![]()
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ЖИЗНЕННЫЕ ТРУДНОСТИ 18 страница
Обгрызание ногтей — это симптом повышенной тревожности ребенка, проявление механизмов его психологической защиты от каких-то стрессовых факторов. Поэтому путем простого воздействия на симптом вы от этой привычки не избавитесь. Можно воспользоваться гипнозом, но при этом могут возникнуть гораздо более серьезные нарушения. Лучше понаблюдать за тем, в какие моменты обгрызание ногтей проявляется — когда ребенок с кем-то общается, во время ответа на уроке, разговора с мамой, папой, выполнения домашних заданий? Подобное действие выражает собой ауто-агрессию (бессознательное стремление себя за что-то наказать) или регрессию — обращение к более раннему периоду детства, стремление остаться маленьким, снять или разделить с кем-то часть ответственности. Все высказанное может вам помочь самостоятельно установить причины раздражающей привычки. Но не пытайтесь стыдить или наказывать ребенка — фиксируя его внимание на том, что вас раздражает, вы можете добиться противоположного эффекта и сделать его желание грызть ногти чрезмерным до навязчивости.
То, что вы описываете как бытовые конфликты, может на самом деле быть проявлением нескольких проблем. Во-первых, ваша дочка может быть совой, и тогда этот режим просто психологически труден для нее — она активна с вечера и замедленна утром. Во-вторых, и это кажется нам важнее, очевиден дефицит внимания с вашей стороны к дочке. Понятно, что это — издержки современного ритма, но нужно находить больше времени для девочки. Не случайно, что ей хочется именно разговоров — люди со слабым зрительным каналом связи часто бывают «аудистами», то есть им недостаточно вашего молчаливого соприсутствия, а нужны разговоры. Но это скоро пройдет — дети вырастают и перестают нуждаться в родителях так сильно. И наконец, обратите внимание, как она «оттягивает» время — она играет, и важно знать, во что. Во время разговоров со зверюшками она может продолжать прорабатывать проблемы, которые ее волнуют и не дают ей уснуть. Чтобы приспособиться к такому режиму и не терять личного вечернего времени полностью, постарайтесь начать укладывание на час раньше, а готовить дочку ко сну еще до этого — тихая музыка, спокойные игры, сказка на ночь. Нам кажется, стоит попробовать договориться с начальством об изменении режима работы, чтобы вы могли выходить на работу часом позже — ведь все равно фактически так и происходит, а через год девочка вырастет, и все станет проще. И вот что еще важно: чем нарушает дочкин режим ваш распорядок жизни вообще (начальство, конечно, не самое главное)? Может быть, после ответа на этот вопрос проблема начнет решаться быстрее.
Абрамова Г. С. Введение в практическую психологию. М., 1995. Астапов В. М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. М., 1994. Безруких М. Леворукий ребенок в школе и дома. Екатеринбург, 1998. Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И. Г., Щербинина С. В. Развиваем руки — чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Ярославль, 1997. Гарбузов В. И. Нервные дети. Л., 1990. Жикаренцев В. Возвращение в сердце. СПб., 2000. Забранная С. Д. Ваш ребенок учится во вспомогательной школе. М., 1993. Захаров А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. М, 1993. Захаров А. И. Ребенок до рождения и психотерапия последствий психических травм. СПб., 1998. Зеньковский В. В. Психология детства. Екатеринбург, 1995. Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Ярославль, 1996. Корнелиус Х., Фэйр Ш. Выиграть может каждый. М., 1992. Нартова-Бочавер С. К., Несмеянова М. И., Малярова Н. В., Мухортова Е. А. Чей я — мамин или папин? М., 1995. Нартова-Бочавер С. К., Несмеянова М. И., Малярова Н. В., Мухортова Е. А. Ребенок в карусели развода. М., 2001. Нартова-Бочавер С. К., Мухортова Е. А. Скоро в школу! М., 1995. Немов Р. С. Психология. Кн. 2. Психология образования. М., 1994. Непомнящая И. И. Становление личности ребенка 6—7 лет. М., 1992. Одаренные дети: Пер с англ. / Под общ. ред. Г. В. Бурменской, В. М. Слуцкого. М., 1991. Раттер М. Помощь трудным детям. М., 1987. Ричардсон Р. У. Силы семейных уз. СПб., 1994. Сатир В. Как строить себя и свою семью. М., 1992. Скиннер Р., Клииз Дж. Семья и как в ней уцелеть. М., 1995. Спок Б. Ребенок и уход за ним. Калининград, 1990. Флэйк-Хобсон К., Брайн Е. Р., Скин П. Развитие ребенка и его отношений с окружающими. М., 1993. Калгрен Ф. Воспитание к свободе. М., 1992. Чего на свете не бывает? Занимательные игры для детей от 3 до 6 лет / Под ред. О. М. Дьяченко, Е. Л. Агаевой. М., 1991. Шаллер Дж. Л. Потеря и обретение отца. СПб., 1997. Шишова Т. Застенчивый невидимка. М., 1997. Шишова Т. Страхи — это серьезно. М., 1997. СОДЕРЖАНИЕ
