Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





■ Boring E. G. A History of experimental Psychology. N. Y., H929. P. 120. 14 страница



122 Ананьев Б* Г. Человек... Т. 1. С. 51.


как один из видов человеческой деятельности вместе с предметной деятельностью и познанием|23 и как обя­зательный компонент всех других видов деятельности 124„ прослеживалось влияние общения на поведение и лич­ность человека, обсуждались проблемы качественного и количественного оптимума общения и последствия дефи­цита в общении для развития личности и др.

Разработка проблемы индивидуальных различий бы­ла также главной темой творчества Б. М. Теплова (1896— 1965), выдающегося ученого, основоположника советской дифференциальной психофизиологии. Он внес также большой вклад в исследование фундаментальных проблем общей психологии; методов исследования в пси­хологии, в изучение восприятия, способностей мышления,. а также в историю психологии. В области психологи» индивидуальных различий Теплов разрабатывал теоре­тические вопросы, касающиеся способностей и одарен­ности, а также отдельные ее виды: он исследовал музы­кальные способности, умственные способности 125. Пред­метом специальной разработки Б. М. Теплов сделал изу­чение психофизиологических основ индивидуальных раз­личий, рассматривая такой подход в качестве объектив­ного пути исследования проблемы психологической ха­рактеристики индивидуальных различий. Опираясь на учение И. П. Павлова о свойствах типов нервной систе­мы, Теплов (с сотрудниками), среди которых выдающая­ся роль принадлежит талантливому, рано ушедшему иа жизни ученому В. Д. Небылицину (1930—1972), разра­ботал методики экспериментального исследования нерв­ной системы человека. Ему принадлежит заслуга в тща­тельном изучении основных свойств нервной системы в целях отыскания характеристик, по которым люди от­личаются друг от друга. Существенно отметить, что при этом психофизиологические различия в отношении таких свойств, как сила — слабость, подвижность — инертность,. рассматривались вне оценочного подхода типа «хоро­ший— плохой», но как своеобразные возможности нерв­ной системы, которые необходимо учитывать в процес-

123 Ананьев Б. Г. Человек... Т. 1. С. 7.

124 Там же

125 Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. М.*
1961.


«се деятельности и которые проявляются в индивидуаль­ном стиле деятельности 12в.

Рассмотренные важнейшие направления в области •развития общепсихологической теории в советской нау­ке, несмотря на единство методологических основ, име-тот достаточно существенные различия. Они касаются в том числе принципиальных проблем предмета и методов психологического исследования, бессознательного и др. ■Эти проблемы были темами специальных дискуссий, раз­вернувшихся в советской психологии на Всесоюзном со­вещании по вопросам психологии в 1952 году127, в жур­нале «Вопросы психологии» 128, а также на состоявшихся -в 1959, 1963, 1968, 1971, 1977, 1983, 1989 гг. съездах Об­щества психологов СССР (создано в 1957 г.). Эти дис­куссии и обсуждения являются важной формой разви­тия теории в советской психологии.

Становление психологической теории происходило в "условиях развития конкретных исследований в русле различных теоретических концепций и в связи с прак­тическими задачами, выдвигаемыми перед психологией ■обществом 129. Так, в годы Великой Отечественной войны "работа психологов была подчинена оборонной темати­ке 130. В связи с прогрессом техники и, в частности, с со­зданием сложных автоматизированных систем управле­ния, которые качественно меняли функции, выполняемые человеком в производственных процессах, развивается инженерная психология131. После перерыва в разработ­ке проблем социальной психологии, начавшейся в 20-х гг., в 50—60-е гг. возникли предпосылки для разви­тия социальной психологии, активно развивающейся се­годня в СССР отрасли психологического знания 132. Раз-

126 Климов Е. А. Индивидуальный стиль деятельности. Казань,

р*)Изв. АПН РСФСР. Вып. 45. М., 1953. Ч28/Вопр. психологии. 1971. Ш 4, 5.

129 Смирнов А. А. Развитие и состояние психологической науки

в СССР. М., 1975.

