Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Подчиненная функция 21 страница



Далее мы подробно поговорим о функции чувствования, но пред варительно нужно отметить, что иногда слово "чувство" употребляется в другом значении, больше подходящем для выражения интуиции или ощущения. Мы говорим о чувстве счастья, печали, раздражения, сожаления, патриотизма. Мы можем сказать: у меня такое чувство, что погода изменится, а курс доллара останется прежним. Можно выразить свою мысль таким образом: "Я чувствую, что шелк более гладкий, чем простой холст". Или так: "Чувствуется что-то непра вильное..." Здесь слово "чувство" оказывается многозначным. Оно означает ощущение, восприятие, некую мысль, интуицию или ка кую-то эмоциональную реакцию. Когда мы говорим о чувстве в расхожем смысле слова, правильнее, возможно, употреблять другое понятие — "эмоция". Чувство — это способность сообщать нам нечто о ценности вещей. Оценки ус танавливаются по законам разума точно так же, как и понятия. Чу 11 ство, не окрашенное эмоцией, может оставаться вполне холодным или нейтральным. В последующем изложении мы станем различи 11 чувство и функцию чувствования, т.е. способность к дифференщ (I i ции чувств. Кто вы — экстраверт или интроверт?______________ Юнг утверждал, что люди разных психических особенностей г i и )Льно тянутся друг к другу. Рядом с экстравертом может оказать-и 1111троверт. В семье нередко складывается распределение обязан- ......ей. Например, интроверт сначала думает, а потом поступает, а ЦП фаверт — наоборот... Кстественно, главенствующая роль в семье может достаться inn роверту. В семье кто-то берет на себя роль мыслителя, а кто-11' пророка, кто-то решает практические вопросы, а кто-то вы-Полняет обязанности оценщика чувств... Мыс легкостью передаем другому те функциональные обязан-н'м i и, которые нам не по плечу. Скажем, жена, образец ощущаю- i......типа, с удовольствием выполняет в доме обязанности хозяй- и 11 ! !ато она осознает, что продумать сложность проблемы, которая и" hiикла в семье, лучше всего может муж, мыслительный тип. А в п|" 'I позах лучше всего довериться интуитиву—бабушке. Разобрать-■ и и чувствах, пожалуй, неплохо было бы поручить дедушке... Кстати, так бывает и на терапевтическом сеансе. Пациент до-|н | и к-тся аналитику, который представляет собой противоположный 11111 Он восхищается психотерапевтом, который умеет думать, по- ........icy сам пациент здесь не силен. Или ищет интуитива, который hi i и i ювании представленного материала сможет сказать, чем вся hi игтория может закончиться. Юнг, как рассказывали его совре-I' пиики, старался сводить людей, которые имеют одинаковые не- .....атки. Два дурака в ситуации, когда надо раскинуть мозгами, 11" '111ут: один из них начинает думать... Но начинающему аналитику нужно сделать предостережение: in ' II дует во время терапии злоупотреблять своей ведущей функ-ии. и, выставлять ее напоказ. Иначе пациент не сможет использо-■ lib гною подчиненную функцию. Аналитику лучше сделать вид, 11" i и 1 не вполне понимает, о чем идет речь, не ведает в полной мере, i и пыражаются эмоции, не сталкивался в жизни с ощущениями ......о рода. § 6. Ведущая функция 11 гак, одна из функций у каждого человека является ведущей. | ь i пользуемся ею автоматически, потому что она воспринимается 11 естественно и всегда помогает нам решать сложные жизнен-проблемы. __________________________Раздел 111__________________________ Юнг пишет: "Опыт показывает, что вследствие неблагопри ятных обстоятельств вообще практически любому человеку невозможно развивать все свои психологические функции одновременно. Требования общества вынуждают человека прежде всего (и по большей части) прилагать себя к выделению той из функций, которой он наилучшим образом наделен от природы, или которая обеспечит ему наилучший социальный успех. Очень ч| сто, а в действительности это общее правило, — человек отождествляет себя более или менее полно с наиболее предпочтитель ной для него и, следовательно, наиболее развитой функцией. Л это как раз то, что дает начало различным психологическим типам. Как следствие такого одностороннего развития одна или более функций неизбежно оказываются отстающими изначаль но и в последующем своем развитии"... Вспомогательные