Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Подчиненная функция 17 страница



Средневековая поэзия разнообразна, утонченна. Но в ней eci i. )дин органический изъян: она не улавливает тончайшие переливы гувства. Конечно, выраженная в ней любовь не абстрактна. Опту-гимы тоска, энергия, даже боль. Но в лирических описаниях ощупается трафаретность. Поэт ищет яркой, но стереотипной форму-ил, с помощью которой выражает свое восхищение дамой сердца. Разумеется, у этой дамы есть имя, она проживает в старинном !амке, мы кое-что знаем о ее судьбе. Однако поэта интересует не он* зама в своей подлинности, а скорее ее поэтический образ, неким адеальный архетип. Иногда между прототипом и его образом возникает огромная дистанция. Дон Кихот страстно увлечен Дульси* теей Тобосской. Но читатель предуведомлен: она заколдована. Дли зсех прочих она — простая крестьянская девушка. Роман Сервап геса, разумеется, не поэзия трубадуров. Это скорее попытка создать -фонический подтекст, высмеять отвлеченную, придуманную страсть. Рыцарская этика располагала особыми ритуалами, которы! предписывали влюбленному, как надлежит ухаживать, строит" амурные отношения, добиваться изысканности чувств. Соблюдение этих правил оказывалось столь же неукоснительным, сколь совер« шение рыцарских подвигов. Воин не мог считаться доблестным гели у него не было дамы сердца. В то же время влюбленный бь просто обязан совершать ратные подвиги, без чего его чувство ли шалось всякой ценности. Конечно, неподдельное влечение прорщ валось сквозь череду формальных установлений. Но оно в извест* ной мере все-таки было условным. Средневековье пестовало два типа любви — религиозный экста и мирское чувство. Средневековый мистик Мейстер Экхарт ци тирует Библию: "Сильнее чем смерть—любовь". Но здесь речь иде о любви к Богу. Это чувство возникает из потребности человека пре одолеть отчужденность и достичь соединения с другим существом Любовь к Богу не менее многогранна, чем обычная земная страст Неужели в другие эпохи любили иначе? Во всех религиозных системах, даже в мистических, обходящих-ги без учения о Боге, предполагается реальное существование лучинной сферы, которая выходит за пределы человека, придает знамение и ценность его земному существованию, вызывает страстное t i ремление к спасению и внутреннему возрождению. Любовь к Богу — сугубо духовное чувство. При чем здесь эрос? Возможна ли здесь игра страсти? Или, напротив, говорить можно только о воздержании, об искуплении греховных чувств? II теологам, и психологам известно: чем возвышеннее пережи-нлиие, тем глубже в нем неистовое буйство темных желаний. Вот ничему религиозные влечения несут в себе множество психоло-шческих оттенков. В них прихотливо сплетаются различные побуждения. Экхарт утверждает: в любви к Богу человек достигает предельною самоотречения. Он преодолевает свою индивидуальность. Как и и смерти, он отказывается от всего бренного. Соединяясь с боже-i i пенным "ничто", человеческая душа, по мнению средневекового мистика, становится орудием вечного порождения Богом Самого 1 Вбя. Куртуазная поэзия носит другой характер. Она создает иде-мьный образ женщины в рамках светской культуры. Обычному человеку всегда мнится: любовь как чувство, как I печение всегда одинаково проявляет себя. Во многом такое пред-■ лишение правильно. Действительно, любовь архетипна в своих обнаружениях. Однако в разных культурах по-разному пере-ншнается не только эротическая привязанность. Даже на секс ■ и бывает свое воздействие культура. Любовь может представать и сексуально-животных вариантах или, напротив, в образах роен iтического чувства. Сегодня, когда на книжном рынке можно прочесть массу издании по вопросам эротики и секса, люди, пришедшие на психоана-нинческую консультацию, задают