130 Барабанщиков А. В. Советская психология в годы Вели­
кой Отечественной войны//Вопр. психологии. 1985. № 2; Вклад со­
ветских психологов в оборону Родины//Там же; Дьяченко М. И. Со­
ветская психологическая наука на службе Родины//Вопр. психоло­
гии. 1985. № 3.

«1 Ломов Б. Ф, Человек и техника. М., 1963; Инженерная пси­хология/Под ред. Леонтьева А. Н. и др. М., 1964.

132 В 1980 г. вышел первый учебник по социальной психологии (Андреева Г. М. Социальная психология. М,, 1980.)

S44


витием и практической реализацией деятельностного под­хода в психологии явились исследования в области спе­циальной педагогики и психологии, начатые И. А. Соко-лянским (1889—1960) и продолженные А. И. Мещеря­ковым (1923—1974).

Большие успехи в области детской и педагогической; психологии связаны как с применением деятельностного-подхода и конкретно с развитием идей Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, П. Я. Гальперина, А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина, так и вне этого подхода.

Дальнейшее укрепление связи с практикой является: одной из актуальных задач, стоящих перед психологией* на современном этапе развития советского общества*.


Раздел восьмой

^________________________________ *________________________________ •_______________________________

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ВАЖНЕЙШИЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ

В конце 50-х—начале 60-х гг. большие направления, возникшие в период открытого кризиса и претерпевшие в последующем существенные преобразо­вания — необихевиоризм, неофрейдизм, гештальтпсихо-логия— начинают терять популярность. Их внутренняя ■противоречивость, трудности, с которыми встретились эти подходы в объяснении поведения и психики, потре­бовали пересмотра исходных позиций, прежде всего би-хевиористического подхода как возможности объектив­ной психологии. Отношение к бихевиоризму встало в центр потому, что затрагивало самый существенный вопрос — судьбы психологии как науки о психических внутренних процессах. Но наиболее важным обстоятель­ством, способствовавшим такому положению, было появ­ление новых продуктивных направлений в области экс­периментальных исследований и теории. Это исследова­ния познавательной деятельности средствами ее моде­лирования, когнитивная психология, гуманистическая психология, логотерапия В. Франкла, исследования че­ловеческого сознания в рамках наук о мозге — нейро­физиологии, нейроморфологии, нейропсихологии. Широ­кое распространение получила психогенетика человека. Развиваются межкультурные исследования. Приметами современной зарубежной психологии являются развитие марксистски ориентированных направлений и большой интерес к советской психологии.

Наиболее широким, выражающим дух современной психологии течением является когнитивная психология. Она возникла в середине 60-х гг. в США и была на­правлена против бихевиористического исключения пси­хического компонента из анализа поведения, игнориро­вания познавательных процессов и познавательного раз-


вития, против упрощенного подхода бихевиористов к обучению человека, который не мог служить основой для совершенствования учебного процесса.

Когнитивная психология выросла из исследований необихевнористов, прежде всего 3UJПодмена, и субъек­тивного бихевиоризма Д. Миллера, Ю. Галантера к К. Прибрама, указавших на необходимость включения когнитивных (а также мотивационных) компонентов в структуру поведения. Она развивала подход, основанный на представлении о человеческом организме как системе,. занятой активными поисками сведений и переработкой информации, т. е. на представлении о том, что люди ока­зывают на информацию разного рода воздействия: пе­рекодируют в другую форму, отбирают определенную-информацию для дальнейшей переработки или исключа­ют некоторую информацию из системы. У истоков ког­нитивной психологии стоят Дж. Брунер, Г. Саймон,. П. Линдсей, Д. Норман, Дж. Р. Андерсон, Л. Фестингер,. Ф. Хайдер, ведущими представителями являются У. Найссер, Д. Бродбент, А. Пайвио и многие другие. В настоящее время это направление представлено рядом вариантов. Наибольшее распространение получил вычис­лительный вариант (Дж. Фодор, Д. Деннит и др.), в ко­тором познавательные процессы трактуются крайне ме­ханистически, психика выступает в виде устройства с фиксированной способностью к преобразованию сигна­лов. У. Найссер отстаивает другой, более умеренный ва­риант, подчеркивает роль внутренних когнитивных схем-и активности познающего организма в процессе позна­ния.

