Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Подчиненная функция 24 страница



Юнг пишет: "Интроверт не идет вперед, не приближается, он как будто находится в постоянном отступлении перед объектом. Он держится в стороне от внешних событий, не вступает в них, сохраняет отчетливую неприязнь, как только оказывается среди большого количества людей. В большом собрании он чувствует себя одиноким и потерянным. Чем многолюднее коллектив, тем сильнее возрастает его сопротивление. Он ни в малейшей степени не стремится быть "с ним" и не проявляет никакого радостного энтузиазма от людской сплоченности". _________Как вы скрываете свои мысли и чувства?____________ Вот почему мышление в интровертной установке ориентировано прежде всего субъективным фактором. Концентрируется мыс-ми тельный процесс на конкретных или абстрактных объектах. Но мотивация исходит изнутри. Вот модель его психической структуры. Иитровертное мышление (первичная ведущая функция) Ощущение (вспомогательная функция) Экстравертное чувство (подчиненная функция) Иитровертное мышление не обусловлено ни непосредственным переживанием, ни общепринятыми представлениями. Выходит, оно не логично? Почему же? Просто в качестве мотивов, двигающих рассуждение, выступают не внешние директивы, а собственные соображения. В кинофильме "Мы из Кронштадта" набирают отряд добровольцев, которым, возможно, суждено погибнуть. Одного матроса спрашивают: — В партии состоишь? — Нет, — отвечает тот. — Почему? — следует вопрос. — По некоторым соображениям ума. Вот это "по некоторым соображениям ума" хорошо выражает иитровертное мышление. Внешние факты не являются причиной И целью этого мышления. Конечно, интровертный мыслительный тип пытается придать своему мышлению именно такой вид. Но на (■; i мом деле это мышление начинается в субъекте и приводит обратно к субъекту, даже если он делает широкие экскурсы в область ре-ильных фактов. В этом мышлении нет примата факта. Новые идеи возникают изнутри, из субъективных размышлений. Именно такое мышление Интуиция (вспомогательная функция) __________________________Раздел III___________________________ выдвигает вопросы и теории, открывает перспективы и направляет взор вглубь. К фактам оно относится сдержанно. Оно принимает их в качестве иллюстрирующих примеров. Однако они ни в какой мере не преобладают. Факты привлекаются только для доказательств, но никогда не ради них самих. Для этого мышления факты имеют второстепенное значение, а преобладающую ценность имеет для него развитие и изложение субъективной идеи, изначального символического опыта, который более или менее туманно вырисовывается перед его внутренним взором. Иначе говоря, там где экстравертное мышление истово и непосредственно добывает факты ("факты — воздух ученого"), а затем обдумывает их, интровертное мышление обращено прежде всего на; прояснение идеи или даже самого умственного процесса и лишь потом на его практическое применение. Классический пример — философия Канта. Этот мыслитель создал естественнонаучную картину мира, ориентируясь менее всего на унте известные факты. Ом весьма последовательно продумал саму идею. В науке всегда существует разделение на теоретиков и практиков. Интровертные мыслители склонны быть теоретиками. Интенсивность, напряжение, сила и энергия — вот их цель, а не экстенсивность, не распространение. Многие ученые всю жизнь продумывают одну идею. Например, Эрих Фромм в своей первой книге "Бегство от свободы" изложил всю совокупность выношенных им идей. Все его остальные книги — это последовательное развитие однажИ ды сформулированных идей. Фон Франц так описывает мыслительных интровертов: "В науке существуют люди, которые постоянно пытаются помешать сво- i им коллегам потеряться в экспериментах, которые время от времени стремятся вернуться назад, к основным понятиям, и спрашива-1 ют, а что же в действительности мы совершаем на своем умственном пути? В физике обычно есть один профессор практической фи-1 зики, а есть другой — физики теоретической, один читает лекции 0] камере Вильсона и организует эксперименты, а другой размышляет о математических принципах в теории науки". Мне самому пришлось как-то участвовать в полемике с двумя докторами физико-математических наук, которые, выступая в "НГ-ч наука" утверждали, что древние греки напрасно потратили столькв столетий на философию, вместо того чтобы заниматься эксперимеч i тами. Вот физика шагнула бы вперед! И тут от имени мыслитель- Как вы скрываете свои мысли и чувства? пых интровертов, которым я лично не являюсь, пришлось объяс-11ять, что прежде чем заняться экспериментами надо было выработать для начала хотя бы общие понятия пространства и времени, догадаться, что в основе