Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





■ Boring E. G. A History of experimental Psychology. N. Y., H929. P. 120. 13 страница




ций, читаемых для студентов. Он также является авто­ром популярных книг по психологии83.

Одним из выдающихся теоретиков советской психо­логии был С. Л. Рубинштейн (1889—1960). Он разра­батывал философские проблемы психологии, сформули­ровал важнейшие методологические принципы психоло­гии. Один из них—принцип единства сознания и дея­тельности— составил основу деятельностного подхода в психологии. Философская направленность творчества С. Л. Рубинштейна, его пристальный интерес к зару­бежной психологии объясняются, по-видимому, не в последнюю очередь обстоятельствами личной биографии ученого: он получил философское образование в Герма­нии, учился в Марбургском университете, защитил там в 1913 г. докторскую диссертацию, посвященную критическому анализу гегелевской философии. В даль­нейшем критический анализ немецкой классической фи­лософии был продолжен в статье «Принцип творческой самодеятельности (К философским основам современной педагогики)» (1922). Здесь же С. Л. Рубинштейн ука­зывает на роль деятельности, в которой субъект не толь­ко обнаруживается и проявляется, но в ней созидается и определяется. Этапной как в творчестве Рубинштейна,. так и для советской психологии в целом стала статья «Проблемы психологии в трудах Карла Маркса» (1934). Это выступление вместе с книгой «Основы психологии» (1935) и «Основами общей психологии» (1946) явились практической реализацией замысла построения маркси­стской психологии в СССР. В статье Рубинштейн под­верг глубокому анализу кризис, переживаемый зарубеж­ной психологией, выступил с требованием радикальной перестройки понимания сознания и деятельности чело­века на основе трудов Маркса. Раскрывается марксист­ская концепция человеческой деятельности, сознания и личности и утверждается принцип единства сознания и деятельности. «Психика не субъективно, не только для познания представляется опосредствованной; она может быть познана опосредствованно через деятельность че­ловека и продукты этой деятельности, потому что она а бытии своем объективно опосредствована ими... Психи­ка, сознание могут стать предметом психологии — содер-

83 Лурия А. Р. Маленькая книжка о большой памяти. М., 1968; Этапы пройденного пути. М, 1982.


экательной и реальной. Объективность в психологии до­стигается не выключением психики, а принципиальным преобразованием концепции человеческого сознания и концепции человеческой деятельности»84. В «Основах психологии» (1935) Рубинштейн продолжил анализ и окончательно сформулировал принцип единства созна­ния и деятельности. «Психология изучает психику через посредство деятельности и тем самым психологические особенности деятельности»85. Включив деятельность в сферу психологического изучения, Рубинштейн в то же время указывал, что это «не значит, что поведение, дея­тельность человека в целом является предметом психо­логии. Деятельность человека — сложное явление. Раз­личные стороны ее изучаются разными науками... психо­логия изучает психическую сторону деятельности»86. По Рубинштейну, «специфически психологическая пробле­матика самой деятельности как таковой и действия как -«единицы» деятельности связана прежде всего с вопро­сом о целях и мотивах человеческой деятельности, о ее внутреннем смысловом содержании и его строении»87. Рубинштейн наметил общую структуру деятельности, в дальнейшем детально разработанную А. Н. Леонтьевым. По Рубинштейну, в зависимости от характера моти­вации различаются деятельность и поведение: преобла­дание в деятельности отношения человека к другим лю­дям превращает ее в поведение. «Самым существенным в нем является общественное, идеологическое моральное содержание. Единицей поведения является поступок, как единицей деятельности—действие. Поступком в подлинном смысле слова является не всякое действие, а лишь такое, в котором ведущее значение имеет созна­тельное отношение человека к другим людям, к общему, к нормам общественной морали...»88. Рубинштейн выде­лял в качестве основных следующие виды деятельно­сти: труд, игра, учение. Он дал   их психологический анализ: описал специфическую для каждого из этих ви-

*4 Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М., 1973.