Эта психология возникла под определяющим влия­нием информационного подхода. Описываемые в кибер­нетической литературе операции, выполняемые электрон­но-вычислительной машиной,— получение информации,. манипуляции символами, сохранение в «памяти» элемен­тов информации, извлечение их из «памяти» и т. д. по­буждали предположить по аналогии с компьютером, чт<у познавательные процессы реальны, «что их можно иссле­довать и даже, может быть, понять»1. Это признание не­означало возвращения к традиционной интроспективной1 психологии сознания. Новые методы исключали необхо­димость интроспекции. Большинство из них основыва-

1 Найссер У. Познание и реальность. М., 1981. С. 27.

347Г


«тся на точной регистрации времени ответа на сигналы для определения уровневой организации психических процессов в задачах различного рода. Хронометрические методики восходят к методике измерения времени ре­акций обнаружения, различения и выбора, впервые раз­работанной голландским физиологом Ф. К. Дондерсом2. Наряду с лабораторными исследованиями, обладающи­ми вследствие игнорирования в них аспектов обыч­ных ситуаций, недостаточной экологической валид-ностью, прилагаются усилия для исследования познава­тельной активности в реальных жизненных ситуациях, в -частности изучается обыденное мышление и его разви­тие, восприятие в повседневной жизни и др.

На формирование когнитивной психологии непосред­ственно оказали влияние также гештальтпсихология, ра­боты Ф. Бартлетта по памяти и мышлению, теория по­рождающих грамматик Н. Хомского, генетическая пси­хология Ж- Пиаже, работы по восприятию Дж. Гибсона .и Э. Гибсон.

Основную область исследований в когнитивной психо­логии составляют познавательнее процессы — память, психологические аспекты языка и речи, восприятие, ре-■шение задач, мышление, внимание, воображение и ког­нитивное развитие. Когнитивный подход распространил­ся также на исследование эмоциональной и мотиваци-<онной сфер личности, а также социальную психологию.

В когнитивной психологии все формы человеческого ■познания рассматриваются по аналогии с операциями ЭВМ как последовательные блоки сбора и переработки ^информации, фазы или аспекты процесса взаимодействия t:o средой в познании. Был сделан вывод об уровневой -организации познавательной активности по переработке, хранению и использованию информации, включающей фяд блоков. Память, перцептивные процессы, внимание, •мышление и его вербальные и невербальные компонен­ты представлены множеством структурных моделей. Вы--явлены свойства, присущие познавательной активности: -избирательность (определяется опытом познающего субъекта), определяемость средой (предметами физиче­ского мира и социальным опытом, культурой); неполно­та познавательных схем, их постоянная корректировка в •процессе столкновения с действительностью. Однако в

2 См. настоящее издание. С. 171.


целом в когнитивной психологии не создана единая тео­рия для объяснения познавательных процессов, основ­ные постулаты, лежащие в основе большинства совре­менных работ, по оценке Найссера, «удивительно мало ютличаются от постулатов интроспективной психологии XIX в., несмотря на отказ от интроспекции как тако­вой»3. Найссер отмечает недостаточную экологическую валидность когнитивной психологии, безразличие к во­просам культуры, отсутствие среди изучаемых феноменов главных характеристик восприятия и памяти как они проявляются в повседневной жизни. Критике подверга­ется редукционизм когнитивной психологии.

Игнорируя проблему субъекта, когнитивная психо­логия вынуждена наряду с когнитивными процессами допустить особое начало, гипотетического участника, но­сителя психической деятельности. Стратегии, допуска­ющие такие подсистемы, известны под названием гомун-хулюса4.

