Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Подчиненная функция 16 страница



О том, каким был эрос в древних цивилизациях, мы можем супить по уникальным памятникам культуры — мистериям древнего мира, сугубо секретным обрядам с участием лишь посвященных. Пыько в средние века они превратились в театрализованные пред-i i а пления, доступные зрителям. Вот одна из мистерий. Бог Сет ре-1ИИЛ погубить собственного брата, божественного Озириса. Пригла-MI и его на пиршество. Там с помощью лукавых слов заставил лечь в I»и кошный гроб. Затем захлотгул крышку. Так свершилось задуман-.....■. Гроб с телом великого бога оказался в Ниле. Жена Озириса только что родила сына и совершенно ничего не т. i на о судьбе супруга. В тоске и рыданиях она отправилась на поимей. Рыбы рассказали ей историю о гробе, который волнами от-Цесло в море и прибило к Библосу. Там выросло громадное дерево и i н| плло в своем стволе труп бога и его плавучий дом. Царь той страны даже не догадывался, что в мощной колонне, которую он прика-III сделать из дерева, покоится сам бог Озирис, великий податель Жизни. Изида отправляется в Библос. Тянселая каменистая дорога, жаж- II и зной окончательно подрывают ее силы. Однако ей удается ос-i и ii к >дить гроб из середины дерева. Она уносит его и прячет в город-i кую стену. Но Сет опять тайно похищает тело Озириса, разрезает 11111 ia 14 частей и рассеивает по городам и селениям Египта. И все рацио верная супруга не прекращает странствий и поисков. I 5 Древнем Египте оргии входили в высший культ скопического глужения Изиде. Мистерия как раз и воспроизводила тайный смысл III и 'исходящего. Вот десять жрецов в белых одеждах, испещренных 111 и i гыми узорами, вышли на середину алтаря. Двое других, одетых М женское платье, изображают Нефтис иИзиду, оплакивающих Озириса... Мистерия рассказывала также об обряде скопической жерт-......юсти. Вернейшие поклонники Изиды соглашались на оскопление, i >та кровавая жертва напоминала о расчлененном теле бога. Многочисленные философы, мудрецы, ученые и писатели пы-I и II ись распознать ускользающий смысл древних мистерий. Какие |н in ,ные события человеческой истории нашли отражение в этих ___________________________Раздел II________________________   J культовых действиях? Отчего они вновь и вновь разыгрывались на протяжения веков? Почему священная жертва отрекалась от страсти во имя божественного плодородия? Наконец, какие стороны человеческой природы проявлялись в культовых действах? Разгадать смысл священных историй — значит, проникнуть в тайну человеческой природы. Раскрыть феномен любви — по существу, распознать феномен человека. Ведь каждый из нас независимо от того, к какой культуре принадлежит, пытается преодолеть одиночество, обрести сладчайший миг единения. В человеческой любви и коренится та сила, которая создала миф. Древние мистики утверждали, что любовь духа первична по отношению к любви тела. Любовь открывалась в мистериях во веб] времена и у всех народов. Это единственный путь к Богу, к жизни вечной. Любовь нисходит с неба. Только она возвышает землю и ос вящает ее. Возможно, здесь и таится первоначальная разгадке Любовь плоти делается великой и святой, когда она становится ре ализацией и завершением любви духа. Какие чувства испытывал человек после и благодаря мистерии? Возвращаясь к обыденной жизни, он не мог забыть о глубинных переживаниях. Человек испытывал необыкновенное потрясение, завораживающее все его существо. В сравнении с этим очаровали ем рутинная жизнь казалась пресной и малопривлекательной. Oi m воспринималась как пролог к новой мистериальной реальности. Вот, скажем, мистерии, которые воспроизводили историю убийства Загрея. В переводе с греческого это имя означает "великий лои-чий", "великий охотник". Сказание об его убийстве и последующем воскресении в новом облике — образе священного козла — сопро вождалось ритуальным действом. Разыгрывался акт кровавой ори i астической драмы. Люди превращались в исступленных богоубипц, жестоких сладострастников. Эрос обнажал свою природную стихии i Гемные слепые страсти приводили к злодеянию. Но вместе с тем oi in несли в себе символический смысл. Этим достигался эффект катар» :иса, целебного психологического взрыва. Ужаснувшись разверзшейся бездне, участники мистерии зад зершали драму глубочайшим раскаянием. Они оплакивали жертву, эвали на себе одежды, покрывали собственное тело ранами, поеы» ' 1али голову пеплом. Однако наступал и третий акт этой истории J зозвращение в мир обновленного бога. Оно сопровождалось вес к I цим примирением и ликованием. Эрос увлекал не только в "недр ___________Неужели в другие эпохи любили иначе?