Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Подчиненная функция 23 страница



Юнг подмечает: "Его постоянный мотив в том, чтобы ощущать объект, иметь чувственные впечатления и, по возможности, насладиться. Это человек не лишенный любезности, напротив, он часто отличается отрадной и живой способностью наслаждаться; по временам он бывает веселым собутыльником, иногда он выступает как обладающий вкусом эстет. В первом случае великие проблемы жизни зависят от более или менее вкусного обеда, во втором они при надлежат к хорошему вкусу. Если он ощущает — то этим все существенное для него сказано и исполнено. Для него ничего не может быть выше конкретности и действительности, предположения, стоящие за этим или выше, допускаются лишь постольку, поскольку они усиливают ощущения. При этом совсем не надо, чтобы они усиливали ощущения только в приятном смысле, ибо человек данного типа сластолюбец, он не только жела- _______Что ограничивает ваши ощущения и интуицию?-------------- наиболее сильных ощущений, которые согласны с его природой, н всегда должен получать их извне". § 2. Невроз функции Когда ведущая функция эксплуатируется на 300 %, возникает евротическое состояние. Представьте себе двух любовников ощу-;ающего типа, которые в постели рассказывают друг другу об ана-омических или физиологических особенностях своих предыдущих ексуальных партнеров. В этой ситуации мыслительный тип чувствовал бы себя дискомфортно, а чувствующий человек был бы бли-ок к помешательству. Но для людей ощущающего типа это есте-твенно... Окружающим ощущающие типы кажутся бездушными. Кажет-я, они целиком заняты своими ощущениями от уборки, от станка, т земли, от украшения быта. Но когда погоня за ощущениями становится для человека самоцельной, проступают неприятные черты такого типа. В вульгарном варианте такие люди становятся грубыми искателями удовольствий. Применительно к мужчине Юнг описывает это так: "Насколько необходимым становится тогда для него объект, настолько же объект обесценивается, как нечто, суще-с твующее в себе самом и через себя самого. Объект подвергается иопиющему насилию и выжиманию, ибо ощущающий экстраверт I юльзуется объектом вообще лишь как поводом для ощущения. Связанность с объектом доводится до крайности. Но тем самым и бес-(ознательное лишается компенсирующей роли, вынуждается к крайней оппозиции. Прежде всего заявляют о себе вытесненные интуиции и притом в форме проекций на объект". Проекции рождают разного рода абсурдные подозрения, про-Оулсдается ревность, возникает чувство беспокойства, особенно если и дело включается сексуальность. Исток этих проекций — в подав-JK1 шых подчиненных функциях. Экстраверт ощущающего типа демонстрирует бессмысленные предположения, догадки. "Возникают < лмые причудливые предчувствия, — пишет Юнг,— если речь идет о сексуальном объекте, то большую роль играют фантазии ревнос-ш и состояния страха. В более тяжелых случаях развиваются разного рода фобии и в особенности симптомы навязчивости. Патологические содержания имеют заслуживающий внимания характер ирреальности, нередко с моральной или религиозной Раздел III окраской. Развивается мелочная — до смешного — мораль и примитивная суеверная и магическая религиозность, отбрасывающг назад к диким ритуалам. Все это вытекает из вытесненных, менее дифференцированных функций, которые в таких случаях резко противостоят сознанию и проявляются тем ярче потому, что они, по-видимому, бывают основаны на нелепейших предположениях, я полной противоположности с сознательным чувством действитель-J ности. В этой, второй личности вся культура чувств и мышления оказывается извращенной в болезненную примитивность, разум становится умничаньем и расходуется на мелочные различения! мораль оказывается праздным морализаторством и явным фари-| сеиством. Религия трансформируется в нелепое суеверие; а интуи* ция, этот высокий человеческий дар, вырождается в надоедливые вмешивания в чужие дела, в обнюхивание каждого угла, и вместе! того, чтобы двигаться вширь, вся культура чувства и мышления опускается на самый низший уровень человеческой посредственЯ ности". § 3. Подчиненная функция Интуиция у экстравертов ощущающего типа полностью отсутствует. Для них это просто мир безумных фантазий. Я рассказывал