Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





■ Boring E. G. A History of experimental Psychology. N. Y., H929. P. 120. 8 страница



» Тамже. С. 96.

« Тамже. С. 100.

18 Теплов Б. М. Избранные произведения: В 2 т. Т. 2. М., 1985.

%-*• 243.


Потребность — это некоторое стремление, тенденция выполнить, осуществить какую-то цель, которая ставит­ся или самим субъектом, или исходит от кого-то друго--го, например от экспериментатора. Чтобы отличить свое понимание потребности от уже сложившегося в психоло­гии и связанного главным образом с биологическими, врожденными потребностями, Левин называет их квази­потребностями. Они образуются в актуальной ситуации е связи с принятыми намерениями, целями и направля­ют активность человека. Квазипотребность создает в личности систему напряжения. Эта система напряжения стремится к разрядке. В разрядке состоит, по Левину, удовлетворение потребности. Отсюда название теории К. Левина — «динамическая теория личности». Разряд­ка потребности осуществляется в определенной ситуа­ции. Эта ситуация называлась Левином психологиче­ским полем. Левин использовал топологические понятия (топология — раздел геометрии, изучающий преобразо­вания пространства) для создания учения о психологи­ческом поле. Эта тенденция к формализации получила особенное развитие в американский период деятельно­сти К- Левина. Каждая вещь в психологическом поле характеризуется не по своим физическим свойствам, а выступает в каком-то отношении к потребности субъек­та. Именно потребность обусловливает то, что один пред­мет имеет побудительный характер, притягивает к себе, имеет положительную валентность, другой — не имеет такого побудительного характера, имеет отрицательную валентность. Таким образом, предметы поля представ­ляют собой положительно и отрицательно заряженные валентности по отношению к этой потребности. Факт единства личности и среды выражен К- Левином в поня­тии «жизненное пространство». Его структура и динами­ка выражаются в понятиях взаимозависимости, силово­го поля, равновесия, мощности. Жизненное пространство обладает свойствами — уровнем реальности, временной перспективой. Введением понятия временной перспекти­вы Левин подчеркивал включенность в понятие жизнен­ного пространства также ожиданий, представлений о бу­дущем (идеальный план) и прошлом, но в связи с тем, как они представлены в настоящем. В связи с квазипо­требностями К. Левин исследовал проблему целеобразо-вания и целенаправленного поведения. Эти исследова­ния ввели в психологию комплекс важнейших понятий,


характеризующих поведение, связанных с достижением* целей: целевая структура и целевые уровни индивида, в том числе реальные и идеальные цели, уровень притяза­ний, поиск успеха и стремление избежать неудачи и не­которые др.

К различным сторонам и проявлениям личности, та­ким, как волевое, и противоположное ему — полевое — поведение (в связи с этим проблема произвольности),. аффекты, структура личности, К- Левин применяет структурно-динамический подход, анализируя их в по­нятиях психологического поля.

К. Левин обогатил психологию рядом новых методов^ и методик. Это—опыты на прерванное действие (М. Ов-сянкина), опыты на запоминание незавершенных и за­вершенных действий (Б. В. Зейгарник), опыты на заме­щение (К. Лисснер и А. Малер), опыты на выявление-уровня притязаний (Ф. Хоппе), опыты на пресыщение* (А. Карстен) и др. В американский период К- Левин* отходит от интрапсихологических проблем и обращается-к интерперсональным отношениям. Особенно большое внимание уделяется вопросам лидерства, их типов (де­мократическое, авторитарное), проблеме групповой ат­мосферы, группового стандарта. Позднее К. Левин воз­главил Центр групповой динамики. Здесь разрабатыва­лись проблемы, связанные с промышленной практикой: производительность труда в группе, коммуникация, со­циальная перцепция, взаимоотношения между группами, членство в группе, подготовка групповых лидеров и-улучшение группового функционирования. Материал ис­следований К. Левина, особенно методики, в многочис­ленных модификациях используются и в настоящее вре­мя, в том числе в советской психологии. В то же время подчеркивается, что в подходе К. Левина к личности-недостаточно раскрывается роль интеллекта и сознания. В заключение остановимся на общей оценке геш-тальтпсихологии. Гештальтпсихология пыталась раз­вить атомистическую теорию в психологии, преодолеть схематизм в трактовке психических процессов, открыть новые принципы и подходы к их изучению. Введенный ею структурный принцип в смысле нового подхода Вы­готский оценивал как «великое незыблемое завоевание теоретической мысли»и. В этом сущность и историче-

" Выготский Л. С Собр. соч. .. Т. I. С. 281.


