Подчиненная функция 20 страница
Разумеется, эти опасения курьезны. Пушкин, как известно, бы любителем женщин, но у него была Болдинская осень... После Фрей ца многие его последователи подчеркивали, что человек — особы' род сущего. Человек выломился из животного царства, что означа ет, что нет оснований рассматривать его только как животное. Че товек невротичен по самой тайне рождения. У него есть тело и ра зум, сознательное и бессознательное.
Однако это вовсе не следует понимать в том смысле, чгп чевроз — обязательное и неизбежное обнаружение человеческо природы. Люди достойны здоровой, полноценной телесной жизли, Эни заслуживают также раскрытия того потенциала, которы обладает человеческое сознание. Просто человек оказался боле :ложным созданием, чем представлялось З.Фрейду. Об этом спи )етелъствует философское постижение человека.
Мы часто встречаемся в терапевтической практике с приме ш задавленной чувственности, с наглядными иллюстрациями есной ущербности. Между тем тело — это фундамент челове ой идентичности. Грозный симптом нашего времени — рассо ование ума и тела. Возник конфликт, который вызвал невроти ие, шизоидные и шизофренические симптомы. Чтобы устра ги расстройства, надо восстановить гармонию ума и тела, том мы отдаем себе отчет в том, что человек является живот [о в то же время человек — не только животное. Его психологи ие проблемы уникальны и разносторонни.
Вопросы для повторения
Что такое "мертвое тело"?
В каких философских произведениях выражено предостере ие против ложных потребностей человека? Как невротик воспринимает свое тело? В чем проявляется шизоидное рассогласование ума и тела?
Отчего умерло ваше тело?
Зачем нужна психодрама?
Что А.Лоуэн называет "предательством тела"?
Как Фрейд представлял себе психологическую норму?
Кто автор книги "Вырождение" и о чем она?
Почему человек — особый род сущего?
Что присуще современным неврозам?
Упражнение 1
Психодрама
Соберите группу и сыграйте, к примеру, такой сюжет. Молодая девушка впервые пришла домой только под утро. Родители взволнованы. Мама упрекает дочь, а отец злится, потому что не может ш фямую спросить дочь, не рассталась ли она со своей девственно -гтью.
Распределите роли внутри группы. Разыграйте сюжет с разными участниками. Разберите увиденное. Обсудите вопрос по существу.
Упражнение 2 Типичные неврозы
Попробуйте обсудить с группой распространенные неврозы наших дней, связанные с проблемами любви и секса. Не ограничи-иайтесь общими суждениями. Приведите примеры. Охарактеризуйте специфику невроза, вспомните теоретическое обоснование ч их проблем, которое дано в учебном пособии.
Литература
11ернЭ. Секс в человеческой любви. —М., 1990.
I .< рнЭ. Познай себя: О психиатрии и психоанализе — для всех, кто
интересуется. —Екатеринбург, 1999. I .том Д. Психоаналитические теории личности. — М., 1999. I и) гуин К. Н. Не бойся Дон Жуана, или Как относиться к мужской
неверности. — М., 2000. I .урбо Л. Слушайте свое тело, вашего лучшего друга на Земле. —
Киев.— М., — София, 2000.
___________________________Раздел II____________________
Вейнингер О. Пол и характер. — М., 1999.
Зестхеймер Р.К. Секс для "чайников". — М., 1999.
Зиилма Л. Светлый источник любви. —- Саранск, 2000.
Зювер Э. Фрейд или Юнг. — М., 1999.
^роф С. Холотропное дыхание. — М., 1996.
Уревич П.С. Человек.—М., 1995.
уревич П.С. Философская антропология. — М., 1997.
Уревич П.С. Классический психоанализ. — М., 2000.
Уревич П.С. Основы философии. — М., 2000.
Д,е Анджелис Б. Как изменить свою жизнь: Формула счастья. — М 2000.
Жданов О.И. Практическая психология и аутопсихотерапия. — М 1999.
инцест, или Кровосмешение / Пер. с фр. — М., 2000.