Таковы некоторые методологические трудности и про­тиворечия когнитивной психологии, переживаемые ею на современном этапе. Дальнейшее развитие этого большо­го направления покажет, сумеет ли когнитивная психо­логия преодолеть их и приобрести большую практическую значимость в естественных ситуациях обыденного опыта, подобно тому как это отличало психоанализ и бихевио­ризм и явилось одной из причин их положительного до­минирования в зарубежной, прежде всего американской лсихологии,

В 60-е гг. в связи с -исследованиями мозга оживляет­ся интерес к проблеме сознания и его роли в поведении. В нейрофизиологии лауреат Нобелевской премии Р. Сиэрри рассматривает сознание как активную силу. «Типам контроля, осуществляющимся в мозге на физи­ко-химическом и физиологическом уровнях, предшеству­ют новые формы причинной детерминации, возника­ющей на уровне осознаваемых психических процессов, где детерминирующие свойства включают содержание •субъектив«ого опыта. Таким образом, каузальный кон­троль как бы поднимается с уровней физической и фи­зиологической детерминации на уровни детерминации

3 Найссер У. Познание... С. 29.

4 Марголис Дж. Трудности теорий гомункулюса//Философ.
шауки. 1983. № б.                       ."'***.:.'     . .  • .


психической, когнитивной, сознательной или субъектив­ной»5. После первых операций по расщеплению мозга возрастает интерес к проблеме функциональной асим­метрии полушарий головного мозга человека (отметим, что еще в XIX веке обратили внимание на различные функциональные последствия в случаях повреждений ле­вой и правой половины мозга). При этом была осознана недостаточность чисто морфологических данных и необ­ходимость их дополнения, в том числе психологическим анализом. В книге С. Спрингер и Г. Дейча «Левый мозг, правый мозг. Асимметрия мозга» (1983) дается сводка результатов исследований, посвященных проблеме меж-полушарной асимметрии6.

Данные свидетельствуют о том, что оба полушария вносят важный вклад в организацию поведения, однако каждое полушарие выполняет определенные специализи­рованные функции. Левому полушарию приписываются логический анализ, словесные способы познания, при­чем входные сигналы обрабатываются последовательным образом, правому — образная синтетическая манера. Пра­вое полушарие отвечает за определенные навыки в обра­щении с пространственными сигналами, за музыкальные способности и обрабатывает информацию одномоментно и целостным способом. Некоторые исследователи при­шли к выводу о том, что, по-видимому, бессознательное Фрейда является функцией правого полушария. Иссле­дуются профессиональные различия в использовании по­лушарий и особенности психических процессов у пред­ставителей различных культур. Эти исследования, одна­ко, пока не дали каких-либо однозначных результатов. Изучается проблема развития асимметрии в процессе онтогенеза. Некоторые авторы утверждают, что в усло­виях западной цивилизации с упором в образованна главным образом на приобретение вербальных навыков* и развитие аналитической мысли обеспечивается разви­тие способностей главным образом левого полушария, в-результате другая половина мозга практически игнори­руется, что приводит к обеднению картины мира в со­знании современных людей западной цивилизации. На основании полученных данных строятся гипотезы, на-

5 Цит. по: Гранина Т. История и задачи гуманистической пси-хологии//Вопр. психологии. 1988. № 4. С. 164.

в См. также: Блум Ф., Лейзерсон Л., Хофстедтер Л. Мозг, ра>-зум, поведение. М„ 1988. С. 173—196.


правленные на объяснение причин, обусловивших асим­метрию, и понимание значения для поведения объедине­ния результатов действий асимметричных компонентов двух полушарий. Необходимо отметить, что зарубежные авторы используют и результаты исследований совет­ских психологов, прежде всего А. Р. Лурии.

Наряду со строго научными фактами и исследовани­ями в этой области много ничем не доказанных утверж­дений, подобных выводу о якобы разных типах мышле­ния людей западных цивилизаций и стран Востока. Спрингер и Дейч называют подобное «дихотоманией».