о молодой женщине, которая призналась, что наибольший миг счаЛ стья она испытала, когда положила руки на камни. Но ведь это онЛ рассказывала мужчине, с которым ее прежде связывали близкие отв ношения. Однако ее интуиция не подсказывает ей, что она нескольв ко бестактна. Если бы ее интуиция не была подавленной, она сказав ла бы примерно так: — Счастье — вообще редкая вещь. Я сейчас не говорю о i наших с тобой прошлых отношениях. Но лично я была по-настоящему счасЯ тлива... Экстравертный ощущающий тип называет все, что хоть как-то приближено к интуиции, идиотским воображением, поскольку этв не имеет отношения к реальности. Я говорю своей жене (она у меня классический ощущающий тип): "Стоит ли сейчас заниматься еЯ роремонтом в квартире? Вот грянул дефолт, вообще неизвестно, ЧТШ будет". Жена, увлеченная процессом переделки квартиры, отвеча ет: "Когда совсем не будет денег, тогда и будем принимать решение", В обостренном варианте ощущающий тип подозрительно относит-   ________Что ограничивает ваши ощущения и интуицию?-------------- in ic мышлению. Ведь уход в абстракцию — это неправомерное заб-игние реальных фактов. В качества примера Мария-Луиза фон 11 > | >анц ссылается на своего школьного учителя естествознания. Залипать ему вопросы, касавшиеся теории, было бессмысленно. Он начли; ш это уходом в абстрактное мышление и говорил, что нам сле-;i,v< "г придерживаться фактов —- наблюдать за червяком и изучать, i. не он выглядит, а затем нарисовать его; или смотреть в микроскоп I описывать то, что мы видим, это и есть настоящее естествознание, а все остальное — фантазии, теории и вздор. Ощущающему типу неприятно все, что можно назвать догадкой и пи предчувствием. Природа его прозрений, если они и случаются, подозрительна и гротескна. Фон Франц называет такую интуицию i к >хожей на собаку, которая обнюхивает мусорные ведра. Здесь возможна даже мания преследования. Будучи точным, когда речь идет II фактах, ощущающий экстраверт становится носителем меланхо-1НП, мрачных чувств и подозрений. Но если подчиненная функция врывается в сознание, она демон-i i рирует поразительные феномены. Так, ощущающий экстраверт мо-РГГ рассказать удивительные истории о привидениях и призраках. 11< ■ г i отчего неожиданного в том, что ощущающий экстраверт может и' i [ >уг обнаружить увлечение эзотерикой, оккультными учениями. Люди практического склада неожиданно обнаруживают склон-нос ть к экзотическим верованиям. Так случается из-за архаическо-i о характера их подчиненной интуиции. Помню, меня пригласили '| >п: тки г.Дубны выступить перед ними с лекцией. Вот чего я совершенно неожидал, так это множества вопросов, касающихся мисти-чегких учений. Впрочем, в этом соединении практицизма и зага-11' шости нет ничего парадоксального. Не случайно один из запад-м i .1 \ авторов Майкл Талботт написал прекрасную книгу о мистициз-К Впрочем, книга так и называлась: "Физика и мистика". §4. Интуиция против ощущения Дело было в начале июня. Мне позвонила какая-то женщина из I ергиева Посада. Она была очень взволнована и настаивала на немедленной встрече. Я пытался выяснить, что произошло, но таин-I i пенная незнакомка отвечала как-то странно: "Яне знаю... Яощу-щ. но в себе нечто необыкновенное. Мнекажется, что если мы неуви-IIIiмся, произойдет нечто неслыханное..." ___________________________Раздел III__________________________ Я был в институте занимался своими делами. Рде-то через три часа появилась женщина, одетая со вкусом, хотя и не по городской моде. В руках у нее была корзина с черешней. Мы прошли в кабинет. Она поставила на стол корзинку и предложила мне угоститься. Я взял несколько черешен, стал есть, полагая, что посетительница первая заговорит о своих необыкновенных впечатлениях. Мы немного помолчали, потом вдруг женщина сказала: "А чего, собственно, я приехала?" Такой реплики я не ожидал абсолютно. Я пытался вернуть ее к впечатлениям, которые вынудили ее более двух часов ехать в электричке. Оказалось, что с утра у нее действительно были необыкновен ные ощущения, но они куда-то исчезли. В ходе беседы оказалось, что эта женщина — ощущающий экстраверт. Она пережила мощную атаку подчиненной функции. Ее захватил мир бессознательного, который потряс ее личность Она действительно пережила