функции при этом тоже могут оказываться весьма "подтянутыми". Порою они находятся в таком хорошем со стоянии, что трудно отдать предпочтение при обозначении ведущей функции. И все-таки, по словам Юнга, это абсолютное верховенство эм пирически всегда принадлежит только одной функции и мож<-1 принадлежать только одной функции, поскольку равно незанп симое вторжение другой функции с неизбежной необходимость!! > изменит ориентацию, которая, по крайней мере отчасти, проти воречит первой. Жизненное условие для сознательного процесо! адаптации — всегда иметь ясные и непротиворечивые цели — ■ требует присутствия второй функции равной силы. Поэтому д| > у гая функция может иметь только вторичное значение. Ее вторим ное значение состоит в том, что она, в отличие от ведущей фуп кции, не имеет единственной н абсолютной достоверности и решающего значения, но учитывается больше как вспомогатель ная или дополнительная функция. Почему же ведущая и вспомогательная функции различны? Дет | в том, что рациональная и иррациональная функции в одной пар! не соединяются. Рациональные и иррациональные функции раа дельны. Предположим, что ведущей функцией для данного чеши и • ка является мышление, а подчиненной окажется другая рационал i. ная функция, то есть чувствующая... Схема психической струи i v ры будет следующая:  Кто вы — экстраверт или интроверт?. мышление К я чувство Если же ведущей функцией является ощущение, то подчинение n'i окажется интуиция. Обе функции — иррациональные. ощущение о я н о интуиция По той же логике вспомогательная функция всегда такова, что И природа, рациональная или иррациональная, отличается от ве-Ипцей функции. Например, чувство не может быть вторичной (т.е. ■Це одной ведущей) функцией, если в роли таковой уже утвердилось мышление. Обе эти функции рациональны. Мышление, если оно ■елает быть истинным и следовать своему собственному принципу, старается исключить всякое чувство. Вторичная функция всегда поэтому является той, чья природа шлпчается от первичной функции, но не антагонистична ей. Иррациональные функции, стало быть, могут быть вспомогательными для одной из рациональных функций. Рациональные функции могут быть вспомогательными для одной из иррациональных функций. Если ощущение является ведущей функцией, интуиция не может быть вспомогательной функцией. Если интуиция оказываем ся ведущей, ощущение не может быть вспомогательной функци-гй. Дело в том, что ощущение фокусируется на внешнем мире, а ин-i унция "ощупывает" то, что происходит в мире внутреннем. Ощущение поддерживается вспомогательной функцией мышлении или чувства, чувство всегда находит поддержку у ощущения или интуиции, а интуиции могут помочь чувство или мышление. Юнг   —------------------------------------_ Раздел Ш___________________________ отмечает: окончательные комбинации представляют, например, из-1 вестную картину практического мышления в союзничестве с ошу>] щением, спекулятивное мышление с трудом продвигается вперед с интуицией, артистическая интуиция собирает и представляет своя образы с помощью чувственных оценок, философская интуиция систематизирует свое видение в умопостигаемую мысль с помощью] мощного интеллекта. И так далее. § 7. Подчиненная функция Помните сказку Ершова "Конек-горбунок": "У крестьянина три сына. Первый умный был детина, а второй — и так и сяк, третий вовсе был дурак". Когда Юнг пытается охарактеризовать поведения подчиненной функции, он обращается к сказкам. Всегда в них есть| некий персонаж вроде младшего сына. Наша подчиненная функция ведет себя "как дурак". Но это не совсем плохо. Действия младшего сына абсурдны, курьезны, но зато он удачлив. В мифологии третий сын, или дурак, обозначает общее поведение любой подчиненной функции, ее общие очертания, а не индивидуальные или специфические черты. Она функционирует как простофиля, как юродивый. Но она в то же время соединяет сознание с бессознательным. Подчиненная функция тяготеет к кос-мосу символов. Она обозначает не только презираемую часть личности, нелепую, неприспособленную, неказистую, но также ту <г часть, которая осуществляет связь с бессознательным и обладает таинственным ключом к личности во всей ее бессознательной цель ности. Одна из четырех функций, как правило, особенно сопротивляется интеграции в сознание. "Сущность подчиненной функции, J пишет Юнг, — "автономность" — она независима, она нападает, она очаровывает, пленяет и так раскручивает нас, что мы уже переста« ем быть хозяевами самих себя и не можем больше правильно раш личать между собой и другими".