Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





■ Boring E. G. A History of experimental Psychology. N. Y., H929. P. 120. 5 страница



Важную роль в становлении и развитии американ­ской экспериментальной психологии сыграл Дж. Кеттел (1860—1944). От экспериментальных исследований вре­мени реакций, начатых у Вундта учеником, а затем ас­систентом, он перешел к изучению индивидуальных раз­личий. Этот интерес привел его к Гальтону, известному своими трудами в области интеллектуальных способно­стей, и в 1890 г. в английском журнале «Mind» вышла статья Кеттела «Интеллектуальные тесты и их. измере­ние», предисловие к которой написал Гальтон. Целью»

* Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. Вып. I, IL М., 1966. С. 60.

5 См.: Хрестоматия по истории психологии/Под ред. П. Я. Галь­перина, А. Н. Ждан. М.. 1980.


Кеттела было определение интеллектуального уровня? (студентов). Он разработал задания, которым дал тер-мин «тест», для измерения мышечной силы, скорости? движения, чувствительности, остроты зрения и слуха,-различения веса, времени реакции, памяти и т. п., счи~ тая, что с их помощью можно измерять интеллектуаль­ные функции. Эти исследования были продолжены за­тем в Соединенных Штатах, в Колумбийском универси­тете, в котором он действовал. Кроме способностей, Кет-тел изучал также навыки.

Непосредственное влияние Кеттела на американскую» психологию продолжалось в течение 65 лет. Вместе <г Болдуином он основал журнал «Психологическое обо­зрение» (1894) и «Указатель по психологии», «Психоло­гический бюллетень» (1904). Его преемником в Колум­бийском университете стал Р. Вудвортс.

Из других основателей экспериментальной психоло­гии в Америке следует назвать Г. Лэдда (1842—1921)г Э. Скрипчура (1864—1927), К. Сишора (1866—1949),. Д.Болдуина (1861—1934), Д.Энджелла (1869—1949)-Особое место занимает Э. Титченер, экспериментальные-исследования которого развивались в русле собственное теоретической программы — структурализма. Большой* вклад в становление экспериментальной психологии & США внесли зоопсихологи. Ставшие классическими ис­следования Э. Торндайка, Р. Иеркса, В. Смолла обога­тили психологическую науку методиками объективного' изучения психики животных и способствовали возникно­вению бихевиоризма.

Многие из экспериментальных исследований тесно» смыкались с практикой и становились частью ряда об­ластей прикладной психологии. Эта тенденция просле­живается уже у Кеттела в его исследованиях навыка чтения. В конце своей жизни он непосредственно зани­мался прикладной психологией в крупной частной ком­пании «Psychological Corporation». Связь с практикой? проявлялась, в частности, в том, что экспериментальные исследования проводились не в лабораториях, а в усло­виях профессиональной деятельности. Так изучались, на­пример, навыки приема и передачи телеграмм (У.Брай­ан, Н. Хартер), обучения машинописи (У. Бук) и др.

Эти вопросы в советской психологии в 20-е гг. изу­чал С. Г. Геллерштейн и дал им глубокую интерпрета­цию в докладах на международных конференциях

22 Е


IV Международной психотехнической в Париже (1928) эд IX Международном психологическом конгрессе в США (1929).

Особенно тесно экспериментальные исследования бы­ли связаны с прикладными задачами в работах Г. Мюн-стерберга, основателя психотехники. Его исследования связаны с областью промышленного производства. Не­сколько раньше американский инженер Ф. Тейлор (1856—1915), которого называют «классиком управле­ния», разработал систему интенсификации труда путем использования психологических факторов в целях ра­ционализации производства. Например, на одном про­изводстве (по контролю стальных шаров) было занято 120 женщин. В результате исследования психофизиоло­гических условий этой работы, ее приспособления к этим условиям, был сокращен рабочий день, введены, частые паузы в соответствии с кривой утомления. Продуктив­ность работниц возросла настолько, что ту же работу *стали делать 35 человек. По оценке В.И.Ленина, «эта система (тейлоризм) соединяет в себе утонченное звер­ство буржуазной эксплуатации и ряд богатейших науч­ных завоеваний в деле анализа механических движений при труде, изгнания лишних и неловких движений, вы­работки правильнейших приемов работы, введения наи­лучших систем учета и контроля»6. Именно задаче, свя­занной непосредственно с экономическими интересами предпринимателей, служила психотехника как направ­ление прикладной психологии. В ней разрабатывались проблемы профессионального утомления, профориента­ции, профотбора, психологии воздействия, в том числе средствами рекламы и др. В самостоятельную область знания ее оформил Г. Мюнстерберг7 (термин «психотехт ника» ввел немецкий психолог В. Штерн).

