Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





■ Boring E. G. A History of experimental Psychology. N. Y., H929. P. 120. 11 страница



7 Ж- «Педология», отв. ред. А. Б. Залкинд, издавался в 1928 — 1932 гг.


ву для других наук о развивающемся ребенке. В обла­сти теории педологию отличала эклектичность и меха-«истическая связь с другими науками, изучающими ре­бенка. В педологии не было теории, адекватной пред­мету исследования — развивающемуся ребенку. В прак­тической сфере педология ставила перед собой цель -«представить синтез материалов о ребенке и о детском коллективе, которые были бы использованы для нужд социалистического воспитания в применении к основным целям коммунистической педагогики»8. Именно в обла­сти применения педологии к педагогической практике были допущены серьезные ошибки, выразившиеся в не­обоснованных оценках педагогически запущенных детей как дефективных и отправленных на этом основании в специальные школы. Это явление стало массовым, так что появилось большое число специальных школ. Для этих школ не было создано специальной программы обучения: существовавшие программы принципиально не отличались от общей школы, они были лишь менее интенсивными и более растянутыми во времени. Серь­езные недостатки педологии были предметом Постанов­ления ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе наркомпросов» от 4 июля 1936 г., которое уп­разднило педологию. Разработка многих важнейших проблем, связанных с изучением развития ребенка, при­остановилась.

В области теории встал вопрос о перестройке науки, в том числе и психологии на базе марксистской фило­софии.

При этом ситуация в марксистской философии была сложной. Продолжалось освоение трудов Маркса, Энгельса, Ленина. Первое собрание сочинений К- Маркса и Ф. Энгельса начало издаваться s России в 1918 г., а собрание сочинений В. И. Ленина — в 1920 г. Многие неизвестные ранее труды Маркса, Энгельса, Лени­на только начинали публиковаться. В 1920 г. вышло второе изда­ние книги В. И. Ленина «Материализм и эмпириокритицизм». Фактически это было первое массовое издание главного философ­ского труда Ленина (из первого тиража, вышедшего в 1909 г., лишь несколько сотен экземпляров попало в книжные магазины, остальные были конфискованы). В 1924 г. были опубликованы «Тезисы о Фейербахе» К- Маркса. В 1925 г. — «Диалектика при­роды» Ф. Энгельса и фрагмент «К вопросу о диалектике» В. И. Ле­вина. В 1924—1929 гг. в философии развернулись широкие дискус-

в Турбина М. А. К вопросу о развитии педологии/Педология, 1932. № 4. С. 7.


сии по проблемам исторического и диалектического материализма. Выделились два основных враждующих течения: 1) группа, назы­ваемая «меньшевиствующими идеалистами» (А. М. Деборин, Н. А. Ка­рев, И. К- Луппол и др.)» и 2) механицисты (Л. Аксельрод, В. Н. Сарабьянов, И. Н. Скворцов-Степанов и др.). Путь к меха­ницизму прокладывали' получившие среди ученых распространение в 20-х гг. философский нигилизм и философское ликвидаторство (Э. Енчмен, С. К. Минин и др.). В результате дискуссий 20-х гг. механистическая методология была подвергнута критике. Позже, в начале 30-х гг., развернулась критика ошибок Деборина, нередко она приобретала политический характер. В итоге было определе­но главное направление в развитии философской науки в СССР как изучение, разработка и пропаганда философских идей лени­низма в тесной связи с практикой строительства социализма. Имен­но внутри марксистской философии возникают талмудизм, начет­ничество, породившие тот застой в области философской мысли, который имел так много выражений, в частности нападки на на­уку, труды выдающихся естествоиспытателей В. И. Вернадского, Н. И. Вавилова и др. По мнению Вернадского, в 30-е гг. в стране наблюдался застой, упадок философской мысли9.

Перестройка психологии на основах марксизма не означала отказа от предшествующих этапов. Осознава­лась глубокая преемственная связь советской психоло­гии и предшествующего этапа развития отечественной науки, и всей мировой науки в целом.

