Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ЖИЗНЕННЫЕ ТРУДНОСТИ 15 страница



Однако нужно стараться по мере возможности расслаблять и успокаивать ребенка, ведь страх темноты означает тревогу перед неизвестностью, нежелание расставаться с

родителями — страх одиночества (боязнь быть покинутым). Вот в этих направлениях вам и стоит поработать с мальчиком. Со страхами можно работать и в психологической консультации. Если это страх локальный (чего-то конкретного), то можно от него избавиться. Если же работа психолога не подкрепляется изменением семейной, социальной ситуации ребенка и тревожность по-прежнему остается высокой, то имеется шанс, что страхи превратятся в другую форму невроза (которые очень часто мигрируют и превращаются из одной формы в другую). Но показать психологу ребенка полезно, потому что он может увидеть и комплекс еще каких-то тревожных симптомов.

Девочка двух с половиной лет очень боится собак. Трепещет при виде любой собаки на улице. Кричит: «Боюсь собаки!» Как объяснить ей, что делать и как вести себя при виде собаки? Можно ли помочь избавиться ей от этого страха?

Вообще-то это не страшно. А иногда даже полезно — ведь собаки часто похожи на своих хозяев, и не вполне ладящие с самими собой люди часто заводят собак агрессивных пород. Или воспитывают их не совсем правильно. Поэтому, нам кажется, безопаснее, если девочка будет избегать незнакомых животных. Нас всегда очень беспокоят дети, которые стремятся познакомиться с любым животным поближе, так как собаки не всегда принимают навязчивость.

Но если вам кажется, что девочка боится напрасно, лучше, ничего не говоря, на ее глазах самой погладить, познакомиться с собакой, покормить ее, в общем, пообщаться так, как вам самой приятно. Можно воздержаться от комментариев, пусть дочка сама спросит вас: «А зачем ты погладила эту зверюгу? А тебе было страшно?», и т. п. Не было ли у девочки негативного опыта встреч с собаками? Постарайтесь вспомнить и хотя бы обсудить.

Если есть возможность, можно завести щенка. Но не очень крупного, чтобы дочка не воспринимала его как соперника себе. Если же это средство кажется вам более сильным, чем сама болезнь, можно ограничиться подборкой историй о том, что «собака — друг человека» — сказок, мультфильмов, историй друзей. Если страхов становится больше или что-то еще в поведении ребенка настораживает, покажитесь психологу. Успехов вам в воспитании юного кинолога!

Нашу четырехлетнюю дочь укусила собака. После этого девочка панически боится собак (даже щенков). Она начинает дрожать, плакать, прятаться за маму. Прошло уже три месяца. Ситуация улучшилась, но страх по-прежнему существует. Посоветуйте, что делать?

В домашних условиях лучше ничего не делать. Страх обоснован, девочка приобрела опыт. Если вам кажется, что он неадекватен, попробуйте в условиях максимального расслабления ребенка (сидит на коленях, защищена, ест что-то вкусное) создать возможность для приближения щенка. Если страха не возникнет, обратите внимание девочки на то, что собаки совсем не страшные, и на первый раз остановитесь. В следующий раз попробуйте установить между ними контакт более тесный. И так, шаг за шагом, приучите ребенка к переживанию безопасности. Если вас сильно волнует проблема общения с собаками, можно попробовать завести щенка (по выбору самой девочки). Но, нам кажется, это не очень серьезное препятствие для развития и общения девочки. Все пройдет скорее всего и без особых усилий с вашей стороны.

Двенадцатилетний сын, общительный с друзьями, ровесниками, взрослыми, испытывает сильное волнение и робость в большой аудитории при чтении докладов, стихов и пр. Как помочь ему преодолеть это?

Публичные выступления — один из самых распространенных объектов страха, и само по себе это не является патологией. Просто приносит иногда людям, в силу своих занятий вынужденным выступать в большой аудитории, некоторые трудности. Однако это не означает, что трудности преодолеть невозможно. Замечательный оратор Г. В. Старовойтова в одной из телепередач рассказывала, что к самым первым своим выступлениям в красном уголке ЖЭКа готовилась в течение недели. Однако все мы знаем, что это беспокойство в дальнейшем оказалось преодоленным.