Еще в 1908 г. в Бостоне Ф. Парсонс организовал бюро, в котором давал индивидуальные консультации подросткам, выбирающим профессию. По существу, это было начало работы по профориентации, но велась она без достаточных научных основ, специальных методов и опиралась главным образом на наблюдение за индиви­дуальными особенностями подростков и собственную ин-

»

Ленин В. //. Поли. собр. соч. Т. 36. С. 189—190. 7 См. его работы на русском языке: Основы психотехники. М., 1922—1923, 1924; Психология и экономическая жизнь. М., 1924.


туицию. В разработке методов для исследования личных качеств и отбора рабочих и служащих в соответствии с особенностями различных видов деятельности, профес­сий выдающуюся роль сыграли исследования Г. Мюн­стерберга. Он работал в непосредственной связи и по-заказам крупных американских компаний. Эксперименг Мюнстерберга существенно отличался от лабораторного эксперимента Вундта; здесь произошел переход от ис­кусственных лабораторных условий к моделированию естественных условий деятельности. Работы Г. Мюнстер­берга давали большой практический эффект. Разраба­тываемые на основе этих исследований тесты стали: главным средством приотборе рабочих и служащих.

В психотехнике по-новому выступил принцип прак­тики: практика выступила не только «потребителем» по­лученных психологией в условиях лабораторного экспе­римента данных, но сама ставила перед психологией за­просы, задавая перспективу ее методологических основ*-иметодических приемов. В этом, кроме чисто практиче­ского эффекта, большой методологический смысл психо­технического движения, на который неоднократно ука­зывал Л. С. Выготский.

Экспериментальная психология возникла в связи сг задачей исследования наиболее общих законов сознания и психики. Индивидуальные различия рассматривались. как помеха, от которой надо избавляться. Однако в хо­де ее реализации появляются сначала робкие опыты с определением индивидуальных различий. Ф. Гальтон в-Англии, А. Бинэ во Франции, Дж. Кеттел и Г. Ст. Холл В США, Э. Крепелин и В. Штерн в Германии, А. Ф. Ла-зурский в России были первыми, кто создавал психоло­гию индивидуальных различий.

В Англии эти работы были начаты Ф. Гальтоном (1822—1911), биологом, антропологом, выдающимся по­следователем Дарвина. В своей главной книге «Наслед­ственность таланта» (1869) Гальтон выдвинул и впер­вые в науке статистическим методом пытался обосно­вать идею наследственности таланта. «Теория наследст­венности таланта, — писал он, — находила себе защитни­ков и между прежними писателями, и между новейши­ми. Но я объявляю притязания на то, что я первый пы­тался разработать этот предмет статистически, пришел к таким результатам, которые могут быть выражены цифрами, и применил к изучению наследственности за-


зсоны уклонения от средних величин»8. Отрицая природ­ное равенство людей в отношении умственных способно­стей, Гальтон утверждал, что способности наследуются так же, как физические признаки. Показателем талан­тливости является высокая репутация в общественной и профессиональной жизни. Аргументом, который доказы­вал наследственный характер таланта, служили случаи, 'когда более или менее знаменитые личности имели вы­дающихся родственников.

Ф. Гальтон даровитость рассматривал как непрерыв­ную цепь, начинающуюся от непостижимой высоты и спускающуюся до почти неизмеримой глубины. Всех лю­дей Гальтон делил по их природным способностям на классы, отделенные небольшими интервалами. Число людей в каждом классе неодинаково и подчиняется за­кону уклонения от средних величин Кетле, согласно ко­торому частота уклонения от средней есть функция их величины. Так, по материалам словаря современников, который содержит список из 2500 имен разных деятелей (артисты, ученые, судьи, врачи, купцы, поэты, государ­ственные деятели, полководцы, путешественники), число наиболее избранных составило 250 личностей из миллио­на людей.