потрясение. Ей открылись новые чувства. Она осознала неотложность нашей встречи. Но за время поездки ее ощущающая функция одержала победу над подчиненной. Черешня вернула ее к реальности, напомнила о каждодневных фактах. Ощущение вошло в свое обычное, заурядное русло. И сам повод поездки, и случайное переживание стали казаться ей далекими. Подчиненная функция может полностью зажать личность. Мария-Луиза фон Франц рассказывает об одном энергичном подряд чике, который был ощущающим экстравертом. Он заработал огромное состояние, поскольку был практичен. Однако он строил уродливые дома. Зато удобства в домах были превосходными. Это нравилось людям, и они поступались эстетическими соображениями. Этот человек был хорошим лыжником, прекрасно одевался, увлекался женщинами и обладал изысканной чувственностью, которая свойственна экстравертным ощущающим типам. Он попал в руки женщине интуитивного типа лет на двадцать старше его. Она представляла собой буквально фантастическую материнскую фигуру и ко всему прочему чудовищно толстую. Как подчеркивает фон Франц, эта женщина жила в воображаемом мире и была абсолютно не способна поддерживать себя материально. Так возник союз, в котором мужчина зарабатывает деньги, а женщина вносит элемент фантазии. Фон Франц для подтверждения факта, экспансии интуиции приводит научно-фантастичес- ,________Что ограничивает ваши ощущения и интуицию?_________ кий рассказ об ученом, который изобрел аппарат для депортации. Человек мог быть дематериализован в Цюрихе, а затем вдруг материализоваться в Нью-Йорке. Изобретатель сначала экспериментировал на пепельницах, а затем перешел на мух. На первых порах произошло несколько сбоев, но потом с мухой все получилось. Изобретатель решил испробовать аппарат на себе. Но получилось так, что он вышел из аппарата с головой огромной мухи. В отчаянии он просит жену убить его, и жена это делает. После смерти и похорон мужа жена сходит с ума и ее отправляют в сумасшедший дом. Затем находят муху с человеческой головой. Родственники помещают ее в спичечный коробок, который кладут на могилу. 11адпись на могиле гласит, что умерший был героем и жертвой науки. Не правда ли, довольно натуралистический сюжет? Здесь подчиненная интуиция принимает форму ощущения, муха представляет собой подчиненную функцию, которая совмещается с сознательной частью личности. Сошедшая с ума жена ловит мух, надеясь найти ту, которая может оказаться частью ее погибшего мужа. Автору, по замечанию фон Франц, следовало бы освободить свою фантазию от влияния экстравертного ощущения. В произведениях Эдгара По или Рустава Мейринка интуиция свободна от конкретного ощущения. Произведения настоящих фантастов одухотворены символикой и поэтому поддаются символической трактовке. Человек может превратиться в насекомое, но — как это и получилось в известном литературном произведении — это не более чем иносказание. А нос коллежского ассессора, который отделился от своего хозяина? У Роголя это совсем не пиршество натурализма и <>!цущения, это своеобразная аллегория, фантастическое восприятие реальности. Конечно, вторжение интуиции далеко не всегда придает личности невротические черты. Личность может привлекать внимание именно ощущением несообразности, несовместимости. Наконец активная подчиненная интуиция способна вызвать и действительное духовное прозрение... § 5. Экстравертный интуитивный тип Ведущая функция Интуиция — это нечто вроде вдохновения, постижение истины Непосредственно, без участия сознания. Интуиция— это прямое пе-     __________________________Раздел III_________________________J реживание действительности или, говоря словами Гёте, "откровение, развивающееся внутри человека". Интуиция близка состоянию вдохновения, духовного видения, откровения, которые коренятся и бессознательном слое психики. Никто как будто не оспаривает сегодня тот непреложный фанi, что интуиция — благословенный человеческий дар. Однако в традиционной теории психических процессов она все еще выглядит вольноотпущенницей беспокойного рассудка. Об интуиции вспоминают, когда всепроникающий ум достигает пределов усталости, на» чинают обнаруживать себя неосознанно идущие мыслительные процессы. Такая интуиция оказывается востребованной. Подспудная работа сознания начинает