Страх публичных выступлений психологически вполне обоснован: ведь каждый человек общается по необходимости с весьма ограниченным кругом людей, к которым можно привыкнуть. Оценки и мнения этих людей можно предсказать, и если вы знаете, что слушать вас не захотят или будут чрезмерно критичны к вам, то всегда есть возможность от выступления воздержаться. В самом деле, зачем наносить удары по самооценке, если этого можно избежать?

Мнение большой аудитории предсказать можно не всегда, хотя оно по своей структуре обычно оказывается более простым, чем в том случае, когда нас воспринимают несколько слушателей. Здесь проявляются феномены, связанные с наличием толпы (так называемые феномены массового сознания), которые включают в себя заражение, подражание и другие психологические процессы. Если мы готовимся выступать перед аудиторией в двести человек, это не значит, что оттенков отношения будет столько же. Скорее всего оттенков не будет вообще, а мнение будет единым

или разделится пополам. То есть не нужно думать, что двести человек будут внимательнее или умнее, чем один слушатель.

Многим ораторам выступать даже легче перед большой аудиторией, чем перед маленькой. Среди преподавателей, например, отчетливо выделяются два типа: представители первого охотнее ведут семинарские занятия, применяя интерактивные методы общения и поддерживая постоянный эмоциональный контакт со слушателями, а представители второго предпочитают поточные лекции, при этом обращаясь к аудитории как «совокупному субъекту обучения» и не различая в ней отдельных лиц. Качество работы, впрочем, при этом может почти не страдать.

Люди испытывают разную потребность в публичном признании: для кого-то это жизненная необходимость, и таким людям общаться с большой группой легко. Они артистичны, непосредственны, раскованны. И убеждены в том, что нравятся другим. Другие же люди предпочитают камерное общение, для них имеет значение только мнение очень ограниченного круга людей, а все остальные представляются им не очень дружелюбными и совершенно безразличными к тому, что им говорится.

А теперь, поняв основные закономерности психологии публичного выступления, очень просто сформулировать правила, которые помогут осуществить его легко и приятно.

• Найти позитивные ответы на вопросы: «Для чего я здесь нахожусь? Чего эти люди не знали (или не имели) до моего выступления?» Прогнозировать результат. Перенестись в будущее. Представьте себя после выступления. Подумайте о том, что будет вечером (или завтра).

• В совершенстве овладеть текстом выступления — опытные радиоведущие знают, что самая лучшая импровизация — это та, которая была прочитана вслух раз этак 10—12.

• Выбрать дружелюбное лицо из числа тех, что вас слушают, и в дальнейшем обращаться в основном к нему. Пусть его улыбки, кивки и поза будут для вас эмоциональными ориентирами. Если вам удастся увлечь одного, скорее всего другие члены аудитории подстроятся под его настроение.

• Помнить, что если вам есть чем поделиться с аудиторией, значит, вы в данный момент богаче. Ваши слушатели сейчас в чем-то ваши ученики. Поэтому можно простить им некоторую строптивость — будьте снисходительны.

• Если же вам необходимо высказаться в аудитории, которая к вам не вполне дружелюбна, переходите к диалогам — пусть ваши слушатели побудут немного в роли выступающих, это обычно оказывает очень эффективное воспитательное воздействие. Не бойтесь использовать и другие способы психологического давления. «Я вижу вас голыми!» — эта установка помогает любому почувствовать уверенность в себе.

Эти простые советы помогают и детям, и взрослым. А поскольку нередко детям транслируются страхи взрослых, то, может быть, полезно было бы начать с себя.

«ЧУВСТВО КРАЯ»

Что делать, если ребенок не осознает дистанции между собой и взрослым?

Как «собрать» расторможенного ребенка?

Как его лучше воспитывать и каковы перспективы роста?

Что такое гипердинамия и как воспитывать такого ребенка?

Бывает так, что чрезмерная живость является следствием так называемого гипердинамического синдрома. В основе его лежат микроорганические повреждения головного мозга, обусловленные особенностями родов. Грубые поражения отсутствуют, и у младенца никаких выраженных нарушений не наблюдается. Последствия минимальной мозговой дисфункции начинают проявляться позднее. На поведенческом уровне явно виден следующий комплекс нарушений: повышенная возбудимость, непоседливость, разбросанность, расторможенность влечений, отсутствие сдерживающих начал, чувства вины и переживаний, а также доступной возрасту критичности. Про этих детей часто говорят, что они «без тормозов», ни секунды не сидят на месте, вскакивают и бегут, не разбирая дороги. У них ослаблен инстинкт самосохранения, что может выражаться в частых падениях, травмах, ушибах.