Подчиненная функция являете! хранителем символического опыта, который может прийти как изнутри, т.е. из внутреннего переживания, так и извне, со стороны социального окружения. Подчиненная функция весьма медлительна. Юнг называет ее инфантильной и деспотичной. Ведущая функция всегда на стреме. Кто вы — экстраверт или интроверт?--------------------- она мобилизована и реагирует мгновенно. А вот где находится наша подчиненная функция, нам судить зачастую трудно. Допустим, де-иушке мыслительного типа молодой человек делает предложение. Июбящая особа, несомненно, давно уже ждет этих слов. Но услы-|м.in их, она произносит: "Надо подумать". В данном случае это не кокетство. Мыслительному типу, у кото- I.....> чувства запаздывают, нужно подумать, каковы на самом деле |ГО чувства. Сам я интуитив. Это означает, что мое ощущение запаздывает. ШЯ меня трудно, скажем, оперативно заполнить налоговую декларацию или составить расписание. Какие бы старания ни прилага-11К ь, подчиненная функция никогда не достигнет скорости ведущей функции. Подчиненная функция также ранима. Не следует крити-МВать неспособность человека мыслить или высказывать прогнозы, если это его подчиненные функции. Для поступления ко мне в аспирантуру, как это принято, соискатели пишут рефераты. Иногда я высказываю критические замечания по поводу написанного. II нередко встречаюсь с преувеличенной реакцией. Стоит указать миму-нибудь на отсутствие логики между абзацами, так кое-кто во-пПще впадает в панику и считает, что ему не следует поступать в аспирантуру. § 8. Хочу стать экстравертом! Любую функцию можно развить, мобилизовать, улучшить. Но in иозможно, к примеру, поменять функции местами. Например, как ип старайся, подчиненная функция не станет ведущей. Почему? Цело в том, что модель психики, которая предложена Юнгом, назы-Ьется динамической. Она выражает напряженность и изменчи-Юсть психических процессов. Сознание стремится поглотить бес-| i i а 1ательное, осознать, что есть в психике. А бессознательное, напротив, пытается проникнуть в сознание, заместить его. Эту модель можно изобразить так: Раздел III Ситуация все время меняется, психика существует в напряжении. Но структура психики остается неизменной. Никогда созна] ни не поглотит бессознательное, никогда бессознательное полностью не заменит сознание. Тем не менее порою подчиненная функции проникает в ведущую, в сознание. Этот миг длится недолго, но <>м остается в памяти человека как безмерно значимый, непреходн щий... Может ли экстраверт превратиться в интроверта? Нет, не молк ■ i Психологическая установка не меняется, но это не означает, что эй страверсия или интроверсия остаются неизмененными. С течепи ем времени экстраверт может приобрести элементы интроверемм, однако не в качестве ведущей структуры. Скажем, я типичный ЭК страверт. Мне нужно общение, контакты. Я и получаю их, читая лек ции, осуществляя прием пациентов, но порою возникает чувепт усталости. Рождается желание уехать на дачу и провести время и уединении, написать книгу, что означает, что моя подчиненная ин троверсия атакует сознание. Если вы видите отшельника на необитаемом острове, не тор<> питесь с определением: вот, мол, интроверт. Ведь это, возможно, ЭЦ страверт, уставший от многочисленных контактов. Кстати, Робин зон Крузо, персонаж одноименного романа английского писатели Д. Дефо — типичный экстраверт. Вместо того, чтобы погрузиться н мир внутренних переживаний, он начал активно покорять остром Завел себе попугая, чтобы слышать чье-то бормотание. А потом при ручил себе Пятницу... Я говорил, что многие с трудом и ошибочно определяют свои установку. Представим себе, что девушка интровертного типа СИ дит на вечеринке с краю стола, молчит и наблюдает за поведением гостей. Но вот ее попросили произнести тост. Она, конечно, оробела и все-таки произнесла слова, которые неожиданно вызвали общее веселье, девушка на какой-то миг оказалась душой компании. Эти минуты запомнились ей, и она пришла к выводу, что она