Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Подчиненная функция 22 страница



Ч'\ 1'ИМ. Как уже отмечалось, поддерживающая мыслительная формула, i" и >рая имеет немалый положительный эффект, становится более «гс гкой и догматичной, фанатичной и упрямой. Она не способна к •>" щфикации. Известно, к примеру, как болезненно воспринял Фрейд те нововведения в психоанализе, которые предлагали его ученики. Австрийскому психиатру они казались ересью, отступни-I • ■ i ном. А между тем новшества обогатили психоанализ и придали 1Му еще больший резонанс. __________________________Раздел III                                          ,. Мыслительное свойство может обрести религиозное качество абсолютизма. Юнг отмечает что тем самым формула становится религией, даже если она по своему существу не имеет никакого отношения ни к чему религиозному. От этого она приобретает и присущий религии характер безусловности. Она становится, так сказать, интеллектуальным суеверием. Но все вытесненные ею психические тенденции скапливаются в бессознательном, образуют там позицию и вызывают приступы (пароксизмы) сомнений. Обороняясь от сомнений, сознательная установка становится фанатичной, ибо фанатизм есть не что иное, как сверхкомпенсированное сомнение. Такое развитие ведет в конце концов к преувеличенной защите сознательной позиции и к образованию противоположного бессознательного отношения, которое, например, в противоположность к сознательному к современной научности, сознательной точке зрения, оказывается крайне архаичным и суеверным. В этом случае, предупреждают специалисты, сохраняется опасность полного коллапса сознательной установки. Нормальное, позитивное и творческое мышление экстраверта сопротивляется расстраивающим бессознательным факторам войти в сознание, но при этом оно становится инертным, вялым и склонным к регрессии, Сама интеллектуальная формула вырождается в интеллектуальный предрассудок, в суеверие, да и сам экстраверт оказывается замкнутым, мрачным, обидчивым педантом или в крайнем случае затворником и мизантропом. Но и с интровертным подчиненным чувством происходят всякие преображения. Оно проявляется в липких, малоприятных и эксцентричных нормах. Экстраверт демонстрирует внезапные и необъяснимые вспышки любви. Он демонстрирует неистовую, дли» тельную "беспричинную" преданность. Логика совершенно отметается внезапными сентиментальными привязанностями или мистическими увлечениями. Это означает, что сознательный мыслитель ный процесс подвергся атаке со стороны плохо дифференцированного чувства. § 5. Экстравертный чувствующий тип Ведущая функция Прежде всего нужно нарисовать схему этого типа: Что мешает вашим мыслям и чувствам? Экстравертное чувство (ведущая первичная функция) Интуиция (вспомо-i. цельная функция)   Ощущение (вспомогательная функция) Интровертное мышление (подчиненная функция) Раз речь идет об экстраверте, то опять приходится подчеркивать, ■но это чувство тоже направляется объективными данными, оно | 1.1/ )ается пребывать в гармонии с объективными ценностями. Это •iviictbo выражает себя так, как это принято в современном обще-i гне Сегодня ни одному экстраверту не придет в голову выражать • ной чувства, как это делали средневековые трубадуры или чувстви-Гельные "барышни-крестьянки" Мы помним, что рациональная (мыслительная) функция опре-ИЛяет "что чего стоит". Означает ли это, что экстравертное чувство визируется на субъективных чувствах? Юнг считает что такое предположение относится только к интровертному чувству. Что же ка-гнется экстравертного чувства, то оно отделило себя, насколько это in i. 1можно, от субъективного фактора и всецело подчинило влиянию рбъекта. Даже там, где экстравертное чувство обнаруживает свою