Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





■ Boring E. G. A History of experimental Psychology. N. Y., H929. P. 120. 7 страница




грубые механистические аналогии и гипотезы, но тем не менее считают их достаточно точно отражающими сущ­ность поведения. В целом субъективный бихевиоризм в трактовке поведения остается в рамках механистической бихевиористской методологии и не выходит на действи­тельное объяснение регулирования человеческого пове­дения.

Отдельную линию в развитии бихевиоризма пред­ставляет теория оперантного бихевиоризма R Скиннера (р. 1904). Как и Уотсон, он выдвигает в качестве пред­мета исследования поведение организма и, сохраняя двучленную схему его анализа, изучает только его дви­гательную сторону. Основываясь на экспериментальных исследованиях и теоретическом анализе поведения жи­вотных, Скиннер формулирует положение о трех видах поведения: безусловнорефлекторном, условнорефлектор-ном и оперантном. Последнее и составляет специфику учения Скиннера. Безусловнорефлекторный и условно-рефлекторный виды поведения, вызываемые стимулами (5), называются Скиннером респондентным, отвечаю­щим поведением. Это реакции типа S. Они составляют определенную часть репертуара поведения, но только ими не обеспечивается адаптация в реальной среде обитания. Реально процесс приспособления строится на основе активных проб — воздействий животного на окру­жающий мир, некоторые из которых случайно могут приводить к полезному результату, который в сиЛу это­го закрепляется. Такие реакции, которые не вызываются стимулами, а выделяются («испускаются») организмом, Скиннер назвал оперантными. Это реакции типа R|6. Именно эти реакции преобладают в адаптивном поведе­нии животного.

Для их исследования была сконструирована специальная ус­тановка, получившая название «ящик Скиннера». Это клетка. В ней имеется манипулятор — устройство, нажатие на которое приводит к появлению подкрепления (положительного или отри­цательного). Манипулятор связан с записывающим устройством, регистрирующим силу и частоту реакций животного. Все элемен­ты ситуации варьировались с целью исследования зависимости между реакцией и режимом подкрепления.

Образование реакций объясняется в терминах обу­словливания. В соответствии с двумя формами реакций

Буква R используется для привлечения внимания к понятию «подкрепление» (reinforcement).


различаются респондентное и оперантное обусловлива­ние как механизмы, объясняющие возникновение и уси* ление реакций этих двух типов. При обусловливании респондентного типа реакция, уже существующая в ре­пертуаре животного, связывается с новым раздражите­лем в силу смежности во времени безусловного и услов­ного стимулов. Это обусловливание типа 5. При описа­нии поведения этого типа Б. Скиннер ссылается на И. П. Павлова, однако трактует его учение об образо­вании условной связи упрощенно. При оперантном обу­словливании новая реакция (например, нажатие на ры­чаг) не вызывается стимулом: она осуществляется в ка­кой-то определенный момент независимо от определен­ных обстоятельств и, будучи подкреплена, усиливается в силу временного следования реакции и подкрепления. Это обусловливание типа R. Различие между этими дву­мя типами обусловливания и соответствующими типами поведения поднимается Скиннером на принципиальную высоту и доводится до противопоставления условнореф-лекторного и оперантного поведения. Оперантные реак­ции Скиннер рассматривает как активное поведение. Однако реально активность сводится к системе случай­ных слепых хаотических проб, некоторые из которых* оказавшиеся правильными, подкрепляются. Следова­тельно, организм находится во власти подкрепляющих стимулов и только. В действительности приспособление животных к миру строится как активный процесс на ос­нове ориентировки на внешние объекты и их свойства (пищевые, оборонительные и др.)» в соответствии с ко­торыми выполняется действие. Реально активность жи­вотного не так слепа, как ее описывает Скиннер.

На основе анализа поведения Скиннер сформулиро­вал свою теорию научения. Главным средством форми­рования нового поведения выступает подкрепление. Вся процедура научения у животных получила название «последовательного наведения на нужную реакцию» 17.