совсем иные вопросы, нежели прежде. Они, в частности, интересуются особенностями сексуаль- .....in юведения тех или иных людей, носителей конкретного харак- || |>а. Они осознают, что формы проявления чувств могут в значи-i ■ иы юй степени зависеть от императивов культуры. В одной куль-i v | >е правит бал целомудрие, платоническое чувство, в другой — де- ___________________________Раздел II__________________________J вочка, не сумевшая за один день расстаться со своей девственностью, уходит из жизни... Вопросы для повторения Какую психотерапевтическую роль играли древние мистерии? Почему древний грек сам определял меру своей аскезы, воздер-жанности? Какие радикальные изменения в понимании эроса произошли после появления христианства? Что такое агапе? Что писал о братской любви Эрих Фромм? Когда возникла куртуазная поэзия? В чем заключаются правила амор? Какую роль в европейской культуре сыграла куртуазная поэзия? В чем специфика любви к Богу как эротического переживания? Каковы образы эроса в разных культурах? Упражнение 1 Люблю тебя за то, что ты есть Займите удобное положение. Дышите равномерно, глубоко, как обычно при выполнения упражнения. Вызовите в своем воображении всех, кто играет немалую роль П вашей жизни. Пусть перед вашим взором пройдут родители, муж или жена, дети, возлюбленный, друг. Когда вы вспомните близкого человека, скажите ему: "Я люблю гебя таким, какой ты есть..." Зафиксируйте, возникают ли при этом] г вас какие-то внутренние побуждения. Может быть, рождаете» возражение, вам хочется подумать над своими словами и их смыв юм. Если вы чувствуете, что не можете произнести эти слова убеж» ;енно, попробуйте изложить близкому человеку свои пояселания: "И гюблю тебя, но мне не нравится, что ты холоден...". "Я люблю тебя] ю ты слишком расчетлив..." Теперь сами окажитесь в роли этого человека. Попробуйте осом гать, так ли это на самом деле? Действительно ли вы холодны или : >асчетливы, если представить себя другим человеком, к которому 1Ы адресовали свои претензии?.. ____^ Неужели в другие эпохи любили иначе?___ В заключение попробуйте сказать своему собеседнику, вернувшись в свою роль: "Я люблю тебя без всяких условий, только за то, что ты есть в моей жизни. Упражнение 2 Рыцарь и его дама Попытайтесь сыграть куртуазную драму. Для этого распределите роли. Выберите себе из группы женщину, которая могла бы быть и.пней возлюбленной, то есть романтической дамой. Напишите ей письмо. Подумайте о том, какой подвиг вы могли бы совершить в ее несть? Как могли бы привлечь ее внимание? Как долго могли бы пюбить ее бескорыстно? Опишите безоговорочные достоинства вашей дамы. Дама дол-■на описать своего рыцаря, его подвиги, его заслуги и достоинства, i и I ишите, как долго могут продолжаться ваши чувства? ГЛАВА 6 Чем обусловлено психосексуальное развитие? § 1. Стереотипы поведения ених Лены живет на Украине. Они созваниваются чуть ли не ежед-вно. Мечтают о совместной жизни. Только вот не решили оконча-пьно, где они будут жить. Лена настаивает на столице России. Гена поняется к тому, чтобы закрепиться на Украине. "Мой Гена, — горит Леночка, — самый замечательный человек на свете. Он умен, жен, все мне в нем нравится. Уже на пороге кабинета Лена лучится безмерной радостью. Она называет мне телеграмму: "Гена едет!" Весь день проходит под зна-4 необыкновенного восторга. "Представляете, я снова увижу мо->Гену". На следующий день, когда жених уже в объятиях невесты, олько и слышу: "Мой Гена! Мой Гена!" Я зачарован этой ослепи-гьной радостью, мои губы невольно складываются в улыбку все-шмания и нежности. И вдруг Лена говорит: "Сегодня я поймала я на мысли, что хочу остаться одна. Слава Богу, билет уже зака-[. Гена уезжает". Читатель может подумать: сюжет банален 5овь и разочарование. Ничего