Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





■ Boring E. G. A History of experimental Psychology. N. Y., H929. P. 120. 15 страница



В 60-е гг. в зарубежной психологии широко развер­нулись исследования по психогенетике человека. В цен­тре находится вопрос о соотношении генетических фак­торов и условий внешней среды в формировании психи­ки человека. Психогенетика опирается на достижения генетики, а также другие смежные области знания, обоб­щая результаты исследований по этологии, биологии, наук о культуре. Психогенетика обнаруживает тесную связь с социобиологией, направлением в западной нау­ке, возникшем в 70-х гг., в котором разрабатываются «опросы филогенетических предпосылок психики и пове­дения человека (Ч. Ламсден, Э. Уилсон).

Наиболее разработанной областью психогенетики -является интеллект, хотя исследуются также восприя­тие, психомоторика, способности (генеалогическим мето­дом, путем установления корреляций между родителями и детьми), темперамент и личность с целью выявления генетической обусловленности их составляющих. С целью исследования наследственного фактора оценивается ин­теллектуальный уровень у родственников. Наиболее по­пулярны тестовые исследования близнецов, обогащенные новым методическим приемом: методом сравнения одно­яйцевых и двуяйцевых близнецов и др. На основе по­лученных результатов делаются выводы, к которым в общем виде пришел еще в 1869 г. Ф. Гальтон, первый исследователь вопроса о роли наследственности и сре­ды в формировании таланта. Это выводы о преимущест­венной детерминации интеллекта генетическими факто­рами, хотя, как указывает X. фон Браккен (ФРГ), при этом обнаружено и значительное влияние внешней сре­ды— обучения в школе, условий в семье, физического здоровья и др. Так, по мнению американского психоло­га А. Дженсена, интеллект обусловлен генетически и на


80% является врожденным. При этом под интеллектом понимается некоторая единая характеристика, не изме­няющаяся в течение всей жизни и лишь в малой степе­ни (на 20%) подвергающаяся влиянию внешней среды. Дженсен утверждает о существовании «генов интеллек­та», о «врожденных нервных структурах мозга», специ­фических для интеллекта, которые передаются по на­следству. Этот вывод приобретает реакционный поли­тический смысл и становится научной базой расизма. В своей книге «Психология и психиатрия в США» аме­риканский марксист Джозеф Наэм называет главу, по­священную Дженсену, «Научный расизм Дженсена». Приведенные выше используемые Дженсеном понятия не имеют никаких оснований в генетике. В генетике, как утверждает Н. П. Дубинин, «не удалось выявить специ­фический компонент в виде «генов интеллектуальности»,. которые прямо детерминировали бы умственные способ­ности, передаваемые по наследству»15. Они являются результатом крайне биологизаторской позиции в трак­товке психических функций человека, препятствующей их действительно научному пониманию.

Основой безосновательных в научном отношении и реакционных в политическом смысле выводов, подоб­ных тем, к которым пришел Дженсен, является недоста­точное развитие как генетики, на которую опирается психогенетика, так и разделов психологии, связанных с проблемой интеллекта и методами его изучения. В этих условиях необходима особенная осторожность в интер­претации и использовании соответствующих понятий и фактов. Фактический материал, накопленный, как совет­ской, так и зарубежной наукой —биологией, генетикой,. психологией, позволяет постепенно раскрывать биологи­ческие предпосылки сознательной деятельности челове­ка в виде генетической программы — генофонда, который обеспечивает универсальную готовность новорожденно­го к вхождению в общественно-практическую деятель­ность. Дальнейшее развитие психогенетики будет спо­собствовать как углублению естественнонаучных осноэ учения о природе индивидуальных психологических осо­бенностей человека, разрешению фундаментальной проб­лемы соотношения биологического и социального в че­ловеке, так и научно обоснованной постановке самих

« Дубинин Н. П. Что такое человек? М., 1983. С. 220.