нмдимую независимость от свойств конкретного объекта, оно тем мг менее остается под обаянием традиционных или каких-нибудь цру гих общепринятых ценностей. Представим себе тамаду который "согревает компанию", взяв Ми себя роль менестреля. Экстравертное чувство подскажет ему что 111 • ('ледует путать средневекового слагателя песен с тем, кто сегодня i и '/одерживает градус в компании. Показательны в этом отношении i цены из кинофильма "Осенний марафон", где иностранцу объяс-ииют, как должен вести себя "тестируемый". Экстраверт чувствующего типа будет восхвалять современный mi >д11ьш роман или произведение живописи, потому что это согла-■ \ г гея с общественным мнением. Это ему принадлежит замечатель-   __________________________Раздел III________________________ ная фраза: "Вы уже смотрели такой-то спектакль? Обязательно по смотрите..." Почему нужно "обязательно" пережить те впечатления, о которых говорят другие, другим типажам непонятно... Но все это не означает, что чувствующий экстраверт притворяется, лицеме рит. Это можно назвать подлинным выражением чувства в экстра-вертной форме. Эмоции приспосабливаются к объективному критерию... Юнг отмечает: 'Так, например, картина может быть назвали "прекрасной", потому что, повешенная в салоне и подписанная им вестным именем, она, по общему предположению, должна быть "прекрасной", или потому что, назвав ее "некрасивой", можно огор чить семью или счастливого владельца картины, или еще потому, что посетитель имеет намерение создать приятную атмосферу а для этого необходимо, чтобы во всем чувствовалось согласие и приязнь". Чувствующий экстраверт, таким образом, исходит, как прави ло, из адекватной оценки внешних объектов и правильного отношения к ним. Мы обязаны этому типу тем, что в обществе поддерживается столь необходимое для его функционирования общее е/и i номыслие и единочувствие. Предположим, сегодня с утра заряди и дождь, погода не лучшая, настроение отвратное. Я вхожу в комнату и, обращаясь к присутствующим, заявляю: — А погодка-то недурная, а? Вполне бодрящая... Многим так и хочется рубануть: — Что в ней бодрящего-то, старый хрыч? Но люди бессознательно понимают, что экстравертное чувство важнее, чем метеорологическая реальность. И мне отвечают в духе согласия: — Действительно, бодрящая... Представьте себе, что было бы в обществе, не будь экстраверт ного чувства. Никто "ни в жисть бы" не согласился, что у природ! л нет плохой погоды. Люди перестали бы поздравлять женщин с Меж дународным женским днем. Многие перестали бы ходить в оперный театр или в консерваторию, куда они мчатся, потому что "так при нято". Тамаду позорно прогоняли бы из застолья за то, что он несет околесицу ради общего веселья за столом. Сократилось бы число посещающих церковь. Люди перестали бы говорить о достоинствах покойников во время похорон. (Ведь нельзя же не помянуть человс ка.) На концерты ходили бы заядлые меломаны, а остальные перо стали бы считаться с общественными приличиями. р ________Что мешает вашим мыслям и чувствам?____________ Экстравертные чувствующие типы — обычно люди добродушии, легко обзаводятся дружбой. Они являются ферментом всех компаний, легко добиваются своих целей. Такие люди быстро схваты-1цот, чего от них ждут окружающие, им не составляет труда получить одобрение, поскольку они сами буквально излучают доброже-Утельность и готовность сочувствовать. Мария-Луиза фон Франц i читает, что многие женщины принадлежат к этому типу, у них, как правило, счастливо складывается семейная жизнь, их окружает Масса друзей. Именно о женщинах, носителях экстравертного чувства, пишет К )пг: "Чувства согласуются с объективными ситуациями и общезначимыми ценностями. Это нигде не проявляется так ясно, как в так называемом выборе объекта любви: любят "подходящего" мужчину, а in- какого-нибудь другого; он является подходящим не потому, что in ишне отвечает субъективному скрытому существу женщины, — в П< >льшинстве случаев она об этом ничего не знает — а потому что он "I вечает всем разумным требованиям в отношении возраста, социального положения, дохода, респектабельности его семьи и т.