Гальтон пытался оценить одаренность разных рас по числу гениев (при этом социальные условия жизни не учитывались) и сделал вывод, что она неодинакова по генотипу. Некоторые его высказывания носят откровен­но расистский характер. Из того факта, что в настоя­щее время нет людей, равных Сократу или Фидию, Ф. Гальтон сделал вывод об ухудшении человеческой природы и видел средство ее улучшения в планомерном размножении даровитых людей, которое приведет к об­разованию новой человеческой чформы. Эти мысли он развивает в специальную область — евгенику.

Подходя к человеку с откровенных биологизаторских позиций, используя результаты, полученные с помощью -применения статистического подхода, Гальтон объяснил распределение одаренности природными факторами. Он выделил наследственно обусловленные качества ума: энергия тела и духа, упорная выдержка и постоянство, врожденное влечение к науке, здоровье, независимость

8 Гальтон Ф. Наследственность таланта. Спб., 1875. С. 2.


суждений9. Игнорирование социальной сущности чело­века и законов его развития, биологизация социальных проблем привели к антинаучным выводам и реакцион­ным рекомендациям (например, слабые нации должны уступить дорогу более благородным вариантам челове­чества и т. п.). С целью изучения влияния воспитания и среды он предпринял исследование однояйцевых и разнояйцевых близнецов путем сбора анкет. Этим был введен новый метод научного исследования — близнецо­вый метод10. Был сделан общий вывод о существовании огромного внутрипарного сходства близнецов одного по­ла, видимо, однояйцевых близнецов. У разнояйцевых близнецов наблюдались различия внутри пары, но это не поколебало общего вывода о решающей роли наслед­ственности.

От изучения таланта Ф. Гальтон перешел к измере­нию психических функций каждого человека с целью оценки его ума. Он ввел задачи (тесты) на измерение остроты ощущений (зрительных, слуховых, обонятель­ных и др.), времени реакции, изобретая необходимые для этого приборы (свисток Гальтона для определения верхнего порога слуха, линейка Гальтона для определе­ния глазомера и др.). Тестировались ассоциативные способности, воображение, скорость образования сужде­ний. По результатам испытаний судили об индивидуаль­ных различиях между людьми. Гальтон считал, что тес­ты сенсорного различия могут служить средством оцен­ки интеллекта, поскольку исходил из сенсуалистической* установки и рассматривал органы чувств единственным^ источником знаний, дающих базу для действий интел­лекта. В 1882 г. он основал антропометрическую11 ла­бораторию в Лондоне. Здесь за небольшую плату каж­дый человек мог подвергнуть испытанию свою сенсор­ную различительную чувствительность, моторные про­цессы. Он видел практическое значение данных исследо­ваний для отбора людей в связи с государственными за-

9 Гальтон Ф. Люди науки, их воспитание и характер. Спб.,
1875.

10 Близнецовый метод используется сейчас для оценки роли ге-
нотипических факторов в формировании свойств нервной системы,
которые характеризуют индивида (И. В. Равич-Щербо).

111Гальтон называл антропометрией искусство измерять физиче­
ские и умственные свойства людей.


дачами в области промышленности, армии, колониаль­ной политики.

Так, Гальтон выступил основоположником психоло­гии индивидуальных различий и метода тестов, который оказался адекватным путем их изучения.

Гальтон пытался исследовать индивидуальные разли­чия в области характера. Он высказывал идеи о связи психики и внешности человека, используя для этой це­ли методику составных портретов. Эти попытки не увен­чались успехом.

