Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





■ Boring E. G. A History of experimental Psychology. N. Y., H929. P. 120. 12 страница



40 Итоги дискуссии... С. 5.

41 Там же.

41 Ананьев Б. Г. О некоторых вопросах марксистско-ленинской реконструкции психологии//Психология. 1931. Т. IV. Вып. 3—4.

С. 343. 316


Украине к в других регионах, психологи Грузии под руководством Узнадзе, опираясь на достижения всей предшествующей мировой психологической и философской мысли, создавали психологическую науку ва основах марксизма-ленинизма.

В разных концепциях зарубежной психологии — ин-троспекционизме, Вюрцбургской школе, бихевиоризме, психоанализе, персонализме В. Штерна, гештальтпсихо-логии и др. Узнадзе увидел одно общее основание, ко­торое обозначил термином «постулат непосредственно­сти»; называя его «догматической предпосылкой тради­ционной психологии»44. Так, анализируя концепции ас-социанизма, В. Вундта, гештальттеории, Д. Н. Узнадзе раскрывает как общую их особенность объяснение пси­хики как совокупности связанных между собой явлений и отличающихся только точками зрения на понимание механизмов этих связей — соответственно ассоциации, психической причинности, определяющей роли сложных целостных переживаний. Во всех этих теориях сохраня­ется принцип непосредственности в объяснении психиче­ских явлений. Другое направление современной психо­логии, которое «допускает возможность взаимодействия между явлениями физическими и психическими», также остается на позициях точки зрения непосредственности, так как считает «будто объективная действительность непосредственно и сразу влияет на сознательную психи­ку и в этой непосредственной связи определяет ее дея­тельность» 45.

Истоки этой «догматической предпосылки» Д. Н. Уз­надзе видит в ложной ориентации психологии на естест­вознание, которое базируется на признании факта непо­средственной связи между физическими явлениями. Ана­логию с этим принципом Д. Н. Узнадзе усматривает и в «принципе замкнутой каузальности» В. Вундта, кото­рую критикует как ненаучную и непродуктивную попыт­ку, и в объяснениях гештальтпсихологии, в бихевиориз­ме. Узнадзе раскрывает глубокие последствия, к вто­рым приводит психологию опора на постулат непосред­ственности. Это идеализм и механицизм, выразившиеся

43 Экспериментальная педагогика (1912); Основы эксперимен­
тальной психологии (1925); Общая психология (1940); Психология
ребенка (1947); и др.

44 Узнадзе Д. Я. Психологические исследования. М., 1966.
С. 158.

45 Там же.


в игнорировании субъекта деятельности и личности как конкретной целостности, вследствие чего поведение пред­ставляется как «взаимодействие с действительностью отдельных психических и моторных процессов, первично-определенных непосредственным взаимодействием... мо­торных или психических процессов и их стимулов или раздражителей, и, следовательно, для его понимания, по­мимо учета этих двух моментов, не требуется ничего другого»46. Это обращение к зарубежной психологии и ее глубокая критика были вызваны, по-видимому, об­стоятельствами научной биографии Узнадзе, на что обратил внимание Р. Т. Сакварелидзе47.

Этот анализ зарубежной психологии оказался со­звучным ее анализам в трудах Л. С. Выготского (преж­де всего в его работе «Исторический смысл психологи­ческого кризиса»), С. Л. Рубинштейна и разделялся со­ветской психологией в целом. А. Н. Леонтьев неодно­кратно использовал термин «постулат непосредственно­сти», введенный Узнадзе, и так же, как он, видел зада­чу психологии в преодолении этого постулата. Критика постулата непосредственности входит важной составной частью в работу по созданию методологических основ собственной психологической концепции Д. Н. Узнадзе. Из нее вытекает задача преодоления данного постула­та. Ответом на эту задачу явилась теория установки. Теория установки, по собственной оценке Узнадзе, явля­ется попыткой объяснить активность живого организма как целого, его взаимоотношения с действительностью с помощью введения особого внутреннего образования» обозначенного понятием «установка». Установка возни­кает при наличии одновременно двух условий: потреб­ности, актуально действующей в данный момент, и объ­ективной ситуации удовлетворения этой потребности. Таким образом, в ее формировании учитываются внут­ренние и внешние факторы.

В настоящее время в исследованиях грузинской школы отме­чается наряду с потребностью и ситуацией влияние третьего фак­тора — психофизиологических условий48.

46 Узнадзе Д. Я. Психологические... С. 328—329.