Гипердинамичный ребенок импульсивен, он действует по внезапному порыву и порой сам не знает, что сделает в следующий миг. Он редко испытывает чувство вины, ведь изначально он не замышляет ничего плохого. Просто побежал, схватил попавшуюся на глаза яркую вещь, а полетевшая на пол ваза разбилась сама собой, он ее и не собирался трогать. Традиционное наказание на него мало действует, он легко и быстро забывает его, так же как и даваемые обещания «вести себя хорошо». Он может быть вспыльчив и драчлив, хотя мирится со сверстниками так же легко, как и ссорится.

Дети, имеющие гипердинамический синдром, далеко не всегда обладают холерическим темпераментом, хотя на первый взгляд могут быть похожи по своему поведению на холериков. Их непоседливость обусловлена общей ослабленностью нервной системы, а не врожденным типом психофизической «специализации». Различие можно обнаружить, понаблюдав

за тем, как действует ребенок. Холерик целеустремлен и настойчив в достижении цели. Достигнув ее, он способен подолгу заниматься понравившимся ему делом и протестует, если его отвлекают. Гипердинамичный ребенок ни на чем подолгу не задерживает внимания. Повышенная отвлекаемость вкупе с расторможенностью — одна из самых характерных его черт, он не доводит начатое дело до конца. Окружающие мелочи постоянно привлекают его внимание, но он не сосредоточивается на них. Его интерес поверхностен и краткосрочен. Родителям и воспитателям бывает очень трудно с таким ребенком. Тем большее внимание ему нужно уделять, чтобы имеющаяся трудность не усугублялась с возрастом. При правильном и внимательном воспитании последствия гипердинамического синдрома могут быть преодолены к началу школьного возраста.

Что же советуют врачи и психологи в таком случае? Расторможенность корректируется привитием ребенку понятий «нельзя» и «надо». Не ждите быстрых результатов, не пытайтесь сравнивать его успехи с успехами других детей в овладении этими понятиями, вам наверняка потребуется большее время. Для вас важно преодолеть негативные последствия минимальной мозговой дисфункции к школьному возрасту. А потому наберитесь терпения и будьте неизменно последовательны в своем поведении. Все варианты того, что «нельзя», должны быть четко определены, однако их не должно быть много — выберите самое главное и обязательно (!) согласуйте их со всеми членами семьи. Разночтения в данном случае просто губительны. То же касается и понятия «надо». При этом следите за тем, чтобы ваши требования были доступны ребенку, соответствовали его возможностям, иначе вместо положительного эффекта вы лишь усугубите трудности. Если вам трудно самим разобраться в этом вопросе, лучше обратиться к психологу за консультацией.

Помните, что постоянные одергивания, крики, угрозы физического наказания вам не помощники. Порой трудно

удержаться в рамках спокойного отношения, ибо гипердинамичный ребенок способен вывести из терпения самых спокойных и уравновешенных взрослых, но именно это ему более всего необходимо, как и ваша любовь. Найдите для себя «волшебные» способы, которые позволят вам быстро возвращать душевное равновесие, и не стесняйтесь обратиться за помощью к специалисту. Заботясь, таким образом, о себе, вы заботитесь о благополучии и здоровье вашего ребенка.

Важный момент для преодоления расторможенности — организация двигательной активности ребенка. Его беготня не должна быть бессмысленной. Необходимо придавать ей пусть самую простую, но цель. Занятия спортом очень полезны для такого ребенка, поскольку он нуждается в игре со сверстниками и умении подчинять свою активность цели и правилам. В активных играх малыш так же расходует избыток энергии, снимает перевозбудимость. Скорее всего вам придется рассказать о своих сложностях тренеру и попросить его помощи. Не всем родителям это приятно делать, но нам кажется, что это было бы полезно. Ведь изначально гипердинамичный ребенок не настроен на командные действия. Он подчинен лишь собственным импульсам и желаниям. Опытный тренер сможет понять и найти способ постепенно «включить» ребенка в общий процесс. Но он должен заранее знать о его особенностях, чтобы правильно истолковать и скорректировать нарушения ребенком дисциплины.