_____________ пуши помраченье" (М.Цветаева), он просветлял душу, пробуждал ((шесть. "Не позволяйте себе превратить этот ужас в повседневность. < Жазавшись действующими лицами драмы, опомнитесь, прокляните разрушительные страсти" — таков урок древних мистерий. Любовь имеет в качестве истока сексуальную чувственность. Но не исчерпывается ею. В ней есть нечто неизмеримо большее. Союз IVиг, самораскрытие личности. § 3. Грех и раскаяние в язычестве О том, как возникла любовь между людьми, размышлял античный мудрец Платон. В своем произведении "Пир" философ перескакивает миф о рождении любви. Оказывается, люди изначально со-имещали в себе мужские и женские признаки. Это были исчезггув-шие ночные гермафродиты. Тело человека было округлым, с удвоенным числом частей и органов: четырьмя руками, ногами и ушами, двумя повернутыми в противоположные стороны лицами... Эти мюди были прекрасно приспособлены к жизни. Но боги почувство-|али в них соперников. Обитатели Олимпа решили ослабить человеческий род. Они разделили каждого человека на две половинки. С тех пор тела и души векуют в своей разделейности. Люди, разумеется, перестали мешать богам и сосредоточились на собственных проблемах. Каждый ищет свою половину, чтобы обрести утраченную цельность. Это единственный путь к тому, чтобы исцелить человеческую природу. Мифы несут в себе глубинную правду о человеческих чувствах. До сих пор речь шла о любви человека к человеку. Но, оказывается, .ipoc много богаче. Он выводит нас за пределы земного. Древняя мифология рассказывает о том, как боги влюблялись в смертных. Древний шумерский миф повествует о Гильгамеше, существе одно-иременно земном и небесном. Внимание небожителей должно быть рестным для полубога, его пылко любит богиня Иштар, но Гильга-меш отвергает ее. Иштар повелевает небесному быку убить того, кто не загорелся от ее любовного пламени. Вот какие испепеляющие страсти, как выясняется, испытывают вседержители. К счастью, герой не погибает. Верховный греческий бог, восходящий к индоевропейскому божеству неба, Зевс имел потомков не только от богинь — и земные женщины испытывали его неукротимую страсть. Под золотым тро- __________________________Раздел II юм громовержца рокочет гром. Через две выбоины в скалах несут -:я к Зевсу молитвы и клятвы смертных, их покаянные признания, юг слушает и принимает решения. При этом сам он обнаруживасл 'быкновенные человеческие чувства. Приглянулась ему смертная женщина. Зевс в диковинном одея-[ии слетает с Олимпа и в поле, благоухающем чабрецом, настигае i [редмет своей необузданной, божественной страсти. Бог подземного царства Аид похитил дочь Деметры и Зевса Перефону. Однажды она рвала на лугу цветы, стараясь не смотреть на арциссы, как ей наказывала мать. Но вот перед ней оказался ог-омный нарцисс, пылающий белизной и пурпуром. Не одолев иску-1ения, Персефона протянула руку к его лепесткам. И тут разверз-ась земля, из бездны появилась колесница, запряженная черны ;и конями. Дочь Деметры оказалась в подземном царстве, где о ев расоте, судя по всему, знали... Глубокие недра таинственным обра эм связаны с небесным Олимпом. Любовная страсть соединяе i огов, титанов и смертных. Эрос восседает на Олимпе. Древний певец Гесиод открывает нам равду — бог любви столь же древен, сколь Земля и Тартар. Он воа ик из хаоса. Он сын Ночи и Эфира. Для одних он был сыном Кро а, владыки старых, дозевсовых времен. Толкуют еще о том, чтв одился он от любви Зефира, бога капризных ветерков, и Ириды, эгини радуги. Многочисленны версии и догадки. Признано, одна-э, что родители его — Арей и Афродита — пара любовников, кото-ые попались в искусные сети хромого Гефеста. Да что там боги! Перенесемся на миг в мир кельтских преданий. Эльфы — таинственные существа, сотканные из лучевой энер-га, исполнены любовного томления, они тоже не безразличны к !