47 См.: Изучение традиций и научных школ в истории советской
психологии/Под ред. А. Н. Ждан. М., 1988.

49 Д. Н. Узнадзе — классик советской психологии/Под ред. В. Л. Какабадзе и др. Тбилиси, 1986. С. 112—113.


Установка представляет собой первичное целостное недифференцированное состояние, которое предшеству­ет сознательной психической деятельности и лежит в основе поведения. «Отдельные акты поведения, вся пси­хическая деятельность представляют собой явления вто­ричного происхождения»49.

Был разработан метод экспериментального исследо­вания установки, изучены виды установок, процесс их -формирования, описаны их свойства. С позиции уста­новки даны характеристики психических процессов, про­изведена оригинальная классификация форм поведения и деятельности человека, выявлены иерархические уров­ни психической активности — индивида, субъекта, лич­ности. В отличие от установки в зарубежной психологии, ав которой этот феномен выступает в качестве частного психологического образования, Узнадзе придает поня­тию установки статус общепсихологической категории, ■а теория этого феномена превращается в общепсихоло­гическую теорию установки и распространяется на изу­чение патопсихологических явлений, находит применение в педагогике, на ее основе разрабатывается система ме­тодов психотерапии — сеттерапия. Установка описыва­лась как то опосредствующее образование между влия­нием среды и психическими процессами, которое объяс­няет поведение человека, его эмоциональные и волевые процессы, т. е. выступает детерминантой любой активно­сти организма. Так, мышление (а также творческая •фантазия, труд и др.) возникает в ситуации затруднения актов поведения, вызванных определенной установкой, когда усложнение ситуации вызывает необходимость сде­лать специальным объектом исследования это затруд­нение, «Этот специфический акт, обращающий включен­ный в цепь деятельности человека предмет или явление в специальный самостоятельный объект его наблюдения, •можно было назвать актом объективации»50. Выделение •объективации приводит Узнадзе к выводу о существо­вании двух уровней психической жизни — уровня уста­новки, свойственного для всякого живого существа (и лишь в частности для человека), и уровня объектива­ции, который представляет собой «специальное достоя­ние лишь для человека как существа мыслящего, строя-

** Узнадзе Д. И. Психологические... С. 253. *° Там же. С. 255.


щего основы культурной жизни как творца культурных ценностей»51.

Психология установки остро поставила проблему ак­тивного субъекта в психологии в противоположность ме­ханицизму и идеализму всей предшествующей психоло­гии. Она включала анализ поведения и деятельности с позиции установки: «...не подлежит сомнению, что для изучения подлинного предмета психологии — психиче­ской жизни— понятие (поведение) имеет совершенно ис­ключительное значение...»52.

Направленность на выявление внутренней детермина­ции активности составляет сущность и пафос подхода Д. Н. Узнадзе, нацеленного на преодоление постулата непосредственности в психологии. Поскольку установка (и потребность) находятся в «пространстве субъекта» и* следовательно, являются внутренними образованиями, остается неясной роль поведения и деятельности в пси­хологии.

Другое направление исследований по преодолению постулата непосредственности связано с введением в психологию деятельности как центрального образова­ния. Его начало хронологически и идейно восходит к Л. С. Выготскому (1896—1934). Один из основополож­ников советской психологии, Выготский внес огромный вклад в разработку ее методологических основ; он со­здал культурно-историческую концепцию в психологии, которая получила дальнейшее развитие в общепсихоло­гической теории деятельности, разработанной А. Н. Ле­онтьевым, А. Р. Лурией, П. Я. Гальпериным, Д. Б. Эль-кониным и др. «Трактовка Л. С. Выготским опосредст­вованной структуры человеческих психологических про­цессов и психического «ах человеческой деятельности послужила краеугольным камнем, основой для всей разрабатывавшейся им научно-психологической тео­рии — теории общественно-исторического («культурно­го» — в противоположность «натурному», естественному) развития психики человека»,— писал А. Н. Леонтьев в своем некрологе Л. С. Выготского53. Здесь А. Н. Ле­онтьев назвал как основную идею творчества Л, С. Вы-

51 Узнадзе Д. Я. Психологические... С. 256.

*а Там же. С. 328.

" Леонтьев А. Н. О Льве Семеновиче Выготском//Леонть-ев А. Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. М., 198& Т. 1. С. 19.