Данные, полученные при изучении поведения живот­ных, Скиннер переносит на человеческое поведение, что приводит к крайне биологизаторской трактовке челове-

17 Ранее этот метод был открыт замечательным русским дрес­сировщиком В. Л. Дуровым. См.: Дуров В. Л. Дрессировка живот­ных, дрессированными по моему методу (40-летний опыт). М., 1924.


ка. Так возник скиннеровский вариант программирован­ного обучения. В соответствии с его требованиями учеб­ный материал расчленяется на мелкие порции (шаги), каждая из которых доступна для учащихся; каждый шаг немедленно подкрепляется; в этих целях использу­ются технические средства. Процесс учения индивиду­ализируется. Принципиальная ограниченность концеп­ции Б. Скиннера состоит в сведении обучения к набору внешних актов поведения и подкреплению правильных из них. При этом не организуется внутренняя познава­тельная деятельность учащихся и как следствие обуче­ние теряет свою специфику как сознательный процесс. Следуя установке уотсоновского бихевиоризма, Б. Скин-нер исключает внутренний мир человека, его сознание из поведения и производит бихевиоризацию психики. Психические процессы описываются в терминах реакций и подкреплений, а человек — как реактивное существо, подвергающееся воздействиям внешних обстоятельств. Культура — литература, живопись, эстрада — оказыва­ется в его трактовке «хитроумно придуманными под­креплениями». Доведенная до крайности бихевиориза-ция человека, культуры и общества приводит к абсурду, что особенно выступило в печально нашумевшей книге 1971 г. «По ту сторону свободы и достоинства». Транс­формация Скиннером понятий свободы, ответственности, достоинства означает их фактическое исключение из объяснения реальной жизнедеятельности человека.

Разрешению социальных проблем служит созданная Скиннером технология поведения, призванная осущест­влять контроль одних людей над другими. Поскольку намерения, желания, самосознание человека не прини­маются во внимание, средством управления поведения не является обращение к сознанию людей. Им выступа­ет контроль за режимом подкреплений, позволяющий манипулировать людьми. За научным примитивизмом такой трактовки человека как автомата открывается ее реакционная идеологическая направленность. Вместе с другими методами и средствами, разработанными в пси­хологии, наука о поведении Скиннера используется в целях решения политических проблем американского об­щества, вооружает буржуазных политиков из других стран в их практике контроля над поведением людей с целью его модификации. Необихевиоризм внес вклад в экспериментальное исследование поведения: способство-


вал утверждению объективного подхода к его изучению. Однако теоретическая несостоятельность направления является закономерным результатом базисной установ­ки, восходящей к Уотсону — на исключение сознания из> психологии. Включение промежуточных переменных, природа которых понимается разными авторами различ­но, не освободило это направление от механицизма » натурализации человека. В зарубежной психологии на­растает общее разочарование в бихевиоризме.

Глава III

ГЕШТАЛЬТПСИХОЛОГИЯ

Гештальтпсихология (от нем. Gestalt — образ, структура)—одно из наиболее влиятельных it интересных направлений периода открытого кризиса,. явилось реакцией против атомизма и механицизма всех разновидностей ассоциативной психологии. Гештальт-психология явилась наиболее продуктивным вариантом^ решения проблемы целостности в немецкоязычной (не­мецкой и австрийской) психологии, а также философии-конца XIX — начала XX в. Понятие «гештальт» было введено X. Эренфельсом в статье «О качестве формы» в 1890 г. при исследовании восприятий. Непосредствен­ным поводом для исследования Эренфельса послужили некоторые замечания Э. Маха о восприятии мелодий и геометрических форм: по Маху, ощущение мелодии или звуковой формы в известной мере независимо от ощу­щений отдельных звуков, поскольку сохраняется при из­менении последних в случае транспонирования мелодии в другую тональность, как будто бы оно само было та­ким же простым и неразложимым элементом, как и эле­ментарное ощущение. Этот факт Эренфельс подверг специальному анализу. Он выделил специфический при­знак гештальта — свойство транспозиции (переноса): мелодия остается той же самой при переводе ее из од-ной тональности в другую; гештальт квадрата сохраня­ется независимо от размера, положения, окраски состав­ляющих его элементов и т. п. Однако Эренфельс не раз» вил теории гештальта и остался на позициях ассоци-анизма.