Из всех многочисленных идей Гальтона особенно продуктивное продолжение получила идея тестирования психических функций. По Гальтону, тестами потому можно измерять психические процессы, что они, являясь функцией мозга и будучи обусловлены наследственно, обладают известным постоянством на протяжении всей жизни человека. В таком понимании и стала развивать­ся тестология. Ее важным направлением были статисти­ческие исследования, построенные на выявлении взаимо­связей показателей, полученных с помощью широкого диапазона тестов. Ч. Спирмен (1863—1945) разрабо­тал метод анализа корреляций — факторный анализ. Он экспериментально установил, что один и тот же испы­туемый в различных интеллектуальных тестах дает оди­наковые результаты, т. е. оценки по этим тестам при ре­шении самых различных задач коррелируют. Эти отно­шения Спирмен объяснил зависимостью от общей при­чины— фактора G (general Ability). Наряду с этим об­щим фактором были выделены специфические факторы, соответствующие специальным формам деятельности (S\t S2...)' Последователи факторного анализа совершен­ствовали его процедуру. Возникли мультифакторные тео­рии (Л. Терстоун, Дж. Гилфорд — США, С. Берт — Англия): в них в структуре интеллекта выделяется ряд факторов, имеющих разный вес в разных тестах. Число таких факторов, выделяемых разными авторами, раз­лично. Расширяется сфера применения факторного ана-, лиза. Г. Айзенк и Р. В. Кеттел применили его к иссле­дованию личности.

Создание экспериментальной психологии во Франции связано с именем А. Биыз (1857—1911). В эксперимен­тальных исследованиях по изучению мышления он при* шел к тем же выводам, что и Вюрцбургская школа. Он изучал также людей с выдающимися способностями —


крупных счетчиков, шахматистов. Исследовал также во­ображение, память и интеллект у детей. В 1896 г. А. Бинэ опубликовал серию тестов для испытания лич­ности. Его исследования патологии воплотились в рабо­ту «Изменения личности».

Настоящую известность ему принесла «метриче­ская шкала интеллектуального развития», разработан­ная А. Бинэ совместно с врачом Симоном по заказу французского министерства просвещения с целью отбо­ра умственно отсталых детей из нормальной школы и подбора однородных классов не по знаниям, а по спо­собностям. Первый вариант шкалы появился в 1905 г., а перерабатывалась она до самой смерти А. Бинэ.

С ее помощью были изучены дети от 3 до 12 лет. Тесты исследовали то, что называют термином «умст­венная одаренность», ум в противоположность глупости: теоретическую основу этих требований составляла кон­цепция биологически детерминированного развития в онтогенезе, которое совершается независимо от обуче­ния. Обучение должно идти за развитием, подчиняться ему. Под интеллектом понималось умение решать задачи, доступные соответствующему возрасту. Тесты составля­лись эмпирически: на основании проб включались зада­чи, которые решались 75% детей изучаемого возраста. Они были разнообразными: испытывались память, вну­шаемость, моторные способности, практические навыки, умственные функции — сравнение, различение, определе­ние, понимание картин; были немые и словесные тесты. Некоторые повторялись для разных возрастов, но из­менялась степень требований к ответу. Были разрабо­таны требования к технике проведения эксперимента, к поведению экспериментатора и фиксированию резуль­татов.

Были получены следующие величины: умственный возраст — величина, получающаяся в результате тесто­вых испытаний, складывалась из числа лет в соответст­вии с решенными задачами (например, если ребенок 5 лет решил все задачи своего возраста и 2 задачи из следующего, то его умственный возраст равен 5 и 2/5 го­да— всего для каждого возраста дается 5 задач); уро­вень умственного развития выражается в умственной отсталости (разница между умственным и хронологи­ческим возрастом выражается в отрицательных числах) или умственном превосходстве (выражается в положи-


6*



тельных числах). В 1911 г. Штерн ввел коэффициент интеллекта (JQ) как отношение умственного возраста к хронологическому (в %). Впервые он был использован в варианте этой шкалы, разработанной Л. Терменом (США) в 1916 г. и получившей название шкалы Стэн-форд — Бинэ. Шкала Бинэ получила распространение и в других странах. В России ее усовершенствовала А. М. Шуберт. Усовершенствования щкалы имели как частный, так и более принципиальный характер. Так, наблюдались трудности с интерпретацией полученных результатов: поскольку степень владения речью суще­ственно сказывается на решении тестовых задач, было уменьшено число словесных тестов.

Тесты были направлены на то, чтобы определить ин­дивидуальные способности каждого ребенка, поэтому эти исследования способствовали развитию индивиду­альной психологии, выступали в качестве ее метода. В основе лежало предположение о том, что способности природно обусловлены, их величина константна и со­ставляет неизменное свойство индивида. Поэтому их из­мерение позволяет сделать прогноз личности на бу­дущее.

