Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Подчиненная функция 18 страница



В завещании маркиз наказывал сжечь его тело и неопублико-(анные рукописи. Волю его, казалось бы, выполнили. Но спустя НИ ;оторое время обнаружилось, что рукописи уцелели: как говорит я, они не горят. Уцелевшие произведения печатать запретили. Н#| 1едь известно: запретный плод сладок. А тут еще наследники м Чем обусловлено психосексуальное развитие? ■за кое-что попридержали. Вот уже и юбилей прошел, а сколько мце не напечатано! Правда, изданного набралось на 30 томов. Но МЯК много еще неизвестного! Из 15томов, написанныхде Садом в тюрьме, анонимно напеча-Тпны "Философия алькова" и "Жюстина, или Несчастие добродете-№и". Главный труд маркиза — "120 дней Содома". Сюжет — знатные люди Парижа, в их числе герцог, епископ, банкир и судья, забрав гиоих домочадцев, отправились в путешествие. Прогулка в основном удалась. Поклонники садизма познали все радости запретных Наслаждений... Кое-что из подобных увеселений великий Данте разглядел в Аду, а кое-что и там не видывал. Банкир, правда, остался в мшвых. И по роду профессии подсчитал: 30 человек погибло во вре-|п < 'одома. Оставшиеся в живых им позавидовали... Парадоксально, но полагают, что возрождение имени де Сада ■ низано с творчеством французского поэта Гийома Аполлинера. Именно Аполлинер, удрученный бесчеловечностью окружающего тра и тоскуя по гуманизму, усмотрел в наследии маркиза вызов i "| 1 юдствующей морали. Так или иначе, но есть правда в словах ■ | ■ i >.) нцузского философа и писателя Альбера Камю: "С де Садом на-шиается современная история и современная трагедия". Без психологических протуберанцев садизма вряд ли можно по- N и п, этот жестокий век. Без низменных страстей, замешенных на i токости и крови, нельзя разгадать и современную трагедию че- печества. Кстати, несколько лет назад итальянский кинорежис- |тр Паоло Пазолини поставил фильм" 120 дней Содома". Кошмары, in нанные де Садом, оказались в известной мере похожими на ка- грофы нашего века. Стоило только одеть монстров маркиза в Чгрные мундиры СС. '1еловек без страстей и желаний перестает быть человеком. И .....I ii>ie и злые поступки могут быть поняты лишь как попытка лич- и'" Hi наполнить свою жизнь смыслом. Самый заядлый садист и Фушитель такой же человек, как и святой. Его можно назвать из-иценным и дурным, не сумевшим найти ответ на вызов своего и теческого первородства, но — человеком. 11оступки маркиза де Сада и его фантазии казались современникам проявлением извращенной индивидуальности. Мало кто мог предположить, что именем экстравагантного француза потомки 'I i ищут особый психологический механизм, когда мучитель полу-РЧйгт острое наслаждение от боли жертвы и ее судорог. Но удивитель- Раздел II__________________________ юе дело — гонимый или гонимая, оказывается, не всегда заслужи 1ают сочувствия. Они самихотят, чтобы их терзали. И при этом они оже испытывают удовольствие. Это извращение, или, как по-на-чному определил его Фрейд, перверсия, стало обозначать в псих< > нализе различные сексуальные установки. § 6. "Желать обнять у вас колена..." Книга французского писателя Стендаля "О любви" появилась и ечати в 1822 г. Замысел и жанровая природа этого произведении уждаются в комментариях. Писатель приступает к толкованию увства, которое менее всего поддается рациональному разбору. (' тной стороны, он стремится создать нечто вроде трактата, строго-э сочинения, в котором основные положения аргументированы. < ругой же — он опирается на собственный жизненный опыт, на глу -эко индивидуальные переживания, которые далеко не всегдаупи ^реальны. В работе много автобиографического. Свои собственные исто ш он приписывает выдуманным героям. Вот