Следует как можно раньше приучать малыша к усидчивости. Если видите, что он устал от беготни, возьмите его за ручку, посадите на некоторое время рядом с собой, заняв его каким-нибудь делом (качество выполнения не так важно): складыванием кубиков, рисованием, лепкой. В процессе занятия доброжелательно и ласково говорите с ним, пусть ему будет приятно и интересно. Не устраивайте длинных «передышек» — для вашего молодца это тяжело, но постарайтесь удержать его до тех пор, пока он не сделает маленькое задание до конца. Например, он может слепить колобка, а вы сделаете

ему глазки и улыбающийся рот. Потом вместе полюбуйтесь на него и, похвалив за работу (за помощь, за то, что доставил вам удовольствие, посидев с вами, и т. п.), отпускайте. Воспитание усидчивости в данном случае требует особого внимания, терпения и целенаправленной работы. Постепенно она станет привычной, и к школе ребенок будет в состоянии усидеть за партой весь урок.

В эмоциях тоже может проявляться расторможенность. Лучшее средство воздействия здесь — собственный пример. Старайтесь сами не «срываться», не поощряйте истерических выпадов ребенка, если он пытается закатить истерику, лучше просто игнорировать ее, как будто вы ничего не заметили. Обратите внимание на систему поощрений, она важна для каждого ребенка, а для вашего малыша в особенности. Что же касается наказаний, то многие специалисты, работающие с подобными детьми, лучшим способом считают временное лишение подвижности. Только не переборщите со временем. Пусть посидит 2 минуты без дела на диване. Для него это ох как нелегко. Такое наказание он скорее всего воспримет и запомнит.

И еще раз напомним: не стесняйтесь обратиться к специалисту — психоневрологу, психологу — за помощью. Гипердинамичность компенсируется, но нужно вовремя обратить на нее внимание, чтобы не получилось, как в известной поговорке: «Маленькие детки — маленькие бедки...» Пусть ими все и ограничится и в школьное детство ваш ребенок вступит действительно подготовленным.

Двухлетний малыш безмерно деятелен, я валюсь с ног, личные дела забыты, хозяйственные хлопоты отодвинуты в сторону. Как направить активность ребенка в безопасное для него и одновременно полезное русло? Невропатолог сказал, что все в порядке, просто он холерик.

Вообще-то вы не должны удивляться поведению сына — ведь темперамент наследуется в основном от матери. Так что, может быть, лучше поговорить с собственными родителями.

Люди этого темперамента по своей природе неутомимы. Согласно широко известной концепции В. А. Геодакяна об эволюционно целесообразном поведении мужских и женских особей, темперамент — это генетически закрепленная «специализация» стиля поведения в экстремальных ситуациях и соответствующая ему психофизическая «специализация». Она необходима для развития выживания общности людей в целом, ибо для жизни нужны различные, подчас полярно противоположные качества. Если бы все люди имели одинаковые данные, у человечества было бы меньше шансов на выживание и развитие.

Итак, ваш малыш — холерик, хотя справедливости ради надо сказать, что «чистые» темпераменты встречаются редко и тот же холерик может обладать некоторыми чертами сангвиника или флегматика. Какую же роль отводит природа людям, обладающим холерическим темпераментом? Это первооткрыватели, борцы, они мужественно встречают опасность и способны стойко переносить лишения. Их энергия и сила проявляются не только в действиях, но и в эмоциях — ярких, явно выраженных. Классический пример, который обычно приводят для иллюстрации данного стиля поведения, — д'Артаньян, из исторических персонажей — Александр Македонский, предпочитающий разрубать узлы, а не возиться с их развязыванием. Холерики — люди действия.

Они часто безудержно смелы, так как природа приглушила у них инстинкт самосохранения. С ними нелегко, но без них невозможно победить в экстремальной ситуации.

Подумайте, похоже ли ваше дитя на это описание? Мудрые родители обязательно должны учитывать природный темперамент ребенка. Это касается не только холериков, но и других типов — сангвиников и флегматиков. (Предупреждая вопрос читателей, оговоримся, что, согласно рассматриваемой концепции, меланхолического темперамента нет, так как природе для приспособления и преодоления экстремальных ситуаций не нужны были слабость, заторможенность без приспособительного смысла, апатичность, замкнутость на себе и пессимистичность. Есть лишь меланхолический характер, а это уже продукт воспитания.)