готского положение об общественно-исторической при­роде человеческой психики, человеческого сознания в противоположность натурализму в его различных фор­мах. Выготский ввел понятие о высших психических функциях (мышление в понятиях, разумная речь, логи­ческая память, произвольное внимание и т. п.) как спе­цифически человеческой форме психики и разработал учение о развитии высших психических функций. Пер­вым изложением этого учения явилась статья «Пробле­ма культурного развития ребенка»54. Все последующие годы вплоть до смерти (1934) связаны с систематической экспериментальной и теоретической разработкой основ­ной идеи. Под руководством Л. С. Выготского из не­большой группы его учеников и соратников (А. Р. Лу-рия, А. Н. Леонтьев, вскоре к ним присоединились А. В. Запорожец, Л. И. Божович, Н. Г. Морозова, Л. С. Славина, Р. Е. Левина) в Институте психологии сложилась школа, превратившаяся в одну из самых больших и влиятельных школ в советской психологии. Чрезвычайно широк диапазон исследований Выгот­ского: детская психология, общая психология, дефек­тология, психология искусства, методология и история психологии и др. Все они объединены общим теоретиче­ским подходом и одной проблемой — проблемой генези­са, структуры и функций человеческой психики.

X

Рис. 18. Связь между А и В при на-                       У\

туральном запоминании устанавливается               /  \

прямо; при мнемотехническом — при           /                                                                              \

помощи вспомогательного элемента X,         /                                                                          \

так что вместо связи А—В устанавли-            /                                                                        \

ваются две: АХ и Вл                   . /                                                  \ а

А £-------------------- И

Уже в статье 1928 г. содержится идея опосредство­вания как отличительная особенность высших психиче­ских функций: в ней впервые схематично представлена структура высших психических функций (на примере операции памяти; рис. 18).

54 Выготский Л. С. Проблема культурного развития ребенка/^ //Педология; 1928. №1.


«Включение в какой-либо процесс поведения знака «перестраивает весь строй психологических операций по­добно включению орудия в трудовую операцию. Именно -структура, объединяющая отдельные процессы в состав культурного приема поведения, превращает этот прием в психологическую функцию, выполняющую эту задачу ало отношению к поведению в целом»55,— писал Л. С. Вы­готский в этой статье.

Вопрос о генезисе высших психических функций был главным в теории Выготского. Выготский сформулиро­вал законы развития высших психических функций. «Первый из этих законов заключается в том, что само возникновение опосредствованной структуры психических процессов человека есть продукт его деятельности как общественного человека. Первоначально социальная и внешне опосредствованная, она лишь в дальнейшем пре­вращается в индивидуально-психологическую и внутрен­нюю, сохраняя в принципе единую структуру»56,— писал А. Н. Леонтьев в некрологе. Опираясь на марксистское лучение об общественно-исторической природе человече­ского сознания и в противоположность механистическим 'Представлениям о высших психических процессах чело­века как тождественных с элементарными чисто ассоци­ативными процессами (например, Э. Торндайк) и идеа­листическим концепциям о врастании в культуру, видев­шим в высших психических функциях лишь изменение •содержания (Э. Шпрангер, В. Дильтей), Выготский пока­зал, что в процессе культурного развития складываются новые высшие исторически возникающие формы и спо­собы деятельности — высшие психические функции. Это положение о социальном генезисе психических функций человека получило название закона развития высших психических функций. «Каждая высшая психическая функция появляется в процессе развития поведения дважды: сначала как функция коллективного поведения, *как форма сотрудничества или взаимодействия, как сред­ство социального приспособления, т. е. как категория интерпсихическая, а затем вторично как способ индиви­дуального поведения ребенка, как средство личного при­способления, как внутренний процесс поведения, т. е. как категория интрапсихологическая»57. Например, ло-

55 Выготский Л. С. Проблема... С. 61.

Леонтьев А. Я. О Льве Семеновиче... С. 19.

w Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 5. М.( 1984. С. 197.