Рислинг Б. Радости секса: от чувственного поцелуя до оргазма. М., 2000.
•Сон И.С. Лунный свет на заре: Лики и маски однополой любви. -М.. 1998.
конечный и бесконечный анализ Зигмунда Фрейда. — М., 1998. 1апланш Ж., Понталис Ж.-Б. Словарь по психоанализу. — М., 19! III 1евин К. Теория поля в социальных науках.;— СПб., 2000. 1ейбин В. Эдипов комплекс: инцест и отцеубийство. — М., 2000. 1оуэн А. Физическая динамика и структуры характера. — М., 1998 1оуэн А. Предательство тела. — М., 1999. Тоуэн А. Радость. —М., 1999. Маркиз де Сад и XX век. — М., 1992.
Насилие в семье: С чего начинается семейное неблагополучие. М., 2000.
-1ебылицын В. Д. Проблемы психологии индивидуальности // 11< былицын. Избр. психолог, труды под ред.А.В.Брушлинского Т.Н.Ушаковой. — М., 2000.
Новоженов Ю.И. Таинственное либидо: Социобиологический ан! лиз человеческой сексуальности. — Екатеринбург, 1999.
Отчего умерло ваше тело?
11орвуд Р. Не будьте рабой любви. — М., 1999.
11ордау М. Вырождение. — М., 1995.
11ауль Д., Пауль М. Сохраните свою любовь. — М. ,1999.
11инт А.А. Люблю-ненавижу. — М., 2000.
Популярная энциклопедия: Психоанализ/Под ред. П.С.Руревича — М., 1998.
1киходрама: вдохновение и техника. — М., 1997.
11 < ихология личности в трудах отечественных психологов. — СПб.,
2000. I 'айнкрофт Ч. Критический словарь психоанализа. — СПб., 1995. 1'айхВ.Характероанализ. —М.,1999. I'гшетников М.М. Что такое психоанализ? — СПб., 1998.
I'(хсохин А.В. Биоэнергетический метод //Популярная энциклопедия: Психоанализ. — М., 1998.
i пндощ A.M. Психотерапия. — СПб., 2000.
< < жременная психология: Теория и практика. — Вып. 1: Принципы i к-ихоанализа и их применение к лечению неврозов. — М., 2000.
( голороу Р. и др. Клинический психоанализ: Интерсубьективныи подход.—СПб., 1999.
'IhiicoH Ф., Тайсон Р.Л., Психоаналитические теории развития. Ека-иринбург. — 1998.
1с лссно-ориентированная психотерапия: Классические и современные направления. Хрестоматия /Авт.-сост. Л.С.Сергеева. — СПб., 2000.
Ф.шти С. Практический словарь по психоанализу и микропсихо-• шализу.—М., 1997.
Фс-пьденкрайзМ. Опознавание через движение.—М., — СПб.. 2000.
•I......дштейнД.И. Психология взросления. — М., 1999.
Mi i ингер Л. Теория когнитивного диссонанса. — СПб. ,1999.
Мчипкл В. Основы логотерапии: Психотерапия и религия. —СПб., '000.
(►рейд 3. Либидо, — М., 1996.
||'|>пмм Э. Искусство любить. — М., 1995.
.--------.—.----------------------.------Раздел II _-----------------------------......т_д
Хорни К. Психология женщины // Хорни К. Собр. соч. в 3-х т. — Т.1.—М., 1997.
Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике.— М., 1997.
Чепмен Г. Пять языков любви . — М., 1999.
Чиа М., Чиа М. Совершенствование женской сексуальной энерги — София, 1999.
Эрос: Страсти человеческие / Философские маргиналии проф. П. Руревича —М., 1998.
Якоби М. Встреча с аналитиком. — М., 1996.