Однако реально тесты отражали не столько врож­денные способности, сколько некоторый суммарный ре­зультат развития в определенных условиях в определен­ной социально-культурной среде. К тому же выступило, что то, что рассматривалось как способность, измеря­емая тестами, с возрастом радикально меняется. Так с самого начала обнаружилось, что в теоретическом пла­не тесты решали не ту задачу, которую ставили перед собой исследователи. Оказалось, что и в практическом плане краткое тестовое обследование не может быть на­дежным средством, с помощью которого можно умст­венно отсталого отличить от просто отстающего. Пока­зывая, что ребенок не решает задачу, тест не раскрыва­ет причину этого. Это относится и к другим областям, где применяются тесты: профориентации и профотбору, изучению хода психического развития детей. В решении всех этих задач целесообразно использовать метод те­стов лишь в сочетании с другими методами, направлен­ными на изучение условий развития обследуемой лич­ности.

В западноевропейской и американской психологии вопросы индивидуальных различий решаются обычно с


помощью метода тестов. В отечественной науке Б.М. Те­пловым и его школой разработаны другие теоретически обоснованные и опирающиеся на объективную методи­ку пути исследования индивидуально-психологических различий людей.

Кроме педагогики, другой областью прикладных ис­следований во французской психологии в XIX в. была медицина, особенно психиатрия и неврология. В Париже действовал крупнейший невропатолог, один из основопо­ложников изучения неврозов и гипнотизма Ж. Шарко (1825—1895). Его психиатрическая клиника в Сальпет-риере превратилась в мировую школу. Здесь учились 3. Фрейд, П. Жанэ, А. Бинэ. Шарко занимался истерией и гипнозом. Он выделил истерию как заболевание и объ­яснил ее симптомы — параличи, анестезии, припадки — физиологическими причинами. Он подчеркивал значение гипноза как диагностического средства, позволяющего отделить истериков от других типов пациентов. Гипноти­ческое состояние он рассматривал как болезненное со­стояние сознания — помрачения сознания, аналогичные истерическим.

Иные взгляды на истерию и гипноз сложились в пси­хологической школе (г. Нанси). Их развивали И. Берн-гейм и А. Лебель. В отличие от Шарко Бернгейм пони­мал гипноз как состояние, родственное обычному снуг при котором человек обладает способностью находиться под воздействием идеи и реализовать ее, причем все другие воздействия внешнего мира оказываются недо­ступными сознанию. В своих демонстрациях Бернгейм внушал больным галлюцинации, изменения в сосудодви-гательной и секреторной системах, параличи, анестезии, автоматические действия и т. п. Он описал факт внуше­ния на долгий срок. Этот факт и его объяснение за счет предположения о сохранении в сознании какой-либо идеи, но скрытой до дня исполнения произвели неизгла­димое впечатление на Фрейда и явились предпосылкой собственных идей о бессознательном.

Факты амнезии при пробуждении, изменения лично­сти в гипнозе (присвоение чужой личности, чередования личностей, возвращение к прежней личности), наруше­ния психики при душевных заболеваниях представляли большой интерес для психологии и особенно для само­го малоизученного ее раздела — высших психических функций и личности. Особенно большая заслуга в ис-


пользовании материалов патологии принадлежит Т. Ри-бо (1839—1916), основоположнику современной эмпири­ческой психологии во Франции. Рибо разделял позиции ассоцианизма и считал, что теория ассоциаций пред­ставляет собой наиболее разработанный отдел в совре­менной психологии12. Он подчеркивал важность изуче­ния анатомо-физиологических основ психических явле­ний, разделяя принципы физиологической психологии. Психология, по Рибо, должна быть экспериментальной наукой, но эксперимент не сводил к его лабораторной форме и называл патопсихологию естественным экспе­риментом самой природы. Многие труды Рибо посвяще­ны исследованию болезней памяти, личности, чувств и др. Рибо считал, что психология должна быть объектив­ной генетической, изучать конкретные факты психиче­ской жизни в их развитии. Возникновение социальных чувств, памяти, произвольного внимания, творческого воображения, он связывал с общественными условиями существования человека, с его трудовой деятельностью.