типичный экстраверт. Еще бы, ей удается быть заводилой за столом... Если бы люди осознавали, насколько мы разные, удалось бы бежать множества недоразумений, жизненных трудностей. Экст верт по-своему воспринимает реальность, а интроверт — по-с Кто вы — экстраверт или интроверт? му. Наша психика регулируется функциями. Ощущение, мышление, интуиция и чувство помогают нам приспосабливаться к реальнос-1П. Но роль этих функций в жизни отдельного человека различна. < (дна из функций бывает ведущей, а другая подчиненной. Пары со-iдаются по родству— рациональная к рациональной, иррациональная к иррациональной. Менее всего развитая и дифференцированная функция называла ся подчиненной. Бывают такие минуты, когда экстраверт ощуща-14 себя интровертом, и наоборот. Вопросы Как сложилась идея многообразия психологических типов? Каковы особенности экстраверта? Каковы особенности интроверта? Почему у человека четыре функции? Отчего одна функция называется ведущей? В чем специфика подчиненной функции? Может ли экстраверт стать интровертом? Как Юнг трактовал чувство? Чем рациональные функции отличаются от иррациональных? Что такое динамическая модель психики? Упражнение I Экстраверт-интроверт На подиуме сидит один человек. Группа задает ему вопросы, что-ni.i определить психологическую установку пациента. Любите ли вы одиночество? Можно ли вам позвонить поздно вечером и не нарваться на скандал? Как вы проводите свой отпуск — в компании или в узком кругу? Вам легче выполнить работу самому или вы предпочитаете трудиться в коллективе? Зависите ли вы от общественного мнения или вы больше опираетесь на собственное суждение? Какой персонаж вам ближе по вашей психологической структуре — Моцарт или Сальери, Дон-Кихот или Федор Протасов, Робин-ион Крузо или князь Мышкин? . Раздел III. Количество вопросов можно множить. Ответы помогают определить, кем является данный человек — интровертом пли экстравертом. Упражнение 2 Маяк Сядьте прямо. Дышите спокойно, легко. Вообразите себе маленький скалистый остров, заброшенный в океане. На вершине острова горит маяк. Это вы... Ваши стены прочные, никакие бури вам не страшны. Вы стоите неусыпно и крепко, посылая в океан поток света. Он освещает дорогу судам. Он нужен тем, кто в пути. Все благодарны вам за этот свет. Сейчас вы ощущаете в себе мощную энергетику. Вы — Маяк... Этот свет никогда не гаснет в вас... Вы — источник энергии света.   ГЛАВА 2 ЧТО МЕШАЕТ ВАШИМ МЫСЛЯМ И ЧУВСТВАМ?-------- § 1. Мыслительный экстраверт Ведущая функция Я спрашиваю одного из пациентов: — У вас есть любовница? Он отвечает: — Я думал об этом, но понял, что это бессмысленно... Талантливо, не правда ли? Лучшей иллюстрации на тему мыс- п11сльной функции не придумаешь. У кого-то есть любовница, а Итог только думает про нежную подругу. Думает напряженно, потому что приходит к выводу, что это бессмысленно. Жизнь такого человека постоянно направляется рефлексией. Г ю поступки имеют в основе интеллектуальные, мыслительные Mi 11 ивы. Мыслительный экстраверт планирует свою жизнь, раздумывает над ее обстоятельствами, анализирует варианты поведения. Когда мы говорим о таком типе, то вовсе не имеем в виду, что он живет в образе Сократа или "Мыслителя" Родена. Имеется в виду не мшць его интеллекта, не глубина мысли, а сам мыслительный про-Ьсс. Для него жить — это прежде всего мыслить... Процесс мысли у такого человека постоянен. Здесь опять-таки i и i юдразумевается, что он пишет философский труд. Он реализует I |ою функцию при подсчете своих расходов, просматривая смету II мгйного бюджета. Он аналитически, рассудочно подходит к такой .....кой материи, как любовь. Вот слышу разговор мыслительного i una с немыслительным: — Значит, так, иди на лекцию, а я буду тебя ждать. Домой по-гдем вместе... — А какой смысл? — отвечает мыслитель. Раздел III Разумеется, нет смысла торчать в коридоре, пока идет лекции, "А если это любовь?" — так, кажется, назывался один из замечатель ных советских фильмов. В романе Г.