подобного! Лена продолжает лучиться любовью и поел езда Гены. Я слышу уже знакомую сагу о необыкновенности Гены юрой свадьбе и главное о том, что скоро, очень скоро Гена при г опять. Господи, где же логика? Через три дня после встречи Лена :ится желанием, чтобы Гена скорее уехал, а на четвертый день [рает от тоски и предвкушает новую встречу. Впрочем, я ведь кое-что знаю о Лене. Она — моя пациентка. Забываю в свои записи, размышляю. Когда Лене было 17 лет, она кала в другой город. Там она разговорилась с каким-то незнако-л парнем. Остальное произошло как в бреду. Лена пошла к нему Чем обусловлено психосексуальное развитие?_________ домой. Они оказались в постели, однако половой близости не было. Хотя Лена и была захвачена генитальными ощущениями, на сексуальный контакт она так и не пошла. Читаю в ее дневнике очаровательную фразу: "Сейчас с высоты своего сексуального опыта я по-11имаю, что никогда в жизни я не испытывала оргазма как в тот день, и постели с незнакомым парнем. Итак, оргазм огромной мощи, но без половой близости. Незнакомый парень и вечное сладостное воспоминание. Внезапно вспыхнувшее желание и непреклонное табу. Я спрашиваю Лену, почему Гшизость так и не состоялась, что, по ее мнению, сыграло роль запрета. Лена отвечает: "Я думаю, это из-за мамы. Она у меня очень строгая. Всегда следила за тем, чтобы я ни с кем не простаивала во дворе, ругалась, контролировала... Наверное, в последнюю минуту м вспомнила о ней и испугалась". Возможно, Лена права. Впрочем, где были материнские настав-пения, когда юная целомудренница пошла с первым попавшимся пар-11см в его дом?. Разве она не догадывалась, чем это может кончиться? Разумеется, понимала, но тем не менее позволила парню уверенно идти своим курсом, с заранее обдуманным намерением. Спровоцировала, но не отдалась, испытала оргазм, но устояла, проявила неосмотрительность, но вовремя одумалась. А может быть, дело со-исем в другом. Лена ни на минуту не забылась. Она с самого начала хотела этой близости, умышленно отправилась на квартиру. Хоте-ма близости, но какая-то неведомая сила вмешалась в самый неподходящий момент, остерегла или просто выставила препятствие. Но медь это тот же стереотип поведения, что и с Геной. Жаждет всей дутой, ждет, томится, а когда он рядом, непредвиденно угасает, никнет. Но стоит Гене отчалить, снова звенит каждая струна души. Фрейд основывал свои выводы на огромном эмпирическом материале. Он пришел к выводу, что все наши психические процессы определяются в конечном счете сексуальностью как одним из видов удовольствия. Даже те поведенческие установки, которые, капалось бы, совершенно не связаны с этим инстинктом, наделе обус- .....шены именно этим побуждением. Открытие Фрейда опирается на представление о единой и изначальной энергии, которая прида-рт силу всем ее обнаружениям. Австрийского психиатра часто критиковали за это положение. Неужели все человеческие качества, например, жадность, педан-i изм, самовлюбленность, можно вывести из одного-единственного _______________________Раздел II__________________________J гинкта? А такие переживания, как страх или воодушевление? ть — сексуальное влечение? Но Фрейд последовательно продви-:я в этом направлении. Гипнотическая терапия, которую Фрейд применял к истеричес-пациентам, показала, что в фундаменте их заболеваний часто али забытые сексуальные происшествия. Неожиданное гени-.ное ощущение, попытка сексуального насилия, влечение к роялям противоположного пола. Последующие наблюдения толь-одтвердили эти догадки. У большинства невротиков действи->но обнаруживались конкретные сексуальные трудности. 