Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ЖИЗНЕННЫЕ ТРУДНОСТИ 17 страница



Агрессивные и неагрессивные дети часто воспринимают и интерпретируют сигналы от окружающих по-разному, хотя с обыденной точки зрения эти нюансы не всегда заметны. Перечислим некоторые признаки агрессивных детей и семейных ситуаций, отличающие их от детей, которым «злое» поведение необходимо для защиты.

Агрессивные дети

• реагируют на первые же сигналы, особенно враждебные;

• излишне чувствительны к любым проявлениям враждебности;

• ожидают от окружающих враждебности;

• недооценивают собственную враждебность;

• в своих проблемах винят окружающих и обстоятельства;

• имеют ограниченный выбор реакций на проблемную ситуацию;

• редко выражают свои чувства словами, предпочитая действие;

• часто не думают о последствиях своих поступков;

• завышают интенсивность своих эмоций: гнев вместо грусти или раздражения;

• невосприимчивы к чувствам окружающих, у них низкий уровень сочувствия другому человеку;

• ценят превосходство и месть превыше дружбы;

• менее склонны к компромиссам, чем другие дети;

• не испытывают волнения от страданий жертвы, ответной агрессии, возможности быть отвергнутым сверстниками;

• полагают, что их агрессивные действия дают ощутимые результаты, уменьшая агрессивность окружающих;

• не задумываются о собственной значимости;

• имеют много проблем с учебой и поведением в школе, сложные отношения с другими детьми и воспитателями в детском саду;

• испытывают трудности с запоминанием;

• с трудом сосредоточиваются.

• Родители или братья и сестры агрессивных детей проявляют нетерпимость, негибкий, авторитарный подход или излишнюю мягкость и суетливость в воспитании;

• родители и воспитатели либо физически агрессивны, либо прибегают к оскорбительным выражениям;

• у родителей серьезные супружеские проблемы либо они разведены и живут отдельно;

• матери агрессивных детей часто страдают депрессией.

Итак, агрессивные дети в основном эгоцентричны, искаженно воспринимают мотивы поведения окружающих и мотивы собственного поведения, приписывают враждебные намерения окружающим, часто проявляют гнев. Необходимо учить этих детей отделять мысли от чувств, находить сходное и различное в людях, видеть разные возможные объяснения ситуаций, определять, что думают и чего хотят окружающие.

Как этому противостоять? Кое-что можно сделать и в «домашних условиях», за чтением любимой книжки с картинками. Показав картинку, которую можно интерпретировать по-разному, помогите ребенку рассказать различные истории, основанные на ее сюжете, обсудите, почему можно по-разному воспринимать одно и то же. Научите ребенка распознавать проблему, находить альтернативные решения, оценивать и предвидеть результаты своих поступков.

Однако любая педагогика — это искусство возможного. Если, несмотря на ваши усилия, вы чувствуете, что ребенок более агрессивен, чем вам того хотелось бы, постарайтесь игнорировать агрессивные моменты в его поведении и реагируйте на «хорошие» с вашей точки зрения проявления.

Верно ли, что если детей часто наказывать, они становятся более агрессивными?

Многие психологи полагают, что действительно источником агрессивности у детей дошкольного возраста может быть эмоциональная нестабильность в семье, ребенок часто оказывается «крайним» в разборках взрослых, в результате чего наказывают его часто и несправедливо. Не имея возможности ответить адекватно на поступки старших, ребенок направляет свою агрессивность на другие объекты, более безопасные для него, чем взрослый, — других детей или менее защищенных родственников (например, бабушку, младшего брата), животных, растения, просто неодушевленные предметы. Чем более жесткими являются требования, предъявляемые к ребенку дома, тем более агрессивным он, по-видимому, будет в своем поведении.