ский смысл гештальттеории. Существенно отметить так­же, что основатель общей теории систем Л. фон Берта-ланфи считал, что в работе «Физические гештальты в покое и стационарном состоянии» В. Кёлер предвосхи­тил отдельные положения общей теории систем. Этим оценивался важный вклад гештальтпсихологии в мето­дологию научного исследования. Методики эксперимен­тального исследования восприятия, мышления, личности, а также полученная в результате их применения бога­тая феноменология составляют важный итог деятельно­сти гештальтпсихологов. «Наиболее ценный эффект структурной психологии — это сделанные ею описа­ния»15,—писал Л. С. Выготский. Этой школой сделан важный шаг по преодолению интеллектуализма, свой­ственного всей традиционной психологии. Однако в тео­ретическом плане концепция зашла в тупик. Введенный ею структурный принцип не оправдал себя как универ­сальный, т. е. распространенный на всю общую психоло­гию, и на детскую, и на патопсихологию. В этой универ­сальности обнаружилась недостаточная объяснительная сила структурного принципа. Так, в применении к про­блемам психического развития попытка охватить еди­ным принципом инстинктивные и интеллектуальные про­цессы не позволяет увидеть принципиальную разницу между ними, а также разницу между животными и че­ловеком, приводит к натуралистической теории психиче­ского развития ребенка, «сознательно сливает животное н человеческое, игнорирует историческую природу раз­вития человеческого сознания...»16 и в конечном счете не объясняет психическое развитие. В более общем смысле: «Понятие структуры одинаково распространяет­ся на все формы поведения и психики. Снова в свете или, вернее, в сумерках структуры все кошки серы: вся разница в том, что один вечный закон природы — закон ассоциации — сменился другим, столь же вечным зако­ном природы — законом структуры...»17.

Описанный в гештальтпсихологии чрезвычайно важ­ный психологический факт—факт гештальта — продол­жает привлекать исследователей. Его теоретическое ос-

. 15 Выготский Л. С. Собр. соч. .„ Т. 1. С. 402. «• Там же. С. 268.

17 Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. М-1960. С. 27.


мысление с помощью принципа изоморфизма справедли* во расценивается как откровенный физикализм и не мо­жет претендовать на объяснение. С позиций, отражаю­щих достижение современной психологии в области эк­спериментальных исследований и теории, намечается но* вый подход к объяснению этого факта. Так, анализируя фундаментальные исследования гештальтпсихологии в области восприятия, отмечая «авторитетность и притяга­тельность этого направления»18, был сделан вывод о том, что ключом к пониманию выявленных в них зако* номерностей может стать изучение генезиса восприятия. Такой подход позволяет понять психологический меха­низм гештальта, в частности в области восприятия. Им выступает, по мнению А. А. Митькина, опыт субъекта (автор опирается на современные исследования восприя­тия в зарубежной науке, а также усматривает связь вы­двинутого им тезиса с учением о фазности восприятия Н. Н. Ланге, отдельными высказываниями И. М. Сече­нова). Более конкретно эти психологические механизмы раскрываются в исследованиях по планомерному фор­мированию симультанного опознания, проводимых в контексте теории планомерного формирования умствен­ных действий и понятий 19.

Глава IV

ГЛУБИННАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Эта психология выдвинула идею о не­зависимости психики от сознания и пыталась обосновать реальное существование этой независимой от сознания психики и исследовать ее. Центральное психологическое течение глубинной психологии — психоанализ 3. Фрейда. Классическая глубинная психология включает также концепции индивидуальной психологии А. Адлера и ана­литической психологии К. Юнга. Эта психология отлича­ется от эмпирической психологии сознания представле­ниями о форме существования психического: психика

18 Митькин А. А. Законы гештальта и фазность восприятия//
Психол. ж. 1983. № 6. С. 30.

19 См.: Шабельников В, К, Формирование быстрой мысли. Ал­
ма-Ата, 1982; Подольский А. И. Становление познавательного дей­
ствия: научная абстракция и реальность. М., 1987 и др.