Николаевой "Битва в пути" re рой, главный инженер завода, объясняет жене, как много и нерп зумно тратит она время, убирая посуду. Он даже объясняет ей, кап рационально и экономно могла бы она подойти к раковине. Но жени обезоруживает его наивным соображением. Если, мол, я буду следовать твоим рекомендациям, то я во время уборки не смогу видеть тебя, поскольку ты окажешься за спиной. Жизнь, черт возьми, слож нее наших мыслительных процессов. Сижу на консультации, которую проводит молодая преподава тельница мыслительного типа. Она произносит что-то вроде следующего: — Представьте себе, что вы не можете уснуть.. .Ну там не смогли решить задачу или неправильно заполнили тестовые вопросы... Особа мыслительного типа не может вообразить, что бессонни ца может прийти совсем по другому поводу: несчастная любовь, неутешительные предчувствия... Люди такой психологической орга низации встречаются среди администраторов. Они занимают вы сокие посты на предприятиях и в правительственных кругах. Мыслительные особы есть среди бизнесменов и юристов. Разумеется, они рекрутируются наукой. Обычно мыслительные типы хорошо образованны, многое зна ют. Мы обязаны им тем, что в науке отбрасываются прежние догмы и возникают новые научные идеи. Вспомним хотя бы, как в момент коридорного обсуждения спектакля друзья Фрейда обратили внимание на тот факт, что Иокаста, мать Эдипа, покончила с собой, хоти еще не знала, что Эдип ее сын. В ходе обмена репликами родилось интуитивное прозрение: видимо, Иокаста догадывалась, что она живет с собственным сыном. Нет, эта интуиция принадлежала не Фрейду. Но именно он, этот мыслительный экстраверт, последова тельно продумал эту ситуацию и создал развернутое представление об Эдиповом комплексе. Экстраверт мыслительного типа устанавливает четкий интеллектуальный порядок. Он сторонится зыбких позиций и пытается ясно и последовательно определить свою точку зрения. Даже когда речь идет об эмоциональных отношениях, мыслительный субъект пытается докопаться до сути. Юрист, который обременен множеством разноречивых фактов, опираясь на свою мыслительную фун- ^              Что мешает вашим мыслям и чувствам?____________ кцию, способен выяснить, что является источником конфликта и Каковы пути его преодоления. Мышление может быть экстравертным или интровертным в за-Иисимости от того, куда оно ориентировано — на объект или на самого субъекта. Сейчас мы говорим об экстраверте мыслительного типа, следо-иательно, надо показать, как его мышление обусловлено средой. Таной человек в своих суждениях будет опираться на те критерии, которые передаются традицией или образованием. Однажды на лекции я сформулировал какую-то идею, которая одной особе показалась сомнительной. Однако она не стала приводить собственные мыслительные доводы, а произнесла примечательную фразу: — Ведь нас учили... Экстравертные мыслительные типы чрезвычайно увлечены объектом. Они просто не могут без него существовать. Именно в этом проявляется их экстраверсия. Их размышление все время касается in 1сигяихусловийи обстоятельств. Например, такой человек может рас-(Тждатьосоциальньгхпредпосьижахнаркомании. Ничего непродуктивного в таком способе мышления нет Привязанность к объекту, будь то i ыпряженная ситуация в коллективе или предпосылки, не позволяющие I и-формам показать внушительные плоды, — особенность такой психической структуры. Мыслители интровертного типа меньше ориентируются на непосредственный объективный опыт или на общепризнанные идеи. Но и те и другие способны продвигаться к истине. Экстравертный мыслительный тип, согласно Юнгу, — это чело-пек, который, конечно, лишь постольку, поскольку он представляет i обой чистый тип, имеет стремление ставить всю совокупность своих жизненных проявлений в зависимость от интеллектуальных вы-иодов, в конечном счете ориентирующихся всегда по объективно жданному — или по объективным фактам, или по общезначимым идеям. Человек такого типа придает решающую силу объективной действительности или, соответственно, ее объективно ориентиро-ианной интеллектуальной формуле, притом не только по отношению к самому себе, но и по отношению к окружающей среде. § 2. Невроз мысли Ранее уже отмечалось, что мыслительная функция в качестве ведущей, как и всякая иная, может обособляться от бессознатель- —________________________Раздел III__________________________I ного, стать односторонней, лишиться целостности. Представьте себе некую научную конференцию, посвященную феномену любви. Все плодотворно спорят. Вдруг на трибуну поднимается оратор, мыслительный