рассказ о Лизио Вне )нти, который погиб от любви, вот сюжет о Сальвиати, прибегну! i ему к самоубийству. Так что же перед нами — воспоминания, ofl-ягшие литературную персонификацию? Ничуть. Над интимным 11 гвствами, любовными историями Стендаль надстраивает причуд 1вый мир обычаев, привычек, социальных предпочтений. Рождп ся социальный портрет эпохи с ее традициями и предрассуди.1 г. Не случайно, скажем, писатель пытается сопоставить Италию Францию, обрисовать черты аристократической культуры. Итак, писательское проникновение в строй культуры через пси логию человека, захваченного страстью? Нет, мы читаем книгу 'ендаля не как историческое повествование и не как трактат. В ней ражен мир различных человеческих переживаний, и поэтому они юывает отклик и сегодня как своеобразная феноменология люб :, едва ли не самое развернутое описание этого чувства во всех его юявлениях. XIX в. — это еще мир протестантской этики. Евгений Онегин го» рит Татьяне: "Желать обнять у вас колена и зарыдать у ваших г..." Многим сегодня это покажется курьезным. Приплел насвида :е, обнял колени и рыдает... Нет, надо, пожалуй, определяться и ту и другую сторону. Либо уходит, либо... Чем обусловлено психосексуальное развитие?_________ § 7. Сексуальная революция Сексуальная революция — процесс и результат коренных изменений в сексуальной жизни общества, характеризующийся сутце-стиенными преобразованиями сексуальных ценностей, ориентации, норм, санкций и сексуальных отношений, которые освобождают подавленную, репрессивную сексуальность и раскрепощают шчность и общество. Понятие и концепция "сексуальной революции" были созданы и I\ иработаны В.Райхом и в наиболее целостной форме изложены им и. го книге "Сексуальная революция" (1936). Считая, что физическое и психическое здоровье человека И терминируется главным образом существованием и разрядкой ■ I ксуальной энергии, В.Райх утверждал, что в конечном счете коровье и поведение человека в норме и в патологии целиком i ншеят от его сексуальности и способности испытывать оргазм. I (днако, по Райху, в современном обществе существует и действу- ■ i еистема сексуальной репрессивности, которая использует се-ммо, политику и культуру в целях подавления сексуальности и iппбодычеловека. В результате сексуального подавления происходит массовая не-м| и > гизация людей и формируется консервативный тип характера, • ■I монтированный на слепое подчинение и поддержку диктатур. II и i аивая на несомненной связи сексуальной и социальной свобо-III. В.Райх подчеркивал, что в современном обществе традицион-м 11 и конфликт между инстинктом и моралью эксплуатируется вла- • имлми структурами, значительно усиливается из-за наличия за-Ri цомо избыточных запретов, принудительного и репрессивного ч «актера современной морали, неспособности людей совместить ■ i ■ уальное удовлетворение с успехами в работе. Этому же способ- i' 11 iycT длительное наличие моногамии как единственной официаль- i |< .11 формы сексуальности, распространенность предубеждения от- .....iцельно патологического характера детской и юношеской сек- ■ учп.ности и другие факторы... Радикальный сдвиг в сексуальной практике людей в корне ме- 1 федставления о том, как могут складываться отношения меж- , жчиной и женщиной. На подготовку сексуальной революции, щи шзошедшей в западном мире во второй половине XXв., ее ход и |и пп.таты существенно повлияло открытие З.