Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





§ 3. Подчиненная функция



 

Мыслительному интроверту трудно выразить свои чувства. Вот

и пушка разговаривает с любимым. Он спрашивает ее, удастся ли

увидеться после разлуки. Эмоциональный тип ответил бы сра-

конечно, поскольку это отвечает его желанию. Мыслительный

пи роверт произносит: "Это зависит от тебя". Элемент рассудочно-

I и снижает накал чувства, не позволяет ему проявиться в непос-

■ гвенней, искренней форме.

11оскольку чувство у мыслительных экстравертов и интровертов

щфференцировано, то оно и нерасчетливо. Они всегда вклады-

>т в чувство частицу себя, однако при этом не могут правильно

11 ггь о том, где и как может по-разному проявляться чувство. Одна

И i моих пациенток рассказывала на сессии, что ее муж весьма хо-

и н, неэмоционален. В ответ на проявление эмоций всегда стара-

ни пошутить, отстранить от себя. Женщина очень страдает от

того, ей кажется, что муж не умеет любить...

I la самом деле ситуация выглядит совершенно иначе. Ее муж ■ .1 дает дифференцированной чувствующей функцией. Он умеет ||р< >являть эмоции. Когда жена плачет, он обнаруживает нежность, |сшает и ласкает ее. А шутит он потому, что хочет как-то снизить || жат экзальтации, столь типичной для мыслительного интровер-каковым и является моя пациентка. Ее муж умеет различать эмо-111 и шальные проявления. Бывает ласков, но бывает чуть-чуть иро-Ничен... Жена же, обладая примитивным чувством, ранима. Ейка-1 < я, что любая ирония при выражении чувств неуместна. Поэто-• )i ia считает своего мужа неэмоциональным, не понимающим ее

.....кую душу. Но аналитик вынужден обратить ее внимание на то,

11' i именно ей нужно правильно оценить ситуацию, которая сложи­лась в их семье.

Один мой знакомый писал рассказы. Он хотел стать писателем ' i i. глее занимался в студии писателя Леонида Жуховицкого. Пронз­им 1ия моего знакомого были всегда хорошо сколочены, обладали придуманным сюжетом. Все требования писательского ремесла

Раздел III__________________________.

были в них соблюдены. Однако они не оставляли эмоционального впечатления. Чувство в них отсутствовало. Я сказал своему коллеге: "Чтобы стать писателем, вам нужно испытать сильное жизненное потрясение..."

Он ответил: "Типун вам на язык". Типичная реакция подавленного чувства. Представьте себе, молодому Льву Толстому предсказывают: "Ты, Левушка, поедешь в Севастополь, там будут идти сражения. Ты увидишь смерть, мучения людей, боль и страдания. Ты будешь рассматривать сапог с оторванной ногой, чтобы понять дух войны, дух смертельной агонии. Потом ты станешь великим писателем"...

Мог ли Лев Толстой, выслушав эти провозвестия, сказать: Типун вам на язык"? Вряд ли. Кстати, мой знакомый стал не писателем, а известным политическим экспертом. Однажды он мне сказал: "Стоило ли два года ходить в студию, чтобы на исходе услыша 11. те же самые слова, которые вы мне сказали, когда я только начаи заниматься там?" Я сказал это в качестве интуитива, а мой знак<> мый, располагая подавленным чувством, пожелал мне лихоманки

за мой прогноз...

Мыслительный интроверт постоянно связан с внутренним ми ром мыслей и идеалов. Поэтому он кажется слегка рассеянным, ПО груженным в себя. У этих людей есть чувства, но они не знают, кап их выразить. Одна девушка призналась мне, что она никому н<-1 >> ворила, что любит. Никого не называла ласковыми именами. Xoi и она, разумеется, испытывала привязанность и даже страдала....

Чувство у интроверта-мыслителя стремится быть причудли: и .1 м, изысканным, капризным. Они сами порой не знают, что они чуй ствуют на самом деле. Если эти чувства прорываются в созна! пи они оказываются плохо контролируемыми. Такую привязашк» и можно считать восхитительной, но можно тяготиться ею.