плодоносить. Искра озарения венчает аналитическую работу интеллекта, демонстрируя неисчерпаемый потенциал размышления. Так разум берет на вооружение тончайшие механизмы бессознательного творчества, внезапного про светления. Однако интуиция является вполне самостоятельным средством познания. Интуиция обладает свойством одновременно оперировать огромными объемами смысловой информации. Иногда в созна ■ нии возникает какое-то полуосознанное представление. Откуда oi N приходит, трудно сказать. Но действие интуиции часто безошибоч но. Будучи экстравертным интуитивом я, например, обладаю безо шибочным кадровым чутьем. Могу рекомендовать человека на он ределенную работу, и он окажется там как влитой. Вот модель пси хической структуры экстравертного интуитива. Экстравертная интуиция (первичная ведущая функция) Мышление (вспомогательная функция) Интровертное ощущение   Чувство(вспомогательная функция) .Что ограничивает ваши ощущения и интуицию? У экстраверта интуиция также направлена на объект, на внешний мир. Меньше всего такой человек говорит о внутренних состояниях. Он способен "интуитивить" относительно событий, над-иигающихся на нас, и судеб людей. Юнг пишет: "В сознании интуи-i пиная функция представлена в виде известной выжидательной установки, созерцания и всматривания, причем всегда только пос-недующий результат может установить, сколько было "всмотрено" » объект и сколько действительно было в нем "заложено". Подобно Тому, как ощущение, когда оно является доминирующей функцией, Ие есть только реактивный, в дальнейшем безразличный для объек-|п процесс, но, напротив, есть некая активность, некое действие, Пошатывающее объект и придающее ему форму, так и интуиция не пп, только восприятие, только созерцание, но активный творчес-и и и процесс, который столько же вносит в объект, сколько извлекает из него. Поскольку он делает это бессознательно, то столь же бессознательно совершается некое действие в объекте". В чем первичное предназначение интуиции? Она призвана ух-■Тить те аспекты бытия, которые не покрывается другими функ-пипми. У интуитива экстраверта есть способность прозревать не-■I i о, что скрыто за видимостью, внешним слоем. Там, где экстраверт ни пущающего типа видит лицо или вещь, интуитив прозревает душу. 1Ьсприятие интутива в известной мере символично, для ощущающего типа круг — это только круг, для интуитива — это идеальное представление о круглом, куда нельзя ступить, купол неба и прочее. Однажды в ученом совете по проблемам зарубежных идеологических течений проходило собрание, на котором обсуждалось планиро-Пание нашей работы на десять лет вперед. С докладом выступал зам-Нредсовета, он же и энтузиаст идеи долгосрочного планирования. Во ирсмяперерываясказал коллегам: "Ребята, а ведь докладчик собирается увольняться". "Да что вы? — возразили мне коллеги. — Разве вы не слышите, как он говорит о наших перспективах?" Через две недели после собрания докладчик подал заявление о переходе на новую работу. Потом оказалось, что он получил предложение о новой должности, но чтобы все это не выглядело дезертирством, докладчик затеял собрание на тему долгосрочного планирования. Он словно хотел убедить нас: вот, мол, хотел быть с вами на иски вечные, а получилось, что приходится уходить. Моя интуиция "просекла" этот хитроумный замысел. Люди такого типа часто иетречаются среди бизнесменов. Но кто еще может догадаться, как Раздел III нужно перестроить производство. Многие журналисты тоже обла-1 дают интуитивным чутьем. Толковый издатель тоже способен ута-1 дать будущий спрос. Таким умением обладают биржевые брокеры,] Среди ученых тоже немало интуитивов, которые начинают искаты разгадку там, где никто не ищет...                                                   1 Творчество — это глубинная потребность человека. Но это и божий дар. Общество не может существовать без прорыва в будущее. Экстраверт интуитивного типа может угадать, какое будущее у того' или иного художника. Творческие люди чаще всего бывают интро-1 вертами. Они целиком поглощены творчеством и мало заботятся о судьбе своих произведений. На помощь им приходит экстравертный интуитив. Мне нередко удавалось обнаружить дарование тех людей J которые не вызывали особого интереса у окружающих. Фон Франц подмечала:" Интуиция