Но вернемся к нашему непоседе. Задача родителей не подавить природные особенности ребенка, а направить их в нужное русло, чтобы при своем динамизме и умении добиваться поставленных целей ваш ребенок вырос в меру гибким, способным понять других людей, достаточно сдержанным и умеющим жить в социуме. Поскольку темперамент природен, он неизменяем в своей основе. Подавляя темперамент, нельзя добиться позитивных перемен, можно лишь способствовать формированию сложного, противоречивого характера и развитию нервозности у ребенка. Альтруистическое начало есть в любом темпераменте, только в разных типах оно по-разному выражается. Так, холерик способен взять на себя роль первопроходца в трудной ситуации со всей вытекающей из этого ответственностью. Родителям и воспитателям следует помнить, что именно альтруистическая составляющая страдает в первую очередь при подавлении природной основы: если вы будете стараться погасить природную живость ребенка, то получите либо хулигана, всеми правдами и неправдами стремящегося доказать свое право быть самим собой, либо страдающего неврозом человека, осложняющего жизнь себе и окружающим неразрешенными внутренними

противоречиями. Это естественно, ведь любое насилие вызывает протест и подрывает веру в любовь. Вместе с тем постепенно пропадает желание идти навстречу людям, помогать, и остается лишь стремление любым способом защитить свою индивидуальность. В результате будут страдать характер и здоровье.

Как же помочь себе и ребенку позитивным образом расходовать переполняющие его силы? Если ваш ребенок активен от природы, нужно направлять и организовывать двигательную активность, чтобы она не была бесцельной. Для этого вам придется бегать и играть вместе с ним. Поинтересуйтесь у своего малыша, куда и откуда он бежит, где он хочет оказаться? Именно эти вопросы начинают задавать дети в двухлетнем возрасте. Более сложный для осмысления вопрос «почему?» появляется позже и характерен для трехлетних детишек. Вопросы предвидения («что будет?») и целеобразования («зачем?», «для чего?») появляются ближе к пяти годам. Вопросы «кто это?», «что это?», «где?», «куда?», «откуда?» помогают ребятам научиться ориентироваться в пространстве, и вы можете помочь ребенку освоить этот важный для него шаг, заостряя его внимание на необходимости найти, придумать ответ. Отвечая на простые вопросы, которые не ломают его игру, а включаются в нее, малыш учится осмысливать свою деятельность. Он уже носится по коридору не без цели и смысла, а, как доктор Айболит, торопится спасать больных зверят.

Получив ответ ребенка, вы можете расширить его границы, предложив добавления или изменения, однако не настаивайте на своем варианте игры. Хорошо уже то, что ребенок узнал про иные возможности. Не думайте, что если ребенок не отреагировал сразу на ваше предложение, он его не услышал. Взрослые часто обижаются и сердятся, когда их полезные и интересные, как им кажется, придумки остаются без внимания. На самом деле это не так, просто нам порой бывает трудно спуститься на уровень ребенка и наш интересный

вариант для него пока еще сложен. Последователи известной развивающей дошкольников системы Марии Монтессори считают, что период до трех лет характеризуется таким типом ментальности, подступиться к которому взрослые не в состоянии. Поэтому самым главным для ребенка являются любовь, возможность слышать красивую, правильную речь и подготовленная среда родного дома.

Кстати, та же система Монтессори предлагает родителям предоставлять ребенку возможность знакомиться с «опасными» предметами типа молотка, ножа, ножниц или крупной «цыганской» иглы. Безусловно, необходимо обезопасить малыша от возможности ожогов, падения с высоты, ударов током — в остальном же ему предлагается свобода в выборе занятий и материалов. Система Монтессори предлагает ряд специальных дидактических материалов, которыми можно воспользоваться и в домашних условиях. Таким образом, ребенок ненавязчиво обучается необходимым жизненным навыкам, развивает восприятие, воображение, способность самостоятельно мыслить и действовать.

Конечно, в обычной жизни воспользоваться всеми рекомендациями той или иной системы развития не всегда удается. Если вы хотите от двухлетнего малыша полного повиновения и дисциплины, соблюдения порядка, способности долгое время заниматься одним и тем же делом — вы явно переоцениваете его возможности. Если его энергия в больших количествах требует выхода, поищите возможность занять малыша спортом, например плаванием.