Сошлемся на кинофильм 'Толубой ангел". Речь идет о проф<< < ре средних лет, который влюбляется в молодую танцовщицу из Щ баре. Она добра и участлива, но попросту соблазняет его. Hci iutI вая сильное чувство, профессор оставляет свою академическу ю Я рьеру и гибнет на глазах, фактически превращается в клоуна , коп рый представляет в кабаре ее номер. Профессор предан своему i к \ чиненному чувству, но оно не демонстрирует хорошего вкус i.

Профессора совершенно не впечатляют факты подлинной Щ ни танцовщицы. Он верен вхгутреннему образу, хотя его возлюбленная

мая не злодейка, она искренне пытается предостеречь его. Но спроектированный образ оказывается сильнее реальности. Профессору ■ре равно, что говорит, как поступает его идеал. Он во власти соб-' 11 гснной иллюзии. "Ах, обмануть меня не трудно, я сам обманывать-I а рад!"

Интровертный мыслительный тип, как и параллельный ему эк-■ флвертный случай, находится под решающим влиянием идей, |">трые вытекают, однако, не из объективно данного, а из субъек-i ишюй основы. Он, как и экстравертный, будет следовать своим иде-им, но только в обратном направлении, не наружу, а вовнутрь. Он стремится к углублению, а не расширению.

По этому качеству он в высшей степени отличается и характе-|Ц' гически от параллельного ему экстравертного случая. То, что

       1 чает другого, а именно, его интенсивная отнесенность к объек-

iv (>тсутствует у него иногда почти совершенно, как, впрочем, и у in акого интровертного типа. Если объектом выступает человек, то

       человек ясно чувствует, что он, собственно говоря, фигурирует

нишь отрицательно, т.е. в более мягких случаях он просто чувствует №г>|| лишним, в крайних случаях он начинает понимать, что его как

       ающего просто отстраняют. Это отрицательное отношение к

Пы-кту— от безразличия до устранения — характеризует всякого и i п | >оверта и делает само описание интровертного типа крайне зат-||удиительным.

И поисках своих идей мыслительные интроверты обычно упря-

"| 11о в то же время они внушаемы в проблемах личной жизни.

При атом они наивны и доверительны. Образу такого типа соответ-

И'Нует архетип "рассеянного профессора" или "забывчивого Ивана".

Опасность состоит в том, что такие люди могут стать однодумами.

К игом случае они демонстрируют жесткость и капризность. Есть

■роза, что они могут совершенно изолироваться от семьи и бли-

       его окружения.

I.    i к рождается примитивный аффект, горечь, сверхчувствитель-

II.   и даже мизантропия.

§ 4. Интровертный чувствующий тип

Нсдущая функция

Нндо ли снова подчеркивать, что чувство в интровертной уста-

       < принципиально определяется субъективным фактором? Так

 

 

-----------------------------------Раздел III_________________________

же, как интровертное мышление чуждается объекта, так и чувстно демонстрирует незаинтересованность объектом. Интроверт скрм тен. Мало что проявляется на вершине его айсберга. Юнг о такп.ч людях говорит словами известного выражения — "тихие воды к кут глубоко"...

Вот как выглядит модель психической структуры чувствую/ це го интроверта.

Интровертное чувство

(первичная ведущая

функция)

Интуиция (вспомогательная функция)

Экстравертное мышление (подчиненная функция)

Наблюдая такого человека со стороны, можно решить, что ом лишен и мыслей, и чувств. Но это ошибочно. В глубинах психики эмоциональных интровертов происходит интенсивная работа чувств и мыслей. Но к каждодневной реальности такие люди приспосабливаются с помощью чувства, которое выражено в интровер-тной форме. Цель интровертного чувства состоит не в том, чтобы приспособить себя к объекту, а подчинить его себе в бессознатель ном усилии реализовать лежащие в нем образы.

Каждый чувствующий интроверт обладает выстраданной и х< i рошо различимой, дифференцированной системой ценностей. Ок ружающие ощущают это, хотя носители ценностей вовсе не демон стрируют и тем более не декларируют их. Фон Франц замечает: 'Там, где происходят важные события, интровертного чувствующего типа можно часто обнаружить на втором плане, как будто интровертное чувство подсказывает ему: это действительно важно. Проявляя своеобразную молчаливую лояльность и ничего не объясняя, они пояп ляются в тех местах, где можно стать свидетелями важных и цен ных внутренних событий и архетипических констелляций".

