Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





■ Boring E. G. A History of experimental Psychology. N. Y., H929. P. 120. 10 страница



Признавая качественные различия между общества­ми на разных этапах истории, Фромм подчеркивает не­обходимость строгого научного анализа его социальной структуры и утверждает, что радикальным изменениям экономических, социальных, политических сторон жизни сопутствуют столь же радикальные изменения в струк­туре личности. Поэтому экзистенциальные противоречия, вытекающие из особенностей человеческого существова­ния как свойственного человеческой ситуации вообще, дополняются историческими противоречиями, свойствен­ными определенному обществу. Главное внимание Фромм уделяет капиталистическому обществу и его про­тиворечиям и личности при капитализме. Развиваемая Фроммом концепция человека капиталистического об­щества, когда не только труд, но и личность превраща­ется в товар, когда достигло предела отчуждение чело-

19 Frornm E. Escape... P. 140.


века: человек превратился в автомат, которым манипу­лируют, обличает капитализм как социальную систему. Фромм показал, что экономическая система капитали­стического общества потребовала от человека таких ка­честв, как эгоизм, себялюбие, алчность, которые явля­ются продуктом этих социальных условий. Зависимость характера человека от его образа жизни Фромм выра­зил в понятии социального характера. «Взаимосвязь индивидуальной психической сферы и социоэкономиче-ской структуры я называю социальным характером»20. Социальный характер меняется вместе с изменением общества, культуры. Фромм различал следующие его типы: накопительский, воспринимающий, рыночный, эксплуататорский, некрофилический. Все они разновид­ности непродуктивного характера. Только создание но­вого общества в будущем приведет к продуктивному ха­рактеру. С наибольшей подробностью Фромм описал рыночный характер, соответствующий современному ка­питалистическому обществу: «живое существо становит­ся товаром на «рынке личностей». «Цель рыночного ха­рактера— полнейшая адаптация, чтобы быть нужным, сохранить спрос на себя при всех условиях, складыва­ющихся на рынке личностей. Личности с рыночным ха­рактером... не имеют даже своего собственного Я, на которое они могли бы опереться, ибо их Я постоянно меняется в соответствии с принципом — «я такой, какой я вам нужен»21. Преобладает рассудочное, манипуля* тивное мышление, эмоциональная жизнь атрофируется. Рыночный характер Фромм называет также отчужден­ным характером, потому что люди с таким характером отчуждены от своего труда, от самих себя, от других людей и от природы. Порожденный обществом, в кото­ром господствует частная собственность, этот характер выражает такой способ существования человека, кото­рый Фромм назвал обладанием. Ориентация на облада­ние проявляется в собственнических чувствах и установ­ках, которые пронизывают жизнь человека во всех ее проявлениях — в обучении, в формах отношений между людьми, в том числе родителей и детей, мужа и жены, пациента и врача и т. д. Характеристика Фроммом ори-

20 Фромм Э. Иметь или быть. М., 1987. С. 38.

21 Там же. С. 170—171.


ентации на собственность представляет собой острую критику современного капиталистического общества.

Неофрейдизм продолжает психоаналитическую тео­рию бессознательного, которому отводится главенству­ющая роль в психике человека. С позиций психологии он обличает современное капиталистическое общество, в котором, как показал Фромм, люди «стали винтиками бюрократической машины», их мыслями и чувствами, вкусами манипулируют «правительство, индустрия и на­ходящиеся под их контролем средства массовой инфор­мации; экономический прогресс коснулся лишь ограни­ченного числа богатых наций, пропасть между богаты­ми и бедными нациями все больше и больше увеличи­вается; технический прогресс создал опасность для ок­ружающей среды и угрозу ядерной войны, каждая из которых — или обе вместе — способны уничтожить всю цивилизацию и, возможно, жизнь на земле»22.