существует вне и независимо от сознания, и именно бес­сознательная психика, являющаяся глубиной психики, составляет ее предмет и общую проблему. Сознание то­же ею не отрицается: оно — свойство, присущее психике лишь в отдельные моменты. Перед глубинной психоло-тией стоит и проблема личности, ибо содержание бессо­знательного играет решающую роль в выяснении ценно--сти личности.

Психоанализ 3. Фрейда (1856—1939) формировался в условиях и под воздействием политического и социаль­ного развития Австрии конца прошлого — начала ны­нешнего столетия. Такие особенности социально-психо­логической атмосферы Австрии того времени, как кру­шение патриархальных принципов в столкновении с бур­жуазным укладом жизни, соперничество политических сил либералов и консерваторов и поражение либерализ­ма, расцвет национализма и на его почве распростране­ние антисемитских настроений, ощущение которых на себе неоднократно описывает 3. Фрейд («Толкование сновидений», «Автобиография» и др.)* Экономические потрясения (кризисы) порождали пессимизм, потерю веры в разумность бытия и представления об иррацио­нальности жизни, различные формы и разновидности иррационалистического сознания. В конце XIX в. появ­ляется широкий интерес к бессознательному — не только в специальной, научной литературе, но и в художествен­ной, а также в философии. Взгляды 3. Фрейда, его по­нимание человека, согласно которому под напором ин­стинктов сексуальности и в силу бессознательности пси­хических процессов признавалось, что «Я» — «не хозяин в собственном доме», объективно отражали кризис бур­жуазной личности, типичное самоощущение индивида в "буржуазном обществе, в том числе той его части, с ко­торой имел дело Фрейд как практикующий врач. Одна­ко сам Фрейд выдавал свою исторически обусловленную теорию человека за единственно научную — естествен­ную концепцию человека.

Психоанализ возник в начале 90-х гг. XIX в. из ме­дицинской практики лечения больных с функциональны­ми нарушениями психики. 3. Фрейд после оконча­ния медицинского факультета Венского университета (1881 г.) работал практикующим врачом в Вене. В 1938 г. вынужден эмигрировать в Англию. Умер в Лон­доне в 1939 г.

"266


Занимаясь неврозами, главным образом истерией* 3. Фрейд изучил опыт знаменитых французских невро­логов Ж- Шарко и И. Бернгейма. Использование по­следним гипнотического внушения с терапевтическими: целями» факт постгипнотического внушения произвел» большое впечатление на Фрейда и способствовали та­кому пониманию этиологии неврозов, их лечения, кото­рое составило ядро будущей концепции. Оно было изло­жено в книге «Исследование истерии» (1895), напи­санной совместно с известным венским врачом И. Брей-ером (1842—1925), с которым Фрейд в то время со­трудничал.

В общей форме теория Фрейда в этот период своди­лась к пониманию невротических болезней как патоло­гического функционирования «ущемленных аффектов»,. сильных, но задержанных в бессознательной области переживаний. Если с помощью гипноза пациент получит возможность оживить в памяти эти травмирующие era переживания и вновь эмоционально испытает их, может наступить излечение. Решающим моментом в станов­лении оригинальной теории 3. Фрейда был отход от гип­ноза как средства проникновения к ущемленным и за­бытым болезненным переживаниям: во многих и как раз наиболее тяжелых случаях гипноз оставался бес­сильным, встречал «сопротивление», которое не мог пре­одолеть. Фрейд был вынужден искать другие пути к ущемленному аффекту и в конце концов нашел их в тол­ковании сновидений, свободно всплывающих ассоциаций^ малых и больших психопатологических симптомов (про­явлений), чрезмерно повышенной или пониженной чувст­вительности, двигательных расстройств, оговорок, забы­ваний и т. п. Исследование и интерпретацию этого раз­нообразного материала Фрейд назвал психоанализом— новой формой терапии и методом исследования. Ядро психоанализа как нового психологического направления составляет учение о бессознательном.