всего мироздания находится атом ... Мыслительные интроверты пытаются установить везде порядок, причем это касается всех проявлений жизни. Они искренне по-Щгают, что начинать надо с того, чтобы устранить неразбериху в i (>лове. Нужно прежде всего отдать конкретное предпочтение облюбованным идеям, очистить мозги от хаоса, докопаться до истины. Философия, как известно, занимается изучением логических процессов человеческого мышления. Интровертное мышление здесь |сегда в спросе. Интроверты мыслительного типа охотно занимаются редактированием. Особое внимание они обращают на то, чтобы каждая ИЫсль была основательно прописана. Иногда две фразы поставлены рядом, но они не вполне монтируются, потому что между ними ■ ■и, некоторый разрыв мысли. Такие скачущие несовпадения при-• v i ци интуитиву. Он как бы оставляет читателю возможность домыс-iи 11,, дофантазировать движение мысли. Интровертного мыслители такое изложение не устраивает. Он непременно восстановит не-ю1-тающие интеллектуальные предпосылки, логические связки. I ■ ни такой редактор станет работать над причесыванием литера-I i того произведения, то он особое внимание обратит не на дета-|И, не на своеобразие содержания. Его усилия будут направлены на 11Тобы выстроить все художественнее произведение, придать ему ГрОЙНОСТЬ... § 2. Невроз функции ^И 1 [оскольку интроверт мало интересуется внешними фактами, он (исполняет это работой фантазии. Иногда интроверты создают такие теории, которые как будто связаны с реальностью, но на самом i и являются продуктом их субъективней ориентации. Такое мыш-нпше привязано к внутреннему образу. В науке, в творчестве, в по-11с.вной жизни такие люди мало интересуются мнениями других. ' 1увство у интровертного мыслительного типа экстравертно. Как И V лкстраверта-мыслителя, у него можно обнаружить сильное, пре-Мм 111 юе и теплое чувство. Различие же проявляется в том, что у мыс-fHt\vльного интроверта оно направлено на конкретные объекты. По- мните цитированные строчки Рильке (экстраверт-мыслитель): "Л люблю тебя, но это не должно тебя трогать". Как это могло бы выг-1 лядеть в интровертном варианте: "Я люблю тебя, и это тронет тебя, I я добьюсь того, что это тронет тебя". И стихи Пушкина "Я вас лю бил. Любовь еще, быть может..." в интровертной версии звучали бы I иначе. Там не было бы: "Но пусть она вас больше не тревожит, я не хочу печалить вас ничем..." Следовало сочинить что-то вроде: "я ваг ] любил, продолжаю любить, но не может быть, чтобы моя неразде- ] ленная любовь оказалась вам безразличной". Чувства интроверта мыслительного типа и экстраверта-мысли­теля в чем-то схожи. Им присуще черно-белое видение мира. Их чув­ства руководствуются принципом: "черное или белое", "все или ни­чего", "любовь или ненависть". Чувство интроверта может быть от­равлено воздействием других людей, общей атмосферой. И в том и в другом варианте подчиненное чувство в значительной степени прилипчиво. У экстраверта к этому добавляется еще и скрытая пре -данность, которая может длиться бесконечно. Это что-то вроде: "Я буду любить вас целую вечность, и только когда закончится эта веч­ность, я уйду к другой женщине"... Чувство у интроверта не бывает скрытным. Такой человек н| станет прятать свою привязанность. Девушка будет охотно цело­ваться со своим избранником при всех, может быть, даже сядет ему на колени. Хорошо охарактеризовала такое чувство Мария-Луиза фон Франц: "Оно имеет также сходство с вязким потоком чувстн эпилептоидной личности и обладает чертами липкой, собачьей про данности, которая далеко не всегда приятна, особенно самому объек ту привязанности. Подчиненное чувство интровертного мыслитель ного типа можно сравнить с потоком извергающейся из вулкана го­рячей лавы, движущейся со скоростью, не превышающей пяти мет­ров в час, но уничтожающей все на своем пути". Однако эта привязчивость — не лицемерие. Она обладает под линной искренностью и теплотой. В такой любви нет ни умысла, ни расчета. Зато много бескорыстия. Еще раз процитируем фон Франц: "Интровертный мыслительный тип будет делать все для человека, которого любит, но выразится это в примитивней форме. Подчинс] i ное чувство этого типа напоминает львицу, испытывающую удовол i. ствие от игры с детенышем. У нее нет никаких скрытых намерений, кроме самой игры, но она трется, мурлыча, о его лапу, или покусы вает; или награждает его таким сильным пинком, что тот, кувырка- Как. вы скрываете свои мысли и чувства?. и I.. надает, после чего она облизывает его мордочку. Но в этом нет никакого расчета; это чистое проявление чувств, подобное тому, i и трое выражает собака, виляющая хвостом! Именно отсутствие i ■ и ■ 1ста в чувствах домашних животных глубоко трогает людей".