С 28.

85 Рубинштейн С. Л. Основы психологии. М., 1935.

88 Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М.,    1946, С 535.

87 Там же. С. 536.

88 Там же.


дов мотивацию, раскрыл их природу и связь с развити­ем личности.

Так в сферу психологического изучения была вклю­чена деятельность. Этим был сделан реальный шаг на пути преодоления постулата непосредственности, на­мечены основы объективного .познания психики. «Пси­хологическое познание это опосредованное познание психического через раскрытие его существенных объек­тивных связей и опосредовании»**. Ограничив задачу психологии изучением лишь мотивационнои стороны деятельности, Рубинштейн не сделал деятельность и изу­чение конкретного формирования сознания в деятельно­сти предметом собственных исследований. В 50-х годах Рубинштейн сформулировал принцип детерминизма и раскрыл его на материале экспериментальных исследо­ваний мышления90. «Все внешние условия, данные, воз­действия на мышление определяют результаты мысли­тельного процесса, лишь преломляясь через внутренние его условия»91. В качестве внутренних условий высту­пали аналитико-синтетические акты по соотнесению каж­дого элемента условий и требований задачи. В них от­ражается внутренняя работа по анализу задачи, пока­зателем степени проанализированности является воз­можность использования вспомогательной задачи или прямой подсказки для решения и т. п. факты. В связи с исследованиями мышления было сформулировано по­ложение о психическом как процессе: «...мышление вы­ступает как процесс... этот процесс членится на отдель­ные звенья или акты... (анализа и т. д.)...»92, Процессу-альность психического — его характерная особенность, ибо взаимосвязь любого субъекта с объектом непрерыв­на. Отсюда «задача психологической науки и состоит прежде всего в том, чтобы раскрыть закономерности та­кого психического процесса»93. Последователи С. Л. Ру­бинштейна выявили и описали свойства психического

89 Рубинштейн С. Л. Основы общей... С. 22.

90 Рубинштейн С. Л. О мышлении и путях его исследования.
М., 1958.

91 Рубинштейн С. Л. Основы общей... С. 234.

92 Рубинштейн С. Л. Принцип детерминизма и психологическая
теория мышления//Психологическая наука в СССР. M.f 1959. Т. 1.
С. 31.

93 Мышление: процесс, деятельность, общение/Под ред.
А. В. Брушлинского. А1, 1982. С. 17.


процесса: динамичность, непрерывность, недизъюнктив-ность, способность к развитию и др.

При изучении не только мышления, но любых других психических процессов в качестве совокупности всех внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия, выступает личность. К личност­ным свойствам, обусловливающим поведение человека,. относятся мотивы, способности.

Творчество С. Л. Рубинштейна, культура разработ­ки им теоретических основ психологии, фундаменталь­ность его трудов, обусловленная опорой на достижения всей мировой и отечественной философской и научной мысли, продолжают и сегодня служить важным источ­ником развития советской психологии. Общие принципы,. сформулированные Рубинштейном, находят свою кон­кретизацию в исследованиях прежде всего его учеников. На них опираются и другие исследователи, формальна не принадлежащие к школе С. Л. Рубинштейна.

А. Н. Леонтьев (1903—1979) сделал деятельность предметом и методом психологического исследования. О» назвал категории деятельности, сознания и личности как «наиболее важные для построения непротиворечивой си­стемы психологии как конкретной науки о порождении, функционировании и строении психического отражения реальности, которая опосредствует жизнь индивидов»**. Разработанная Леонтьевым общепсихологическая теория деятельности является важнейшим достижением совет­ской психологической науки, а сам Леонтьев — крупным теоретиком, одним из создателей советской психологии 95. чНа материале теоретических и экспериментальных ис­следований он показал объяснительную силу деятельно­сти для понимания центральных психологических проб­лем: сущности и развития психики и сознания, функцио­нирования различных форм психического отражения личности. В разработке проблемы деятельности Леонть­ев исходил из культурно-исторической концепции пси­хики Л. С. Выготского. Он считал, что марксистско-ле­нинская методология позволяет • проникнуть в действи­тельную природу психики, сознания человека, а в тео-

4 Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. С. 12. Эта книга получила Ломоносовскую премию (1976).