В русле психоаналитической концепции развивается Эго-психология, направление, в центре которого нахо­дится исследование проблемы «Эго». Выступает против догматического взгляда, согласно которому психоана­лиз должен ограничиваться только бессознательным. Дочь Фрейда, А. Фрейд (1895—1982), отталкиваясь от представлений Фрейда, развиваемых им в работах «По ту сторону принципа удовольствия», «Групповая психо­логия и анализ человеческого Я», в которых 3. Фрейд указывал на собственные склонности и тенденции «Эго», выступила с собственной концепцией. Эта кон­цепция получила название «психологии Эго». Крупным теоретиком этого направления является X. Гартман (1894—1970). К нему принадлежат также Э. Криз, Д. Рапапорт (1911—1961), Э. Эриксон (р. 1902), а так­же М. Малер, Э. Глоувер, Р. Спитц. Это направление ставит задачей исследовать содержание и происхожде­ние «Эго» как автономного независимого от «Оно» об­разования, его функции, главной из которых является адаптация к внешнему миру. Рассматривается пробле­ма общения, его формы, функции и роль в развитии ре­бенка (Малер, Спитц).

Во французской науке большое распространение по­лучил структурный психоанализ Жака Лакана (1901— 1981).

22 Фромм Э. Иметь или быть... С. 33.
10*                                                                             291


Глава V

ФРАНЦУЗСКАЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА

Вне марксистской науки вопрос о со­циальной природе человеческого сознания был специ­ально поставлен французской социологической шко­лой. Основателем школы был Э. Дюркгейм (1858— 1917), юрист, который, изучая бытовое право у отста­лых народов, создал концепцию первобытного мышле­ния. Его идеи развил Л. Леви-Брюль. К этой школе примыкал некоторое время Ж. Пиаже. К ней принад­лежали М. Гальбвакс, Ш. Блондель.

Изучая обычаи, моральные и юридические нормы, взгляды малокультурных народов, Э. Дюркгейм пришел к выводу о том, что они представляют общественную силу, господствующую над сознанием каждого отдель­ного человека. Человек — существо двойственное: инди­видуальное, биологическое и социальное. Первое имеет свои корни в организме, ему соответствует биологиче­ски определяемая часть психики, оно руководит прак­тическими отношениями индивида с окружающим ми­ром. В сфере материального производства индивид, со­гласно Дюркгейму, выступает как изолированное су­щество. Его индивидуальное сознание находится под влиянием объектов. Во французской социологической школе индивидуальное отождествляется с биологиче­ским, индивид рассматривается как организм; проблема общественного и индивидуального отождествляется с проблемой социального и биологического1. Социальное существо в человеке формируется обществом. Ему со­ответствует социально определяемая часть психики.

По Дюркгейму, «...общие идеи, которые религия или наука внедряют в наш ум, интеллектуальные операции, которые эти идеи предполагают, верования и чувства, которые составляют суть на­шей моральной жизни — все эти высшие формы психической ак-

1 Ср. К. Маркс: «Особенно следует избегать того, чтобы сно­ва противопоставлять «общество», как абстракцию, индивиду. Ин­дивид есть общественное существо. Поэтому всякое проявление его жизни — даже если оно и не выступает в непосредственной форме коллективного, совершаемого совместно с другими, проявления жиз­ни — является проявлением и утверждением общественной жизни. Индивид и родовая жизнь человека не является чем-то различным» (Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. М., 1956. С. 590).


тивности, которые в нас пробуждает и развивает общество, не на­ходятся на поводу у тела как наши ощущения и кинестетические состояния. Мир представлений, в котором разворачивается соци­альная жизнь, надстраивается над своим материальным субстра­том, а никак не проистекает из него»2.

В двойственности заключается отличие человека от животных; у них нет общественного опыта. Дуализм — характерная черта концепции Э. Дюркгейма.

Общество рассматривается Дюркгеймом как реаль­ность. Оно — духовное образование: совокупность мне­ний, знаний, способов действий определенного рода и. др. Они отражают различные стороны общественной жизни и называются коллективными представлениями. Закрепляются в языке. Коллективные представления обладают всеобщностью и необходимостью; являются продуктом длительного развития; создаются обществом, а не личностью; оказывают принудительное воздействие на человека; они аффективно окрашены и принимаются каждым человеком без рассуждения. Они не столько по­нимаются, сколько захватывают человека и заставля­ют. Признание влияния на человека коллективных пред­ставлений меняет понимание человека, источника наи­более высоких форм духа, объясняемых до этого или из индивидуального опыта, или путем допущения ап­риорных прирожденных форм (эмпиризм или априо­ризм). Мысль Дюркгейма, что все собственно челове­ческое в человеке от общества — это действительно ка­питальная мысль. Однако общество Дюркгейм понима­ет идеалистически, отождествляя его с системой кол­лективных представлений, т. е. общественным созна­нием. Охота, рыболовство и т. п. хотя и рассматривают­ся, но как контакты изолированных индивидов с приро­дой не предполагают с необходимостью настоящего мышления и не приводят к нему. Таким образом, в це­лом развитие мышления не связывается здесь с разви­тием человеческой деятельности. Самый процесс внед­рения коллективных представлений в сознание индиви­да трактуется также идеалистически как взаимодейст­вие индивидуального и общественного сознания.