Ялом И. Лечение от любви и другие психотерапевтические новеллы.—М., 1997.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ
ТИПЫ
АГРЕССИВНОСТЬ
ШИЗОИДНЫЕ ТИПЫ
МЕТОДЫ ИСЦЕЛЕНИЯ
----------------------------•----------------------------
ГЛАВА 1 КТО ВЫ — ЭКСТРАВЕРТ -------------ИЛИ ИНТРОВЕРТ?---------
§ 1. Многообразие психологических типов
Издавна люди пытались создать типологию различных харан теров. Они искали индивидуальные реакции, образцы поведения, способы самочувствия и самоактуализации, чтобы показать разли чия внутри человеческого сообщества. Восточные астрологи пред ложили классификацию на основе четырех тритонов (треугольпп ков), которые соответствовали четырем элементам — воде, воздуху, земле и огню. Так, воздушный тригон в гороскопе составляют три воздушных знака Зодиака — Водолей, Близнецы, Весы. Огненный тригон состоит из Овна, Льва и Близнецов.
В античной медицине сложилась другая типология, предстап ленная флегматиками, сангвиниками, холериками и меланхолик.* ми. Предполагалось, что различные выделения тела, в том числе флегма, кровь, желтая желчь и черная желчь обусловливают и i к и хические особенности людей. Но в полном объеме идея многооб] >.i зия психологических типов разработана К.Г.Юнгом. Этот исследователь освоил огромный эмпирический материал, в том числе ми фологии, религии, литературные исследования, философские тд) ды, и представил весьма увлекательную и продуктивную типолоп i и >
Прежде всего все люди у Юнга за исключением промежуточных типов (амбавертов), делятся на экстравертов и интровертов. Экс i раверсию и интроверсию Юнг рассматривал как психологические установки в отношениях с реальностью и сосуществованию с д| iV гими.
Психологическая энергия у экстравертов направлена на вне шний мир. Интроверты, напротив, ориентированы на внутреш i юИ реальность. Внешнее окружение не представляется им таким ва>И ным, как экстравертам.
Кто вы — экстраверт или интроверт?.
Зачем природе такое различие? Она всегда стремится придать жизни разнообразие и поэтому не делает полных ставок на один нособ приспособления к реальности. Сам Юнг не случайно провопит биологические параллели в конце своей книги "Психологичес-ине типы". Животные по-разному приспосабливаются к окружающему миру. Природе нужны исследователи, первопроходцы, кото-I и .к- стремительно побегут изучать враждебный мир. Многие из них ■ВГИбнут, потому что не располагают хорошими защитными меха-ип.чмами. Это относится к блохам, вшам или кроликам...
Но есть другой способ приспособления к реальности. Не расте-
■ гься по земной тверди, не заполнять собой все окружающее про-i флнство, а закрепить защитные механизмы, развить их. Такие
■ i нотные (ежи, слоны) дают немногочисленное потомство, зато мо-i v I защитить его от напастей. Итак, природа не кладет яйца в одну ш i| >.чину. Вы можете существовать независимо, автономно, а може-I . паковать внешний мир, стараясь его покорить.
Современная биология дает новый материал по этим вопросам, i и нбенно это относится к социобиологии, новому направлению в , 111111 (>софии, которое показывает близость биологических механиз-
■ я животного мира и человека. Поведение животных нередко де-
■ ^минировано внутренними причинами, такие особи включают-.1111 игру без какого-либо внешнего фактора. Есть и другой тип по-I" и пия. Он целиком обусловлен внешними причинами. Некоторым •и тжекообразным обезьянам приходится все время смотреть, что и енот другие представители стада. Стоит им увидеть, что некие ..I» и,яны занялись любовью, как они тотчас же делают то же самое.
11 опять-таки природа признает многообразие. Одни особи прислушиваются к внутреннему побуждению, другие оглядывают-
......) сторонам, чтобы приступить к действию. Оба эти типа пове-
инпп присущи животному миру. Птенцы аистов могут лететь в Аф-
Iщну через Югославию, а могут — через Испанию. Инстинкт под-
i i и,тает аистенку, куда надо лететь в теплые края, он поступает
i.e. как его родители. Но если яйцо аиста, знающего маршрут
Нгргз Югославию, положить в гнездо, где развиваются "испанские"
......л, то он полетит, повинуясь уже не инстинкту, а голосу стаи.