95 Книга А. Н. Леонтьева «Проблемы развития психики» выдер­жала 4 издания (1-е — в 1959 г.) и была удостоена Ленинской пре­мия (1963).

.33$


рии деятельности видел конкретизацию марксистско-ле­нинской методологии в области психологии.

Истоки его исследований восходят к началу 30-х гг., когда Леонтьев возглавил группу психологов в Харькове. В ее состав входили А. В. Запорожец, Л. И. Божович, TL Я. Гальперин, П. И. Зинченко, Г. Д. Луков, В. И. Ас-пин. Для них центральной стала проблема практической деятельности и сознания, которая рассматривалась Ле­онтьевым «необходимой линией движения психологиче­ского исследования». Производилось изучение структу­ры детской деятельности, средств деятельности, цели, мотива и ее изменения в процессе развития ребенка.

В конце 30-х гг. А. Н. Леонтьев обращается к проб­лемам развития психики: исследует генезис чувствитель­ности, развитие психики животных. Итогом этих работ явилась докторская диссертация «Развитие психики» (1946). Здесь была разработана концепция стадиально-то развития психики в процессе эволюции животного !мира, исходя из изменения в этом процессе характера -связей животных с окружающими условиями96. Каждая новая ступень рассматривалась как переход к новым ус­ловиям существования и шаг в усложнении физической организации животных. Выделенные Леонтьевым стадии в развитии психики — элементарной сенсорной психики, перцептивной и стадии интеллекта — в последующих ис­следованиях получили дальнейшую разработку и конкре­тизацию97.

Во время Великой Отечественной войны А. Н. Ле­онтьев, будучи научным руководителем эвакуационного .госпиталя на Урале, возглавил работу по восстановле­нию утраченной гностической чувствительности и дви­жений после ранений путем специальной организации осмысленной предметной деятельности раненых98. Хотя этот цикл исследований преследовал практические цели, одновременно он подводил, к систематическому изучению ■теоретической проблемы о решающей роли деятельности эд действия в психическом развитии.

В статьях 1944—1947 гг., посвященных развитию пси-зсики в онтогенезе, проблема деятельности получает спе-

•• Леонтьев А. Н. Очерк развития психики. М., 1947.

97 Фабри /С. Э. Основы зоопсихологии. М.( 1976.

98 Си.: Леонтьев А. #., Запорожец А. В. Психофизиологическое
•исследование восстановления функций руки после ранения. М,

1945.

-


циальную разработку. Было сформулировано понятие ве­дущей деятельности, положенное в основу при изучению, периодизации психического развития ребенка (Д. Б. Эль-конин), исследована игра как ведущая деятельность в~ дошкольном возрасте". Было произведено различение* деятельности (и мотива) и действия (и цели), операций-или способов выполнения действия, описывалась дина­мика их взаимоотношений в процессе реальной жизне­деятельности ребенка; был раскрыт механизм сдвига.' мотива на цель как механизм процесса рождения новых, деятельностей; вводилось различение «только понима­емых мотивов» и мотивов, «реально действующих». Опи­сывалось превращение действия в операцию. На приме­ре учебной деятельности была раскрыта психологическая. характеристика сознания, в частности показана несво­димость сознания к знанию, смысла — к значению100. Эти исследования составили основу психологического> учения А. Н. Леонтьева о деятельности, ее структуре, ее.-динамике, ее различных формах и видах, окончательный» вариант которого дан в работе «Деятельность. Сознание. Личность». Согласно этой концепции, деятельность субъ­екта является тем содержательным процессом, в кото­ром осуществляются реальные связи субъекта с пред­метным миром и который опосредствует связи между воздействующим объектом и субъектом. Деятельность включена в систему общественных условий. Основной характеристикой деятельности является ее предметность: деятельность определяется предметом, подчиняется, упо­добляется ему: предметный мир «втягивается» в дея­тельность и отражается в его образе, в том числе в эмо-ционально-потребностной сфере. Образ порождается предметной деятельностью. Таким образом, психика рас­сматривается как процессы субъективного отражения объективного мира, порождаемые материальной практи­ческой деятельностью'101. Формой существования образа в индивидуальном сознании являются значения языка, В сознании обнаруживается также чувственная ткань»,