1ибидо — это психическая энергия сексуального характера. Ког-рейд говорит о влечении, он имеет в виду не синоним инстинк-1нстинкт означает нечто врожденное, неизменное, жесткое. А о "влечение" выражает нечто изменчивое, подверженное пре-1жению под влиянием окружения. Половой инстинкт человека чается от инстинкта животных. В природном царстве инстинкт синяется однообразным схемам. Он разряжается после действия деленных стимулов. § 2. Персонификация чувства любви Эный Петрарка, великий поэт эпохи Возрождения, как утвер-уг притча, пришел в храм. Неподалеку от него, захваченная 1твой, стояла девушка, лица которой не было видно. На бархате илась только очаровательная белоснежная ручка. Юноша не-но залюбовался ею, пытаясь в то же время разглядеть силуэт >дой католички. И вдруг в поэтическом воображении юноши эта а покрылась морщинами, высохла, стала старческой. Его сер-наполнилось острой болью за юное совершенство, которому )ода наносит отвратительные метки увядания, ак родилась романтическая любовь Петрарки к Лауре, о кото-геперь знает весь мир. Похоже, эта притча напоминает нам еты средневекового эроса в его поэтическом, платоническом окении. Та же любовь, не претендующая на разделенность. Чув-, одухотворяющее душу. Любовь без взаимности нужна стран-ющему рыцарю, слагателю стихов... )днако между поэзией трубадуров средних веков и эросом Ре-анса огромная и принципиальная разница. Она определяется оде всего возрождением античной культуры, культом человека ,_________Чем обусловлено психосексуальное развитие?_________ и обостренным вниманием к сокровенным таинствам человеческой психики. Конечно, и в античной литературе воспроизводились томления и страдания из-за любви. Переживание печали связывалось не с эротической неудовлетворенностью, как в куртуазной поэзии, а со июсчастной судьбой. В эпизоде из жизни Петрарки есть момент, почти немыслимый и куртуазной поэзии. Поэт увлечен не образом девушки, а ее возможным природным увяданием. Возникает новое понимание люб-п| I, переосмысливающее прежние традиции. В ее основе лежит ан-Гичный взгляд на чувственную земную любовь, культ тела. Только i сперь он становится более объемным, ибо эпоха Возрождения тем и интересна, что она поставила во главу угла человека — земного, и потского, природного. Выделяют три периода внутри Возрождения, интересные каждый своим пониманием любви. Прежде всего ранний Ренессанс, ког-I.IB итальянской поэзии сложился "сладостный новый стиль". Мно-i не писатели и поэты обращаются к теме любви. Среди них можно иыделить Гвидо Квицинелли и Гвидо Кавальканти. Настоящая эн-1111шгопедия чувства обнаруживается в творчестве Данте, Петрарки иБоккаччо. XTV в. знаменует другой период. Среди самых ранних произве-■ i ■ ■ 11 ий можно назвать "Диалог о любви" Лоренцо Пизано. Однако цен-i ральную роль играет все же творчество Марсилио Фичино. Через иобовь, которая мыслилась как основа мира, философы пытались • |. с кщать законы бытия. Следующий этап относится к XV в. Он знаменит не только сочинениями философского, но и нравственного психологического характера. Люди этой эпохи обсуждают множество конкретных вопросов, помогающих постичь природу чувства: как молодые люди и >лжны влюбляться, как ухаживать за женщинами, что представши -г собой женская красота, можно ли говорить о близости любви и ргнности, любви и безумия... Вспомним для примера непревзойденные сонеты Шекспира: "Когда на суд безмолвных, тайных дум Я вызываю голоса былого. Утраты все приходят мне на ум И старой болью я болею снова..." _________________________Раздел II В стихах поэтов Ренессанса затрагиваются те же темы, которые ши известны и средневековью, — ночные встречи, предрассвет-ie расставания, клятвы в верности, муки ревности и одиночества, щако теперь, в эпоху, когда рождается обостренное внимание к ловеку, эти сюжеты обретают психологическую объемность. Лю-вь оказывается не фрагментом жизни, а самой ее сутью. Обнару-шаются