Борьба за марксистско-ленинскую теорию в психо­логии велась на два фронта: против механистического материализма, который был главной опасностью на на­стоящем этапе, а также против идеализма и различных эклектических попыток. Для советской психологии пе­риода ее становления было характерно внимательное отношение к- достижениям всей мировой психологиче­ской науки. Настроения советских психологов тех лет хорошо выражает одно из выступлений Б. Г. Ананьева, в котором он, в частности, говорил: «Культурное насле­дие буржуазии и всей истории классового общества со­здает богатейший материал, который не только не мо­жет быть отброшен, но который всемерно должен быть использован, развит, конкретизирован»'10. В 20-е гг. в нашей стране оперативно издавались труды зарубежных психологов: 3. Фрейда, А. Адлера, К. Юнга, В. Кёлера, К. Коффки, Э. Торндайка, Ж- Пиаже, Э. Кречмера

9 Творчество В. И. Вернадского и философия//Философские нау­
ки. 1988. № 4.

10 Ананьев Б. Г. О некоторых вопросах марксистско-ленинской
реконструкции психологии//Психология. 1931. Т. IV. Вып. 3—4.
С. 325.

П А. Н. Ждан                                                                                        305


и др. Переводы снабжались вступительными статьями» в которых давалась обстоятельная характеристика ра­бот. В научных журналах давалась информация о но­вой зарубежной литературе. Устанавливались личные контакты советских психологов с зарубежными учены­ми. По заказу БСЭ Дж. Уотсон написал для ее 1-го из­дания статью «Бихевиоризм».

Росту авторитета советской психологии способство­вало участие советских ученых в международных пси­хологических конгрессах и конференциях.

На раннем этапе своего развития советская психо­логия пережила период некритического увлечения за­рубежными концепциями, особенно бихевиоризмом» гештальтпсихологиейп, фрейдизмом. Особый интерес вызвал фрейдизм. Даже В. И. Ленину в 1920 г. приш­лось откликнуться на это увлечение Фрейдом, как вспо­минает К- Цеткин. В России существовали «Русское психоаналитическое общество» (Вульф, Ермаков) и мно­гочисленные психоаналитические кружки в Москве, Ка­зани и других городах, костяк которых составляли врачи-психоаналитики. Интерес к Фрейду проявляли психологи (А. Р. Лурия и др.), философы (Б. Э. Быхов-ский и др.). К сожалению, последовавшая затем крити­ка фрейдизма отвергла и всю проблематику бессозна­тельного. Особо следует отметить отношение к зарубеж­ным исследованиям по психотехнике и тестологии. Две опасности обнаружились с самого начала: недооценка теории (И. Н. Шпильрейн сравнивал метод с винтовкой,. которая будет служить тому, в чьих руках она находит­ся) и некритическое использование зарубежных мето­дик. Развернувшаяся критика тестовых методик приве­ла к свертыванию в середине 30-х гг. работ по психотех­нике, психологии труда, по психодиагностике и тем са­мым намного приостановила развитие всей проблема­тики психологии труда.

С развитием советской психологии, прежде всего с укреплением ее методологических основ, стала возмож­ной та глубокая работа по анализу зарубежных кон­цепций, которая была проделана Л. С. Выготским, прежде всего в его «Историческом смысле психологи­ческого кризиса», С. Л. Рубинштейном в «Основах пси-

11 См.: Артемов В. А. Современная немецкая психологня//Пси-хология. 1928. Т. 1. Вып. II. С. 56.


хологии» (1935). Однако в неблагоприятной обществен­но-политической и идеологической ситуации тех лет та­кой анализ расценивался как политическое отступление от марксистской линии в психологии.