9 Леонтьев А. Я. К теории развития психики ребенка; Психо­логические основы дошкольной игры//Леонтьев А. Н. Избранные^ психологические произведения. Т. I, M., 1983.

100 Леонтьев А. Я. Психологические вопросы сознательности уче­
ния. Там же. Т. 1.

101 Леонтьев А. Я. Понятие отражения н его значение дляг
психологии//Вопр. философии. 1966. 12.


т. е. чувственные образы, и личностные смыслы, которые придают сознанию пристрастный характер. Исследова­ние всех этих составляющих сознания отражено в ряде публикаций 102.

Деятельность имеет сложную структуру. Различаются деятельность и соответствующий ей мотив, действие и соответствующая ему цель, операции и соответствующие им способы осуществления действия, физиологические механизмы, реализаторы деятельности. Между компо­нентами деятельности существуют переходы и трансфор­мации. Анализ образующих деятельность единиц привел •к выводу о единстве строения внешней и внутренней деятельности, в форме которой существует психическое. Показаны переходы от внешней деятельности к внутрен­ней (интериоризация) и от внутренней — к внешней (экстериоризация). Так преодолевалась мистификация психики, сознания.

Деятельность предполагает субъекта деятельности, личность. В контексте теории деятельности различаются образования «индивид» и «личность». Личность является продуктом всех отношений человека к миру, реализу­емых совокупностью всех разнообразных деятельностей. Основными параметрами личности являются широта свя­зей человека с миром, степень их иерархизированности и общая их структура. Подход к изучению личности с позиции теории деятельности успешно развивается в со­ветской психологии.

Через все творчество Леонтьева проходит борьба с натуралистическими концепциями в психологии челове­ка, идея исторического развития человеческого созна­ния. Она явилась предметом специального анализа в статьях 1959—1960 гг.103 Здесь в контексте проблемы биологического и социального сформулированы понятия о трех видах опыта — индивидуальном, видовом и соци­альном.

102 См.: Восприятие и деятельность/Под ред. А. Н. Леонтьева. М., 1976; Опыт экспериментального исследования мышления//Ле-онтьев Л. Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. Т. II. М., 1983; Анализ системного строения восприятия//Докл. АПН РСФСР. 1958. № 3; 1959. № 2; Психология образа// Вестн. Моск. ун-та. Сер. IV, Психология. 1979. № 2.

- ш Леонтьев А. Н. Избранные... Т. I. Раздел I. Исторический подход к изучению психических явлений.


На основе теории деятельности А. Н. Леонтьева в Московском университете на факультете психологии, ос­нователем и первым деканом которого он был, а также и в других учреждениях проводятся исследования в об­щей и в других отраслях психологической науки — соци­альной, детской, педагогической, инженерной, патопсихо­логии, зоопсихологии104 и др. В начале 60-х гг. А.Н.Ле­онтьев выступил с рядом работ по инженерной психоло­гии и эргономике и этим способствовал возникновению и формированию этих отраслей психологической науки в СССР. Ему принадлежат исследования по педагогиче­ской психологии.