исследовательских задач. Так, руководствуясь фактами генетики, по-видимому, неправомерно искать генетиче­ские задатки, например, гениальности и доказывать на­следуемость интеллекта, искать гены альтруизма или гуманизма, так же как исследовать генетические раз­личия рас по уровню интеллекта просто потому, что та­ковые не существуют.

Проблема психического развития — в онтогенезе и качественного изменения сознания в ходе исторического развития — традиционная тема в психологии с момента ее выделения в самостоятельную науку. Выдающийся вклад в исследование проблемы психического развития внес Ж. Пиаже. Его учение о развитии познавательной деятельности ребенка — восприятия и мышления — спра­ведливо оценивается как «одно из самых значительных, если не самое значительное явление современной зару­бежной психологии» 16. Это учение вылилось в создание Женевской школы генетической психологии, которая разработала проблему происхождения интеллекта и ум­ственного развития ребенка.

С целью изучения этого процесса Пиаже разработал иовый метод психологического исследования — метод клинической беседы. Он создал особый тип задач, кото­рые вызывают характерные ответы детей, а эти ответы обнаруживают явление, раскрывающее центральные от­личительные особенности мышления дошкольника. Все это так закономерно и значительно, что в признание за­слуг Ж. Пиаже мы предлагаем называть эти задачи -«задачами Пиаже», получаемые характерные ответы — «ответами по Пиаже», а выступающие в них явления — «феноменами Пиаже»17. Полученные эксперименталь­ные результаты и факты наблюдений представили об­щую картину развития детского мышления. Пиаже рас­сматривает развитие познавательной деятельности ре­бенка в контексте общих законов развития органической жизни. Познание рассматривается как важнейшее про­явление жизни, взаимодействие организма со средой, направленное на приспособление — адаптацию — к сре­де. Адаптация состоит из равновесия процессов ассими­ляции и аккомодации. Ассимиляция — это процесс вклю­чения нового объекта, новой проблемной ситуации в

Послесловие к кн.: Джон Флейвелл. Генетическая психоло­гия Жана Пиаже. М., 1967. С. 596. . 17 Там же. С. 601.


уже существующие у него схемы действия. Аккомода­ция— это изменение таких схем в соответствии с требо­ваниями, предъявляемыми новыми задачами. Единство этих процессов приводит к установлению равновесия между ними и в отношениях организма со средой, на­рушение которого каждый раз — в силу биологического закона стремления системы к равновесию — вызывает тенденцию к восстановлению равновесия. Критикуя тео­рию мышления, в частности, необихевиористскую, за то,. что они «пренебрегают внутренними регуляциями в поль­зу только приобретенных ассоциаций», Пиаже подчерки­вает, что объект воздействует не сам по себе: у субъекта существуют умственные структуры, которые вместе с действиями субъекта и последующей интериоризацией действий в интеллектуальные операции являются важ­ным условием интеллектуального развития. Интеллек­туальное развитие рассматривалось как ряд качествен­ных стадий, понимание которых менялось в ходе разви­тия концепции. В 20-х гг. Ж. Пиаже рассматривал развитие как переход от аутистического — к эгоцентри­ческому— и от него к социализированному мышлению. Центральным моментом в этот период явилось описание эгоцентризма детской мысли. В последующем интеллек­туальное развитие рассматривалось как смена господ­ствующих умственных структур. Пиаже выделял три фундаментальные структуры интеллекта: сенсомоторные координации, конкретные и формальные операции и на-ходящиеся в зависимости от этих структур стадии интел­лектуального развития ребенка: стадию сенсомоторного интеллекта, на которой ребенок действует с материаль­ными объектами (от рождения до 2 лет); стадию кон­кретных операций — когда системы действий выполня­ются в уме, но с опорой на конкретный материал (от 7 до 11—12 лет); последнюю стадию — стадию фор­мальных операций. С образованием формальных опера­ций достигается наивысший уровень развития мышления (от 11—12 лет до 13—14 лет). Порядок стадий соответ­ствует определенным возрастам. Он неизменен, но воз­раст может варьировать в зависимости от условий жиз­ни ребенка. В соответствии с представлением обобяза-тельности стадий решается проблема обучения и умствен­ного развития. Обучение оказывается следующим за развитием. Развитие имеет свою собственную логику, внутренние законы и ведет за собой обучение.


