Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ЖИЗНЕННЫЕ ТРУДНОСТИ 18 страница



Как отучить пятилетнего сына грызть ногти?

Обгрызание ногтей — это симптом повышенной тревожности ребенка, проявление механизмов его психологической защиты от каких-то стрессовых факторов. Поэтому путем простого воздействия на симптом вы от этой привычки не избавитесь. Можно воспользоваться гипнозом, но при этом могут возникнуть гораздо более серьезные нарушения. Лучше понаблюдать за тем, в какие моменты обгрызание ногтей проявляется — когда ребенок с кем-то общается, во время ответа на уроке, разговора с мамой, папой, выполнения домашних заданий? Подобное действие выражает собой ауто-агрессию (бессознательное стремление себя за что-то наказать) или регрессию — обращение к более раннему периоду детства, стремление остаться маленьким, снять или разделить с кем-то часть ответственности. Все высказанное может вам помочь самостоятельно установить причины раздражающей привычки. Но не пытайтесь стыдить или наказывать ребенка — фиксируя его внимание на том, что вас раздражает, вы можете добиться противоположного эффекта и сделать его желание грызть ногти чрезмерным до навязчивости.

Проблема у меня, может быть, не столь уж серьезная, но весьма действует на нервы. Дочка ходит в специализированный детский сад (по зрению). Приходится возить ее на автобусе, тем более что мне по пути на работу. Уложить ее очень трудно: до половины десятого она в темноте укладывает своих кукол и зверюшек. Периодические заходы в комнату и увещевания: «Завтра рано вставать, ну-ка успокаивайся и закрывай глаза», — имеют кратковременный эффект. Посиделки («полежалки») с ней перед сном не успокаивают, а, наоборот, провоцируют разговоры, вопросы и просто болтовню. Так что засыпает часам к 23. Утро начинается с поторапливания и окриков, хотя я очень не люблю с утра портить себе и ей настроение. Но по-хорошему ничего не получается. Ей в садик позже, чем мне, поэтому копается и копается без конца. После нагоняя все-таки одевается, летим на остановку как баллистические ракеты.

То, что вы описываете как бытовые конфликты, может на самом деле быть проявлением нескольких проблем. Во-первых, ваша дочка может быть совой, и тогда этот режим просто психологически труден для нее — она активна с вечера и замедленна утром. Во-вторых, и это кажется нам важнее, очевиден дефицит внимания с вашей стороны к дочке. Понятно, что это — издержки современного ритма, но нужно находить больше времени для девочки. Не случайно, что ей хочется именно разговоров — люди со слабым зрительным каналом связи часто бывают «аудистами», то есть им недостаточно вашего молчаливого соприсутствия, а нужны разговоры. Но это скоро пройдет — дети вырастают и перестают нуждаться в родителях так сильно. И наконец, обратите внимание, как она «оттягивает» время — она играет, и важно знать, во что. Во время разговоров со зверюшками она может

продолжать прорабатывать проблемы, которые ее волнуют и не дают ей уснуть.

Чтобы приспособиться к такому режиму и не терять личного вечернего времени полностью, постарайтесь начать укладывание на час раньше, а готовить дочку ко сну еще до этого — тихая музыка, спокойные игры, сказка на ночь. Нам кажется, стоит попробовать договориться с начальством об изменении режима работы, чтобы вы могли выходить на работу часом позже — ведь все равно фактически так и происходит, а через год девочка вырастет, и все станет проще.

И вот что еще важно: чем нарушает дочкин режим ваш распорядок жизни вообще (начальство, конечно, не самое главное)? Может быть, после ответа на этот вопрос проблема начнет решаться быстрее.

  Литература

Абрамова Г. С. Введение в практическую психологию. М., 1995.

Астапов В. М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. М., 1994.

Безруких М. Леворукий ребенок в школе и дома. Екатеринбург, 1998.

Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И. Г., Щербинина С. В. Развиваем руки — чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Ярославль, 1997.

Гарбузов В. И. Нервные дети. Л., 1990.

Жикаренцев В. Возвращение в сердце. СПб., 2000.

Забранная С. Д. Ваш ребенок учится во вспомогательной школе. М., 1993.

Захаров А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. М, 1993.