Следует отметить также большую организаторскую деятельность Т. Рибо. Он основал первый печатный ор­ган психологов журнал «Философское обозрение» ^(1876), в котором сотрудничали психологи и философы многих стран — Англии, Италии, Германии, Америки, России. В 1889 г. в Париже он организовал I Междуна­родный психологический конгресс с целью укрепления международных связей и сотрудничества психологов разных стран.

Внимание Рибо к фактам патологии, использование их для изучения психической жизни получило свое раз­витие в работах его ученика П. Жанэ (1859—1949). Ос­новным методом психологии он считал клиническое на­блюдение. Научное психологическое исследование мо­жет быть только изучением всех психологических явле­ний исключительно как действий. Психология должна быть объективной в том смысле, что она должна изу­чать непосредственно наблюдаемое — действия, речь субъекта, его манеру говорить и т. п. Любой изучаемый психологом факт должен поясняться с помощью понятия действия: новизна, длительность, прерывность-непрерыв-

" 7\ Рибо написал диссертацию о Д. Гартлн (1872), читал курс о новейших работах по вопросу об ассоциациях в Коллеж де Франс (1901); автор работ по анализу современной немецкой в английской психологии.


ность и т. д. В его изучение П. Жанэ включал количе^ ственный аспект, т. е. мощность или эффективность дей­ствия, а также напряжение. По показателям этих аспек­тов определялась принадлежность к норме или патоло­гии и тяжесть заболевания. Жанэ развивает эволюци­онные идеи об уровнях поведения, каждый из которых отличается различной степенью сложности актов-дей­ствий. Все функции психики, наблюдаемые в филогенезе и онтогенезе, описываются в последовательности их ста­новления 13. Поражением того или иного уровня объяс­няются психические заболевания: так, при неврозе пора­жаются верхние этажи; при идиотии поведение находит­ся на стадии рефлекторных действий.

Исходя из представлений о важности общения, П. Жанэ построил учение о памяти как чисто человече­ском изобретении и о ее социальной природе. Память — это рассказ о некотором событии прошлого, случившем­ся в отсутствие того, кому этот рассказ адресован. П. Жанэ называет память «преобразованной формой социального поведения отсутствия».

Признаваемая Жанэ социальная обусловленность психики человека получила широкое признание во фран­цузской психологической науке. Учениками П. Жанэ бы­ли А. Пьерон (1881—1964), а также А. Валлон, Ж. Пи­аже— все основатели современной французской генети­ческой психологии.

В России у истоков экспериментальной психологии стояли врачи-психиатры. В 80-х гг. XIX в. ими были ор­ганизованы экспериментальные психологические лабора­тории при психологических клиниках (в Казани, а за­тем в Петербурге—В. М. Бехтерев; Москве — С.С.Кор­саков, А. А. Токарский; Харькове—П. И. Ковалевский; Киеве—И. А, Сикорский; Дерпте (теперь Тарту) — Э. Крепелин, В. Ф. Чиж и др.). В этих лабораториях велись исследования по широкому кругу проблем, вклю­чая, кроме психологических, анатомию и физиологию нервной системы, психиатрию. Темами эксперименталь­но-психологических исследований были время протека­ния психических процессов, различные виды ощущений (зрительные, слуховые; мышечные, температурные, бо­левые), восприятия, двигательные реакции, внимание,

-

*• Генетический подход к интеллектуальным операциям был осуществлен его учеником Ж. Пиаже.