мным женщинам. Они, словно обыкновенные люди, тоскуют но им. Эльфам в своих чувствах не уступают тролли. Современные мистики, мысленно разорвав земные покровы, :тремляются в запредельное пространство, где ясновидческому юру открываются другие миры. Вот, например, дух воздуха. Его тисание мы находим в книге известного поэта и мистика Джорд-а Рассела "Светильник видения": 'Тело сильфа было пронизано ютом, и, казалось, в нем струится не кровь, а огонь солнца. Пот-. \ света пронизывали его насквозь. Он плыл надо мной по ветр; :ржа арфу, и золотые пряди волос ниспадали на струны... На е ще была вечная радость красоты и бессмертной юности". _________Неужели в другие эпохи любили иначе?____________ Давно ушли античные времена. Но о странных созданиях, которые могут соединиться с человеком, рассказывают во все времена. И даже в наше, презревшее мистику... Человеческая психика двойственна. Романтическое обожание уживается в ней с помышлением о грехе. В античной мифологии мы находим рассказы о много-никости эроса... § 4. Язычники и христиане Сравнительно недавно в одном американском городе собрались иедущие теологи разных стран. Они размышляли о том, как могут сложиться судьбы церкви в будущем веке. С тревогой говорили о падении веры. Толковали про то, как обмирщить религию, то есть приблизить ее к чувствованиям и потребностям обыкновенного че-иовека. Один из выступавших сделал предположение, которое поначалу показалось кощунственным: в храме будущего может звучать рок-музыка. Мало того, возможно даже возрождение язычес-Цих оргий. Непредсказуемы пути к вере. Христианская культура существует в Европе более двух тысяче-исгий. Отчего же вдруг проклюнулось в ней языческое, первозданное? Выскажем крамольную мысль. Язычество, пожалуй, гораздо илиже к человеческой природе, нежели христианство. Ведь оно об-р. и дается к варвару, не знающему диктата культурных стандартов. Человек воспринимается таким, какой он есть, без всяких немыслимых требований. Иное дело — христианство... Античный грек, предаваясь наслаждениям, сам определял меру i |оей аскезы, воздержанности. Кто мог указать ему черту, за кото-pi n'i услада утрачивает свою естественность? Только он сам. Иначе и 1,1 глядит эта ситуация для современного человека. Он обладает определенным знанием, которое как бы подсказывает ему, что надлежит считать нормой, а что — отклонением от нее. Отныне человек обращается не столько к собственному опыту, к спонтанно возни-п.пощим чувствам, сколько к тому, что говорит наука или сложившаяся в обществе система ограничений. Зачатки самых различных проявлений эроса есть в каждом человеке. Будучи целомудренным, он знает подземные толчки i Страсти. Посвящая себя Богу, испытывает силу земных наваждений, содрогаясь от дьявольских внушений, обретает себя в тиной любви... --------------■-------------------------Раздел II______________________  , Любовные чувства архетипны, то есть изначально одинаковы Ло культура, несомненно, оказывает воздействие на эротику ГЪспод :твующие стандарты поведения определяют форму массовых перс-киваний. Аскетизм замещает оргиастические страсти. Но отчего в истории эти кровавые оргии соседствуют с приме->ами возвышенного целомудрия, одухотворенной любви? Почему юмантические платонические чувства сменяются почитанием ран гузданных наслаждений? Отчего даже в одной культуре мы видим >азноликость эроса? Отчасти ответ прост: все это заложено в чело-;еческой природе. Что думает человек о любви? Ценит ли он свое тело? Восприни-1ает ли его как священный сосуд или как вместилище мерзких ожделений? Ощущает универсальность Эроса или знает только дну его грань? Например, в греческой философии и искусстве при ода человека, его облик, его тело — все представлялось идеалом со ершенства и гармонии. Поскольку сын природы воспринимался как перл создания, гре-еское искусство стремилось воспроизвести, выразить человечес-ое тело в порыве одухотворенной страсти. Пластика эллинскою скусства красноречиво говорит об этом. Жители Афин толпились а улице, наблюдая, как Фидий лепит человеческое тело. Древние «лософы высоко отзывались и о духе человека. Они говорили о эстоинстве человека, о его высоком предназначении. Любовь со гветственно воспринималась как глубокое чувство, освященное эгами. У изголовья влюбленных вставала Афродита, которая бла->словляла сближение тел и душевное