Другим крупным направлением, которое так же, как я когнитивная психология, возникло как антитеза бихе­виоризму и психоанализу, является гуманистическая психология. Ее основание как самостоятельного на­правления относится к началу 60-х гг. В 1961 г. был ос­нован «Журнал гуманистической психологии» и создана Ассоциация за гуманистическую психологию. В 1964 г. состоялась конференция, положившая начало гуманисти­ческой психологии. Лидирующими фигурами выступают Г. Оллпорт, Г. А. Мюррей, Г. Мэрфи, Ш. Бюлер, К. Роджерс, А. Маслоу, Р. Мэй. Непосредственными предпосылками явились исследования по психологии -личности конца 30-х гг. (Г. Оллпорт, Г. Мюррей), а так­же исследования, развернувшиеся после второй мировой войны (Г. Мэрфи), и психология личностных конструктов Г. Келли, получившая, однако, наибольшее влияние в контексте когнитивной революции в психологии. Воз­никновение гуманистической психологии как третьей силы совпало с появлением контркультуры и хиппи как общественного явления 60-х гг. Контркультура резони­рует с гуманистической психологией в акценте на осу­ществление индивида как центральной ценности, в ут­верждении ценности самораскрытия в соответствии с лозунгом «давайте жить не формально», в ударении на «здесь и теперь», в утверждении бесполезности прошло­го и будущего. Провозглашалась иррациональность как пренебрежение к науке и рациональному решению проб­лем в пользу интуиции, эмпатии и др. Из философских влияний, которые испытала гуманистическая психоло­гия, следует указать прежде всего на экзистенциализм7.

7 Грининг Г., главный редактор «Журнала гуманистической ясихологии», называет экзистенциализм составной частью гумани­стической психологии (Вопр. психологии. 1988. № 4. С. 163).


Особая роль в усвоении европейской философии экзи­стенциализма принадлежит Ролло Мэю, который позна­комил американских психологов с идеями Къеркегора, Хайдеггера. Мэй в 30-е гг. в Европе изучал индивиду­альную психологию Адлера. Его книга «Смысл трево­ги» (The Meaning of Anxiety) представляет психологи­ческую интерпретацию экзистенциалистического учения о тревоге, которая понималась как угроза сущностной для личности ценности, порождается социальными про­тиворечиями.

Основатели гуманистической психологии имели целью исправить перекосы бихевиоризма и психоанализа8 в трактовке человека и выбрать более верную — жизнен­ную— психологию, т. е. более полезную для жизни. Ут­верждалось в качестве предмета исследования понима­ние здоровой творческой личности — задача, которую не ставила никакая другая школа. Целью такой лично­сти является не потребность в гомеостазе, как считает психоанализ, а самоосуществление, самоисполнение (Ш. Бюлер), самоактуализация (К- Гольдштейнг А. Маслоу). Как третья ветвь психологии, гуманистиче­ская психология обращается в первую очередь к тем способностям, которые отсутствовали или не присутст­вовали систематически как в бихевиористической, так и в классической психоаналитической теории: любовь, твор­чество, самость, рост, удовлетворение базисных потреб­ностей, самоактуализация, высшие ценности, бытие, ста­новление, спонтанность, игра, юмор, эффективность,. смысл, честность, психологическое здоровье и близкие им понятия. В дальнейшем в центре становятся вопро­сы не теоретического характера, а больше практическо­го применения, прежде всего, в рамках психотерапии, а также проблем образования. Именно благодаря такой практической направленности эта психология приобре­тает влияние и получает широкое распространение-Большая заслуга в таком направлении развития гума­нистической психологии принадлежит К. Роджерсу (1902—1987). К. Роджерс разработал теорию полно­ценно функционирующей творческой личности и соот­ветствующую ей личностно-ориентированную психотера-

8 Анализ этих направлений с позиций гуманистической психо­логии дает Т. Грининг в указанном журнале.


пию, известную под названием «клиент-центрированной? терапии».

Развернувшееся в дальнейшем широкое движение-групповой терапии как интенсивного группового обще­ния в рамках психотерапии и психологической службы для здоровых людей основывалось уже не столько net теории гуманистической психологии, сколько использова­ло различные теоретические подходы, а также «обрыв­ки и куски теорий, сотканных из фантазий лидеров дви­жения за групповую терапию»9. Отсутствие научной тео--рии, а также проникновение в это движение неквалифи­цированных его приверженцев способствовало возникно­вению нежелательных побочных явлений, что дало ос­нование для его оценки Зигмундом Кохом «как постав­щика целой серии хорошо разрекламированных экзи­стенциалистских товаров: аутентичность, свобода, цель­ность, гибкость, общность, любовь, радость. Начинают с такого освобождающего потребления, а заканчивают психическим стриптизом»10.