Такова общая ситуация, в которой началась пере­стройка советской психологии на основах марксизма. Она проходила в очень острой идейной борьбе, прежде всего в Институте психологии, которым руководил Г. И. Челпанов. Особую остроту она приобрела на I и II съездах по психоневрологии (1923 и 1924 гг. соответ­ственно). Итогом этого периода был выбор марксизма в качестве методологии психологической науки и рож­дение новой советской психологии, хотя конкретная на­учная работа психологии на этой основе только начина­лась. Это хорошо осознавали сами участники этой ра­боты, отмечая ограниченное значение сделанного. Так, С. F. Геллерштейн в 1933 г. писал: «Работа наша над Марксом почти не начата, и мы не сумели еще пол­ностью оценить непосредственное значение множества разбросанных в сочинениях Маркса положений, прямо или косвенно касающихся вопросов нашей специально-■сти»'12. Многими отмечалась формальность в использо­вании категорий —«марксистская фразеология» вместо подлинного усвоения марксизма. Л. С. Выготский отме­чал «особенную трудность приложения марксизма к но­вым областям: нынешнее конкретное состояние этой теории; огромная ответственность в употреблении этого термина; политическая и идеологическая спекуляция на нем — все не позволяет хорошему вкусу сказать сейчас: •«марксистская психология»'13. Характерной была разоб­щенность разных школ. Особенно изолированное поло­жение занимала грузинская школа. Эта разобщенность расценивалась как препятствие к консолидации марк­систски ориентированных психологов против буржуаз­ных влияний на психологию, против всех и всяческих попыток механоматериалистической и идеалистической ревизии марксистско-ленинской теории и психологии. Как на пример такой разобщенности Ананьев указал на тот факт, что в Ленинграде неизвестно о реактологиче­ской дискуссии, которая прошла в Москве и явилась

12 Геллерштейн С. Г. О психологии труда в работах К. Маркса// У/Сов. психотехника. 1933. Т. VI. № 1. С. 3.

» Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 1. М., I982. С. 433.


важным моментом борьбы за марксистское перевоору­жение психологии.

Важнейшими вехами на начальном этапе методоло­гической перестройки психологии явились программные выступления П. П. Блонского'14, К. Н. Корнилова15, Л. С. Выготского16, М. Я. Басова17, С. Л. Рубинштей­на18, С. Г. Геллерштейна19. В них выдвигались принци­пы методологической перестройки психологии. Начиная с 1923 г. в журнале «Под знаменем марксизма», в дру­гих теоретических журналах («Спутник коммуниста», «Большевик», «Вестник коммунистической академии») печатаются статьи, посвященные марксистскому обосно­ванию основных проблем психологии. С 1928 г. стал вы­ходить журнал «Психология, педология и психотехни­ка» (в трех сериях: Серия А. Психология; Серия Б. Педология; Серия В. Психофизиология труда и психо­техника), отв. ред. А. Б. Залкинд, К. Н. Корнилов, И. Н. Шпильрейн. В статье «От редакции», которой от­крывался первый номер журнала, подводились некото­рые итоги борьбы за марксизм в психологии, а коорди­нация сил марксистской психологии всего Союза выдви­галась в качестве задачи журнала. В ходе освоения марксизма происходила перестройка методологических основ психологии, складывались категории, методологи­ческие принципы и методы советской психологии — принцип единства сознания и деятельности, обществен­но-исторической обусловленности человеческого созна­ния и др. ,

Осуществление этой грандиозной работы, однако, происходило с большими издержками и ошибками, ис-

. ** Блонский П. П. Реформа науки. М., 1920; Очерк научной психологии. М., 1921. Здесь выдвинуто общее требование соединить психологию с марксизмом.

16 Современная психология и марксизм. Доклад на Первом Всероссийском съезде по психоневрологии; Диалектический метод в психологии. Доклад на II Всероссийском съезде по психоневро­логии. Именно доклад 1923 г. считается началом строительства со­ветской психологии на основах марксизма как преодоление идеа­лизма и механицизма в психологии.

16 Сознание как проблема психологии поведения. Психология и
марксизм/Под ред. К. Н. Корнилова. Л., 1925.

17 Общие основы педологии. М., 1931.

18 Проблемы психологии в трудах Карла Маркса//Сов. психо­
техника. 1934. Т. VII. № 1.

4* Геллерштейн С. Г. О психологии труда в работах К. Маркса// //Сов. психотехника. 1933. Т. VI. № 1.