Захаров А. И. Ребенок до рождения и психотерапия последствий психических травм. СПб., 1998.

Зеньковский В. В. Психология детства. Екатеринбург, 1995.

Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Ярославль, 1996.

Корнелиус Х., Фэйр Ш. Выиграть может каждый. М., 1992.

Нартова-Бочавер С. К., Несмеянова М. И., Малярова Н. В., Мухортова Е. А. Чей я — мамин или папин? М., 1995.

Нартова-Бочавер С. К., Несмеянова М. И., Малярова Н. В., Мухортова Е. А. Ребенок в карусели развода. М., 2001.

Нартова-Бочавер С. К., Мухортова Е. А. Скоро в школу! М., 1995.

Немов Р. С. Психология. Кн. 2. Психология образования. М., 1994.

Непомнящая И. И. Становление личности ребенка 6—7 лет. М., 1992.

Одаренные дети: Пер с англ. / Под общ. ред. Г. В. Бурменской, В. М. Слуцкого. М., 1991.

Раттер М. Помощь трудным детям. М., 1987.

Ричардсон Р. У. Силы семейных уз. СПб., 1994.

Сатир В. Как строить себя и свою семью. М., 1992.

Скиннер Р., Клииз Дж. Семья и как в ней уцелеть. М., 1995.

Спок Б. Ребенок и уход за ним. Калининград, 1990.

Флэйк-Хобсон К., Брайн Е. Р., Скин П. Развитие ребенка и его отношений с окружающими. М., 1993.

Калгрен Ф. Воспитание к свободе. М., 1992.

Чего на свете не бывает? Занимательные игры для детей от 3 до 6 лет / Под ред. О. М. Дьяченко, Е. Л. Агаевой. М., 1991.

Шаллер Дж. Л. Потеря и обретение отца. СПб., 1997.

Шишова Т. Застенчивый невидимка. М., 1997.

Шишова Т. Страхи — это серьезно. М., 1997.

СОДЕРЖАНИЕ

 

К ЧИТАТЕЛЯМ

 

1. РЕБЕНОК РОДИЛСЯ

 

Как привыкнуть к появлению нового члена семьи?

 

Как преодолеть трудности, связанные с его режимом, непривычным для родителей?
Как его кормить, укладывать спать и воспитывать?

2. ВОЗРАСТ УПРЯМСТВА — 3 ГОДА

 

Почему поведение трехлетних детей резко изменяется?

 

Как пережить этот период взрослым с наименьшими потерями?
Как воспитывать ребенка в это время?

3. ДЕТСКИЙ САД

 

Как готовить ребенка к детскому саду?

 

В чем преимущества и недостатки «садовского» воспитания?
Как лучше общаться с воспитателями и детьми?

4. ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ

 

Как готовить ребенка к школе?

 

Что приносит ему и его родителям наибольшие трудности?
Как использовать возможности совместных занятий, и нужно ли это?

5. ШКОЛЬНЫЕ ГОДЫ

 

Почему школа оказывается для ребенка источником стрессов?

 

Что может помочь ребенку учиться лучше?
Насколько родители могут и должны контролировать школьную жизнь ребенка?

6. ВНУТРИ СЕМЬИ

 

Как взаимодействуют между собой члены семьи?

 

Из чего складывается эмоциональный микроклимат?
Как избежать «семейных сцен»?

7. СЕМЬЯ БЕЗ МУЖЧИНЫ

 

Что такое «материнская» семья?

 

Как это влияет на особенности ребенка?
Как справиться одинокой матери со всеми трудностями?

8. БРАТЬЯ И СЕСТРЫ

 

Как правильно воспитывать детей в семье, чтобы они не испытывали ревности друг к другу или зависти?

 

Важен ли порядок рождения для особенностей развития ребенка?
Как регулировать конфликты между детьми?

9. ИСКУССТВО ВОСПИТАНИЯ

 

Как воспитывать ребенка «по своему образу и подобию» и даже лучше, не нанося ему ущерба?

 

Зачем нужны наказания и поощрения и как их лучше использовать?
Как развивать его в соответствии с возрастными нормами?

10. СОБСТВЕННОСТЬ И ДЕТИ

 

Что может принадлежать детям и что они вправе защищать?