Гуманистическая психология, особенно в вариантах лучших своих представителей, привлекает своей направ­ленностью на конкретную целостную личность с ее ре­альными проблемами, руссоистской верой в доброту ет собственные силы человека, учетом реальности чувств, ценностей, интенций личности, подчеркиванием уникаль­ности личности. Положительное значение имеет сложив­шийся в гуманистической психологии опыт единства: теории и практики, при котором психотерапия выполня­ет огромную роль в обеспечении базиса для теоретиче­ских построений. Важно также, что эта психология ока­зывает реальную помощь человеку, страдающему от от­чуждения, свойственного жизни людей в условиях бур­жуазной культуры. Вместе с тем используемые ею ме­тоды часто контрастируют с принятыми в науке форма­ми исследования и объяснения; тщательное клиническое обследование (А. Маслоу, Г. Оллпорт), наблюдение и искусство интерпретации внутреннего мира другого че­ловека, биографический метод (Ш. Бюлер) противопо­ставляются экспериментальному методу, статистическим: процедурам, принятым в научной психологии.

9 Иаэм Дж. Психология и психиатрия в США. М., 1984. С. 116,

10 Там же. С. 118.


Сложившаяся к настоящему времени ситуация напоминает вы­двинутое в конце XIX в. В. Дильтеем положение о двух психоло-тиях и проводимое им различение между объяснением и понимани­ем. По мнению К. Роджерса, наличие разных путей познания (а юн различает три пути — объективный, бихевиористского типа и межличностный или феноменологический) отражает специфику пси­хологии, а их сочетание способствует возникновению действительно «научного подхода к поведению.

Логотерапия

Одним из влиятельных направлений -современной зарубежной психологии является логотера-*шя австрийского психолога В. Франкла (р. 1905). В. Франкл является основателем «Третьей Венской школы психотерапии» (первая — психоанализ 3. Фрей­да, вторая — индивидуальная психология А. Адлера). Логотерапия отличается от психоанализа и индивиду­альной психологии в трактовке базисных мотивов чело-.веческого поведения. «Согласно логотерапии, борьба за «смысл жизни является основной движущей силой чело­века. Поэтому я говорю о «стремлении к смыслу» в ^противовес принципу удовольствия (иначе «стремлению к удовольствию»), на котором сконцентрирован фрей­довский психоанализ, а также в противовес «стремле­нию к власти», выделяемому адлеровской психологи­ей»11.

В. Франкл — представитель того поколения, которое дало науке много ярких имен. Он учился у Фрейда и Ад­лера, беседовал с М. Хайдеггером, лично знаком с К- Лоренцом. Его личная судьба сплелась с наиболее трагичными событиями, связанными с разгулом фашиз­ма, а то, как он пережил все, что выпало на его долю, вызывает глубокое уважение. Три года, проведенные в гитлеровских лагерях смерти Освенцима, Дахау и Те-резиенштадта, не смломили его духа. Именно здесь он укрепился в мысли о том, что не от условий, а прежде всего от самого человека зависит, как он будет себя вести.

По Франклу, для человека необходимо обнаружить ■смысл — логос — своего существования, ибо именно по­иск смысла является признаком подлинно человеческого

11 Франкл В. Поиск смысла жизни и логотерапия//Психология -личности. Тексты. М., 1982. Здесь Франкл дает меткую критику «лабых сторон психоанализа, гуманистической психологии и других психологических концепций личности.


бытия. Отсутствие или потеря смысла создает экзистен-циальныи вакуум: человек теряет содержание своего» существования, он испытывает скуку, предается поро­ку или испытывает тяжелые переживания, подобные-кризису пожилых людей. Источником экзистенциального-вакуума, согласно Франклу, является современный со­циальный мир, критика которого во многом созвучна;-размышлениям Э. Фромма.

Смысл имеет конкретное содержание, он индивидуа­лен и составляет сущность существования примени­тельно к каждому человеку. «Постановку вопроса о-смысле жизни когда он задан вообще, можно сравнить-с вопросом, поставленным перед чемпионом по шахма­там: «Скажите, учитель, какой самый хороший ход в-мире?» Просто не существует такой вещи, как наилуч­ший или просто хороший ход в отрыве от конкретной иг­ровой ситуации, в отрыве от конкретной личности про­тивника. То же самое справедливо и в отношении чело­веческого существования. Мы не должны искать абс­трактного смысла жизни»12. Обретение смысла делает человека ответственным за свою жизнь.