Фрейда, согласно -------_____^^_____Раздел II соторому человек — единственное на свете существо, половые вож-келения которого могут реализовываться фиктивно, галлюцинато] > ю. Иначе говоря, оргазм можно испытывать не только в результат шизости, но и от созерцания картинки, например, изображения Сталина, как пишет писатель Федоров в "Жареном петухе". Пресса i телевидение, создатели рекламы стали лихорадочно обслуживать г использовать сексуальные фантазии людей. Половые влечения человека безграничны. Подсознание эроти < i [о. Фантазия, как пусковой механизм, только и ждет какого-нибудь нака, чтобы дать волю воображению. Один специалист по рекла ме казал однажды, что женщины платят за крем во много раз дороже, гем за мыло, потому что мыло сулит им только чистоту, а крем -Н расоту. Хотя, судя, например, по эротизированной рекламе мыла Сорти", производители и тут не отстают. Женская шубка — не только одежда, но еще и повод для сексу-льных химер, особенно если мех скрывает женскую наготу. Стоит бросить экзотическое одеяние, и первозданные прелести явят себя о всей своей пленительности. Как тут не купить шубку? "Люди страшно преданы своей марке сигарет, но даже при пециальных испытаниях не могут отличить ее от других. Они ку ят целиком ее образ". Такой вывод сделали авторы одного амери-анского исследования 60-х годов. Стало быть, задача рекламы зак« ючается в том, чтобы соединить сигарету с образом мужественно* э и страстного мужчины. Американский психолог Д.Огилви, рек* амируя мужские рубашки, создал образ усатого человека с 4epi к и1 овязкой на глазах. Этот символ повторялся множество раз в peril амах фирмы даже без текста и имел потрясающий успех как сим-эл мужественности. Сексуальные мотивы использовались в рекламе практически адолго до появления психоанализа, но учение Фрейда побу екламодателей иначе посмотреть на них. Входе исследований было энаружено, что, к примеру, многие косметические товары оставв ись на туалетных столиках женщин неиспользованными, а то и эвее не начатыми. Женщины были разочарованы в том, что при-эретенные ими средства не помогли им достичь желанной целя ади которой они прибегали к использованию косметики. Этот эфи ект получил у психологов название "мертвый энтузиазм". Ито!)И зорцы рекламы решили обратиться к доминирующей роли врощи ;нной сексуальности. Чем обусловлено психосексуальное развитие?-------------- В середине нашего столетия появилось 250 новых марок парфю-(• | )ных и косметических изделий, но их нельзя было рекламировать i II «старому, так как грубо вмонтированный в рекламу сексуальный mi >тив уже не оказывал желаемого воздействия на покупателей. Пос-шдователи пришли к выводу, что надо сделать акцент на поэзии и ним ickom капризе. Так в рекламе появились сюжеты романтической in >0ви, поэтического воздыхания... В то же время реклама некоторых предметов женского туалета i i ала приобретать более откровенный сексуальный характер. Шири кую известность получила реклама бюстгальтеров с изображени-i м женщины в одной этой принадлежности туалета, бродящей сре-Ш толпы нормально одетых людей. Надпись гласила: "Мне нравит-ГИ, что в новом бюстгальтере я остановила уличное движение". Психологи выявили интересные взаимосвязи. В частности, Мак-м а рра установил, что авторучки — символ мужского тела, аДихтер ......аружил, что автомашина—-символ любовницы; Нильсен, наблю- иап болельщиков спортивной борьбы, пришел к заключению, что >t< i a 11 цин среди них вдвое больше, чем мужчин, и что у подавляюще- .....ольшинства из них развиты садистские и мазохистские пере- | ипания. Это ли не стимул для рекламы! И 50-х годах психоаналитики выяснили, что мужчины и женщины тех лет стремились сохранить отличительные черты своего Вола. (оответственно и реклама товаров делала в одних случаях ударение на мужественности, а в других — на женственности. I! рекламе женского белья большую роль сыграл нарциссизм. Ни in >мним, Нарцисс — персонаж греческой мифологии, прекрасный .....in па, сын речного бога Кефиса. Он отверг любовь нимфы Эхо, за 111' i >ыл наказан Афродитой весьма своеобразным образом: Нарцисс ими>билсяв собственное отражение в воде (отсюда выражение — "са-Миилюбленный нарцисс") и умер от неразделенной страсти. Боги