влечение как радость жизни, Постепенно в сознании античных греков возникало различие юбви плотской и духовной. Чувственное влечение отражает пред-гавление о красоте человеческого тела. Поэтические переживаний :е более индивидуализируются. Платон полагал, что наслаждение, которому стремится человек, должно быть в определенной степеЧ л обуздано. Аристотель же в противовес ему считал, что услажде-ле тела есть все-таки благо... Однако любовь — это не только вихрь наслаждений. К концу эевней эпохи эллинское представление о человеке сменилось дру« [м воззрением. Римский философ Сенека, например, не мог cobmiv ить моральные нормы стоиков с господствовавшим благоговени* 1 перед человеческой природой и чувственным наслалодением. ОН верг идею благости человеческого существа. Убеждение, согласно которому индивид нравственно не стоек и К может противостоять всесильному пороку, подвел Сенеку к мысли, что в самом человеке гнездятся неразумие и греховность. По- ■ ому тело может рассматриваться лишь как временное хранилище души. Ей же надлежит бороться с телом, ибо плоть приносит имшь одни муки. Культ тела уступил место в средневекой культуре прославлению нетленной души, которая понималась как чистая и 111 • i фикосновенная. Любовь имеет в качестве истока сексуальную чувственность. Но lie исчерпывается ею. В ней нечто большее: союз душ, самораскры-ше личности. Поэтому древние греки различали разные формы июбви. Выделяли, например, Эрота — обожествленный эрос. Или любовь-страсть, которая отождествлялась с безрассудством. Или любовь как влечение без роковых последствий. В целом же человеческая натура понималась как единство ума, страстей и воли. Христианство принесло с собой радикальное переосмысление июбви. Отныне она стала пониматься не только как человеческая страсть, но и как державная основа человеческого бытия. Братская .....бовь — это любовь ко всем людям. Не случайно главный объект чело- i к ческой любви в Ветхом Завете—бедняк, чужестранец, вдова и сиро-i.i и даже тот, кто является национальным врагом, — египтянин. Личность при христианстве несет на себе отпечаток абсолютной благости творца. Она обретает некую самоценность. Реальный нм ной человек во всей неповторимости присущих ему физических и ■ м if хических черт оценивался отныне как непреходящая и неоспори-ч.ш ценность. Телесность, которую прославляли древние эллины, в I I шетианском идеале признается только как сосуд духовности. Любовь воспринимается отныне как святыня. Человеку, захваченному страстью, надлежит взращивать в себе чувства, через которые и раскрывается личностное богатство. Любовное переживание не i ощ,ко уникально. Оно носит всеобъемлющий характер, потому что о. u раничные объекты этого чувства — Бог, ближний, дальний... § 5. Агапе (греч.) — братская любовь Агапе — основное понятие любовного чувства в христианстве. (N»>:шачает любовь к ближнему (лат. caritas). В противоположность (росу, то есть страстной любви, агапе имела значение длительной шм.труистическойлюбви. ________________________Раздел II___________________________ J Благодаря христианству, расцвет которого пришелся на первые I зека нашей эры, произошли радикальные изменения в представле-1 гияхолюбви. К тому времени древнегреческие традиции и традиции других I культур вошли в жизнь Римской империи, испытывавшей постоян-1 яое давление варварских племен и раздиравшейся собственными внутренними противоречиями. Женская эмоциональность, осмеянная древнегреческой культурой с ее мужской "рационалистической" ориентацией, нашла новый способ выражения— поклонения мистическим культам, пришед-1 шим с Ближнего Востока. Христианство представляло собой твор-1 ческий сплав древнегреческого мышления, мессианской веры и нравственности, заимствованных из иудаизма, символизма и эмо-1 циональности мистических культов. Новое вероучение оказало на повседневную жизнь мужчин и 1 женщин большее влияние, чем учение о платонической любви. В основе христианского учения лежит понятие о любви. Явля- J ясь сущностью Бога, любовь расценивается как абсолютная исти-| на, а любовь к Богу считается равнозначной любви к человечеству J в целом. Как сказано в "Евангелии от Матфея", "Он (Бог) повелевает* солнцу Своему всходить над злыми и добрыми и посылает дождь на 1 праведных и