Научная деятельность Фрейда охватывает несколько-десятилетий. За эти годы его концепция бессознательно­го претерпела существенные изменения. В его учении можно различать, хотя и несколько условно, три перио­да. Первый период (1897—1905), когда психоанализ в^ основном оставался методом лечения неврозов с отдель­ными попытками общих заключений о характере душев­ной жизни. Основные произведения этого периода; «Тол-

267f


кование сновидений» (1900), «Психопатология обыден­ной жизни» (1904), «Остроумие и его отношение к бес­сознательному» (1905), «Три очерка по теории сексуаль­ности» (1905), «Отрывок из одного анализа истерии» (1905 г., первое и законченное изложение психоаналити­ческого метода лечения). Особенное значение имеет ра­бота «Толкование сновидений», в которой излагается первый вариант учения о системе душевной жизни как имеющей глубинное строение. В ней выделяются три уровня — сознательное, предсознательное и бессозна­тельное с цензурой между ними. В этот период психо­анализ начинает приобретать популярность, вокруг Фрейда складывается кружок (1902) из представителей разных профессий (врачи, писатели, художники), жела­ющих изучить психоанализ и применить его в своей практике. Во втором периоде (1906—1918) фрейдизм превращается в общепсихологическое учение о личности и ее развитии. Фрейд формулирует основные принципы своей психологии, описание психических процессов с трех точек зрения — динамической, топической и эконо­мической. В этот период выходят «Анализ фобии одного пятилетнего мальчика» (1909), «Леонардо да Винчи» (1910) и «Тотем и табу» (1912)—работы, в которых Фрейд распространяет психоанализ на область художе­ственного творчества и проблемы человеческой истории, «Положение о двух принципах психической деятельно­сти» (1911). Психоанализ возбуждает интерес во мно­гих странах. В 1909 г. Фрейд по приглашению Холла чи­тал лекции в Кларковском университете (Ворчестер) и этим положил начало распространению психоанализа в Америке («О психоанализе, пять лекций», 1909). Значи­тельным событием в развитии психоанализа в этот пе­риод был отход от 3. Фрейда его первых сотрудников А. Адлера (1911) и К- Юнга (1912), Лучшим и наибо­лее полным изложением психоанализа, как он сложился к началу первой мировой войны, и работой, которая вместе с «Психопатологией обыденной жизни» получила наиболее широкое по сравнению с другими трудами 3. Фрейда распространение, являются его «Лекции по введению в психоанализ» (в 2 т.; в 1932 г. Фрейд при­соединил к ним 3-й т.), которые представляют записи лекций, прочитанных врачам в 1916—1917 гг. В 3-м, по­следнем, периоде концепция 3. Фрейда претерпевает существенные изменения и получает свое философское


завершение. Под влиянием событий первой мировой вой-»ы изменяется учение о влечениях («По ту сторону принципа удовольствия», 1920). Структура личности . представляется теперь в виде учения о трех инстанци- ■' ях — «Я», «Оно», «Идеал-Я» («Я и Оно», 1923). В ряде работ 3. Фрейд распространяет свою теорию на понима­ние культуры и разных сторон общественной жизни: религию — «Будущность одной иллюзии» (1927), антро­пологию, социальную психологию, проблемы цивилиза­ции— «Психология масс и анализ человеческого Я» (1921), «Моисей и единобожие» (1939) и др. Психоана­лиз становится философской системой и смыкается с другими иррационалистическими течениями буржуазной •философии.

Система психоанализа

Психоанализ рассматривает душевную жизнь с трех точек зрения: динамической, топической (учение о структуре душевной жизни) и экономической. топической точки зрения Фрейд различает три сферы психики — сознательное, предсознательное и бессозна­тельное. Сознательное (Bw) имеет свойство пережива­ния. Предсознательное (Vbw)—это скрытое (латент­ное) бессознательное, потенциально сознательное: мо­жет проникнуть в сознание, т. е. имеет способность сознания. Бессознательное (Ubw) — это вытесненная бессознательная психика, не обладает способностью проникнуть в сознание: это может только представи­тель вытесненной бессознательной психики. Источником предположений о бессознательной психике явились сле­дующие теоретические соображения. Исходя из безус­ловного детерминизма и исключая правомерность фи­зиологических объяснений в психологии, 3. Фрейд рас­сматривал факты, не поддающиеся сознательному кон­тролю и не привлекавшие внимания раньше в психоло­гии (забывчивость, описки, сновидения), как явления, которые имеют причины и поэтому должны получить объяснение. Так и получалось, что психическое должно объясняться из психического, и значит, психическое со­знательное— из психического бессознательного: объек­тивные проявления — сновидения, ошибочные поступки, -описки, забывчивость, имеющие место в нормальной ду­шевной жизни, а также в невротических симптомах у ^больных людей, открываются сознанию, а их причины —