14. ЖИЗНЕННЫЕ ТРУДНОСТИ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Можно ли подготовиться к стрессам? |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Как их пережить с наименьшими потерями? | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Как преодолевать семейные трагедии? | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
15. СТРАХИ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Почему дети и взрослые так часто испытывают чувство страха? |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Как с ним бороться? | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Надолго ли сохраняются последствия испуга, перенесенного в детстве? | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
16. «ЧУВСТВО КРАЯ» | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Что делать, если ребенок не осознает дистанции между собой и взрослым? |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Как «собрать» расторможенного ребенка? | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Как его лучше воспитывать и каковы перспективы роста? | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
17. АСОЦИАЛЬНЫЕ СКЛОННОСТИ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Почему многие дети лгут? |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Что делать со случаями детского воровства? | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Как отличить нормальную активность от агрессивности, и отчего последняя появляется? | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
18. ОСОБЫЕ ТРЕВОГИ РОДИТЕЛЕЙ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Верны ли некоторые расхожие мнения о воспитании? |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Какие трудности приносят одаренные дети? | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Нужно ли что-то делать с особенностью ребенка или «само пройдет»? | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ЛИТЕРАТУРА |
Об авторах |
Нартова-Бочавер Софья Кимовна — кандидат психологических наук, доцент Московского педагогического государственного университета и Московского открытого социального университета, директор психологической консультации «Институт детства». Занимается проблемами детской психологии, ведет практическую работу с детьми, взрослыми и семьей в целом. Автор более 100 публикаций по научным и практическим вопросам психологии.
Кислица Галина Константиновна — практический психолог, сотрудник психологической консультации «Институт детства», работает с детьми дошкольного возраста и их родителями. Проводит развивающие занятия с группами детей.
Потапова Анастасия Викторовна — доцент Московского открытого социального университета и Московского института стали и сплавов, сотрудник психологической консультации «Институт детства», работает с подростками и их родителями, ведет психологические тренинговые группы.
Дорогие друзья! Если среди вопросов, на которые отвечали авторы нет тех, что интересуют вас, их можно задать лично специалистам психологической консультации «Институт детства» Тел. 242 45 27; 8-902-617 40 59 www.mama.ru e-mail sofia@bochaver.mccme.ru |
Научно-популярное издание
Серия «Психология для жизни»
Софья Кимовна Нартова-Бочавер
Галина Константиновна Кислица
Анастасия Викторовна Потапова
140 ВОПРСОВ
СЕМЕЙНОМУ ПСИХОЛОГУ
Главный редактор О. Сафуанова
Редактор О. Квасова
Художник М. Морейно
Обложка Н. Костюк, Е. Двоскина
Дизайн и верстка В. Солодков
При участии ООО «Агентство
«Крон-Сервис»
ЛР № 064979 от 5 февраля 1997 г.
Издательство ЦСПА «Генезис»
123298, Москва, ул. Ген. Берзарина, 16
тел. 203-04-07, факс 202-66-77
e-mail: genesis@dol.ru
www.genesis.ru
Формат 60×84 1/16. Подписано в печать 14.05.2002.
Печать офсетная. Бумага офсетная. Гарнитура Балтика.
Печ. л. 12. Тираж 3000 экз. Заказ № 6315.
Отпечатано в полном соответствии
с качеством предоставленных диапозитивов
в ОАО «Можайский полиграфический комбинат»
143200, г. Можайск, ул. Мира, 93.
|
© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.
|
|