поразительные нюансы этого всеохватывающего пере-тания. Вместе с тем оказывается, что любовь раскрывает душу яовека, ее неизмеримые глубины... Так, поэт и философ Марсилио Фичино приходит к озарению, о любовь близка к безумию, во всяком случае она может помра-ть разум. Чувственность становится объектом осознания. В про-воположность римско-католической церкви гуманисты Возрож-ния утверждали, что человек полностью принадлежит земному :ру. Был провозглашен идеал "человечного человека". Культ теле-ых, плотских радостей пронизывает творчество такого известно-итальянского гуманиста, как Джованни Боккаччо. В знаменитом произведении "Декамерон" писатель рисует мир тимных и сокровенно лирических переживаний. Любовь осмыс-вается как начало человечности и очищения. Откровенность, горая сопутствует описаниям лирических сцен, продиктована едставлением о том, что любовь—естественное человеческое чув-ю. Но в эпоху Возрождения любовь осмысливалась не только как зственность. Она воспринималась как могущественная космичес-ч сила, как универсальный принцип соединения души и тела, аче говоря, люди той эпохи стремились к одухотворению чувства, и задумывались над тем, почему люди испытывают благогове-е друг перед другом, почему любовь никого не обходит стороной... § 3. Пуританская любовь Пуритане — от английского слова "чистый" — выступали за уг-эление Реформации. Реформация — широкое общественное дви-ние в Западной и Центральной Европе XVI в., связанное с воз-кновением протестантизма. Они требовали предельной невип :ти и верности в любви. Плотские утехи объявлялись крамол!, ми. В викторианской Англии столы и стулья до самого пола подвались белоснежными чехлами. Ножки, разумеется, деревяп- Чем обусловлено психосексуальное развитие?_________ ные, но обнажать их для посторонних взглядов считалось неприличным. После прихотливой пряности барокко такая стыдливость и предусмотрительность казались удивительными. Когда шведской королеве прислали в подарок чулки, придворный гордо вернул их подателю, сказав: — У королевы нет ног... Герои пуританских романов говорят изысканным, чувствительным языком. Вот, к примеру, диалог из романа Шеридана ле Фаню "Кармилла": "Если бы сударыня удостоила воспользоваться нашим гостеприимством и решилась доверить бедняжку на это время попечению моей дочери и ее опытной гувернантки мадам Перродон, а также моему присмотру, мы были бы польщены и одолжены и окружили бы ее неусыпными заботами, дабы оправдать столь высокое доверие. — Нет, сударь, я не хочу злоупотреблять вашей любезностью и радушием, — отвечала хозяйка несколько рассеянно. — Напротив, сударыня, это вы окажете нам величайшую любез-i юсть, в которой мы весьма нуждаемся. Дочь мою постигла жестокая утрата: она лишена судьбою дружбы, на которую давно уповала". О сударыне из этого диалога автор сообщает: во всем облике не-;н [акомки было столько властного достоинства и держалась она так непринужденно... В атмосфере высокой галантности считалось 11Спристойным попросить соседку положить на тарелку ножку цып-пгпка. Слово "ножка" так много сообщало необузданному виктори-IIнекому воображению... Нам, людям другой эпохи, непонятно, как может считаться двусмысленным слово "ножка". Можно ли предста-ш 1ть, что намек на игривость усматривался пуританами уже в том, что на полке рядом стоят две книги, одна, написанная мужчиной, а д| >угая — женщиной... Как случилось, что культ любви уступил место пресному ханже-г i ну? Это связано с воцарением протестантского этоса. В Европе родилась разновидность христианства, которая радикально изменила 11 инание людей. В феодальном средневековье индивид был неразрывно связан с общиной. Вся человеческая жизнь, от рождения до смер-III, была регламентирована. Он почти никогда не покидал места сво-'I<> рождения. Жизненный мир большинства людей той эпохи был ■ и I кшичен рамками общины и сословной принадлежности. Протестантский этос зафиксировал огромные изменения в пси-41 к<- женщины. В религиозном сознании родилось новое понима- Раздел II сие свободы. Женщины не хотели больше повиноваться общине. 