гическое размышление возникает не раньше, чем в дет-ском коллективе возникает спор; волевые процессы так­же развиваются из подчинения правилам поведения^ коллектива, например, в игре; речь из внешней как. средства сообщения превращается во внутреннюю как. средство мышления. Исторически возникновение высших психических функций как новых форм человеческого мышления и поведения связано с развитием трудовой деятельности. Высшие психические функции — продукт не биологической эволюции. Они имеют социальную ис­торию. «Только в процессе коллективной общественной жизни выработались и развились все характерные для человека высшие формы интеллектуальной деятельно­сти»58. Положение о родстве труда и высших интеллек­туальных функций привело к выводу о «психологических орудиях», в качестве которых выступают язык, число» письмо и т. п., созданные человеком, в этом смысле ис­кусственные, социальные, а не индивидуальные по своей природе. Психологические орудия отличаются от ору­дий труда: если последние направлены на овладение процессами природы, то психологические орудия высту­пают средством воздействия на самого себя и в силу этого делают психические процессы произвольными и со­знательными. По содержанию психологические орудия суть знаки, имеющие значение. Основным знаком явля­ется речь, слово. Так наметилась линия исследований» связанная с изучением роли языка в психическом раз­витии ребенка. Исследование значений показало, что у ребенка на разных стадиях развития за словом стоят разные значения. Отсюда начались исследования разви­тия значения слова в детском возрасте. Значение слова понималось как обобщение, это клеточка развития со­знания. В исследованиях научных и житейских понятий» образования понятий установлены стадии развития обоб­щений: от синкретического образа к комплексам (в их различных вариантах) и от них к понятиям и соответ­ственно к мышлению в понятиях, которые Л. С. Выгот­ский отождествлял со значениями. Исследование факта развития значения слова привело Выготского к пробле­ме системного и смыслового строения сознания. Было показано, что «в зависимости от того, какой степени до­стиг ребенок в развитии значения слов, находятся все

» Выготский Л. С. Собр. ... Т. 5. С. 197.


основные системы его психических функций»59. В отли­чие от психологии, которая изучала возрастные измене­ния функций, взятых изолированно и отдельно друг от друга, Выготский развил теорию системного и смысло­вого строения сознания («Лекции по общей педологии. Мышление и речь»). Согласно этой теории «изменение функционального строения сознания составляет главное и центральное содержание всего процесса психического развития»60.

В общем картина возрастного развития сознания ри­совалась как изменение структуры сознания с последо­вательным доминированием разных сфер. «История раз­вития умственного ребенка учит нас, что за первой ста­дией развития сознания в младенческом возрасте, ха­рактеризующейся недифференцированностью отдельных функций, следуют две другие—раннее детство и до­школьный возраст, из которых в первой дифференциру­ется и проделывает основной путь развития восприятие, доминирующее в системе межфункциональных отноше­ний в данном возрасте и определяющее как централь­ную доминирующую функцию деятельность и развитие всего остального сознания, а во второй стадии такой до­минирующей функцией является выдвигающаяся на пе­редний план развития память»61. Начиная с подростко­вого возраста доминирующей функцией становится мыш­ление. Основным механизмом развития высших психи­ческих функций в онтогенезе является интериоризация. Л. С. Выготский указывает на П. Жанэ, который разви­вал сходные идеи. Высшие психические функции проис­ходят извне, они «строятся первоначально как внешние формы поведения и опираются на внешний знак»62. Вы­готский различает элементарные — низшие — процессы, он называет их естественными психологическими функ­циями63, иногда психофизиологическими функциями64 и высшими психическими функциями. Развитие низших психических функций в детском возрасте не наблюдает­ся, их наличие характерно для примитива, т. е. для че­ловека, который не проделал культурного развития, не

89 Выготский Л. С. Собр. ... Т. 2. С. 415.

в0 Там же.

« Там же. С. 217.

62 Там же. Т. 6. С. 71.

м Там же. Т. 5. С. 26.

•* Там же. Т. 4. С, 47.


овладел культурно-психологическими орудиями, создан­ными в процессе исторического развития. Примитивность сводится к неумению пользоваться орудиями и к естест­венным формам проявления психологических функций. В статье 1928 г. на примере запоминания Л. С. Выгот­ский описал четыре стадии развития отдельной психи­ческой функции: 1) стадия примитивного поведения: за­поминание происходит естественным способом; 2) ста­дия наивной психологии: дается средство, которое ис­пользуется несовершенно; 3) стадия внешне опосредст­вованных актов: ребенок правильно пользуется внешним средством для выполнения той или иной операции; 4) внешняя деятельность при помощи знака переходит во внутреннюю, внешний знак вращивается и становит­ся внутренним, акт становится внутренне опосредство­ванным. Переход от интерпсихической к интрапсихиче-ской функции происходит в сотрудничестве с другими детьми и в общении ребенка со взрослым. Выготский подчеркивал важную роль отношений между личностью ребенка и окружающей его социальной средой на каж­дой возрастной ступени. Эти отношения меняются от возраста к возрасту и составляют «совершенно своеоб­разное, специфическое для данного возраста, исключи­тельное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной. Это отношение мы назовем социальной ситуацией развития в данном возрасте»65. Из исследо­ваний психического развития ребенка возник новый подход к изучению отношения между развитием и обу­чением.