может функционировать, только когда вещи| рассматриваются издалека или когда они находятся как бы в тума-1 не; чтобы извлечь из бессознательного определенное предчувствие,] надо прищурить глаза и не всматриваться в факты с близкого расстояния. Если разглядывать вещи слишком подробно, то внимание! фокусируется на самом факте и предчувствие не может вырваться из бессознательного. Вот почему интуитивам свойственны неточ*] ность и туманность суждений". § 6. Невроз функции Когда я, интуитив, вхожу в свой домашний кабинет, я вынужден быть предельно внимательным. Не исключено, что жена повесила Я кабинет новые шторы или положила другой ковер на пол. Я, увы,| могу этого не заметить. Мой психический мир отстранен от конкретности обыденной жизни. Но ведь я могу заслушать гневную фи«] липпику: "Что ты за человек такой, не видишь, что у тебя под носом J Я так долго выбирала шторы, а ты..." Разумеется, я стараюсь улуч4 шить свою ощущающую функцию, но это все равно не избавляет меня от неприятностей. Вот я приглядываюсь к пациенту и мне ка« жется, что его галстук не гармонирует ни с рубашкой, ни с пиджа» ком. Я робко спрашиваю его об этом. Стоит ему сказать убежденно; что я ошибаюсь, и я ему поверю. Но он неожиданно произносит: "■ торопился и схватил первый попавшийся галстук". Нет, насчет ощу" щения — это не мое. Всю жизнь хочу приспособить себе бабочку, НО все никак не могу уйти в эту подавленную ощущающую функцию, Что ограничивает ваши ощущения и интуицию?_________ Экстравертный интуитив мало внимания уделяет своим физическим потребностям. Он не замечает усталости. Только в состоянии изнеможения он способен обратить внимание на то, что выдох-гн. Он не замечает, что проголодался. Экстравертная ситуация по-I гоя нно нацелена на новые возможности. Интуитив устремлен в бу-дущее. Он поэтому мало увлечен настоявшим. Интуитиву быстро наскучивают "вещи как они есть". Окружающим людям интуитив-экстраверт кажется чрезвычайно мнительным. Это и понятно. Он предчувствует, как будут разви-МПЪся события в тот момент, когда окружающим ничто этого не предвещает. Они, естественно, поражены и, не видя реальных опасностей, и новы упрекнуть интуитива в излишней озабоченности. Но вот на радокс, когда интуитивное пророчество сбывается, когда обнару-рквается его провидческая способность, это тоже мало кого забо-i m: Ведь реальность становится фактом. Прогноз оказывается банальностью, которая сейчас понятна всем. У меня есть друг, который прекрасно ориентируется в политической ситуации. Он мыслительный тип и всегда может основательно аргументировать свой прогноз. Его экспертизы мыслительно Пеаупречны, детальны. Он показывает: ситуация сложилась так, что события предопределены, но его прогнозы никогда не сбываются. Жизнь хитрее разума. А его прогноз лишен интуиции. Какой-ни-Пудь пустяк способен изменить ситуацию и разрушить ценность прогноза. Обычно сбываются мои прогнозы. Мне иногда в шутку говорят: 11авел Семенович, не прогнозируйте..." Это меня щадят, они хотят i казать: не каркайте... В свое время я в период демократического налета прокукарекал, что демократы, которые тогда находились на i ребне событий, обязательно проворуются. Меня назвали в близком кругу жертвой коммунистической пропаганды. События развивались именно в той последовательности, как я предрекал. Даже те же ища, которых я называл, попались первыми. Но это ведь интуитивное прозрение, кто ему поверит? Нужны факты, мыслительные ар-|ументы. Интересный пример бессознательного феномена при-мпдит Мария-Луиза фон Франц. Речь идет о бизнесмене, который организовал множество зарубежных фирм. Он был весьма удачлив: мнимался спекуляциями, которые были связаны с золотодобывающей промышленностью, бизнес его не был криминальным или Раздел Ш нечестным. Он всегда точно знал, куда нужно вложить деньги, не знал финансовых провалов и крепко держал бизнес в руках. Неожиданно ему стал постоянно сниться бродяга в грязпоп одежде. Так заявило о себе интровертное ощущение. Но что хотел этот персонаж? Фон Франц навела своего клиента на мысль погош > рить с бродягой в режиме активного воображения. Бродяга объяе нил бизнесмену, что это он наслал на предпринимателя симптом м, которые заставили того обратиться к аналитику. Тогда клиент