Новый подход в направлении целостной психологии осуществили психологи Лейпцигской школы (Ф. Крю-


гер, глава школы (1874—1948), Й. Фолькельт (1848— 1930), Ф. Зандер), которая получила название школьг диффузно-комплексных переживаний или школы психо­логии развития. Существовала с конца 10-х до конца 30-х гг.

Главное понятие этой психологии — понятие ком­плексного качества как целостного переживания, прони­занного чувством. Основу любого психического акта — восприятия, памяти и др.—составляет система бессозна­тельных активных процессов и импульсивных тенденций* диспозиций, которые детерминируют его продукт. Офор­мляющая сила духа проявляется особенно в творческих деятельностях по созданию новых идей, форм, а также в играх детей. Исследования лейпцигских психологов привлекли внимание Л. С. Выготского, который отме­чал: «Мы обязаны лейпцигским исследователям уста­новлением того замечательного факта, который показал,. что вообще в начале развития мы не может констати­ровать достаточно дифференцированных отдельных пси­хологических функций, а мы наблюдаем гораздо более-сложные недифференцированные единства, из которых постепенно только путем развития и возникают отдель­ные функции, среди которых мы находим и восприятие. Дальнейшие исследования оказались совершенно не под силу Лейпцигской школе с ее ложными методологиче­скими взглядами. Лишь с совершенно иных методологи­ческих позиций становятся понятными факты дальней­шего развития восприятия»1.

История гештальтпсихологии начинается с выхода работы М. Вертгеймера «Экспериментальные исследова­ния восприятия движения» (1912), в которой ставилось под сомнение привычное представление о наличии от­дельных элементов в акте восприятия. В экспериментах испытуемому последовательно предъявлялись два свето­вых стимула (один — вертикальная или наклонная по­лоска (А), другой — горизонтальная (В)). При значи­тельном временном интервале между А и В видны оба стимула, следующие друг за другом. При очень быстрой смене раздражителей испытуемые воспринимали угол,. при средней скорости видели, как первая — наклонна* или вертикальная линия — перемещается в горизонталь-

1 Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. М... I960. С. 258.


ное положение. Это кажущееся движение испытуемые не могли отличить от реального перемещения даже при специальной инструкции. Вертгеймер также описал яв­ление «чистого движения», когда испытуемые, отчетливо видя движение, не воспринимали перемещающегося объ­екта. Оно получило название стробоскопического движе­ния.

Сам факт кажущегося движения был не нов. Еще раньше было установлено, что последовательное смеще­ние объекта может вызвать восприятие непрерывного движения. Новым было объяснение этого факта. По Вертгеймеру, при возбуждении в мозгу определенного пункта «А» вокруг него создается зона, где также ска­зывается действие раздражителя. Если вскоре вслед за <А» возбуждается пункт «В», то между ними возникает короткое замыкание, и возбуждение передается из пунк­та «А» в пункт «В». В феноменальном плане этим про-дессам соответствует восприятие движения из «А» в -«В». Идеи Вертгеймера стали отправным пунктом для развития гештальттеории.

Непосредственно после этого вокруг Вертгеймера, и в особенности в 20-х гг., в Берлине складывается Бер--линская школа гештальтпсихологии: М. Вертгеймер, К. Коффка (1886—1941), В. Кёлер (1887—1967), К. Ле­вин (1890—1947). Исследования охватывали восприя­тие, мышление, потребности, аффекты, волю.

В. Кёлер в книге сФизические структуры в покое и стационар­ном состоянии* (1920) проводит мысль о том» что физический мир, так же как и психологический, подчинен принципу гештальта. Геш-тальтисты начинают выходить за пределы психологии: все процес­сы действительности определяются закономерностями гештальта. Объяснение психических явлений должно состоять в нахождении соответствующих структур в мозговых процессах, которые объяс­нялись на основе физической теории электромагнитного поля, со­зданной Фарадеем и Максвеллом. Вводилось предположение о су­ществовании электромагнитных полей в мозгу, которые, возникнув под влиянием стимула, изоморфны структуре образа. Гипотеза о наличии мозговых полей составляет существенную часть системы гештальтпсихологии и представляет ее решение психофизической проблемы. Принцип изоморфизма рассматривался гештальтпсихо-логами как выражение структурного единства мира — физическо­го, физиологического и психического: последний есть точная струк­турная репродукция динамической организации соответствующих мозговых процессов. Выявление единых закономерностей для всех сфер реальности позволяло, по Кёлеру, преодолеть витализм. Вы­готский оценил эту попытку как «чрезмерное приближение проблем лсихнки к теоретическим построениям и данным новейшей фнзн-