§ 3. Подчиненная функция

 

Мыслительному интроверту трудно выразить свои чувства. Вот

и пушка разговаривает с любимым. Он спрашивает ее, удастся ли

увидеться после разлуки. Эмоциональный тип ответил бы сра-

конечно, поскольку это отвечает его желанию. Мыслительный

пи роверт произносит: "Это зависит от тебя". Элемент рассудочно-

I и снижает накал чувства, не позволяет ему проявиться в непос-

■ гвенней, искренней форме.

11оскольку чувство у мыслительных экстравертов и интровертов

щфференцировано, то оно и нерасчетливо. Они всегда вклады-

>т в чувство частицу себя, однако при этом не могут правильно

11 ггь о том, где и как может по-разному проявляться чувство. Одна

И i моих пациенток рассказывала на сессии, что ее муж весьма хо-

и н, неэмоционален. В ответ на проявление эмоций всегда стара-

ни пошутить, отстранить от себя. Женщина очень страдает от

того, ей кажется, что муж не умеет любить...

I la самом деле ситуация выглядит совершенно иначе. Ее муж ■ .1 дает дифференцированной чувствующей функцией. Он умеет ||р< >являть эмоции. Когда жена плачет, он обнаруживает нежность, |сшает и ласкает ее. А шутит он потому, что хочет как-то снизить || жат экзальтации, столь типичной для мыслительного интровер-каковым и является моя пациентка. Ее муж умеет различать эмо-111 и шальные проявления. Бывает ласков, но бывает чуть-чуть иро-Ничен... Жена же, обладая примитивным чувством, ранима. Ейка-1 < я, что любая ирония при выражении чувств неуместна. Поэто-• )i ia считает своего мужа неэмоциональным, не понимающим ее

.....кую душу. Но аналитик вынужден обратить ее внимание на то,

11' i именно ей нужно правильно оценить ситуацию, которая сложи­лась в их семье.

Один мой знакомый писал рассказы. Он хотел стать писателем ' i i. глее занимался в студии писателя Леонида Жуховицкого. Пронз­им 1ия моего знакомого были всегда хорошо сколочены, обладали придуманным сюжетом. Все требования писательского ремесла

Раздел III__________________________.

были в них соблюдены. Однако они не оставляли эмоционального впечатления. Чувство в них отсутствовало. Я сказал своему коллеге: "Чтобы стать писателем, вам нужно испытать сильное жизненное потрясение..."

Он ответил: "Типун вам на язык". Типичная реакция подавленного чувства. Представьте себе, молодому Льву Толстому предсказывают: "Ты, Левушка, поедешь в Севастополь, там будут идти сражения. Ты увидишь смерть, мучения людей, боль и страдания. Ты будешь рассматривать сапог с оторванной ногой, чтобы понять дух войны, дух смертельной агонии. Потом ты станешь великим писателем"...