нет. Именно эти проявления являются свидетельством бессознательного. Пути их выявления с помощью анали­за объективных проявлений бессознательного составля­ют методы Фрейда. Основным из них является метод анализа свободно всплывающих ассоциаций. Пациент удобно располагался на софе, Фрейд—сзади, так, что пациент был ему виден, а он сам не попадал в поле зре­ния пациента. Ему предлагалось отдаться ходу свобод­ных ассоциаций, т. е. говорить все, что приходит ему в голову, прекратив всякое сознательное управление хо­дом мыслей, не давать возможности для критики, кото­рая отбрасывает иные ассоциации под предлогом их не­достаточной важности или бессмысленности. Требование искренности со стороны пациента в высказывании своих мыслей является предварительным условием всякого аналитического лечения. Получаемый таким образом материал — Фрейд называл его «рудой для психоанали­за»— подлежал истолкованию, потому что под влиянием сопротивления в нем возникают искажения и вытеснен­ная мысль, которую ищем, маскируется своим замести­телем. Тесно связан с этим метод толкования сновиде­ний. Фрейд различал явное образное содержание сна, его фасад и маскируемый им скрытый* смысл. Он пред­ставляет собой желания, в которых мы не хотим себе признаться, так как они неприемлемы для нас. Выража­ется в символике сновидений. «Я назвал «работой сно­видений» процесс, который совместно с цензурой пере­водит скрытые мысли в явное содержание сновидения и который включает такие процессы, как сгущение и смешение. В снах бессознательное пользуется, особенно для изображения сексуальных комплексов, определен­ной символикой, которая... вполне типична. Отсюда не­обходимость истолкования сновидений. Сновидения есть и у здорового человека. Сновидения создаются также как невротические симптомы: ...они являются компро­миссом между требованиями подавленных импульсов (вытесненных влечений) и сопротивлением цензурирую-щей силы»1. Фрейд придавал чрезвычайную важность толкованию сновидений. «Прежде психоанализ был свя­зан только с патологическими явлениями... но когда он перешел к сновидениям, здесь он уже имел дело с я в-

1 An autobiographical Study Sigmund Freud//The International Psychoanalytical library. N 26. London, 1948. F. 82


лениями нормальной психической жизни, встречающими­ся у каждого здорового человека. Если сны оказались образованными так же, как симптомы, если их объясне­ние требует тех же допущений — вытеснение желаний, замещение и компромиссные образования, выделение сознания и бессознательного в различные психические системы, то ясно, что психоанализ больше не вспомо­гательная наука в области психопатологии; он в боль­шей степени дает основание новой и глубокой науке о психике, которая будет так же приемлема для понима­ния нормы. Его постулаты и открытия оказались при­годны для перенесения в другую область психических явлений, и перед ними открыт путь далеко за их преде­лы в сферы универсального значения»2. Одним из мето­дов был анализ ошибочных действий повседневной жиз­ни. Такие явления, как описки, оговорки, потери вещей и др., не случайны и выражают импульсы и намерения, которые отстранены и должны быть скрыты от созна­ния. С их помощью человек выдает свои тайны. Опять намечается связь психоанализа со здоровой психикой. Симптоматические действия должны быть истолкованы. Исходя из них можно выявить существующие, но скры­тые или подавленные импульсы и намерения. Так, ост­роумие, шутки, каламбуры и остроты представляют собой замаскированные мотивы что-то сказать не прямо, а делая намек. Невротические симптомы рассматрива­лись как искаженный заместитель вытесненного в бес­сознательное желания. Таковы источники проникновения в бессознательное, т. е. способы привести в сознание вытесненный материал.

Всюду в сновидениях, ошибках повседневной жизни, проявляющихся в нормальной душевной жизни, в невро­тических симптомах больных наблюдается столкновение двух тенденций, конфликт противоположно направлен­ных душевных сил: одной нарушающей и другой нару­шенной тенденции, желания. Сила, которая оказывает сопротивление этой второй тенденции, — цензура. Под ее влиянием происходит вытеснение идеи, с которой свя­зано несовместимое желание, в бессознательное, где оно продолжает существовать, но в измененном виде, и пе­реработка этой тенденции, создание замены невозмож­ного удовлетворения путем искажения, образования бо-

An autobiographical Study... P. 85.