П. Я. Гальперин (1902—1988) отметил неразработан­ность в теории деятельности процессуального, операцио­нального содержания деятельности и сделал его предме­том своих исследований, составивших одну из общепси­хологических концепций советской психологии — учение о поэтапном формировании умственных действий и поня­тий. В соответствии с пониманием П. Я. Гальперина, психика во всем диапазоне ее форм — прзнавательных процессов, от восприятия до мышления включительно, потребностей, чувств, воли, по своей жизненной функ­ции— есть ориентировочная деятельность субъекта в проблемных ситуациях на основе образа'105. Предметом психологии является ориентировочная деятельность субъ­екта. «Предмет психологии должен быть решительно ог­раничен. Психология не может и не должна изучать всю психическую деятельность и все стороны каждой из них. Другие науки не меньше психологии имеют право на их изучение. Претензии психологии оправданы лишь в том смысле, что процесс ориентировки составляет главную сторону каждой формы психической деятельности и всей психической жизни в целом; что именно эта функция оправдывает все другие стороны, которые поэтому прак­тически подчинены этой функции» 106. На основе такого понимания предмета психологии было разработано уче­ние об эволюции психики. Согласно этому учению, психи­ка возникает в ситуации подвижной жизни для ориенти­ровки в предметном поле на основе образа и осущест-

104 См.; А. Н. Леонтьев и современная психология. M.t I983.
Раздел 1. Основные отрасли психологической науки.

105 Гальперин П. Я. Введение в психологию. M.f I976.

106 Там же. С. 96.


вляется с помощью действий в плане этого образа. «Эта ориентировка на новое значение объектов, их свойств или отношений, значение которого они не имели-в прош­лом опыте данного животного... и которое они впервые приобретают благодаря ориентировке в наличной ситуа­ции,— вот это и составляет объективные показатели ори­ентировочной деятельности, объективные признаки пси­хики» 107. Гальперин выделил и описал, основные эволю­ционные уровни действия, которые «намечают... основную линию развития материи»108. Уровень физиче­ского действия — неорганические формы материи; уро­вень физиологического действия — организмы, действия которых регулируются физиологическими механизмами; уровень действия субъекта — животные, действия кото^ рых регулируются в плане образа; уровень действия лич­ности— действия человека, регулируются не только ин­дивидуальным, но и социальным опытом.

Адекватным методом исследования психики как ори­ентировочной деятельности становится формирующий эксперимент. Он является развитием эксггериментально-генетического метода Выготского: «...магистральный путь исследования психических явлений — это их по­строение с заданными свойствами»'109. В связи с тем что» в своих сложившихся и автоматизированных формах — целостном восприятии, творческом мышлении, внима­нии— содержание того реального процесса, каким явля^ ется ориентировочная деятельность, уже недоступно* психологическому анализу, поэтому если ограничиться только наблюдением за тем, на что и как ориентируется субъект деятельности, нельзя установить все содержание процесса ориентировочной деятельности, и, следователь­но, объективное изучение психики таким путем будет крайне несовершенным. Основным методом исследования психики как ориентировочной деятельности становится изучение ее формирования.

Для того чтобы процесс формирования* ориентиро­вочной деятельности стал процессом ее познания, т. е. общепсихологическим методом исследования, а не сред­ством для решения педагогических задач, он доджем

107 Гальперин П. Я- Введение... С. 127.

108 Там же. С. 147.

109 Гальперин /7. Я. Метод «срезов» и метод поэтапного фо1>*
мирования в детском мышлении//Вопр. психологии. 1966. № 4