ки"2. Дальнейшие исследования (хотя не все они были выполне­ны гештальтпсихологами) усилили новое течение. Э. Рубин открыл" феномен фигуры к фона (1915); Д. Катп, показал роль гештальт-факторов в поле осязания и цветового зрения. Принципиальное значение имели эксперименты Кёлера на курах с целью проверить, что является первичным — восприятие целого или элементов. Жи­вотное дрессировалось на выбор более светлого из 2 серых оттен­ков. Затем следовал критический опыт: в новой паре темная по­верхность заменялась более светлой. Животное продолжало вы­бирать более светлую из этой новой комбинации, хотя ее не бы­ло во время дрессировки. Поскольку отношение между светлым и темным в критическом опыте сохранялось, значит, оно, а не абсо­лютное качество определяло выбор. Следовательно, элемент не­имеет значения, а получает его в определенной структуре, в кото* рую он включен. Тот факт, что такие структуры свойственны ку­рам, означал, что структуры являются первичными примитивными актами. Целое — это не высшее, как считалось раньше, структу­рирование не есть результат интеллекта, творческого синтеза и т. п. В 1917 г. Кёлер распространил принципы структурности на объяснение мышления («Исследование интеллекта человекоподоб­ных обезьян»). В 1921 г. Коффка сделал попытку приложить об­щий принцип структурности к фактам психического развития и построить на его основе теорию психического развития в онто-н филогенезе («Основы психического развития»). Развитие состоит в динамическом усложнении примитивных форм поведения, обра­зовании все более и более сложных структур, а также в установ­лении соотношений между этими структурами. Уже мир младенца' в какой-то мере гештальтирован. Но структуры младенца еще не связаны друг с другом. Они, как отдельные молекулы, существу­ют независимо друг от друга. С развитием они коммуницируют,. вступают в соотношения друг с другом. Подвергалась критике тео­рия 3 ступеней развития в филогенезе К. Бюлера за то, что он* представляет психическое развитие как состоящее из различных не: связанных друг с другом единым принципом ступеней.

В этом же 1921 г. Вертгеймер, Кёлер и Коффка, ведущие представители гештальтпсихологии, основывают журнал «Психоло­гические исследования» (Psychologische Forschung). Здесь публи­куются результаты экспериментальных исследований этой школы. С этого времени начинается влияние школы на мировую психоло­гию. Важное значение имели обобщающие статьи 20-х гг. М. Верт-геймера: «К учению о гештальте» (1921), «О гештальттеории»-(1925). В 1926 г. К. Левин пишет статью «Намерения, воля и по­требности» — экспериментальное исследование, посвященное изуче­нию потребностей и волевых действий. Эта работа имеет принци­пиальное значение: гештальтпсихология приступает к настоящему-экспериментальному исследованию этих областей психической жиз­ни, наиболее трудно поддающихся экспериментальному исследова­нию. Все это очень поднимало влияние гештальтпсихологии» В 1929 г. В. Кёлер читает лекции по гештальтпсихологии в Аме­рике, которые затем выходят книгой «Гештальтпсихология» (Ge-stalt Psychology). Эта книга представляет систематическое и, по­жалуй, лучшее изложение этой теории. На американскую психоло-

1 Выготский Л. С. Собр. соч... Т. 1. С. 102.

25S


гию оказала большое влияние также книга К. Коффки «Принципы "гештальт психологии" (Principles of Gestalt Psychology), 1935.