Дети с агрессивными проявлениями нередко раздражают взрослых и сверстников, хочется отшлепать их, накричать, лишить сластей или игрушек, заставить почувствовать вину. Мы думаем, что наказание «научит», что ребенок «будет думать» в следующий раз и т. д. Но все не так просто. Суровое наказание дает лишь временный эффект и в дальнейшем может привести к обратному результату. У родителей, применявших суровые наказания, вырастают дети, проявляющие особую агрессивность. Агрессия у таких детей проявляется там, где ребенок не ощущает рядом с собой карающей фигуры, чувствует себя безнаказанным: по отношению к слабому, вне стен дома, а потом и дома, когда ребенок вырастает и становится сильнее родителей.

Впрочем, родители, часто и сильно наказывающие ребенка, обладают и многими другими качествами — кроме стремления справиться с ребенком, «показать ему», они могут быть резкими, нетерпимыми, эмоционально холодными и агрессивными, тогда поведение ребенка — всего лишь копирование поведения родителей.

Вспоминается один случай из практики. На прием к психологу бабушка привела маленького внука, ему было около трех лет. Бабушка производила впечатление серьезной, уверенной в себе, знающей, чего она хочет, женщины. Запрос к психологу формулировался таким образом: «Ребенок агрессивен, неуправляем, если так дальше пойдет, из него ничего путного не вырастет. Скажите, что с ним делать?» Мальчишка выглядел симпатичным, живым, любопытным. За время консультирования ни разу не проявилась склонность к агрессивным действиям, даже защитного характера. Мальчик с удовольствием играл, выполнял все просьбы взрослых, проявляя интерес к занятиям и живую фантазию. Его интеллектуальное развитие несколько опережало норму, психологическое состояние ребенка не внушало никаких опасений. Обращал на себя внимание только результат проведения детского теста, позволяющего определить уровень тревожности ребенка. Тест состоит из набора картинок, на которых изображены дети в самых разнообразных житейских ситуациях, на рисунках у детей не прорисованы лица, и задача тестируемого ребенка — сказать, какое же выражение лица у ребенка на картинке. Наш герой с удовольствием рассказывал, какое выражение лица у детей на картинках, что там происходит, чем дело закончится. Интересна интерпретация мальчика всех картинок, на которых изображенную ситуацию он видел как угрожающую или неприятную: «Ну, тут мальчик грустный, на него бабушка ругается, он плохо ест. А здесь он тоже грустный, его бабушка наказывает, он не убрал игрушки. Тут он боится немного, вдруг он плохо вымоет руки и бабушка будет недовольна».

Разговор с бабушкой подтвердил наши предположения. Оказалось, что агрессивен малыш в основном по отношению к бабушке. Она внуком постоянно недовольна, по ее мнению, он все делает не так, как «должен». Основным методом воспитания бабушка полагает «строгость и острастку». Предположения

о том, что слишком строгое воспитание может стать источником агрессивных действий, бабушка с негодованием отвергла, забрала мальчика и ушла искать других психологов, которые скажут ей, как его лучше наказывать.

Анализируя особенности семейной ситуации детей, устойчиво проявляющих признаки агрессивности, психологи выделили следующие факторы:

• проявление нелюбви к ребенку, формирующее у него ощущение опасности и враждебности окружающего мира;

• стереотипы родительского воспитания, основанные на «жесткости»;

• проявление нетерпимости, негибкости, авторитарности или излишней мягкости и суетливости в воспитании со стороны родителей, братьев и сестер.

Проведя краткое исследование в одном из московских детских садов, мы опросили родителей, как принято наказывать детей в семье и что они считают приемлемой мерой воздействия. Все ответы были разделены на две группы (подумайте, к какой из них вы могли бы отнести и себя). Если ответ родителей был примерно таким: «Я шлепаю, ставлю в угол, лишаю того, что любит ребенок, запираю в комнате», — то это мы относили к жестким проявлениям наказания. Если же родители старались не реагировать на «неправильное» поведение ребенка или убеждать его, переключать на другие действия, то это мы относили к мягким мерам воздействия на детей.