д. Чувство любви у такой женщины вполне соответствует ее выбору. Чувство ее — подлинное, а не выдуманное, от "разума". Таких "ра-iy м 11ых" браков — бесчисленное множество, и они отнюдь не самые .....|\ие. Жены в этих браках бывают хорошими подругами своих муки ii и хорошими матерями, пока их мужья и дети сохраняют неизменным сам психический уклад общественной жизни". Одна из моих пациенток долго обсуждает достоинства и недостатки своего мужа, а потом неожиданно произносит: — В общем, не самый плохой вариант... Представьте, какую приятную атмосферу создают вокруг экстраверты чувствующего типа. Это они помогают коллективу ощутить I о» it-единство. Это они звонят вам по случаю праздника или первыми спешат выразить сочувствие. Это они выражают общее мнение, НТО нам всегда хорошо вместе. Это они толкуют о пользе жизнера-| итого оптимизма. Это они создают кассы взаимопомощи и профсоюзной поддер-1.НИ. Это они приходят к вам домой, когда вы заболели. Они звонят i" i >иыми, узнав, что от вас ушел муж. Все это не следует оценивать как лицемерие. Чувствующие эк-l i раверты именно искренни. Они на самом деле переживают эти (Моции. Они практичны настолько, что наделе помогают вам, и не Раздел III только абстрактной доброжелательностью. Чувствующие экстра-верты способны на жертвенность. Обычно они сохраняют дружбу на протяжении длительного времени, так как все нуждаются в "ви< тамине радости и добродушия". § 6. Невроз чувства Однако мы все время подчеркивали, что каждая функция, если она действует на все 300 %, может привести к невротической ситун ации. Кроме того, известно, что от длительного "употребления" фуж кция "стачивается", "израбатывается". Начинаются психологичен кие сбои. Вот мы слушаем тамаду и у нас возникает чувство разоча^ рования. Ведь он всегда считался душой компании, острил, смешил всех простенькими шуточками. Но это! Его веселье кажется наигранным, шутки плоскими, а сквозь бодряческий тон проступает усталость. Да, ведущая функция явно изработалась. Классическим воплощением экстраверта чувствующего типа можно считать конферансье. Вот он выходит лучезарный на сцену и бодро (так надо) сообщает нам, что этот зал наполнен каким-то удивительным теплом, которое, как он догадался, источают зрите-ли, эти самые дорогие существа. Но там за сценой толпятся актеры. Они очень волнуются и тоже хотят как можно быстрее одарить зад пламенем своих сердец. Итак, зачем же медлить? Сейчас конферансье объявит, что концерт начинается... Трудно себе представить концерт, который не скреплялся бы этим "бодрым трепом", этими общими формулами, которые как раз и ведут концертную цепочку. Но вот вы уже начали уставать от этого бесконечного тепла, которое так и льется со сцены в зал, а из зала — на сцену. Вы уже догадались, что сейчас скажет про любовь этот специалист разговорного жанра, поскольку сейчас бу« дет петь прима. Да, экстравертное чувство далеко не всегда снай» перски точно и мощно... Опасность для экстраверта с ведущей функцией чувствовании! состоит в том, его радарная настроенность на объект, на традиционные общепринятые стандарты лишает его субъективности. 0|J становится заменяемым. В конце концов этот прошлогодний анек« дот, предваряющий тост, может произнести и другой человек. И это однажды всех насмешившее "Салам алкоголейкум" может выкрикнуть любой из захмелевших. И вовсе не обязательно тамада... |___________Что мешает вашим мыслям и чувствам?