Фундаментальная концепция Ж. Пиаже на протя­жении всех лет ее развития была предметом изучения « критического анализа советских психологов, которые «выступали как «за», так и «против» Пиаже: «за» фак­ты и «против» их интерпретации. Однако с какой бы -позиции Пиаже ни критиковали, его идеи продолжают сохранять фундаментальное значение для психологии вообще и для детской психологии в особенности. Глуби­на и цельность его учения всегда будут помогать нам совершенствовать свои исследования для понимания за­конов психического развития ребенка» 18.

Проблема развития психики человека, его сознания в процессе человеческой истории после французской со­циологической школы получила фундаментальную раз­работку в концепции современного французского антро­полога, основателя структурной антропологии, социоло­га и философа К. Леви-Стросса (р. 1908 г.). Он изуча­ет структуру общественного сознания традиционных об­ществ (индейские племена), их мифы, структуры род­ства и др. Рассматривая мифы самым характерным про­дуктом примитивной духовной культуры, мифологиче­ское коллективное фантазирование адекватно отражает «анатомию ума». Мифологии посвящен ряд фундамен­тальных работ К. Леви-Стросса. Он является творцом структурной типологии мифов.

Анализируя тексты мифов, опираясь на метод струк­турной лингвистики, в частности используя работы Р. Якобсона, он пришел к выводу, что по своим интел­лектуальным операциям архаическое мышление не от­личается от современного: логика мифического мышле­ния является столь же взыскательной, как логика со­временного мышления. Ядро мифа составляют образные компоненты. Миф наполнен образами богов, героев, лю­дей, явлений природы. В качестве основной единицы анализа ментальных структур он выдвигает двоичную -(бинарную) оппозицию. Центральной оппозицией явля­ется различение природы и культуры, которое в раз­личных мифологических представлениях получает ши­рокое содержательное наполнение (рациональное и чув­ственное, человеческое и животное, мужское и женское,

-сырое и вареное).

18 Обухова Л. Ф. Концепция Жана Пиаже: за и против. М., 1.981. С. 189. .


Несмотря на подчеркивание своеобразия первобыт­ного мышления, которое заключается в его конкретно-сти, утверждение универсальности ментальных струк­тур стирает качественные различия между конкретно-историческими формами сознательных образований. Во­прос об этих различиях стал предметом острой полеми­ки между К. Леви-Строссом и сторонниками историче­ского метода в анализе сознания (в частности, лидером французского экзистенциализма Ж.-П. Сартром).

А. Валлон развивает взгляд, согласно которому меж­ду современным и другими типами мысли нет противо­речия. Он защищает положение о постоянном прогрессе развития человеческого знания, так, что «на каждой стадии мысли категории представляют собой то, чем они могут быть в зависимости от тех средств, которыми располагает человек по отношению ко всей Вселен­ной» 19. Ф. Клике («Пробуждающееся мышление», 1983) раскрывает в архаическом мышлении предпосылки ра­ционального определения реальности. В ходе исследо­ваний первобытного мышления возникло требование производить их на задачах, имеющих для исследуемых лиц практический смысл. Эту идею защищал М. Верт-геймер в своей ранней работе о числовых образах и чис­лах у примитивных народов. Он показал, что особен­ности практики дают основу для познавательной дея­тельности.