н пратили его в цветок. Подсознательное самовосхищение и есть И цщиссизм. Это явление сыграло большую роль в рекламе. В час- ..... 111, в ней стали показывать даму в белье, любующуюся собствен- ш.1м отражением в зеркале, — продажи женского белья рекордно \1н 'ШЧИЛИСЬ! } \\ >угой товар — сигара—символ мужественности. Молодой отец | i щ i у. 1ст вас с рекламы сигарой и этим символическим жестом как к >бщает, что у него родился ребенок. Мужчина просит у дамы ___________________________Раздел II_________________________ разрешения закурить сигару, и она расценивает это как знак не то, ко воспитанности, но и мужественности. Придя к выводу, что же щинам нравится, когда мужчины курят, психоаналитики стали сов товать владельцам магазинов предлагать женщинам купить сигар в качестве подарка мужьям, что тоже имело огромный успех. Правда сейчас на Западе широко и виртуозно рекламируется здоровый об; раз жизни, и этот пример несколько неактуален, но подобные рек ламные причуды еще недавно появлялись и в нашей стране. Как тут не вспомнить старый анекдот, когда врач-психолог ри совал пациенту схему комнаты с кроватью, а тому мерещилось, чт на ней лежит обнаженная женщина. Тут, конечно, проявилось уж некоторое отклонение психики, хотя каждый видит то, что хочет, это умело используется в рекламе товаров. Можно назвать такие специфические черты сексуальной рево люции, как терпимое отношение к добрачной и групповой близос ти, стремление женщины к равному сексуальному партнерству мужчиной, значительно возросшая сексуальная раскованность по лов, что резко сужает сферу запретного. Гомосексуальные отноше ния, считавшиеся ранее только извращением, перестают расцени ваться в обществе как табуируемые и нелегитимные. А ведь Оска Уайльд сидел в тюрьме за это отклонение. Сексуальная революция расширила рамки сексуальных переж' ваний человека, речевой пристойности, сняла или ослабила мно гие табу (например, запреты на показ обнаженного тела, на гом~ сексуальные контакты). Вследствие ускоренного полового созрева ния можно видеть раннее пробуждение сексуальных интересов молодежи, более разнообразной становится техника полового акт Снятие многочисленных запретов, либерализация половой мор ли, тиражируемые в широких масштабах порнографическая литер тура, порновидеофильмы, рост коммерческого эротизма ведут к у рате остроты сексуальных переживаний. Секс приобретает значен своеобразного вида спорта ("голы, очки, секунды...") или гигиениче кой процедуры типа чистки зубов, душа, обливания холодной водо З.Фрейд не был сторонником идеи сексуальной революции, о решительно возражал против насаждения в обществе неограниче ной сексуальной свободы, считал ее вредной и опасной иллюзие Подавление цивилизацией сексуальных влечений вызывает невр зы, но их полное раскрепощение означало бы всеобщую анархию гибель культуры. т________Чем обусловлено психосексуальное развитие?_________ § 8. Психосексуальные расстройства Одна из преподавателей факультета спрашивает меня: "Скажи-i <•, Павел Семенович, вот я купила книгу Райха "Характероанализ". Чп 1 ала ее, читала Лоуэна. И оба они пишут об одном и том же: ну-нн'и оргазм, без оргазма нет любви. Неужели это именно так? Разве 111 • 1 юзможна любовь без этой физиологии? А то мой первый муж все-i ы говорил: "Если не было оргазма, то не было и полового акта..." I Прочем, прежде чем подойти к этому вопросу, продолжим разгони |), об образах эроса в разных культурах. Обязателен ли оргазм? Как вообще относиться к эросу? Начнем • i < >го, что представленное здесь изложение