 

Могут ли дети иметь собственные вещи?
Что делать с детской жадностью и расточительностью?

11. НА ВОЛНЕ НАСТРОЕНИЙ

 

Что такое чувства и настроение, стоит ли к ним прислушиваться?

 

Передаются ли они другим людям?
Как избежать «заражения», если поддаваться ему не хочется?

12. ЧУВСТВО ПОЛА

 

Как ребенок узнает о «тайнах» пола?

 

Как узнать, нормален ли интерес ребенка к вопросам секса или чрезмерно преувеличен?
Как относиться к чувствам детей?

13. СОВРЕМЕННЫЕ ВЛИЯНИЯ

 

Какие новые «вредности» возникают в технократическом обществе и как от них защищаться?

 

Полезен ли компьютер?
Как относиться к рекламе?

 

14. ЖИЗНЕННЫЕ ТРУДНОСТИ

 

Можно ли подготовиться к стрессам?

 

Как их пережить с наименьшими потерями?
Как преодолевать семейные трагедии?

15. СТРАХИ

 

Почему дети и взрослые так часто испытывают чувство страха?

 

Как с ним бороться?
Надолго ли сохраняются последствия испуга, перенесенного в детстве?

16. «ЧУВСТВО КРАЯ»

 

Что делать, если ребенок не осознает дистанции между собой и взрослым?

 

Как «собрать» расторможенного ребенка?
Как его лучше воспитывать и каковы перспективы роста?

17. АСОЦИАЛЬНЫЕ СКЛОННОСТИ

 

Почему многие дети лгут?

 

Что делать со случаями детского воровства?
Как отличить нормальную активность от агрессивности, и отчего последняя появляется?

18. ОСОБЫЕ ТРЕВОГИ РОДИТЕЛЕЙ

 

Верны ли некоторые расхожие мнения о воспитании?

 

Какие трудности приносят одаренные дети?
Нужно ли что-то делать с особенностью ребенка или «само пройдет»?

ЛИТЕРАТУРА

  Об авторах

Нартова-Бочавер Софья Кимовна — кандидат психологических наук, доцент Московского педагогического государственного университета и Московского открытого социального университета, директор психологической консультации «Институт детства». Занимается проблемами детской психологии, ведет практическую работу с детьми, взрослыми и семьей в целом. Автор более 100 публикаций по научным и практическим вопросам психологии.

Кислица Галина Константиновна — практический психолог, сотрудник психологической консультации «Институт детства», работает с детьми дошкольного возраста и их родителями. Проводит развивающие занятия с группами детей.

Потапова Анастасия Викторовна — доцент Московского открытого социального университета и Московского института стали и сплавов, сотрудник психологической консультации «Институт детства», работает с подростками и их родителями, ведет психологические тренинговые группы.

 

Дорогие друзья! Если среди вопросов, на которые отвечали авторы нет тех, что интересуют вас, их можно задать лично специалистам психологической консультации «Институт детства» Тел. 242 45 27; 8-902-617 40 59 www.mama.ru e-mail sofia@bochaver.mccme.ru

Научно-популярное издание

Серия «Психология для жизни»

Софья Кимовна Нартова-Бочавер
Галина Константиновна Кислица
Анастасия Викторовна Потапова

140 ВОПРСОВ
СЕМЕЙНОМУ ПСИХОЛОГУ

Главный редактор О. Сафуанова
Редактор О. Квасова
Художник М. Морейно
Обложка Н. Костюк, Е. Двоскина
Дизайн и верстка В. Солодков

При участии ООО «Агентство
«Крон-Сервис»

ЛР № 064979 от 5 февраля 1997 г.
Издательство ЦСПА «Генезис»
123298, Москва, ул. Ген. Берзарина, 16
тел. 203-04-07, факс 202-66-77

e-mail: genesis@dol.ru
www.genesis.ru
Формат 60×84 1/16. Подписано в печать 14.05.2002.
Печать офсетная. Бумага офсетная. Гарнитура Балтика.
Печ. л. 12. Тираж 3000 экз. Заказ № 6315.

Отпечатано в полном соответствии
с качеством предоставленных диапозитивов
в ОАО «Можайский полиграфический комбинат»
143200, г. Можайск, ул. Мира, 93.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.