Реконструкции хода исторического развития челове­ческого мышления в прошлом способствуют межкультур­ные исследования — область, получившая развитие в зарубежной психологии начиная с 50-х гг. Ее предметом являются не споры о первобытном мышлении, а иссле­дование особенностей познавательной деятельности раз­ных культур и народов Африки, Дальнего Севера (Аляски), индейских племен Южной Америки, находя­щихся на низкой ступени социально-экономического раз­вития. Целью была проверка универсальности гипоте­зы о восприятии, мышлении, памяти. В этих исследова­ниях представителям различных культур предлагались тесты, составленные из задач, обычно решаемых амери­канцами-горожанами в условиях их социальной и куль­турной жизни. При этом не учитывались особенности общественно-производственной практики, которая через

19 Валлон А. От действия к мысли. М., 1956. С. 124-


систему предъявляемых ею требований к познаватель­ной деятельности человека определяет формы его со­знательной деятельности. На результат влияли также такие факторы, как ситуация тестирования, интерес к задаче, страх перед иностранным взрослым и т. п. Так, в силу причин методологического характера межкуль­турные исследования привели к расистским выводам. Как отмечают Г. Триандис и др. большинство исследо­ваний, сравнивающих способности отдельных расовых групп, методологически настолько несовершенны, что их не следовало бы публиковать. Однако они не толь­ко публиковались, но и были некритически использо­ваны в качестве основы для политических акций. При­мечателен вывод, который делают авторы: «Это недо­статочное состояние дел должно быть выправлено в психологии, прежде чем какие-нибудь внешние силы прекратят межкультурные исследования»20.

В рамках межкультурных исследований развивают­ся и другие подходы к изучению познавательных про­цессов в условиях разных культур. Они направлены на выявление разнообразных социокультурных условий, детерминирующих мышление людей в различных обще­ствах и позволяющих понять его особенности (Дж. Бру-нер, Г. Яхода, Д. Кэмпбелл, М. Коул, О. Клайнеберг и др.). Экспериментальные исследования по формиро­ванию понятий среди племени уолоф в Африке21 пока­зали, что результаты, полученные у уолофских школь­ников, ближе к результатам школьников Бостона, чем одноплеменников, не получивших школьного образова­ния. Эти и другие данные привели Брунера к выводу, что именно отсутствие интеллектуальной подготовки ти­па той, которую дети получают в школе, приводит к формированию интеллектуальной деятельности, адекват­ной для решения конкретных задач и неадекватной — для задач, требующих абстрактного мышления. Эти вы­воды- чрезвычайно близки к идеям, развиваемым совет­ской психологией (А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, П. Тульвисте и др.), об определяющей роли деятельности в развитии познава-

20 Триандис Г., Малпасс Р., Дэвидсон Э. Психология и куль-
тура//История зарубежной психологин. Тексты. М., 1986.

21 Брунер Дж. Исследование развития познавательной деятель­
ности. М., 1971.


тельных процессов. Изучение психологических процес­сов в условиях разных культур является важным сред­ством для решения проблем, связанных с пониманием изменений мышления — и психики в целом — в ходе ис­торического развития человеческого общества.

Большим и важным явлением современной зарубеж­ной психологии является интерес к марксистской тео­рии, которая осознается многими психологами разных (как социалистических, так и капиталистических) стран как открывающая продуктивный подход к объяснению психологических проблем. Подход к человеку как про­дукту развития в исторических условиях, понимание процесса происхождения и развития человеческого со­знания в ходе трудовой деятельности, сам диалектиче­ский метод марксистской философии оцениваются в их значении для конкретного исследования в психологии. «Именно марксистская диалектика... избавила психоло­гию от выбора между элементарным материализмом и бессодержательным идеализмом, между топорным суб-станционизмом и безграничным иррационализмом»,— так оценивает значение марксизма для психологии вид­нейший французский психолог-марксист Анри Валлон22.