Оказалось, что и впрямь агрессивность детей выше в тех семьях, где придерживаются жестких форм наказания. Однако не всех детей, а только девочек. Агрессивные вспышки у мальчиков проявляются в равной степени во всех семьях, независимо от форм наказания. Это значит, во-первых, что девочек жестко наказывать опасно — то зло, которое они получают от взрослых, они незамедлительно вымещают, «отреагируют», как это называют профессионалы, в любой пригодной

для этого ситуации. Во-вторых, мальчиков наказывать жестко бессмысленно — это практически не влияет на их поведение, которое в гораздо большей степени, чем у девочек, определяется внутренними причинами. А вот привести к появлению неврозов — страхов, заикания, энуреза — жесткое наказание может и у мальчиков, и у девочек. Так что следующий вопрос касается уже агрессивности взрослых — следует хорошо подумать о том, что вас раздражает в семье или вне дома, и направить вашу собственную агрессивность к тому источнику, который ее породил.

Я встречал мнение, что агрессивно ведут себя люди (взрослые и дети) с комплексом неполноценности. Верно ли это?

«Комплекс неполноценности» — это понятие, введенное известным психологом А. Адлером для обозначения глубокого переживания человеком собственной незначительности. Выражаться этот «комплекс» может в низких притязаниях, недовольстве собой, отсутствии самоуважения. Это случается, если человек вырастает в обстановке так называемой эмоциональной депривации (от английского deprive — лишать), то есть его не наказывают, но при этом никак не поощряют. А ведь именно активное поощрение является подтверждением самого факта существования ребенка как личности, как ценности, как значимого явления в жизни семьи.

Для проверки этого предположения мы опросили родителей относительно того, какие формы поощрения используются в семье (а точнее, за что ребенка поощряют), и разделили их на две группы. К первой мы отнесли тех, кто хвалит ребенка только за видимые достижения — за то, что он что-то выучил, совершил добрый поступок, научился зашнуровывать ботинки, налил собаке в миску воды и т. д. Во вторую группу попали те родители, которые не ограничивают себя в выражении своего восхищения ребенком — как при наличии повода, так и вообще без причин, просто за то, что он такой хороший, что он у них есть, гордятся им, даже если он не совершает никаких «подвигов».

Анализируя результаты, мы многому удивлялись. Связь между отсутствием постоянного эмоционального поощрения и агрессивностью оказалась значительно более прочной, чем мы ожидали, причем это относилось как к мальчикам, так и к девочкам, хотя девочки все же чувствительнее и к форме наказания, и к отсутствию поощрения. Безэмоциональность родителей, душевная пустота, в которой живет ребенок, оказывается

гораздо более сильным стимулятором агрессивности, чем суровое наказание — над этим выводом стоит задуматься многим!

Значит, ребенок может справиться с положением дел, когда его строго, иногда несправедливо наказывают, потому что при этом его все-таки замечают, выделяют как фигуру из фона обычной семейной жизни. Если же он не получает немотивированного поощрения, это воспринимается и переживается как неподтверждение его существования вообще, что эмоционально и морально оказывается самым сильным наказанием. Все сказанное, кстати говоря, относится и к нашим взрослым родственникам — ведь в душе у каждого живет маленький ребенок.

Итак, постараемся внимательно посмотреть на тех, кто рядом с нами, вспомним о том, что невнимание есть наказание, и как пел всеми любимый Булат Окуджава: «Давайте говорить друг другу комплименты!»

ОСОБЫЕ ТРЕВОГИ РОДИТЕЛЕЙ

Верны ли некоторые расхожие мнения о воспитании?

Какие трудности приносят одаренные дети?

Нужно ли что-то делать с особенностью ребенка или «само пройдет»?

Что такое одаренные дети и в чем специфика их воспитания?

Большинство людей считают признаком одаренности раннее развитие речи и большой словарный запас. Это те признаки, которые заметны в первую очередь. Как правило, их дополняют внимательность, необычайное любопытство и хорошо развитая память. Все эти признаки, безусловно, говорят о замечательных интеллектуальных способностях. Однако одаренность — более широкое понятие. Она многогранна и связана не только с развитием интеллекта. Одаренность выражается в высоком уровне достижений ребенка и его потенциальных возможностях в одной или нескольких сферах жизни. Специалисты выделяют 6 таких областей.