лезненного симптома, навязчивого состояния, сублима­ции (переключения на другие пути — в рамках творче­ской, научной и т. п. деятельности) и др. Работа цензу­ры по искажению бессознательных скрытых мыслей в явное содержание включает процессы сгущения, смеще­ния (сдвига), превращения мысли в образ и др. Возни­кает необходимость толкования, которое возможно, по­скольку сохраняется остаток сходства с первоначальной вытесненной идеей.

Каковы те тенденции, против которых выступает цен­зура? Это вопрос о содержании и сущности бессозна­тельного. Скрытые тенденции — это всегда желания, с которыми наше социализированное сознание не может примириться, потому что «...по природе своей они безус­ловно достойны осуждения, одинаково неприличны как в этическом, так и в эстетическом и социальном отноше­нии и относятся к разряду таких явлений, о которых не решаются подумать или думают только с отвращени­ем»3. Бессознательное — это место сосредоточения вле­чений, все вытесненное из сознания как недопустимое по своей природе. В системе бессознательного нет отрица­ния, сомнения, различных степеней достоверности. Ее процессы находятся вне времени, они подчинены прин­ципу наслаждения, для них не имеет значения критерий реальности. В этой системе отсутствует противоречие, она существует в форме представлений, не облекается в речь. Бессознательное называется первичным психи­ческим процессом. Оно—исходный момент душевной жизни: «...остатки той стадии развития, в которой они являлись единственной формой душевных пережива­ний»4. Это истинная психическая реальность. Однако бессознательное «по своей внутренней природе нам столь же неизвестно, как и реальность мира внешнего, и в силу данных сознания является нам столь же несо­вершенным образом, как и внешний мир, в силу данных нам органов чувств»6.

Экономическая точка зрения на деятельность психи­ческого аппарата принимает во внимание количествен-

9 Фрейд 3. Лекции по введению в психоанализ. М., 1922. С. 147.

4 Фрейд 3. Основные психологические теории в психоанализе.
М., 1923.

5 Цит. по: Нири К. Философская мысль в Австро-Венгрни. М.,
1987. С. 115.


ную сторону, подход к душевной жизни с точки зрения траты энергии. Психоанализ предполагает, что влечения заряжены определенным количеством энергии, которая создает напряжение в организме, сопровождаемое не­удовольствием, страданием. Под влиянием биологиче­ской тенденции к снижению возбуждения организм стре­мится освободиться от страдания, снизить напряжение (различными путями — путем освобождения от идущих извне раздражений, удовлетворения идущих изнутри),. чтобы добиться снижения тонуса возбуждения и испы­тать чувство удовольствия. Таким образом, течение ду­шевных процессов автоматически регулируется принци­пом удовольствия — страдания (принцип удовольствия)* причем страдание соотносится с ростом напряжения,. возбуждения, а удовольствие — с его спадом. Задача ду­шевного аппарата с экономической точки зрения заклю­чается в том, чтобы справиться с действующим в душев­ном аппарате количеством возбуждения и не допустить его до полного застоя.

В описании структуры душевной жизни как состоя­щей из сознания и двух систем бессознательного — пред-сознательного и собственно бессознательного и цензурой между ними —необходимо внести изменения, если при­менить динамическую точку зрения. Если в описатель­ном смысле существует двоякое бессознательное, то в динамическом — только одно: то, что вытеснено и не мо­жет быть сознательным. В дальнейшем эта топография душевного аппарата была преобразована. В окончатель­ном варианте психическая сфера разделялась на три об­разования: «Я», «Сверх-Я», «Оно». Индивидуум пред­ставляется как бессознательное «Оно», которое поверх­ностно охвачено «Я». Здесь собираются все влечения. Понимание Фрейдом влечений менялось. В окончатель­ном варианте психоанализа различаются: сексуальные влечения — подчиняются принципу удовольствия; ин­стинкт самосохранения-влечения «Я»— подчиняется принципу реальности. Те и другие объединяются в груп­пу влечений к жизни (эрос). Другим влечением являет­ся влечение к смерти, к разрушению. «Оно» — это об­ласть бессознательного, играет самую важную роль в структуре личности. «Оно» — движущая сила поведения: источник энергии, мощное мотивационное начало. «Я» — это поверхностный слой душевного аппарата. Называет­ся сознанием. Соизмеряет деятельность «Оно» с принци-


алом реальности. «Сверх-Я» направлено против «Оно», языражает систему требований «Я». Имеет «двойное ли-гцо»: включает систему идеалов (идеальное «Я») и за­преты. Это критическая инстанция, посредник между «Оно» и «Я». В целом совокупность моральных, этиче­ских тенденций Фрейд называет «Сверх-Я», идеалом и -совестью. «Сверх-Я» является представителем мораль­ного ограничения и стремления к совершенству. Это надзиратель, критик, продолжает в личности ту функ­цию, которую выполнял родитель и воспитатель в пер­вом периоде жизни индивида. Эта часть в структуре -личности относится к бессознательному.