Плодотворные исследования продолжались до 30-х гг., до того времени, когда в Германию пришел фа­шизм. Вертгеймер, Кёлер, Коффка, Левин эмигрировали в Америку. Здесь теоретические исследования не полу­чили значительного продвижения. К 50-м гг. интерес к гештальтпсихологии спадает. В последующем, однако, отношение к гештальтпсихологии меняется. В. Кёлер в статье «Гештальтпсихология сегодня»3 приводил свиде­тельства влияния гештальтпсихологии на психологиче­скую науку США: на Э. Толмена, американские теории научения. Ф. Бартлетт оценил вклад гештальтпсихоло­гии в исследования памяти. В последнее время в ряде стран Западной Европы и в отдельных кругах психоло­гов США наблюдается определенное усиление интереса к гештальттеории и истории Берлинской психологиче­ской школы. В 1978 г. было основано Международное психологическое общество «Гештальттеория и ее прило­жения». В 1979 г. состоялось первое рабочее заседание этого общества, а в октябре того же года вышел первый номер журнала «Гештальттеория», официального печат­ного органа этого общества. Членами этого общества .являются психологи из разных стран мира, прежде всего из ФРГ (3. Эртель, М. Штадлер, Г. Портеле, К. Гусе и др.)> США (Р. Арнхейм, А. Лачинс, Михаэль Вертгей­мер и др.)> Италии, Австрии, Финляндии, Швейцарии.

Центральной в гештальтпсихологии является пробле­ма целостности и целостного подхода в противополож­ность элементаризму и механицизму старой, ассоциатив­ной, и новой, бихевиористской, психологии. Как подчер­кивал Вертгеймер, «...гештальттеория возникла из кон­кретных исследований...»4. Она не является теоретиче­ской спекуляцией, но выросла из конкретных потребно­стей изучения человека, она эмпирична в этом смысле. Вместе с тем на нее оказала влияние философия Канта, -Маха, особенно феноменологическая философия Гуссер­ля. Гештальтпсихология была также ориентирована на -естествознание, особенно на физику.

3 Kohter W. Gestalt Psychology today//American Psychologist.
1959. V. 14. N 12. P. 727—734.

4 Хрестоматия по истории психологии/Под ред. П. Я. Гальпе­
рина, А. Н. Ждан. М., 1980. С. 84.


В. Кёлер одновременно с получение!* психологического образо­вания изучал физику у Макса Планка; Вертгеймер вспоминал о своих длительных беседах с Эйнштейном в 1916 г. Поэтому стано­вятся понятными слова Вертгеймера о том, что «гештальтпсихоло-гия появилась не вдруг, она конвергировала, подтянула к себе ма­териал из всех наук, а также от различных философских точек зрения для решения принципиального вопроса>5, касающегося под­хода к пониманию психологических проблем.

Гештальтпсихологи выступили с новым пониманием предмета и метода психологии: важно начинать с наив­ной картины мира, изучать реакции так, как они есть, изучать опыт, не подвергшийся анализу, сохраняющий свою целостность. В этой структуре отдельные элементы выделяются, они действительно существуют. Но они вто­ричны и выделяются по своему функциональному значе­нию в этом целом. Коффка писал, что одной из основ­ных ошибок традиционной психологии является то, что она расчленила структуру на элементы, лишая ее тем самым существенных свойств. Гештальтисты выступили с критикой метода аналитической интроспекции. Они считали, что анализ является продолжением, первона­чально восприятие дает целостную картину. Аналитиче­ской интроспекции был противопоставлен другой фено­менологический метод, направленный на непосредствен­ное и естественное описание наблюдателем содержания своего восприятия, своего переживания. С самого нача­ла гештальтпсихологи отбросили тезис о происхождении восприятия из ощущений, объявили ощущение «фикци­ей, созданной в психологических сочинениях и лабора­ториях». Тезис об изначальной целостности, структурной организованности процесса восприятия выражен Верт-геймером: «Есть сложные образования, в которых свой­ства целого не могут быть выведены из свойств отдель­ных частей и их соединений, но где, напротив, то, что происходит с какой-нибудь частью сложного целого, оп­ределяется внутренними законами структуры всего це­лого. Структурная психология (гештальтпеихология) есть именно это»6. В отличие от интроспективной психо­логии от испытуемых требовалось описать предмет вос­приятия не таким, каким они его знают, но таким, ка­ким они его видят в данный момент. В этом описании нет элементов.