экстраверт. И он говорит: "Прежде чем вести дальнейшую дискуссию, я предлагаю раз и навсегда уточнить, что такое, во-первых, "феномен" ,и что такое, во-вторых, "любовь". Пока мы не определим смысл этих понятий, наша дискуссия будет непродуктивной..." Помните, в фильме "Доживем до понедельника" мать главного героя смотрит телепередачу. Некто рассказывает о том, что некий электронный аппарат научился даже сочинять музыку. Ведущий телепередачи усмехается: "Во-первых, это, конечно, не Моцарт, аво-вторых, давайте определим, что такое творчество". В этот момент мама с ужасом произносит: "Неужели определит?" Приведу такой пример. В начале века в Америке возникло новое философское течение — прагматизм. Его сторонники по сути дела объявляли войну диктату мыслительной функции. Ход рассуждений был примерно таков: мы не можем дать окончательного определения таким понятиям, как "философия", "культура", "искусство". Но может быть, и не стоит мучиться. Ведь мы можем изучать, как функционируют эти феномены, т.е. отвечать на конкретные вопросы. Среди прагматистов, судя по всему, было немало интуитивов и людей ощущающего типа. Во всяком случае, они не стремились во что бы то ни стало дать окончательные определения. Еще один пример. Я пригласил как-то одного психоаналитика почитать лекцию моим студентам. Этот человек оказался в известном смысле фанатиком идеи. Он бросился доказывать, что единственным стоящим ученым был Фрейд, все остальные — недоумки и неучи. Этот фанатизм произвел огромное впечатление на моих студентов. В идеальном варианте экстраверты мыслительного типа могут стать государственными деятелями, адвокатами, антрепренерами. Они незаменимы в организации любого дела, будь то проект на бумаге, повседневная жизнь или деловая встреча. Владея хорошим чувством реальности, они вносят ясность в эмоционально запутанные ситуации. Эти люди знают букву закона, умеют применять правила в повседневной жизни. Они способны также развивать дальше науку. Но если мыслительная функция активна на 300%, она может стать невротичной. Так рождаются религиозные фанатики, политические оппортунисты, зубрилы и педанты, строгие родители, за- L___________Что мешает вашим мыслям и чувствам?------------------ раченные идеей "правильного воспитания", придирчивые учите-1Ш, не терпящие возражений. Мыслительные типы подчиняют себя и окружающих "интеллектуальной формуле", системе правил и принципов, которые становятся в невротическом варианте жестким кодексом агрессивной морали. Их девизы: "обязан" и "должен". I и п питательная почва для появления брюзги, резонера, пустосло-i'.i и самодовольного критика. § 3. Подавленное интровертное чувство Если ведущая функция экстраверта мыслительная, то подчиненная — интровертное чувство. Выходит, всякая деятельность, 111 к )Диктованная чувством—эстетический вкус, артистизм, дружес-кпе или эмоциональные отношения в семье — будут страдать. Ученица Юнга Мария-Луиза фон Франц описывает интровертное чув-| гво как "очень трудное для понимания". Экстраверт, который крутится целый день на работе, отдает дань ■ ii и i (им идеалам, в то же время не способен выразить теплые глубо-кпе чувства жене, детям, близким. Чувство, оставаясь интроверт -Ш.1М, не направляется на объект. Это вовсе не означает, что мысли-1(11,11ый тип не испытывает эмоций или вовсе не имеет их. Речь идет II другом. Чувства у него не дифференцированы, он не может выра-HI11, их адекватно. Австрийский поэт Райнер Мария Рильке напи- ■ л и такую строчку: "Я люблю тебя, но это не должно тебя трогать". Какая прекрасная формула интровертного чувства. Если меня лю-|щ г. то почему же меня это не должно трогать? Вспомните Пушки- III Явас любил, любовь еще, быть может..." Здесьотомже:"... но iivi 1 ь оно вас больше не тревожит..." Чувство очень сильное, однако пни не направлено на объект. Оно скорее напоминает состояние и июбленности в себя самого. Вот: "я... любил безмолвно, безнадежно, то робостью, то ревностью томим..." Тебя-то, дорогая, это не очень касается... 