. 308


точником которых было идеологическое давление, ока­зываемое на науку сверху. Наметился и в дальнейшем усилился процесс противопоставления советских иссле­дований мировым. Утверждалось положение о принци­пиальных отличиях советской науки от буржуазной в от­ношении предмета, методов, в ее проблемах и даже кон­кретных методиках20. Признавая и сегодня особенности и специфику развития науки в каждой стране, советские психологи активно преодолевают всяческие тенденции на изоляцию и конфронтацию по отношению к мировой психологической мысли как связанные с общей идеоло­гией эпохи и другими сторонами жизни и практики со­ветского общества 20—30-х гг.

Общим итогом раннего этапа, развития советской психологии было рождение новой — советской — психоло­гии, которую Л. С. Выготский отождествлял с научной. Начавшаяся в эти годы работа продолжается и сейчас, а вопросы, которые встали в то время, некоторые ошиб­ки и упущения, имевшие место в советской психологии в тот период, не преодолены и поныне, в частности фор­мализм в использовании трудов К. Маркса, Ф. Энгель­са, В. И. Ленина, разобщенность научных школ и др. В 20-е годы были сильны поведенческие концепции, ко­торые в целом не выходили за рамки естественнонаучно­го материализма и механистического направления в диа­лектическом материализме. В категориях поведения оп­ределяли предмет психологии П. П. Блонский и М. Я. Ба­сов. М Я. Басов (1892—1931), ученик и последователь А. Ф. Лазурского, боролся за построение психологии на основах диалектического материализма, против идеализ­ма Челпанова и механистического материализма Бехте­рева, против биологизации психики человека. Расцени­вая ситуацию в психологии как кризисную, Басов ука­зал на субъективизм и идеализм в трактовке психики как источник кризиса. Путем выхода психологии из кризиса, по Басову, может быть объективное познание, в котором теория.должна быть неразрывно связана с практикой: «...истинной лабораторией для изучения ребенка долж­на быть школа, детский сад или детский дом, а основ­ным работником в этой области должен быть педагог. Через педагогическую практику и в непосредственном

*

20 См.: Психология./Под ред. В. М. Боровского и др. 1931. Т. IV. Вып. 3—4. С. 326.


контакте с нею должны ставиться и разрешаться теоре­тические проблемы, касающиеся детства»21. Подвергнув критическому анализу существовавшие представления о предмете психологии и указав на их ограниченность в понимании объяснительных принципов в трактовке пси­хического, М. Я- Басов делает вывод о том, что предме­том психологии является поведение, а методом — наблю­дение22. «Активность, выявляющаяся во взаимоотноше­ниях человека со средой, процесс его поведения... состав­ляет истинный объект психологического изучения»23. Единицей структуры поведения является акт, который представляет собой синтез стимула и реакции как своих «необходимых элементов и составных частей»24. Поведе­ние состоит из системы актов и развивается из изолиро­ванных действий, когда активность организма еще не имеет в себе внутренней целостности и связности, ко все более внутренней целостности и связности, ко все бо­лее внутренней связи между отдельными звеньями цепи поведения. Ступени в развитии структуры поведения описываются в терминах старой психологии: низшие структуры поведения называются ассоциативно-детерми­нируемыми процессами, высшие — апперцептивно-детер-минируемыми. Тщательно анализировалась проблема роли среды в развитии личности и поведения. По Басо­ву, человек «в каждом своем проявлении отражает всю среду и всю многовековую культуру»25. При этом сти­мул шире, чем непосредственная стимуляция, и включа­ет прошлый опыт; он не сводится к физическим явлени­ям: «атмосфера социальности почти всегда насквозь про­никает в действия ребенка, определяемые непосредствен­но теми или другими вещами»26. Психологическое ис­следование должно понять изучаемый организм — жи­вотного или человека — «как деятеля в окружающей сре­де, т, е. как он живет, какую активность обнаруживает в борьбе за свое существование, как применяется эта ак­тивность при том или ином изменении условий среды и пр. ... Различного-рода деятельность организма в ок-

81 Басов М. Я. Избранные психологические произведения. М.,

1975. С. 79.

» Там же. С. 53. 23 Там же. С. 55. " Там же. С. 56. 25 Там же. С. 60. » Там же. С. 66.


ружающей среде, с помощью которой он устанавливает и выявляет свои взаимоотношения с нею, встает перед нами как предмет особого значения...:*27.