____________ Когда экстравертное чувство лишается уникального, личностного, оно теряет свою прелесть. Оно оказывается бессознательным 1111 юсительно скрытых самоцентрированных мотивов. Чувство вяз-|ц i n предлагаемых обстоятельствах. Сердечное выражение чувств v 11 мчивает свою подлинность. Жесты становятся механическими, и поведении проступает театральность. В нашей стране был замечательный театральный и телевизионный критик. Он написал книгу о телевидении, которая сегодня I' и сматривается как классика. И вот он передает впечатление от одного выступающего на телеэкране. Речь оратора зажигательна, i Грастна. Время от времени он отбрасывает прядь волос, которая отпадает на его лоб. Но стоит приглядеться более внимательно, и мы различим складки, которые залегли у краешков губ. Мы вдруг имечаем заученность интонаций, жестов, которые выглядят устаем финудительными. Хорошая в общем зарисовка невротического ик гравертного чувства. Если этот процесс прогрессирует, замечает Юнг, то наступает шобопытная противоречивая диссоциация чувств: все становится объектом чувственных оценок, так что завязывается множество он юшений, которые внутренне противоречат друг другу. Посколь-и v это было бы невозможно при наличии сколько-нибудь ярко вы-I p. i женного субъекта, то подавляются и последние остатки действи-н ■ I1 ьно личной позиции. Субъект до такой степени включен в отдель-пi.iс чувственные процессы, что чувства как таковые исчезают и ■" гается только один чувственный процесс. В таком состоянии чув-Иво утрачивает всю свою человеческую теплоту; оно производит шкчатление позы, непостоянства, ненадобности, а в худших слу-■1.1 их впечатление истерического состояния. Экстраверты чувствующего типа озабочены тем, чтобы во что Гц,1 то ни стало наладить эмоциональные контакты с окружающими его людьми. Но если эта задача оказывается самоцельной, су-III рважной сама по себе, чувство теряет свое личностное качество. 1огда личность замещается множеством чувственных состояний, которые, во-первых, преходящи, эпизодичны, а во-вторых, часто иг состыкованы друг с другом. Так, чувствующий экстраверт де-мо| гстрирует поток эмоциональных впечатлений, инициированных Извне. Вот что пишет в своем дневнике женщина этого типа: "Кажет-i и. я наконец вышла из депрессии, чему несказанно рада. Почему __________________________Раздел III--------------------------------------,J "кажется"? Потому что боюсь обмануться. Почему "боюсь"? Потому что чувствую себя неуверенно. Почему "неуверенно"? Потому что :> к \ мое базовое состояние. Вот над чем надо работать! А я и стараюсь. Действительно стараюсь больше "не любезничать" со своим чун • ством неуверенности, не возводить его в ранг господина над свое! жизнью. Я стала усилием воли стараться поступать так. как МШ хочется, как я это чувствую, а не так, как, мне кажется, было бы прм вильно с позиции близких, знакомых и т.п. Мне это трудно, иногда даже очень: я вся внутренне трепещу (бы вает, что принимаю валокордин), прежде чем решиться на какой то поступок или разговор, который раньше я подавляла в себе. Волнуюсь ужасно, зато как мне потом легко и свободно". § 7. Подчиненная функция Раз доминирует чувство, то мышление подавлено. Ничто так иг разрушает чувство, как мышление. Вот приходит ко мне пациент ка и начинает рассказывать о своих взаимоотношениях с мужчп нами. Ничего связного понять невозможно, потому что мысль пациентки перескакивает с объекта на объект. Она рассказывает о своем муже и вдруг произносит: "Я всегда хотела иметь от него ре бенка". "От мужа?" —уточняю я на всякий случай. "Нет, — отвечает она, — от другого мужчины. Он мой любовник..." Мы