спр<) сил, что нужно делать. Бродяга ответил, что раз в неделю бизнес мен обязан одеваться таким же бомжом, гулять с ним за городом и внимательно слушать все, что он скажет. По совету аналитика бизнесмен стал совершать длительные прогулки по кантонам Швейцарии. Он останавливался в бедных отелях, где никто не мог узнать его. В эти месяцы бизнесмен получил множество необычных впечатлений. Он общался с природой, на блюдал восход солнца, видел цветочек в расселине скалы. Все это потрясло его душу. Те симптомы, которые беспокоили его, оконча тельно исчезли. К сожалению, бизнесмен пренебрег советами аналитика. Он основал три новых фирмы. Общаться с бродягой было некогда. Неприятные симптомы возвратились. Он возобновил прогулки, опятьна ступило облегчение. Затем интуиция подсказала ему, что можно ку пить маленькую ферму и обзавестись лошадью. Он истово ухазкп вал за лошадью, она стала его лучшим помощником. Зато предпр 11 ниматель обрел душевный покой. § 7. Подчиненная функция Именно подчиненная функции может служить дверью, черв которую можно проникнуть в глубинно-бессознательное. Названный клиент через контакт с природой и лошадью преодолел требовании своего сознания. Уход за лошадью стал для названного человека первой персонификаций коллективного бессознательного. Пациеш воспринял лошадь не как символ, а как конкретное животное... J Когда преобладает интуиция, это означает, что мышление ичун ства в определенной мере подавлены. Зато другая иррациональна»! функция, ориентированная на физическую реальность, пределыт далека от сознания, мало доступна ему. Юнг пишет: "Ощущение нарушает ясное непредвзятое наивное восприятие; его назойливы? ________Что ограничивает ваши ощущения и интуицию?_________ чувственные раздражения направляют внимание на физическую поверхность, именно на те вещи, за которые интуиция пытается проникнуть. Так как интуиция при экстравертной установке направляется преимущественно на объект, то она, в сущности, очень приближается к ощущению, ибо выжидательная установки, обращенная на внешние объекты, может почти со столь же Польшой вероятностью пользоваться и ощущением. Но для того чтобы интуиция могла осуществиться, ощущение должно быть в шачительной степени подавлено. Под ощущением я в данном случае понимаю простую и непосредственную физиологическую it психическую данность. Это важно с самого начала отчетливо установить, так как если спросить интуитива, как он ориентируется, тот начнет говорить о вещах, которые, как две капли поды, похожи на ощущения. Он будет даже пользоваться словом "ощущение".И действительно, ощущения у него есть, но он ориентируется не по ним самим — ощущения являются для него лишь точкою опоры для созерцания. Они выбраны им на основании бессознательной предпосылки". Там, где ощущающий экстраверт ищет жизненной реальной под-минности, интуитив-экстраверт мечтает постигнуть широкий el 1ектр возможностей. Скажем, если два человека — ощущающий и интуитивный вошли в комнату, которая только что сдана строителями, первый мгновенно увидит трещины, неисправность крана, плохо встроенный замок. Интуитив лее увидит эту комнату в будущем, обставленной мягкой мебелью, оклеенной модными обоями. ()щущающий тип видит только то, что находится перед ним. Интуитив же разглядит многое такое, чего ощущающий тип не может нообразить. Ведь этого еще нет в реальности. Стало быть, осматри-иая квартиру, полезно соединить усилия интуитива и ощущающего экстраверта. Так как экстравертная интуиция ориентируется на объект, то иаметна сильная зависимость от внешних ситуаций, однако род этой зависимости вполне отличается от зависимости ощущающего типа. Интуитив никогда не находится там, где пребывают общепринятые реальные ценности, но всегда там, где имеются возможности. У него Тонкое чутье для всего, что зарождается и имеет будущее. Он никогда не находится в условиях устойчивых, издавна существующих И хорошо обоснованных, имеющих общепризнанную, ноограничен-I ную ценность. Раздел III Юнг отмечает: "Поскольку он всегда пребывает в поисках нови Ц возможностей, то в устойчивых рутинных условиях он рискует задохнуться. Правда, он очень интенсивно берется за новые объек ты и пути, подчас даже с чрезвычайным энтузиазмом, но как толь ко размер их установлен и уже нельзя