Басов подвергает специальному анализу вопрос о специфике человека и в связи с этим останавливается на проблеме сознания. Качество сознательности рассмат­ривается как важнейшая особенность человеческой ак­тивности, без которой она лишена всякого смысла и зна­чения. Без сознания невозможна цель. Сознание делает подотчетными все формы внутренней активности. Крите­рием осознанности является возможность выражения со­ответствующего содержания в языке. В целях анализа человека как деятеля Басов обращается к специфически человеческой деятельности — труду в разнообразии всех его профессиональных различий. Деятельность, по Ба­сову, опосредуется «наукой», т. е. всем накопленным ис­торическим знанием о деятельности.

Главным предметом исследования Басова было раз­витие личности ребенка, детская психология. Вообще проблема развития рассматривается Басовым как проб­лема первоочередной важности в психологии. «Пробле­ма развития вместе с ... проблемами предмета и методо­логической составляет основание психологии»28. Красной нитью через все труды Басова проходит борьба с био-логизацией в психологии. Так, применительно к пробле­ме возраста критикуется подход, в соответствии с кото­рым возраст рассматривается как обусловленный био­логическим развитием. Необходимо выявить специфиче­ские для психологического развития закономерности, и именно это составляет задачу психологического исследо­вания. По отношению к этому предмету Басов разрабо­тал метод наблюдения, который считал наиболее адек­ватным приемом психологического исследования: «...внешнее наблюдение есть единственный метод, кото­рый может быть применен ко всем формам развития психических функций»29. Наблюдение в естественных условиях Басов понимал широко: оно не исключало в качестве своих компонентов и эксперимента и самона­блюдения. В разработанной Басовым методике наблю­дения придавалось большое значение культуре наблюде-

71 Басов М. Я. Избранные... С. 236. 28 Там же. С. 246. " Там же. С. 56.


ния. Его итогом является характеристика ребенка, осно­ванная на материале, «охватывающем все формы актив­ности ребенка во всех видах его деятельности, или, на­оборот относящемся к отдельным ее сторонам»30. Харак­теристика нацелена на понимание личности ребенка и имеет важное значение для педагогической практики.

Попытка Басова ввести в психологию понятие дея­тельности в связи с задачей перестройки предмета пси­хологии получила дальнейшее развитие в советской пси­хологии в последующем в трудах С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева и др.

С идеями поведенческой психологии выступил в 20-х гг. П. П. Блонский (1884—1941), психолог, видный деятель народного образования, впоследствии автор крупных работ по психологии памяти и мышления и их развитии в детском возрасте31. Труды Блонского отли­чает высокая философская культура. В ранний период творчества он выступил с рядом больших философских исследований32. Через все произведения Блонского про­ходит мысль о значимости философии Маркса, Энгель­са, Ленина для психологии.

В 1920 г. в работе «Реформа науки», целью которой было искоренить «атавизмы мышления» в науке, в част­ности в психологии, он писал, что научная психология есть наука о поведении33. В другой работе, написанной годом позже, он подчеркивал: «Мы должны создать пси­хологию без души, мы должны создать ее без «явлений» или «способностей» души и без сознания»34. Критикуя интроспективную психологию за то, что она «начала свою работу с последних глав», т. е. с самого трудного, Блонский считает, что психология должна «систематиче­ски, добросовестно и внимательно следить за действия­ми наблюдаемого субъекта и теми особенностями окру­жающей обстановки и происходящих внутри субъекта процессов, которыми эти действия обусловливаются»35.

30 Басов М. Я. Избранные....С. 163. -

31 Блонский Я. Я. Развитие мышления ребенка. М., 1935; Па­
мять и мышление. М., 1935.

32 Блонский П. П. Философия Плотина. М., 1918; Современная
философия. Ч. 1—2. М., 1918—1922.

33 Блонский П. П. Реформа науки. М., 1920.

34 Блонский Я. Я. Очерк научной псих<?логии//Избранные пси­
хологические произведения. М., 1964. С. 41.

35 Там же. С. 45.