Л. Леви-Брюль выступил с тезисом о двух формах, типах человеческого мышления и о специфических осо-

г Цит. по изд.: Рубинштейн С. Л, Пути и принципы развития психологии. М., 1957. С. 311—312.


бенностях первобытного мышления. Согласно его тео­рии, в процессе развития человеческого общества про­исходит не только накопление знаний о мире, но смена типов мышления. Современный тип — логический — при­шел на смену первобытному мышлению, которое Л. Ле-ви-Брюль называет пралогическим. Первобытное мыш­ление имеет магический характер; для первобытного человека мир вещей наделен одновременно естествен­ными и сверхъестественными обыденными и мистиче­скими свойствами, причем наиболее важными являются именно сверхъестественные свойства; первобытный че­ловек всегда думает о магических силах, скрытых за событиями, за вещами, которые сами по себе никакой силы не имеют.

Мышление первобытного человека, направленное на магическое содержание, имеет особую логику. Оно под­чиняется закону партиципации, т. е. сопричастия; счи­тается, что все предметы, сходные между собой, име­ют общую магическую силу (отсюда вера в тень, порт­реты, имя — считается, что действия, примененные к ним, распространяются и на их оригиналы). Магиче­ская сила передается также путем соприкосновения (сопричастие по подобию и сопричастие по выраже­нию).

Мышление первобытного человека абсолютно при­чинно: оно не признает случайностей, не чувствительно к противоречиям и не требует доказательства фактами. Умение различать разновидности растений, отпечатки следов каждого человека своей группы, искусство в производстве посуды, корзин, пирог, украшений и т. п. проявления трудовой деятельности не являются, по Леви-Брюлю, плодом размышления и рассуждения. Они — продукты чутья, интуиции, слепого навыка. По Леви-Брюлю, влияние общества на сознание человека осуществляется только через систему коллективных представлений, причем главным образом религиозно-мистического характера (верования, магические обря­ды).

По Леви-Брюлю, пралогическое мышление не обра­зует стадию, предшествующую логической мысли. Оно представляет особую структуру, функционирующую совместно с логической мыслью, и не перерастает в ло­гическое: с развитием общества сектор логического мышления лишь увеличивается, оттесняя мистическое


пралогическое мышление3. Дело в пропорции: в мыш­лении первобытных народов пралогические структуры преобладают. Но даже в современном обществе они не исчезли полностью (религия, понятие о душе и др.)-Наша умственная деятельность одновременно рацио­нальна и иррациональна, пралогические и мистические элементы в ней сосуществуют с логическими. М. Галь-бвакс (1877—1945) на материале памяти, Ш. Блон-дель (1876—1939) применительно к аффективно-воле­вой сфере утверждали социальный характер всей пси­хики человека. Значение французской социологической школы заключается не столько в развиваемых ею представлениях о типах мышления,— как раз это и под­вергается критике,— сколько в выдвижении нового — исторического — подхода к исследованию человеческой психики. Проблема преобразования человеческой пси­хики в ходе исторического развития общества получила последующее развитие как во французской науке (К. Леви-Стросс, А. Валлон, историческая психология И. Мейерсона), так и в других странах.

Глава VI

ОПИСАТЕЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

В период открытого кризиса о новом подходе к изучению духовного мира человека заявил не­мецкий философ В. Дильтей (1833—1911), основатель «философии жизни». Он выступил с критикой академи­ческих философских школ, с притязаниями на новое мировоззрение, основанное на самой жизни, этой един­ственной реальности, постигаемой посредством творче­ских инстинктов и гениальной интуиции. Основной пси­хологический труд «Описательная психология» (1894). Деятельность В. Дильтея протекала в ситуации ос­трых дискуссий о методологии исторического и гумани­тарного знания (наук о духе) К Согласно Дильтею, все науки о духе должны базироваться на психологии.