быть управляемым. Поэтому в эксперименте подлежит организации вся система условий, которые обеспечивали бы формирование новых знаний и умений с заданными показателями. Она включает следующие моменты. Во-первых, составление схемы полной ориентировочной ос­новы действия, т. -е. достаточно полный набор условий, обеспечивающих правильное выполнение нового дейст­вия. Во-вторых, организация поэтапного выполнения действия сначала на материальных или материализован­ных предметах с постепенным переводом его во внутрен­ний план через промежуточные этапы «громкой социали­зированной речи» и «внешней речи про себя». В-третьих, систематическая отработка на всех этапах желаемых свойств действия — его разумности, обобщенности, со­знательности, меры овладения и др. Именно путь «из­вне внутрь» сначала как процесса во внешней среде, до­ступного контролю со стороны исследователя, а затем воспроизведение этого внешнего процесса через ряд оп­ределенных промежуточных форм — в идеальном пла­не— в уме или в речи, в восприятии — позволяет уста­новить структуру ориентировочной деятельности. Полу­чаемый вместе с этим практический результат — сформи­рованные знания, навыки, сложившиеся акты внимания, восприятия и др.— выступает в качестве способа провер­ки правильности исходных представлений о составе ус­ловий, необходимых для их формирования с желаемы­ми характеристиками, и средством анализа уже сложив­шихся форм психической деятельности.

Таким образом, технология планомерного формиро­вания действия открывает путь к решению «проблемы собственно психологического» механизма психических явлений и проблемы строго причинного психологического их объяснения110 и как следствие — к их формированию. Последнее приобретает самостоятельную ценность в тех случаях, когда перед психологами стоят задачи приклад­ного характера в различных сферах социальной прак­тики. Связь концепции П. Я. Гальперина с практикой заложена в самих основах его теории и соответствует методологическому принципу, о котором писал С. Л. Ру­бинштейн: «Правильное решение вопроса о детермина­ции психических явлений — главная теоретическая пред-

140 Гальперин /7. Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М, 1985. С 8.


посылка построения и развития психологической науки,. связанной с практикой, с жизнью и способной служить ее активному изменению, ее совершенствованию»111.

На основе теории планомерного формирования решаются

задачи школьного обучения, а также обучения в системе высшего, профессионального, специального образования». в системе спортивной, военной подготовки и др. Метод формирующего эксперимента применительно к задачам' обучения и воспитания углубленно разрабатывается так­же В. В. Давыдовым112 и другими психологами.

В отличие от подхода, в центре которого стоит проб­лема деятельности, в Ленинграде Б. Г. Ананьев (1907— 1972) защищал широкий комплексный характер иссле­дования в психологии, предусматривающий широкие междисциплинарные связи. Деятельность рассматрива­лась Б. Г. Ананьевым как одна из детеркгонант развития психики. Проблема интеграции знания была одной из* ключевых в научной концепции Ананьева'. При такой ориентации психологическое исследование связывается с рядом смежных наук — биологических, педагогических, медицинских, технических. Их взаимодействие необхо­димо как при решении теоретических, так и особенна практических задач. Так, инженерная психология рас­сматривается Ананьевым как пример создания новых психологических дисциплин на границах наук, развива­ющихся во встречных направлениях.

По оценке исследователей, Ананьев «развил лучшие традиции Бехтерева, руководствуясь марксистской мето­дологией. За фактом преемственности научных школ Бехтерева и Ананьева просматриваются еще более от­даленные исторические связи с рефлекторной тео­рией И. М. Сеченова, педагогической антропологией К. Д. Ушинского, антропологическим принципом Н. Г. Чернышевского, с материалистической традицией русского естествознания, просвещения и философии. Марксистское учение о сущности человека и ленинская теория отражения послужили фундаментом для построе­ния концептуальной системы Б. Г. Ананьева»-иа.

"1 Рубинштейн С. Л. Принципы и пути развития психологии^

М., 1959. С. 184.

112 Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986.

ш Логинова Н. А. Характерные черты концептуальной системы

Б. Г. Ананьева//Психол. журнал. 1988. № 1. С. 157.

i


У истоков концепции Б. Г. Ананьева стоят его иссле­дования по истории отечественной психологии114. Вни­мание к вопросам истории определялось пониманием той роли, которую имеют эти исследования для совре­менной психологии: «материалистические традиции пе­редовой русской психологии получают на основе марк­систско-ленинской науки свое дальнейшее развитие в со­временных советских психологических исследованиях»115.