неправедных". Любовь человека к Богу складывается из его любви к самому себЯ и любви к другим людям. Примером тому является типичное христи-1 анское изречение ап. Павла из "Послания к Галатам": "Люби ближне>| го своего, как самого себя". Снова и снова христианские проповедники! говорили о необходимости любить прежде всего тех, которые нам не] нравятся. В конце концов именно благодаря такой любви мы осозна«| ем, что любовь к духовно близким людям не требует усилий. Эта мысль выражена еще в одном изречении из "Евангелия (Л Матфея": "Любите врагов ваших и молитесь за гонящих вас". Новое вероучение считало способность платить добром за зля признаком истинного христианина и призывало разорвать пороч-I ный круг мести, соединив любовь со страданием и прощением. Эти непостижимая идея, воплотившаяся в Христовых муках, изобража* лась как знак любви ГЪспода к человечеству. На протяжении веком она привлекала внимание христианских писателей. Эту же идем подчеркивал Серен Кьеркегор (1813—1855), писавший, что "совер! шенная любовь — это любовь к тем, кто приносит несчастье". __________Неужели в другие эпохи любили иначе?____________ Предполагалось, что, распространившись, новое вероучение, ппюванное на принципах любви, милосердия, смирения и целомудрии, войдет в повседневную жизнь христиан и изменит все стороны жизни людей. Проповедуя пылкую, страстную любовь, христиане тво отделило ее от секса. Христианство с его неприятием чув-■ тс нности подчеркивало неправедный, преступный характер мно -i их типов поведения, которые были сопряжены с прелюбодеянием. Христианство запретило получать удовольствие от секса, люб-IIH и брака как таковых, осудив проституцию, супружескую измену ню мосексуализм. В то же время оно затрудняло возможность полу-чп1ия одновременного удовольствия от любви и от брака, поскольку, как указывал апостол Павел в "Послании к Галатам", "плоть желает противного духу, а дух — противного плоти". Обет безбрачия и ■и пственность прославлялись в качестве высочайших идеалов, а чин и женщин поощряли к сожительству в духовном браке. Как ни странно, неприятие секса в христианстве привело к про-i ииоположному результату, придав любви и сексу такую ценность, никой они никогда прежде не имели. Как отмечал З.Фрейд, "легко показать, что психическая значимость эротических потребностей 1111 икается, как только упрощается возможность их удовлетворения. Дин усиления либидо необходимо подавление препятствий... В свя-1п < этим можно утверждать, что аскетическое течение в христиан-• ГВе придало любви такую психическую значимость, какой она ни-.....да не обладала для древних язычников". Одолеть веления плоти мало кому дано. Об этом писал Макси-м п 11 иан Волошин: "Природа мстила, тело издевалось. Могучая, заклепанная хоть Искала выходы. В глухом подполье Монах гноил бунтующую плоть И мастурбировал, молясь Мадонне. Монахини, в экстазе отдаваясь Грядущему в полночи жениху, В последней спазме не могли различить Иисусов лик от лика Сатаны..." После крушения Римской империи и возникновения первых хри-| i панских государств обнаружилось, что пропаганда обета безбрачии мешает рождаемости. Предпочтительнее стало не пылать от . Раздел II. страсти, а жениться. Со временем брак превратился в священным обет, защищающий супругов от беспорядочных связей и прелюбодеяния и служащий цели деторождения. В противоположность античному браку он провозглашался нерасторжимым. Все что в браке считалось законным и незаконным,! в одинаковой степени относилось как к мужчинам, так и к женщм нам. Как отмечается в "Первом послании к Коринфянам", секс ради удовольствия достоин предания анафеме: "Блудник тот, кто слиш-1 ком пылко любит свою жену". Многие сочли поставленную новым! вероучением дилемму неразрешимой и предпочли вести безбрач-1 ную жизнь в монастыре. Тем не менее под эгидой христианской любви брак приобрел значение, которого не имел в античном мире. По крайней мере дружеское расположение, взаимная привязанность и уважение стали идеалами, к которым должна была стремиться каждая супружеская пара. Эта идея отражена в "Послании к Ефесянам": "Мужья, любитп своих жен, как и Христос возлюбил Церковь". В данном случае Церковь расценивает собствешгую сущность как женскую. Возникновение женского элемента в христианстве можно проследить