5первые в европейской истории стремление быть свободным стало осприниматься как благо для человека. Свобода оценивалась как вятыня. Но обнаружились новые узы. Теперь женщина оказалась абой религиозных условностей, культа добродетели. Протестантский этос сопряжен с культом воздержанности, про-готы, бережливости, справедливости, целомудрия, скромности, ice эти качества освещались как святыни в воскресных пропове-ях. Немецкий поэт Л.Эйхродт печатал в одном из мюнхенских из-аний стихи, посвященные семье, дому, патриархальным традици-м. Он помещал их под псевдонимом Готлиб Бидермейер. Нет, поэт икого не хотел мистифицировать, он и не помышлял о том, что ~о выдуманное имя станет обозначением новых ценностных ори-тгаций эпохи. Не думал он и о том, что благодаря ему сложится эталон женс-эй красоты и женственности. Как выглядела воспетая им девуш-1? Кроткая, благородная, женственная. Созданный поэтом обрам гагонравной особы в сознании средних слоев населения превращен в воплощение идеала. Более того, стиль "бидермейер" проявил :бя в искусстве, литературе и архитектуре. Читаем у Шеридана ле Фаню, как возлюбленный собирается на издание: "Я сделал еще круг-другой по комнате, вздохнул и попра-1Л перед зеркалом роскошный белый бант, завязанный на шее по эимеру бессмертного щеголя Бруммеля; затем я облачился в печного цвета жилет, в синий фрак с золотыми пуговицами и обиль-> оросил носовой платок одеколоном (в те времена не было еще того 1энообразия букетов, которым впоследствии осчастливила нас ффюмерия). Я поправил волосы — предмет моей особой гордости ге дни... Тонкие французские перчатки и довольно увесистая уз-шатая трость, какая снова ненадолго вошла в моду, завершали, как :азал бы сэр Вальтер Скотт, "мое снаряжение". § 4. Вампиры и совратители Протестантская семья являла собой треугольную пирамиду. I lu ршине — глава трех поколений—дедушка. Он — безупречный ан- | ритет для родственников, хранитель традиций и нравственных ветов. Муж — добытчик огня, пищи и прочих благ. Женщина по [талась как воплощение всех мыслимых добродетелей. Малейшем ^^обусловлено психосексуальное развитие? отступление от морали расценивалось как преступление против "семейства". Берем наудачу строчки из романа Г.Райдера Хаггарда "Она": "Джоб вернулся лишь после того, как пышногрудая особа удалилась: он был очень взбудоражен и с величайшей опаской поглядывал на каждую приближающуюся женщину. При первой же возможности м объяснил нашим хозяевам, что Джоб — человек женатый, но очень несчастлив в семейной жизни и поэтому боится всех женщин; мои объяснения были встречены мрачным молчанием: поведение нашего слуги, со всей очевидностью, расценивалось как оскорбление ж его "семейства", хотя женщины весело посмеялись над всей этой сценой". Куда же девалась порочная страсть, которая так ярко проявила себя в предыдущие века? Неужели она выветрилась и угасла? Конечно, нет. Целомудрие рождало мятежные мысли, недозволенные желания, воспаленные фантазии. В сознании протестантской эпо-\п греховные вожделения персонифицировались в образах совратителей, злодеев, вампиров. Крайняя добропорядочность рождала образы зла. И это несмотря на то, что запрещались произведения мидных европейских писателей, которые, как предполагалось, ока-п.шают порочное воздействие на нравы. Французский поэт Шарль I ><>длер был даже осужден за "Цветы зла". Цензура запрещала изда-нать "Лолиту" В.Набокова и "Улисса" Д.