говорили о муже. Захваченная чувствами, моя пациентки подумала о ребенке, которого она хотела бы иметь, и внутренне целиком переключилась на другого человека. Если бы передо мной си дела носительница мыслительной структуры, она позаботилась бы о том, чтобы провести демаркацию. Вот, мол, мы говорили о муже, | теперь я вспомнила любовника. Но моя пациентка перескакивает о чувства на чувство, даже не вникая в то, что в ее исповеди отсут» ствует элементарная связь и логика. Допустим, вы спрашиваете пациентку: вы любите своего мужв Она отвечает: не знаю. Это мыслительный тип, ему нужно привес ти свои мысли и чувства в порядок. Но эмоциональный человек иг должен думать о том, что кто-то или что-то представляет для нет ценность. Он просто знает это. Чувствующий экстраверт на мой вопрос отвечает "да" или "нет". Это эмоция, она всегда с ним... ---------Что метает вашим мыслям и чувствам?____________ Когда мы говорим о подчиненной функции, мы вовсе не имеем в мнду, что у человека нет мыслей или чувств. Чувствующий тип мо-'"«"г уделять мыслям немалое внимание, но они все равно у него будут подчинены чувству. Вот опять слова из дневника: "Я не знаю, можно ли считать, что я суперэмоциональный тип, но для меня 10 минут, это уже долго. И пребывать в таком разбитом состоянии мне налилось больше невыносимым. Я не могу жить без Роберта. Моя 11 (бственная жизнь без его участия становится мне неинтересной. 11 аргумент, что у меня растет прекрасный сын — для меня в этом i ну чае не аргумент, потому что я всегда считала, что нельзя подменить собственную жизнь жизнью своего ребенка. Это нечестно и по отношению к ребенку, и по отношению к себе. Да к тому же везде и in -юлу мое внимание стало концентрироваться на важности каждой минуты жизни, на эмоциональной гармонии..." Экстраверт чувствующего типа не любит размышлять. Больше ■Сего его гнетет интровертное мышление. Экстраверт выходит из • гПя, когда речь заходит о смысле жизни, о тайне познания или о метафизике, об отвлеченных проблемах.Один из моих коллег, услышан в коридоре, что разговор заходит о философии, об абстракци-м.\. бледнел и, желая прекратить это безобразие, всегда подходил к философствующей компании с постоянной заготовкой: — А вчера я видел негритянку вот с таким огромным задом... Естественно, мой метафизический пафос сразу иссякал. Однако это вовсе не означает, что данный субъект порвал связи I мышлением. Он, разумеется, думает, хотя его мысли из-за отсут-i тния интеллектуального навыка всегда примитивны и снабжены негативным пафосом. Послушайте, как обсуждают, к примеру, так называемые простые люди политическую ситуацию в стране. Можно услышать много эмоциональных слов, но без конкретного намеки на аргументацию и логику. Юнг отмечал, что экстравертный чувствующий тип иногда может оказаться самым холодным человеком. Предположим, вы убеждены, что вас соединяет глубокая эмоциональная привязанность, подкрепляемая постоянной сердечностью. Но вот наступает некий цепь, когда ваш избранник неожиданно говорит вам такое, чтобук-нильно сбивает вас с ног. Его подчиненная функция вышла из-под контроля. Вы потрясены: какой цинизм и низость. Чем сильнее сознательное чувство, тем мощнее бессознательное противостояние. Юнг подмечает: "Мышление в стиле "не что иное, ______________________Раздел III___ как" оказывается здесь на месте, ибо оно разрушает превосходящую силу прикованного к объектам чувства". Именно о тех людях, кото-рьгх эмоциональный экстраверт одаривает чувствами, он высказывает грубые и нелепые оценки. Это означает, что подчиненное мышление, которое дремало на задворках психики, неожиданно заявило о своих правах. "Однажды одной экстравертно чувствующей женщине, — пии к • i Мария-Луиза фон Франц, — приснилось, что ей следует основать станцию наблюдения за птицами. Во сне она видела цементное зда ние с высокой башней, на крыше которого размещалась лаборатория наблюдения за птицами. Такая птичья лаборатория существует в Семпахе, и в ней окольцовывают птиц, чтобы узнать, как долго они живут, куда летают и т.