Фиксируются движения (лица, конечностей, словесные реакции, движения внутренних органов, кровеносных со­судов, дыхания и т. п.), социальное положение субъек­та. «Мышление не представляет собой чего-либо осо­бенного. Оно — одна из разновидностей рефлексов... и состоит из особенно энергичных внутренних движе­ний— мускульно-сочленовых и речевых»36. В трактовке мышления Блонский сочувственно приводит слова «аме­риканского психолога», не называя его имени, но в ко­тором легко узнается Уотсон: «Мы думаем мускулами». В другом месте Блонский говорит об изучении рефлек­сов, полагая, что в будущем возможно установить одно­значную связь между мозговой рефлекторной деятель­ностью и движениями. Идеи Блонского о поведении от­личаются механицизмом и близки бихевиоризму Уотсо-на. В последующий период своей деятельности Блонский отошел от этих поведенческих идей.

В разработке поведенческого направления в совет­ской психологии в 20-х гг. большое место принадлежит рефлексологии Бехтерева и реактологии Корнилова. По­скольку основные положения рефлексологии изложены ранее, остановимся на реактологии Корнилова.

К. Н. Корнилов (1879—1957) в борьбе против Челпа-нова и рефлексологии, опираясь на диалектический ма­териализм, выступил в 1921 г. с программой новой нау­ки — реактологии. Ее задачей было исследование пове­дения как совокупности реакций человека на биосоци­альные раздражители. Реакция есть акт биологического порядка как выявление функций организма во всей их совокупности, где есть и физиологическая сторона, и ее интроспективное выражение. Это единица поведения че­ловека. (Реакция понималась чрезвычайно широко как любое жизненное проявление, начиная от реакции про­стейших. Такое понимание реакции стирало различия между простейшими и более сложными формами пове­дения животных, и тем более человека.) В структуре реакции выделялись три компонента: сенсорный — раз­дражение органа, центральный — процесс в центральной нервной системе, моторный — двигательный импульс. Сенсорный и моторный компоненты могут быть в скры­той форме. Единством всех трех моментов объясняется то, что каждое восприятие и представление содержит в

зв Блонский П. П. Очерк научной... С. 117—118.


себе моторный момент и потому переходит в непроиз­вольное движение; также объясняется и вся психика. В реакции выделялись три момента: временной — как показатель быстроты реакции (время реакции); дина­мический — интенсивности или силы реакции; мотор­ный— формы движения; выражается в величине прой­денного пути, в скорости движения. Соответственно ис­пользовались три метода ее изучения: хронометрический (психометрический), динамометрический и моторно-гра-фический. Динамометрический метод был разработан Корниловым. Им же был сконструирован специальный прибор — динамоскоп.

Все многообразие реакций составляло так называ­емую гамму реакций человека: натуральная, мускуль­ная, сенсорная, различения, выбора, узнавания, ассоциа­тивные реакции. Жизнь рассматривалась как совокуп­ность реакций, а каждая реакция — как взаимосвязь организма со средой. Реакция есть не что иное, как трансформация энергии и постоянное нарушение энерге­тического равновесия между индивидом и окружающей средой. Уже в неорганическом мире мы видим зарожде­ние активности в форме движения: в органическом мире разряды энергии наряду с движением влекут за собой и то, что мы называем одушевленностью, психикой, жизнью. Рождение, питание, приспособление, размноже­ние, смерть — то, что мы объединяем понятием жизни, все это в основе энергетические процессы, приобрета­ющие под влиянием особой структуры протоплазмы нервной системы свойства, называемые психическими. То, что субъективно мы воспринимаем как психические про­цессы, объективно является не чем иным, как особым проявлением все той же физической энергии — нервной.

Был сформулирован принцип однополюсной траты энергии. Распространение траты энергии является «од­нополюсным»: чем больше энергии идет на умственную работу, тем меньше энергии остается для двигательной реакции. Теоретическое значение полученных результа­тов аккумулировалось в следующем положении: есть од­на энергия — физическая. Ее трата может быть перифе­рической или центральной. На этом основании был сде­лан вывод об антитезе между интеллектом и волей. Ус­ложнение раздражителя до предела приводит к взрыв­ным реакциям — это аффекты. Вводилось понятие коэф­фициента работы: это величина, являющаяся продуктом


отношения интенсивностей мускульной и сенсорной ре­акций. Чем больше коэффициент, тем с большим трудом осуществляется переход от одного вида реакции к дру­гому.