может показаться кому-н> историко-культурным очерком, имеющим слабое отношение к 1111111 шческой психологии. Но это не так. Мой клинический опыт убе-цил меня в том, что большинство пациентов обращаются к анали-гику в связи с психосексуальными расстройствами. Что полезно знать пациенту? Прежде всего, как уже отмечалось, i i .ice сексуальное поведение в значительной мере зависит от импе-l>.i гивов культуры. Секс — естественная, важная часть человеческий жизни. Однако этому органическому побуждению дважды в ев-I и шейской культуре были нанесены существенные удары. Сначала I и ютианская традиция, а затем и протестантский этос сделали все, •I i обы подавить сексуальный инстинкт. Но не меньший вред нанес-MI it издержки сексуальной революции. За последние годы наш язык стал в значительной мере иным. 111 юизошла сексу ал изация речи. Теперь реже говорят "заниматься .....бовью", чаще "заниматься сексом". Нередко толкуют о "плохом" И хорошем" сексе. Вся современная культура подстегивает сексу-■ и.ный инстинкт. Она рождает у многих чувство потерянности и ■мплекс неполноценности. Еще раз подчеркну: тот, кто думает, что • 'чньшинство людей живут в русле сексуальной революции, оши-| ■ u-тся. Многие переживают совсем иные чувства. Им кажется, что |" 'цыпой секс каким-то образом прошел мимо них, обделил их... Райх прав: оргазм — естественная и здоровая разрядка сексуаль-i ии энергии. Но это вовсе не означает, будто за оргазмом надо гнать-I и. изо всех сил стремиться к нему. Одна из западных исследова-ГСЛ1 .ниц удачно сформулировала эту мысль в такой фразе: "Лучший ПК >соб достигнуть Большого Оргазма—не планировать, не ждать, не I in дить за тем, произойдет он сейчас или через несколько минут". -i_________________________Раздел II_______________________ ... В 20—40 годы, когда сексуальная революция только началась, многие сексологи считали два правила для секса непреложными. Эргазм у партнеров должен наступать одновременно, а клиторнып >ргазм должен быть заменен вагинальным. Различные пособил (аже рассказывали, как добиться того, чтобы оргазм наступил од ювременно, тот, кто чуть опередил партнера или партнершу, дол хен замедлить ход событий, а другой должен поторопиться. Со временем эти предрассудки стали утрачиваться. Американс ие ученые Вирджиния Джонион и Уильям Мастере первыми в мирг ровели исследования полового акта, измерив в лабораторных ус-овиях физиологические реакции обоих партнеров. Они писали о том, то женский оргазм может быть самой различной локализации и от-гльно вагинального оргазма физиологически не существует Вот какая получается интересная закономерность. Чем больше эвременный человек чувствует свою неспособность достигнуть глу -шы в сексе, тем больше он об этом думает. Получается порочный эуг. Уже отмечалось, что тело живет своими резонами. Всякое го- 1 даное умствование ему только мешает. Погоня за большим оргаз-эм никому не нужна. Смешно, когда человек относится к сексу как к обыденной обя-ловке, но не менее странно, что люди рассматривают эротичес ie отношения как способ эффективной разрядки. И то и другое I вротично, потому что нельзя рассматривать сексуальные наслаж-ния в отрыве от всей человеческой жизни, от внутреннего мира ] ловека. Говоря о половой близости, может быть, полезно исклю-ть такие слова, как "должен" и "обязан". В сфере интимных отно- I :ний каждый имеет право на особые, уникальные переяшвания. ] [И могут быть совершенно неожиданными, рожденными острой зственностью или, наоборот, романтическими ощущениями. Нор- ' й является то, что доставляет людям радость... * * * Любовь — это соединение двух созданий человеческих, сохра-ощих при этом свою уникальность. Парадоксально, что двое, сли-[сь воедино и растворяясь друг в друге, остаются все-таки инди-1уальными существами. И, любя безоговорочно, не проявляют тодушия и ко всему мирозданию, иначе их чувство было бы не эовью, а всего лишь привязанностью, своеобразной формой эго-га. Ведь каждый человек — целый мир, со своей гаммой чувств и ._________Чем обусловлено психосексуальное развитие?