п. Нечто подобное она собиралась основать. Мы решили, что ей следует попытаться зафиксировать в сознании случайные мысли, которые придут ей в голову и тут же ус кользают. Именно так ведут себя мысли чувствующего типа: птицы-мысли вспыхивают в его мозгу и тут же улетучиваются". Стоит экстраверту чувствующего типа осознать свои мысли, к; i и они утрачивают свою скверну. Именно тогда, когда они летают вок руг головы своего экстраверта и никто их не ловит, они оказывают разрушительное воздействие на окружающих. Фон Франц добавля ет, что иногда можно даже ощутить скверные мысли, которые роят ся в голове пациента. В его глазах вспыхивает какой-то холодный огонек, и ты понимаешь, что это признак появившейся скверной мысли, но в следующее мгновение огонек исчезает. Обычно такие мысли оказывается следствием весьма цинично го взгляда на жизнь, интенсивного влечения к таким малоприят ным сторонам бытия, как болезни, смерть, предательство. Здесь и бессознательном правит бал другая философия жизни — циничная и разрушительная. Но эти мысли направлены против того, в чьей голове они родились, потому что его подчиненная функция интро-вертна. В глубине души он полон негативных мыслей о себе, можп впасть в депрессию. Его мысли грубы, примитивны и совершенно не дифференцированы. Это невыносимо для него самого. Едва такие мысли всплывают в его голове, он изо всех сил убегает от одино чества. Юнг подмечает: "В сущности он позволяет себе думать о самом себе, что он никто, а его жизнь мало чего стоит, и что любой другой может развиться и пойти по пути индивидуализации, но сам  ___Что мешает вашим мыслям и чувствам?____________ ОХ в этом отношении безнадежен. Эти мысли поселяются на зад-Норках разума, и время от времени, когда он или в депрессии, или плохо себя чувствует, или, в особенности, когда сосредоточен на самом себе, т.е. когда он остается на полминуты один, — какой-то злополучный бес шепчет изнутри позади головы: "Ты ничтожество, и Ье, связанное с тобой, неправильно". Есть еще угроза, которая может принести свои плоды для чувствующего экстраверта. Начав мыслить, он глубоко погружается в этот процесс. Что тут плохого? Такой тип становится заложником своих мыслей и утрачивает связь с жизнью. У Гете в "Фаусте" и а ситуация раскрыта предельно рельефно. Фауст отгородился от in его в своем книжном мире. Потом он порывает с затворничеством. Но туг появляется слуга-ученик Вагнер, который повторяет трафа-■етные мысли, взятые на прокат. Мария-Луиза фон Франц интерпретирует: "Разговоры с Эккерманом" Гете как поразительное собрание банальностей. В этом произведении можно наблюдать, как ваг-ш-ровская сторона Гете явственно выставлена на всеобщее обо-|рение. *** Итак, что мешает нашим мыслям и чувствам? В своем мыш-•н пии и в своих чувствах экстраверт нацелен на общественное мнение, на поведение окружающих. Мыслительная функция, как и чувствующая, может дойти до невротического состояния, если "на эксплуатируется безмерно. Так рождаются, например, фанатки идеи или готовые эмоциональные стандарты, который кажутся назойливыми и механическими. Мыслительные типы име-|п г эмоции, но не могут их выразить. Чувствующие типы располагают мыслями, но они разрозненны, бесконтрольны и облада-и и разрушительностью. Вопросы для повторения На что нацелено экстравертное мышление? Как проявляется невроз мыслительной функции? Откуда берутся фанатики мысли? Как можно