Трудовая деятельность рассматривалась как частный вид реакций. Есть гамма трудовых реакций и гамма трудовых профессий. Были сделаны выводы для психо­техники— отбора рабочих для той или иной профессии; утверждалось, что переход от умственного труда к фи­зической работе легче, чем от физической работы к ум­ственному труду: создать из интеллигента представите­ля физического труда легче, чем из рабочего — интелли­гентного человека37. Подчеркивалось педагогическое значение реактологии.

Принцип однополюсной траты энергии справедливо расценивался как «сконцентрированное выражение ме­ханистической теории равновесия в психологии»38. В реактологии Корнилову не удалось осуществить зада­чу перестройки психологии на основах диалектического материализма. Это направление отличали крайний ме­ханицизм, натурализм и биологизаторский подход к по­ниманию поведения человека, его психики. В 1931 г. в Москве в Государственном институте педагогической психологии и педологии (теперь НИИ общей и педагоги­ческой психологии АПН СССР) состоялась дискуссия по реактологической психологии. В итоговом документе («Резолюции») давалась оценка ситуации в психологии, причем эта оценка получила характерную для науки тех лет политическую окраеку. Так, отмечалось, что борьба на научном фронте является отражением клас­совой борьбы в стране. Ставилась задача разгрома и уничтожения «остатков буржуазно-идеалистических тео­рий, являющихся прямым отражением сопротивления контрреволюционных элементов страны социалистиче­скому строительству»39. Говорилось, что главной опас­ностью в психологии в данный период являются механи­стические теории, которые «протаскивались как якобы подлинно диалектико-материалистические». Реактологи­ческая психология оценивалась здесь как антимарксист-

37 При этом под интеллигентным понимался человек умствен­ного труда.

за Итоги дискуссии по реактологической психологии/Психоло­гия. 1931. Т. IV. Вып. 1. С. 5.

39 Таи же. С. 2.


екая эклектическая концепция, имеющая «свои корни в буржуазной философии и социологии», она «некритиче­ски и без переработки перенесла к нам чуждые стране строящегося социализма буржуазные учения, их методы и методики...»40, была связана с «меньшевиствующим идеализмом деборинской группы» и т. д. В заслугу ре­актологии ставилась борьба, которую она вела с «реак­ционно-идеалистической психологией Лопатина, Челпа-нова и т. п., с одной стороны, и сенчмениадством и реф­лексологией, с другой». Реактология критиковалась за отрыв теории от практики, что выразилось в ряде «не­верных и порой вредных для практики социалистическо­го строительства положений»41 (имелся в виду прежде всего закон однополюсной траты энергии).

В целом поведенческие направления в советской пси­хологии 20-х гг. в их различных вариантах не справи­лись с задачей, которую они ставили перед собой — со­здание марксистско-ленинской психологии.

Задача преодоления механицизма и биологизма в со­ветской психологии постепенно осознавалась как «мето­дологическое— а затем и экспериментально-методиче­ское марксистско-ленинское перевооружение психоло­гии»42. Ее решение требовало новых теоретических кон­цепций. Их создание было подготовлено анализом зару­бежной психологии, направленным на выявление ее об­щих основ. Общее основание зарубежной психологии во всем многообразии ее направлений и школ впервые в советской психологии выявил Д. Н. Узнадзе (1886— 1950), создатель в Грузии одного из центров советской психологической науки, основатель грузинской школы в психологии — психологии установки.

Он был одним из основателей Тбилисского университета (1918) и создателем в нем кафедры и отделения психологии, лаборатории экспериментальной психологии. По его инициативе создано Обще­ство психологов в Грузии (1927) — первое психологическое обще­ство в Советском Союзе, и основан Институт психологии в системе Грузинской академии наук (1943). Узнадзе — автор первых уни­верситетских учебников и систематических курсов43. Вместе с дру­гими психологическими центрами, которые создавались в нашей стране с первых лет Советской власти в Москве, Ленинграде, на



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.