Джойса. Викторианская про-,|ц обладает специфическим колоритом: мрачновато-таинственные приключения, события, происходящие по воле высших, неведомых 111л, неотвратимость рока в человеческой судьбе. Характерная примета этих повествований — сочетание таинственных, загадочных, i к iчусторонних явлений с конкретно-реалистическими чертами дей-iiпительности. Первое впечатление беспечной жизни Кармиллы из одноименного романа Шеридана ле Фаню связано с приходом вампирки. "Но ид руг я увидела возле своей кроватки строгое и чарующее женское ипцо. Женщина — совсем молодая — стояла на коленях, руки ее гиолзли под одеяльце. Я взглянула на нее с радостным изумлением и ламолкла. Она легла рядом, погладила меня и сулыбкой притянула и себе: я тут же успокоилась и погрузилась в сон. Апроснулась оттого, ■пи две длинные иглы вонзились мне в грудь и я громко закричала от ("'ни. Та женщина подалась вперед, не спуская с меня глаз, соскольз-Иула на пол и, как мне показалось, спряталась под кроватью". ----------------------------------------Раздел II___________________________ Пуританство по парадоксальной логике подготовило взрыв страстей в XX столетии. §5. Галантный век и Просвещение В эпоху барокко (XVII в.) вновь возникает интерес к плотским порывам как законным побуждениям человека. Любовь предстает теперь в особом истолковании. С одной стороны, чувственность предполагает погибельную страсть, телесные наслаждения. С другой — рождается мир пленительных иллюзий, где любовь оказывается не простой, а изысканной, манерной, прихотливой. Поразительное сочетание грубой реальности и волшебной фантазии нигде, пожалуй, не продемонстрировало себя так ярко, как в преданиях и историях интимной жизни монархов. Не случайно многие историки, исследуя общественные потрясения, социальные катаклизмы и революционные сдвиги, видят в истории проявление эдного только эроса. "Ищите женщину!" — такова известная французская поговорка. Казалось бы, такое признательное и трепетное восприятие люб-зи должно было закрепиться в европейской культуре. Но вот грядет шоха Просвещения —XVIII в. Многие идеалы барокко, равно как и >тос протестантизма, пересматриваются. В частности, провозгла-пается, что душа не имеет пола. Это означает, что на деле неповторимость чувства отвергается. Делается определенная ставка на ни-)елировку переживаний. Любовь все чаще трактуется как чистое бе-|умие, недостойное разумного человека. Может ли человечество обойтись без любви? Рождающаяся эпо-:а рациональности отвечает однозначно: может. Еще мыслитель CVII в. Фрэнсис Бэкон оценивает эрос как безумие. Что может про-ивостоять любви? Только кристально ясный ум. Ни один из дрен [их диких людей не позволил себе впасть в беспамятство от этого [увства... "Лучше поступает тот, — пишет Бэкон, — кто при невозможнос-и не допустить любви удерживает ее в подобающем месте и полно-тью отделяет ее от своих серьезных дел и действий в жизни; ибо ели она вмешивается в дела, то взбаламучивает судьбы людей тик ильно, что те не могут оставаться верными собственным целям", английскому мыслителю казалось, что любовь занимает ничтожно галое место в истории человечества. Зрелый муж, озабоченный _________Чем обусловлено психосексуальное развитие?_________ государственными делами, или мудрец, постигающий таинства мира, вряд ли впадут в любовное исступление. Эпоха Просвещения кичливо тешилась разумом. По его меркам она пыталась выстроить все человеческие отношения. Однако мир человеческих страстей оказался принципиально нерегулируемым. Не случайно именно в этом веке родилось слово "садизм" по имени известного маркиза де'Сада, автора многих произведений, в которых он пытался рассказать о причудливых про-имлениях страсти... В один прекрасный день известный в Париже маркиз Луи Альдонс Денациан де Сад отправился в Марсель. . (десь его уже