Интеллектуальная сфера. Ребенок проявляет острое мышление, наблюдательность, отличную память, ярко выраженную любознательность. Он внимателен, легко и охотно учится, умеет хорошо излагать свои мысли, с удовольствием решает задачи и знает много больше своих сверстников.

Сфера академических достижений. Среди них выделяются чтение, математика и естествознание. Ребенок проявляет ранний интерес к одной из данных областей. Занятия чтением, математическими играми, наблюдением за природой могут надолго целиком поглощать его внимание. Его особый интерес проявляется не только во время занятий, но и в повседневной жизни. Одна мама рассказывала, как ее трехлетняя дочка, раздеваясь перед сном, любила считать вещи, которые она складывала на стульчике. Для нее это была своеобразная игра.

Творчество. Малыш очень любознателен, может подолгу заниматься тем, что его заинтересовало. Он часто по-своему воспринимает многие обычные предметы

и явления, любит находить свои собственные способы действия, придумывать свои игры, способен по-разному подходить к одной и той же проблеме или использованию материалов. Он любит художественно-прикладные занятия и стремится к завершенности в них.

Общение и лидерство. Ребенок легко приспосабливается к новым ситуациям, уверенно чувствует себя в незнакомом окружении детей и взрослых. Он способен проявить инициативу, быть организатором в детских играх, поэтому его чаще других выбирают лидером. Он способен принимать на себя ответственность, и другие дети часто обращаются к нему за советом или помощью.

Сфера художественной деятельности. Ребенок отличается большим интересом и особой чуткостью к музыкальным или художественным явлениям. Он хорошо чувствует характер, настроение, передаваемое тем или иным произведением. Малыш сам с удовольствием экспериментирует в сфере изобразительного искусства или музыки.

Двигательная сфера. Ребенок проявляет большой интерес к деятельности, требующей тонкой и точной моторики, обладает хорошей зрительно-моторной координацией, любит движение. Обладает исключительной для своего возраста физической силой и хорошим уровнем развития основных двигательных навыков.

Мы кратко рассмотрели наиболее характерные особенности, присущие одаренным детям. Конечно, в каждом отдельном случае придется что-то добавить, что-то убавить, но уже в перечисленном списке вдумчивый читатель может найти зерна возможных сложностей и конфликтов. Наиболее распространенной ошибкой в отношениях с одаренными детьми становятся сверхожидания, которые взрослые (порой бессознательно) накладывают на малыша. Видя, как тот бойко разговаривает, сравнивает, делает выводы, от него начинают

ожидать столь же «взрослой» реакции и в вопросах дисциплины, самообслуживания, ручной умелости.

Родителям и воспитателям важно помнить, что в раннем детстве одаренные дети так же эмоционально зависимы, нетерпеливы и эмоционально несбалансированные как и их сверстники, переживающие «кризис упрямства». Кроме того, психологи заметили, что страхи, которые в той или иной мере свойственны всем детям, у одаренных детей часто носят преувеличенный характер в силу живости их воображения и способности представить себе различные опасные последствия. Одной из характерных особенностей детей является их большая чувствительность к неречевым сигналам окружающих. Атмосфера напряженности или скрытое раздражение могут серьезно влиять на их эмоциональное состояние. Так как контролировать эмоции малыши не в состоянии, их дискомфортное состояние может выражаться в повышенной капризности или упрямстве, отказе выполнять требования взрослых. Бывает и так, что взрослым трудно оценить необычную жажду познания у таких детишек. Их исключительная вовлеченность в какое-то интересующее их занятие воспринимается как злостное непослушание.

Очень часто проблемы одаренных детей проявляются во взаимодействии с учителями. Эти крохи умеют поставить взрослого в тупик своими бесконечными «почему» и «как». Дети поступают так, ведомые жаждой все понять и во всем разобраться, у них нет стремления унизить учителя. К сожалению, внутренне недостаточно уверенные в себе и эмоционально неустойчивые преподаватели склонны видеть в подобном поведении детей прямой вызов их профессиональной и человеческой компетентности. Они стремятся «поставить ребенка на место» и, по сути, раздувают конфликт там, где его могло и не быть.