Ощущение

(вспомогательная

функция)

 

Как вы скрываете свои мысли и чувства?

Характерно, что присутствие такого человека в коллективе все-

■ II ощущается. Они даже выступают законодателями поведения. Дглоневтом. что интроверты учат жить, навязывают какие-то ценности. Но их душевная сила чувствуется .У них есть ясное ощущение ценностных ориентиров. Словно какая-то внутренняя убежденность исходит от них.

Однажды я работал в коллективе, которым руководил чувству-нмппй интроверт. Он не обладал хорошими административными Ииныками. Мог, в частности, в коридоре подписать финансовый до-Ц умент, не вчитываясь, про что там написано. Мог без критической и| «терки завизировать смету расходов, доверившись составителю. Но странное дело, никому не приходило в голову воспользоваться •Той внутренней погруженностью интроверта и дать ему подмахнуть нечто корыст! юс для заявителя... Потом нашего руководителя пиши с должности, обвинив его в отсутствии административной Крепости. Заменил его опытный руководитель — мыслительный интраверт. Этот человек стал вникать во все финансовые детали, К* II пролировать, направлять.А через год ревизионная комиссия со-

■ твила огромный список финансовых нарушений, допущенных Коллективом. Интровертное чувство слуяшло большим гарантом Порядка и точности, нежели крепкое администрирование, лишенное этического измерения.

Интровертное чувство постоянно ищет образ, который в и inтвителыюсти не существует, но который оно представляет в I Коем видении. Это чувство как бы без внимания скользит над I (Яъектами. которые никогда не соответствуют его цели. Оно стреми гея к внутренней интенсивности, для которой объекты, самое Яольшее, дают некоторый толчок. Юнг пишет: "Глубину такого чувства можно только предугадать, но ясно постигнуть нельзя. Интровертное чувство делает людей молчаливыми и трудно доступны -|п ибо оно, подобно мимозе, сморщивается от грубости объекта, in >бы заполнить сокровенные глубины субъекта. Для обороны оно выдвигает отрицательные чувственные суждения или глубокое равнодушие".

Югассическим примером чувствующего интроверта могут слу-i ить, пожалуй, Татьяна Ларина или Евгения Гранде. Влюбившись, ими создали идеальные образы своих избранников. Их мало волно-п i in внешние факты. Однако чувства этих героинь нашли вопло-

' и i ie в сотворении идеала и даже получили определенную оценку. Раздел III Так, Татьяна осознает, что запоздавшая любовь Онегина может ока J заться лицемерным желанием позора для любимой женщины. В отличие от чувствующего экстраверта, интроверты не прибе­гают к банальным выражениям эмоций. Если чувствующему инт«] роверту задать вопрос: "Вы пришли на похороны, хотите выразить! соболезнование, но не находите нужных, уместных чувств, огранив читесь ли вы общими фразами, которые принято говорить в таких] случаях, или промолчите?" Чувствующий интроверт наверняк" предпочтет промолчать... Люди данного типа кажутся незаметными. Они не выставля-себя напоказ. Мотивы их поведения часто скрыты. Это придает аромат тайны, независимости и самостоятельности. Любой интр~ верт избегает людных вечеринок. Особенно это относится к чувств ющему интроверту. Из-за общей нелюдимости оценочная функг интроверта при огромном изобилии людей буквально цепенеет. В почему в большинстве случаев они молчаливы, труднодоступны, ч сто скрыты под детской и банальной маской, нередко также отлр ются меланхолическим темпераментом. Так как они преимуществе но отдают себя руководству своего, субъективно ориентированно чувства, то истинные мотивы обычно остаются скрытыми. Вовне они проявляют гармоническую стушеванность, приятн" спокойствие, не стремятся произвести впечатление на других, п ределать или изменить их. Юнг подчеркивает, что если эта внешняя сторона выражена н сколько ярче, то возникает легкое подозрение в безразличии : холодности, которое может дойти до подозрения в равнодушии радостям и горестям других. Тогда ясно чувствуется отвращающе ся от объекта движение чувства...



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.