а По отношению к онтогенезу подобный подход- развивал Ж. Пиаже в ранний период своего творчества. По Пиаже, ребенок развивается как биологическое существо, непроницаемое для опы­та, нечувствительное к противоречиям; лишь на определенном эта­пе к биологическим факторам присоединяются социальные и спо­собствуют выработке логических норм его мышления.

1 См. Введение настоящего издания.


Он исходил из положения о том» что все ссистемы культу­ры — хозяйство, право, религия, искусство и наука и внешняя ор­ганизация общества в союзе семьи, общины, церкви, государства возникли из живой связи человеческой души... и не могут в кон­це концов быть поняты иначе, как из того же источника. Психи­ческие факторы образуют их важнейшую составную часть, и пото­му они не могут быть рассматриваемы без психического анализа»2. Вследствие психологизации трактовки общества и наук о духе ока­залось, что «развитие отдельных наук о духе связано с разработ­кой психологии»3. Утверждалось, что «психология будет основани­ем наук о духе, подобно тому как математика — основа естест­вознания» 4.

Однако существующая психология была подвергну­та Дильтеем сокрушительной критике, ибо до сих пор она развивалась из «неправомерного распространения естественнонаучных понятий на область душевной жиз­ни»5, так как естествознание рассматривалось как един­ственно подлинная форма научного знания. Естествен­нонаучная ориентация психологии, особенно в период ее становления как самостоятельной науки, получает у Дильтея отрицательную оценку. «... В кровеносной си­стеме познающих субъектов, которых конструируют Локк, Юм и Кант, течет не настоящая кровь, но разбав­ленный сок разума как чистой мыслительной деятель­ности» 6. Критике подвергались принципы этой психо­логии, которую Дильтей называет объяснительной, ее гипотезы, представления об элементах — атомах и их ассоциациях и др., которые не доказуемы. Ее предме­том не являлась полнота человеческой природы — объ­яснительная психология не может объяснить подлин­ную жизнь души потому, что занимается незначитель­ными феноменами и трактует их неправильно. Эти ошибки проистекают из непонимания специфики психо­логии как одной из наук о духе, по сравнению с естест­венными науками по предмету и по методу. Естествен­ные науки имеют дело с фактами, которые даются из­вне, при' посредстве чувств как единичные феномены. Связь между ними устанавливается путем дополняющих заключений. В психологии факты выступают изнутри

2 Хрестоматия по истории психологии/Под ред. П. Я. Галь­
перина, А. Н. Ждан. М„ 1980. С. 261.

3 Там же.

4 Там же. С. 276.
6 Там же. С. 277.

Nohl H. WHhelm Diltey (1833—1911)/Die GroSen Deutschen. Deutsche Biographien. Bd. IV. Berlin, 1957.


как некоторая живая связь душевной жизни, как нечто г первично данное. Связные комплексы первоначальны « даны в переживании, они представляют неразложимук> цельность.

По методу эти науки также отличны друг от друга. Естественные науки пользуются объяснением, привле­чением гипотез, экспериментом. Природу мы объясня­ем. Психология имеет дело с сознанием, которое нуж­но описать. Необходимо отказаться от объяснения в этом естественнонаучном смысле, в смысле поиска при­чин. Душевную жизнь мы постигаем, т. е. уясняем ее * смысл. Эксперимент в психологии возможен, но толь­ко в пограничных областях душевной жизни, в цен­тральных же — нет.