память, явления гипнотизма, эмоции, влияние различ­ных условий на умственную и мышечную работоспособ­ность и др. Официальная идеалистическая психология не хотела замечать эту работу врачей. Об этом с горе­чью писал В. Ф. Чиж в своем письме в редакцию жур­нала «Вопросы философии и психологии» в 1894 г. Од­нако процесс внедрения эксперимента в психологию не­льзя было остановить. Первым психологом, создав­шим собственно психологическую лабораторию, был Н. Н. Ланге (Новороссийский университет, 1896 г.). Ланге внес огромный вклад в развитие эксперименталь­ной психологии. Его исследования в области восприятия и внимания и основанная на них теория этих процес­сов — закон перцепции и теория волевого внимания — привели его к выводу о том, что самонаблюдение не мо­жет уловить стадии этих процессов, не позволяет вскрыть законы изучаемых процессов. Результаты этих исследо­ваний были обобщены в докторской диссертации автора «Психологические исследования», защищенной в 1893 г. в Московском университете. В своем вступительном сло­ве на защите «О значении эксперимента в современной психологии» Н. Н. Ланге развивал как главную мысль о том, что «к изучению психологических проблем необ­ходимо приложить тот точный эксперимент, который дал столь блестящие результаты в области естествознания; и что, сделав это, применив к психологии эксперимент, мы может возвести ее к такому совершенству, обратив ее в столь положительную науку, какой она еще никог­да не была»,4. В развернувшемся на защите диспуте по вопросу о значении эксперимента в психологии пози­цию Ланге разделяли С. С. Корсаков, а также А. А. Токарский. Заострив внимание на слабых сторонах совре­менного эксперимента, первый официальный оппонент Л. М. Лопатин сделал вывод о том, что в настоящее время «эксперименту принадлежит сравнительно скром­ная роль в решении коренных задач психологии»15, так что «в его современном состоянии, применяемый к ре­шению основных психологических проблем о воле и ра­зуме, он все же едва ли может заменить столь часто и несправедливо осуждаемый метод психологической

14 Ланге Н, Н. О значении эксперимента в современной психо-логии//Вопр. философии и психологии. 1894. Кн. (24)4. С. 565.

i6 Отчет о докторском диспуте Н. Н. Ланге//Вопр. философии я психологии. 1894. Кн. (24)4. С. 580.


интроспекции»- Так в обстановке ожесточенных споров постепенно эксперимент входил в психологическую нау­ку в России. В поддержку эксперимента выступил влия­тельный Н. Я.Грот. В докладе «Основания эксперимен­тальной психологии», с которым он выступил в Москов­ском психологическом обществе, Грот выдвинул задачу разработки собственно психологического эксперимента, который должен, в отличие от эксперимента в естествоз­нании, учитывать сознание, самосознание человека. Грот поддержал идею Ланге о необходимости учреждения психологических лабораторий при университетах.

В 1901 г. А. П. Нечаев организовал лабораторию экспериментальной психологии при Педагогическом му­зее военно-учебных заведений. Нечаев подчеркивал зна­чение экспериментальной психологии для выработки це­лесообразных приемов школьного обучения и решения спорных вопросов дидактики и методики. Он развернул экспериментально-психологические исследования основ школьного дела. При психологической лаборатории Не­чаева в 1904 г. были созданы педологические курсы (ди­ректор Н. Е. Румянцев). По его инициативе были орга­низованы (1906 и 1909) Всероссийские съезды по педа­гогической психологии и экспериментальной педагогике (1910, 1913, 1916). На съездах обсуждались принципы и методы психологического исследования, проблемы со­отношения теории и эксперимента. Г. И. Челпанов в до­кладе «Задачи современной психологии», с которым он выступил на Втором Всероссийском съезде по педагоги­ческой психологии, предостерегал от «плодящегося ди­летантизма в науке», который угрожает ей всегда в слу­чае отрыва от теории. Однако в условиях начавшегося процесса смыкания психологии с практикой это в дей­ствительности справедливое опасение было воспринято как выступление против эксперимента. Бехтерев назвал Челпанова «ревностным защитником теоретической пси­хологии» и в своем заключительном слове на этом съез­де заявил: «Дайте науке ход, не загоняйте ее в приви­легированные палаты одних университетов, ибо в таком случае она будет далека от практической жизни» 17.

16 Отчет о докторском... С. 588.

17 Бехтерев В. М. Речь перед закрытием съезд а/Д руды Второ­
го Всероссийского съезда по педагогической психологии. Спб- 1910.
С. 379.


А. Ф. Лазурский выступил за расширение области применения эксперимента, распространив его на иссле­дование личности. В этих целях он разработал метод естественного эксперимента. Естественный эксперимент подобен клиническому исследованию и заключается в наблюдении по специальной программе за испытуемым, например школьником, в естественных условиях, во вре­мя учебных занятий, в подвижных играх, чтения и т. п. Наряду с лабораторными приемами он позволяет ис­следовать личность человека, его интересы, характер. «Здесь, как и во всяком другом эксперименте, мы имеем преднамеренное, могущее неоднократно повторяться



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.