можно действовать следуя врожденным склонностям, а мож-
||.. подчиняться действию внешних факторов. Это, разумеется,
И|и и |юрмы типов поведения. У человека все сложнее. Соднойсто-
i экстраверт зависим от внешней среды, от окружения. Но в
Раздел III
его бессознательном есть возвратное движение психической энергии от объекта к нему самому. В той же мере интроверт, получающий сигналы от внешнего мира, на уровне бессознательного тяготеет к объекту. Это можно выразить такими схемами.
Я------------► Объект Ж------------ Объект
у:-....■■' ■■....■*
Первая схема относится к экстравертам, вторая — к интровертам.
§ 2. Почему трудно определить установку
Когда люди становятся экстравертами или интровертами? Различия проступают так рано, что кажутся едва ли не врожденными, Юнг написал о мальчике-интроверте, который, прежде чем войти и комнату, просил детально описать ему все, что он там увидит: сто лы, стулья, кровати. Это страх интроверта: объект нужно изучить, освоить. Дети-экстраверты ведут себя иначе. Они мчатся в комна ты, в которых еще никогда не были. Их ведет экстравертная уста» новка.
Определить свою установку нелегко. Во-первых, люди боятсИ окончательной идентификации. Это в общем немного дискомфо] 11 но — поставить себе диагноз. Вот девушка говорит о своей norpv женности во внутренний мир, о закрытости своего внутренне! и мира. Потом вдруг запальчиво добавляет: "Я забыла сказать нам. что я еще и в гости люблю ходить..."
Странно, но типичные экстраверты нередко настаивают на т< >м что они интроверты. И наоборот. Что мешает окончательному самоопределению? Вот что Юнг пишет об экстраверсии: она "imp мальнохарактеризуется подвижной, чистосердечной, сговорчив" >й уживчивой натурой, легко приспосабливающейся к данной ситу| ции; такая натура быстро образует связи и привязанности и отбрп сывает в сторону любые возможные дурные опасения и предчуи ствия и часто в незнакомой ситуации предпринимает рискова! 11 ii.it начинания с беззаботной уверенностью".
Экстраверт в своих мыслях, поступках, чувствах зависим <>1 внешнего окружения. Его аффекты, его импульсы обусловлены во многом тем, что происходит вокруг. Экстраверты любят сМ(
______Кто вы — экстраверт или интроверт?______________
у впечатлений, любят путешествовать, получают удовольствие от общения с другими людьми. Они типичные искатели приключений, их жизнь напоминает вечеринку, открытую и дружественную. Интроверсия, по определению Юнга, "в норме характеризуется колеблющейся, рефлективной, застенчивой, стремящей-" II к уединению натурой, которая сохраняет себя для самой себя, склонна удаляться от объектов и всегда пребывать в несколько оборонительной позиции". Для интроверта внутренние или субъективные факторы оказываются ведущими при определении мотивов. Интроверт консервативен, предпочитает привычную домашнюю обстановку, близкие отношения с ограниченным чис-|ц >м друзей.
Юнг последовательно проводит идею многообразия психологи-чееких типов. Древняя идея расколотости человеческого бытия на-ш на свое отражение в философии Платона. Рассказав о том, как иидрогин (двуполый человек) был разделен Зевсом на мужскую и iiii некую половинки, Платон показывает, что нам не дано прожить ■ о им 1ую универсальную жизнь. Мы проходим по белому свету либо пик мужчина, либо как женщина. В той же мере Юнг раскрывает идею разности двух психологических установок. Экстраверт смутно понимает, что интроверт совсем другое существо. Тот, "другой", кажется ему косным, отсталым человеком, скучным и предсказуемым, зачастую пресным. В восприятии интроверта экстраверт кап-1>и шый, взбалмошный, поверхностный бездельник, жуир ...