Противопоставление понимания (Verstehen) и объ­яснения (Erklahrung) —центральный методологический принцип описательной психологии. Это противопостав­ление явилось формой критики натурализации в психо­логическом исследовании, которая свойственна естест­веннонаучно ориентированной психологии. Понимание как метод понимающей психологии принципиально от­лично от интроспекции. Интроспекция ограничивает по­знающего содержанием его сознания, закрывая выход в сферу объективного. Понимание не тождественно ир­рациональному познанию в понятиях: описательная психология обязана выяснить возможность того, чтобы переживания были возведены в понятия. «Что такое че­ловек, можно узнать не путем размышления над самим собой и даже не посредством экспериментов, а только лишь из истории»7. Понять — это значит оценить субъ­ективные переживания как осмысленные, включить субъективные переживания в более широкие смысло­вые связи, которые определяют их. Эти связи находятся вне субъекта, в духовной культуре, воплощенной в ис­кусстве, религии, морали, праве. В противоположность абстрактной схематичной объяснительной психологи» описательная психология (или расчленяющая) есть подлинная психология. Ее предметом являются разви­той человек и полнота готовой душевной жизни. Она должна быть описана, понята и анализирована во всей ее цельности. Каждое состояние сознания одновремен­но включает в себя интеллектуальную часть (его содер-

7 Хрестоматия по истории... С. 272.


жание), побуждение и чувство (нравится — не нравит­ся), волевой компонент как намерение, которым на­правляется всякий мыслительный процесс. Побуждения и чувство занимают центральную часть в структуре ду­шевной жизни. Они объединяют всю нашу душевную жизнь в единую связь таким образом, что именно они направляют духовную активность на некоторые пред­меты среды, которым придают чувство удовольствия и удовлетворения побуждений: таким образом, находяще­еся вне нашей душевной жизни, с чем соединяются чув­ства удовлетворения, становится ценным. Таким обра­зом, жизненная ценность не есть нечто объективное — это то, чем мы пользуемся для достижения чувства удовольствия и удовлетворения. Мы постигаем ценность жизненных отношений, взглядов и идей, деятельности, выбирая из этого то, что нам полезно, и создаем новые ценности в процессе жизни Постижение ценностей и созидание новых ценностей составляет сущность душев­ной жизни и психического развития.

Развитие душевной жизни происходит в условиях развития тела и зависит от связи с окружающим ми­ром— физической и духовной средой. Движущей силой развития являются чувства и побуждения. Развитие складывается из отдельных жизненных состояний, из которых каждое стремится добыть и задержать свою жизненную ценность. Каждый возраст характеризуется направленностью на свои ценности. В детстве игра яв­ляется необходимым проявлением жизни. В юношеском возрасте складываются идеалы жизни, границы кото­рых не испытаны. В зрелости происходит сознание дей­ствительных ценностей. В старости человеку открыва­ются особо значительные ценности. Произведения, со­зданные в старости, отличаются особой возвышен­ностью. Та жизнь была бы совершеннейшей, в которой всякий ее момент был бы исполнен чувства своей само­довлеющей ценности. Развитие состоит в переходе от элементарных к более высоким ценностям, ибо «с посту­пательным течением жизни развивается все более рас­члененный склад душевной жизни, которому доступны все высшие соединения*8. Мысли В. Дильтея о том, что всякий период жизни обладает самостоятельной ценностью, созвучны современным представлениям о

8 Хрестоматия по истории... С. 284.


качественном своеобразии и непреходящей ценности от­дельных периодов детства, уникальных возможностей, создаваемых ими для формирования соответствующих психических процессов и качеств9.

Позиции В. Дильтея получили развитие в духовно-научной психологии Э. Шпрангера (1882—1963). Ее за­дачей является исследование отношения индивидуаль­ной духовной структуры субъекта к структуре объектив­ного духа (предмет общей психологии как науки о ду­хе) и выявление типов (форм) смысловой направлен­ности, получивших название «форм жизни» (предмет дифференциальной психологии как науки о духе). Ос­новное понятие психологии Шпрангера — формы жиз­ни10.