Мог ли Лев Толстой, выслушав эти провозвестия, сказать: Типун вам на язык"? Вряд ли. Кстати, мой знакомый стал не писателем, а известным политическим экспертом. Однажды он мне сказал: "Стоило ли два года ходить в студию, чтобы на исходе услыша 11. те же самые слова, которые вы мне сказали, когда я только начаи заниматься там?" Я сказал это в качестве интуитива, а мой знак<> мый, располагая подавленным чувством, пожелал мне лихоманки

за мой прогноз...

Мыслительный интроверт постоянно связан с внутренним ми ром мыслей и идеалов. Поэтому он кажется слегка рассеянным, ПО груженным в себя. У этих людей есть чувства, но они не знают, кап их выразить. Одна девушка призналась мне, что она никому н<-1 >> ворила, что любит. Никого не называла ласковыми именами. Xoi и она, разумеется, испытывала привязанность и даже страдала....

Чувство у интроверта-мыслителя стремится быть причудли: и .1 м, изысканным, капризным. Они сами порой не знают, что они чуй ствуют на самом деле. Если эти чувства прорываются в созна! пи они оказываются плохо контролируемыми. Такую привязашк» и можно считать восхитительной, но можно тяготиться ею.

Сошлемся на кинофильм 'Толубой ангел". Речь идет о проф<< < ре средних лет, который влюбляется в молодую танцовщицу из Щ баре. Она добра и участлива, но попросту соблазняет его. Hci iutI вая сильное чувство, профессор оставляет свою академическу ю Я рьеру и гибнет на глазах, фактически превращается в клоуна , коп рый представляет в кабаре ее номер. Профессор предан своему i к \ чиненному чувству, но оно не демонстрирует хорошего вкус i.

Профессора совершенно не впечатляют факты подлинной Щ ни танцовщицы. Он верен вхгутреннему образу, хотя его возлюбленная

мая не злодейка, она искренне пытается предостеречь его. Но спроектированный образ оказывается сильнее реальности. Профессору ■ре равно, что говорит, как поступает его идеал. Он во власти соб-' 11 гснной иллюзии. "Ах, обмануть меня не трудно, я сам обманывать-I а рад!"

Интровертный мыслительный тип, как и параллельный ему эк-■ флвертный случай, находится под решающим влиянием идей, |">трые вытекают, однако, не из объективно данного, а из субъек-i ишюй основы. Он, как и экстравертный, будет следовать своим иде-им, но только в обратном направлении, не наружу, а вовнутрь. Он стремится к углублению, а не расширению.

По этому качеству он в высшей степени отличается и характе-|Ц' гически от параллельного ему экстравертного случая. То, что

       1 чает другого, а именно, его интенсивная отнесенность к объек-

iv (>тсутствует у него иногда почти совершенно, как, впрочем, и у in акого интровертного типа. Если объектом выступает человек, то

       человек ясно чувствует, что он, собственно говоря, фигурирует

нишь отрицательно, т.е. в более мягких случаях он просто чувствует №г>|| лишним, в крайних случаях он начинает понимать, что его как

       ающего просто отстраняют. Это отрицательное отношение к

Пы-кту— от безразличия до устранения — характеризует всякого и i п | >оверта и делает само описание интровертного типа крайне зат-||удиительным.

И поисках своих идей мыслительные интроверты обычно упря-

"| 11о в то же время они внушаемы в проблемах личной жизни.

При атом они наивны и доверительны. Образу такого типа соответ-

И'Нует архетип "рассеянного профессора" или "забывчивого Ивана".

Опасность состоит в том, что такие люди могут стать однодумами.

К игом случае они демонстрируют жесткость и капризность. Есть

■роза, что они могут совершенно изолироваться от семьи и бли-

       его окружения.