на примере постепенной эволюции культа Богоматери, вели чайшей посредницы между небом и землей, напоминающей в это! роли матерей в обыкновенных семьях. Дева Мария не была в ключе! I в Святую Троицу по причине смертности, однако в XI в., во времен;! Крестовых походов она по своей популярности превзошла Троицу, ге времена даже ходили слухи о том, что Господь изменил свой пол, Цеве Марии приписывались бесчисленные чудеса; она была вдохни вительницей создателей готического стиля в архитектуре, в ее чес 11 зыло воздвипгуто множество храмов и церквей, строительство кото« эых требовало колоссальных людских и материальных затрат. Культ Девы Марии привел к появлению совершенно нового эбъекта любви — им впервые стала не священная богиня, а земном смертная женщина. По мнению Э.Фромма, Агапе — это любовь равных. Но в действ^ 'ельности, даже будучи равными, мы не всегда равны. Поскол1 see мы люди, всем нам нужна помощь: сегодня мне, завтра теС )днако то, что мы нуждаемся в помощи, еще не значит, что одни 1 тс беспомощны, а другие могущественны. Беспомощность — пр юдящее состояние. Способность же стоять и ходить на своих ног сть способность постоянная и всеобщая. ,                Неужели в другие эпохи любили иначе?____________ Тем не менее, по мнению Э.Фромма, любовь к слабому, любовь к гн'дняку и чужестранцу есть начало братской любви. Любить соб-i тиенную плоть и кровь — не бог весть какое достижение. Живот-нос тоже любит своих детенышей и заботится о них. Беспомощный нюбит своего хозяина, потому что от него зависит его жизнь. Ребе-i |ок любит своих родителей, потому что они ему нужны. И только в любви к тем, кто не служит никакой цели, любовь 11.1 ■гинает раскрываться по-настоящему Сочувствуя беспомощному, 11 с -л овек развивает в себе любовь к брату. И в любви к самому себе он к шее любит того, кто нуждается в помощи, любит хрупкое, безза-11 и iTHoe существо. Сочувствие предполагает знание и отождествление. В Ветхом Завете говорится: "Пришельца не обижай... вы знаете душу пришельца, потому что вы сами были пришельцами в земце Египетской" (Исх.23:9). Э.Фромм отличал братскую любовь от других видов этого чув-i i на — материнской любви, эротической, любви к себе и любви к lory. § 6. Куртуазная любовь Любовь может быть разной. Чувственной или, наоборот, беспо-inii, эгоистичной или бескорыстной, жертвенной, романтической и даже сугубо приземленной. Попытаемся разобраться в этом разнообразии. Средневековая христианская аскеза наложила своей отпечаток и. i чувственный мир людей. Между XI и XIV веками в Западной Европе возникло принципиально новое понимание любви, которое вы-||,|.1Илось в возникновении так называемой любви куртуазной, и Ни амор. Мужчина испытывал к женщине нежнейшие чувства, бонн морил свою избранницу, готов был рыдать возле ее ног. Ноприэтом |0Вее не стремился продвинуться в собственных чувствованиях. В ыкой любви исключалось иногда даже обыкновенное знакомство. Мировая история не знает больше подобного феномена. Нигде никогда не культивировалась ни раньше, ни позже такая любовь, ■оторая могла дышать только на расстоянии. Предполагалось толь-■0 беспредельное обожание, трепетное переживание окрыляюще-В, по невозможного чувства. Любовь даже не к женщине, а к ее образу, без которого нет настоящего счастья в жизни. Любовь Дон Кихота к Дульсинее Тобосской. _________________________Раздел II___________________________ Расцвет куртуазной любви пришелся на XI век с его Крестовы-и походами, организованными папством против ислама в Испари и на Среднем Востоке. Вслед за установлением связей с ислам-:ими государствами в Южной Франции, а затем и во всей Запад-)й Европе возникла поэзия, прославляющая страстную любовь к енщине. Из королевства в королевство ее несли трубадуры и мин-:зингеры. Поэзия куртуазной любви сохранилась в романах о Три-ане и Изольде, Ланселоте и Джиневре, Троиулусе и Крессиде, Пар-крале, а также в подлинной истории об Элоизе и Абеляре. В этих романах прославлялись разного рода страдания на позе земной любви. Наивысшим счастьем считалось испытывать ^утоленную страсть. Вокруг любви возник своеобразный культ. ожно сказать, что слова в христианском изречении "Бог есть Лю->вь" поменялись местами. В центре этого культа оказалась конк-;тная женщина. Куртуазная любовь была