Поскольку высшие психические функции имеют сво­им источником сотрудничество и обучение, постольку был сделан вывод о ведущей роли обучения в психиче­ском развитии. Это означало, что обучение идет впереди развития. Область доступного ребенку в сотрудничестве получила название зоны ближайшего развития, область выполняемого самостоятельно — область актуального развития. «Зона ближайшего развития имеет более не­посредственное значение для динамики интеллектуаль­ного развития и успешности обучения, чем актуальный уровень их развития»66.

85 Леонтьев А. Н.О ЛьвеСеменовиче... Т. 4. С. 258. * Выготский Л. С. Собр. ... Т. 2. С. 247.


По мысли Выготского, эти исследования должны быть положены в основу педагогической практики. «Пе­дагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития»67,— писал Л. С. Выготский (курсив Выготского.— А. Ж.)*

Некоторое развитие получило исследование историче­ского формирования психических процессов68.

Исследование нового предмета — развития высших психических функций—потребовало разработки нового метода, так как, согласно Л. С. Выготскому, «методика должна соответствовать природе изучаемого объекта»69. Выготский называл свой метод или экспериментально-генетическим70, или каузально-генетическим71. Конкрет­ным выражением этого метода была методика двойной стимуляции, с помощью которой проводились экспери­ментальные исследования памяти, внимания и др. Кли­нически-психологический анализ аномалий психического развития Выготский рассматривал в их значении для понимания генезиса психики человека, роли обучения в процессе психического развития. Он называл изучение развития и воспитания умственно отсталого, глухонемо­го., психопатического ребенка «экспериментами, постав­ленными самой природой»72. Поэтому труды Л. С. Вы­готского по дефектологии (Собр. соч. Т. 5) составляют неотъемлемую часть его общепсихологической теории.

Принципиальный смысл метода Л. С. Выготского за-ключается в том, что он показал, что единственно адек­ватным исследованию проблемы развития, т. е. иссле­дованию'того нового, что возникает в психике человека, может быть только способ искусственного восстановле­ния генезиса и развития исследуемого процесса. Этот метод положил начало принципиально новой методоло­гии психологического исследования, получившей в по­следующем значительное развитие в советской психоло­гии (П. Я. Гальперин, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов и др.).

67 Выготский Л. С. Собр. ,., Т. 2. С. 251.

68 См.: Лурия А, Р. Об историческом развитии познавательных
процессов. М, 1974.

Выготский Л. С. Проблема высших интеллектуальных функ­ций в системе психотехнического исследования//Психотехника и пси­хофизиология труда. 1930. Т. III. № 5. С. 383.

70 Выготский Л. С. Собр. ... Т. 6. С. 76; Т. 3. С. 95.

7* Там же. Т. 2. С. 19.

» Там же. Т. 5. С. 189.


Во всех исследованиях Л. С. Выготского общение ре­бенка со взрослым выступает в качестве важнейшего ус­ловия психического развития. Поскольку общение про­исходит при помощи слова, постольку в объяснении раз­вития высших психических функций и личности в целом центральным условием их возникновения и развития становится речь. Здесь наметились трудности» связанные с ограниченным пониманием источников психического развития. Эти трудности задали новые перспективы ре­шения введенной Выготским проблемы развития специ­фически человеческих высших психических функций. С. Л. Рубинштейн и А. Н. Леонтьев выступили с идеей предметной осмысленности деятельного как того, от че­го зависит психическое развитие ребенка. При этом роль общения не отрицалась, но соединялась с собственной деятельностью.

Так, исходя от Выготского, в советской психологии «ачало разрабатываться учение о деятельности.

Развитие психологической системы Л. С. Выготского стало делом жизни выдающегося психолога А. Р. Лу-рии (1903—1977), как он сам писал в автобиографиче­ской книге «Этапы пройденного пути»73. Работая в раз­личных областях психологии — общей, детской, психо­физиологии, а также дефектологии, нейропсихологии, психолингвистике, Лурия развил дальше теоретические положения Выготского. Его исследования входят состав­ной частью в школу, которая сейчас называется школой Выготского, Лурии, Леонтьева74. В то же время А. Р. Лурия является создателем советской школы ней­ропсихологии.