I.    i к рождается примитивный аффект, горечь, сверхчувствитель-

II.   и даже мизантропия.

§ 4. Интровертный чувствующий тип

Нсдущая функция

Нндо ли снова подчеркивать, что чувство в интровертной уста-

       < принципиально определяется субъективным фактором? Так

 

 

-----------------------------------Раздел III_________________________

же, как интровертное мышление чуждается объекта, так и чувстно демонстрирует незаинтересованность объектом. Интроверт скрм тен. Мало что проявляется на вершине его айсберга. Юнг о такп.ч людях говорит словами известного выражения — "тихие воды к кут глубоко"...

Вот как выглядит модель психической структуры чувствую/ це го интроверта.

Интровертное чувство

(первичная ведущая

функция)

Интуиция (вспомогательная функция)

Экстравертное мышление (подчиненная функция)

Наблюдая такого человека со стороны, можно решить, что ом лишен и мыслей, и чувств. Но это ошибочно. В глубинах психики эмоциональных интровертов происходит интенсивная работа чувств и мыслей. Но к каждодневной реальности такие люди приспосабливаются с помощью чувства, которое выражено в интровер-тной форме. Цель интровертного чувства состоит не в том, чтобы приспособить себя к объекту, а подчинить его себе в бессознатель ном усилии реализовать лежащие в нем образы.

Каждый чувствующий интроверт обладает выстраданной и х< i рошо различимой, дифференцированной системой ценностей. Ок ружающие ощущают это, хотя носители ценностей вовсе не демон стрируют и тем более не декларируют их. Фон Франц замечает: 'Там, где происходят важные события, интровертного чувствующего типа можно часто обнаружить на втором плане, как будто интровертное чувство подсказывает ему: это действительно важно. Проявляя своеобразную молчаливую лояльность и ничего не объясняя, они пояп ляются в тех местах, где можно стать свидетелями важных и цен ных внутренних событий и архетипических констелляций".

Ощущение

(вспомогательная

функция)

 

Как вы скрываете свои мысли и чувства?

Характерно, что присутствие такого человека в коллективе все-

■ II ощущается. Они даже выступают законодателями поведения. Дглоневтом. что интроверты учат жить, навязывают какие-то ценности. Но их душевная сила чувствуется .У них есть ясное ощущение ценностных ориентиров. Словно какая-то внутренняя убежденность исходит от них.

Однажды я работал в коллективе, которым руководил чувству-нмппй интроверт. Он не обладал хорошими административными Ииныками. Мог, в частности, в коридоре подписать финансовый до-Ц умент, не вчитываясь, про что там написано. Мог без критической и| «терки завизировать смету расходов, доверившись составителю. Но странное дело, никому не приходило в голову воспользоваться •Той внутренней погруженностью интроверта и дать ему подмахнуть нечто корыст! юс для заявителя... Потом нашего руководителя пиши с должности, обвинив его в отсутствии административной Крепости. Заменил его опытный руководитель — мыслительный интраверт. Этот человек стал вникать во все финансовые детали, К* II пролировать, направлять.А через год ревизионная комиссия со-

■ твила огромный список финансовых нарушений, допущенных Коллективом. Интровертное чувство слуяшло большим гарантом Порядка и точности, нежели крепкое администрирование, лишенное этического измерения.

Интровертное чувство постоянно ищет образ, который в и inтвителыюсти не существует, но который оно представляет в I Коем видении. Это чувство как бы без внимания скользит над I (Яъектами. которые никогда не соответствуют его цели. Оно стреми гея к внутренней интенсивности, для которой объекты, самое Яольшее, дают некоторый толчок. Юнг пишет: "Глубину такого чувства можно только предугадать, но ясно постигнуть нельзя. Интровертное чувство делает людей молчаливыми и трудно доступны -|п ибо оно, подобно мимозе, сморщивается от грубости объекта, in >бы заполнить сокровенные глубины субъекта. Для обороны оно выдвигает отрицательные чувственные суждения или глубокое равнодушие".

Югассическим примером чувствующего интроверта могут слу-i ить, пожалуй, Татьяна Ларина или Евгения Гранде. Влюбившись, ими создали идеальные образы своих избранников. Их мало волно-п i in внешние факты. Однако чувства этих героинь нашли вопло-



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.