Давайте постараемся коротко сформулировать основные рекомендации для родителей талантов дошкольного возраста.

• Проанализируйте вашу систему ценностей. Что для вас важно воспитать в ребенке? Насколько это способствует реализации его способностей и душевных качеств в обществе?

• Будьте честными с ребенком. Одаренные дети особенно чувствительны к фальши и несправедливости.

• Помните, что ваш малыш, несмотря на опережающее развитие в определенной сфере, в остальном остается тем же маленьким ребенком, с присущими его возрасту ограничениями.

• Избегайте длинных объяснений и нотаций.

• Будьте внимательны к изменениям, происходящим в ребенке.

• Уважайте индивидуальность в ребенке. Постарайтесь избавить его от проекций собственных интересов и амбиций.

Может показаться, что одаренный ребенок в семье — настоящее испытание для родителей. На самом деле не больше, чем любой другой малыш. Вообще любому взрослому — будь то родитель, воспитатель или учитель, прежде чем обвинять ребенка в «невоспитанности», следовало бы задать вопрос самому себе: «Не переношу ли я свои проблемы на ребенка?» Думается, что честный ответ на него и работа с собственными страхами способны решить многие, если не все, проблемы общения с одаренным ребенком.

У нас достаточно много семей, в которых дети живут в ситуации двуязычия. Сказывается ли это на развитии ребенка?

Двуязычие, или билингвизм, — достаточно широко распространенное явление. Это связано с возрастанием числа смешанных браков и с ростом миграции населения. Получается, что в семье два родных языка, мамин и папин, или, имея один родной язык, родители вынуждены общаться с внешним миром на другом языке, принятом в месте их проживания. Как сказывается это на процессе развития малыша — облегчает или осложняет ему жизнь?

В целом знание двух языков делает жизнь человека богаче. Язык открывает человеку возможность не только к общению, но и к внутреннему, глубинному пониманию культуры народа — носителя языка. Думаем, это всем понятно и не требует подтверждений. А как обстоит дело с процессом усвоения языка? Не замедляет ли двуязычие процесс накопления и усвоения «школьных» знаний?

Дети постигают правила владения языком в процессе общения, и языковое окружение, в котором растет ребенок, накладывает отпечаток на формирование его языковых навыков. Прежде всего малыш усваивает смысл отдельных слов. Это происходит задолго до того, как он начинает говорить. Естественно, что раньше он начинает усваивать смысловые значения языка, на котором говорят его родители. Если в семье ребенок слышит речь на двух языках, в его восприятии два языка смешиваются в один. Это становится очевидным, когда ребенок начинает произносить первые слова и фразы.

При усвоении языка дети всех народов проходят одинаковые стадии: сначала смысл целого предложения передается одним словом, потом ребенок переходит к использованию двусоставных слов (так называемая стадия «телеграфной

речи») и, наконец, ребенок начинает говорить полными предложениями. Теперь его речь уже похожа на речь взрослых. Каждый язык содержит свои правила грамматики, синтаксиса, семантики. Независимо от того, какой язык является для ребенка родным, сначала он предельно обобщает правила. Постепенно в процессе общения и пользования языком дети усваивают те правила, которым подчиняется язык.

Точный механизм того, как это происходит, до настоящего времени неизвестен. Среди ученых существуют разные точки зрения. Одни считают, что правильная речь формируется благодаря подражанию и позитивному подкреплению. Таким образом, для ребенка становится важным слышать правильную речь и получать похвалу от родителей и окружающих взрослых. Другие полагают, что дети сами учатся правильной речи, непроизвольно «извлекая» общие правила из речи, которую слышат ежедневно. Путем проб и ошибок они постепенно корректируют и «редактируют» ее. Есть и такое мнение, что дети от рождения способны к восприятию и анализу языка, и это позволяет им автоматически воспринимать некоторые правила грамматики, универсальные для всех языков. Однако какой бы теории усвоения языка мы ни придерживались, очевидно, что языковое окружение ребенка играет важную роль. Именно оно стимулирует развитие речи малыша, обогащает его словарный запас. При этом в первую очередь в лексику ребенка входят слова, обозначающие предметы и действия, которые знакомы ему по личному опыту. Абстрактные понятия начинают появляться в его речи только после пяти лет.