В начале 30-х гг. Лурией было проведено экспери­ментальное исследование роли культурных факторов в развитии высших психических функций. Исследование проводилось на материале познавательных процессов75 в Узбекистане, Испытуемыми были люди, принадлежа­щие к слоям населения, не охваченным образованием, неграмотные, жившие в условиях натурального хозяйст­ва. Было обнаружено, что изменения практических

73 Лурия А. Р. Этапы пройденного пути. М., 1982.

74 А. Р. Лурия и современная психология/Под ред. Е. Д. Хом-

ской. М., 1982. С. 29.

75 Лурия А. Р. Об историческом развитии познавательных про­
цессов. М., 1974.


форм деятельности, в особенности перестройка деятель­ности, основанная на формальном образовании и соци­альном опыте, вызывали качественные изменения в-процессах мышления. Это исследование показало реаль­ную возможность исторической психологии, одной из наи­более трудно поддающихся экспериментальному иссле­дованию областей психологической науки.

С целью изучения взаимоотношения биологических и культурных факторов в развитии высших психических функций было предпринято изучение однояйцевых и раз­нояйцевых близнецов76. Были найдены методические приемы для выявления степени участия естественных и культурных факторов в решении экспериментальных задач.

Проблема регулирующей роли речи и речевого опо­средствования в развитии произвольных психических процессов была, по признанию А. Р. Лурии, централь­ной в его работе. Началом ее разработки явились иссле­дования с использованием «сопряженной моторной ме­тодики». Клинические исследования близнецов также дали большой материал о роли речи в формировании высших психических процессов у детей. Изучалось влия­ние речи на организацию поведения у нормальных детей раннего возраста и детей, страдающих разными фор­мами умственной отсталости.

Еще Выготский считал, что одним из направлений исследований высших психических функций должно стать изучение их мозговой организации. Выготский пришел к следующим выводам: 1) «функция организо­вана и построена как интегративная деятельность, в ос­нове которой лежат сложно дифференцированные иерар­хически объединенные динамически межцентральные от­ношения»77; 2) при расстройствах развития, вызванных каким-либо церебральным дефектом, при прочих рав­ных условиях больше страдает в функциональном отно­шении ближайший высший по отношению к пораженно­му центр и относительно меньше страдает ближайший низший по отношению к нему центр; при распаде на­блюдается обратная зависимость: при поражении како­го-либо центра при прочих равных условиях больше

Лурия А. Р., Юдович Ф. И. Речь и развитие психической деятельности ребенка. М., 1956.

77 Выготский Л. С. Собр. ... Т. 1. С. 171.


страдает ближайший к пораженному участку низший, зависящий от него центр и относительно меньше страда­ет ближайший высший по отношению к пораженному центр, от которого он сам находится в функциональной зависимости...»78; 3) сравнительное изучение развития и распада является «одним из плодотворнейших методов в исследовании проблем локализации»79. Начатые Л. С. Выготским исследования были продолжены А. Р. Лурией. Особенно важный материал для такого изучения открывает область исследований локальных поражений мозга. Разработка этой области составила главное содержание научной деятельности Лурии начи­ная с 30-х гг., но особенно интенсивно с начала Вели­кой Отечественной войны. Эти исследования вылились в теорию системной динамической локализации высших психических функций80 и составили содержание новой области психологической науки — нейропсихологии, ос­новоположником которой в СССР был А. Р. Лурия81. Нейропсихологические исследования А. Р. Лурии вклю­чали изучение роли лобных долей, подкорковых и дру­гих мозговых структур в организации психических про­цессов, изучение нарушений отдельных психических функций — памяти, речи, интеллектуальных процессов, произвольных движений и действий при локальных по­ражениях мозга и их восстановление. Большое место в творчестве Лурии занимали вопросы нейролингвистики, разрабатываемые им в неразрывной связи с проблема­ми афазиологии82. В этих исследованиях широко пред­ставлены междисциплинарные связи психологии с дру­гими науками — лингвистикой, физиологией и анатомией мозга, а также с клинической практикой.

Замечательный педагог, А. Р. Лурия явился одним из организаторов психологической науки в Московском университете. Многие его работы выросли из курсов лек-

78 Выготский Л. С. Собр. ... Т. 1. С. 173.

79 Там же. С. 173.

80 Лурия А. Р. Травматическая афазия. М., 1947; Высшие кор­
ковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях
мозга. М., 1962; Мозг человека и психические процессы. Т. I. M.,
1963; Т. II. М„ 1970.

81 Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. М., 1973.

82 Лурия А. Р. Основные проблемы нейролингвистики. М, 1975;
Язык и сознание. M.f 1979.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.