_________ | грастей, и он вписывается в предназначенный ему отрезок време-пи, эмоционально и личностно определяя это время и суть чувства... Вопросы для повторения Чем отличается возрожденческое понимание любви от средне-искового? Почему в эпоху Возрождения философы рассуждают о роман-иг >еской любви, а Воккаччо пишет о плотских чувствах? Как возник протестантский этос? Что такое стиль "бидермейер"? Почему просветители критиковали любовь? Откуда взялось слово "садизм"? Как и почему возникла "сексуальная революция"? Почему Райх считал, что оргазм обязателен? Использует ли российская реклама скрытую сексуальность че- ровека? Какие крайности в понимании эроса проявились в европейской иультуре? Упражнение I Какова ваша любовь? Сядьте прямо. Дышите глубоко. Закройте глаза. Вызовите в во-■ и i| >; 1жении образ любимого человека. Попробуйте представить себе, •lid его нет в вашей жизни. Что изменится? Готовы ли вы принять in) отсутствие? Если нет, то подумайте, чем он вам дорог? Почему им считаете, что любите его? На чем основана ваша любовь — на сексуальных переживани-н \. /1ушевной близости, экономических расчетах, привычке? Что в ном переживании можно считать главным? Уходит ли с годами и. hi к: чувство к этому человеку или оно становится более прочным и шубоким? Упражнение 2 Секс в вашей жизни 15ы сидите с закрытыми глазами. Дышите глубоко, ровно. Слыш-H.I музыка. Сейчас вы будете вспоминать, какую роль играет секс в _____________________Раздел II___________________ , шей жизни. Зачем люди вступают в интимную близость? Относись ли вы к сексу как к достижению? Как к способу установле-я более близких отношений? Не был ли секс в вашей жизни спо-5ом избежать одиночества? Не воспринимаете ли вы секс как обя-пюсть? Не является ли секс для вас успокоением? Лекарством от тоски? занимались ли вы сексом ради самоутверждения? Ради любопыт-:а? А теперь подумайте — можно ли говорить о сексе в вашей жизни : естественном и органичном проявлении глубокого чувства не-эсти и любви к близкому человеку? ГЛАВА 7 Отчего умерло -------------ваше тело?------------- § 1. Загубленная чувственность Красивая молодая женщина, пришедшая на прием, вдова. Ее муж погиб при невыясненных обстоятельствах. Замуж она вышла I Hi лет. Интерес к сексу поначалу был обостренным, но постепенно стал угасать. Муж решительно отвергал поцелуи как проявление нежности. Он вообще не понимал, зачем нужно целоваться. Не 111 Hi знавал супруг и любовные прелюдии. Если у него возникало сек- шьное желание, он немедленно пытался его реализовать без И п.юканных сантиментов. После половой близости немедленно ос-ГЫнал, не испытывая никакого желания выразить юной богине ■ пню благодарность... Смерть разрушила брак, но 24-летняя женщина признается: 111 к -ледние годы брак перестал доставлять мне удовольствие. Дело мню к разводу, но тут случилась эта трагедия. Откровенно говоря я in пытала чувство облегчения: не надо бракоразводных процессов, i II и иб и все. Но вот причуда: я вообще потеряла интерес к сексу. Уже несколько лет у меня не было интимной близости. Был у mi i hi роман с молодым человеком. Он моложе меня, хотел женить- ■ и на мне. Признаться, я тоже думала о такой перспективе наших • и i к и пений. Но я поймала себя на том, как изощренно избегаю пони ил х контактов. Я намекала партнеру на женские дела, на головную боль, на возможный приход гостей. Отношения по существу   