Часто ко мне на прием приходят супруги, у которых не сложи-i in 1. отношения. В ходе консультации обнаруживается, что они про-i юнеучитываютразностипсихологическихустановок. Экстраверт I. дет от интроверта экстравертных реакций и считает, что именно i ик должны поступать люди. В свою очередь интроверт ждет от эк-• i раверта типа восприятия, который на самом деле свойствен его | об) гвенной психологической установке.
Проведем различие между экстравертом и интровертом, ориен-111 руясь на трагедию Пушкина "Моцарт и Сальери". Сальери — ти-иичный интроверт. Он любит уединение, одиночество, он ищет в Цбе самом основание для оценок и эстетических предпочтений. Моцарт, напротив, общителен, восприимчив. Сыграв свое гениаль-
..... произведение, он спрашиваетуСальери: "Правда, хорошо?" Мо-
о |рту важно одобрение, признание, которое для Сальери является истодом из его собственных размышлений и пристрастий.
__________________________Раздел III_________________________
Моцарт идет мимо трактира и слышит, как какой-то слепой скр пач играет его произведение. Играет безобразно плохо, но Моцар все равно очарован. Он тащит скрипача к Сальери, чтобы тот тож послушал игру на скрипке. Сальери возмущен: "Мне не смешно, ког да фигляр презренный мне пачкает Мадонну Рафаэля". Сальер непонятно, как это Господь дал талант "гуляке праздному". Он недо умевает: "Ты с этим шел ко мне и мог остановиться у трактира?" Н для экстраверта Моцарта это так естественно — новая встреча, но вые впечатления.
§ 3. Понятие функции
Юнг использует понятие "функция" в обычном значении, как эт слово употреблялось в биологии. Правда, в системе понятий у Юнг сначала идет функция, а потом "орган". Ход мысли таков: сначал появляется некая потребность, а потом возникает орган, которы обслуживает эту потребность.
Человек имеет возможность приспособиться к окружающем миру с помощью четырех функций: ощущения, мышления, чувства и интуиции.
Эта классификация самодостаточна: никаких других возможно стей адаптироваться к реальности у людей нет. Но дело не только и том, что данная типология не позволяет выдумать какое-то еще один дополнительное средство приспособления к миру. Этих функций четыре, а не три и не пять...
Юнг нашел свою модель четырехмерной структуры психического в мифах, в религиозной символике, во всех формах бессознательного поведения человека. Астрологи называют четыре триго-на, философы — четыре стихии. Кватерность, иличетверица — это образ четырехкратно симметричной структуры, обычно квадрач или круг. Психологически этот образ указывает на идею целостности. Существуют четыре более или менее однородных принципа или элемента: четыре цвета, четыре угла, четыре бога...
Четверица — это некий универсальный архетип. Предположи м. вы хотите описать горизонт как нечто целостное, вы называете четыре стороны света... Везде вы натыкаетесь на четыре стихии, четыре первичных качества, четыре цвета, четыре касты (в Индии), четыре благородных истины в буддизме. Точно так же существует п четыре способа психологической ориентации.
р. ______Кто вы — экстраверт или интроверт?______________
Как же, с другой стороны, три богатыря, три головы у дракона, 11 hi тополя на Плющихе или три сказочных сына? Юнг разъясняет, ч го не все четыре функции коренятся в сознании. На самом деле п< < >;шана только одна из них. Остальные гнездятся в бессознательном... Вот почему если бессознательное вторгается в сознание, вся структура бессознательного тоже преображается.
Каков целостный идеал постижения мира через функции? Что-Га.1 сориентироваться, мы должны обладать функцией. При этом i и 1 гущение убеждает нас в том, что существует нечто. Мы можем это нечто подвергнуть осмыслению, понять, что оно собою представляет. В этом случае нам поможет функция мышления. Но подходит ли нам это нечто, как мы должны относиться к нему, желаем ли мы его
I и и себя или нет, — здесь вступает в силу функция чувствования.
II а конец важно определить, из какого источника возникло это нечто, каковы возможности его развития, чем оно может стать в будущем. Это функция интуитивная...