интерпретировать строчки поэта Рильке: "Я люблю i ■ бя, но это не должно тебя трогать"? Раздел III Почему скрытые чувства мыслительных типов остаются детс кими? Каковы общие особенности экстравертных чувствующих типом? Почему чувства эмоционального экстраверта согласуются о объективными ситуациями? Как проявляется невроз чувствующей функции экстраверта? Что представляет собой интровертное мышление чувствующг го экстраверта? В чем угроза для пациента, когда активизируется его под чиненное мышление? Упражнение I Мыслительный или чувствующий тип? На подиуме сидит один человек. Группа задает ему вопросы, что» бы определить его ведущую функцию: Планируете ли вы свою жизнь? Много ли у вас друзей? Есть ли среди них загадочные друзья? Были ли вы тамадой? Приходилось ли вам совершать необдуманные поступки? Понимаете ли вы чувства, которые владеют Анной Карешп   или вы осуждаете ее? Количество вопросов можно множить. Упражнение 2 Возврат в детство Садитесь в кресло. Закройте глаза. Дышите ровно, спокойт Вообразите белое полотно. На нем появляется цифра — это ваш ни > раст. Теперь он убывает. На год. Еще на год... Итак, вам восемь 'И | Вообразите себя восьмилетним ребенком. Ты в кровати. Каким слышны голоса? Какие ощущаются запахи? Кто в комнате крш ц тебя? Ты спускаешь ноги с кровати? Во что ты одет? Что ты делаешь теперь? Ты идешь в туалет или в ванную? Где она? Можешь ли 1'Ц найти ее в темноте? Ты моешься сам или тебя кто-то умыв; и i чем ты думаешь? Кому ты говоришь: "Доброе утро"? Кто тебя ц< i ет? Сейчас ты одеваешься. Как выглядит твоя одежда? Что теб< ■ 111 ■ • вится? Чем в одежде ты не вполне доволен?Ты завтракаешь. Ты < «пш        Что мешает вашим мыслям и чувствам?  1а столом? Нравится ли тебе еда? С кем разговариваешь? Охотно или тебе не хочется отвечать на расспросы? Пора в школу. Тебя по-исдут или ты пойдешь один? Может быть, за тобой зашел мальчик. Вы идете вместе. Как его зовут? Что вас связывает с ним? Нравится ли тебе погода в этот день? Какие дни ты любишь? Солнечно? Пасмурно? Вовремя ли пришел в школу? Какие чувства ты испытываешь? Кого встречаешь? Как выглядит школа? Класс? Парта? С кем ты сидишь? Нравится ли тебе сосед, соседка? Что ты делаешь на уроке? Слушаешь? Разговариваешь? Читаешь книжку? Рисуешь? Перемена. Что ты делаешь? Стоишь? Бегаешь? Как ты резвишь- i и? С кем ты играешь? Теперь ты дома. Кто тебя встречает? Чем ты занят? Кто позвал Гсбя на улицу? Как ты готовишь уроки? Ужин. Кто с тобой за столом? Какие чувства вызывают у тебя 11 и люди? Что ты им рассказываешь? Поздно. Ты опять в кровати. Есть ли рядом с тобой игрушка? К. 111 ие чувства ты испытываешь? Как ты засыпаешь? Г1 Л ABA 3 ЧТО ОГРАНИЧИВАЕТ ВАШИ  1 -----ОЩУЩЕНИЯ И ИНТУИЦИЮ?----- § 1. Экстравертный ощущающий тип Ведущая функция С одной из моих давних знакомых мы неожиданно заговорили о счастье: — Что толковать, — произнесла моя собеседница, — счастье — вообще чрезвычайно редкая вещь. Скорее всего, это просто миг, кот да вы ощущаете полное блаженство. Лично я была по-настоящему счастлива, когда поехала в Египет, и вот однажды нас привезли к памятнику. Я положила руки на камень и подумала: "Боже мой, н4 верное, на эти камни клал свои руки Тутанхамон"... Не правда ли, классическое выражение ведущей ощущающей функции? Разве мог бы мыслительный или чувствующий тип воскликнуть: "Когда я обнял дорические колонны, я вдруг ощутил тот миг блаженства, который можно назвать счастьем"... Вот как выглядит психическая структура такого типа. Экстравертное ощущение (первичная ведущая функция) Чувство(вспомогательная функция) Мышление (вспомогательная функция) Интровертная интуиция (подчиненная функция) Что ограничивает ваши ощущения и интуицию? Экстраверт всегда ориентирован на внешнюю среду. Но у ошу-III п< >щего типа мы видим это в предельной степени. Экстраверт пре-■ I • и но укоре! ien в реальности. Вот мы сажаем студента или студен-I ку спиной к группе и спрашиваем, кто сегодня как одет? Так вот, и i граверт ощущающего типа способен поразить воображение. Он И i и.