5 Хрестоматия по истории... С. 87.

6 Там же. С. 86.


Эксперименты, которые ставили эти психологи, проб­сты и действительно выявляли первоначальную целост­ность. Начаты они были на восприятии. Например,.

предъявлялись точки:........ и т. п. (опыты Вертгеймера)..

Испытуемый объединял их в группы из двух точек, раз­деленных интервалом. В другом опыте предъявлялись линии:|| 111| и т. п. (опыты Кёлера). Испытуемый видел

не отдельные линии, но группы из двух линий, разде­ленных интервалами. Эти опыты показали, что в качест­ве первичного в восприятии выступает целое. Было ус­тановлено, что элементы зрительного поля объединяют­ся в перцептивную структуру в зависимости от ряда факторов. Этими факторами являются близость элемен­тов друг к другу, сходство элементов, замкнутость, сим­метричность и др. Было сформулировано положение о том, что целостный образ — это динамичная структура и образуется по специальным законам организации. В зрительном поле при восприятии действуют связываю­щие и сдерживающие перцептивные силы. Связывающие силы направлены на связывание элементов друг с дру­гом, имеют центральное значение. Их функция — инте­грирование. Именно связывающие силы объясняют за­кономерности возникновения структур при восприятии. Другие, так называемые сдерживающие, силы направле­ны на дезинтегрирование поля.

Перцептивная работа может иметь много форм: за­мыкание неполных фигур, искажения (иллюзии) и др. Были сформулированы некоторые положения, которые получили название законов восприятия в гештальттео-рии. Важнейший из них закон фигуры и фона, согласно которому зрительное поле делится на фигуру и фон. 05 этом различии убедительно говорят так называемые дей­ственные изображения. Фигура замкнута, оформлена, обладает живостью, яркостью, ближе нам в пространст­ве, хорошо локализована в пространстве, занимает гла­венствующее положение в поле. Фон имеет свою функ­цию, он служит тем общим уровнем, на котором высту­пает фигура. Он аморфен, кажется расположенным за фигурой, плохо локализуется в пространстве. В другом законе — прегнантности — выражается тенденция пер­цептивной организации к внутренней упорядоченности, ведущей в ситуации неоднозначных стимульных конфи­гураций к «хорошей» фигуре, к упрощению восприятия. Например (см. рис. 16), если испытуемому предъявля-



 


Рис. 16. А воспринимается как одна          Рис. 17

фигура, разделенная внутренней лини­ей; Б — как две независимые фи­гуры,    соединенные боковыми сто­ронами

ются две фигуры, то обычно первая воспринимается как одна фигура, разделенная линией. Во втором слу­чае испытуемый видит две независимые фигуры, сое­диненные боковыми сторонами. Согласно Коффке «...причина ясна: в первом случае общая структура лучше, чем каждая из двух ее частей, тогда как во втором случае имеет место обратное»7. Еще один закон восприятия — закон дополнения до целого («амплифи­кации»). Если фигура не закончена, в восприятии мы •стремимся видеть ее как целое. Например (см. рис. 17), точечная фигура воспринимается как треугольник. Эта феноменология объяснялась с помощью принципа изо­морфизма.

Структуры являются непосредственным отражением в сознании физиологических процессов в мозгу, возника­ющих в результате внешних воздействий, которые в ви­де афферентных импульсов достигают кортикальных по­лей. При этом физиологические закономерности объяс­нялись физическими законами электромагнитного поля.

Например, разделение поля восприятия на фигуру и фон объясняется как результат образования в мозгу двух по-разному заряженных электрических полей, меж­ду которыми возникает электродвижущая сила. Эти про­цессы изоморфны явлению восприятия фигуры на опре­деленном фоне. Гештальтпсихология занимает паралле-

7 Хрестоматия по ощущению и восприятию/Под ред. Ю. Б. Гип-«тенрейтер и М. Б. Михалевской. М, 1975. С. 288.


«*



листические позиции в понимании соотношения психик» и мозга, причем работа мозга объясняется физикали-стски.