Моему маленькому провокатору 1 год. Квартира у нас небольшая, по возможности я обустроила ее так, чтобы мелкому «нельзя» было как можно меньше, постоянным «гавканьем», кажется, тоже не доставала, но сейчас, мне кажется, я постепенно превращаюсь в эдакого комнатного цербера. Есть у нас несколько мест и вещей, которые категорически запрещены, все остальное — в его распоряжении. Свободу действий и передвижений в наших комнатах никто не ограничивал. Поэтому я не могу понять, откуда у него это. Только я его отвожу от одной шкоды, он тут же разворачивается и делает другую, хотя твердо знает, что нельзя и им будут недовольны или даже отругают. Или появилась новая привычка, которая может вывести из себя кого угодно: если что-то не по нему, начинает очень противно выть, вроде и не плачет, вроде и не кричит громко, но старушки нашего двора уже смотрят на меня как на изверга. Что это? Откуда?

Если ребенок перевозбужден уже в возрасте одного года, то это относится скорее к компетенции невропатолога, чем психолога. Возможно, вашему мальчику было бы полезно попить что-нибудь успокаивающее. В общем, картина развития ребенка укладывается и в рамки темпераментальных особенностей — но если он начинает выть, то, стало быть, не очень хорошо себя чувствует. Его нужно расслаблять и успокаивать, а главное условие для этого — ваш собственный внутренний покой. Попробуйте отследить, как ваше состояние влияет на его поведение.

Моему сыну почти 3 года. Семья полная, но я много времени провожу на работе. Ребенок очень активный. Не сидит на месте вообще. Не может надолго сосредоточиться на одном занятии. Очень эмоционально нестабильный. Практически не управляемый. Интеллектуально развитый, очень хорошо говорит и размышляет. Но с нервами у него не все в порядке. Если что не так, он кричит. Очень агрессивен (дерется), но совсем не зло, а как бы играя. Волнуюсь, чтобы он не стал невротиком. Или это просто возраст? Были быстрые роды, может, в этом заключено объяснение проблемы?

Сейчас очень много неусидчивых детей даже в более позднем возрасте (это встречается и среди школьников). Трудно сказать, отчего это проявляется у вашего мальчика — как следствие трудных родов, предрасположенность к психопатии, результат органических нарушений или просто как индивидуальная особенность — темперамент. Попробуйте для себя определить, чем эта особенность мешает ему и вам. Умеет ли он слушать сказки? Как долго может играть? Способен ли играть вместе с вами? Как вы реагируете на его желания? Неплохо, если бы ваше общение смог пронаблюдать психолог. И пожалуйста, имейте в виду, что опережающее интеллектуальное развитие очень часто сочетается с отставанием в области волевых процессов. В этом случае иногда проводят занятия с психологом (игры, сказки), а иногда назначают медикаментозное лечение. Так что заочно, к сожалению, ничего конкретного посоветовать мы не можем.

Я работаю, девочке 3 года 1 месяц. В понедельник с ней сидит мама мужа, остальные дни — моя мама. Обе бабушки ребенка очень любят (играют, читают и т. п.). Но мою маму после каждого понедельника Лиза всегда встречает одними и теми же словами: «Уходи, я не буду с тобой и т. п.». Мама держится изо всех сил и не выдает обиды. Через некоторое время (15—20 минут) Лиза как ни в чем не бывало идет с ней играть, и весь день проходит без проблем. Я пыталась разговаривать с дочкой, объяснить, что бабушка расстраивается, что очень любит ее, но, похоже, девочку это только раззадоривает. В сад отдать пока не можем (много проблем со здоровьем). Может быть, маме надо хоть раз обидеться? Посоветуйте, как быть?