ждал лакей, предусмотрительно снявший для него апартаменты. Тривиальная любовная история? Ничего подобно-i о. Молодому маркизу нужна была не просто партнерша. В комнате его ждали четыре обнаженные девицы, вид и прихотливость Воз которых рождали откровенно содомные страсти. Парижане и раньше знали про обширные гаремы восточных шахов. Но там царили все-таки совсем иные порядки. Владыка искал наслаждения в объятиях одной прельстительницы, которую выбирал на каждую ночь... Возможно ли утолять сладострастие в обществе четырех соблаз-пительниц? Оказывается, это не так просто. Страсть иногда угаса-е I, I [есмотря на все старания, не захватывает маркиза. Как же взбодрить себя? Нежными ласками, лирическим шепотом? Нет..Есть 11 >угие, пока мало опробованные средства. И маркиз берется за ременную плеть, на которой укреплены рыболовные крючки, и начинает хлестать свою подругу. Вид ее мучений вызывает у него не со-• iрадание, а острое, жестокое желание. Наслаждение буквально мхлестывает маркиза... А что же его подруги, ставшие жертвой неистовства? Они, еще lie ведая толком, что испытанное ими извращенное чувство войдет и историю европейской сексуальности, торопятся в полицию. Сержант записывает их сбивчивые рассказы о плетке, о наглых домо-га 11иях маркиза, не дозволенных даже в борделе, о порошке из шпанских мушек, который стимулирует похоть, и намеревается аресто-п.пьдеСада. Под покровом ночи маркиз бежит из Парижа в Италию. И не один, а с молодой женщиной. С собственной свояченицей, недавно мы шедшей из монастыря. В Париже бушуют ревнители благочес-I ия. Роятся слухи. Кто-то сообщает, что в саду у маркиза обнаруже- ___________________________Раздел II__________________________J ны человеческие кости. Он, оказывается, не только бичует жертвы^ но и выпускает кровь из жил, пока несчастные корчатся в послеч цних конвульсиях. Живую плоть де Сад приправляет особым способом, готовя К грапезе наслаждения. Это у него в замке исчезают дети. Он мучи-J гель и отравитель, коварный соблазнитель и душегуб. Хорошо бы заточить извращенца в темницу, но как его поймать? Срочно изгси говлено соломенное чучело, абсолютное подобие маркиза. Собира-гтеся толпа. Чучело бросают в огонь. Оно корчится в пламени, вызывая у зрителей глубокое наслаждение...Что ни говори, а маркиз эазбирался в сладостном таинстве мести. Правосудие все-таки торжествует. Маркиз пойман и заключен В Бастилию. В Венсенском замке он отбывает долгое наказание. Сидя з темнице, маркиз дает волю своему воображению. Он пишет том за томом, расходуя скудные запасы бумаги. На бумажный свиток ганосятся мельчайшие буквы. Кое-что из написанного вполне бла ■ хлтристойно. Надо полагать, маркиз раскаялся и впал в еентимен-гальность. Пьесы, исторические хроники, письма, повести и рас* жазы свидетельствуют о его целомудрии. Но вот снова слышится свист хлыста. Воображением заключен-: юго овладевают кошмары. Он описывает прихоти любострастия с гевиданным пылом. И не просто описывает. Он пытается намекну п„ гго не следует гасить пыл души. Пора забыть запреты кровосмеше-1ИЯ. Кузина, дочь, мать — не все ли равно. Природа милостива, i [I 1адо только противиться ей, гоня искушения прочь... Десять лет назад европейский мир почтил память маркиза щ ^ада. Исполнилось 250 лет со дня его рождения: он появился на свеЯ i 1740 г. Узнали мы кое-что из его жизнеописаний. Более четверД 1ека он провел в тюрьмах и крепостях. Двенадцать лег просидел Н эастилии. За девять дней до ее штурма попал в психиатрическую лш юбницу в Парантоне. Освобожденный во время разрушения тюрем, 1 частвовал во Французской революции. От почетного аристократ и [еского титула, естественно, отказался. Дни свои кончил в 18Ы i | умасшедшем доме...


  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.