Структура четверицы выглядит таким образом: 3+1. Один из ■.цементов всегда занимает отличительное положение и по своей
III шроде несхож с остальными. К примеру, трое евангелистов по сим-
>лике выступают как животные, а святой Лука выступает в образе ангела. Но без него, четвертого, нет целостности, нет единства. В психоанализе одна из функций тоже оказывается "четвертой".
Итак, в психике человека мы можем обнаружить четыре функции, но они играют неравноценную роль в жизни, в поведении че-ВОвека.
Одна из них прочно укоренена в сознании. Поэтому данную функцию Юнг называет "ведущей", или главной. Она во многом определяет тот способ освоения мира, который присущ данному человеку. Когда встречаются два мыслящих человека, в базовой модели которых мышление играет ведущую роль, они обмениваются мыслями. ■ели у двух собеседников ведущие функции чувствования, то эти шодипосылаютдруг другу эмоциональные оценки, перебрасывают-■ и аффектами. Когда беседуют два ощущающих типа, они толкуют
I ценах, о модах, об огородах и квартирах. Они укоренены в быте.
II а конец, когда встречаются два интуитива, они делятся провозвестиями и пророчествами.
Итак, функция — форма психической активности, или проявление либидо (психической энергии), которая остается принципиально неизменной в новых условиях. Ощущение устанавливает, что
__________________________Раздел III_______________________ _Л
происходит фактически. Мышление позволяет нам распознать em значение, чувство рассказывает, какова его ценность, и наконецЯ интуиция указывает на возможные "откуда" и "куда", заключенные в том, что в данный момент имеется.
Хотя каждый человек располагает всеми четырьмя функциями, I одна функция всегда и неизменно более развита и более сознател!. на, чем все остальные. Это, разумеется, неплохо, ибо именно веду щая функция помогает нам реализовать свой потенциал, выявитвЯ свои возможности. Но здесь кроется опасность односторонности, I что зачастую приводит к неврозу.
Предположим, у человека хорошо развита мыслительная функция. Разве это плохо? Можно сказать, да, если эта функция не под держивается другими, которые не являются ведущими. Мыслитель™ ный человек может стать фанатиком идеи. В истории человечества было немало энтузиастов, которые навязывали людям раз1 того родя утопические идеи, демонстрировали схематизм или упрощенное!!, мысли. В той же мере носитель ощущающей функции может превратиться в мещанина, в "домашнюю курицу", знающую только императивы обыденности. Чувствующая функция, не обогащенная рефлексией, способна породить экзальтацию, плаксивость. А ин туитив может оказаться слепым пророком, поскольку не сможп сколько-нибудь рассудочно обосновать свои прогнозы... Для полной ориентации все четыре функции должны внести одинаковый вклад; мышление обязано облегчить опознание и осмысление, чувство расскажет нам о том, в какой степени те или иные вещи ока зываются важными или неважными для нас, ощущение сообщап о конкретной реальности посредством зрения, слуха, вкуса и т.д., а интуиция делает нас способными к предугадыванию скрытых воз можностей, гнездящихся в подоплеке явлений, на заднем плане, по скольку последние также принадлежат целостной картине данной ситуации.
§ 4. Иерархия функций
Представим себе человека первобытной эпохи. Чтобы выжить, 1 он обязан развить в себе ощущение. Иначе как можно узнать о свои ствах дерева, о силе огня, о плодородии земли или о преимуществ: i х пещеры, где можно укрыться от диких зверей. Этот человек долж( 11 быть смышленым. Ведь это тоже вопрос жизни и смерти. В любоЦ
___________Кто вы — экстраверт или интроверт?______________
| птуации надо проявить себя не столько челозекообразной обезьяной, сколько разумным человеком. Невозможно также выжить, если Не развить в себе чувственную функцию. Не только ум, но и тонкость чуиствований делает человека человеком. Создать культ предков может только человек, которому доступны благородные чувства. Маконец как обойтись без интуиции, если обстоятельства постоянно меняются и нужно предугадать развитие событий. Сейчас пещера хороша для обитания. Но что будет, кпримеру, зимой...