I' и пались..." Пыходит, муж загубил женскую чувственность... Превратил in пне, страстное существо в невротика, искалечил ее жизнь... Все ни гак. Но разве сам он получал удовольствие от жизни? Разве не НИ и шл себя самого лучшего напитка, который дарован нам приро- <Угкуда вообще возникают персонажи, у которых мертвое тело? ___________________________Раздел ТТ "Мертвое тело" — это метафора или реальность? Увы, и то, и дру-, гое. "Мертвое" — разве я не ощущаю его? Разве не переживаю ост-ро чувство голода или боли, накатов страсти, зов инстинкта? Неужели можно потерять собственное тело, перестать его ощущать, воспринимать его как бы стороны? Несомненно. Возьмите свой рисунок из предыдущего задания. Помните, предлагалось нарисовать собственное... И что же? Неужели это странное кактусообразное творение — ваше тело? Правда ли, что маскообразное бесформенное лицо принадлежит дменно вам? И потом, почему вы нарисовали себя в одежде? Раз не ваше тело — это платье или костюм? Что? В задании не сказано, гто тело должно быть обнажено? А разве нужно это специально под 1еркивать? Ведь было обусловлено, что вы нарисуете тело, а вы . 13образили костюм, оборочки, платье — все что угодно, только не 'ело... Да, вы предупредили, что не умеете рисовать. Но разве мы фоходим технику рисунка в Строгановском училище? И потом — ' вас не так плохо с рисованием. Только вы бросили все силы на [зображение туфель, складок, поясов, рюшечек. Где же тело? Оказывается, мы его потеряли. Неужели можно утратить свою шоть? Безусловно, тело — это основа нашей идентификации. Я — то прежде всего мое тело, мои мышцы, мои органы, мои суставы... [о вот воспринимаю ли я себя? Рисунок хорошо показывает, как а бессознательном уровне вы ощущаете свою телесность. Вот па тих рисунках, к примеру, нет половых органов. У вас их действи ельно нет или вы слушали голос цензуры: с какой это стати я дол-сен признаться, что не являюсь бесполым созданием? Нет, все ос- ; альное, пожалуйста, додумывайте сами. А это что такое? Ага, вме-го гениталий пририсована надпись: "Цензурой запрещено". Her, j ы так не договаривались. Причем тут цензура, чья она? Не станем томить душу, цензор — это наше сознание. Это оно ^доказывает вам, что голое тело неприлично... Совеем как в на-ей Государственной Думе, где кое-кто утверждает, что нравствен j элько одетый человек, а обнаженный — заведомо аморален... Boi ш мы сами отрекаемся от тела. Смотрите, вот эта пупктирнан j -шия или дважды обведенные очертания — они как раз и свидс-1 шьствуют о том, что именно в этих местах вы свое тело воспрш 111 аете весьма приблизительно, почти условно... Мандельштам написал такую строчку: "Дано мне тело, что миг ;лать с ним?.." Замечательно схвачено. Тело воспринимается как Отчего умерло ваше тело? flu со стороны, причем вызывает искреннее удивление: в самом Ьле, что мне делать с ним? Но ведь тело и есть источник нашей нишненной радости. Оно постоянно напоминает о себе — вот оно nil |енеет от ужаса, вот содрогается от "укусов неразделенной люб-ип", как сказано у Бабеля, вот трепещет от нежного прикосновении, вот пребывает в раю удовлетворенной сексуальности. А вот из дневника пациентки, и здесь совсем про иное. "Семья для меня главное, в этом нет никакого сомнения. Но ког-л.| и была не привязана к семье (в моем первом браке), была абсолютная свобода, постоянные приключения, все время "что-то слу-Нлось. Неужели та жизнь — моя или просто возраст? Пусть даже ■кК, но то, что я имею сейчас, мне бесконечно дорого и я бы не хо-11 и; i ничего, ни капельки изменить, но отчего же так плохо, так тос-и и 11 во, серо, слабо, вполсилы? Я опять кручусь на одном месте. Раз-н I и окение, безысходность, усталость. Кто я? Какая я? Что мне надо, •и <>Пы я успокоилась? Отношение к сексу. Похоже, что он перестал ИСНя интересовать. Иногда я думаю: "Какой ужас, половой близос-i и не было уже две недели! Нет, надо сегодня же..." Вечером все та щ усталость, апатия и конечный исход: "Ничего не хочу!" Вы думаете, что это написано престарелой матроной? Ничуть 1и «н.