Нам кажется, ключевая фраза вашей проблемы: «Мама терпит, ничем не выдает своего огорчения...» А выдавать уже пора. У ребенка трехлетнего возраста нет еще представления о правилах поведения, но у него могут быть и нравственные чувства, и нравственные привычки. Воспитываются же они через заражение, подражание и установление обратной связи — естественно, тоже эмоциональной и поведенческой. До тех пор, пока ваша мама не будет выражать своего недовольства, огорчения, раздражения словами, жестами и поступками, девочка, возможно, будет принимать существующее положение вещей как норму. И одна из бабушек останется для нее объектом поведения вежливого, осторожного и деликатного, а другая — мишенью для тренировки совсем других социальных навыков. Поэтому стимулируйте маму к естественному выражению чувств и не играйте роль посредника между ними. Бабушки часто бывают обидчивыми, но тем не менее у них достаточно педагогических средств воздействия на трехлетнего ребенка. Пусть договариваются сами. Бабушка должна сама наказывать внучку, а не обращаться

за помощью к вам. Иногда можно вести себя довольно жестко. Что же касается ваших возможностей смягчить климат, то стоило бы, даже несколько лукавя, передавать маме заочные высказывания, впечатления внучки, которые бы льстили бабушкиному сердцу. Вообще же по отношению к бабушкам все внуки допускают гораздо больше фамильярности, чем по отношению к родителям.

Нашей дочке 4 года 9 месяцев. Девочка умная, но непослушная. Ее непослушание выражается в том, что если она недолюбливает кого-либо, то может высказать прямо в лицо все то, о чем думает. Набор слов таков: «гадина», «сука», «ведьма». Стараться объяснить ей, что это нехорошо, не удается. Кроме того, она не забывает ни плохое, ни хорошее: если ей однажды «наступить на хвост», то становишься ее врагом. В свою очередь, я не замечала, чтобы она проявляла агрессивность по отношению к растениям, к маленьким детям, к животным. Если ей что-то не нравится, начинает кричать, орать. Что это — агрессия, характер, неправильное воспитание? По ночам она скрежещет зубами, раньше грызла ногти, а сейчас сосет волосы. Врачи толком не могут мне объяснить, отчего это.

Не совсем понятно, когда появилось в поведении вашей дочки то, что сегодня вас так волнует. Скорее всего какие-то особенности были и раньше, но, возможно, у маленького ребенка они просто не так бросались в глаза. Очень важно, не было ли каких-то травм, не наблюдалась ли дочка у невропатолога. То, что вы описываете, конечно, может быть и результатом неправильного воспитания, но лишь в некоторой степени. Потому что признаки, перечисленные вами, проявляются в комплексе. Эмоциональное отчуждение, немотивированные приступы злобы, стремление сквернословить (копролалия), некритичность к себе, навязчивые причудливые действия (сосание волос) — все эти особенности хорошо знакомы детским психиатрам. Поэтому, нам кажется, хороший специалист мог бы вам назначить фармакологическое лечение, которое можно подкрепить и психотерапией (играми, сказками, упражнениями и т. д.). Так что ищите все же специалиста.

Нашей девочке 5 лет. Это очень нервный ребенок со сложным поведением и характером (хотя, наверное, как и все дети). Она очень раздражительна, быстро выходит из себя, устраивает истерики, долго не может успокоиться — плачет, начинает задыхаться (кстати, у нее астматический компонент при частых бронхитах), вся бледнеет, холодеет, у нее выступает холодный пот. Очень обижается на критику. Но ведь нельзя разрешать ребенку все. И к сожалению, педагогического таланта не хватает на самый правильный путь — отвлечь чем-нибудь другим, а потом вернуться к теме и обсудить, объяснить. А любое наказание приводит к истерике с вышеописанными симптомами. Посоветуйте, как правильнее воспитывать, можно ли наказывать, ограничивать девочку в ее желаниях и прихотях. Конечно, мы стараемся не идти у нее на поводу, не баловать, но иногда приходится наказывать. Нужно хотя бы однажды выдержать весь ее «концерт» до конца, не колеблясь, но поскольку все принимает явно патологический характер, мы опять возвращаемся к тому, что жалеем ее, обнимаем, успокаиваем и т. п. А как же воспитательный эффект наказания — весь смазан? И она понимает, что такими истериками если и не добьется своего, то прекратит наши замечания и т. п.

Воспитывать невропатичного ребенка со склонностью к истероидному поведению действительно сложно. Такие дети быстро «истощаются», но и эффект объяснения и наказания тоже скоротечен — иногда возникает впечатление, что их вообще невозможно обучать и не воспитывать, так быстро они вытесняют то, что с трудом вложили, казалось бы, родители. Но не будьте сверхчувствительны. Не случайно истерию называют великой симулянткой, такие дети могут произвольно вызывать у себя болезненное состояние и затем манипулировать



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.