Впервые в зарубежной психологии попытку построить психологию на основе принципов философии марксизма предпринял Ж. Политцер (1903—1942). С марксистских позиций Ж. Политцер критиковал буржуазные психо­логические и философские концепции — классическую буржуазную субъективную психологию, новые направ­ления, особенно психоанализ, а также бихевиоризм, гештальтпсихологию, персонализм В. Штерна и др., ин­туитивизм А. Бергсона, теоретические основы таких но­вых областей психологии, как психология индивидуаль­ных различий, психотехника. Политцер показывает, что ни одно из этих направлений, выступивших с критикой классической психологии, не разрешает кризиса психо­логии 23. Попытка решения кризиса, предложенная К. Бюлером, который призывал объединить все лучшее в субъективной, духовно-научной психологии и бихевио­ризме, расценивается Политцером как возвращение пси­хологии на стадию, предшествующую той, которую под-

22 Валлон А. От действия к мысли. М., 1956. С. 237.

23 См. об этом: Хрестоматия по истории психологии/Под ред.
П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан. М, 1980.


вергли критике Уотсон и Шпрангер. Политцер убеди­тельно показывает, что все новые направления в психо­логии остаются «связанными» признанием «реализма^ внутренней жизни», а критика старой психологии в каж­дом из них является частичной, фрагментарной, не за­трагивающей основ ее идеалистической трактовки чело­века. Политцер защищал тезис о том, что задача со­здания подлинно научной — конкретной — психологии может быть решена только на основе марксизма, кото­рый представляет собой единственно адекватную осно­ву психологии как подлинной науки.

Методологические идеи Ж. Политцера получили про­должение и развитие в трудах прежде всего француз­ских психологов: в генетической психологии А. Валло­на, в трудах Р. Заззо, в исторической психологии И. Мейерсона и Ж--П. Вернана, Ф. Мальриё, в работах: об общественно-историческом характере личности филог-софа-марксиста Л. Сэва и др. Большой интерес пред­ставляет вышедшая в 1976 г. на русском языке книга К. Б. Клеман, П. Брюно, Л. Сэва «Марксистская крити­ка психоанализа» — глубокий труд в области современ­ной французской марксистской мысли, посвященный марксистскому анализу учения 3. Фрейда, его последо­вателей, неудач «фрейдомарксизма» (В. Райх, Г. Мар-кузе, Э. Фромм). Большой интерес к марксизму прояв­ляют психологи ФРГ, Италии, США и других стран-. Говоря об обращении зарубежных психологов к марк­сизму, следует отметить наличие глубоких расхождений: между разными авторами как в понимании марксистско­го учения, так и в применении его к психологии24.

Растет авторитет советской психологии за рубежом. Все шире становится круг советских авторов, труды ко­торых выходят в переводах в разных странах мира. Так,. в США издается ежеквартальный журнал «Советская* психология» (сборник переводов статей), выходит трех­томная антология «Советская психология развития»,. осуществляются новые выпуски работ Л. С. Выготского,, А. Р. Лурии, А.Н.Леонтьева, П.Я.Гальперина, С.Л.Ру­бинштейна и др.

24 См. об этом, например: Сэв Л. Психоанализ и исторический* ■ материализм///(лел<дн К. В., Брюно П., Сэв Л. Марксистская крити­ка психоанализа. М., 1976; Бессознательное. Природа, функция, ме­тоды исследования. Т. 1/Под ред. Ф. М. Басина и др. М., 1978.

365--


СОДЕРЖАНИЕ

Введение......................................................................................... 3

Раздел первый

РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ В РАМКАХ

УЧЕНИЯ О ДУШЕ.................................................................... .......................................................................................... 22

Глава I. Античная психология.............................................. ......................................................................................... 22

Глава II. Проблемы психологии в средние века и эпоху

Возрождения........................................................................ .................................................................................. 60

Глава III. Психология Ф. Бэкона и завершение этапа разви­
тия психологии в рамках учения о  душе ....                                                                              72

Раздел второй

РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ В РАМКАХ ФИЛОСОФСКИХ

УЧЕНИИ О СОЗНАНИИ ....................................................... ......................................................................................... 76