шает цвет, фасон одежды каждого, о ком мы спрашиваем, не п 11, и гускает детали прически, внешнего вида, украшений. В экстра-н. |) гном ощущении субъективный компонент заторможен или вов- •' иытеснен. Одаренность экстравертного ощущающего типа проявляется в in кобности ошущать объекты внешнего мира и взаимодействовать i i и 1 ми конкреп 1ым практическим образом. Экстраверт такого типа 111 и -красно знает марки машин, моду, различает украшения, цветы, i )и вообще мастер подмечать детали. При этом он сам выискивает •' объекты (имеются в виду люди, одежда, жизненные ситуации), 1 орые возбуждают у него самые сильные ощущения. Юнг пишет: "Поскольку объекты вызывают ощущения, они счи-i потея значительными и, насколько это вообще возможно при по-■ 11'детве ощущений, всецело воспринимаются в сознании, незави-• имо от того, подходящи они, с точки зрения разумного суждения, и ш нет. Единственным критерием их ценности является та сила "Шущения, которая обусловлена их объективными свойствами. 11' ледствие этого все объективные процессы вступают в сознание, i и и кольку они вообще вызывают ощущения. Однако в экстравертнойустановке только конкретные, чувствен-н" коспринимаемые объекты или процессы вызывают ощущения, ^^■Ири том исключительно такие, которые каждый повсюду и во все 111 к- мена ощущал быв качестве конкретных. Поэтому индивид ори-i и i пруется по чисто чувственной фактической данности". Помните известный пример, когда на Международном психоло-пг кском конгрессе был поставлен эксперимент. В зал, где проходили > заседание, вбежали негр и клоун. Они устроили потасовку, потом 111» дседательствующий попросил свидетелей эпизода описать его. • жлзалось, что многие отчеты имели мало общего с самим событием. Лишь немногие описали происшествие с детальной точностью. М< окно полагать, что чисто фотографическое восприятие помогло в i. 1111 юм случае ощущающим экстравертам описать все доподлинно. 11омню такой эпизод. Мы, группа советских философов, при-• пли в Монреаль на Международный философский конгресс. Раздел III Многие из нас задали десятки вопросов организаторам форума: где будет проходить сам конгресс, как проехать к этому месту, где можно посетить выставки. Тут возмутился один из членов нашей делегации: — Пэспода, — застонал он, — ведь вам дали карту, там все обозначено... Ощущающие экстраверты легко ориентируются в незнакомом месте, уделяют повышенное внимание быту, обставляя его. Они не забывают о назначенных встречах, они не теряют ключей, помнят о том, что надо закрыть трубу в печи, не забывают погасить свет на ночь, не бывают небрежны в одежде, любят копаться в земле, наводить порядок в доме. Причем получают удовольствие от самого процесса. Такой человек трет раковшгу, чистит обувь, рассаживает цветы по горшочкам... Экстравертов ощущающего типа много среди инженеров, пред принимателей, альпинистов, атлетов, дворников, поваров. Для достижения значительных результатов нужны обширные практичес кие знания. Такой человек не перепутает шерсть с шелком, гравий с песком, естественную кожу с искусственной. Внешняя сторона жизни для них чрезвычайно важна. Они стараются одеваться безупречно, по моде, следят за тем, чтобы одежда соответствовала стилю и возрасту. Приглашая гостей, они безупречно сервируют стол, выставляют хорошую еду и вина. Они любят вечеринки и возможности новых ощущений.


  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.