личным и избирательски чувством. Предмет любви всегда тщательно выбирался любящим и не мог >ггь заменен никем иным. Чтобы стать достойной поклонения, жен-ине, в свою очередь, полагалось иметь мужа и быть недосягаемой, фтуазную любовь часто осуждали за прославление супружеской шены и неуважение к браку. Однако это вовсе не так. Супружеская змена вовсе не являлась целью куртуазной любви, а се "безнравст-:нность" обусловлена самой природой средневекового брака. Сущность куртуазности составляла свободно избранная и спи эдно дарованная любовь. В средние века считалось, что такая лю-язь недоступна супругам. Ведь они ориентировались вовсе на дру->е: на продолжение рода и увеличение собственности. Тайна сем i .и лла сопряжена с политическими амбициями. Глубокое и непоя :льное чувство могло возникнуть только за пределами семьи. Правила амор строятся на том, что рыцарь поступает на слу своей возлюбленной. Эта служба возвышает и облагораживает его) гужа даме, рыцарь должен доказать свою доблесть. Здесь можно :помнить слова средневекового автора: "Какая чудесная вещь лн эвь. Она заставляет мужчину обрести многие добродетели и рам явает в любом человеке многие положительные качества". Отношения рыцаря с дамой походили на взаимоотношения ват ала и феодала и предполагали взаимные права и обязанности. РЩ арь должен был вынести любые испытания, изобретенные его дЛ ой. При европейских дворах были учреждены так называемые "ЛЮБ __________Неужели в другие эпохи любили иначе?____________ овные суды", которые решали споры между возлюбленными. Обычно рыцарь доказывал свою доблесть на турнирах и поединках. Мучения, которым подвергал себя рыцарь, добивающийся расположении дамы, зачастую напоминали самоистязания кающегося грешника. Однако считалось, что каждое успешно пройденное испытание ведет к сближению влюбленных. Характер и правила куртуазной любви в огромной степени t in |оделялись стремлением военной аристократии отмежеваться от крестьянства и духовенства. Наряду с рыцарским кодексом чести 111) п стократия изобрела сложный ритуал совершенствования рыца- ■ как воина. Многие историки, культурологи, размышляя над странным и уникальным феноменом любви, пришли к выводу, что со времен Д| к-внего Рима на Западе куртуазность и куртуазный гуманизм ока-■лись наиболее мощным фактором развития культуры. Ни в одну щ >у гую эпоху идеал цивилизации не сливался в такой степени с иде- iimiM любви. Куртуазная любовь в средние века — это своего рода подвиг. I lei юведовать романтическое чувство в средневековом религиозном ■ществе означало совершать нечто святотатственное и еретичес-Иое. Романтические переживания на окраинах Римской империи и ■ ее пределами, т.е. среди народов, сравнительно поздно обращенных в христианство. С этой точки зрения куртуазная любовь выг-чидела протестом против претензий христианской церкви на обла-i nine абсолютной истиной. Отстаивая принципы куртуазной любви, рыцарство утвержда-'I'Hi >бственную систему ценностей. Оно содействовало раскрепоще-нию личности, достигшему расцвета в эпоху РеформацииXTV века. 11' спмненно, церковь видела в куртуазной любви угрозу собственному авторитету и потому в XIII в. организовала на юге Франции ей, называемый Крестовый поход, во время которого привержен-i ил куртуазной любви попали в число тех, кого надо уничтожить. Между идеалами куртуазной любви и реальной жизнью суще-i i попало глубокое расхождение. Один из авторов сказал так: "Ци-иппизация всегда стремится обрядить любовь в фантастические 1,ы, возвеличить ее и дать ей определение, забыв тем самым о ■ • I»той реальности". С одной стороны, возвышенное отношение к щн i щине в куртуазной любви во многом обусловлено потребностью Мужчин проявить в любви такой же героизм, как и в сражении. __________________________Раздел II Но здесь любопытно привести суждение и противоположное — Христиан деПизан, которая жилавХГУв. и считалась одной из пер зых писательниц-феминисток. Она писала: "Все правила любви изобретены мужчинами. Даже когда речь идет об идеальной любв! i. >ротическая культура все равно остается пронизанной мужским эгоизмом. Именно стремление замаскировать этот эгоизм и ведет к бс< • сонечным выпадам против брака и женщины с ее слабостями".


  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.