Глава I. Выделение сознания как критерия психики    .......................................................................................... 76
Глава II. Оформление эмпирической психологии в философ­
ских учениях XVII в............................................................... .......................................................................................... 92

Глава III. Становление ассоциативной психологии .......................................................................................... 102
Глава IV. Становление эмпирического направления во фран­
цузской психологии XVIII в.................................................... .......................................................................................... 108

Глава V. Психологическая мысль в России в XVIII в.                                                                               118
Глава VI. Психологические идеи в немецкой классической

философии конца XVIII — первой половины XIX в.                                                                           122

Раздел третий

РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ О СОЗНАНИИ
В ПЕРИОД ДО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬ­
НОЙ ПСИХОЛОГИИ.............................................................. ..................................................................................... 129

Глава I. Становление немецкой эмпирической психологии

в первой половине XIX в............................................. ................................................................................... 129

Глава II. Развитие ассоциативной психологии в XIX в.                                                                                       135

Глава III. Развитие психологин в России...................... ............................................................................................ 143


Раздел четвертый

РАЗВИТИЕ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ И ФОРМИРОВАНИЕ ЕС­ТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ПРЕДПОСЫЛОК ВЫДЕЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ В САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ НАУКУ  . . 15Г

Глава I. Развитие физиологии нервной системы и органов

чувств в XIX в.................................................................................................. 157

Глава II. Возникновение психофизики и психометрии . . 169-Глава III. Развитие эволюционных идей в биологии и их

значение для психологии.................................................... 17^

Раздел пятый

ВЫДЕЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИИ В САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ НАУКУ И ЕЕ РАЗВИТИЕ ДО ПЕРИОДА ОТКРЫТОГО КРИЗИСА (60-е гг. XIX в,— 10-е гг. XX в.)   .... 180-

Глава I Первые программы психологии как самостоятельной

науки........................................................................................... 180-

Глава II. Теоретическая борьба периода становления психо­
логии как самостоятельной науки........................................................................................... 18$"

Глава III. Развитие экспериментальной психологии и ее при­
кладных областей.......................................................................................... 211

Раздел шестой

ЗАРУБЕЖНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ПЕРИОДА ОТКРЫТОГО КРИЗИСА

(10-е гг. — середина 30-х гг. XX в)         ..........................                                                                237

Глава I. Кризис в психологии.................................................... ............................................................................................ 237

Глава II. Бихевиоризм................................................................. ............................................................................................ 239*

Глава III. Гештальтпсихология.............................................. ............................................................................................ 252

Глава IV. Глубинная психология............................................. ............................................................................................ 265

Глава V. Французская социологическая школа ....                                                                                        292-

Глава VI. Описательная психология....................................... ............................................................................................ 295-

Раздел седьмой

СТАНОВЛЕНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗ­
ВИТИЯ СОВЕТСКОЙ ПСИХОЛОГИИ ....                                                                                 301'

Раздел восьмой

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ВАЖНЕЙШИЕ ТЕНДЕН­ЦИИ РАЗВИТИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ . . 346-


Учебное издание

Антонина Николаевна ЖданИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ

Зав. редакцией Н. А. Гуревич

Редактор Г. П. Баркова

Мл. редактор Е. В. Анисина

Обложка художника Е. К. Самойлова

Художественный редактор А. Л. Прокошев

Технический редактор В. В. Макарова

Корректоры Л. А. Айдарбекова,

Л. А. КостылеваИБ № 3451

Сдано в набор 08.08.89. Подписано к печати 19.02.90. Л-10669 Формат 84X108/32 Бумага тип. № 1. Гарнитура литературная. Высокая печать.

Усл. печ. л. 19,32. Уч.-изд. л. 20,29. Тираж 20 000 экз. Заказ 159. Изд. № 825. Цена 1 р.

Ордена «Знак Почета» издательство

Московского университета.

103009, Москва, ул. Герцена, 5/7.

Типография ордена «Знак Почета»

изд-ва МГУ.

119899, Москва, Ленинские горы



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.