гвало. Прелестная молодая особа находится на пике собственной -женственности. Только-только начинается бальзаковский воз-i' к i Ауже не пресыщение, нет, а именно апатия, равнодушие, уста-Цос i ь. Иной читатель взовьется: где это аналитик откопал таких сек-■ v гп,ныхбеженцев, да еще на фоне сексуальной революции? Поверь-i ■ i течет революции — это во многом миф. Да, отношения между ролами изменились, нравы стали более свободными, речь — более 11 i.i уальной. Но сколько несчастных, страдающих, отказавшихся • и с коего тела! Честное терапевтическое... это только мнится, что Их меньшинство... § 2. Как мы теряли свое тело I i новейшей истории первым, пожалуй, забил тревогу немец-Miii философ Артур Шопенгауэр (1888—1960). Он начал писать об in i пиных и неистинных человеческих потребностях. Что может быть важнее для человека, нежели его здоровье, — спрашивал этот |" in кий мизантроп. Иотвечал: ничего. Надо бы неустанно думать | |доровье... Ведь это единственный источник радости. Неужели ___________________________Раздел II счастлив король, у которого больное тело? Но люди рассуждают ина че... Они думают о вине, об общественном признании. Пусть тел будет хилым, но зато оно облачено в расшитый мундир, на кото ром красуются ордена... Вторым, условно говоря, можно назвать американского фило софа и психолога Уильяма Джеймса (1842—1910). Рассуждая о лич ности, он подчеркивал, что предпочтет современный человек иметь слабое тело, но красивое одеяние или надеть рубище нахо пеное, здоровое тело? Этот вопрос в начале века психолог зада( нам, тем, кто приблизился к веку иному.. Ну, а уж Фрейд расписал эту проблему по всем статьям. Вообщ австрийский философ не любил философствовать. Он считал себ строгим ученым, опирающимся на точное знание. Но вот свою ра 5оту "Недовольство культурой" он начинает прямо-таки с метафи зического вопроса: "В чем смысл жизни?" На эту тему размышля пи многие мудрецы. Договорились даже до того, что, возможно, нп никакого смысла... Живем без конкретного смысла... Но Фрейд ti11 не думал. Он сразу брал проблему за рога. Смысл жизни — в радос ги, которую дает удовольствие. Человек счастлив, если вкушает все тары жизни... Наслаждение — вот смысл существования. И среди них самое большое из всех дарованных нам — секс... Все наши чувства продиктованы желаниями. А желание возни кает благодаря телесным импульсам. Поглядите на малыша: онсмс ;тся, потому что сыт. Он плачет, потому что хочет спать... Он сер тится, потому что его не берут на руки... Все его инстинкты зада! и гелесностью. Его сознание еще не пробудилось, поэтому у него не стругах ориентиров... Но у взрослого человека есть сознание. Оно-то и мешает чело-зеку жить своей телесной жизнью, потому что между телом и го знанием может возникнуть разлад. На уровне сознания индиви воспринимает себя так, а на уровне тела — иначе...Поясним эт примером. Вот бежит собака, у нее перебита лапка. Она всем сво им существом воспринимает это бедствие. Ей просто некуда отдрей фовать со своими ощущениями. Ведь у нее нет сознания. А у человека всякая телесная ущербность может быть не тольк воспринята как таковая. Человек в сфере сознания может попы гаться даже чем-то компенсировать собственный изъян. Индиви может убежать от своей инвалидности в сферу возвышенных по буждений. Так, женщина с загубленной подавленной сексуальное



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.