От общего утверждения В. Дильтея о соотношении структуры душевной жизни с культурой и о ценности как определяемой эмоциональным отношением субъек­та Шпрангер переходит к классификации ценностей и производит ее по более объективному, чем эмоциональ­ное отношение, как это было у В. Дильтея, основанию. Ценности — это объективные образования, независимые от субъекта, противостоящие ему и оказывающие на не­го воздействие. Это весь мир — природа, наука, искус­ство и т. п. Э. Шпрангер выделяет шесть типов объек­тивных ценностей: теоретические (область науки, проб­лема истинности); экономические (материальные блага, полезность); эстетические (стремление к оформлению, выражению своих впечатлений, к самовыражению); со* циальные (общественная деятельность, обращенность к чужой жизни, чувство себя в другом); политические (власть как ценность); религиозные (смысл жизни). В каждой индивидуальности представлены все шесть типов ценностей, но в особом направлении и с разной силой; руководящие, определяющие жизнь образуют психическую структуру личности. На основании преоб­ладания той или иной ценности различаются шесть ти­пичных основных форм индивидуальности, называемых Шпрангером формами жизни потому, что они до неко­торой степени определяют форму, в которой протекает

9 См.: Запорожец А. В, Избранные психологические труды.
Т. U М., 1986.

10 Оно дало название его главному труду «Формы жизни»
(Lebensformen. Geistwissenschaftliche Psychologic Halle/Saale,
1914).


жизнь индивида. Теоретический человек (все его стрем­ления направлены к познанию); эстетический (стремит­ся постигнуть единичный случай, исчерпать его без ос­татка со всеми его индивидуальными особенностями); экономический (эффект полезности как смысл всей дея­тельности, всей жизни); социальный (смысл жизни в общении, в любви, в жизни для других); политический (стремление к власти и чести, господству и влиянию); религиозный (относит всякое единичное явление к об­щему смыслу жизни и мира). Поскольку в жизни нет чистых типов, каждый отдельный конкретный случай нужно уметь привести к одному из этих типов. Исходя из этих психологических представлений, Шпрангер де­лал педагогические выводы. Всеобщее образование не должно быть одинаковым для всех. Педагог должен ин­туитивно угадать еще не сформировавшуюся и не осо­знанную ребенком психическую структуру и готовить его к наиболее целесообразному и доступному для него пути жизни.

Понимающая психология открыто противопоставляет себя естественным наукам и носит умозрительный ха­рактер. Положительно оценивая критику этого направ­ления в адрес эмпирической психологии, ее вывод о не­возможности естественнонаучного объяснения в психо­логии звучит возвращением к старой идеалистической психологии как науке о душе. Сделанная в этом на­правлении попытка соотнести структуру отдельной лич­ности с духовными ценностями и формами культуры, созданными исторически, в силу идеалистического их понимания представляла развитие высших психических функций идеалистически, как чисто духовный процесс. «При таком понимании истории и культуры и при та­ком понимании психологии сказать, что психологию сле­дует изучать исторически, это значит, в сущности, что духовное следует сближать с духовным ... понима­ющая психология далека от адекватной разработки проблем культурного развития»11.

11 Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. М.» 1960. С. 35.


Раздел седьмой

СТАНОВЛЕНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ

ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ СОВЕТСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Советская психология открыла новый этап в истории мировой психологической науки: ее целью становится создание диалектико-материалистиче-ской психологической теории 1.

Постановка этой задачи диктовалась как ситуацией в стране после Великой Октябрьской социалистической революции, так и теми трудностями, с которыми отече­ственная психологическая наука вступила в XX в. Но­вое общество созидалось в обстановке политических дискуссий, развернувшихся в 20-х гг., по коренным во­просам. В начавшемся социалистическом культурном строительстве обнажился вопрос об отношении к куль­туре прошлого и освоении наследия, а также к мировой культуре и науке народов нашей страны. Ленин ставил перед пролетарским государством задачу продолжить культурные, традиции. «Пролетарская культура должна явиться закономерным развитием тех законов знания, которое человечество выработало под гнетом капитали­стического общества, помещичьего общества, чинов­ничьего общества»2. Однако осуществление марксист­ско-ленинских принципов развития культуры в социали­стическом обществе в 20-х гг. сопровождалось появлени­ем различных ошибочных течений — левачества, аван­гардизма и др., в которых провозглашался отход от тра­диций. «Национальный нигилизм» демагогически спеку­лировал на лозунге интернационализма и на деле озна­чал отречение от национального своеобразия; как его проявление — Пролеткульт, пытавшийся создать сте­рильно чистые образцы «пролетарской науки» и «про-

1 Наряду с этим осуществляются исследования, ориентирован­
ные на материализм естественнонаучного типа.

2 Ленин В. И. Поли. собр. соч. T, 41. С. 304—305.