Человек архаической, традиционной культуры тоже поставлен 111 • | >сд необходимостью развивать все функции. Надо с пониманием
.....Iюгать чернозем, бросить в него нужное зерно, полить умеючи
и с пользой. Это требует развития ощущающей функции. Но ведь на одном ощущении не выбьешься из нужды. Покумекать надо, по-/I умать. У крестьянина есть скот. Что от них проку, от коровы, лоша-HI или собаки, если у хозяина плохо с чувствами? А уж прикинуть |1i1можности бытия, опереться на интуицию сам Бог велел.
И все-таки развить в себе все четыре функции никому не удается. В деревне, в общине всегда есть специализация. Есть знаток зем-П1 а есть и предсказыватель погоды или даже свой пророк. Есть и |Обрый кузнец, способный разрешить любую жизненную проблему демонстрируя любовь, сочувствие, доброту. Есть в общине и го-101Ш — тот, кто умеет глубже и последовательнее всех обдумать сло-' i a i п н вшуюся ситуацию.
I [о есть еще одна причина, которая делает невозможной равно-<|' | и юе развитие всех функций. Дело в том, что одна из них вообще 11 i ii .тается подчиненной. Она плохо развита в целом и потому явим кя проклятием вашей жизни. Подумайте, что в жизни дается
.....руднее всего? Отчего каждый раз, оказавшись в одной и той
11 i птуации, вы терпите полное поражение? Один, к примеру, не
I.....олагает дифференцированным развитым мышлением. Для него
• • ii i авляет огромную трудность осмыслить ту или иную проблему, ||п тергнуть ее разбору.
I бывает так: приходит ко мне пациентка, мы разбираем ее про-
Олему, а во время следующей встречи она мне говорит: как во мне
>■ i илменилось... Я не верю в быструю терапию, но понимаю, что
ia для человека с неважным мыслительным аппаратом стано-
н полным откровением те рассудочные доводы, которые, каза-
11 так просились на язык. Для вас осмыслить ситуацию нетруд-
Н<| но для другого это проблема...
__________________________Раздел III
Другой пример. У кого-то плохо развита функция чувствования. Она в его структуре — подчиненная... И вот этот человек не умеет выразить своих эмоций, кажется холодным, бесчувственным или, наоборот, плаксивым, экзальтированным... А разве вы не встречали людей, про которых говорят: не от мира сего... Они плохо укоренены в реальности, не разбираются в подробностях жизни, не могут обустроить свою жизнь. Что делать: функция ощущающая—подчиненная...
Наконец, многие часто ошибаются в близких людях. Они совершенно лишены интуиции, летят как мотыльки на огонек и гибнут. Того предала подруга, от той ушел возлюбленный. Впрочем, окружающим это было заметно. Но жертвы плохой интуиции даже не догадывались о таком исходе. Что делать: интуитивная функция — подчиненная...
Дифференциация функций начинается в раннем детстве. Один мальчик "жмет"на математику и шахматы, другой играет Шопена с увлажнившимися глазами. А эта девочка, ну помните, из кинофильма "Доживем до понедельника", мечтает о семье, о детях, о хозяйстве... Родители часто, разумеется, подмечают, к чему стремится чадо. Предположим, они всемерно содействуют расцвету выявлен ной наклонности. Хорошо ли это? Не всегда, потому что об односторонности ведущей функции уже говорилось. Она развивается, а остальные функции угасают. Личность выглядит однобокой.
Но бывает иначе. В семье существует культ какой-нибудь про фессии, и родители хотят, чтобы их ребенок непременно проследовал по их стопам. Скажем, папа юрист, а чадо явно принадлежит к чувствующему типу, увлекается музыкой. С одной стороны, это ям ное насилие. Мальчик никогда не станет интеллектуалом, мыслящим типом. Но с другой стороны, здесь есть нечто положительное, Ведь мы говорили пока о ведущей и подчиненной функциях. А ТЩ же еще две из четырех? Они называются побочными, вспомогатель ными.