По наблюдениям специалистов, изучавших развитие речи детей в двуязычном окружении, сначала в процессе общения два языка смешиваются в один, и разделение языков происходит примерно в возрасте трех лет. Четырех- и пятилетние дети постепенно начинают улавливать в речи окружающих два разных языка. Часто бывает, что малыши непроизвольно

переключаются с одного языка на другой, если они что-то не поняли и хотят уточнить смысл. Подобные особенности наблюдаются только в том случае, когда малыш с раннего детства слышит оба языка. Если же в кругу семьи, знакомых общение происходит на одном из них и до школьного возраста ребенок слышит другой язык только из теле- и радиопрограмм, то второй язык воспринимается как иностранный. У ребенка не складывается навыков общения на нем даже в том случае, если он является в данной стране общеупотребительным. С подобными ситуациями нередко сталкиваются учителя начальных классов, когда в школу приводят ребят, не посещавших дошкольные учреждения и воспитывавшихся в домашних условиях, где все члены семьи общались на ином языке. При этом за стенами дома взрослые могут общаться на русском языке, а их дети с первых школьных дней вынуждены осваивать фактически иностранный язык, что сильно затрудняет их взаимопонимание с учителем и ребятами.

Почему же так? Дело в том, что знание языка — это не просто знание набора слов. Важны также синтаксис (правила сочетания слов в предложении) и семантика (понимание значения, смысла слов). Для этого нужно общение. Таким образом, видно, что для освоения языка недостаточно просто жить в стране с иным языком. Чтобы происходило одновременное усвоение и того и другого языков малыш должен иметь возможность непосредственного общения на обоих, собственного речевого опыта.

Есть данные, что усвоение в раннем детстве одновременно двух языков отражается на развитии головного мозга. У большинства людей центр, контролирующий речь, находится в левом полушарии. У детей-билингвов этот центр смещается из левого полушария в правое. Поэтому дети с ведущим правым полушарием мозга могут иметь некоторые особенности. Так, у них может несколько дольше сохраняться детская речь, им может потребоваться большее время для освоения

письма и чтения, возможны более низкие показатели переключения внимания. Это очень эмоциональные, чувствительные дети. Вместе с тем они зачастую имеют более высокий творческий потенциал и способны более гибко, разнообразно и нестандартно выбирать стратегии деятельности. Ведущее положение правого полушария является вариантом нормы. Просто находящимся рядом взрослым полезно знать, какие особенности оно несет в себе, и соответственно проявлять такт и понимание в своем взаимодействии с детьми.

Вышла замуж за китайца, сама русская. Подскажите, как моему ребенку быть с языками? Основной язык китайский. С какого возраста можно начинать учить русский?

Дети, родители которых являются носителями разных языков, могут намного легче, по сравнению с другими детьми, овладеть двумя языками. Но обычно они немного отстают в развитии речи. Для того чтобы все происходило успешно, запомните, пожалуйста, что нельзя смешивать фрагменты языков: если вы говорите с ребенком по-русски, не употребляйте слов китайского, и наоборот. То есть язык должен быть чистым. Лучше, если каждый из родителей говорит на своем родном языке. Возраст ребенка не имеет значения — ведь сначала язык усваивается пассивно (есть понимание, но нет речи), а затем — активно (может пользоваться сам). Поэтому не переставайте говорить по-русски.

Годовалая дочь любит смотреться в зеркальце. Слышала, что это вредно.

Конечно же, для психического здоровья ребенка это не вредно — возможная опасность связана только с тем, что ребенок может нечаянно разбить зеркало и пораниться. Поэтому лучше, чтобы зеркальце было стальным. Вообще же зеркало — это очень интересный, нагруженный богатым культурным, психологическим и мистическим смыслом предмет; существует множество поверий, ритуалов и даже психотерапевтических занятий, связанных с использованием зеркала. Но главное его предназначение — отражение, возврат изображения тому, кто в него смотрится.

