испугался, что меня накажут». На рисунке «Семья» мальчик изобразил огромное количество предметов, отделяющих его от родителей (см. рис. 13). Между Алешей и отцом на рисунке видно нагромождение предметов, меньшее их количество нарисовано между ним и мамой. Предметы, разделяющие на рисунке членов семьи, играют роль барьеров, ограничений, что в реальной семейной жизни выражается в конфликтах, раздорах и непонимании. Еще в рисунке Алеши нарисованы три лампочки и пояснение к фигуре папы: «Папа включает свет». Осветительные приборы в рисунках детей чаще всего говорят о потребности в эмоциональном тепле, поддержке, понимании. Именно папу Алеша считает главным в семье и очень строгим, именно от папы в первую очередь мальчик ждет тепла, поддержки и помощи. От отца во многом зависит уверенная позиция ребенка дошкольного возраста. Неуверенные, застенчивые и боязливые дети — это дети, недополучившие от своих родителей, прежде всего от отцов, в каждодневном общении уверенности, смелости и принятия. Психологическая помощь детям при дисгармонии... 157 Рис. 13 «Нарисую, убийцу» Кирилл, б лет, подготовительная группа. Однажды вечером в детском саду ребята увлеклись рисованием своей семьи. Подошел Кирилл, постоял, посмотрел на рисунки ребят и заявил: «Я не буду семью рисовать, нарисую убийцу». Мальчик взял листок и нарисовал жуткую картину преступления, которое свершилось, несмотря на то, что за окном дома Кирилл нарисовал милицейскую машину и милиционеров. Кирилл не только рисовал и комментировал свой рисунок ( «Вот убийца душит человека» )t но и показывал на себе в деталях и подробностях, как происходило преступление. Как педагогу реагировать на такие рисунки детей? Ведь порой дети дошкольного возраста видят такие сцены, которые детская психика не в силах «переварить». Рисунок в этом случае выступает средством освобождения 158 Глава 3. СТАРШИЙ ВОЗРАСТ (от 5 до 7 лет ) от той излишне травмирующей информации, которая застряла в психике ребенка. Но все же в данном случае возникают вопросы: «Почему сработала такая цепочка ассоциаций?», «Почему слово „семья" вызвало у мальчика желание нарисовать убийство?». Оказалось, что Кирилл сильно переживает потерю своей прежней семьи в результате развода родителей. Развод родителей дети дошкольного возраста могут переживать без внешних признаков беспокойства и волнений. Рисунок в этом случае может помочь педагогу определить состояние ребенка. Что можно предпринять родителям и педагогам в случае, когда ребенок нуждается в психологической помощи? Прежде всего необходимо предоставить ребенку возможность снять напряжение, которое появилось в результате дисгармонии семейных отношений. Это могут быть рисунки, игры, сказки, сочинение историй, лепка — все, чем нравится заниматься ребенку. Главное отличие этой совместной деятельности взрослого с ребенком заключается в предоставлении ребенку права выбора тем и сюжетов для игр, полное принятие их и тех переживаний, которые возникают у ребенка. В работе с детьми, испытывающими на себе последствия семейного стресса, используется принцип десенсибилизации. Сенсибилизация (от латинского sensibilis — чувствительный) — повышение чувствительности анализаторов в результате действия раздражителя. Использование этого принципа дает возможность выражать наиболее безопасным способом любые мощные и разрушительные эмоции. Рассмотрим ситуацию развода. Развод родителей для маленького ребенка может стать сильнейшим потрясением. «Мая родителя теперь два paga ра^беиясь» «Мои родители теперь два раза развелись» — так поделилась своим горем девочка Лена 5,5 лет — эмоциональная, чувствительная, левша. ( «Руки у нее Психологическая помощь детям при дисгармонии... 159 какие-то не такие — все она делает не так!» — отмечает с раздражением мама Лены.) После первого развода родителей девочке снился несколько раз сон: «Мне все время снится сон, как я рождалась. Я родилась и была вся мокренькая». Этот сон отражал желание девочки уйти от травмирующей ситуации — ведь Лену покинул отец, который один любил и понимал девочку. Мама так охарактеризовала дочь: «Она хуже, чем наши две собаки, — они меньше испортили вещей, чем Лена. Она сама себе на уме». Мама пояснила, что после развода родителей Лена стала царапать полированную мебель, рисовать на обоях и т. п. Истории Лена сочиняла про маленького зайчика, роль которого и выбирала при проигрывании (она и есть этот беззащитный перед взрослой проблемой (разводом) «зайчик»). Вот одна такая история: «Жил-был зайчик со своей мамой. Однажды пошел зайчик на улицу гулять, лепить из снега снежную бабу, а на него напал волк (образ ушедшего из семьи отца) и унес зайчика к Бабе Яге (образ матери, которая дочь не понимает). В лесу зайчика съели, одна кровь осталась».
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|