В то же время смысл нельзя найти внутри себя — в^ своем теле или в душе, но только обращаясь к окружа­ющему миру. Человеческое существование поэтому не­есть самоактуализация, как считает Маслоу, но есть са-мотрансценденция, т. е. выход в другое, в отличие от соматических и психических детерминант существова­ния, духовное его измерение, которое и есть смысл. Смысл достигается, во-первых,-путем совершения дея-тельности^жиэшг-человека — это творчество в широком -стШслё этого слова, как выполнение каких-то задач, работа, какое-то дело, может быть, подвиг. Во-вторых,. человек находит смысл в заботе о других людях, в люб­ви к людям. Чем больше человек забывает себя, тем* больше он становится человеком, самим собой. В-треть­их, человек обретает смысл путем выработки четких по­зиций в отношении к различным жизненным ситуациям.. Например, В. Франкл вспоминает: «...когда меня забра­ли в концентрационный лагерь Освенцима, моя руко­пись, уже готовая к публикации, была конфискована. Конечно же, только глубокое стремление написать эту рукопись заново помогло мне выдержать зверства ла-

« Франкл В. Поиск... С. 123.

ПО*


герной жизни. Например, когда я заболел тифом, то, лежа на нарах, я записывал на маленьких листочках много разных заметок, важных при переделке рукопи­си, как будто я уже дожил до освобождения. Я уверен, что эта переработка потерянной рукописи в темных ба­раках концентрационного лагеря Баварии помогла мне преодолеть опасный коллапс» 13.

В соответствии с этими представлениями Франкл разработал психотерапию — логотерапию, отличающую­ся от других форм психотерапии. «Логотерапия счита­ет своей задачей помочь пациенту в поиске смысла сво-•ей жизни. В, той мере, в которой логотерапия позволяет ■ему обрести скрытый смысл своего существования, она является аналитическим процессом. В этом отношении логотерапия сходна с психоанализом. Однако в своей попытке сделать нечто осознанным логотерапия не ог­раничивается задачей сделать явным для сознания бес­сознательные явления. Логотерапия расходится с пси­хоанализом в том, что она рассматривает человека кар такое существо, чья основная миссия состоит в реализа­ции смысла и в актуализации ценностей, а не в простом удовлетворении влечений и инстинктов» и.

Логотерапия применяется не только к больным лю­дям, но и за пределами клиники к здоровым людям как профилактическое средство. Она адресуется к любому человеку, чтобы убедить его в том, что в любой ситуа­ции жизнь имеет смысл, и помочь ему мобилизовать ■свои" ресурсы, уберечь его от отчаяния, помочь найти в ■себе силы, чтобы сдпр~отнвддаься_о_пасным импульсам к самоубийству, алкоголизму, наркомании 1г~дрт^^шхо]ше •не могут быть решением жизненных проблем. Логотера-' лия имеет свои процедуры — логотерапевтические тех­ники, а также методики, направленные на диагностику экзистенциального вакуума.

Значительность проблем, составляющих теорию и практику логотерапии В. Франкла, его обращение к со­знанию человека в целях обретения смысла жизни, борьба за который является основной движущей силой человека, подчеркивание духовной природы смысла че­ловеческой жизни, гуманизм в понимании человека, в отношении к каждому человеку как уникальному в сво-

13 Франкл В. Поиск... С. 12!.

14 Там же.


ей неповторимости в противоположность многочислен­ным распространенным в зарубежной психологии меха­нистическим и биологизаторским взглядам на человече­скую душу и соответствующим психотерапевтическим техникам определяют особое место этого направления в современной зарубежной психологической науке. Вклю­чение этих проблем в психологию важно и пока редко. В советской психологии, пожалуй, только С. Л. Рубин­штейн в своей работе «Человек и мир» обращается к во­просам специфики человеческого способа существова­ния, решая их с позиций марксистской философии.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.