Для младенца человеческое лицо является одним из самых интересных и привлекательных предметов, и это понятно, потому что выражение лиц, окружающих его, так или иначе связано с удовлетворением основных потребностей ребенка — в еде, покое, защищенности, ласке. Однако в возрасте одного года ребенок еще не может понять, что лицо в зеркале — это он сам. Он смотрит на то, что видит, как на абстрактное изображение или на лицо, принадлежащее кому-то другому (животные тоже не узнают себя в зеркале). Сам интерес к изображению связан с развитием самосознания ребенка, с его социализацией (врастанием в мир взрослых). Он начинает постигать себя с познания собственного тела и внешнего облика; не сразу он понимает, что части тела — руки, ноги, уши и т. д. — принадлежат ему.

Интересно и полезно обратить внимание ребенка на то, что тот, кто в зеркале, одет так же, как он, имеет такие же волосы. Пусть ребенок улыбнется или изобразит сердитое выражение, — обратите его внимание на то, что тот, кто в зеркале, делает то же самое (как в известном мультфильме). Соотнесение мимики и чувств очень важно для выработки интуиции (люди, не обладающие ею, не всегда могут правильно

определить чувства и желания окружающих, для обучения этим навыкам проводят даже специальные занятия для взрослых, называемые «тренингом сенситивности»).

Когда ребенок станет постарше, обратите внимание на то, что изображение в зеркале симметрично («зеркально») тому, что существует в реальности, это стимулирует познавательные процессы ребенка, его воображение, восприятие и пространственное мышление.

У меня растет сын, ему три года, и я стал обращать внимание, что все предметы, он берет левой рукой, хотя бывает, что и правой. Ест он в основном левой рукой, но если его попросить взять ложку в правую руку, то он без проблем держит ее и правой рукой. Как определить, правша он или левша? И если он является левшой, надо ли его переучивать? Какую литературу вы посоветуете изучить по этому вопросу?

В три года еще не сформировалось доминирование руки, которое окончательно оформляется к 6—7 годам. Но существуют специальные пробы, которые позволяют определить, какие ухо, глаз, рука и нога являются ведущими. Постарайтесь обратить внимание, какой рукой он ловит летящий предмет, какой прикасается к острым, горячим и новым предметам. Что же касается переучивания, то это вопрос сложный. Постарайтесь посоветоваться с логопедом или дефектологом. Дело в том, что доминирование определяется двумя парами генов: одна отвечает за доминирование руки, а другая — за то, чтобы речевой центр находился в контрлатеральном (противоположном) полушарии головного мозга. Обычно у праворуких людей центр речи расположен в левом полушарии. Если у левши центр речи в правом, то это тоже еще ничего. Но не очень благоприятно для овладения грамотной структурой речи и для обучения в целом, если и доминирующая рука, и речевой центр — с одной стороны. Вот для того, чтобы понять, какова природа леворукости, и нужна консультация. Кому-то рекомендуют специальные коррекционные занятия, а кого-то не переучивают никак. Но вам беспокоиться еще рано.

Моя двухлетняя дочь начала рисовать, и ей это очень нравится. Но меня волнует одна деталь: из всех цветов она чаще всего выбирает черный. Подскажите, пожалуйста, не является ли это тревожным сигналом?

Постарайтесь проверить зрение дочки на цветоразличение. Умеет ли она различать и правильно называть цвета? Попробуйте показать ей какой-либо цвет и попросите найти «такой же». Попробуйте убрать черный карандаш (или фломастер) из набора и посмотрите, какие цвета девочка будет предпочитать. Если она откажется рисовать вообще, то это не очень хорошо. Предпочтение черного цвета — признак, который в детской практической психологии может указывать на некоторые эмоциональные нарушения, но рассматривается этот признак в контексте других особенностей поведения. Может быть, стоит понаблюдать за теми действиями и поступками девочки, которые бросаются в глаза, и посоветоваться с детским психологом. Если же вас беспокоит только выбор цвета, то само по себе это не страшно.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.