Чрезвычайно широк круг исследований Б. Г. Анань­ева. Кроме истории психологии, он разрабатывал мето­дологические и теоретические проблемы психологии; зна­чительное место в его творчестве занимают труды по об­щей, педагогической, возрастной, индивидуальной психо­логии, психологии труда, искусства и др. Их общей ме­тодологической основой являются принцип отражения и; принцип развития. Ананьеву принадлежат фундамен­тальные исследования по проблемам ощущений и вос­приятия п6. Он рассматривал их как источник познания и психического развития в целом. Принцип развития в сочетании с антропологическим подходом реализовывал-ся в генетических исследованиях. Ананьев рассматривал онтогенетическое природное развитие человека как ин­дивида как «последовательную смену стадий или фаз: зачатие, рождение, созревание, зрелость, старение, ста­рость составляют основные моменты целостности чело­веческого организма»117. История формирования и раз­вития личности составляет жизненный путь человека. «Начало личности наступает намного позже, чем начало индивида»118, и «связано с образованием постоянного комплекса социальных связей, регулируемых нормами и правилами, освоением средств общения..., предметной. деятельности... Подобно тому, как начало индивида — долгий и многофазный процесс эмбриогенеза, так и на* чало личности — долгий многофазный процесс ранней со­циализации индивида, наиболее интенсивно протека-

114 Ананьев Б, Г. Очерки истории русской психологии XVIII— XIX веков. М., 1947.

"5 Там же. С. 6.

116 Ананьев Б. Г. Осязание в процессах познания и труда. М.г 1959; Его же: Вклад советской психологической науки в теорию ощущен ий//Психологическая наука в СССР. М., 1959. Т. I. С. 45— 57 н др.

m Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания//Избранные психологические труды: В 2 т. Т. I. M.t 1980. С. 65.

"* Там же. Т. 1. С. 67.


тощий на втором-третьем годах жизни человека»119. Ин­дивидуальное развитие рассматривалось как внутренне противоречивый процесс, зависящий от наследственно­сти, среды, воспитания и собственной деятельности чело­века. «...Полифакторное обусловливание — общее прави­ло для всех психических явлений» 120. Методами изуче­ния онтогенетической эволюции человека были возраст­ные (поперечные) срезы и лонгитюдинальный метод. Изучение индивидуального развития человека составля­ет предмет онтопсихологии как синтетической дисципли­ны, объединяющей возрастную и дифференциальную психологию.

По оценке исследователей творчества Б. Г. Ананьева, несмотря на многообразие проблем, разрабатываемых им на протяжении всей жизни, проблему индивидуаль­ного развития человека с уверенностью можно назвать главной. Вообще проблема человека занимает основное место в творчестве Ананьева. Из этой комплексной проб­лемы применительно к психологии выделялись понятия индивида, личности, субъекта деятельности и индивиду­альности |21. В каждом из этих образований выделялись совокупность свойств и их детерминанты. Однако вклю­чение в структуру личности не только собственно лич­ностных свойств, но также индивидных и субъектных привело практически к беспредельному расширению ра­мок психологического исследования личности, начиная от биохимических и кончая социальными аспектами. При таком подходе специфика собственно психологического аспекта отступает перед комплексностью, вопреки ут­верждению Ананьева, что «при современной дифферен-ции* наук важное значение имеет определение предмета каждой из этих наук»122.

В работе «Психология педагогической оценки» (1935) Б. Г. Ананьев впервые указал на важность общения как одной из детерминант, определяющих развитие психики человека, и в последующем разрабатывал различные аспекты психологии общения. Общение рассматривалось

119 Ананьев Б. Г. Человек... Т. I. С. 70.

«« Там же. С. 78.

Проблема индивидуальности как объект интегрального меж­дисциплинарного исследования разрабатывалась также в уральской школе В. С. Мерлина (1898—1982). См. его «Очерк интегрального исследования индивидуальности». М., 1986.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.