Вспомогательные функции тяготеют либо к ведущей, либо к подчиненной. Иначе говоря, они могут быть деятельны, "подтянуты", неплохо развиты. Иногда аналитики ошибаются и даже принимч ют побочную функцию за ведущую. Ведь в целом она тоже ока.чи вается рабочей и достаточно дифференцированной. И наоборог иногда вспомогательная функция тоже подводит, она ближе к под чиненной.
. Кто вы — экстраверт или интроверт?______________
Бывает, меня спрашивают: какие функции хорошие, а какие не очень? Все функции хорошие, они определяют своеобразие нашей чнчности. Слова "ведущая" или "подчиненная" функция не носят с и нчючного характера. Просто у одного человека с наибольшей ве-
I юнтностью используется одна функция, а у другого — иная.
Что можно сказать о неразвитых функциях? Юнг показывает, что они пребывают в более или менее примитивном и инфантильном состоянии, зачастую осознаются наполовину или даже вовсе i и- осознаются. Относительно неразвитые функции составляют йену ю специфическую неполноценность, характеризующую любой i ни и являющуюся интегральной составляющей частью его целое -
II юго характера. Односторонний акцент на мышление всегда сопровождается неполноценным чувством, а дифференцированное разни roe ощущение вредит интуиции, и наоборот...
§ 5. Рациональные и иррациональные функции
Юнг подметил, что функции различаются по их рассудочности ИЛИ нерассудочности. В повседневности часто говорят: этот чело-рек живет умом, он аналитичен, рассудочен, рационален, а этот — чувством. Но и чувство тоже, оказывается, не слепо, не оценочно. В ном специфика трактовки чувствауЮнга. Он показывает, чточув-( i но — это способ информировать нас о ценности тех или иных вешен. Оно различительно и по-своему рассудочно. Когда человек ■ ■о i .меняет, почему он не любит кого-то, то он выдвигает и обосновывает резоны. Похоже, он рассуждает, только не в системе поня-пиii, а в системе оценок. Таким образом, мышление и чувство отно-' и гея к рациональным функциям, поскольку оба основываются на I ч-флективном линейном процессе, в результате которого сопостав-Цяются отдельные суждения.
К иррациональным функциям относятся ощущение и интуиция. 11о<принимая реальность на уровне ощущения, человек может вступить с чем-то в контакт. Ощущение схватывает, сообщает человеку, ч i о во внешнем мире есть нечто. Но в самом этом соприкосновении | | «сальностью нет мышления. Вот вы копаете грядку или убираете пплртиру, разводите краски или перебираете мех — это процесс не мыслительный. Интуиция тоже не рассудочна. Человек обретает Hi кое знание, но он не знает, каким образом оно пришло. Интуиция подхватывает, подбирает то, что содержит внутренний мир.
__________________________Раздел III__________________________
Оценивая эти функции как иррациональные, Юнг не отождествляет это слово как синоним неразумного, неправильного. Эти функции несут материал, который выходит за рамки рассудочного. Физическое восприятие объекта не зависит ни от какой логики — нечто просто существует. Ощущение показывает, что существует нечто, но о нем мы не можем сказать ничего больше, кроме того, что оно присутствует. Примерно так же обстоит дело и с интуицией. Она существует сама по себе. Интуиция представлена в разуме, вне зависимости от рассудка или процесса рационального мышления. Юнг отмечает, что эти функции можно было бы правильнее охарактеризовать как эмпирические. Иррациональные типы основываются, по Юнгу, исключительно на переживании — настолько исключительно, что, как правило, их суждения никак не могут по<1 спеть за их переживаниями. Предположим, ощущающий тип трет раковину, находя в этом особое наслаждение. Рациональный тип скажет: тру раковину, люблю, чтобы было чисто. Сам процесс уборки не доставляет мне удовольствия. Иррациональный тип, напротив, выразит просто удовлетворение от самого процесса, от радости ощущения...
|