Точка зрения взаимных связей этих состояний стала •ясна в процессе исследования источников невротических •состояний. Корни их прослеживались до глубокого дет­ства. В результате вырисовывалась общая линия разви­тия психики человека. По Фрейду, ребенок рождается наполненным влечениями. Он — чисто органическое су­щество. При удовлетворении они доставляют ему на­слаждение. Эти недифференцированные желания орга­нического удовольствия, наслаждения Фрейд называл •сексуальным влечением, в основе которого лежит энер-тия либидо. Развитие организма происходит под влия­нием влечений и проходит ряд стадий: от аутоэротизма до ранней генитальной стадии (конец 1-го года жизни). Затем первоначальный эрос испытывает организацию в двух направлениях: во-первых, происходит подчинение тосподству генитальной зоны и возникновение собствен­но полового влечения; во-вторых, выбор объекта состав­ляет другую сторону превращения либидо. Это второе направление имеет исключительное значение. Сначала лицо, на которое направлены влечения, ребенок находит среди близких. Маленький мальчик сосредоточивает свои -сексуальные желания на матери, он враждебен отцу. У девочки обратная установка — нежность к отцу и враж­дебность к матери. Фрейд развивает теорию обязатель­ной конфликтной ситуации, связанной с двойственно­стью желаний ребенка к отцу и к матери как объектам любви. Конфликт заканчивается образованием комплек­сов— Эдипа у мальчика и Электры у девочки (до 4— 5 лет). В результате вытеснения этих комплексов обра­зуются внутренние идеалы и запреты — «Сверх-Я», {«Сверх-Я» имеет также теснейшую связь с филогенети­ческим достоянием: в нем — осадок развития человече-


ского рода, табу, сохранившиеся со времен первобытно­го общества и зафиксированные наследственно).

После подавления сексуального влечения наступает латентный период. Он продолжается до пубертатного* возраста. С 13—14 лет начинается фаза дальнейшего' развития сексуального влечения. Это период оконча­тельного выбора объекта. Ребенок берет за образец от­ца и мать и переносит влечение на другой объект. Это — благополучное развитие либидо. Для неблагополучного-развития характерны фиксации (задержки) на опреде­ленной стадии, регрессии (возвращения на пройденную стадию). Эти извращения были названы инфантилизм

мом.

В результате развития в онтогенезе, с накоплением жизненного опыта складывается «Я», формируются ин­станции «Сверх-Я» и вытесненного «Оно». Развитая,. правильно сформированная личность представляет со­бой систему первичных влечений, нашедшую пути их удовлетворения: частично прямые, но главным образом. окольные, через сублимацию. Вся человеческая деятель­ность, культура и общество рассматриваются как сред­ство удовлетворения и символического выражения неко­его внутреннего желания, влечения. Соотношение между сферами в структуре личности рассматривалось как ди­намическое их столкновение и борьба по типу конфлик­та между сознательным и бессознательным, а человек выступал их продуктом. Сознательное «Я», считавшееся раньше истинным средоточием индивида, становится лишь глашатаем бессознательного, причем довольна плохо информированным, поскольку оно ничего не знает об истинном содержании бессознательного, донося све­дения лишь о том, что пропускает цензура. Сознатель­ное— не суть психики, а лишь такое ее качество, кото^ рое «может присоединяться или не присоединяться к другим ее качествам»6. В то же время задача заключа­ется в том, чтобы перевести бессознательный материал человеческой психики в область сознания. «Там, где бы­ло Оно, должно быть Я». Механизмы взаимодействия между различными инстанциями в личности находят свой аналог в социальных и культурных процессах в об­ществе. «...События человеческой истории, взаимодейст­вие между человеком и природой, культурным развити-



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.