летарского искусства», отрицая преемственность куль­турно-исторического процесса.

Новые задачи встали в этот период перед психоло­гией. Они были связаны прежде всего с практическими вопросами, с вопросами участия психологической науки в социалистическом строительстве, и прежде всего — в рационализации производства. В статье «Очередные задачи Советской власти» В. И. Ленин призывал «ис­пользовать все научные приемы работ, которые выдви­гает система Тейлора», ибо «без нее повысить произво­дительность труда нельзя, а без этого мы не введем со­циализма»3. При этом Ленин указывал, что тейло­ризм за рубежом «представляет из себя последнее слово самой бесшабашной капиталистической эксплуа­тации»4. Введение системы Тейлора в России должно «соединить эту систему с сокращением рабочего време­ни, с использованием новых приемов производства и ор­ганизации труда без всякого вреда для рабочей силы трудящегося населения»5. Здесь же Ленин отмечал, что «переход к такой системе потребует очень много новых навыков и новых организационных учреждений»6. По прямому указанию Ленина в 1921 г. был создан Цен­тральный институт труда (ЦИТ). Были созданы инсти­туты труда и многочисленные психотехнические и психо­физиологические лаборатории в различных ведомствах и на отдельных промышленных предприятиях, на транс­порте и в армии. Психотехническая лаборатория была создана в Институте экспериментальной психологии Московского университета. К 1923 г. в стране насчиты­валось свыше 13 научных институтов, занятых изуче­нием проблем труда и производства, в Петрограде, Мос­кве, Казани, Харькове. В рамках психотехники (а так­же реактологии и рефлексологии) с целью рациональ­ного использования трудовых ресурсов исследовались проблемы: профотбора, профподбора, профконсульта-ции, утомления и повышения работоспособности чело­века, борьбы с промышленным травматизмом и аварий­ностью с точки зрения «личного фактора», психологи­ческой рационализации профессионального образования.

* Ленин В. И. Поли. собр. соч. Г. 37. С. 212.

* Ленин В. Я. Поли. собр. соч. Т. 36. С. 140.

5 Ленин В. И. Поли. собр. соч. Т. 36. С. 141.

6 Ленин В. И. Поля. собр. соч. Т. 36, С. 141.


Изучались закономерности процесса формирования на­выков (С. Г. Геллерштейн), создавались тренажеры. Разрабатывалась воздейственная психотехника. Вста­вали новые задачи в области изучения профессий и про­цесса обучения им, учета психологических критериев при создании машин. Объектом исследования была ра­ционализация рабочего места, трудовой деятельности и условий труда. Разрабатывалась проблема обеспечения полноты проявления способностей, ставилась задача обогащения профессии творчески поднимающими и за­хватывающими трудящегося гранями, исследовалось-ударничество, соцсоревнование. Создавались новые ме­тоды изучения трудовых движений (А. К. Гастев„ Н. А. Бернштейн, К. X. Кекчеев и др.)-

Другой областью социальной практики, также требо­вавшей участия психологов, было строительство новой школы. В практике школы сильно сказывались левац­кие извращения, возникла теория «отмирания школы»,. «снижения роли учителя». Учеба сводилась к выпол­нению конкретных дел (проектов); выбрасывая за борт школы программу, систематическое овладение знания­ми, школьные классы заменялись текучими бригадами. Задача состояла в том, чтобы преодолеть отрыв школы от жизни, от труда. В связи с этим в психологии встали проблемы, связанные с рационализацией педагогическо­го процесса. Теоретическую основу этой работы соста­вила целостная наука о развитии — педология, которая получила значительное распространение в 20-х гг. Эта направление имело свой журнал7. По всей стране раз­вернулась работа по созданию сети педологических уч­реждений; в существовавших институтах открывались педологические лаборатории и секции. Была создана широкая сеть низовых педологических ячеек и провин­циальных учреждений, на первом плане в работе кото­рых стояли тестовые обследования по определению ус­пешности, умственного возраста и профотбору. По мере развития педологии вставали вопросы об отношении педологии к психологии, психотехнике, педагогике. На­метилась «тотализаторская» тенденция, в соответствии с которой педология стала претендовать на роль «мета-психологии», некоей общей науки, составляющей осно-



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.