11осителей интровертного чувства считают холодными, неспо- ■ обными чувствовать глубоко. Но это ошибочно. Чувство целиком .innк'Т внутри них. "Я тебе ничего не скажу, я тебя не встревожу ни->iv п>..." Но нет оснований считать такое чувство проклятием. Оно порождает неназойливое чувство преданности. Такие люди не бро-|«ют друзей. А подарка к дню рождения от них ждать тщетно. Об ВТом они могут и не позаботиться, хотя в их душе живет нежность и __________________________Раздел III__________________________I верность. Но подчиненное чувство тоже может быть невротичным. Политик с подчиненной функцией чувствования может бессознательно проявить его в глубокой преданности стране, государству. Но это не помешает ему отдать распоряжение о бомбежке городов. Бессознательное и неразвитое чувство, отмечает Мария-Луиза фон Франц, носит варварский и самовластный характер, и поэтому из экстравертного мыслительного типа внезапно вырывается скрытый деструктивный (разрушительный) фанатизм. Скрытые чувства мыслительных типов нередко бывают похожими на детские. Когда они уходят из жизни, обнаруживаются странные факты. Например, Фрейд в завещании просил не трогать ег~ архивов 60 лет. Когда в 1999 г. исследователи получили доступ к ег интимным тайнам, оказалось, что он всю жизнь любил сестру сво ей единственной жены. Такие люди пишут стихи незнакомкам, ко торых никогда не видели. Выражают трогательную любовь к мате ри. Но выясняется при этом, что их чувства никогда не выходят з пределы детских воспоминаний. Французский философ Вольтер был типичным мыслительны типом. В эпоху, когда был востребован разум, он стал известны мыслителем, с которым мечтали познакомиться многие имениты люди. Он осуждал всякое неразумие, в том числе веру, любовь. О буквально изводил своим сарказмом католическую церковь. Он даж провозгласил лозунг: "Раздавите гадину!" Но в канун смерти он п-вел себя в соответствии со своим интровертным чувством. Он р шил принять причастие. Его разум отвергал религиозный опыт, н религиозное чувство пряталось в его интроверсии. Внезапный пр рыв подчиненной функции в сознании позволил восстановить ли ность, устраняя ее расщепленность. § 4. Как чувство может проявиться в сознании В той степени, в какой мышление экстравертно, функция ствования остается инфантильной, подавленной, вытесненно Юнг отмечает, что если подавление успешно, то чувство исчез ет из сознания и на подпороговом уровне развивает свою де тельность, противоборствующую сознательным намерениям при известных обстоятельствах, достигающую таких эффекто происхождение которых представляется для индивида полне шей загадкой. ____________Что мешает вашим мыслям и чувствам?____________ Так, например, осознанный альтруизм пресекается тайным и скрытым от самого индивида самолюбием, которое накладывает печать своекорыстия на бескорыстные, по существу, поступки. Чистые, высоконравственные намерения могут привести индивида к критическому положению, в котором более чем вероятным оказывается, что решающие мотивы суть вовсе не этические, а совсем другие. Таковы добровольные спасатели или блюстители нравов, которые вдруг оказываются ищущими спасения или скомпрометированными. Их ненасытное стремление спасать, пишет Юнг, заставляет их самих прибегать к таким средствам, которые способны повести именно к тому, чего хотелось бы избежать. Есть экстравер-тированные идеалисты, которые так стараются над осуществлением своего идеала для блага человечества, что не боятся даже лжи и других нечестных средств... И все это по формуле: цель оправдыва-|-| средства. Только подчиненная функция, действующая бессознательно и вводящая в соблазн, может довести до таких заблуждений июдей, в других отношениях стоящих на высоте. Подчиненное интровертное чувство обычно проявляется в со-и кггельной установке, которая более или менее безличностна. Об одной моей пациентке в дневнике другой написано: "Я похожа И снежную королеву. Холодная как айсберг". Мыслительный тип и.тлеется холодным. Таких людей вообще интересуют сами факты, нежели тот эффект, который их установка может произвести На других. В невротическом варианте мыслительная функция рождает не-шшмательное, неэмоциональное отношение к близким, к собственным жизненным интересам. В этом случае чувства пытаются ком-11111сировать мыслительную установку. В результате чувства приоб-I" гают наполненность, глубину, но из-за неадекватности их выра-i 'пия проявляется мелочность, агрессивность, недоверчивость к


  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.