Факты, полученные в гештальтпсихологии при изу­чении восприятия, обогащают представление о восприя­тии. На их основе были сделаны ценные практические выводы. В частности, с учетом закономерности фигуры и фона были разработаны некоторые приемы маскировки-фигур, которые использовались во время войны.

В гештальтпсихологии экспериментально исследова­лось также мышление (Кёлер, Вертгеймер, Дункер,. Майер). По Кёлеру, интеллектуальное решение состоит в том, что элементы поля, прежде не связываемые, на­чинают объединяться в некоторую структуру, соответст­вующую проблемной ситуации. С чисто описательной» точки зрения для этой формы поведения характерно ис­пользование предметов в соответствии с их отношени­ем друг к другу и в реорганизации поля. Структуриро­вание поля в соответствии с проблемой происходит вне­запно в результате усмотрения (инсайт) при условии,. если все элементы, необходимые для решения, находят­ся в поле восприятия животного. Вертгеймер распрост­раняет этот принцип на решение задач человеком. Он приходит к выводу: «Мышление заключается в усмотре­нии, осознании структурных особенностей и структурных требований; в действиях, которые соответствуют этим1 требованиям и определяются ими, и тем самым в изме­нении ситуации в направлении улучшения ее структу­ры» 8. Условием переструктурирования ситуации, по» Вертгеймеру, является умение отказаться от привычных, сложившихся в прошлом опыте и закрепленных упраж­нениями шаблонов, схем, оказывающихся неадекватны­ми ситуации задачи. Переход на новую точку зрения осуществляется внезапно в результате озарения — ин-сайта. Подчеркивается, что, хотя мышление есть единый процесс, в его динамике можно выделить этапы, после­довательные фазы.

Первая фаза — постановка задачи на основе условий; «перво* достижение заключается именно в осознании того, что здесь есть-проблема. Видение, правильная постановка проблемы часто гораз­до важнее решения поставленной задачи*9. Вторая фаза — груп­пировка, реорганизация, структурирование и другие операции ш

_     -   __                 -                 —

Вертгеймер М. Продуктивное мышление. М.( 1987. С. 270.

• Там же. С. 277.


связи с поставленной задачей. Третий этап или фаза — обнаруже­ние структуры путем инсайта. Четвертый — нахождение путей реализации в соответствии с этой структурой.

В исследованиях Дункера экспериментально изучал­ся факт использования при решении задачи элементов ситуации в новом функциональном значении, способ­ность отойти от привычного понимания вещей, сложив­шегося в жизненном опыте, ибо «...в реальном мышле­нии изменение функционального значения какого-нибудь элемента суждения в процессе мышления имеет перво­степенное значение»10. В своих исследованиях мышле­ния Вертгеймер критикует два традиционных подхода — ассоциативную теорию и традиционную логику. В связи с критикой ассоциативной концепции анализируется роль прошлого опыта в мышлении. Вертгеймеру прихо­дилось специально разъяснять свою позицию по этому вопросу, так как «...все еще встречаются психологи, ко* торые, совершенно не понимая гештальттеорию, счита­ют, что она недооценивает роль прошлого опыта»и. «Главный вопрос не в том, действительно ли прошлый опыт играет роль, а в том, какой именно опыт — слепые связи или структурное понимание с последующим ос­мысленным переносом, а также в том, как мы исполь­зуем прошлый опыт: посредством внешнего воспроизве­дения или на основе структурных требований, его функ­ционального соответствия данной ситуации. Ссылка на прошлый опыт, таким образом, не решает проблемы, та же самая проблема возникает в отношении прошлого опыта» ,2. Однако, несмотря на эти разъяснения, упрек гештальтпсихологии в недооценке опыта — справедли­вый упрек, и в целом «...гештальтпсихология отличается ярко выраженным антигенетизмом, антиисторизмом» 13.

Важную область гештальтпсихологии составили ис­следования в области потребностей, воли, аффектов, главным образом связанные с именем К. Левина. Ле­вин исходил из того, что основанием человеческой ак­тивности в любых ее формах, будь то поступок, мышле­ние, память, является намерение — потребность.

*• Вертгеймер М. Продуктивное... С. 296.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.