предвидеть в дальнейшем их значительного развития, так он тотчас же хладнокровно бросает их, без всякого пиетета и, по-видимому, потом даже не вспоминает I них. Пока существует какая-нибудь возможность, интуитив прико ван к ней, как бы силой рока" . У интуитива способность к суждению выражена недостаточно, так как зрелое суждение возникает из хорошо развитой мыслительной и чувствующей функции. Но крайне выраженные интуитивы находят явные влияния своих мыслей и чувств—как своих собства i ных, так и других людей. Как интуитив я могу, к примеру, изложить конкретную ситуацию (событие, диалог) с массой фактических по грешностей. Зато моя притча окажется значимой, несущей какой то неожиданный смысл. Однажды я видел, как больного повезли Ж операцию. "С Богом!", сказали ему сопалатники. "К черту!" отозвал ся тот, разом перепутав все жанры. Интуитив способен почувство вать комизм этой ситуации. Когда ориентация экстраверта-интуитива направлена на людей, то легко обнаруживается его прогностическое чутье. ГЪворят, что такие индивиды могут быть хорошими свахами. Я полагаю, не толь ко: они способны удачно расставлять кадры, заботливо их выращи вать. Личности такого типа зачастую начинают дело с нуля и оставляют его на пороге успеха. *** Бессознательные интуитивы имеют некоторое сходство с бессоз • нательным ощущающего типа. Мышление и чувства у него сравни тельно вытеснены и образуют в бессознательном инфантильно архаические мысли и чувства, сравнимые с таковыми же у проти воположного типа. Они проявляются также в форме интенсивных проекций и оказываются столь же нелепыми, как и проекции ощу щающего типа. Но только они лишены мистического характера. I) большинстве случаев они касаются конкретных, квазиреальных вещей, как-то: сексуальных, финансовых и других предощущений, например, предчувствия болезни. Что ограничивает ваши ощущен^^ Вопросы для повторения Каковы особенности ощущающего экстраверта? В чем проявляется невроз его ведущей функции? Как ведет себя интуиция ощущающего экстраверта? Что происходит, когда она врывается в сознание? Почему настоящая фантастика символична? Каковы особенности экстраверта-интуитива? В каких сферах жизни можно встретить экстравертных интуи-тивов? Почему интуитив не видит ничего под носом? Как ведет себя подчиненная функция экстраверта-интуитива? В каком смысле интуиция и чувство экстраверта кажутся близкими? Упражнение 1 Проверим ощущение Один из членов группы садится спиной к другим участникам эксперимента. Психолог задает вопросы. Во что одет сегодня Михаил? Есть ли у него галстук? Как сегодня причесана Мария? Что у нее в ушах? Есть ли украшения? Каков стиль одежды у Сергея? Есть ли вообще какой-нибудь I гиль? Упражнение 2 Подчиненная функция Чтобы обнаружить подчиненную функцию, группа задает одному из ее членов вопросы: Что является для вас самым большим несчастьем? Что доставляет вам наибольшие страдания? Когда вы чувствуете, что бьетесь головой о стену и испытываете ■ |дс кие муки? Что у вас всегда не получается? В каких случаях вы чувствуете себя круглым идиотом? Чему бы вы хотели научиться у других людей? ГЛАВА 4 Как вы скрываете свои --------мысли и чувства?-------- § 1. Интровертный мыслительный тип Ведущая функция Интроверт в отличие от экстраверта ориентирован на внутренние личностные факторы. Человек такого типа говорит: "Я знаю, что отцу понравилось бы, если бы я поступил на стоматологичес кий, но я решил стать юристом". Или: "Я вижу, что погода портится, но я буду все равно действовать как задумал". Этот тип никогда не путешествует ради удовольствия, а всегда с заранее обдуманной идеей. Он всегда доказывает, что все, что он делает, основано на его собственных решениях и убеждениях. Никто, как он считает, никог да на него не влияет. Он не стремится к тому, чтобы кому-то понра виться или примерить чье-то мнение. Это вовсе не означает, что иитровертное сознание мало осведом лено о внешних условиях. Нет, просто внутренние, субъективные: факторы для него важнее. В то время как экстраверт реагирует на то, что приходит субъекту от объекта, интроверт связан главным образом с теми впечатлениями, которые вызваны объектом у субъекта, его интересует внутренняя реальность.


  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.